УДК 371.71:612.821
В. Н. Сергета, Я. И. Волянская, Н. В. Голка, В. Я■ Перейма,
Д. В. Козелко
ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ
Тернопольский медицинский институт
Проблемы трудового воспитания молодежи, совершенствование форм и методов профессиональной ориентации школьников в связи с реформой общеобразовательной школы требуют самого пристального внимания гигиенистов [2]. В последние годы благодаря укреплению связи городских школ с промышленными предприятиями успешно решается вопрос организации труда подростков во время летней трудовой четверти.
Целыо нашей работы явилось изучение функционального и психофизиологического статуса учащихся 8-х классов, проходивших практику на ткацк^мпро^водстве. Обследованы 32 под-
В период работы на хлопчатобумажном комбинате школьники выполняли функции заря-жальщика. Известно, что труд заряжалыцика в ткацком цехе является напряженным, протекающим в условиях повышенных уровней шума, температуры и влажности воздуха, значительной вибрации и запыленности, и связан с необходимостью длительно сохранять вынужденную рабочую позу и с постоянными переходами, длина которых за смену достигает 4 км [1,3]. Хронометраж рабочего дня заряжальщика показал, что основными операциями являются: подготовка утка и зарядка барабанов, установка недоработанных початков, подача пустых и полных кассет, очистка шпуль от остатков пряжи и чистка пробок. Удельный вес рабочих операций составлял около 65 % рабочего времени.
Исходя из психофизиологических особенностей профессии заряжальщика у подростков исследовали функциональное состояние сердечнососудистой системы (по частоте сердечных сокращений— ЧСС и величине АД), состояние двигательного анализатора (фонотремоментрия), психофизиологический статус (по скорости переключения внимания и объему оперативной и долговременной памяти). Проведен также экономический анализ эффективности труда школьников на производстве.
Полученные даные обработаны методом вариационной статистики.
В динамике недели функциональные и психофизиологические показатели организма подрост-ков-заряжальщиков имели определенные особенности. Так, у девушек максимальное АД в первые 3 дня недели почти не изменилось: в понедельник в начале смены—103,0±3,2 мм рт. ст. и в конце—102,6±6,4 мм рт. ст., во вторник — 111,5=1=5,4 и 108,0=±=2,1 мм рт. ст., в среду —
102,0±3,7 и 106,0±3,8 мм рт. ст. соответствен- (I по. В остальные дни педели максимальное АД к концу рабочего дня повышалось: в четверг с 106,04=3,0 до 116,0=Ь0,7 мм рт. ст., в пятницу с 106,0=4=5,4 до 118,0±4,1 мм рт. ст.
Минимальное АД имело тенденцию к понижению в понедельник и четверг (соответственно с 66,0=1=2,1 до 55,0±3,2 мм рт. ст. и с 70,0±2,3 до 67,0±1,5 мм рт. ст.), во вторник и среду оно повышалось (соответственно с 62,0±6,4 до 69,0± ±3,2 мм рт. ст. и с 62,0±2,3 до 66,0± ±3,8 мм рт. ст.), в пятницу оставалось без изменения.
Несколько иной характер изменения показателей функционального состояния организма отмечался у юношей. Так, в понедельник максимальное АД повышалось с 102,7±7,1 (начало % рабочей смены) до 111,8±8,6 мм рт. ст. (конец рабочей смены), во вторник — с 100,0±8,4 до 105,0±4,2 мм рт. ст., в среду — с 107,6±3,8 до 1Ю,0±2,3 мм рт. ст., в четверг показатели АД оставались без существенных изменений (109,0=+= ±6,4 в начале и 109,24=3,6 мм рт. ст. после смены). В пятницу наблюдалось повышение АД с 105,8±3,5 до 113,5±8,4 мм рт. ст.
Артериальные изменения при изучении минимального АД: в понедельник и вторник отмечалась тенденция к повышению соответственно с 65,0±5,7 до 66,2±4,1 мм рт. ст. и с 63,3±8,4 до 64,6±1,4 мм рт. ст., в среду с 67,8±3,8 до 74,3± ±4,6 мм рт. ст., в четверг минимальное АД понижалось с 71,0±5,4 до 66,6±3,6 мм рт. ст., в пятницу снова повышалось с 63,3±8,4 до 70,0± £ ±3,5 мм рт. ст.
