Научная статья на тему 'Динамика функционального состояния курсантов- гиревиков в период экзаменационной сессии'

Динамика функционального состояния курсантов- гиревиков в период экзаменационной сессии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рябчук А.В., Прокопьев Н.Я., Ерохин А.Н.

Одним из весомых факторов повышающих стрессоустойчивость организма человека является уровень привычной двигательной активности. Исходя из этого, становится актуальным изучение влияния систематических занятий дозированными силовыми упражнениями на стрессоустойчивость курсантов военных вузов в период экзаменационной сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рябчук А.В., Прокопьев Н.Я., Ерохин А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика функционального состояния курсантов- гиревиков в период экзаменационной сессии»

УДК 796.01:612:796.8

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ-ГИРЕВИКОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

А.В. Рябчук - доцент Н.Я. Прокопьев - доктор медицинских наук, профессор А.Н. Ерохин - доктор медицинских наук Тюменский военный институт инженерных войск Тюменский государственный университет Тюмень

Курганский государственный университет Курган

DYNAMICS OF THE FUNCTIONAL STATE OF CADETS-WEIGHTLIFTERS DURING THE TEST SESSION

A.V. Ryabchuk - Associate Professor N.Y. Prokopiev - Doctor of Medical Sciences, Professor A.N. Erokhin - Doctor of Medical Sciences Tyumen Military Institute Corps of Engineers Tyumen State University

Tyumen Kurgan State University Kurgan

e-mail: ARyabchuk@bk.ru

Ключевые слова: функциональное состояние, уровень тревожности, вегетативная дисфункция.

Аннотация. Одним из весомых факторов повышающих стрессоустойчивость организма человека является уровень привычной двигательной активности. Исходя из этого, становится актуальным изучение влияния систематических занятий дозированными силовыми упражнениями на стрессоустойчивость курсантов военных вузов в период экзаменационной сессии.

Key words: functional status, level of anxiety, autonomic dysfunction.

Summary. One of the factors that increase the stress of the human body is the level of habitual physical activity. From this it becomes important to study the influence of systematic studies on the dosage strength training stress cadets of military schools during exams.

ВВЕДЕНИЕ

Учебный процесс в высшем учебном заведении сопряжен с высокими эмоциональными нагрузками, что может привести к развитию стрессовых состояний [5]. Для профилактики и предупреждения стресса у студентов ВУЗов используют инновационные технологии рекреационно-оздоровительной работы [2], формируют навыки самостоятельного оздоровления с учетом характеристик, которые присущи конкретной личности [3]. Одним из весомых факторов, повышающих стрессоустойчивость организма человека, является уровень привычной двигательной активности [5, 6]. Вместе с тем, в литературе недостаточно освещен вопрос влияния систематических занятий дозированными

силовыми упражнениями на стрессоустойчивость учащихся высших учебных заведений в период экзаменационной сессии.

Целью исследования явилось сравнительное изучение динамики функционального и психофизиологического статуса у юношей в возрасте 18-23 лет (курсантов высшего военно-инженерного командного училища) систематически занимающихся гиревым спортом и имеющих разряд не ниже первого. В исследовании приняли участие 60 курсантов. Экспериментальную группу составили 30 курсантов-гиревиков, контрольную - 30 курсантов, не занимающихся гиревым спортом. Исследование проводили в период зимней экзаменационной сессии - за неделю до ее начала и через 2-3 дня после окончания.

