Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ'

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.Н. Сергета, Я.И. Волянкая, Н.В. Голка, В.Я. Перейма, Д.В. Козелко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of some functional and psycho-physiologic body indices among the 8th-grade schoolchildren engaged as loaders at weaving manufacturing plants during their summer practical work demonstrated that no health-hazardous changes occurred in adolescents. The conclusion was drawn on advisability and economic efficacy of summer working groups of children.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ»

УДК 371.71:612.821

В. Н. Сергета, Я. И. Волянская, Н. В. Голка, В. Я■ Перейма,

Д. В. Козелко

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ

Тернопольский медицинский институт

Проблемы трудового воспитания молодежи, совершенствование форм и методов профессиональной ориентации школьников в связи с реформой общеобразовательной школы требуют самого пристального внимания гигиенистов [2]. В последние годы благодаря укреплению связи городских школ с промышленными предприятиями успешно решается вопрос организации труда подростков во время летней трудовой четверти.

Целыо нашей работы явилось изучение функционального и психофизиологического статуса учащихся 8-х классов, проходивших практику на ткацк^мпро^водстве. Обследованы 32 под-

В период работы на хлопчатобумажном комбинате школьники выполняли функции заря-жальщика. Известно, что труд заряжалыцика в ткацком цехе является напряженным, протекающим в условиях повышенных уровней шума, температуры и влажности воздуха, значительной вибрации и запыленности, и связан с необходимостью длительно сохранять вынужденную рабочую позу и с постоянными переходами, длина которых за смену достигает 4 км [1,3]. Хронометраж рабочего дня заряжальщика показал, что основными операциями являются: подготовка утка и зарядка барабанов, установка недоработанных початков, подача пустых и полных кассет, очистка шпуль от остатков пряжи и чистка пробок. Удельный вес рабочих операций составлял около 65 % рабочего времени.

Исходя из психофизиологических особенностей профессии заряжальщика у подростков исследовали функциональное состояние сердечнососудистой системы (по частоте сердечных сокращений— ЧСС и величине АД), состояние двигательного анализатора (фонотремоментрия), психофизиологический статус (по скорости переключения внимания и объему оперативной и долговременной памяти). Проведен также экономический анализ эффективности труда школьников на производстве.

Полученные даные обработаны методом вариационной статистики.

В динамике недели функциональные и психофизиологические показатели организма подрост-ков-заряжальщиков имели определенные особенности. Так, у девушек максимальное АД в первые 3 дня недели почти не изменилось: в понедельник в начале смены—103,0±3,2 мм рт. ст. и в конце—102,6±6,4 мм рт. ст., во вторник — 111,5=1=5,4 и 108,0=±=2,1 мм рт. ст., в среду —

102,0±3,7 и 106,0±3,8 мм рт. ст. соответствен- (I по. В остальные дни педели максимальное АД к концу рабочего дня повышалось: в четверг с 106,04=3,0 до 116,0=Ь0,7 мм рт. ст., в пятницу с 106,0=4=5,4 до 118,0±4,1 мм рт. ст.

Минимальное АД имело тенденцию к понижению в понедельник и четверг (соответственно с 66,0=1=2,1 до 55,0±3,2 мм рт. ст. и с 70,0±2,3 до 67,0±1,5 мм рт. ст.), во вторник и среду оно повышалось (соответственно с 62,0±6,4 до 69,0± ±3,2 мм рт. ст. и с 62,0±2,3 до 66,0± ±3,8 мм рт. ст.), в пятницу оставалось без изменения.

Несколько иной характер изменения показателей функционального состояния организма отмечался у юношей. Так, в понедельник максимальное АД повышалось с 102,7±7,1 (начало % рабочей смены) до 111,8±8,6 мм рт. ст. (конец рабочей смены), во вторник — с 100,0±8,4 до 105,0±4,2 мм рт. ст., в среду — с 107,6±3,8 до 1Ю,0±2,3 мм рт. ст., в четверг показатели АД оставались без существенных изменений (109,0=+= ±6,4 в начале и 109,24=3,6 мм рт. ст. после смены). В пятницу наблюдалось повышение АД с 105,8±3,5 до 113,5±8,4 мм рт. ст.

