Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ'

ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
439
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПЕРВОКЛАССНИКИ / УТОМЛЕНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осолодкова Елена Владимировна, Григорьева Евгения Витальевна, Титаренко Наталья Николаевна

У младших школьников умственная работоспособность является одним из факторов обучаемости. Цель исследования - проанализировать динамику умственной работоспособности первоклассников в течение учебного дня и учебной недели. Нами была исследована умственная работоспособность обучающихся первых классов г. Челябинска. При оценке особенностей работоспособности первоклассников мы использовали четыре основных типа изменения работоспособности. Об изменениях функциональных возможностей центральной нервной системы в процессе учебной деятельности судили по характеру индивидуальных сдвигов показателей скорости и точности к концу учебных занятий по сравнению с исходными данными. При изучении умственной работоспособности обучающихся 1-х классов школ г. Челябинска установлено, что все анализируемые параметры претерпевают у школьников изменения различной интенсивности. Анализ умственной работоспособности до уроков с понедельника до пятницы показал ее очень низкий уровень, как в количественном, так и в качественном выражении. В динамике учебной недели показатели работоспособности первоклассников колебались по дням недели. Уже со среды отмечаются низкие как качественные, так и количественные показатели. С этого дня практически отсутствует благоприятный уровень работоспособности. Часто (до 75100%) встречается выраженное утомление. Тип работоспособности становится в значительной числе случаев нисходящим. Это указывает на нарушение равновесия между процессами торможения и возбуждения в нервных клетках коры головного мозга и на ослабление внутреннего торможения. Основная масса обследованных детей недосыпает от 1 до 5 часов, что вероятно, является одной из причин их быстрого утомления и сниженной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осолодкова Елена Владимировна, Григорьева Евгения Витальевна, Титаренко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OFFIRST-GRADERS’ MENTAL PERFORMANCE DURING THE SCHOOL WEEK

In younger schoolchildren, mental performance is one of the factors of learning ability. The purpose of the study is to analyze the dynamics of the first-graders’ mental performance during the school day and school week. We have studied the mental performance of pupils of the first grades of Chelyabinsk. When assessing the performance characteristics of primary school pupils, we used four main types of performance changes. Changes in the functional capabilities of the central nervous system in the course of educational activity were judged by the nature of individual shifts in speed and accuracy indicators by the end of classes compared with the initial data. When studying the mental performance of first-graders of schools in Chelyabinsk, it was found that all the analyzed parameters undergo changes of varying intensity in schoolchildren. The analysis of mental performance before lessons from Monday to Friday showed its very low level, both in quantitative and qualitative terms. In the dynamics of the school week, the performance indicators of first-graders fluctuated by the days of the week. Both qualitative and quantitative indicators have been low since Wednesday. From this day on, there is practically no favorable level of efficiency. Often (up to 75-100%) there is pronounced fatigue. The type of operability becomes descending in a significant number of cases. This indicates a violation of the balance between the processes of inhibition and excitation in the nerve cells of the cerebral cortex and the weakening of internal inhibition. The bulk of the examined children lack sleep from 1 to 5 hours, which is probably one of the reasons for their rapid fatigue and reduced performance.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ»

2. Nikitina, Ya.A. and Marinovich, M.A. (2019), "The influence of aqua aerobics classes on the physical fitness of women of the second mature age", Physical education, sports and health, No. 33, pp.45-48.

3. Onchukova, E I., Trofimova, O.S. and Gorbunova, O.V. (2020), "The possibilities of the fitness industry in the formation of human potential", Transformation of the socio-economic space of Russia and the world: Collection of articles of the international scientific and practical conference, Sochi, October 01-03, 2020, Scientific Research Institute of History, Economics and Law, Sochi, pp. 223-228.

4. Onchukova, E.I. and Turkin, R.A. (2021), "Modern trends of the fitness industry in the conditions of the post-pandemic market", Transformation of the socio-economic space of Russia and the world: Collection of articles of the international scientific and practical conference, Enlightenment-South, Krasnodar, , pp. 112-115.

5. Romanenko, N.I. Sudar, V.V. and Yurkina, E.D. (2021), "The influence of functional orientation classes on the reduction of excess body weight of women 30-35 years old", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 211-213.

6. 6.. Nutsalov N. M, Hajiyev D. M., Salavatov K. A. and Musaev A. S. (2019) "Effective means of aquafitness in the correction of the physical condition of women" , Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 217-220.

