Научная статья на тему 'Динамика индивидуального здоровья, условия и качество жизни детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения'

Динамика индивидуального здоровья, условия и качество жизни детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ДЕТИ / ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / HEALTH / LIVING CONDITIONS / QUALITY OF LIFE / CHILDREN / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павленко Тамара Николаевна, Кацова Г. Б., Малеева Н. П.

Изучена динамика индивидуального здоровья, качество жизни и социально-экономические условия жизни 513 детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения. Установлены относительно высокие параметры физического функционирования и существенно ниже — эмоционального, социального и ролевого функционирования, отражающие уровень психосоциального здоровья детей. Злоупотребление в семье алкоголем оказывало достоверное влияние на ухудшение физического, эмоционального функционирования и снижение общего балла качества жизни детей 3—4 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павленко Тамара Николаевна, Кацова Г. Б., Малеева Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Dynamics of Individual Health, the Life Conditions and Its Quantity in Children Visiting Pre-school Educational Organizations of Orenburg

There have been studied the dynamics of individual health, quantity of life and social economic conditions of life of 513 children visiting pre-school educational organizations. With age unfavorable dynamics has been registered by groups of health. The study of life quantity has given more complete picture of real level of children's prosperity and established the relatively high parameters of physical functioning and essentially low emotional, social and role functioning that reflect the level of mental and social health. Abuse of alcohol in families exercised the proved negative influence on physical, emotional functioning and reduced the total mark of life quantity of 3-4 years children.

Текст научной работы на тему «Динамика индивидуального здоровья, условия и качество жизни детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения»

ИЮНЬ №6 (243)

35

g

ДИНАМИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ, УСЛОВИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Т.Н. Павленко, Г.Б. Кацова, Н.П. Малеева

THE DYNAMICS OF INDIVIDUAL HEALTH, THE LIFE CONDITIONS AND ITS QUANTITY IN CHILDREN VISITING PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF T. ORENBURG

T.N. Pavlenko, G.B. Katzova, N.P. Maleyeva

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Изучена динамика индивидуального здоровья, качество жизни и социально-экономические условия жизни 513 детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения. Установлены относительно высокие параметры физического функционирования и существенно ниже — эмоционального, социального и ролевого функционирования, отражающие уровень психосоциального здоровья детей. Злоупотребление в семье алкоголем оказывало достоверное влияние на ухудшение физического, эмоционального функционирования и снижение общего балла качества жизни детей 3—4 лет.

Ключевые слова: здоровье, условия жизни, качество жизни, дети, детские дошкольные образовательные учреждения.

There have been studied the dynamics of individual health, quantity of life and social economic conditions of life of 513 children visiting pre-school educational organizations. With age unfavorable dynamics has been registered by groups of health. The study of life quantity has given more complete picture of real level of children's prosperity and established the relatively high parameters of physical functioning and essentially low emotional, social and role functioning that reflect the level of mental and social health. Abuse of alcohol in families exercised the proved negative influence on physical, emotional functioning and reduced the total mark of life quantity of 3-4 years children.

Keywords: health, living conditions, quality of life, children, pre-school educational institutions.

Укрепление здоровья подрастающего поколения, предупреждение неблагоприятных воздействий на детский организм, включая не только медико-биологические, но и социальные факторы определяет необходимость комплексных подходов в изучении здоровья детей.

В начале XXI в. термин «качество жизни» превратился в предмет научных исследований и стал более точным — «качество жизни, связанное со здоровьем» (health related quality of life, HRQL). А.А. Новиком и ТИ. Ионовой (2007) предложено следующее определение: качество жизни — интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии». Использование данного критерия возможно в виде двух вариантов: оценка качества жизни как отдельного блока наряду с традиционными группами здоровья и включение показателей качества жизни как дополнительных критериев непосредственно в комплексную оценку.

Цель исследования: установление закономерностей в динамике индивидуального здоровья и качества жизни детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения г. Оренбурга для определения основных направлений профилактической работы с детьми дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе десяти детских дошкольных образовательных учреждений, расположенных в различных районах г. Оренбурга, что отвечало принципу рандомизации и обеспечивало достаточную репрезентативность выборочной совокупности. Проведено одномоментное обследование 513 детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения.

