Научная статья на тему 'МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ'

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
311
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ / ДЕТИ 6-7 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коричко А.В., Красникова О.С.

Цель исследования - выявление эффективности модульного подхода к начальному обучению плаванию детей 6-7 лет. Методика и организация исследования. Было обследовано 48 детей (25 мальчиков и 23 девочки), проживающих в г. Нижневартовске. Для определения эффективности модели модульного подхода к обучению плаванию у обследованного контингента проводилось исследование их уровня плавательной подготовленности с помощью специальных тестов. Результаты исследования и выводы. При сравнении уровня плавательной подготовленности обследованного контингента выявлено, что по большинству показателей плавательной подготовленности дети экспериментальной группы превосходят своих сверстников из контрольной группы. Так, по завершению первого и второго модуля они продемонстрировали лучшие результаты в таких тестах, как лежание на груди, на спине, а также в скольжении, кроль с укороченными одновременными гребками руками и плавание на спине с попеременными движениями ногами и укороченными одновременными гребками руками. Целесообразность использования третьего модуля, содержанием которого являлись упражнения на формирование опорного гребка, элементы спортивных способов плавания, а также состязательная деятельность в виде эстафет, доказана лучшими результатами экспериментальной группы в тестах на технику плавания, а также лучшим временем преодоления контрольных отрезков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR SWIMMING BASICS METHOD FOR 6-7-YEAR-OLDS

Objective of the study was to analyze benefits of a new modular swimming basics mastering method for the 6-7-year-olds. Methods and structure of the study. We sampled for the modular swimming basics method piloting experiment the 6-7-year-old Nizhnevartovsk residents (n=48, 25 boys and 23 girls). Progress of the sample in the modular swimming basics practices was tested by the swimming skills tests. Results and conclusion. The progress tests showed the Experimental Group making significantly better progress versus the Reference Group in most of the swimming skills tests. Thus the post-Module 1/ 2 tests showed the Experimental Group doing better in the front/ back lying, sliding, crawl and backstroke swimming with alternating leg and simultaneous arm actions. Module 3 (with special stroke mastering practices, classical swimming style basics and relay competitions) was tested particularly beneficial as verified by the Experimental Group versus Reference Group progress in the swimming skills tests and practical competitive swimming tests.

Текст научной работы на тему «МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Модульный подход к обучению плаванию

детей 6-7 лет

УДК/UDC 797.21

Поступила в редакцию 31.05.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Коричко1 О.С. Красникова1

Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

MODULAR SWIMMING BASICS METHOD FOR 6-7-YEAR-OLDS

PhD, Associate Professor A.V. Korichko1 O.S. Krasnikova1

1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Информация для связи с автором: korichko nv@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявление эффективности модульного подхода к начальному обучению плаванию детей 6-7 лет.

Методика и организация исследования. Было обследовано 48 детей (25 мальчиков и 23 девочки), проживающих в г. Нижневартовске. Для определения эффективности модели модульного подхода к обучению плаванию у обследованного контингента проводилось исследование их уровня плавательной подготовленности с помощью специальных тестов. Результаты исследования и выводы. При сравнении уровня плавательной подготовленности обследованного контингента выявлено, что по большинству показателей плавательной подготовленности дети экспериментальной группы превосходят своих сверстников из контрольной группы. Так, по завершению первого и второго модуля они продемонстрировали лучшие результаты в таких тестах, как лежание на груди, на спине, а также в скольжении, кроль с укороченными одновременными гребками руками и плавание на спине с попеременными движениями ногами и укороченными одновременными гребками руками. Целесообразность использования третьего модуля, содержанием которого являлись упражнения на формирование опорного гребка, элементы спортивных способов плавания, а также состязательная деятельность в виде эстафет, доказана лучшими результатами экспериментальной группы в тестах на технику плавания, а также лучшим временем преодоления контрольных отрезков.

Ключевые слова: обучение плаванию, модульный подход, плавательные умения, техника плавания, дети 6-7лет.