Для исследования общего функционального состояния использовали тест САН -самочувствие, активность, настроение, для изучения уровня личной и ситуативной тревожности использовали тест Спилбергера-Ханина и уровень вегетативных дисфункций изучали посредством опросника Вейна. Статистическую обработку фактических данных проводили посредством параметрического и непараметрического критериев (парный и непарный критерии t-критерий Стьюдента и критерий Вилкоксона). Различия считали достоверными при p<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика показателей теста САН у курсантов-гиревиков и курсантов-негиревиков имела существенные отличия на этапах исследования. Так, в контрольной группе по всем шкалам теста было выявлено статистически достоверное различие показателей в период перед экзаменационной сессией и после ее окончания - «самочувствие» - 4,8+0,2 и 6,3+0,3 балла, «активность» - 3,9+0,1 и 4,5+0,4; «настроение» - 4,3+0,3 и 5,6+0,5 балла (p<0,05) (рис. 1). В отличие от данной динамики в опытной группе курсантов-гиревиков по шкалам «самочувствие» и «активность» были зарегистрированы статистически недостоверные флуктуации: 5,7+0,3 и 6,2+0,4; 4,9+0,3 и 5,3+0,2 соответственно (p>0,05). Лишь по шкале «настроение» отмечалось статистически достоверное повышение - с 5,1+0,2 до 5,9+0,3 балла (p<0,05) (рис. 2). Подобная динамика свидетельствует, на наш взгляд, о более устойчивом паттерне функционального статуса курсантов-гиревиков в период перед экзаменационной сессией.

Баллы

Самочувствие

Ж'

• <

Активность

-ä^s-

-i: Ч

ZvCJt

У - .¿М

Настроение

v ± • ■

и»

7

6

3

2

1

0

Рис. 1. Динамика бальной оценки по шкалам теста САН у курсантов, не занимающихся гиревым спортом. Темные столбцы - перед экзаменационной сессией, светлые - после ее

окончания (п=30)

Подтверждением данного положения является динамика функционального состояния вегетативной нервной системы по данным опросника Вейна [1]. Так, в период перед экзаменационной сессией у курсантов-негиревиков уровень балльной оценки вегетативных дисфункций достиг 15,8+2,5 баллов, тогда как в опытной группе он не превысил 11,9+2,4 балла. Сравнение двух выборок показало на этом этапе исследования статистически достоверные различия (p<0,05). В период после окончания экзаменационной сессии уровень вегетативных дисфункций снизился в обеих группах и не имел статистически достоверных различий (p<0,05) (рис. 3).

Следует отметить, что общая сумма баллов, полученная при изучении признаков по вопроснику не должна превышать 15. В случае превышения данной величины можно говорить о наличии синдрома вегетативной дистонии [1].

Баллы

Самочу

встви

* | «- I

KS Lyra

Ш

4 II * 4 * •

• , ■

* 1 ** ч- ■ t

bSSfL^h

W^rfliÄj

Ш:

Активность

Чг-

■N.T • .

UK&Sj

.-K ' i-i ' . ' -

Настрое

ние

b

—r-

Ш

■r*

l - S,

' ^ Jb

i

7

6

5

4

3

2

1

0

Рис. 2. Динамика бальной оценки по шкалам теста САН у курсантов-гиревиков Темные столбцы - перед экзаменационной сессией, светлые - после ее окончания (п=30)

В основу исследования изменений уровня личностной и ситуативной тревожности в двух группах испытуемых были положены результаты динамики самооценки уровней тревожности по тесту Спилбергера-Ханина. При анализе результатов самооценки необходимо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей мы использовали следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

Оценка уровня личностной тревожности в период перед экзаменационной сессией показала, что в контрольной группе он достиг диапазона значений, характеризуемых как высокий - 50,8+5,7 балла, тогда как в опытной - незначительно превысил границу низкого уровня - 31,7+3,6 балла (рис. 4). После окончания экзаменационной сессии уровень личностной тревожности статистически достоверно снизился в контрольной группе, но остался в пределах диапазона высоких значений, тогда как в опытной группе этот показатель

претерпел лишь небольшие флуктуации (рис. 4).

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Баллы

Курсанты - негиревики

тт

.V v.

„ »f»

ГЙИ

•А к. , V А -

'Ж/.?

у»*.*. р.

Курсанты-гиревики

.v..

Рис. 3. Динамика бальной оценки по шкале опросника Вейна. Темные столбцы - перед экзаменационной сессией, светлые - после ее окончания (п=30)

60

50

40

30

20

10

Баллы

.vv. ,5->Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Курсанты-негиревики

Wvls» ;SfabWJ 'скидай

>■ ■■ -.fr?

Курсанты - гиревики

-

V. Л

••■С,

V-

0

Рис. 4. Динамика бальной оценки по шкале теста Спилбергера-Ханина (личностная тревожность). Темные столбцы - перед экзаменационной сессией, светлые - после ее

окончания (п=30)

60

50

40

30

20

10

Баллы

Курсанты-негиревики

vV*.