Контактная информация: l-gorbunova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2022

УДК 373.31

ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В

ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ

Елена Владимировна Осолодкова, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Витальевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Николаевна Титаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск

Аннотация

У младших школьников умственная работоспособность является одним из факторов обучаемости. Цель исследования - проанализировать динамику умственной работоспособности первоклассников в течение учебного дня и учебной недели. Нами была исследована умственная работоспособность обучающихся первых классов г. Челябинска. При оценке особенностей работоспособности первоклассников мы использовали четыре основных типа изменения работоспособности. Об изменениях функциональных возможностей центральной нервной системы в процессе учебной деятельности судили по характеру индивидуальных сдвигов показателей скорости и точности к концу учебных занятий по сравнению с исходными данными. При изучении умственной работоспособности обучающихся 1 -х классов школ г. Челябинска установлено, что все анализируемые параметры претерпевают у школьников изменения различной интенсивности. Анализ умственной работоспособности до уроков с понедельника до пятницы показал ее очень низкий уровень, как в количественном, так и в качественном выражении.

В динамике учебной недели показатели работоспособности первоклассников колебались по дням недели. Уже со среды отмечаются низкие как качественные, так и количественные показатели. С этого дня практически отсутствует благоприятный уровень работоспособности. Часто (до 75100%) встречается выраженное утомление. Тип работоспособности становится в значительной числе случаев нисходящим. Это указывает на нарушение равновесия между процессами торможения и возбуждения в нервных клетках коры головного мозга и на ослабление внутреннего торможения. Основная масса обследованных детей недосыпает от 1 до 5 часов, что вероятно, является одной из причин их быстрого утомления и сниженной работоспособности.

Ключевые слова: умственная работоспособность, первоклассники, утомление, центральная нервная система.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p270-275

ASSESSMENT OF FIRST-GRADERS' MENTAL PERFORMANCE DURING THE

SCHOOL WEEK

Elena Vladimirovna Osolodkova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Evgeniya

Vitalyevna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nataliya Nikolaevna Titarenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

In younger schoolchildren, mental performance is one of the factors of learning ability. The purpose of the study is to analyze the dynamics of the first-graders' mental performance during the school day and school week. We have studied the mental performance of pupils of the first grades of Chelyabinsk. When assessing the performance characteristics of primary school pupils, we used four main types of performance changes. Changes in the functional capabilities of the central nervous system in the course of educational activity were judged by the nature of individual shifts in speed and accuracy indicators by the end of classes compared with the initial data. When studying the mental performance of first-graders of schools in Chelyabinsk, it was found that all the analyzed parameters undergo changes of varying intensity in schoolchildren. The analysis of mental performance before lessons from Monday to Friday showed its very low level, both in quantitative and qualitative terms. In the dynamics of the school week, the performance indicators of first-graders fluctuated by the days of the week. Both qualitative and quantitative indicators have been low since Wednesday. From this day on, there is practically no favorable level of efficiency. Often (up to 75-100%) there is pronounced fatigue. The type of operability becomes descending in a significant number of cases. This indicates a violation of the balance between the processes of inhibition and excitation in the nerve cells of the cerebral cortex and the weakening of internal inhibition. The bulk of the examined children lack sleep from 1 to 5 hours, which is probably one of the reasons for their rapid fatigue and reduced performance.

Keywords: mental performance, first-graders, fatigue, central nervous system.

ВВЕДЕНИЕ

Умственная работоспособность является интегральным результирующим показателем влияния на человека средовых условий жизнедеятельности. У младших школьников она является также показателем школьной зрелости, одним из факторов обучаемости. Умственная работоспособность младших школьников и возможности её оптимизации в процессе учебной деятельности стали предметом анализа в данной статье.

Цель исследования - проанализировать динамику умственной работоспособности первоклассников в течение учебного дня и учебной недели.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами была исследована умственная работоспособность обучающихся 1 -х классов г. Челябинска. Всего было обследовано 102 школьника 7-8 лет, в том числе 50 мальчиков и 52 девочки. Для изучения умственной работоспособности обучающихся нами была использована методика дозированной умственной работы во времени и по буквенным таблицам В. Я. Анфимова.

Работоспособность, т. е. способность действовать целенаправленно и достигать известных результатов, меняется в зависимости от функционального состояния организма и внешних условий. Определенный ее уровень в каждом отдельном случае может быть достигнут с разной степенью напряжения физиологических систем, а значит не одинаковой физиологической ценой. Основным критерием работоспособности служит мера достигнутых результатов, продуктивность деятельности.

