Научная статья на тему 'Оценка качества жизни здоровых школьников г. Барнаула'

Оценка качества жизни здоровых школьников г. Барнаула Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ДЕТИ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / QUALITY OF LIFE / CHILDREN / FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михалева М. А., Склярова Е. Б., Лобанов Ю. Ф., Устькачкинцев В. А.

В статье предпринята попытка оценить качество жизни здоровых школьников г. Барнаула. При исследовании здоровых школьников было выявлено снижение эмоционального и ролевого функционирования детей, что приводило к ухудшению психосоциального регулирования. При опросе родителей не было выявлено статистически значимых отклонений от оценки самими школьниками своего качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михалева М. А., Склярова Е. Б., Лобанов Ю. Ф., Устькачкинцев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of quality of life of healthy children in Barnaul

Research objective: to estimate the quality of life of healthy schoolboys in Barnaul. The received results: after research of all kinds of functioning was found out the decrease of emotional and role functioning of children, that gave the decrease of psychosocial functioning. After interrogation of parents, the statistically significant deviations from an estimation by schoolboys of the quality of a life has not been revealed.

Текст научной работы на тему «Оценка качества жизни здоровых школьников г. Барнаула»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЗДОРОВЫХ ШКОЛЬНИКОВ Г. БАРНАУЛА

М.А. Михалева, Е.Б. Склярова,

Ю.Ф. Лобанов, В.А. Устькачкинцев

Кафедра Педиатрии № 2 АГМУ пр. Ленина, 40, Барнаул, 656038 тел. +79114636467, эл. почта: somvoz@live.ru

В статье предпринята попытка оценить качество жизни здоровых школьников г. Барнаула.

При исследовании здоровых школьников было выявлено снижение эмоционального и ролевого функционирования детей, что приводило к ухудшению психосоциального регулирования.

При опросе родителей не было выявлено статистически значимых отклонений от оценки самими школьниками своего качества жизни.

Ключевые слова: качество жизни, дети, функционирование.

Современные требования при реализации национальных программ по здравоохранению предусматривают необходимость руководствоваться комплексным подходом к оценке здоровья населения и основываются не только на объективных медицинских данных, но и на субъективном восприятии самого человека физиологических, психологических и социально-гигиенических характеристик, возникающих при ухудшении здоровья. Необходим поиск новых менее затратных, простых и высокоинформативных методов, позволяющих выявить общие закономерности реагирования человека на изменения его здоровья [1].

Традиционные методы обследования дают одностороннее представление о состоянии ребенка, о его болезни и эффективности лечения. Они не позволяют оценить психологическую, социальную дизадаптацию ребенка, его самочувствие и самоощущение [3]. Провести комплексный анализ физического, психологического и социального функционирования детей позволяет методология исследования качества жизни, представляя новое актуальное направление междисциплинарных исследований [1, 3, 4, 5].

Длительное время вопросам исследования качества жизни не уделялось должного внимания. За последнее десятилетие во всем мире существенно возросла исследовательская активность в области изучения качества жизни, как одного из важнейших показателей эффективности реформ здравоохранения [2]. Актуальность данной проблемы в педиатрии не вызывает сомнений [4], ибо здоровье ребенка относится к основополагающим факторам качества жизни населения и является надежным индикатором, очень чутко реагирующим на процессы, происходящие в общественной, социально-экономической и политической жизни страны.

По данным зарубежных авторов, в педиатрической практике для исследования качества жизни хорошо зарекомендовал себя общий опросник Pediatric quality of life questionnaire — PedsQL [5].

Исследование качества жизни будет иметь большое практическое значение для отечественной педиатрии, открывая широкие возможности для изучения раз-

личных аспектов благополучия детского населения, как на региональном, так и на федеральном уровне, оценки эффективности лечения и проводимых реабилитационных программ.

Цель исследования: оценить качество жизни здоровых школьников города Барнаула, крупного промышленного центра аграрного региона.

В исследовании было задействовано 45 детей, учащихся в школе № 25 г. Барнаула и их родители. Средний возраст детей 12,9 ± 1,5 лет, из них: мальчиков — 19, что составляет 42% от общего количества опрашиваемых детей, девочек — 26 (58%). Ни один ребенок, участвующий в исследовании, не находился на стационарном лечении в течение последнего месяца.