ЧСС у девушек увеличивалась в понедельник с 78,0±4,1 до 86,0±2,4 в минуту, в среду и четверг— соответственно с 84,3±3,2 до 85,6±2,8 и с 85,4±2,9 до 88,3±2,0 в минуту, а в пятницу — с 80,2±3,3 до 85,1 ±1,9 в минуту. У юношей повышение ЧСС в конце смены по сравнению с ее началом отмечено только в понедельник (от 74,3±5,5 до 80,8=ь4,1 в минуту), в последующие дни недели наблюдалось урежение пульса. Во вторник ЧСС снижалась с 91,2±8,6 до 80,1±2,0 в минуту, в среду — с 83,6±4,3 до 79,8±2,3 в минуту, в четверг — с 87,3±3,9 до 84,1 ±2,4 в * минуту и в пятницу с 95,3±6,3 до 83,0±4,1 в минуту.
Характеризуя показатели тремометрии, свидетельствующие о точности и координации движений, следует отметить заметное увеличение числа касаний стенок лабиринта в первый день
рабочей недели как у девушек (с 11,3±1,7 до 17,1±2,0), так и у юношей (с 11,7±2,2 до 14,5± ±4,1). В остальные дни недели данные тремо-метрии у девушек следующие: во вторик 8,5± ±1,2 и 7,9± 1,2, в среду 9,3±2,4 и 12,2±2,6, в четверг 15,8±0,8 и 15,6±0,6, в пятницу 14,2±1,9 и 13,6±1,2 касаний. У юношей число касаний возрастало во все дни недели: во вторник с 12,4± 1,2 до 13,6±0,8, в среду с 15,3±1,2 до 17,4± 1,4, в четверг с 17,1±0,9 до 17,9±1,6, в пятницу с 15,6±1,4 до 16,1±1,1.
Результаты психологических исследований показали снижение в начале педели времени, затраченного на просмотр таблицы Шульте—Платонова, у девушек с 29,6±1,7 с до 24,1 ±0,5 с, у юношей с 29,3±2,5 с до 23,9±2,1 с. В последующие дни существенных изменений не наблюдалось. Так, у девушек во вторник показатели были следующими: 16,8±1,6 и 15,4±0,7 с, в среду— 18,7±0,9 и 18,4± 1,4 с, в четверг—18,9± ±1,5 и 17,9± 1,5 с, в пятницу — 17,0±1,1 и 17,5± ±1,2 с. Подобная картина наблюдалась и у юношей: во вторник—18,6±2,0 и 18,2±2,0 с, в среду — 18,8±2,1 и 18,5±2,3 с, в четверг — 18,8± 1,7 и 18,4± 1,7 с, в пятницу — 16,2± 1,4 и 14,5± 1,4 с.
Установлено, что число ошибок, допущенных при выполнении этой пробы, у девушек в течение смены уменьшалось во все дни недели: в понедельник с 1,9±0,3 до 1,3±0,1, во вторник — с 1,8±0,6 до 1,4±0,1, в среду с 2,2±0,3 до 2,1± ±0,3, в четверг с 2,1 ±0,2 до 1,5±0,5, в пятницу с 1,6±0,3 до 1,3±0,4. У юношей число ошибок в среду и субботу возрастало соответственно с 2,0±0,9 до 3,7±0,3 и с 0,7±0,2 до 1,0±0,2, а в остальные дни недели незначительно снижалось: в понедельник с 2,0±0,4 до 1,7±0,1, во вторник с 2,2±0,5 до 2,0±0,6 и в четверг с 1,8±0,6 до 1,6±0,3.
При сравнении времени, затраченного на просмотр таблицы Шульте—Платонова в начале и в конце недели (см. таблицу), отмечено существенное снижение этого показателя у девушек в начале смены с 29,6±1,7 до 17,0±1,1 с (р< <0,001) и в конце смены с 24,1 ±0,5 до 17,5± ±1,2 с (р<0,001), а у юношей соответственно с 29,3±2,5 до 16,2± 1,4 с (р<0,01) и с 23,9±2,1 до 14,5± 1,4 с (р<0,01).