Артериальные изменения при изучении минимального АД: в понедельник и вторник отмечалась тенденция к повышению соответственно с 65,0±5,7 до 66,2±4,1 мм рт. ст. и с 63,3±8,4 до 64,6±1,4 мм рт. ст., в среду с 67,8±3,8 до 74,3± ±4,6 мм рт. ст., в четверг минимальное АД понижалось с 71,0±5,4 до 66,6±3,6 мм рт. ст., в пятницу снова повышалось с 63,3±8,4 до 70,0± £ ±3,5 мм рт. ст.

ЧСС у девушек увеличивалась в понедельник с 78,0±4,1 до 86,0±2,4 в минуту, в среду и четверг— соответственно с 84,3±3,2 до 85,6±2,8 и с 85,4±2,9 до 88,3±2,0 в минуту, а в пятницу — с 80,2±3,3 до 85,1 ±1,9 в минуту. У юношей повышение ЧСС в конце смены по сравнению с ее началом отмечено только в понедельник (от 74,3±5,5 до 80,8=ь4,1 в минуту), в последующие дни недели наблюдалось урежение пульса. Во вторник ЧСС снижалась с 91,2±8,6 до 80,1±2,0 в минуту, в среду — с 83,6±4,3 до 79,8±2,3 в минуту, в четверг — с 87,3±3,9 до 84,1 ±2,4 в * минуту и в пятницу с 95,3±6,3 до 83,0±4,1 в минуту.

Характеризуя показатели тремометрии, свидетельствующие о точности и координации движений, следует отметить заметное увеличение числа касаний стенок лабиринта в первый день

рабочей недели как у девушек (с 11,3±1,7 до 17,1±2,0), так и у юношей (с 11,7±2,2 до 14,5± ±4,1). В остальные дни недели данные тремо-метрии у девушек следующие: во вторик 8,5± ±1,2 и 7,9± 1,2, в среду 9,3±2,4 и 12,2±2,6, в четверг 15,8±0,8 и 15,6±0,6, в пятницу 14,2±1,9 и 13,6±1,2 касаний. У юношей число касаний возрастало во все дни недели: во вторник с 12,4± 1,2 до 13,6±0,8, в среду с 15,3±1,2 до 17,4± 1,4, в четверг с 17,1±0,9 до 17,9±1,6, в пятницу с 15,6±1,4 до 16,1±1,1.

Результаты психологических исследований показали снижение в начале педели времени, затраченного на просмотр таблицы Шульте—Платонова, у девушек с 29,6±1,7 с до 24,1 ±0,5 с, у юношей с 29,3±2,5 с до 23,9±2,1 с. В последующие дни существенных изменений не наблюдалось. Так, у девушек во вторник показатели были следующими: 16,8±1,6 и 15,4±0,7 с, в среду— 18,7±0,9 и 18,4± 1,4 с, в четверг—18,9± ±1,5 и 17,9± 1,5 с, в пятницу — 17,0±1,1 и 17,5± ±1,2 с. Подобная картина наблюдалась и у юношей: во вторник—18,6±2,0 и 18,2±2,0 с, в среду — 18,8±2,1 и 18,5±2,3 с, в четверг — 18,8± 1,7 и 18,4± 1,7 с, в пятницу — 16,2± 1,4 и 14,5± 1,4 с.

Установлено, что число ошибок, допущенных при выполнении этой пробы, у девушек в течение смены уменьшалось во все дни недели: в понедельник с 1,9±0,3 до 1,3±0,1, во вторник — с 1,8±0,6 до 1,4±0,1, в среду с 2,2±0,3 до 2,1± ±0,3, в четверг с 2,1 ±0,2 до 1,5±0,5, в пятницу с 1,6±0,3 до 1,3±0,4. У юношей число ошибок в среду и субботу возрастало соответственно с 2,0±0,9 до 3,7±0,3 и с 0,7±0,2 до 1,0±0,2, а в остальные дни недели незначительно снижалось: в понедельник с 2,0±0,4 до 1,7±0,1, во вторник с 2,2±0,5 до 2,0±0,6 и в четверг с 1,8±0,6 до 1,6±0,3.

