УДК 1 ББК 53
методы снижения уровня ситуативной тревожности у сотрудников
органов внутренних дел
влАдимир федорович родин,
Профессор кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН;
татьяна александровна хрусталева
Заместитель начальника кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент
Citation-индекс в электронной библиотеке НииоН
Аннотация. Представлены психологические приемы и методы, позволяющие снизить уровень ситуативной тревожности у курсантов образовательных организаций МВД России в напряженных условиях деятельности.
Ключевые слова: ситуативная тревожность, снижение уровня ситуативной тревожности, психофизиологический тренинг.
Annotation. In work some psychological receptions and methods allowing to reduce the level of situational uneasiness at cadets in intense conditions of activity are shown.
Keywords: situational uneasiness, decrease in level of situational uneasiness, psychophysiological training.
В своей профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с ситуациями повышенной ответственности, а также с ситуациями, угрожающими их жизни или здоровью. И как показывает практика, это способствует появлению у сотрудников повышенной ситуативной тревожности. Ситуативная тревожность — это реакция личности на сложную, опасную ситуацию. Она характеризуется напряжением, повышенным беспокойством, нервозностью. Исследованиями установлено, что при очень высоком уровне ситуативной тревожности может возникать нарушение внимания, памяти, тонкой координации движений. Следовательно, повышение уровня ситуативной тревожности негативно сказывается на профессиональной деятельности полицейского. Хочется отметить, что ситуативная тревожность у сотрудника органов внутренних дел может возникнуть перед каким-либо событием (ситуацией), не совсем понятным по его последствиям.
Как показывают проведенные нами исследования, если уровень ситуативной тревожности у сотрудника снижен до оптимального уровня (с применением специально разработанной методики), то его практическая деятельность становится более рациональной и продуктивной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
сотруднику органов внутренних дел необходимо уметь управлять своим уровнем ситуативной тревожности, так как она влияет на его профессиональную деятельность. Обучение сотрудников полиции навыкам снижения уровня ситуативной тревожности с помощью психофизического тренинга становится сегодня важной задачей психологов.
Для изучения возможности снижения уровня ситуативной тревожности с помощью психофизического тренинга нами было проведено исследование на базе Московского университета МВД России.
В исследовании приняли участие курсанты 1 курса, возраст которых составляет 18-20 лет. Данная выборка была сделана неслучайно: в виду того, что исследование проводилось во время первой экзаменационной сессии, у испытуемых отсутствовала адаптация к данного рода стрессовой ситуации (экзамену). Для проверки эффективности психофизического тренинга испытуемые были разделены на 2 группы, из них 20 человек вошли в контрольную группу и 20 — в экспериментальную. Кроме того, с курсантами экспериментальной группы проводился специально разработанный психофизический тренинг снижения ситуативной тревожности.
Исследование проходило в три этапа:
• психодиагностика эмоционального состояния
курсантов контрольной и экспериментальной групп перед стрессовой ситуацией (экзаменом).
• формирующий эксперимент в экспериментальной группе курсантов.
• психодиагностика эмоционального состояния курсантов контрольной и экспериментальной групп перед экзаменом.
Для измерения ситуативной тревожности были использованы следующие психодиагностические методики: Методика «Шкала самооценки тревожности» Спилбергера- Ханина и методика «Самочувствие, активность, настроение (САН)».
Шкала тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбер-гером и получившая широкое распространение (в отечественной психологии ее адаптировал в 1967 г. В.Ф. Березин), является одним из возможных методов изучения состояния студента во время экзамена, его эмоционального самочувствия. С помощью этой шкалы можно количественно измерить как личностную тревожность, так и состояние тревожности, для которого характерны
субъективно переживаемые неприятные эмоции напряжённости, озабоченности, неудовлетворённости, беспокойства и дурного предчувствия, сопровождающиеся, как правило, активацией вегетативной нервной системы. Это состояние является эмоциональной реакцией на различные стрессоры (в том числе экзамены), связанные в той или иной мере с угрозой престижу, самоуважению и самооценке человека.
Диагностика ситуативной тревожности курсантов обеих групп перед экзаменом позволила выявить, что состояние ситуативной тревожности в процессе обучения человека характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, тревоги, озабоченности, нервозности, которые сопровождаются различными вегетативными реакциями.
Анализируя результаты по шкале ситуативной тревожности, мы получили среднее арифметическое значение показателей тревожности в контрольной и экспериментальной группах перед стрессовой ситуацией (экзаменом) и представили в виде графика на рис 1.
риа1 результаты исследования ситуативной тревожности обеих групп по методике «шкала самооценки спилберга-Ханина» перед стрессовой ситуацией
Показатели ситуативной тревожности контрольной группы составили 50,9 баллов, экспериментальной — 50,3. У обеих групп ситуативная тревожность находилась на высоком уровне. У курсантов наблюдалось беспокойство, волнение, низкий уровень уверенности в себе и своих силах. Уровень ситуативной тревожности контрольной группы несколько выше, чем экспериментальной.