Изучение заболеваемости и анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детских дошкольных образовательных учреждениях, проводились при проведении диспансеризации детей.

В ходе исследования была изучена динамика индивидуального здоровья детей обследуемой группы детей дошкольного возраста, начиная с антенатального периода до 7 лет методом выкопировки данных из «Историй

развития ребенка» (форма № 112/у) и «Медицинской карты ребенка для образовательного учреждения» (форма № 026/у). В разработанную «Карту сведений о здоровье детей дошкольного возраста» вносились данные генеалогического, медико-биологического анамнеза жизни, результаты предыдущих профилактических медицинских осмотров, а также данные комплексной оценки состояния здоровья детей на момент проведения исследования.

Для изучения качества жизни 513 детей было проведено очное анкетирование родителей и прямое интервьюирование детей 5—7 лет с использованием опросника оценки качества жизни в педиатрии PedsQL 4.0,

В нашем исследовании для изучения качества жизни детей дошкольного возраста были использованы опросники для анкетирования родителей детей 2—4 лет и 5—7 лет и опросники для прямого интервьюирования детей 5—7 лет. Использование параллельных родительских форм является необходимым условием, обеспечивающим комплексный подход, благодаря которому учитывается в совокупности мнение детей и родителей.

Общий опросник для проведения анкетирования родителей всех детей состоит из 23—21 вопросов (в зависимости от возраста детей), которые объединены в следующие шкалы:

— физическое функционирование — ФФ (8 вопросов);

— эмоциональное функционирование — ЭФ (5 вопросов);

— социальное функционирование — СФ (5 вопросов);

— ролевое функционирование — жизнь в детском саду/яслях — (3 или 5 вопросов в зависимости от возраста).

Перекодировка данных опросника выполнялась на базе ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН» (г. Москва), лаборатории медицинского обеспечения и качества жизни детского населения. Данный этап исследования проведён совместно с сотрудником ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН», д.м.н. И.В. Винярской. Общее количество баллов рассчитывалось по 100-балльной шкале после процедуры шка-

36

ЗНиСО ИЮНЬ № (243)

лирования, по разработанному авторами опросника алгоритму: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка. Проведено сопоставление результатов изучения качества жизни с установленными в ходе исследования группами здоровья и с некоторыми социальными характеристиками жизни семей.

Социологический опрос 513 родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, был проведен по анкетам, которые включали 30 вопросов, отражающих социальный, образовательный и материально-экономический статус родителей, жилищно-бытовые условия, психологический микроклимат в семье, режим и характер питания, а также уточняющие данные о заболеваемости ребенка, наследственной отягощен-ности по различным заболеваниям, наличия вредных привычек у членов семьи.

Анализ генеалогического анамнеза жизни показал, что у ближайших родственников обследованных детей наиболее часто отмечалась патология желудочно-кишечного тракта (46,5 %), аллергические заболевания (38,4 %), заболевания органов эндокринной системы (32,5 %). Заболевания органов сердечно-сосудистой системы имели место в 34,7 % семей, органов мочеполовой системы — 22,3 % семей, костно-мышечной системы и соединительной ткани — 21,9 %, болезни лор-органов — 17,8 %, онкопатология — 9,6 %.

У матерей обследованных детей отмечались заболевания эндокринной системы (15,1 %), сердечнососудистой (14,8 %), мочеполовой (14,2 %), пищеварительной (3,2 %) и дыхательной (3,1 %) систем. Инфекции в анамнезе (туберкулез, токсоплазмоз и другие) отмечались у 8,2 % женщин. Во время беременности 14,5 % матерей перенесли острые инфекционные заболевания. У 2,5 % женщин во время беременности были выявлены заболевания, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, трихомониаз, ВИЧ-инфекция и др.), у 23,8 % — имела место канди-дозная инфекция половых путей.

Неблагополучие в состоянии здоровья матерей способствовало развитию отклонений в характере течения беременности и родов. Так, 54,6 % женщин наблюдались по поводу токсикоза первой или второй половины беременности. Анемия была установлена у 40,1 % беременных. Признаки хронической внутриутробной гипоксии плода были выявлены в 40,1 % случаев. Беременность без осложнений наблюдалась в 9,8 % случаев.