Показатели умственной работоспособности (объем работы и количество ошибок на дифференцировку) позволяют определить степень утомления, концентрацию внимания и скорость работы в любой отрезок времени.

Результат выполнения заданий по корректурным таблицам рассматривают как показатели деятельности второй сигнальной системы. С нарастанием утомления увеличивается количество ошибок вследствие нарушения баланса возбуждения и торможения. Об этом свидетельствует уменьшение объема второй части работы при введении тормозных агентов.

При оценке особенностей работоспособности младших школьников мы использовали четыре основных типа изменения работоспособности. Первый - восходящий тип работоспособности - характеризуется постепенно возрастающей интенсивностью объема работы при выраженном снижении ошибок или их постоянстве. Второй - нисходящий тип работоспособности - характеризуется снижением интенсивности работы с одновременным нарастанием количества ошибок от одного урока к другому. Третьему - ровному типу работоспособности - свойственны высокие качественные и количественные показатели при небольшом их колебании (±0,5%) в течение учебного дня. Четвертому - неопределенному типу работоспособности - присущи колебания интенсивности работы и ее качества (от +4 до -6%) с тенденцией к снижению объема выполнения задания к моменту его завершения.

Об изменениях функциональных возможностей центральной нервной системы в процессе учебной деятельности судили по характеру индивидуальных сдвигов показателей скорости и точности к концу занятий по сравнению с исходными данными. Знаком (+) обозначали увеличение числа прослеженных знаков (повышение скорости), ошибок (снижение точности), знаком минус (-) обозначали уменьшение числа прослеженных знаков и ошибок; цифрой ноль (0) - отсутствие изменений любого показателя, каждому сочетанию изменения скорости и точности выполнения пробы был присвоен определенный номер. Схема оценки индивидуальных сдвигов работоспособности представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Схема оценки индивидуальных сдвигов работоспособности

Номер сдвига

Характер изменения 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Число прослеженных знаков 0 0 + + - + - 0 -

Число ошибок на определенное число знаков 0 - 0 - - + 0 + +

Сдвиги 2, 3, 4, при которых один из параметров улучшается при сохранении уровня другого, либо улучшаются оба показателя, так же, как и отсутствие изменения (сдвиг 1), относятся к благоприятным.

Сдвиг 5 и 6, при которых улучшение одного из параметров происходит за счет ухудшения другого, сигнализирует о первых признаках утомления. Сдвиги 7 и 8, отражающие ухудшение одного параметра при стабильности другого, т.е. снижение продуктивности деятельности, считаются признаком наступившего утомления. Сдвиг 9, характеризующийся снижением обоих параметров умственной деятельности, расценивается как показатель выраженного утомления.

При заключении об уровне умственной работоспособности мы также учитывали гигиенические моменты сна: во сколько накануне лег спать, во сколько встал утром, быстро ли уснул, хорошо ли спал.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При изучении умственной работоспособности обучающихся 1 -х классов школ г. Челябинска установлено, что все анализируемые параметры претерпевают у школьников изменения различной интенсивности.

У обучающихся 1 класса на первом уроке работоспособность часто происходит по благоприятному типу (66,6%). Снижение работоспособности начинается со 2-го урока и резко усиливается к 4-му. Признаки утомления встречаются до 62,5-100% наблюдений. Выраженное утомление выявлено в отдельных случаях до 75%, это свидетельствует о

быстрой истощаемости центральной нервной системы учащихся первых классов и быстро наступающем утомлении под влиянием уроков.

Динамическими наблюдениями за работоспособностью и функциональными изменениями в организме школьников доказана малая эффективность четырех уроков для первоклассников [3]. Поэтому рекомендуется облегчить последний урок, не следует использовать в эти часы учебные предметы, требующие значительного умственного напряжения. Значительное ухудшение работоспособности детей уже с конца учебного дня во вторник, вероятно, можно объяснить тем, что четвертым уроком в расписании стояла математика, а первым английский язык. В четверг расписание уроков было аналогичным, что, возможно, вызвало такое большое число случаев выраженного утомления у обучающихся в последние дни недели.