• "V. V • -'

ф -1 щ г

Курсанты - гиревики

< _ >

0

1

Рис. 5. Динамика бальной оценки по шкале теста Спилбергера-Ханина (ситуативная тревожность). Темные столбцы - перед экзаменационной сессией, светлые - после ее

окончания (n=30)

Сходной отмечалась и динамика ситуативной тревожности (рис. 5). Различия наблюдались лишь в том, что уровень данного показателя в контрольной группе с высокого в период перед экзаменационной сессией снизился до умеренного в период после ее окончания, а опытной группе - находился в пределах умеренных значений как в период перед экзаменационной сессией, так и после ее окончания.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Функциональное состояние курсантов-гиревиков в период перед экзаменационной сессией и после ее окончания характеризуется устойчивостью и стабильностью в диапазоне самооценок по шкалам «самочувствие» и «активность», отмечается лишь статистически достоверное повышение уровня по шкале «настроение». Функциональное состояние курсантов-негиревиков испытывает значительные изменения, что характеризует его как неустойчивое.

2. Уровень тревожности курсантов-негиревиков достигает в период перед экзаменационной сессией диапазона высоких значений, снижаясь после ее окончания, и сопровождается умеренным повышением выраженности вегетативных дисфункций. Уровень тревожности и проявления вегетативной дисфункции у курсантов-гиревиков остается в течение всего периода исследования в диапазоне низких и умеренных значений.

Литература

1. Вегетативные расстройства : клиника, диагностика, лечение / под ред. А.М. Вейна. - М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. - 752 с.

2. Ковалева, О.И. Инновационные технологии рекреационно-оздоровительной работы в процессе обучения студентов в ВУЗе / О.И. Ковалева, А.В. Ермакова // Психо лого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Ч. 2. - Челябинск, 2011. - С. 92-93.

3. Лешуков, В.С. Взаимосвязь уровня двигательной активности и состояния здоровья студенческой молодежи / В.С. Лешуков, А.Г. Шмик // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма : инновации и перспективы развития : материалы Междунар. Науч.практ. конф. - Ч. 2. - Челябинск, 2011. - С. 118-120.

4. Пропаганда занятий физической культурой и повышение двигательной активности населения : методические рекомендации / сост. Г.В. Усков. - Челябинск, 2004. - 87 с.

5. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни : учебное пособие / Б.Н. Чумаков. - М. : Пед. об-во России, 2004. - 416 с.

6. Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни : методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск : ООО «Альфа-Виста», 2007. - 144 с.

Literature

1. Autonomic Disorders : clinic, diagnosis, treatment / ed. by A.M. Weyn. - M. : OOO «Medical News Agency», 2003. - 752 p.

2. Kovalev, O.I. Innovative technologies recreation and recreation activities in the learning process of students in higher education / O.I. Kovalev, A.V. Ermakova // Psychological-Pedagogical and Medico-Biological Problems of Physical Culture, Sports, Tourism and Olympism : innovation and Development Prospects : proceedings of the Intern. Scientific and Practical Conference. - P. 2. - Chelyabinsk, 2011. - P. 92-93.

3. Leshukov, V.S. The relationship level of physical activity and health status of students / V.S. Leshukov, A.G. Shmik // Psychological-Pedagogical and Medico-Biological Problems of Physical Culture, Sports, Tourism and Olympism : innovation and Development Prospects : proceedings of the Intern. Scientific and Practical Conference. - P. 2. - Chelyabinsk, 2011. - P. 118-120.

4. Promoting physical activity and increased motor activity of the population : guidelines / comp. G.V. Uskov. - Chelyabinsk, 2004. - 87 p.

5. Chumakov, B.N. Basics of a healthy lifestyle : textbook / B.N. Chumakov. - M. : Ped. Society of Russia, 2004. - 416 p.

6. Shchedrina, A.G Healthy lifestyle : methodological, social, biological, medical, psychological, educational, environmental aspects / A.G. Shchedrina. - Novosibirsk : OOO «Alfa Vista», 2007. - 144 p.

Статья поступила в редакцию в 22.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.