На естественном вскармливании в течение первого года жизни находилось 50,3 % детей, до шести месяцев

— 20,8 %, до трех месяцев — 15,4 %, до одного месяца

— 11,0 %. Искусственные смеси с рождения получали 2,5 % детей.

На первом году жизни наблюдались по поводу анемии различной степени тяжести 31,6 % детей, по поводу экссудативно-катарального диатеза — 28,4 %, по поводу лимфатического диатеза — 1,6 %. Расстройства питания имели место в 7,6 % случаев: гипотрофия (6,0 %), паратрофия (1,6 %). Проявления рахита были отмечены у 1,6 % детей. Перенесли острые инфекционные заболевания (острые респираторные и кишечные инфекции)73,3 % детей. Один ребенок перенес менин-гококковый менингит.

В течение первого года жизни находились под наблюдением невролога по поводу различных отклонений со стороны нервной системы 65,9 % детей, хирурга-ортопеда — 42,3 %, эндокринолога — 4,4 %, у других специалистов (кардиолог, окулист) — 10,4 % детей.

При анализе результатов профилактических медицинских осмотров детей в возрасте одного года было отмечено, что 14,8 % обследованных были отнесены в I группу здоровья, 62,8 % — во II группу здоровья, 22,4 %

— в III группу здоровья. Во вторую группу здоровья вошли дети с функциональными отклонениями со стороны нервной системы (18,6 % детей), анемией легкой степени (13,1 %), кардиопатией функционального характера (23,7 %), дисплазией тазобедренных суставов (2,0%), транзиторным гипотиреозом— 1,7 % и др.

Третью группу здоровья в данном возрасте составили дети с перинатальной энцефалопатией — 13,1 %, пупочной грыжей —7,4 %, гипотрофией — 2,3 %, врожденным пороком сердца — 1,1 %, атопическим дерматитом — 2,6 %.

В ходе исследования было установлено, что у 52,7 % детей начало посещения детского образовательного учреждения соответствовало возрастному промежутку до 2 лет, у 44,5 % — от 3 до 4 лет, у 2,8 % — старше 5 лет. В ходе профилактических медицинских осмотров у детей диагностируется ряд функциональных нарушений и хронических заболеваний, находящихся вне обострения, которые не были зафиксированы по материалам обращаемости детского населения. Анализ распределения детей по группам здоровья позволил установить, что в двухлетнем возрасте 19,7 % детей были отнесены к I группе здоровья, у 74,7 % детей были выявлены различные морфо-функциональные отклонения, которые были представлены кардиопатией функционального характера в 28,9 % случаев, анемией в 2,4 %, функциональными отклонениями со стороны нервной системы в 4,1 %, дисметаболической нефропатией в 0,7 % случаев. Хронические заболевания в стадии компенсации были у 5,6 % детей. Существенное уменьшение количества детей с III группой здоровья в возрасте 2-х лет по сравнению с годовалыми детьми обусловлено в основном тем, что к данному возрасту часть детей переходит во II группу здоровья. В большей степени это касается перинатального поражения нервной системы, гипотрофии.

Анализ распределения детей по группам здоровья свидетельствует о сокращении количества детей с

I группой здоровья в возрастном периоде от 3-х до 7 лет с 17 до 5,7 % соответственно (p < 0,05) . Доля детей с

II группой здоровья увеличивается с 70%до 82 %, (р < 0,05) количество детей с III группой здоровья существенно не меняется и колеблется от 9 до 14,4 %.

Структура заболеваемости, выявленной в ходе профилактических медицинских осмотров, представлена на рисунке. Наиболее часто у детей отмечались заболевания органов пищеварения, кровообращения и дыхания.

Причем болезни органов пищеварения значительно чаще регистрировались у детей в возрасте 5—7 лет, чем в 3—4 года (44—48 и 26,7—28 % соответственно /р < 0,05/). Отклонения со стороны органов пищеварения были представлены как функциональными нарушениями (кариес в 44,5 % случаев, дискинезии желче-выводящих путей в 22,3 %, панкреатопатии в 18,6 %), так и хроническими заболеваниями, преимущественно хроническим гастритом (4,7 %).