Быстрое утомление у первоклассников объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности и трудностями адаптации к школе [1]. Возбудительные процессы в коре головного мозга преобладают над тормозными, им трудно сосредотачивать внимание, напрягать память, сохранять относительно неподвижное положение тела [2]. На четвертых уроках у них наблюдается выраженное утомление чаще, чем у старших школьников: резко увеличиваются неблагоприятные изменения функционального состояния нервной системы, о чем свидетельствуют частые отказы от выполнения корректурных заданий, они делают в 1,5 раза больше ошибок после четвертого урока по сравнению с третьим. Работоспособность первоклассников снижается более чем в 2-3 раза по сравнению с первым уроком.

Учебная деятельность неизбежно связана с утомлением, но оно должно полностью сниматься за период отдыха во второй половине дня. Анализ умственной работоспособности до уроков с понедельника по пятницу показал ее очень низкий уровень как в количественном, так и в качественном выражении. Коэффициент К - количественный показатель (скорость выполнения задания) приближен к норме в понедельник и вторник только у девочек. К концу недели данный показатель снижается. У мальчиков этот показатель в большинстве случаев находится на очень низком уровне. Коэффициент О- качественный показатель (точность выполнения задания), как у мальчиков, так и у девочек отличался низкими показателями. Данные показатели представлены в таблице 2, где К - количественный показатель (скорость выполнения задания), О - качественный показатель (точность выполнения задания).

Таблица 2 -Динамика умственной работоспособности обучающихся 1-го класса в течение учебного дня и недели_

Период исследования Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

К | О К | О К | О К | О К | О

Мальчики

До уроков 1,75 14,0 1,5 16,3 1,6 19,8 0,2 4,1 0,5 7,6

После1-го урока 1,6 24,5 1,6 17,5 1,4 17,4 0,1 2,0 0,7 6,3

После 2-го урока 1,84 31,0 1,8 17,4 1,3 8,6 0,5 2,8

После 3-го урока 1,6 33,7 2,0 22,7 1,3 3,0 0,4 3,3

После 4-го урока 1,5 20,1 1,8 25,7 0,5 7,0 0,6 6,5

После 5-го урока 1,9 23,7

Ср. арифм. за учебный день 1,6 24,6 1,8 20,5 1,2 11,1 0,36 3,7 0,6 6,9

Девочки

До уроков 2,0 17,1 2,0 14,5 1,6 16,0 1,6 15,0 1,0 16,6

После1-го урока 1,6 28,7 1,9 16,8 2,0 16,1 0,9 11,8 1,4 17,3

После 2-го урока 2,0 19,3 1,7 20,6 1,3 16,6 2,0 17,8

После 3-го урока 1,5 25,7 2,0 15,7 1,7 19,4 1,1 13,8

После 4-го урока 1,4 27,8 1,7 27,3 1,4 22,5 1,7 20,7

После 5-го урока 1,7 20,8

Ср. арифм. за учебный день 1,7 23,7 1,9 19,1 1,6 18,1 1,4 15,8 1,2 16,9

В течение недели наблюдалось резкое снижение работоспособности и ухудшение функционального состояния организма. В понедельник благоприятный уровень работоспособности составил 34,3%, в среду 5,4%. Признаки утомления уже во вторник проявлялись у 55,4%, а в четверг и в пятницу у 42% обследованных первоклассников встречалось выраженное утомление.

В динамике учебной недели показатели работоспособности первоклассников колебались по дням недели. Уже со среды отмечаются низкие как качественные, так и количественные показатели. С этого дня практически отсутствует благоприятный уровень работоспособности. Часто (до 75-100%) встречается выраженное утомление. Тип работоспособности становится в значительном числе случаев нисходящим. Это указывает на нарушение равновесия между процессами торможения и возбуждения в нервных клетках коры головного мозга и на ослабление внутреннего торможения.

Проведенный опрос родителей по некоторым режимным моментам показал, что продолжительность ночного сна не соответствовала норме практически у всех обследованных детей. В возрасте 7-8 лет дети должны спать по гигиеническим нормам 12 часов [4]. Никто из первоклассников эти нормы не выполнил. Например, в понедельник только двое детей спали 11 часов, еще двое 10 часов, остальные - 8-9 часов. Из 30 детей только половина засыпали быстро, остальные медленно. Аналогичная картина наблюдалась и в остальные дни недели. Это говорит о перевозбуждении нервной системы в течение дня в сочетании с постоянным недосыпанием, несомненно, приводит к переутомлению детей и снижению их работоспособности.