Abstract

Objective of the study was to analyze benefits of a new modular swimming basics mastering method for the 6-7-year-olds.

Methods and structure of the study. We sampled for the modular swimming basics method piloting experiment the 6-7-year-old Nizhnevartovsk residents (n=48, 25 boys and 23 girls). Progress of the sample in the modular swimming basics practices was tested by the swimming skills tests. Results and conclusion. The progress tests showed the Experimental Group making significantly better progress versus the Reference Group in most of the swimming skills tests. Thus the post-Module 1/ 2 tests showed the Experimental Group doing better in the front/ back lying, sliding, crawl and backstroke swimming with alternating leg and simultaneous arm actions. Module 3 (with special stroke mastering practices, classical swimming style basics and relay competitions) was tested particularly beneficial as verified by the Experimental Group versus Reference Group progress in the swimming skills tests and practical competitive swimming tests.

Keywords: teaching swimming, modular approach, swimming skills, swimming technique, 6-7-year-olds.

Введение. В настоящее время остается актуальной проблема обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста, в которой можно выделить две основные причины: во-первых, значительное среди них количество не просто не умеющих плавать, а даже держаться на воде; во вторых, данный контингент относится к повышенной группе риска, поскольку, в силу возраста, велика вероятность утонуть даже в условиях неглубокого водоема. Многие авторы, решая данную проблему, посвятили свои исследования поиску наиболее оптимальных методик начального обучения плаванию [1-5].

Цель исследования - выявление эффективности модульного подхода к начальному обучению плаванию детей 6-7 лет.

Методика и организация исследования. На основе анализа научно-методической литературы разработана модель обучения плаванию детей 6-7-летнего возраста, которая включала три последовательно изучаемых модуля.

Первый модуль включал упражнения для освоения следующих элементов: погружение в воду и приобретение навыка всплывания и лежания на воде в горизонтальном положении; погружения и выдохи в воду; упражнения на скольжение, которое является отправной точкой для обучения облегченным

и далее спортивным способам плавания. Причем, в каждой группе подготовительных упражнений для освоения с водой были использованы простейшие игры.

Во втором модуле были применены упражнения для освоения облеченных способов плавания: кроль с укороченными гребками руками (одновременно и попеременно); плавание на спине при помощи попеременных движений ногами и укороченных гребков руками (одновременно и попеременно). В данный модуль также вошли сюжетные игры (Водолазы, Караси и карпы, Рыбы и сеть).

Третий модуль содержал упражнения на формирование опорного гребка, элементы спортивных способов плавания, а также состязательную деятельность в виде эстафет (торпеды на груди и на спине, кроль на груди и на спине).

Для оценки эффективности разработанной модели модульного подхода обучения плаванию был проведен педагогический эксперимент. В исследовании приняли участия дети 6-7 летнего возраста в составе 48 человек (25 мальчиков и 23 девочки), которые были разделены на две группы, контрольную и экспериментальную. Дети экспериментальной группы прошли обучение по трем предложенным модулям в объеме 60 ч. Обучающиеся контрольной группы в том же объеме часов занимались по общепринятой программе. По завершению каждого модуля был проведен контрольный срез на предмет приобретенных плавательных умений в каждой группе.

Результаты исследования и их обсуждение. Для регистрации приобретенных плавательных умений по завершению первого модуля были использованы тесты, представленные в табл. 1.

Анализ результатов позволил определить следующие особенности. Так, в экспериментальной группе лежание на груди и на спине хорошо освоили 87-90 % детей, из которых высокий уровень продемонстрировали 18-20 % занимающихся, средний - 67-72 %, низкий 10-13 %. В контрольной группе лежание на воде на высоком уровне освоили 9-12 % детей, среднем - 57-58 %, низком - 30-34 % соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети контрольной группы испытывают затруднения по приобретению такого важного начального умения, как лежание на воде в горизонтальном, гидродинамически уравновешенном положении. Основные трудности при обучении на первом этапе вызвало освоение скольжения, которому было уделено до 70 % от общего времени занятий первого модуля. Скольжение на высоком и среднем уровне освоили 88 % детей экспериментальной группы, что явилось определяющим критерием успешности его завершения и перехода ко второму модулю. В контрольной группе скольжение хорошо освоили 55 % детей, 8 % из которых на высоком уровне, что значительно хуже, чем в экспериментальной группе.