Болезни органов кровообращения встречались с одинаковой частотой на протяжении всего дошкольного периода (от 23 до 36 %, р > 0,05) и были представлены функциональными кардиопатиями (34,7 %), пролапсом митрального клапана (12,6 %).

Болезни органов дыхания также чаще наблюдались у детей 6—7 лет (22—24 %), чем у детей 3—5 лет

— в 13—15 % случаев ( р < 0,05). В основном они были представлены заболеваниями ЛОР-органов — аденоидными вегетациями (15,9 %), хроническим тонзиллитом различной степени компенсации (9,8 %), хроническим риносинуситом (1,4 %).

Для получения более полной и точной информации о перенесенных ребенком в течение последнего года эпизодах острых заболеваний данные из медицинской документации были уточнены анкетированным опросом

S

ИЮНЬ (243)

37

5.

родителей. В ходе исследования было установлено, что 64,3 % детей перенесли в течение этого года до 3 эпизодов острых инфекционных заболеваний (хорошая резистентность организма), 34,9 % — от 4 до 5 эпизодов (сниженная резистентность), 0,8 % — 6 и более эпизодов (низкая резистентность). Значительно реже у детей дошкольного возраста отмечались заболевания эндокринной системы в виде диффузного зоба 1 степени (6,9 %), отклонения в физическом развитии (экзогенно-конституциональное ожирение 1 и 2 степени).

Болезни глаза и его придаточного аппарата были представлены миопией (16,7 %) и гиперметропией различной степени тяжести (5,6 %), дисфункцией носо-слезного канала (0,4 %). Причем в возрастном периоде от 3 до 7 лет частота отклонений со стороны органа зрения увеличилась с 3,3 до 12,0 % (р < 0,05).

Среди болезней костно-мышечной системы регистрировались нарушения осанки (10,8 %), плоскостопие (5,9 %), сколиоз (1,2 %), плосковальгусные стопы (4,7 %) и с возрастом частота их увеличивалась с 1,7 % в 3-х летнем возрасте до 10,4 % в 7-летнем возрасте (р < 0,05). Психические болезни и расстройства поведения регистрировались редко. Частота выявления отклонений со стороны нервной системы у детей имела явную тенденцию к сокращению в возрастном периоде от 3 до 7 лет с 15 до 7 % соответственно.

Можно отметить несколько большую частоту встречаемости у детей 7 лет болезней эндокринной системы (17,9 %) и болезней глаза и его придаточного аппарата (12,3 %).

В ходе исследования были изучены составляющие качества жизни детей, посещающих ДОУ. В обследуемой группе детей были выделены две подгруппы дошкольного возраста: младшая возрастная (3—4 лет) и старшая возрастная (5—7 лет).

У детей младшей возрастной подгруппы родители наиболее высоко оценили физическое функционирование (87 баллов) и несколько ниже социальное функционирование. Это свидетельствует о том, что дети данной возрастной группы в достаточно высокой степени активны, подвижны, самостоятельны в быту, практически не испытывают ощущений утомляемости или боли, а также активно общаются со сверстниками, участвуют в совместных играх, способны самостоятельно выполнять задания.

Как видно из таблицы, наименьший балл получили эмоциональное и ролевое функционирование.

60

50

40

30

20

10

.....

.....

3 года 7 лет

ЕЗ Болезни органов иишрварения ПН Болезни органов кровоообрашрния Ш Болезни органов дыхания ЕЗ Болезни глаза и его придаточного аппарата Ш Болезни эндокринной системы 0 Болезни костно-мышечной системы

Рис. Структура заболеваемости детей по результатам профилактических осмотров (%)

Эмоциональное функционирование оценивалось в среднем на (71,8 ± 16,2) балл, что свидетельствует о наличии у детей страхов, чувства грусти, тревоги, злости. Ролевое функционирование, отражающее трудности выполнения ребенком его социальной роли, включающее когнитивные проблемы при выполнении заданий в детском саду, пропуски занятий по болезни, оценивалось в среднем на (71,2 ± 17,0) баллов. В связи с этим суммарный показатель психосоциального здоровья, включающий значения данных шкал, имел достоверно более низкую оценку, чем физическое функционирование — (75,8 ± 12,2) и (87,0 ± 10,7) баллов соответственно. Общий балл качества жизни детей 3—4 лет составил (80,3 ± 10,3).

