УДК 796.332
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ
Д. В. Шаповалов, Ю. В. Ермакова, А. Л. Харлан
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»
Физическая работоспособность - потенциальная способность человека проявить максимум физического усилия при статической, динамической и смешанной работе. Физическая работоспособность является интегральным выражениям возможностей человека, входит в понятие его здоровья и характеризуется рядом объективных факторов. В статье представлены результаты исследования физической работоспособности девочек 12-13 лет при занятиях мини-футболом и обычных физических нагрузках школьной системы физического воспитания.
Ключевые слова: физическая работоспособность, мини-футбол, девочки 12-13 лет, физическое развитие.
Введение. В настоящее время здоровье детей и подростков становится все более актуальной темой. В соответствии с этими показателями ухудшение здоровья школьников происходит как от года к году. Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных учащихся школ значительно (на 20-25%) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75% девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности [2]. В связи с этим, одной из главных задач школы является создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих развитию физической и умственной работоспособности младших школьников [1].
Цель исследования - изучение физической работоспособности девочек 12-13 лет при нормальном развитии и дополнительных занятиях мини-футболом.
Методы исследования. В исследовании приняли участие 2 группы: экспериментальная (10 девочек в возрасте 12-13 лет, занимающихся мини-футболом) и контрольная группа (13 девочек, в возрасте 12-13 лет, занимающихся спортом только на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе). Исследование проходило на базе спортивного зала БГИТУ с группой детей начальной подготовки по мини-футболу, девочки занимаются футболом 3 раза в неделю по 1,5 часа на протяжении 2х лет. И на базе МБОУ «Лицей №27 имени героя Советского Союза И.Е. Кустова города Брянска», физическая активность школьников составляет 2 раза в неделю по 45 минут.
В ходе эксперимента нами оценивалось состояние физической работоспособности по тесту комплексной оценки. По команде учащийся встает и выполняет хлопок над головой. Затем возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется в максимальном темпе в течение 30 с. Фиксируется количество приседаний (КП). Необходимо следить, чтобы учащиеся полностью выпрямляли туловище, ноги в коленях и не делали подскоков. По окончании экспресс-теста подсчитывается пульс в течение 10 с. Результат умножается на 6, т.е. определяется частота пульса за 1 мин. (табл. 1).
Таблица 1
Нормативы оценок показателя экспресс-теста (по Л.Н. Бачериковой, 1988)_
Уровень физической работоспособности Комплексная оценка
Мальчики Девочки
Высокий Ниже 5,2 Ниже 5,4
Средний От 5,2 до 6,0 От 5,4 до 6,2
Низкий Выше 6,0 Выше 6,2
Отношением частоты сердечных сокращений к количеству приседаний определяется комплексная оценка (КО) в условных единицах:
ЧСС уд./мин.
Чем ниже значение КО, тем выше физическая работоспособность.
Результаты исследования. Уровень физической работоспособности (комплексная оценка) у контрольной группы в мае составляет 4,55, что на 0,75 больше, чем у экспериментальной. К сентябрю месяцу этот показатель составлял 5,45 и 4,21. Что на 0,9 и 4,1 больше, чем в мае (табл. 2).
Таблица 2
Динамика комплексной оценки у девочек 12-13 лет в контрольной и экспериментальной _группах_
№ Группа Май Сентябрь Декабрь
1. Контрольная (п=13) 4,55±0,24 5,45±0,34 4,87±0,24
2. Экспериментальная (п=10) 3,8±0,21* 4,21±0,20* 4,33±0,25
В декабре комплексная оценка у контрольной группы понизилась на 0,58 и составила 4,87, а у экспериментальной группы, наоборот - стала незначительно выше и составила 4,33 (рис). Различия показателей в мае и сентябре являются статистически достоверными.
б
5
4
3 2 1
0
Май Сентябрь Декабрь
□ Контрольная ■ Экспериментальная
Рис. 1. Динамика комплексной оценки у девочек 12-13 лет в контрольной и экспериментальной группах
Выводы: в ходе проведённого собственного исследования было установлено, что занятия мини-футболом оказывают влияние на морфофункциональное состояние спортсменок. Уровень физической работоспособности на протяжении всего исследования у экспериментальной группы «высокий», а у контрольной варьируется от «средний» к «высокий».
Список литературы
1. Велиева Н.В Педагогические условия развития физической и умственной работоспособности младших школьников: Автореф. дис. к-та пед. наук. Махачкала, 2005. -142 с.
2. Чачина М. А., Прокопьев Н. Я., Колунин Е.Т. Динамика возрастных изменений физической работоспособности девушек 15-18 лет г. Тюмень в многолетнем тренировочном процессе занятий волейболом // JSRP. 2014. №9 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-vozrastnyh-izmeneniy-fizicheskoy-rabotosposobnosti-devushek-15-18-let-g-tyumen-v-mnogoletnem-trenirovochnom-protsesse-zanyatiy (дата обращения: 15.11.2018).
Сведения об авторах
Шаповалов Дмитрий Витальевич - студент кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Ермакова Юлия Владимировна - студент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Харлан Алексей Леонидович - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected]
DYNAMICS OF PHYSICAL WORKING CAPACITY OF SCHOOLCHILDREN OF 12-13
YEARS WORKING IN MINI-FOOTBALL
D. V. Shapovalov, Yu. V. Ermakova, A. L. Kharlan
Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky
Physical working - the potential ability of a person to show maximum physical effort during static, dynamic and mixed work. Physical working is an integral expression of the capabilities of a person, is included in the concept of his health and is characterized by a number of objective factors. The article presents the results of a study of the physical performance of girls 12-13 years old when practicing futsal and ordinary physical activities of the school system of physical education.
Keywords: physical performance, futsal, girls 12-13 years old, physical development.
References
1. Veliyeva N. V. Pedagogical conditions for the development of physical and mental performance of younger schoolchildren: Author's abstract. dis. k-ped sciences. Makhachkala, 2005. 142 p.
2. Chachina M. A., Prokopyev N. Ya., Kolunin E.T. Dynamics of age-related changes in the physical performance of girls 15-18 years old, Tyumen in the long-term training process of volleyball // JSRP. 2014. №9 (13). URL: https://cyberienmka.m/artide/n/dmamika-vozrastnyh-izmeneniy-fizicheskoy-rabotosposobnosti - devushek-15-18-let-g-tyumen-v-mnogoletnem-treniro-vochnom -protsesse-zanyatiy.
About authors
Shapovalov D. V. - student, Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky.
Ermakova Yu. V. - student, Department of Theory and Methods of Physical Culture and Sports, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky.
Kharlan A. L. - PhD in Biological Sciences, Associate Professor of Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, e-mail: [email protected]