Научная статья на тему 'Динамика импорта товаров инвестиционного назначения в период пандемии'

Динамика импорта товаров инвестиционного назначения в период пандемии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТ / ТОВАРЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT / INVESTMENT GOODS / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Павел Николаевич

В начале 2020 г., в силу замедления деловой активности, ослабления национальной валюты и резкого снижения спроса на ряд импортных товаров инвестиционного назначения, в России формируются благоприятные предпосылки для активизации промышленной политики в области поддержки отечественного транспортного машиностроения и интенсификации программ импортозамещения после прохождения наиболее острой фазы развития пандемии COVID-19 в стране. Основные крупные группы товаров, по которым меры государственной промышленной политики могут быть особенно эффективными, это легковые и грузовые транспортные средства.In early 2020, due to the slowdown in business activity, the weakening of the national currency and a sharp decline in demand for a number of imported investment goods, favorable prerequisites were formed for activating an industrial policy in the field of supporting domestic transport machine building and intensifying import substitution programs right after the most acute phase of the development of the COVID-19 pandemic in Russia. The main large groups of investment goods for which measures of state industrial policy can be particularly effective are light and freight vehicles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика импорта товаров инвестиционного назначения в период пандемии»

ДИНАМИКА ИМПОРТА ТОВАРОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

П. Н. ПАВЛОВ

В начале 2020 г., в силу замедления деловой активности, ослабления национальной валюты и резкого снижения спроса на ряд импортных товаров инвестиционного назначения, в России формируются благоприятные предпосылки для активизации промышленной политики в области поддержки отечественного транспортного машиностроения и интенсификации программ импортозамещения после прохождения наиболее острой фазы развития пандемии СС^Ю-19 в стране. Основные крупные группы товаров, по которым меры государственной промышленной политики могут быть особенно эффективными, — это легковые и грузовые транспортные средства.

Ключевые слова: импорт, товары инвестиционного назначения, импортозамещение.

Введение

Инвестиции в основной капитал являются одним из фундаментальных факторов обеспечения долгосрочного экономического роста, а также восстановления экономической динамики после преодоления периодов спада деловой активности, кризисов и рецессий. Для российской экономики характерна достаточно высокая зависимость от импорта инвестиционных товаров: так, в январе-феврале 2020 г. на долю машин, оборудования, транспортных средств (товаров инвестиционного назначения) приходилось порядка 40% всего объема импорта, поступающего в Россию1. Задача по снижению зависимости от импорта сохраняет особую актуальность в условиях глобальной пандемии СОУЮ 19, когда замедление деловой активности во всем мире повы-

шает риски ограничения импортных поставок необходимой номенклатуры инвестиционных товаров.

Начиная со второго квартала 2020 г. в России, в силу развития эпидемии коронавирус-ной инфекции и введения ряда ограничительных мер, наблюдается снижение деловой активности и ожидаются замедление экономического роста, снижение реальных располагаемых доходов населения и выручки компа-ний2-3. По состоянию на середину апреля 2020 г. эпидемиологическая ситуация в России, несмотря на принимаемые меры, пока еще не вошла в фазу контролируемого распространения инфекции4 - соответственно, наибольшего замедления деловой активности можно ожидать в ближайшие месяцы. Согласно прогнозу ВЭБ [2] снижение ВВП в 2020 г. может

Павлов Павел Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), e-mail: pavlov@ranepa.ru

1 Расчеты по данным ФТС России [5]. Для расчета объемов импорта инвестиционных товаров учитывались товарные группы ТН ВЭД 8401-8907.

2 Замедление экономической динамики обусловлено объявлением с 30 марта 2020 г. режима нерабочих дней в связи с эпидемией коронавирусной инфекции. См. Указ Президента РФ от 25.03.2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». На момент подготовки данной статьи режим нерабочих дней продлен до 30 апреля. Он не затрагивает лишь работников некоторых типов организаций: непрерывно действующих; медицинских и аптечных; обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости; выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных ситуаций; выполняющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

3 Поквартальный прогноз динамики выпуска и реальных располагаемых доходов граждан на 2020 г. приводится, например, в отчете ВЭБ [2].