Инструментом исследования послужил общий опросник Pediatric Quality of Life — PedsQLTM4.0 [5] для возрастов 8—12 и 13—18 лет. Данный опросник включает 23 вопроса, объединенных в 4 шкалы, и позволяет оценить физический, эмоциональный, социальный и ролевой компоненты качества жизни ребенка. В процессе шкалирования данных проводился дополнительный анализ суммарного балла психосоциального функционирования и суммарного балла по всем шкалам опросника.

Родительскую форму опросника заполняли родители опрашиваемых детей.

Критерии включения в исследование — здоровые дети от 10 до 15 лет посещающие школу.

Критерии исключения — дети, имеющие хронические заболевания, находящиеся на стационарном лечении в течение последнего месяца, дети, обучающиеся на дому.

Результаты исследования. При исследовании качества жизни было выявлено снижение эмоционального и ролевого функционирования детей, что приводит к снижению психосоциального функционирования (71,2 ± 19,8, 71,3 ± 19,9 и 75,0 ± 13,7 соответственно) (p > 0,05).

Таблица

Показатели качества жизни школьников от 10 до 15 лет и их родителей ДО ± m)

Шкала Сокращенное название шкалы Школьники, % Родители, %

Физическое функционирование ФФ 83,7 ± 13,8 81,0 ± 13,1

Эмоциональное функционирование ЭФ 71,2 ± 19,8 70,0 ± 16,1

Социальное функционирование СФ 82,3 ± 19,2 80,0 ± 14,2

Ролевое функционирование (жизнь в школе) ЖШ 71,3 ± 19,9 65,0 ± 11,8

Суммарный балл психосоциального функционирования ПСФ 75,0 ± 13,7 75,0 ± 13,7

Суммарный балл общего качества жизни ОКЖ 77,1 ± 15,3 73,9 ± 11,3

Как видно из таблицы, школьники и их родители оценивают качество жизни по суммарному баллу психосоциального функционирования одинаково, но по шкале ролевое функционирование (жизнь в школе) имеются отличия 71,3 ± 19,9 и 65,0 ± 11,8 соответственно ^ > 0,05). Отличается оценка и по шкалам физического и социального функционирования, но их различия статически не значимы.

ФФ

ЮОк

ОФ

Рис. Сравнительная оценка качества жизни школьников и их родителей

На сравнительной диаграмме (рис.) видно, что родители оценивают качество жизни детей так же, как и их дети.

Выводы.

1. У здоровых детей г. Барнаула в возрасте от 10 до 15 лет отмечается снижение эмоционального и ролевого функционирования.

2. Родители оценивают качество жизни своих детей так же, как и сами дети.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медици-

не. — СПб.: Нева, 2002. — С. 14—20.

[2] Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Л. Шевченко. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

[3] Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. и др. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в современной педиатрии // Вопросы современной педиатрии. — 2007. — № 3.—С. 6—8.

[4] Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. и др. Методология изучения качества жизни в педиатрии. — М.: Союз педиатров России, 2008. — 16 с.

[5] Varni J., Seid M., Kurtin P. Pediatric health-related quality of life measurement technology: a guide for health care decision makers // JCOM. — 1999. — Vol. 6. — № 4. — P. 33—40.

ESTIMATION OF QUALITY OF LIFE OF HEALTHY CHILDREN IN BARNAUL

M.A. Mikhaleva, Е.B. Sklarova,

U.F. Lobanov, V.A. Ustkachkintsev

Faculty of Pediatrics № 2 ASMU Lenin’s str., 40, Barnaul, Russia, 656038 tel. +79114636467, email: somvoz@live.ru

Research objective: to estimate the quality of life of healthy schoolboys in Barnaul.

The received results: after research of all kinds of functioning was found out the decrease of emotional and role functioning of children, that gave the decrease of psychosocial functioning.

After interrogation of parents, the statistically significant deviations from an estimation by schoolboys of the quality of a life has not been revealed.

Key words: quality of life, children, functioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.