Результаты по каждой шкале (самочувствие, активность, настроение) методики САН в контрольной и экспериментальной группах представлены на рис 2.
1. Показатели самочувствия.
Полученные данные показателей самочувствия (в контрольной группе — 31,2 балла, в экспериментальной группе — 28,8) свидетельствуют о его низком уровне. По сравнению с показателями в обычном состоянии, самочувствие перед экстремальной ситуацией ухудшается: курсанты отмечали усталость, слабость, утомленность.
2. Показатели активности.
Показатель активности в обеих группах находился на высоком уровне: по сравнению со спокойным состоянием, перед экстремальной ситуацией у данных групп активность повышалась (контрольная группа — 44,4 балла, экспериментальная группа — 45,7).
3. Показатели настроения:
Общий фон настроения в обеих группах значительно снижен. В сравнении с самочувствием и активностью — настроение имеет самые низкие показатели: контрольная группа — 26,7 баллов, экспериментальная группа — 30,3.
Для чистоты формирующего эксперимента необходимо оценить различия между двумя независимыми выборками (контрольной и экспериментальной групп). Для этого нами был выбран ^критерий Ман-на-Уитни. Проведенный анализ показал, что между группами на втором этапе значимые различия отсутствуют.
рис.2 результаты исследования обеих групп по методике «сАН» перед стрессовой ситуацией
После данного психодиагностического исследования с курсантами экспериментальной группы был проведен психофизиологический тренинг, направленный на развитие у них умения управлять эмоциональным состоянием, в частности снижать уровень ситуативной тревожности.
Задачами психофизического тренинга являлось:
• снижение уровня ситуативной тревожности;
• улучшение психоэмоционального состояния участников;
• обучение навыкам нервно-мышечной релаксации;
• обучение навыкам самомассажа.
При этой систематизации воздействия работа проводилась в соответствии со следующими фазами психофизического тренинга:
1. Вводной фазой, целью которой было: знакомство участников с ведущим, а также с целями тренинга.
2. Фазой лабиализации, целью которой было: формирование рабочего настроя, подготовиться для дальнейшего занятия.
3. Фаза воздействия, целью которой было: снижение ситуативной тревожности у участников тренинга, улучшение психоэмоционального состояния испытуемых.
4. Фаза обучения, целью данной фазы было: отработка и овладение навыками эмоционального регулирования и приемами расслабления. В ходе нее были показаны: основные принципы самомассажа, экспресс приемы расслабления.
5. Заключительной фазой, целью которой было: подведение итогов, рефлексия.
Общее время проведения психофизического тренинга — 60 минут.
Психофизический тренинг проводился с курсантами экспериментальной группы в консультационный день между экзаменами (за 2 дня до экзамена). Перед участниками была поставлена задача — повторять дома упражнения позволяющие снижать ситуативную
тревожность, которым они были обучены на тренинге. Повторно психофизический тренинг был проведен с курсантами непосредственно перед сдачей экзамена (за 1 час 30 минут) в сокращенном варианте.
На следующем этапе нами было проведено психодиагностическое обследование контрольной и экспериментальной групп с помощью следующих психодиагностических методик:
1. Шкала самооценки ситуативной тревожности Ч. Спилбергера, Ю.Л. Ханина
2. Методика САН
После сдачи экзамена курсантам экспериментальной группы было предложено пройти опрос , позволяющий оценить программу тренинга, а так же выявить его направленность.
Анализируя результаты по шкале ситуативной тревожности, мы получили среднее арифметическое значение показателей тревожности в контрольной и экспериментальной группах перед экзаменом (рис.3).
Как видим, показатели ситуативной тревожности контрольной группы — 47,3 баллов, снизились на 3 пункта. Это может свидетельствовать об адаптации курсантов, входящих в контрольную группу, к данного вида экстремальной ситуации. Однако интенсивность осталась на высоком уровне. В экспериментальной группе показатель равен 39,2. Показатель снизился на 11.1 пункт. Ситуативная тревожность в данной группе находится на среднем уровне и является оптимальной для предстоящей деятельности.
Методика САН:
Суммируя результаты по каждой шкале (самочувствие, активность, настроение), мы вновь вывели среднее арифметическое значение показателей по каждой шкале в контрольной и экспериментальной группах. Полученные данные, представлены в виде графиков, изображенных на рис.4.