При изучении параметров качества жизни детей старшей возрастной группы (5—7 лет) по ответам родителей было установлено, что общий балл качества жизни составляет (76,9 ± 12,0). Причем распределение балльных оценок по составляющим шкалам аналогично младшей возрастной группе: физическое и социальное оценивается родителями на (82,6 ± 12,9) и (80,2 ± 14,5) балла, эмоциональное функционирование на (73,1 ± 13,1) балла, ролевое — (67,0 ± 15,0) балла. Психосоциальное здоровье также имело более низкую оценку (73,6 ± 12,0) балла, чем физическое функционирование. Общий балл качества жизни детей 5—7 лет составил (76,9 ± 10,9).

При проведении опроса ответы детей 5—7 лет по оценке качества жизни существенно отличались от ответов их родителей. Общий балл качества жизни составил (69,4 ± 13,6), что достоверно ниже оценки родителями (76,9 ± 10,9). По ответам самих организованных детей 5—7 лет самую высокую оценку получило социальное функционирование (71,9 ± 18,0) и несколько ниже физическое и ролевое (69, ± 17,0 и 69,9 ± 17,0 соответственно). Самая низкая оценка по параметрам эмоционального функционирования — (65,4 ± 20,1) балла. Полученные оценки определили величину общего балла качества жизни детей этой возрастной группы на (69,1 ± 14,7). Психосоциальное здоровье (сумма балла эмоционального, социального и ролевого функционирования) оценивалось на (69,4 ± 13,6) балла. Сравнение ответов родителей и детей позволило установить, что все параметры качества жизни, кроме ролевого функционирования, детьми оцениваются достоверно ниже, чем родителями (р <0,05).

В связи с тем, что понятие «качество жизни» многогранно и включает в себя различные аспекты функционирования ребенка, находящиеся в тесной взаимосвязи, в ходе исследования представляло интерес сопоставить показатели качества жизни с группами здоровья и социально-экономическими условиями жизни.

Для решения данной задачи был использован непараметрический Ц-критерий Уилкоксона-Манна-Уитни при сравнении количественных признаков в двух независимых выборках. Данным методом проведено сравнение основных показателей качества жизни у детей с различными группами здоровья в возрастных подгруппах 3—4 и 5—7 лет. У организованных дошкольников средние показатели всех параметров качества жизни существенно не различались в зависимости от группы здоровья (I, II, III) в возрастных подгруппах детей 3—4 лет (по ответам родителей) и 5—7 лет (по ответам родителей и самих детей).

В ходе исследования метом анкетирования проведено изучение социально-экономических условий проживания детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения г. Оренбурга.

0

38

ЗНиСО ИЮНЬ №6 (243)

Каждая четвертая семья была вынуждена направить своего ребенка в детское дошкольное образовательное учреждение в связи с необходимостью матери или отца выйти на работу, чтобы обеспечить достаточный уровень жизни (23,0 %) или продолжить профессиональную карьеру (6,6 %). В 1,22 % случаев родители отмечали нежелание, чтобы воспитанием ребенка занимались другие люди (няня или бабушки), в 1,1 % назывались другие причины (неблагополучные жилищные условия, болезнь бабушки).

Для определения влияния медико-социальных условий жизни семьи на качество жизни ребенка было проведено сопоставление всех параметров качества жизни большой когорты организованных детей (отдельно младшей и старшей возрастной подгруппы) с основными бытовыми и социальными характеристиками семей.

При сравнении качества жизни детей 3—4 лет и 5—7 лет (по ответам родителей и самих детей) в семьях с недостаточным уровнем дохода на одного члена семьи (менее 5 000 руб.) и в семьях, имеющих доход больше 5 000 руб. на одного члена семьи, различий в зависимости от дохода по всем шкалам качества жизни не было выявлено.

При неблагополучных жилищных условиях (размеры жилой площади менее 7 м3 на одного члена семьи и / или проживание в общежитии, коммунальной квартире, в съемном жилье) отмечена тенденция к снижению показателей качества жизни по всем шкалам только у детей 3—4 лет. Качество жизни детей 5—7 лет (по ответам самих детей и их родителей) не зависело от жилищных условий.