ВЫВОДЫ

1. Умственная работоспособность первоклассников на протяжении учебной недели изменяется: в понедельник и вторник работоспособность на высоком уровне. Снижение умственной работоспособности начинается со среды. Падение умственной работоспособности в среду говорит о более раннем утомлении обучающихся первого класса, что может расцениваться как своеобразный отдых центральной нервной системы, позволяющий остальную половину недели работать на более высоком уровне работоспособности.

2. На протяжении всей недели у детей накапливается утомление. То утомление, которое накапливается в течение учебного дня, не снимается полностью отдыхом во второй половине дня. Следующий учебный день начинается на фоне сниженного уровня умственной работоспособности у значительной части первоклассников.

3. Снижение умственной работоспособности наступает к концу второго урока.

4. Учитывая слабую эффективность четверных и пятых уроков в первом классе, целесообразно сократить продолжительность этих уроков до 35 минут.

5. Основная масса обследованных детей недосыпает от 1 до 5 часов, что вероятно, является одной из причин их быстрого утомления и сниженной работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велиева Н.З. Педагогические условия развития физической и умственной работоспособности младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Велиева Наталья Зиядиновна. -Махачкала, 2005. - 22 с.

2. Михайлова О.П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Михайлова Ольга Павловна. - Иркутск, 2007. - 21 с.

3. Ушакова Г.Г. Особенности умственной работоспособности младших школьников, обучающихся в учебных заведениях разного типа / Г.Г Ушакова // Развитие личности в образовательном пространстве : сборник научных трудов XV Всероссийской научно-практической конференции. - Бийск, 2017. - С. 13-16.

4. Черник В.Ф. Изучение особенностей внимания, объема памяти, умственной работоспособности у школьников // Научная школа Т.И. Шамовой: теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: сб. статей X Международной научно-практической конферен-

ции. - Москва, 2018. - С. 422-425.

REFERENCES

1. Veliyeva, N.Z. (2005), Pedagogical conditions for the development of physical and mental performance of younger schoolchildren, dissertation, Makhachkala.

2. Mikhailova, O.P. (2007), Mental performance of younger schoolchildren living in conditions of ecological distress, dissertation, Irkutsk.

3. Ushakova, G.G. (2017), "Features of mental performance of younger schoolchildren studying in educational institutions of different types", Personality development in the educational space: collection of scientific tr. XV All-Russian Scientific and practical conference, Biysk, pp. 13-16.

4. Chernik, V.F. (2018), "Studying the features of attention, memory capacity, mental performance in schoolchildren", Scientific school of T. I. Shamova: theoretical and technological resources for the development of educational systems: collection of articles of the X International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 422-425.

Контактная информация: titarenkonn@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2022

УДК 378.172

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА (В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ)

Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье конкретизирована характеристика понятия «карта компетенции», показан опыт реализации карт компетенций в некоторых вузах Российской Федерации, представлена карта компетенций студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» в контексте реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. Цели исследования - разработать карту компетенций по реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, способствующую формированию универсальной компетенции у студентов юридического вуза. Методика и организация исследования. В работе применялись научные методы исследования - анализа основных понятий, нормативных документов по проблеме исследования (ФГОС ВО, УМК, РПД, ФОС). База исследования - Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Санкт-Петербург). Результаты исследования и их обсуждение. Компетенции юристов связаны со знаниями и умениями выполнять критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; использовать способы деловой коммуникации, воспринимать межкультурное разнообразие; иметь должный уровень самоорганизации и саморазвития (в том числе здорового образа жизни); поддерживать должный уровень здоровья и физического развития для обеспечения профессиональной деятельности. Карта компетенций по физической культуре и спорту включает планируемые результаты обучения (ЗУНы), критерии оценивания результатов обучения и уровни освоения по отдельным индикаторам достижения компетенций (низкий, пороговый, базовый, продвинутый). Выводы. Проведенное исследование показало, что карта компетенций рассматривается не тождественно, не найдено единого общего определения этого понятия, однако выявлено, что многие карты компетенций, включают перечень способностей человека, необходимых для решения профессиональных задач и выполнения трудовых функций. Разработана карта компетенций по физической культуре и спорту, которая состоит из следующих разделов: критерии оценивания результатов обучения, этапы и уровни освоения по отдельным индикаторам достижения компетенций будущих сотрудников юриспруденции.

Ключевые слова: карта компетенций, физическое воспитание, подготовка юристов, студенты вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.