Проба на запоминание выявила значительное уменьшение количества допущенных ошибок после смены по сравнению с таковым в ее начале.
Так, у девушек число ошибок уменьшилось в понедельник с 48,7±5,6 до 27,9±4,6, во вторник >с 48,4±6,7 до 35,8±9.9, в среду с 32,7±4,0 до 19,0±4,7, в четверг оставалось без изменений (46,0±5,9 — 46,0±6,1) и в пятницу вновь снижалась с 42,2±5,3 до 34,6±4,3.
У юношей число ошибок снижалось следующим образом: в понедельник с 2,0±0,4 до 1,7± ±0,1, во вторник с 2,2±0,5 до 2,0±0,6, в чет-
Показатели функционального и психофизиологического статуса подростков в начале (понедельник) и в конце (пятница) рабочей недели
Девушки (/1 = 21) Юноши (/ = 11)
Показатели
начало конец начало конец
смены смены смены смены
АД, мм рт. ст.:
максимальное +3,0* + 16,0* +3,1 -5,3
минимальное 0 + 11,0 — 1,7 +3,8*
ЧСС в минуту +2,2* -0,9 +21,0* ' -1-2,2
Тремометрия (число
касаний) +2,9 —3,5 +3,9 + 1,6
Проба Шульте—Пла-
тонова:
время, с — 12,6* —4,2* — 13,1 —9,4
число ошибок —0,3* 0 — 1,3 -0,7
Проба на запомина-
ние (число знаков) —20,5* +9,6 +5,3* — 1,1
П р и м с ч н и с. Представлена разница между показателями и начале и в конце рабочей недели. Звездочка — различия статистически достоверны (р<0,05), л — чис\;о обследованных.
верг с 1,8±0,6 до 1,6±0,3. В среду и пятницу число ошибок возрастало соответственно с 2,0-4-±0,9 до 3,7±0,3 и с 0,7±0,2 до 1,2±0,2.
Сопоставление значений изученных показателей в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели выявило тенденцию к возрастанию АД как у девушек, так и у юношей и к незначительному увеличению ЧСС, а также увеличению количества касаний на фон-отремометре как в начале смены, так и в конце ее. Оценивая скорость переработки информации при просмотре таблицы Шульте—Платонова, следует отметить значительное уменьшение времени, затраченного' на тестирование, и снижение количества ошибок. Проба на запоминание характеризовалась тенденцией к увеличению процента воспроизведенных знаков. Достоверное уменьшение времени выполнения указанных проб можно объяснить не только процессами врабатывания и адаптации к труду, но и тренированностью к пробам.
Сопоставляя полученные данные, можно сделать вывод о том, что, сдвигов в результатах выполнения тестов, за исключении пробы Шульте—Платонова и теста на запоминание, в конце недели по сравнению с ее началом не установлено. Следовательно, выполняемые трудовые операции в течение недели не приводят к каким-либо существенным изменениям в организме подростков.
Экономический анализ эффективности труда школьников на производстве показал, что в 1984 г. учащимся школ (21 школа) выработана продукции на 71 тыс. руб., в 1985 г. — на 87 тыс. руб.
Таким образом, показатели функционального и психофизиологического статуса исследуемого контингента свидетельствуют о положительном влиянии производительного труда в период летней трудовой четверти, который является эф-
фективным средством профессиональной ориентации и дает существенный экономический эффект.
Литература
1. Коваль В. И., Радионова Т. А. // Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков. — М„ 1981. —С. 97.
2. Сердюковская Г. Н., Г ромбах С. М„ Квиклис В. Н. // Современные проблемы гигиены. — Вильнюс, 1984. — С. 121—137.
3. Хачатрян Л. А. Гигиеническая оценка условий обучения учащихся средних ПТУ легкой промышленности: (Швей-мотористок и помощников мастеров ткацкого производства): Автореф. дне.... канд. мед. наук.— М., 1984.
