Научная статья на тему 'Электрический потенциал в биологически активных точках и уровень тревожности у курсантов-гиревиков в период экзаменационной сессии'

Электрический потенциал в биологически активных точках и уровень тревожности у курсантов-гиревиков в период экзаменационной сессии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
142
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРЕВОЖНОСТЬ / БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНАЯ ТОЧКА

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Рябчук А.В., Ерохин А.Н., Прокопьев Н.Я.

Одним из факторов предупреждения развития стрессовых состояний является систематическая дозированная физическая нагрузка. У лиц с различным уровнем физической подготовки отмечаются разнонаправленные изменения потенциала биологически активных точек и индекса напряжения при дозированной физической нагрузке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Рябчук А.В., Ерохин А.Н., Прокопьев Н.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электрический потенциал в биологически активных точках и уровень тревожности у курсантов-гиревиков в период экзаменационной сессии»

УДК 796.01:612:796.8

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧКАХ И УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У КУРСАНТОВ-ГИРЕВИКОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

А.В. Рябчук - доцент А.Н. Ерохин - доктор медицинских наук Н.Я. Прокопьев - доктор медицинских наук, профессор

Тюменский военный институт инженерных войск

Тюмень

Курганский государственный университет Курган

Тюменский государственный университет Тюмень

ELECTRIC POTENTIAL IN THE BIOLOGICALLY ACTIVE POINTS AND THE CADETS WEIGHTLIFTERS LEVEL OF ANXIETY IN DURING

EXAMINATIONS

A.V. Ryabchuk - Associate Professor A.N. Erokhin - Doctor of Medical Sciences N.Y. Prokopiev - Doctor of Medical Sciences, Professor Tyumen Military Institute Corps of Engineers Tyumen Kurgan State University

Kurgan Tyumen State University Tyumen

e-mail: ARyabchuk@bk.ru

Ключевые слова: электрический потенциал, тревожность, биологически активная

точка.

Аннотация. Одним из факторов предупреждения развития стрессовых состояний является систематическая дозированная физическая нагрузка. У лиц с различным уровнем физической подготовки отмечаются разнонаправленные изменения потенциала биологически активных точек и индекса напряжения при дозированной физической нагрузке. Key words: electric potential, anxiety, biologically active point.

Summary. One of the factors preventing the development of stress state is systematically dosed physical load. Individuals with different levels of fitness observe opposite changes of biologically active points potential and the index of voltage measured physical load.

ВВЕДЕНИЕ

Экзаменационный период в высшем учебном заведении сопровождается развитием особого функционального состояния у студентов и характеризуется совокупностью системных сдвигов, определяющих физиологическую «стоимость» учебного труда [2, 3].

Следует отметить, что исследование экзаменационного «эмоционального стресса» является актуальной задачей вследствие высокой потребности в разработке эффективных и доступных средств профилактики и предупреждения функциональных «срывов» и дезадаптации. Одним из факторов предупреждения развития стрессовых состояний является систематическая дозированная физическая нагрузка [6]. Ранее было определено, что у лиц с различным уровнем физической подготовки отмечаются разнонаправленные изменения потенциалов биологически активных точек и индекса напряжения при дозированной физической нагрузке [1]. Целью нашей работы явилось исследование корреляции уровня тревожности и величины потенциала биологически активных точек у курсантов высшего военно-инженерного командного училища систематически занимающихся гиревым спортом и имеющих спортивный разряд не ниже первого. В исследовании приняли участие 60 курсантов. Опытную группу составили 30 курсантов-гиревиков, контрольную - 30 курсантов, не занимающихся гиревым спортом. Исследование проводили в период зимней экзаменационной сессии - за неделю до ее начала и через 2-3 дня после окончания.

