УДК 796.332
ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 12-14 ЛЕТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Д.В. Шаповалов, А.Л. Харлан
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»
Умственная работоспособность - способность человека воспринимать и перерабатывать максимально возможный объем информации в определенное время. Умственная работоспособность определяется многими факторами, основными среди которых являются: индивидуально-типологические особенности, уровень и состояние здоровья, мотивация, настроение и т. д. В статье представлены результаты исследования умственной работоспособности школьников 12-14 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера и Брянской области.
Ключевые слова: умственная работоспособность, школьники 12-14 лет, Крайний Север, Брянская область, психофизиология.
Введение. Дети, проживающие и обучающиеся в районах Крайнего Севера, являются незащищенной группой населения, которые находятся в трудных условиях жизнеобеспечения [3]. Обследования детей Крайнего Севера, показывают, что у каждого пятого школьника отмечается недостаток йода в организме, а каждый 6-й школьник имеет эндокринную патологию [1]. По мнению врачей, дети мало двигаются, что впоследствии приводит к нарушению здоровья, замедлению обмена веществ и возникновению хронических заболеваний и патологий [2]. В современной литературе мало раскрыты вопросы умственного развития школьников Крайнего Севера.
Цель исследования - дать сравнительную характеристику состоянию умственной работоспособности детей 12-14 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера и Брянской области.
Материалы и методы. Исследования проводились в 2018-2019 годах среди двух групп. Первая группа состояла из школьников МБОУ Ямальская школа-интернат им. Василия Давыдова с. Яр-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа в возрасте 14-15 лет (11 девочек и 9 мальчиков). Вторая группа школьников состояла из учащихся МБОУ Погарская СОШ № 2 Брянской области (11 девочек и 6 мальчиков) аналогичного возраста.
Исследование умственной работоспособности производили по следующим методам: «Объем выполненной работы и точность в выборе графических фигур» и «Определение количественных и качественных показателей общей умственной работоспособности при решении математических заданий».
Исходя из полученных данных исследования была произведена статистическая обработка результатов исследования. Были вычислены: среднее значение и стандартная ошибка среднего арифметического значения. Достоверность различий показателей определялась по критерию 1-Стьюдента. Различия считали достоверными при 5%-ном уровне значимости.
Результаты исследования. В ходе исследования была произведена оценка умственной работоспособности школьников 12-14 лет Крайнего Севера и Брянской области с помощью методики «Определение количественных и качественных показателей общей умственной работоспособности». Результаты определения количественных и качественных показателей общей умственной работоспособности были представлены таблицах 1-2.
Анализ результатов исследования показал, что в среднем мальчики и девочки Крайнего Севера приступили к решению равного количества примеров. Однако, верно решенных примеров у мальчиков в 1,2 раза больше, чем у девочек.
Таблица 1
Характеристика количественных и качественных показателей умственной работоспособности
школьников К райнего Севера
Приступили к решению Решено верно г р
Мальчики 6,67±1,01 5,00±0,96 6,3 0,01
Девочки 6,55±0,99 3,8±0,55
Аналогичные исследования были проведены и для школьников Погарской СОШ №2 Брянской области. Результаты исследования представлены в таблице 2. Среди школьников Брянской области приступили к решению равного количества примеров, но решено верно у девочек больше в 0,3 раза (рис.1).
Таблица 2
Определение количественных и качественных показателей умственной работоспособности
школьников Брянской области
Приступили к решению Решено верно г р
Мальчики 7±0,73 5,17±1,01 3,8 0,05
Девочки 7,64+0,68 5,45+0,81
Результаты исследования отличаются статистически достоверно среди школьников Крайнего Севера при р<0,01 и среди школьников Брянской области при р<0,5.
9
8 7 6 5 4 3 2 1 0
Брянская область Крайний Север
п Мальчики и Девочки
Рис. 1. Сравнительная характеристика умственной работоспособности школьников Крайнего Севера и Брянской области, среди приступивших к решению заданий
Сравнивая показатели умственной работоспособности школьников Крайнего Севера и Брянской области было установлено, что работоспособность школьников Брянской области оказалась выше. Особенно отчетливы видны различия по количеству правильно решенных примеров среди девочек в Брянской области - 5,45 и среди девочек Крайнего Севера - 3,8 (рис.2).