При сравнении времени, затраченного на просмотр таблицы Шульте—Платонова в начале и в конце недели (см. таблицу), отмечено существенное снижение этого показателя у девушек в начале смены с 29,6±1,7 до 17,0±1,1 с (р< <0,001) и в конце смены с 24,1 ±0,5 до 17,5± ±1,2 с (р<0,001), а у юношей соответственно с 29,3±2,5 до 16,2± 1,4 с (р<0,01) и с 23,9±2,1 до 14,5± 1,4 с (р<0,01).

Проба на запоминание выявила значительное уменьшение количества допущенных ошибок после смены по сравнению с таковым в ее начале.

Так, у девушек число ошибок уменьшилось в понедельник с 48,7±5,6 до 27,9±4,6, во вторник >с 48,4±6,7 до 35,8±9.9, в среду с 32,7±4,0 до 19,0±4,7, в четверг оставалось без изменений (46,0±5,9 — 46,0±6,1) и в пятницу вновь снижалась с 42,2±5,3 до 34,6±4,3.

У юношей число ошибок снижалось следующим образом: в понедельник с 2,0±0,4 до 1,7± ±0,1, во вторник с 2,2±0,5 до 2,0±0,6, в чет-

Показатели функционального и психофизиологического статуса подростков в начале (понедельник) и в конце (пятница) рабочей недели

Девушки (/1 = 21) Юноши (/ = 11)

Показатели

начало конец начало конец

смены смены смены смены

АД, мм рт. ст.:

максимальное +3,0* + 16,0* +3,1 -5,3

минимальное 0 + 11,0 — 1,7 +3,8*

ЧСС в минуту +2,2* -0,9 +21,0* ' -1-2,2

Тремометрия (число

касаний) +2,9 —3,5 +3,9 + 1,6

Проба Шульте—Пла-

тонова:

время, с — 12,6* —4,2* — 13,1 —9,4

число ошибок —0,3* 0 — 1,3 -0,7

Проба на запомина-

ние (число знаков) —20,5* +9,6 +5,3* — 1,1

П р и м с ч н и с. Представлена разница между показателями и начале и в конце рабочей недели. Звездочка — различия статистически достоверны (р<0,05), л — чис\;о обследованных.

верг с 1,8±0,6 до 1,6±0,3. В среду и пятницу число ошибок возрастало соответственно с 2,0-4-±0,9 до 3,7±0,3 и с 0,7±0,2 до 1,2±0,2.

Сопоставление значений изученных показателей в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели выявило тенденцию к возрастанию АД как у девушек, так и у юношей и к незначительному увеличению ЧСС, а также увеличению количества касаний на фон-отремометре как в начале смены, так и в конце ее. Оценивая скорость переработки информации при просмотре таблицы Шульте—Платонова, следует отметить значительное уменьшение времени, затраченного' на тестирование, и снижение количества ошибок. Проба на запоминание характеризовалась тенденцией к увеличению процента воспроизведенных знаков. Достоверное уменьшение времени выполнения указанных проб можно объяснить не только процессами врабатывания и адаптации к труду, но и тренированностью к пробам.

Сопоставляя полученные данные, можно сделать вывод о том, что, сдвигов в результатах выполнения тестов, за исключении пробы Шульте—Платонова и теста на запоминание, в конце недели по сравнению с ее началом не установлено. Следовательно, выполняемые трудовые операции в течение недели не приводят к каким-либо существенным изменениям в организме подростков.

Экономический анализ эффективности труда школьников на производстве показал, что в 1984 г. учащимся школ (21 школа) выработана продукции на 71 тыс. руб., в 1985 г. — на 87 тыс. руб.

Таким образом, показатели функционального и психофизиологического статуса исследуемого контингента свидетельствуют о положительном влиянии производительного труда в период летней трудовой четверти, который является эф-

фективным средством профессиональной ориентации и дает существенный экономический эффект.

Литература

1. Коваль В. И., Радионова Т. А. // Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков. — М„ 1981. —С. 97.

2. Сердюковская Г. Н., Г ромбах С. М„ Квиклис В. Н. // Современные проблемы гигиены. — Вильнюс, 1984. — С. 121—137.