При неблагоприятном психологическом микроклимате в семьях детей младшей и старшей возрастной подгруппы (по ответам родителей) выявлялась тенденция к ухудшению качества жизни, а по ответам самих детей 5—7 лет, влияния психологического микроклимата семьи на качество жизни не было выявлено.

Злоупотребление в семье алкоголем (по ответам родителей детей 3—4 лет) оказывало достоверное (р < 0,05) влияние на ухудшение физического (ФФ), эмоционального функционирования (ЭФ) и снижение общего балла (ОБ) качества жизни. У детей старшей возрастной подгруппы по ответам самих детей и их родителей не выявлялось влияния употребления алкоголя на качество жизни детей.

В полных и неполных семьях не было выявлено различий в показателях качества жизни детей.

Увеличение количества детей в семье (3 ребенка и более), по мнению самих детей 5—7 лет, достоверно оказывало неблагоприятное влияние на их физическое, эмоциональное функционирование и оба суммарных показателя — психосоциальное здоровье и общий балл. По ответам родителей детей и 3—4 лет, и 5—7 лет, количество детей в семье не влияло на качество их жизни.

При увеличении количества неблагоприятных признаков в семье, по результатам опроса родителей, отмечалась тенденция к ухудшению всех параметров качества жизни, кроме ролевого функционирования. Наличие одного неблагоприятного признака еще не влияло на качество жизни детей, а с увеличением признаков до двух, трех и четырех показатели шкал качества жизни постепенно уменьшались.

Полученные результаты показывают наличие разногласий во мнениях детей и родителей относительно

влияния состояния здоровья и социально-бытовых условий на качество жизни.

Таким образом, анализ индивидуального здоровья детей, посещающих детские образовательные учреждения, свидетельствует о том, что почти половина детей рождены при отягощенном биологическом анамнезе, в условиях хронической гипоксии плода, угрозы прерывания беременности, на фоне анемии. У значительного количества детей в неонатальном периоде выявлялись патологические отклонения со стороны нервной системы. Каждый третий ребенок на первом году жизни наблюдался по поводу анемии, экссудативно-катарального диатеза. С возрастом отмечается неблагоприятная динамика по группам здоровья, характеризующаяся уменьшением количества детей с первой группой здоровья при увеличении доли детей, входящих во вторую группу здоровья. В значительной степени это обусловлено увеличением частоты морфофункциональных отклонений со стороны органов пищеварения, дыхания, костно-мышечной системы, глаза и его придаточного аппарата.

Изучение качества жизни с использованием русской версии опросника позволяет получить более полную картину фактического уровня благополучия детей. Определение параметров качества жизни дают возможность оценить в баллах уровень физического, эмоционального, социального и ролевого функционирования. Характерными для детей дошкольного возраста являются относительно высокие параметры физического функционирования и существенно ниже — эмоционального, социального и ролевого функционирования, отражающие уровень психосоциального здоровья. Данная закономерность прослеживается как у детей 3—4 лет, так и 5—7 лет. Сравнение результатов опроса детей и родителей позволило установить, что все параметры качества жизни, кроме ролевого функционирования, детьми оценивались достоверно ниже, чем родителями.

Параметры качества жизни можно рассматривать в качестве критериев, характеризующих уровень физического функционирования детей и их психосоциального здоровья. Наличие отклонений по шкалам психосоциального здоровья может служить ориентиром к проведению индивидуальной психологической диагностики и корригирующих мероприятий по улучшению качества жизни ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

S

Альбицкий В.Ю. Винярская И.В. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Альбицкий В.Ю. //Российский педиатрический журнал. 2007. № 5. С. 54—56

3. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. 155 с.

4. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии /Под ред. А.А. Баранова. Изд. группа ГЭОТАР-Медиа, 2000. 608 с.

5. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине /Под ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко. М.: ОЛМА, 2007. 320 с.

Контактная информация:

Павленко Тамара Николаевна, тел.: 8 (987) 848-25-26

Contact Information: Pavlenko Tamara, phone 8 (987) 848-25-26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.