Поступила 04.07.86
Summary. The analysis of some functional and psychophysiologic body indices among the 8th-grade schoolchildren engaged as loaders at weaving manufacturing plants during their summer practical work demonstrated that no health-hazardous changes occurred in adolescents. The conclusion was drawn on advisability and economic efficacy of summer working groups of children.
УДК 371.711.8*1983»
В. И. Кардашенко, Т. 10. Вишневецкая, Н. Г. Дьячкова, N. N. Суханова, Л. В. Баль, Н. А. Должанская, А. И. Кузнецова,
Л. 10. Кузнецова
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ школьников1
I. ММИ им. И. М. Сеченова
Динамические наблюдения за физическим развитием и состоянием здоровья детских и подростковых контингентов в одних и тех же регионах, повторяющиеся через определенные временные интервалы, позволяют установить изменения в характере закономерностей физического развития, показателей здоровья и научно обосновать профилактические и оздоровительные мероприятия.
Сопоставление результатов исследования физического развития и состояния здоровья 3014 школьников в возрасте от 7 до 17 лет с данными аналогичного обследования, проведенного в том же регионе 10 лет назад, показало, что за период с 1973 по 1983 г. не произошло существенных сдвигов в показателях длины, массы тела и окружности грудной клетки как у мальчиков, так и у девочек. Если за период с 1963 по 1973 г. в подростковом возрасте прибавка длины тела у мальчиков составила 4,7—6,5 см, массы тела — 3,8—6,6 кг, окружности грудной клетки — 2,4— 3,8 см, то за период с 1973 по 1983 г. длина тела у мальчиков наиболее существенно увеличилась только в 13-летнем возрасте (2,6 см), в возрасте 10 и 16 лет изменения составили 1,6—2 см (р< <0,05); достоверное увеличение двух других показателей отмечалось только в 15-и 16-летнем возрасте. У девочек в возрасте 7—14 лет все 3 основных показателя физического развития в предшествующее 10-летие увеличились: длина тела на 2,4—4,6 см, масса тела на 2,0—3,2 кг, окружность грудной клетки на 1,5—2,5 см [3]. В последнем десятилетии (1973—1983 гг.) показатели длины тела у девочек имеют достоверную разницу в сторону ее прироста только в 14-летнем возрасте (1,6 см; р<0,05), а показатели
1 По материалам обследования 1983 г.
массы тела и окружности груди — в возрасте 15 лет (соответственно 1,5 кг и 1,3 см; р<0,05).
Во всех возрастно-половых группах отмечено снижение средних показателей жизненной емкости легких и мышечной силы рук по сравнению со средними показателями 1973 г. Появление вторичных половых признаков отмечено в более раннем возрасте и у девочек и у мальчиков (табл. 1), средний возраст менархе у девушек в 1983 г. составил 12 лет 7 мес в сравнении с 12 годами 11 мес в 1973 г. У мальчиков смена молочных зубов на постоянные протекает более интенсивно в возрасте 11—12 лет и заканчивается в 14 лет в сравнении с 15 годами в 1973 г.
В результате комплексной оценки физического развития обследуемых 22 возрастно-половых групп установлено, что наиболее значительное расслоение детей по уровню биологического развития отмечается в 12—13-летнем возрасте £ (табл. 2). Так, в 12 лет 50,4% мальчиков и 52,6 % девочек имеют биологический возраст, соответствующий паспортному. Значительное расслоение детей по уровню биологического развития наблюдается в 13 лет (особенно у девочек), причем у 46,2 % из них отмечается отставание в развитии. Сравнение этих данных с подобным материалом, полученным нами в 1976 г., где более значительное расслоение наблюдалось у девочек в 13—15 лет и у мальчиков в 14— 16 лет, выявило смещение возрастов с расслоением темпов биологического развития на 12—£ 13 лет, как у мальчиков, так и у девочек. Таким образом, отмечается своеобразие в динамике физического развития школьников в последнее время. Незначительный прирост основных антропометрических показателей и некоторое снижение функциональных показателей свидетельствуют об изменении темпов акселерации детей