4 Всего выделяют четыре фазы эпидемических ситуаций: I фаза — отсутствие регистрации болезни, II фаза — регистрация единичных случаев болезни, III фаза — контролируемое распространение, локализация больных и контактировавших с ними; IV фаза — бесконтрольное распространение эпидемии, возникновение эпидемических очагов. «Перезапуск» экономики целесообразно осуществлять при переходе от III фазы эпидемической ситуации ко II.

составить порядка 3,8%; наиболее существенное ослабление динамики выпуска ожидается во втором квартале 2020 г. и составит -18% к соответствующему кварталу предыдущего года5.

Отказ от продления сделки ОПЕК+ в марте 2020 г. вызвал резкое падение мировых цен на нефть и снижение обменного курса рубля. (См. рис. 1.) Перезаключение сделки ОПЕК+ в апреле 2020 г. и согласование уменьшения объемов добычи нефти на 9,7 млн. барр. в сутки с мая 2020 г. [8] хотя и позволило несколько стабилизировать цены на нефть, однако может оказаться недостаточным: по оценке банка Goldman Sachs, сокращение спроса на нефть в апреле-мае 2020 г. вследствие распространения коронавирусной инфекции составило 19 млн. барр. в день [7].

В соответствии с эмпирическими оценками модели спроса на импорт6 российские потребители (фирмы и население) сильнее реа-

гируют на сопоставимые (процентные) изменения обменного курса национальной валюты, чем на изменение объема выручки (доходов). Так, снижение обменного курса рубля (рост относительных цен импорта) на 1% приводит к сокращению импорта инвестиционных товаров на 1,4%, а снижение показателя темпов роста выручки в обрабатывающей промышленности на 1% - к сокращению импорта инвестиционных товаров на 0,4-0,6% [4]. При этом товарные группы дифференцируются по чувствительности к колебаниям курса валюты; среди прочих высокой чувствительностью к колебаниям обменного курса характеризуется продукция транспортного машиностроения7.

Ослабление национальной валюты, падение выручки фирм и доходов населения являются значимыми факторами снижения импорта инвестиционных товаров: машин, оборудования, транспортных средств. Ослабление на-

Рис. 1. Базисный индекс реального эффективного обменного курса рубля к иностранным валютам (2010 г.=100)

90 88 86 84 82

88,12

86,16

186,29

85.05

85,58

82,62

83,60

83,49

80

78

76

80,25

76,821

Источник: Банк международных расчетов [6], ЦБ РФ [3].

5 Снижение реальных располагаемых доходов населения во втором квартале 2020 г. может составить порядка -17,5% к соответствующему периоду предыдущего года.

6 См. работы [1; 4].

7 Примеры товарных групп с высокой эластичностью спроса по величине обменного курса рубля: прочие моторные транспортные средства для перевозки грузов с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с полной массой транспортного средства не более 5 т (код ТН ВЭД 870431, оценка эластичности 6,6); прочие лопаты механические, экскаваторы

и одноковшовые погрузчики (код ТН ВЭД 842959, оценка эластичности 6,4); тракторы колесные для полуприцепов (код ТН ВЭД 870120, оценка эластичности 5,7) (см. работу [4]). Указанные оценки эластичности означают, что при ослаблении курса рубля на 1% снижение объемов импорта составит 5,7—6,6%.

циональной валюты в начале 2020 г. создает благоприятные условия для активизации политики импортозамещения по отдельным группам инвестиционных товаров, для которых наблюдается высокая чувствительность спроса к колебаниям обменного курса рубля.

Динамика импорта инвестиционных товаров

Для определения перспективных направлений политики импортозамещения анализировались крупные группы товаров инвестиционного назначения с объемами помесячного импорта свыше 100 млн. долл. в январе или феврале 2019 г. Для указанных товарных групп для января и февраля 2020 г. были рассчитаны темпы прироста импорта к соответствующему

периоду предыдущего года. (В табл. 1 и 2 представлено процентное изменение объемов импорта: месяц к соответствующему месяцу предыдущего года.)