По итогам изучения первого модуля можно констатировать, что применение плавательных упражнений в виде игр

Таблица 1. Уровни плавательных умений в контрольной и экспериментальной группах по завершении первого модуля

Уровни подготовленности Критерии плавательных умений

Лежание на груди Лежание на спине Погружение с выдохом в воду Скольжение

Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа

Высокий 12 % 20 % 9 % 18 % 80 % 84 % 8 % 18 %

Средний 58 % 67 % 57 % 72 % 11 % 13 % 55 % 70 %

Низкий 30 % 13 % 34 % 10 % 9 % 3 % 27 % 12%

Таблица 2. Уровни техники плавания облегченными способами в контрольной и экспериментальной группах по завершении второго модуля

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Уровни подготовленности Критерии плавательных умений

Кроль с укороченными одновременными гребками руками Кроль с укороченными попеременными гребками руками Плавание на спине с попеременными вижениями ногами и укороченными одновременными гребками руками Плавание на спине с попеременными движениями ногами и укороченными попеременными гребками руками

Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа

Высокий 12 % 14 % 20 % 23 % 19 % 32 % 32 % 33 %

Средний 54 % 68 % 69 % 65 % 65 % 60 % 59 % 62 %

Низкий 34 % 18 % 11 % 12 % 16 % 8 % 9 % 5 %

Таблица 3. Уровни техники плавания способом кроль на груди в контрольной и экспериментальной группах по завершении третьего модуля

Уровни Критерии оценки техники плавания

Движения руками Движения ногами Согласование движений рук, ног и дыхания

Контр.группа Эксп. группа Контр.группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа

Высокий 15 % 16 % 24 % 22 % 16 % 19 %

Средний 70 % 69 % 67 % 65 % 65 % 69 %

Низкий 15 % 15 % 9 % 13 % 19 % 12 %

90

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

Таблица 4. Уровни техники плавания способом кроль на спине в контрольной и экспериментальной группах по завершении третьего модуля

Уровни Критерии оценки техники плавания

Движения руками Движения ногами Согласование движений рук, ног и дыхания

Контр.группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа

Высокий 12 % 13 % 26 % 21 % 16 % 19 %

Средний 66 % 67 % 63 % 66 % 65 % 69 %

Низкий 22 % 20 % 11 % 13 % 19 % 12 %

Таблица 5. Время преодоления контрольного отрезка в контрольной и экспериментальной группах по завершении третьего модуля

Группы обучающихся Критерии оценки техники плавания

Время преодоления контрольного отрезка 25 м кролем на груди, с р Время преодоления контрольного отрезка 25 м кролем на спине, с р

Контрольная группа 40±5,5 <0,05 45±7,6 >0,05

Экспериментальная группа 35 ±5,2 43±6,8

способствует более эффективному освоению плавательных движений, главным образом, за счет повышенного эмоционального фона, который снижает водобоязнь занимающихся.

Критериями эффективности освоения второго модуля явились приобретенные умения плавания облегченными способами (табл. 2). Концептуально, в рассматриваемой модели модульного обучения плаванию облегченные способы рассматривались как средство приобретения временных навыков плавания, поскольку в программе занятий третьего модуля дети изучают элементы и технику спортивных способов плавания. Дети экспериментальной группы лучше освоили плавание облегченными способами за счет двух способов плавания: кроль с укороченными одновременными гребками руками (82 % занимающихся) и плавание на спине с попеременными движениями ногами и укороченными одновременными гребками руками (92 % занимающихся).

Данный факт, по всей видимости, связан с акцентированным применением игр, в частности, игры «Водолазы», которая требует активных вспомогательных движений руками во время погружения под воду.

