Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ / ДЕТИ 6-7 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коричко Ю.В., Давыдова С.А., Гладышев А.А., Бердникова Е.В.

Цель исследования - выявление эффективности модульного подхода к начальному обучению плаванию детей 6-7 лет. Методика и организация исследования. Было обследовано 48 детей (25 мальчиков и 23 девочки), проживающих в г. Нижневартовске. Для определения эффективности модели модульного подхода к обучению плаванию у обследованного контингента проводилось исследование их уровня плавательной подготовленности с помощью специальных тестов. Результаты исследования и выводы. При сравнении уровня плавательной подготовленности обследованного контингента выявлено, что по большинству показателей плавательной подготовленности дети экспериментальной группы превосходят своих сверстников из контрольной группы. Так, по завершению первого и второго модуля они продемонстрировали лучшие результаты в таких тестах, как лежание на груди, на спине, а также в скольжении, кроль с укороченными одновременными гребками руками и плавание на спине с попеременными движениями ногами и укороченными одновременными гребками руками. Целесообразность использования третьего модуля, содержанием которого являлись упражнения на формирование опорного гребка, элементы спортивных способов плавания, а также состязательная деятельность в виде эстафет, доказана лучшими результатами экспериментальной группы в тестах на технику плавания, а также лучшим временем преодоления контрольных отрезков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY STUDENTS’ PHYSICAL FITNESS IN DISTANT EDUCATION PERIOD: VARIATION ANALYSIS

Objective of the study was to analyze the students’ physical fitness variation in the distant educational period. Methods and structure of the study. We run the physical fitness variation tests in the distant educational period of the Covid-19 pandemic related restrictions in 2020 on a sample of the 3-year Irkutsk State Transport University and Nizhnevartovsk State University students (n=50). Results and conclusion. The distant education model was introduced in 2020 in response to the pandemic, with the faculty taking efforts to reform the standard classroom learning system and find effective distant education methods and tools. To maintain the optimal physical working capacity, the students were recommended a set of self-reliant physical education practices facilitated by the extracurricular physical education instruction packages and progress tests. It should be mentioned that some students have failed to maintain the recommended physical activity for different reasons. The pandemic-necessitated physical education service transformation into the distant education format has resulted in regresses in the physical fitness standards of the sample in fact.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК/UDC 796.011

Информация для связи с автором: korichko nv@mail.ru

Поступила в редакцию 31.05.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко1 Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Давыдова1 А.А. Гладышев2 Е.В. Бердникова2

1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск 2Иркутский государственный университет путей сообщений, Иркутск

UNIVERSITY STUDENTS' PHYSICAL FITNESS IN DISTANT EDUCATION PERIOD: VARIATION ANALYSIS

PhD, Associate Professor Y.V. Korichko1 PhD, Associate Professor S.A. Davydova1 A.A. Gladyshev2 E.V. Berdnikova2

1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

2 Irkutsk State Transport University, Irkutsk

Аннотация Abstract

Цель исследования - выявление эффективности модульного подхода к начальному обучению плаванию детей 6-7 лет.

Методика и организация исследования. Было обследовано 48 детей (25 мальчиков и 23 девочки), проживающих в г. Нижневартовске. Для определения эффективности модели модульного подхода к обучению плаванию у обследованного контингента проводилось исследование их уровня плавательной подготовленности с помощью специальных тестов. Результаты исследования и выводы. При сравнении уровня плавательной подготовленности обследованного контингента выявлено, что по большинству показателей плавательной подготовленности дети экспериментальной группы превосходят своих сверстников из контрольной группы. Так, по завершению первого и второго модуля они продемонстрировали лучшие результаты в таких тестах, как лежание на груди, на спине, а также в скольжении, кроль с укороченными одновременными гребками руками и плавание на спине с попеременными движениями ногами и укороченными одновременными гребками руками. Целесообразность использования третьего модуля, содержанием которого являлись упражнения на формирование опорного гребка, элементы спортивных способов плавания, а также состязательная деятельность в виде эстафет, доказана лучшими результатами экспериментальной группы в тестах на технику плавания, а также лучшим временем преодоления контрольных отрезков.

Ключевые слова: обучение плаванию, модульный подход, плавательные умения, техника плавания, дети 6-7лет.