3. Хачатрян Л. А. Гигиеническая оценка условий обучения учащихся средних ПТУ легкой промышленности: (Швей-мотористок и помощников мастеров ткацкого производства): Автореф. дне.... канд. мед. наук.— М., 1984.

Поступила 04.07.86

Summary. The analysis of some functional and psychophysiologic body indices among the 8th-grade schoolchildren engaged as loaders at weaving manufacturing plants during their summer practical work demonstrated that no health-hazardous changes occurred in adolescents. The conclusion was drawn on advisability and economic efficacy of summer working groups of children.

УДК 371.711.8*1983»

В. И. Кардашенко, Т. 10. Вишневецкая, Н. Г. Дьячкова, N. N. Суханова, Л. В. Баль, Н. А. Должанская, А. И. Кузнецова,

Л. 10. Кузнецова

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ школьников1

I. ММИ им. И. М. Сеченова

Динамические наблюдения за физическим развитием и состоянием здоровья детских и подростковых контингентов в одних и тех же регионах, повторяющиеся через определенные временные интервалы, позволяют установить изменения в характере закономерностей физического развития, показателей здоровья и научно обосновать профилактические и оздоровительные мероприятия.

Сопоставление результатов исследования физического развития и состояния здоровья 3014 школьников в возрасте от 7 до 17 лет с данными аналогичного обследования, проведенного в том же регионе 10 лет назад, показало, что за период с 1973 по 1983 г. не произошло существенных сдвигов в показателях длины, массы тела и окружности грудной клетки как у мальчиков, так и у девочек. Если за период с 1963 по 1973 г. в подростковом возрасте прибавка длины тела у мальчиков составила 4,7—6,5 см, массы тела — 3,8—6,6 кг, окружности грудной клетки — 2,4— 3,8 см, то за период с 1973 по 1983 г. длина тела у мальчиков наиболее существенно увеличилась только в 13-летнем возрасте (2,6 см), в возрасте 10 и 16 лет изменения составили 1,6—2 см (р< <0,05); достоверное увеличение двух других показателей отмечалось только в 15-и 16-летнем возрасте. У девочек в возрасте 7—14 лет все 3 основных показателя физического развития в предшествующее 10-летие увеличились: длина тела на 2,4—4,6 см, масса тела на 2,0—3,2 кг, окружность грудной клетки на 1,5—2,5 см [3]. В последнем десятилетии (1973—1983 гг.) показатели длины тела у девочек имеют достоверную разницу в сторону ее прироста только в 14-летнем возрасте (1,6 см; р<0,05), а показатели

1 По материалам обследования 1983 г.

массы тела и окружности груди — в возрасте 15 лет (соответственно 1,5 кг и 1,3 см; р<0,05).

Во всех возрастно-половых группах отмечено снижение средних показателей жизненной емкости легких и мышечной силы рук по сравнению со средними показателями 1973 г. Появление вторичных половых признаков отмечено в более раннем возрасте и у девочек и у мальчиков (табл. 1), средний возраст менархе у девушек в 1983 г. составил 12 лет 7 мес в сравнении с 12 годами 11 мес в 1973 г. У мальчиков смена молочных зубов на постоянные протекает более интенсивно в возрасте 11—12 лет и заканчивается в 14 лет в сравнении с 15 годами в 1973 г.

В результате комплексной оценки физического развития обследуемых 22 возрастно-половых групп установлено, что наиболее значительное расслоение детей по уровню биологического развития отмечается в 12—13-летнем возрасте £ (табл. 2). Так, в 12 лет 50,4% мальчиков и 52,6 % девочек имеют биологический возраст, соответствующий паспортному. Значительное расслоение детей по уровню биологического развития наблюдается в 13 лет (особенно у девочек), причем у 46,2 % из них отмечается отставание в развитии. Сравнение этих данных с подобным материалом, полученным нами в 1976 г., где более значительное расслоение наблюдалось у девочек в 13—15 лет и у мальчиков в 14— 16 лет, выявило смещение возрастов с расслоением темпов биологического развития на 12—£ 13 лет, как у мальчиков, так и у девочек. Таким образом, отмечается своеобразие в динамике физического развития школьников в последнее время. Незначительный прирост основных антропометрических показателей и некоторое снижение функциональных показателей свидетельствуют об изменении темпов акселерации детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.