В качестве критериев успешности освоения третьего модуля мы взяли технику выполнения элементов спортивных способов плавания, а также время преодоления контрольного отрезка в 25 м кролем на груди и кролем на спине (табл. 3, 4, 5).

Техника выполнения отдельных элементов и согласования движений в способах плавания оценивалась по аналогии с техникой плавания облегченными способами. Анализируя полученные данные, можно отметить, что в тестах на технику кролем на груди с помощью движений руками и на согласование движений обеими способами плавания, а также в тестах на время преодоления контрольных отрезков, дети экспериментальной группы продемонстрировали лучшую подготовленность.

Тест на время преодоления контрольного отрезка (табл. 5) в нашем исследовании являлся интегральным показателем успешности освоения не только третьего модуля, но и всей программы обучения в целом. Дети экспериментальной группы опередили своих сверстников из контрольной, причем в кроле на груди на статистически достоверном уровне (р<0,05).

Полученные результаты связаны с акцентированным применением в третьем модуле упражнений для формирования

опорного гребка, которые повлияли на улучшение чувства воды и сформировали оптимальную для данного этапа обучения траекторию гребка. Кроме того, систематичное использование различных видов эстафет в экспериментальной группе, которые, безусловно, мотивируют детей к состязательной деятельности, способствовало увеличению скорости плавания.

Вывод. Освоение основных плавательных умений у детей 6-7 летнего возраста будет проходить эффективнее, если в занятиях использовать модель модульного обучения плаванию с систематичным применением игр, упражнений для формирования опорного гребка, различных видов эстафет.

Литература

1. Аикин В.А. Дифференцирование средств обучения технике плавания, старта и поворотов школьников 7-17 лет / В.А. Аикин, М.Д. Бакшеев, Р.С. Жуков, А.В. Коричко // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 9. - С. 15-18.

2. Карпенко Е.Н. Плавание: игровой метод обучения / Е.Н. Карпенко, Т.П. Короткова, Е.Н. Кошкодан. - М.: Олимпия пресс: Донецк: Пространство, 2006. - 48 с.

3. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

4. Павлова Т.Н. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: методические рекомендации для тренеров, инструкторов и учителей физического воспитания / Т.Н. Павлова. - М.: Издательство МАКЦЕНТР, 2012. - 36 с.

5. Погребной А.И. О некоторых принципах обучения плаванию / А.И. Погребной, Е.Г. Маряничева // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 3. - С. 59-63.

References

1. Aikin V.A., Baksheev M.D., Zhukov R.S., Korichko A.V. Differen-tsirovanie sredstv obucheniya tekhnike plavaniya, starta i povorotov shkolnikov 7-17 let [Differentiation of means of teaching swimming, starting and turning technique to 7-17-year-olds]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1995. No. 9. pp. 15-18.

2. Karpenko E.N., Korotkova T.P., Koshkodan E.N. Plavanie: igrovoy metod obucheniya [Swimming: game method of teaching]. Moscow: Olimpiya press: Donetsk: Prostranstvo publ, 2006. 48 p.

3. Osokina T.I., Timofeeva E.A., Bogina T.L. Obuchenie plavaniyu v dets-kom sadu: kniga dlya vospitateley detskogo sada i roditeley [Teaching swimming in kindergarten: book for kindergarten teachers and parents]. Moscow: Prosveshchenie publ., 1991. 158 p.

4. Pavlova T.N. Obuchenie plavaniyu detey doshkolnogo vozrasta: metodicheskie rekomendatsii dlya trenerov, instruktorov i uchite-ley fizicheskogo vospitaniya [Teaching swimming to preschoolers: guidelines for coaches, instructors and physical education teachers]. Moscow: MAKTsENTR publ., 2012. 36 p.

5. Pogrebnoy A.I., Maryanicheva E.G. O nekotorykh printsipakh obucheniya plavaniyu [Some principles of teaching swimming]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1999. No.3. pp. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.