УДК Б14.2.003:Б1Б-003.9Б-053.4:372.215
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Т.Н. Павленко, Г.Б. Кацова, С.Г. Димова, Н.П. Малеева,
ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»
Павленко Тамара Николаевна - e-mail: [email protected]
Изучены показатели качества жизни Б13 детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения. Установлено, что показатели качества жизни существенно варьируют в зависимости от возраста, времени, прошедшего с момента поступления в детский сад, и тяжести клинических проявлений адаптационного периода. В периоде адаптации детей к детскому саду характерны низкие показатели качества жизни по шкалам эмоционального, ролевого и социального функционирования при относительно высоких показателях физического функционирования. У детей 5-7-летнего возраста даже после завершения адаптационного периода отмечаются низкие показатели качества жизни, отражающие психосоциальное здоровье.
Ключевые слова: дети, здоровье и качество жизни, адаптация, детские дошкольные образовательные учреждения.
The quality of Б13 children's lives attending preschool educational institutions has been studied. It is found that quality of life varies greatly depending on the age; the time elapsed from the moment of entering a kindergarten and the severity of the clinical manifestations of the adaptation period. In the period of adaptation to a kindergarten, children are associated with low quality of life on the scale of emotional, role and social functioning, with relatively high rates of physical functioning. 5-7 year-old children, even after completion of the adaptation period, have low quality of life, reflecting the psychosocial health.
Key words: children, health and quality of life, adaptation, preschool educational institutions.
Введение
Дошкольный период детства (от 3 до 7 лет по классификации Н.П. Гундобина) характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех систем организма, существенным изменением социального окружения, повышением умственных и статических нагрузок. Адаптацию детей к условиям детского дошкольного учреждения (ДОУ) можно рассматривать и как составную часть социализации, и в качестве ее механизма [1]. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социальнопсихологическую [2, 3]. Однако в современных условиях в основном уделяется внимание оценке состояния здоровья детей без учета их социального и духовного благополучия. В настоящее время необходима разработка интегральной оценки состояния ребенка за счет включения в перечень первичных диагностических данных показателей его физического, психологического, социального функционирования (игровая активность и общение с детьми в детском дошкольном учреждении) в совокупности с мнением родителей о состоянии их ребенка, объединенных в комплексное понятие «качество жизни» [4]. В настоящее время создана система наблюдения за детьми, поступающими в ясли или детский сад. Она включает в себя анкетирование родителей при поступлении, наблюдение за поведением ребенка в первый месяц посещения яслей или детского сада, общение при необходимости с психологами детского дошкольного учреждения. Разработаны критерии тяжести адаптации, базирующиеся на оценке особенностей
эмоционально-поведенческих реакций ребенка и показателей состояния здоровья [3]. Изучение качества жизни детей в период адаптации к условиям пребывания в ДОУ с позиций восприятия и оценки ребенком различных сфер жизни, имеющих для него значение, и тех ощущений, которые связаны для него с проблемами функционирования в этот особый период его социализации, не проводилось.
Цель исследования: изучить закономерности динамики качества жизни детей в период адаптации к условиям детского дошкольного образовательного учреждения.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе 10 детских дошкольных образовательных учреждений, расположенных в различных районах города Оренбурга, и в семьях, имеющих детей дошкольного возраста, что отвечало принципу рандомизации и обеспечивало достаточную репрезентативность выборочной совокупности. При планировании исследования для определения количества лиц, участвующих в нём, была проведена оценка репрезентативности выборки с учетом пределов возможной ошибки (0,05). На основании выполненных расчетов была составлена выборочная совокупность и проведено одномоментное обследование 613 детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения, в том числе 100 детей в возрасте 2-3 лет, впервые поступивших в детский сад, в динамике: на первой неделе пребывания ребенка в ДОУ и через 3 месяца после поступления. У 158 детей в возрасте
2-4 года проведено изучение качества жизни через 6 месяцев после поступления в ДОУ. Изучение качества жизни у 355 детей в возрасте 5-7 лет позволило оценить данный показатель в период завершения адаптационного периода к ДОУ.
Комплексная оцен ка состоя н ия здоровья детей дошкольного возраста проводилась по следующим критериям: уровню и гармоничности физического и нервнопсихического развития, степени резистентности, уровню функционального состояния органов и систем, наличию или отсутствию хронических заболеваний (в соответствии с приказом МЗ РФ № 621 от 30 декабря 2003 года «О комплексной оценке состояния здоровья детей»).