6 5 4 3 2 1 О
Крайний Север Брянская область
□ Мальчики ■ Девочки
Рис. 2. Сравнительная характеристика умственной работоспособности школьников Крайнего Севера и Брянской области при верном решении заданий
В ходе исследования среди школьников оценивали умственную работоспособность по методике «Исследование умственной работоспособности учащихся» с помощью знаковых фигур. В протоколах оценивались объем выполненной работы, количество верно зачеркнутых фигур, ошибки при зачеркивании. На основании выше перечисленных данных рассчитывалось точность выполнение работы, по которой и оценивалась умственная работоспособность. Результаты исследования умственной работоспособности учащихся представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Характеристика показателей умственной работоспособности школьников Крайнего Севера
Объем выполненной работы Ошибки Правильные Точность Уровень
Мальчики 162,2±16,19 8,22±3,33 154±15,61 95,17±1,77 высокий
Девочки 169,46±34,98* 35,45±12,43* 134±26,13* 78,72±7,36 низкий
Примечание: * достоверность отличий по полу р<0,05
Анализ результатов исследования показал, что уровень умственной работоспособности мальчиков Крайнего Севера оказался более высоким, а у девочек -
низким.
Таблица 4
Характеристика показателей умственной работоспособности школьников Брянской области
Объем выполненной работы Ошибки Правильные Точность Уровень
Мальчики 250±5,28 16±2 234±39,0 93,6±19,0 Средний
Девочки 219,1±2,56* 11,7±1,54* 207,4±59,35* 94,65±30,82 Средний
Примечание: * достоверность отличий по полу р<0,05
Сравнивая показатели умственной работоспособности школьников Крайнего Севера и Брянской области было установлено, что точность решенных заданий выше у школьников Брянской области. Мальчики и девочки, проживающие в Брянской области, в среднем решили с точностью 94%. Учащиеся Крайнего Севера выполнили задания с общей точностью 86% (рис.3).
Рис. 3. Сравнительная характеристика процентной точности умственной работоспособности
школьников Крайнего Севера и Брянской области
Результаты исследования по методике с зачеркиванием знаковых фигур отличаются статистически достоверно среди школьников Крайнего Севера и Брянской области при р<0,5.
Выводы. Умственная работоспособность изменяется в зависимости от климатогеографического положения, показатели лучше у детей, проживающих в средних широтах (Брянская область). Умственная работоспособность достоверно выше среди школьников Брянской области, среди которых наиболее отмечаются различия по количеству правильно решенных математических заданий.
Список литературы
1. Голикова О. И. Гигиенические принципы прогнозирования состояния здоровья детского населения Крайнего Севера // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. - М., 2001. - Т. 2. - С. 306-309.
2. Ковалев, И. В. Загрязненность окружающей среды и здоровье населения на Российском Севере. - М., 1999 . - С. 86-126.
3. Токарев С. А., Уманская Е. Л., Буганов А. А. Основные тенденции в отношении факторов риска и здоровья подростков на Крайнем Севере // Медицина труда и промышленная экология. - 2003. - № 9. - С. 29-32.
Сведения об авторах
Шаповалов Дмитрий Витальевич - магистрант кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Харлан Алексей Леонидович - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected]
PECULIARITIES OF MENTAL PERFORMANCE OF SCHOOLCHILDREN OF 12-14 YEARS OLD IN THE FAR NORTH AND THE BRYANSK REGION
D.V. Shapovalov, A.L. Kharlan
Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky
Mental performance - the ability of a person to perceive and process the maximum possible amount of information at a certain time. Mental performance is determined by many factors, the main ones are: individual typological characteristics, level and state of health, motivation, mood, etc. The article presents
the results of a study of the mental performance of schoolchildren 12-14 years old, living in the Far North and the Bryansk region.
Keywords: mental performance, schoolchildren 12-14 years old, Far North, Bryansk region, psychophysiology.
References
1. Golikova O.I. Hygienic principles for predicting the health status of the child population of the Far North // Hygienic science and practice at the turn of the 21st century. - M., 2001. - T. 2.
- S. 306-309.
2. Kovalev, I.V. Environmental pollution and public health in the Russian North. - M., 1999. - S. 86-126.
3. Tokarev S.A., Umanskaya E.L., Buganov A.A. Main trends in relation to risk factors and adolescent health in the Far North // Occupational medicine and industrial ecology. - 2003. - No. 9.
- P. 29-32.
About authors
Shapovalov D.V. - Postgraduate, Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky.
Kharlan A.L. - PhD in Biological Sciences, Associate Professor of Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, e-mail: [email protected]