Objective of the study was to analyze the students' physical fitness variation in the distant educational period.

Methods and structure of the study. We run the physical fitness variation tests in the distant educational period of the Covid-19 pandemic related restrictions in 2020 on a sample of the 3-year Irkutsk State Transport University and Nizhnevartovsk State University students (n=50).

Results and conclusion. The distant education model was introduced in 2020 in response to the pandemic, with the faculty taking efforts to reform the standard classroom learning system and find effective distant education methods and tools. To maintain the optimal physical working capacity, the students were recommended a set of self-reliant physical education practices facilitated by the extracurricular physical education instruction packages and progress tests. It should be mentioned that some students have failed to maintain the recommended physical activity for different reasons. The pandemic-necessitated physical education service transformation into the distant education format has resulted in regresses in the physical fitness standards of the sample in fact.

Keywords: distant education, physical activity, working capacity, physical fitness standard, way of life.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. В марте 2020 п Министерство образования России рекомендовало вузам перейти на удаленное обучение в рамках противоэпидемических мероприятий, препятствующих распространению коронавирусной инфекции. (https://mmobmauki. gov.ru). Большая часть вузов России была вынуждена сменить классический способ очнопо обучения на удаленный формат. Согласно данным Минобразования РФ, вузы смопли удачно реализовать дистанционный формат обучения. Тем не менее, вопреки имеющейся возможности, всестороннее обеспечение процесса образования в онлайн-формате было затруднено. Самыми распространенными причинами такопо затруднения стали недостаточные мощности 1Т-оборудования и недостаточная потовность профессорско-преподавательскопо состава мпно-

венно освоить и применить дистанционные формы взаимодействия с обучающимися.

Дистанционное обучение привело к скачкообразному увеличению количества времени, проводимого обучающимися перед компьютером. Удаленное обучение, к сожалению, предполапает малоподвижный образ жизни, что влечет за собой отрицательные последствия для здоровья [3, 4].

Цель исследования - выявление динамики физической подготовленности обучающихся в вузе в период дистанционного обучения.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в период дистанционного обучения, введенно-по в период опраничений, связанных с распространением

80

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

коронавирусной инфекции в 2020 г. Участниками выступили студентки третьего курса Иркутского государственного университета путей сообщения и Нижневартовского государственного университета в составе 50 человек, у которых определялся уровень физической подготовленности.

Результаты исследования и обсуждение. Следует отметить, что уровень физической подготовленности обучающихся, поступающих на первый курс, достаточно вариабелен, но общая тенденция последних лет фиксирует в среднем низкий уровень по большинству показателей [2, 3, 5]. Увеличивается также процент обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе [1]. Но в результате систематических посещений занятий физической культурой и спортом, уровень физической подготовленности обучающихся возрастает, приближаясь к нормальным значениям.

Однако, во втором полугодии 2019-2020 учебного года и первом полугодии 2020-2021 учебного года, из-за осложнения эпидемиологической обстановки, студентки были переведены на дистанционное обучение. Это повлекло за собой перестройку всей аудиторной работы, поиск средств и методов организации практических занятий дистанционно. Для поддержания естественного уровня физической работоспособности, студентам были рекомендованы самостоятельные занятия, сформированы пакеты заданий в соответствии с расписанием, проводился своевременный контроль. Тем не менее, определенная часть студенческой молодежи в силу ряда причин не смогла в достаточной мере поддерживать физическую активность на необходимом уровне. Перестроение занятий физической культурой в дистанционный формат оказало неблагоприятный эффект на уровень физической подготовленности обучающихся (рис. 1-2).

Продолжился рост и в летний период, традиционно связанный с повышенной физической активностью. Но во втором полугодии 2019-2020 г. студентки были вынуждены заниматься в домашней обстановке, которая у большинства не обеспечивает необходимых условий для занятий спортом. В результате уровень скоростно-силовых способностей снизился. Похожая картина сложилась и с развитием скоростных способностей (рис. 1). Однако уровень развития скоростных способностей изначально не соответствовал возрастной норме. Время преодоления 100-метровой дистанции превышало возрастной норматив.