Для изучения уровня личностной и ситуативной тревожности использовали тест Спилбергера-Ханина, регистрация потенциала в биологически активных точках проводилась посредством мультиметра ВМ 518 фирмы «TESLA» (погрешность измерения + 5% от полного отклонения в пределах 300 мкВ-1мВ) и неполяризующихся хлорсеребряных электродов. При измерении потенциала электрод помещали в области анатомической проекции точки перпендикулярно поверхности кожного покрова. В соответствии с требованиями, к исследованиям электрического потенциала в биологически активных точках [5] измерения проводили в точках входа-выхода акупунктурных каналов на верхних конечностях (всего 12 точек измерений на обеих руках). Полученные значения потенциала в биологически активных точках (БАТ) суммировали и для корреляционного анализа использовали значение средней арифметической. Все исследования проводили в первой половине дня с 9.00 до 12.00. Температура окружающего воздуха во время проведения исследования находилась в пределах диапазона от 21,2 до 22,0 градусов Цельсия. Статистическую обработку фактических данных проводили посредством параметрического и непараметрического критериев (парный и непарный критерии t-критерий Стьюдента и критерий Вилкоксона). Различия считали достоверными при p<0,05. Для проведения корреляционного анализа проводили процедуру нормирования фактических данных (результаты тестирования уровня тревожности), использовали критерий Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка уровня личностной тревожности в период перед экзаменационной сессией показала, что в контрольной группе он достиг диапазона значений, характеризуемых как высокий - 50,8+5,7 балла, тогда как в опытной - незначительно превысил границу низкого уровня - 31,7+3,6 балла. После окончания экзаменационной сессии уровень личностной тревожности статистически достоверно снизился в контрольной группе, но остался в пределах диапазона высоких значений, тогда как в опытной группе этот показатель претерпел лишь небольшие флуктуации. Сходной отмечалась и динамика ситуативной тревожности. Различия наблюдались лишь в том, что уровень данного показателя в контрольной группе с высокого в период перед экзаменационной сессией снизился до умеренного в период после ее окончания, а опытной группе - находился в пределах умеренных значений как в период перед экзаменационной сессией, так и после ее окончания.

1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

оо < * ♦ _♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ * ♦ ♦ ♦

Потенциал БАТ, мВ

y = -0,1378x + 1,2789 R2 = 0,037

0,2

0,4

0,6

Нормированный уровень

—,-личностной тревожности

0,8 1 1,2

Рис. 1. Корреляция суммарного потенциала БАТ и нормированного уровня личностной тревожности у курсантов-негиревиков перед экзаменационной сессией

2

1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

Потенциал БАТ, мВ

y = 0,0662x + 1,4559 R2 = 0,0043

♦ ♦

Нормированный уровень ситуативной

тревожности

—I 1,2

0,2

0,4

0,6

0,8

Рис. 2. Корреляция суммарного потенциала БАТ и нормированного уровня ситуативной тревожности у курсантов-негиревиков перед экзаменационной сессией

Средняя суммарного потенциала БАТ у курсантов-негиревиков составила 0,7+0,18 мВ

0

0

^+5), в то время как у курсантов-гиревиков эта величина достигла 0,9+0,21 мВ. Различия величины потенциала между двумя выборками были статистически достоверны ф<0,05).

Корреляционный анализ величины суммарного потенциала БАТ и нормированного уровня личностной тревожности у курсантов-негиревиков показал, что связь этих показателей находится в диапазоне слабой степени с отрицательным знаком R=-0,19 и статистически недостоверна ф<0,05) (рис. 1). Корреляция уровня ситуативной тревожности с потенциалом БАТ в выборке курсантов, не занимающихся гиревым спортом, также была определена в диапазоне слабых значений и статистически недостоверна ^=0,06) (рис. 2).

Корреляционный анализ нормированного уровня личностной тревожности и величины электрического потенциала БАТ у курсантов гиревиков выявил статистически достоверную отрицательную связь заметной степени по градации шкалы Чеддока ^=-0,51, при p<0,05) (рис. 3). Уровень ситуативной тревожности и величина электрического потенциала БАТ коррелировали в этой выборке с умеренной силой, также обратно пропорционально и статистически достоверно (Д=-0,41, p<0,05) (рис. 4).