Несмотря на ослабление национальной валюты в начале 2020 г., индекс реального эффективного обменного курса в январе 2020 г. был все еще на 10% выше по сравнению с январем 2019 г. (См. рис. 1.) Тем не менее прирост объемов импорта инвестиционных товаров (группы ТН ВЭД 8401-8907) в январе 2020 г. к соответствующему месяцу предыдущего года составил менее 1%. При этом, как можно видеть в табл. 1, в январе 2020 г. относительно января 2019 г. заметно снизился спрос на ряд крупнейших групп инвестиционных товаров, включая: легковые и грузовые

Таблица 1

Динамика импорта товаров инвестиционного назначения в 2019 и 2020 гг.

(для сравнения выбраны товарные группы объемом более 100 млн. долл. в январе 2019 г.)

КодыТН ВЭД 8401-8907 (инвестиционные товары) Объем импорта в январе 2019 г., млн. долл. Объем импорта в январе 2020 г., млн. долл. Изменение, в%

8708 - части и принадлежности моторных транспортных средств... 637,199 606,806 -4,8

8517 - аппараты телефонные, включая аппараты телефонные для сотовых сетей... 588,214 756,69 28,6

8471 - вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие... 409,487 462,103 12,8

8703 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства... 358,06 266,048 -25,7

8901 - суда круизные, экскурсионные, паромы, грузовые суда, баржи... 347,974 17,3969 -95,0

8707 - кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств... 174,327 166,272 -4,6

8481 - краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов... 142,324 143,32 0,7

8704 - моторные транспортные средства для перевозки грузов... 129,867 81,412 -37,3

8407 - двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием... 111,612 111,564 0,0

8421 - центрифуги, включая центробежные сушилки... 107,353 111,804 4,1

8516 - электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные)... 107,111 123,862 15,6

8429 - бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики... 104,858 117,571 12,1

Итого 6295,395 6357,053 0,98

Источник: ФТС [5].

автомобили, запчасти для моторных транспортных средств и суда импортного производства. В следующем месяце импорт по ряду крупнейших групп инвестиционных товаров продолжил снижение. (См. табл. 2.)

В феврале 2020 г. индекс реального эффективного обменного курса рубля снизился относительно января на 2%. При этом в указанный период относительно соответствующего

месяца предыдущего года наблюдалось уменьшение объемов импорта инвестиционных товаров на 1,4%, которое затронуло значительное количество крупных товарных групп8: в феврале 2020 г. подтвердилась тенденция сокращения спроса на импорт продукции автомобильной промышленности (особенно для грузовых транспортных средств и запчастей к моторным транспортным средст-

Таблица 2

Динамика импорта товаров инвестиционного назначения в 2019 и 2020 гг.

(для сравнения выбраны товарные группы объемом более 100 млн. долл. в феврале 2019 г.)

Коды ТН ВЭД 8401 -8907 (инвестиционные товары) Объем импорта в феврале 2019 г., млн. долл. Объем импорта в феврале 2020 г., млн. долл. Изменение, в%

8708 - части и принадлежности моторных транспортных средств... 654,750 608,170 -7,1

8517 - аппараты телефонные, включая аппараты телефонные для сотовых сетей.. 554,813 529,071 -4,6

8703 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства... 509,552 436,205 -14,4

8471 - вычислительные машины и их блоки... 339,791 332,206 -2,2

8707 - кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств... 183,377 140,368 -23,5

8481 - краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов... 182,661 172,907 -5,3

8704 - моторные транспортные средства для перевозки грузов... 167,896 93,606 -44,2

8429 - бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики... 145,356 108,460 -25,4

9018 - приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии... 131,527 146,547 11,4

8516 - электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные)... 125,554 135,089 7,6

8421 - центрифуги, включая центробежные сушилки... 116,612 138,701 18,9

8413 - насосы жидкостные с расходомерами или без них; подъемники жидкостей... 111,699 117,770 5,4

8407 - двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или... 111,070 108,047 -2,7

8701 - тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709) 110,909 83,371 -24,8

8479 - машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции... 108,707 121,900 12,1

8414 - насосы воздушные или вакуумные, воздушные или газовые компрессоры... 103,313 107,348 3,9

8536 - аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей... 100,592 97,460 -3,1

Итого 6824,368 6728,620 -1,4

Источник: ФТС [5].