рис 3. результаты исследования ситуативной тревожности обеих групп по методике «шкала самооценки спилберга-Ханина» перед стрессовой ситуацией после проведения психофизического тренинга.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
I Самочувствие Активность Настроение
Контрольная группа
Экспериментальная группа
рис.4. результаты исследования обеих групп по методике «сАН» перед стрессовой ситуацией после проведения психофизического тренинга
Показатели самочувствия:
Контрольная группа — 30,1, экспериментальная группа — 44,5. Полученные данные по контрольной группе, свидетельствуют о низком показателе самочувствия, изменения в сравнении с предварительным тестировании — незначительные. В группе наблюдается по прежнему сниженный фон настроения. Анализируя данные контрольного тестирования экспериментальной группы, мы наблюдаем положительную динамику: показатели изменились на 15,7 пунктов. Фон настроения в экспериментальной группе повысился до уровня выше среднего.
Показатели активности:
Контрольная группа — 47,4 экспериментальная группа — 49,8. Показатель активности в контрольной группе изменился на 3 пункта. Активность в данной группе находится на уровне выше среднего, как и в предварительном эксперименте. Анализируя данные по контрольному эксперименту экспериментальной
группы, мы можем сделать вывод о том, что активность повысилась на 4,2 пунктов и составляет повышенный уровень показателя.
3. Показатели настроения:
Контрольная группа — 30,8, экспериментальная группа — 40,9. Показатель настроения в контрольной группе изменился на 4 пункта, по прежнему остался на уровне ниже среднего. Показатель настроения в экспериментальной группе изменился на 10,6 пунктов и составляет средний уровень. Необходимо отметить, что в предварительном эксперименте этот показатель находился на уровне ниже среднего, фон настроения в этой группе был неблагоприятным. Данные контрольного эксперимента показывают обратное.
С помощью статистической обработки мы вновь сравнили обе группы участников эксперимента с помощью U критерия Манна — Уитни. Проведенный анализ показал, что между группами на конечном этапе исследования значимые различия присутствуют по
показателям: ситуативная тревожность, самочувствие, настроение.
Исходя из вышесказанного, нами сделаны следующие предположения:
Снижение уровня ситуативной тревожности, а также повышение показателей самочувствия и настроения могли быть обусловлены проведением специально разработанного психофизического тренинга с использованием элементов активно-мышечной релаксации, которая позитивно влияет на уменьшение эмоционального напряжения, снятие физического и психического напряжения, восстановление физической и психической работоспособности, регулирование таких функций организма, как сон, кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга, активизацию психических и физических функций: внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям.
Эффект оптимизации уровня рассматриваемых показателей, усилился при проведении музыкотера-пии, которая обладает следующими терапевтическими свойствами: способствует нормализации психического состояния, прежде всего, сферы эмоциональных переживаний, а также поддерживает работоспособность, предупреждает развитие состояний утомления, помогает скорейшему восстановлению сил во время отдыха после тяжёлой работы. Музыка может также помочь быстро мобилизоваться, собраться с силами, или же, напротив, в ситуации тревожного ожидания, при чрезмерном волнении, эмоциональном напряжении — отвлечь, успокоить, поднять настроение.
При проведении формирующего эксперимента нами использовался психофизический тренинг. Максимальное расслабление, как отметили испытуемые в ходе беседы, было достигнуто после проведения упражнений на активно-мышечную релаксацию, нервно-мышечное расслабление самым прямым образом влияет на снижение ситуативной тревожности. Проведенный, после сдачи экзамена опрос показал следующее: 70% курсантов из экспериментальной группы заметили, что после проведенного тренинга им было легче сдавать экзамен; 65% опрошенных отметили, что чувства тревоги, переживания (которые характеризуют ситуативную тревожность) снизились за счет тренинговых упражнений; 100% испытуемых говорили о преобладании положительных эмоций; 60%
респондентов отмечали после тренинга повышение активности в обучении, улучшение общей работоспособности. Поэтому можно предположить, что применение разработанного психофизического тренинга позволяет понизить уровень ситуативной тревожности.
Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что психофизический тренинг является эффективным способом снижения ситуативной тревожности у курсантов. Его применение имеет практическую значимость в снижении уровня ситуативной тревожности, повышении уровня работоспособности, психоэмоциональной устойчивости, что эффективно влияет на успешную деятельность, без высоких психических затрат.
литература
1. Айзенк X. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность: Хрестоматия. СПб. 2010. с. 224-247.
2. Алиев Х.М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. М.: «Мартин», «Полина», 1999.
3. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряжённых условиях деятельности: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М. 1998.
4. Леонтьев Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 2. С. 107-119.1990. № 3. С. 155-159.
5. Лесли Рай. Развитие навыков тренинга. — СПб.: Питер, 2002.
6. Современный словарь по психологии / Автор-сост. В. В. Юрчук . — Мн.: Элайда, 2000. — 704 с.
7. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. С. 12-24.
8. Сухов А. Н. Социальная психология. — М.: Академия, 2007. — 240с.
9. Торн К., Маккей Д. Полное руководство по тренингу. — М.:ИНФРА-М, 2002.
10. Тревога и тревожность. Хрестоматия. / Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер. 2008.-240 с.
11. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зин-ченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 2007.