Для изучения качества жизни детей было проведено очное анкетирование родителей и прямое интервьюирование детей 5-7 лет с использованием опросника оценки качества жизни в педиатрии РесВДЬ™ 4.0, разработанного профессором Дж. Варни (Центр результатов детского здоровья, Детская больница и Центр здоровья детей, Сан-Диего, Калифорния, США, 2001), его адаптированной русской версии, в строгом соответствии с международными требованиями [4, 5]. Анкетирование родителей и интервьюирование детей 5-7 лет проводились раздельно друг от друга. Опросники заполнялись в присутствии исследователя, который разъяснял отдельные вопросы, а также предупреждал респондентов о неразглашении представленных ими сведений. В нашем исследовании для изучения качества жизни детей дошкольного возраста были использованы опросники для анкетирования родителей детей 2-4 лет и 5-7 лет, а также опросники для прямого интервьюирования детей 5-7 лет. Использование параллельных родительских форм является необходимым условием, обеспечивающим комплексный подход, благодаря которому учитывается в совокупности мнение детей и родителей.
Общий опросник для проведения анкетирования родителей всех детей состоит из 21-23 вопросов (в зависимости от возраста детей), которые объединены в следующие шкалы:
-физическое функционирование - ФФ (8 вопросов);
-эмоциональное функционирование - ЭФ (5 вопросов);
-социальное функционирование - СФ (5 вопросов);
-ролевое функционирование - жизнь в детском саду/ яслях (3 или 5 вопросов в зависимости от возраста). В том случае, если ребенок не посещает детский сад/ясли, данная шкала опросника родителями не заполнялась.
Каждому вопросу в опроснике для родителей всех детей соответствовало 5 вариантов ответа, представляющих собой так называемую шкалу Ликерта: «никогда», «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда»(ике|1 ^,1932).
Общий опросник для проведения прямого интервьюирования детей 5-7 лет состоит из 23 вопросов, которые объединены в следующие шкалы:
- физическое функционирование - ФФ (8 вопросов);
- эмоциональное функционирование - ЭФ (5 вопросов);
- социальное функционирование - СФ (5 вопросов);
- ролевое функционирование - жизнь в детском саду/ школе (5 вопросов). В том случае, если ребенок не посещал детский сад, данная шкала опросника не заполнялась исследователем. В опроснике для детей от 5 до 7 лет, в соответствии с методикой, используются крайние вариан-
ты ответов, так как дети не понимают промежуточных ответов. Поэтому альтернативой для маленьких детей явилось использование картинок, например, с выражением лица от максимально негативного до максимально позитивного. Общее количество баллов рассчитывалось по 100-балльной шкале после процедуры шкалирования, по разработанному авторами опросника алгоритму: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка. При изучении качества жизни детей дошкольного возраста было проведено анкетирование 355 родителей детей 5-7 лет, 258 родителей детей 2-4 лет и прямое интервьюирование 355 детей 5-7 лет.
Первичная информация обрабатывалась стандартными методами вариационной и сравнительной статистики. Количественные показатели (признаки) подвергались статистический обработке: находились значения средней арифметической величины (М), средней ошибки (m) и среднеквадратического отклонения (ст) (Мерков А.М., Поляков Л.Е., 1974; Закс Л., 1976). Выявление статистически значимых различий в сравниваемых группах проводилось на основе непараметрических критериев. Для выявления возможной связи между качественными признаками определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмэна (Урбах В.Ю., 1975). Полученные данные считали достоверными при значениях р^0,05. Расчеты осуществлялись на персональных IBM-совместимых компьютерах с применением статистического пакета STATISTICA for Windows (StatSoft, США) и Microsoft Office Excel 2003.
Результаты собственного исследования. Проведено изучение показателей качества жизни детей в периоде адаптации в зависимости от возраста при поступлении в ДОУ и их динамика от момента поступления до окончания периода адаптации. В ходе исследования установлено, что средние общие показатели качества жизни детей 2- и 3-летнего возраста на первой неделе пребывания в ДОУ значительно не отличались и составляли 78,1±8,2 балла и 77,3±9,3 балла соответственно. Сравнение показателей качества жизни по отдельным шкалам свидетельствует о том, что показатели физического функционирования при поступлении детей в ДОУ существенно превышали показатели эмоционального и ролевого функционирования и составляли 94,6+10,2 балла у 2-летних детей и 96,6+11,3 у
3-летних. Это свидетельствует о том, что, по оценке родителей, дети активны физически: им не трудно ходить, бегать, поднимать что-то тяжелое, убирать свои игрушки, они активно участвовали в играх или делали физические упражнения, их не беспокоили боли, они не ощущали недостаток сил. Наряду с этим, многие дети, по результатам опроса родителей, испытывали чувство страха, грусти, дети злились, плохо спали и испытывали беспокойство. Это отразилось на показателях качества жизни по шкале эмоционального: функционирования: у 2-летних детей оно в среднем оценивалось на 63,2+12,4 балла при поступлении, а у 3-летних - несколько ниже - 59,8+10,5 балла. Ролевое функционирование оценивалось на 76,4+15,4 балла у 2-летних детей и на 75,4+14,2 балла у 3-летних. Многим детям трудно было играть вместе с другими детьми, они не хотели с ними играть, обижали их. У детей не получалось делать то, что получалось у детей их возраста, поэтому они не чувствовали себя наравне с ними.