Рис. 3. Корреляция суммарного потенциала БАТ и нормированного уровня личностной тревожности у курсантов-гиревиков перед экзаменационной сессией

Рис. 4. Корреляция суммарного потенциала БАТ и нормированного уровня ситуативной тревожности у курсантов-гиревиков перед экзаменационной сессией

Выявленная особенность величины электрического потенциала биологически активных точек у курсантов, систематически занимающихся гиревым спортом, и его корреляционной связи с уровнем тревожности в период экзаменационной сессии согласуется с ранее проведенными исследованиями [4]. Более высокая величина электрического потенциала БАТ у курсантов-гиревиков и отрицательная корреляционная связь с уровнем тревожности свидетельствует о более высоком уровне готовности вегетативной нервной системы к функционированию в условиях стресса в период экзаменационной сессии.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Курсанты, систематически занимающиеся гиревым спортом, проявляют менее выраженный уровень тревожности в период экзаменационной сессии, что сопровождается статистически достоверным увеличением электрического потенциала биологически активных точек выхода-входа акупунктурных каналов верхних конечностей по сравнению с аналогичным потенциалом у курсантов, не занимающихся гиревым спортом.

2. Величина электрического потенциала протестированных биологических активных точек у курсантов, систематически занимающихся гиревым спортом, находится в статистически достоверной обратно пропорциональной связи умеренной и заметной степени с уровнем тревожности в период экзаменационной сессии.

3. Выявленная особенность корреляционной связи величины электрического потенциала БАТ и уровня тревожности у курсантов, систематически занимающихся гиревым спортом, отражает более высокий уровень функционального состояния вегетативной нервной системы по сравнению с таковым у курсантов-негиревиков и более высокую устойчивость ее статуса в стрессовых условиях экзаменационной сессии.

Литература

1. Ерохин, А.Н. Флуктуация электрического потенциала в биологически активных точках под влиянием внешних факторов у лиц с различным уровнем физической подготовки / А.Н. Ерохин, О.Н. Ловыгина, Т.Е. Булатова // Рефлексотерапия. - 2004. - № 4(11). - С. 21-24.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2007. - 366 с.

3. Кузнецов, А.П. Секреторная функция желудка и поджелудочной железы при эмоциональном стрессе / А.П. Кузнецов, Л.Н. Смелышева // Вестник ЮрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физкультура и спорт». - 2004. - Вып. № 6(Б). - С. 254-264.

4. Ловыгина, О.Н. Влияние локального термического воздействия и дозированной физической нагрузки на вегетативные функции у лиц с различным уровнем тренированности : автореф. дис. ... канд. биол. наук / О.Н. Ловыгина ; ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». - Челябинск, 2005. -18 с.

5. Розанов, А.Л. Метод электропунктурной диагностики «Прогноз» / А.Л. Розанов // Рефлексотерапия. - 2007. - № 3(21). - С. 7-17.

6. Смелышева, Л.Н. Влияние эмоционального стресса на секреторную функцию желудочных желез / Л.Н. Смелышева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2004. - № 3. - С. 149-153.

Literature

1. Erokhin, A.N. The fluctuation of the electric potential in the biologically active points under the influence of external factors in individuals with different levels of fitness / A.N. Erokhin, O.N. Lovygin, T.E. Bulatov // Reflexology. - 2004. - № 4(11). - P. 21-24.

2. Ilyinich, V.I. Physical education and student life : a textbook / V.I. Ilyinich. - M. : Gardariki, 2007. - 366 p.

3. Kuznetsov, A.P. The secretory function of the stomach and pancreas under emotional stress / A.P. Kuznetsov, L.N. Smelysheva // Journal of Law State University. A series of "Education, health, physical education and sport". - 2004. - Vol. Number 6(B). - P. 254-264.

4. Lovygin, O.N. The influence of local thermal effects and dosage of exercise on autonomic function in individuals with different levels of fitness : abstract of the dis. ... Cand. Biol. Science / O.N. Lovygin ; SEI HPE «Chelyabinsk State Pedagogical University". - Chelyabinsk, 2005. - 18 p.

5. Rozanov, A.L. The method of electro-diagnosis "forecast" / A.L. Rozanov // Reflexology. - 2007. - № 3(21). - P. 7-17.

6. Smelysheva, L.N. Effect of emotional stress on the secretory function of gastric glands / L.N. Smelysheva // Journal of the Tyumen State University. - 2004. - № 3. - P. 149-153.

Статья поступила в редакцию 22.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.