8 Реальный эффективный обменный курс рубля в феврале 2020 г. был все еще выше значений февраля 2019 г. на 5,7%.

вам); в дополнение к этому резко упал спрос на ввоз строительной, дорожной и сельскохозяйственной техники, включая бульдозеры, грейдеры и тракторы. Однако необходимо учитывать, что это могло быть вызвано соответствующими крупными закупками в декабре 2019 г. и, следовательно, отражать лишь спорадический сдвиг спроса, связанный с особенностями реализации бизнес-планов компаниями-потребителями. (См. рис. 2.)

Для сегмента автотранспортного производства существенных «декабрьских» всплесков спроса, которые отражали бы его возможную перебалансировку во времени, не отмечается, что подтверждает выводы о стабильном снижении спроса на импорт данных товарных групп. (См. рис. 3.)

Данные внешнеторговой статистики публикуются в среднем с лагом около 40 дней после завершения отчетного месяца - таким

Рис. 2. Стоимостные объемы импорта товарных групп 8701 и 8429, млн. долл.

8701 - тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709)

250 -

8429 - бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики...

220 -

200

ООСОООООООООСЭТСТ1СТ1СПСТ1

ооооо^оооо

Источник расчеты автора по данным ФТС [5].

200 180 160 140 120 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i/ 4

СО 00

в з

СО 00 00 СО №

СТ1 СТ1 СТ1

ltT ОТ" ^ ООО

Рис. 3. Стоимостные объемы импорта товарных групп 8703 и 8704, млн. долл.

8703 - автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства.

950 -

8704 - моторные транспортные средства для перевозки грузов.

230 -

образом, к моменту подготовки настоящей статьи были известны сведения по торговой статистике на февраль 2020 г. Данные же по реальному эффективному обменному курсу рубля выходят с лагом порядка 10-15 дней после завершения отчетного месяца. К настоящему моменту известно, что в марте 2020 г. ослабление национальной валюты продолжилось - снижение индекса реального обменного курса рубля к иностранным валютам составило в этот период 11,4% к предыдущему месяцу [3]. В этих условиях следует ожидать развития тенденций по сокращению объемов импорта инвестиционных товаров, а выявленные товарные группы целесообразно рассматривать в качестве целевых для реализации программ импортозамещения.

Выводы

В начале 2020 г., вследствие замедления деловой активности, ослабления национальной валюты и резкого падения спроса на ряд импортных товаров инвестиционного назначения, формируются благоприятные предпосылки для активизации промышленной политики в области поддержки отечественного транспортного машиностроения и интенсификации программ импортозамещения после прохождения наиболее острой фазы развития эпидемии в России. Основные крупные группы товаров, по которым меры государственной промышленной политики могут быть особенно эффективными, - легковые и грузовые транспортные средства. В перспек-

тиве при подтверждении наблюдаемых тенденций новыми данными внешнеторговой статистики к ним могут добавиться дорожная, строительная, сельскохозяйственная техника (тракторы).

В предыдущие годы Минпромторгом России реализовывались государственные программы поддержки отечественного автомобилестроения с использованием механизмов льготного автокредитования («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль»). В 2020 г. существенным ограничительным фактором для их осуществления будет являться падение доходов населения. В этих условиях для поддержания устойчивого спроса на продукцию отечественного автомобилестроения целесообразно увеличить объемы государственной поддержки в расчете на один реализуемый в рамках указанных программ автомобиль. Такие меры будут соответствовать целям социальной поддержки населения отдельных моногородов (таких, как Тольятти). Альтернативным механизмом поддержки отрасли могут являться программы государственных закупок легковых и грузовых автомобилей.