Показатель социального функционирования при поступлении не определялся, так как он в целом характеризует период посещения детьми ДОУ, и в связи с этим данный показатель оценивался только через 3 месяца после поступления детей в ДОУ.
Сравнение средних значений качества жизни детей от момента поступления и через 3 месяца после поступления свидетельствует о существенной динамике: от 78,1±8,2 до 90,7+13,2 балла у 2-летних детей и от 77,3+9,3 до 93,5+4,1 балла у 3-летних. Причем данная динамика определялась в значительной степени как показателями эмоционального, так и ролевого функционирования. Так, у 2-летних детей параметры эмоционального функционирования улучшились и достигли через 3 месяца пребывания в ДОУ 91,1+9,5 балла, а у 3-летних 93,2+8,9 балла. Аналогичной направленности была динамика показателей ролевого функционирования: от 76,4+15,4 до 96,3+11,5 балла у 2-летних детей и от 75,4+14,2 до 96,7+12,1 балла у 3-летних. Однако при положительной динамике показателей эмоционального и ролевого функционирования через 3 месяца пребывания детей в ДОУ установлены сравнительно низкие показатели социального функционирования как у 2-летних детей (76,8+14,5 балла), так и у 3-летних (84,8+13,2 балла). Детальный анализ результатов проведенного опроса родителей по блоку вопросов, характеризующих социальное функционирование детей, позволил сделать вывод о том, что полученные данные обусловлены ответами на вопросы, отражающими частоту пропусков посещения детского сада и ухудшением самочувствия ребенка в связи с заболеванием. Данный факт соответствовал и сведениям, зафиксированным в медицинской документации ДОУ.
Проведено сопоставление показателей качества жизни детей в зависимости от тяжести адаптации. Средний общий балл качества жизни у наблюдаемых нами детей с легкой и средней степенью тяжести адаптации к ДОУ существенно не отличался и составлял 94,9+12,5 балла и 97,1+13,4 балла соответственно. У детей с тяжелой степенью адаптации он был ниже и составлял 83,7+10,3 балла. Анализ показателей качества жизни у детей с различной степенью адаптации по отдельным шкалам свидетельствует о том, что показатели физического функционирования достаточно высокие у детей всех трех групп. Существенны различия по показателю эмоционального функционирования в зависимости от тяжести адаптации. При анализе показателей социального функционирования установлено, что у детей с тяжелой степью адаптации данный показатель имеет самые низкие значения и составляет 56,7+9,3 балла, что обусловлено наличием у них большого количества пропусков посещения ДОУ в связи с заболеванием.
Изучение показателей качества жизни детей 3-4-летнего возраста по результатам опроса родителей через 6 месяцев от момента поступления детей в ДОУ позволило установить, что общий средний балл качества жизни существенно не отличался от общего среднего балла 2-3-летних детей в период адаптации к ДОУ и составлял 80,3+9,3 балла, отмечена тенденция к повышению среднего показателя социального функционирования до 82,6+14,0 баллов, на высоких значениях сохраняется
показатель физического функционирования 87,0+10,7 балла. Наряду с этим определяются низкие показатели эмоционального и ролевого функционирования (71,8+16,2 и 71,2+17,0 баллов соответственно). Таким образом, средний показатель психосоциального здоровья детей, включающий показатели эмоционального, социального и ролевого функционирования, существенно ниже показателя физического функционирования и в среднем составляет 75,8+12,2 балла. У детей 5-7 лет отмечена тенденция к снижению показателя физического функционирования до 82,6+12,9 балла и ролевого функционирования до 67,6+15,0 баллов при низких значениях показателя эмоционального функционирования (73,1+14,4 балла). Таким образом, выявленная тенденция по отдельным шкалам качества жизни определила существенное снижение общего среднего балла качества жизни в данной возрастной группе детей - 76,9+10,9 балла. Причем, сравнение результатов опроса родителей 5-7-летних детей с результатами опроса детей выявило существенную разницу, проявившуюся в более низких значениях оценки качества жизни по отдельным шкалам самими детьми. Так, разница по показателю физического функционирования составила 13,0 баллов (р<0,05), эмоционального функционирования - 7,7 балла (р<0,05), социального функционирования - 8,3 балла (р<0,05). Не отмечено существенной разницы только в оценках по шкале ролевого функционирования. Таким образом, общий средний балл качества жизни детей 5-7 лет по оценке родителей составил 76,9+10,9 балла, а по оценке самих детей - 69,4+13,6 балла (р<0,05).