Рис. 1. Динамика показателей в тесте бег на 100 м (уровень возрастного норматива по В.К. Бальсевичу)

^ значение теста бег на 1000 м в мин. уровень зачетного норматива Рис. 2. Динамика показателей в тесте бег на 1000 м

Уровень выносливости в момент поступления обучающихся в университет почти соответствовал минимальным возрастным нормативам и улучшился за время очного обучения до средних значений нормы. Однако с переходом к домашним занятиям значительно регрессировал.

Отсутствие возможности длительных передвижений (бега, ускоренной ходьбы) негативным образом сказывается на общем уровне тренированности, в частности, приводит к снижению общей выносливости организма. Выводы и рекомендации:

• Необходимо пристальное внимание уделить физическим упражнениям с легко регулируемой степенью интенсивности нагрузки.

• Особое внимание следует уделять упражнениям на развитие общей выносливости: ускоренной ходьбе и беговым упражнениям с невысокой интенсивностью.

• Не будут лишними также упражнения с низкой интенсивностью: упражнениям на растягивание, дыхание и расслабление.

Литература

1. Гладышев А.А. Эффективные формы занятий по дисциплинам физической культуры с учетом современных тенденций в организации учебной деятельности и состояния здоровья обучающихся / А.А. Гладышев, А.А. Гладышева, Е.В. Климова // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 7. - С. 30-33.

2. Гладышева А.А. Эволюция планирования дисциплин физической культуры в условиях смены образовательной парадигмы / А.А. Гладышева // Науч.-пед. школы в сфере физической культуры и спорта. Мат. Межд. науч.-практ. конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК, 2018. - С. 380-383.

3. Гладышева А.А. Информационные ресурсы в повышении мотивации молодежи к физической активности: социологический аспект / А.А. Гладышева, А.А. Гладышев, Е.В. Власов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 5 - С. 25-27.

4. Коричко Ю.В. Эффективность использования комплексов аква-аэробики на занятиях по физическому воспитанию со студентками вуза / Ю.В. Коричко, С.А. Давыдова, А.Р. Галеев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 6. - С. 96-98.

5. Пащенко Л.Г. Повышение эффективности физического воспитания в вузе путем реализации проекта «Физическое здоровье студента НВГУ» / Л.Г. Пащенко, С.А. Давыдова, Ю.В. Коричко // В сборнике: Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. Матер. VII Всероссийской науч.-практ. конференции. - 2017. - С. 197-200.

References

1. Gladyshev A.A., Gladysheva A.A., Klimova E.V. Effektivnye formy za-nyatiy po distsiplinam fizicheskoy kultury s uchetom sovremennykh tendentsiy v organizatsii uchebnoy deyatelnosti i sostoyanii zdorovya obuchayushchihsya [Effective forms of classes in physical education disciplines in view of modern trends in organization of students' learning activity and health status]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 7. pp. 30-33.

2. Gladysheva A.A. Evolyutsiya planirovaniya distsiplin fizicheskoy kultury v usloviyakh smeny obrazovatelnoy paradigmy [Evolution of planning physical education disciplines in context of change in educational paradigm]. Nauch.-ped. shkoly v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Research scholar schools in physical education and sports]. Proc. Int. res.-practical congress dedicated to the 100th anniversary of SCOLIPE, 2018. pp. 380-383.

3. Gladysheva A.A., Gladyshev A.A., Vlasov E.V. et al. Informatsionnye resursy v povyshenii motivatsii molodezhi k fizicheskoy aktivnosti: sotsiologicheskiy aspekt [Use of information sources to increase youngsters' motivation for physical activity: sociological aspect]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 5. pp. 25-27.

4. Korichko Y.V., Davydova S.A., Galeev A.R. Effektivnost ispolzovaniya kompleksov akvaaerobiki na zanyatiyakh po fizicheskomu vospitaniyu so studentkami vuza [Benefits of water aerobics practices in academic physical education of female students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 6. pp. 96-98.

5. Pashchenko L.G., Davydova S.A., Korichko Y.V. Povyshenie effek-tivnosti fizicheskogo vospitaniya v vuze putem realizatsii proekta «Fizicheskoe zdorove studenta NVGU» [Effectivization of academic physical education via implementation of project "Student's physical health at NVSU]. Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoy kultury, sporta i turizma [Promising directions in physical education, sports and tourism]. Proc. VII national res.- practical conference. 2017. pp. 197-200.

№12 • 2021 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.