Аналогичные меры по стимулированию спроса путем задействования льготных механизмов кредитования и госзакупок на этапе перехода от III к II фазе в ситуации по корона-вирусной инфекции в России могут применяться и в области поддержки отечественного производства тяжелой моторной техники (при подтверждении наблюдаемых тенденций новыми данными). ■

Литература

1. Идрисов Г.И. Факторы спроса на импортные товары инвестиционного назначения в России // Научные труды; Ин-т экономической политики им. Е.Т. Гайдара. 2010. № 138Р.

2. Институт Внешэкономбанка. Тенденции развития российской экономики в условиях пандемии коро-навируса и возможные антикризисные меры. Апрель 2020. URL: http://inveb.ru/ru/products/prod-uct-02/247-tendentsii-razvitiya-rossijskoj-ekonomiki-v-usloviyakh-pandemii-koronavirusa-i-vozmozhnye-antikrizisnye-mery

3. Основные производные показатели динамики обменного курса рубля / Банк России. 2020. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/

4. Павлов П., Каукин А. Импортозамещение товаров инвестиционного назначения в России // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 92-103.

5. Федеральная таможенная служба России / Официальный сайт. 2020. URL: http://stat.customs.ru/

6. Effective exchange rate indices (monthly) / Bank for International Settlements. 2020. URL: https:// www.bis.org/statistics/full_data_sets.htm

7. Goldman Sachs still sees crude prices falling after OPEC+ deal / REUTERS. 2020. URL: https:// www.reuters.com/article/us-global-oil-opec-goldman/goldman-sachs-still-sees-crude-prices-falling-after-opec-deal-idUSKCN21V07H

8. The 10th (Extraordinary) OPEC and non-OPEC Ministerial Meeting concludes / OPEC. 2020. URL: https:/ /www.opec.org/opec_web/en/press_room/5891.htm

References

1. Idrisov G.I. Demand factors for imported investment goods in Russia // Research Paper Series; Gaidar Institute for Economic Policy. 2010. No. 138P.

2. Vnesheconombank Institute. Development trends of the Russian economy in the context of the coronavirus pandemic and possible anti-crisis measures. April 2020. URL: http://inveb.ru/ru/products/product-02/ 247-tendentsii-razvitiya-rossijskoj-ekonomiki-v-usloviyakh-pandemii-koronavirusa-i-vozmozhnye-antikrizisnye-mery

3. The main derivative indicators of the dynamics of the ruble exchange rate / Bank of Russia. 2020. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/

4. Pavlov P., Kaukin A. Import substitution of investment goods in Russia // Voprosy Ekonomiki. 2017. No. 8. Pp. 92-103.

5. The Federal Customs Service of Russia / Official Website. 2020. URL: http://stat.customs.ru/

6. Effective exchange rate indices (monthly) / Bank for International Settlements. 2020. URL: https:// www.bis.org/statistics/full_data_sets.htm

7. Goldman Sachs still sees crude prices falling after OPEC+ deal / REUTERS. 2020. URL: https:// www.reuters.com/article/us-global-oil-opec-goldman/goldman-sachs-still-sees-crude-prices-falling-after-opec-deal-idUSKCN21V07H

8. The 10th (Extraordinary) OPEC and non-OPEC Ministerial Meeting concludes / OPEC. 2020. URL: https:/ /www.opec.org/opec_web/en/press_room/5891.htm

Import of Investment Goods During COVID-19 Pandemic in Russia

Pavel N. Pavlov — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: pavlov@ranepa.ru

In early 2020, due to the slowdown in business activity, the weakening of the national currency and a sharp decline in demand for a number of imported investment goods, favorable prerequisites were formed for activating an industrial policy in the field of supporting domestic transport machine building and intensifying import substitution programs right after the most acute phase of the development of the COVID-19 pandemic in Russia. The main large groups of investment goods for which measures of state industrial policy can be particularly effective are light and freight vehicles.

Key words: import, investment goods, import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.