В связи с тем, что понятие «качество жизни» многогранно и включает в себя различные аспекты функционирования ребенка, находящиеся в тесной взаимосвязи, в ходе исследования представляло интерес сопоставить показатели качества жизни с характеристиками состояния здоровья по критерию распределения детей по группам здоровья. Для решения данной задачи был использован непараметрический и-критерий Уилкоксона-Манна-Уитни при сравнении количественных признаков в двух независимых выборках. Данным методом проведено сравнение основных показателей качества жизни у детей с различными группами здоровья в возрастных подгруппах 2-4 и 5-7 лет. У организованных дошкольников средние показатели всех параметров качества жизни существенно не различались в зависимости от группы здоровья (I, 11,111) в возрастных подгруппах 2-4 года (по ответам родителей) и 5-7 лет (по ответам родителей и самих детей).
Выводы
У детей дошкольного возраста показатели качества жизни существенно варьируют в зависимости от возраста, времени, прошедшего с момента поступления в ДОУ, и тяжести течения адаптационного периода.
У детей в возрасте 2-3 лет на первой неделе пребывания в детском саду отмечались низкие показатели качества жизни по шкалам эмоционального и ролевого функционирования. Показатель качества жизни, отражающий физическое функционирование, сохранялся на высоких значениях. Через 3 месяца пребывания детей данной возрастной группы в детском дошкольном образовательном учреждении существенно улучшались
показатели качества жизни по шкалам эмоционального и ролевого функционирования при выявлении низких значений по шкале социального функционирования. Низкие значения показателя качества жизни по шкале социального функционирования обусловлены значительным количеством пропусков посещения ДОУ в связи с острым заболеванием.
У детей с тяжелой степенью адаптации к ДОУ средние значения качества жизни существенно ниже, чем у детей с легкой и средней степенью тяжести. Самые низкие показатели качества жизни у детей с тяжелой степенью адаптации по шкале социального функционирования.
Через 6 месяцев пребывания детей в ДОУ повышаются показатели социального функционирования, при снижении показателей по шкалам эмоционального и ролевого функционирования, что в целом определяет низкие показатели психосоциального здоровья детей дошкольного возраста.
У детей 5-7 летнего возраста даже после завершения адаптационного периода отмечаются низкие показатели качества жизни, отражающие психосоциальное здоровье, при относительно удовлетворительных показателях физического функционирования. Дошкольники 5-7 лет оценили параметры всех шкал качества жизни, кроме ролевого функционирования, достоверно ниже, чем их родители. Завышение качества жизни родителями свидетельствует о том, что они недостаточно осведомлены об основных аспектах функционирования детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Букова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. М.: Педагогика, 1980. 122 с.
Tonkova-Yampolskaya R.V., Shmidt-Kolmer Y., Atanasova-Bukova A. Sotsialnaya adaptatsiya detey v doshkolhnyh uchregde..niyah / рod red. R.V. Tonkovoy-Yampolskoy, E. Shmidt-Kolmer Y., Atanasovoy-Bukovoy. M.: Pedagogika, 1980. 122 s.
2. Гамегузова Л.И., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. Воспитание и развитие детей от двух до трех лет: метод. Пособие для педагогов дошк. обр. учреждения. М. 2007.
Gameguzova L.I., Golubeva L.G., Grizik T.I. Vospitaniye I razvitiye detey ot dvuh do treh let: metod. Posobiye dlya pedagogov dosh. obr, ushrezhdeniya. M.
2007.
3. Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: ВЛАДОС, 2003. 172 с.
Pechora K.L., Patyuhuna, G.V., Golubeva L.G. Dety rannego vozrasta v doshkolnogyh uchrezhdeniyah. М.: VLADOS, 2003. 172 s.
4. Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей. Российский педиатрический журнал. 2007. № 5. С. 54-56.
Albitskiy V.Y. Vinyarskaya I.V. Vozsmosti ispolzovaniya kriteriyev kachestva zsizni dlya otsenki sostoyania zdorovya detey. Rossiysky pediatrichesky zsurnal. 2007. № 5. S. 54-56.
5. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине // под ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко. М.: ОЛМА, 2007. 320 с.
Novik A.A., Ionova T.I. Rucovodstcvo po issledovaniyu kachestva zsizni v meditsine // pod red. acad. RAMN Y.L. Shevchenko. M.: OLMA, 2007. 320 s.
Ш