Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ВЕРТОЛЕТЧИКОВ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ВЕРТОЛЕТЧИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ВЕРТОЛЕТЧИКОВ / КУРСАНТЫ-ВЕРТОЛЕТЧИКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов Александр Викторович

В данной статье рассматривается вопрос установления факторов, определяющих высокую эффективность использования средств физической подготовки для совершенствования профессионально важных качеств курсантов-вертолетчиков. На основе проведенного исследования показано, что взаимосвязи целенаправленных физических упражнений с успехами в практическом освоении техники пилотирования вертолета способствуют организационно-методические приемы сочетания упражнений для укрепления силовой выносливости, ловкости и пространственного ориентирования с упражнениями для развития внимания и выполнения мыслительных операций в процессе выполнения моторных актов. Такое сочетание позволяет скорректировать профессионально важные летные качества у курсантов-вертолетчиков для их дальнейшей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OFPHYSICAL DEVELOPMENT FOR IMPROVING THE PROFESSIONAL QUALITIES OF HELICOPTERS

This article discusses the issue of establishing the factors that determine the high efficiency of the use of physical training to improve the professionally important qualities of cadets-helicopter pilots. Based on the study, it has been shown that the relationship of purposeful physical exercises with success in the practical mastering of helicopter piloting techniques is facilitated by organizational and methodological methods of combining exercises to strengthen strength endurance, dexterity and spatial orientation with exercises to develop attention and perform mental operations in the process of performing motor acts. This combination allows you to adjust the professionally important flying qualities of the cadets-helicopter pilots for their future activities.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ВЕРТОЛЕТЧИКОВ»

УДК 796.015.6

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ВЕРТОЛЕТЧИКОВ

Александр Викторович Горбунов, преподаватель, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос установления факторов, определяющих высокую эффективность использования средств физической подготовки для совершенствования профессионально важных качеств курсантов-вертолетчиков. На основе проведенного исследования показано, что взаимосвязи целенаправленных физических упражнений с успехами в практическом освоении техники пилотирования вертолета способствуют организационно-методические приемы сочетания упражнений для укрепления силовой выносливости, ловкости и пространственного ориентирования с упражнениями для развития внимания и выполнения мыслительных операций в процессе выполнения моторных актов. Такое сочетание позволяет скорректировать профессионально важные летные качества у курсантов-вертолетчиков для их дальнейшей деятельности.

Ключевые слова: физическое развитие, профессиональные качества вертолетчиков, курсанты-вертолетчики, физические нагрузки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p55-58

DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT FOR IMPROVING THE PROFESSIONAL QUALITIES OF HELICOPTERS

Alexander Viktorovich Gorbunov, the teacher, Military Educational Scientific Center Air Force "Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin", Voronezh

Abstract

This article discusses the issue of establishing the factors that determine the high efficiency of the use of physical training to improve the professionally important qualities of cadets-helicopter pilots. Based on the study, it has been shown that the relationship of purposeful physical exercises with success in the practical mastering of helicopter piloting techniques is facilitated by organizational and methodological methods of combining exercises to strengthen strength endurance, dexterity and spatial orientation with exercises to develop attention and perform mental operations in the process of performing motor acts. This combination allows you to adjust the professionally important flying qualities of the cadets-helicopter pilots for their future activities.

Keywords: physical development, professional qualities of helicopter pilots, cadets, helicopter pilots, physical activity.

Для всякого живого организма, не исключая и человеческий организм, свойственно его развитие в течение всей жизни, Этот процесс сопровождается постепенным увеличением размеров тела, приобретением разнообразных навыков и способностью адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности.

С момента рождения живой организм ежедневно развивается и преобразуется: длина рук, ног, размер головы изменяется в сторону увеличения; растут и укрепляются кости, увеличивается размер мышц; укрепляются все системы организма, человек становится сильнее, выносливее. Все эти изменения происходят в процессе онтогенеза.

Существует ряд профессий, в которых успешное профессиональное функционирование напрямую зависит от уровня физического развития. В частности, именно к таким профессиям можно отнести сферу военной деятельности. Для профессионального военного вертолетчика характерен высочайший уровень ответственности, в связи с чем к каждому курсанту, готовящемуся выполнять свой профессиональный долг во время боевых вылетов, предъявляются жесткие требования. Каждое решение, принимаемое пилотом

вертолета в воздухе, связано со множеством неблагоприятных физических и психологических факторов. На сегодняшний день авиационная техника нового поколения оснащена по последнему слову техники, но персональная ответственность пилота по-прежнему высока и значима. Если говорить об уровне физической подготовки курсантов-вертолетчиков, то, прежде всего, они должны обладать большими резервами здоровья, которые на постоянной основе будут давать им возможность обеспечивать себе высокий уровень качества военно-профессиональной деятельности [1].

Основными направлениями физического развития, влияющими на личностную и профессиональную подготовку вертолетчиков, являются:

- формирование общественно значимых качеств уверенности в себе, целеустремленности, настойчивости и настойчивости в достижении поставленной цели, выдержки и самоконтроля, функциональной работоспособности, отваги, что позволяет в дальнейшем осуществлять служебную деятельность быстро и четко, выполнять поставленные задачи;

- формирование профессионально значимых навыков и качеств, умения действовать в экстремальных условиях, принимать решения и нести за них ответственность, умение анализировать и прогнозировать обстановку, развивать стремление к профессиональному совершенствованию, военно-профессиональную готовность, физическую подготовленность, что обеспечивает готовность к выполнению задач;

- развитие психологических свойств личности (успешной адаптации к военной службе, компенсации негативных последствий службы, мобилизации психических ресурсов, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды), что способствует формированию психологического здоровья военнослужащих [2].

Понятие «физическое развитие» не имеет четкого определения. Если рассматривать термин в широком смысле, то можно говорить о комплексе морфологических и функциональных показателей, определяющих функционирование человека с точки зрения биологии. Физическое развитие можно охарактеризовать как комплекс функционально-морфологических признаков, указывающих на степень уровня физического развития человека с учетом возраста. Чем больше количество признаков положено в оценку физического развития, тем точнее будет сама оценка [3].

Рассматривая модель физического развития курсантов как фактор личностно-профессиональной подготовки будущего военного специалиста, можно отметить, что это понятие включает ряд составных частей: объективный, организационно-методический, содержательно-оценочно-производственный блоки.

Объективный блок ориентируется на решение задачи совершенствования системы физического развития курсантов как фактора личностной и профессиональной подготовки будущего военного специалиста. К главным принципам объективного блока можно отнести непрерывность процесса физического развития, системность периодического повторения нагрузок и отдыха, взаимодействие физического развития и практики, постепенное повышение нагрузок, оптимизация направлений физического развития с учетом возраста и установка в ходе занятий на улучшение здоровья.

Организационно-методический блок содержит формы, методы, включающие как общие, так и частные педагогические приемы работы, методы обучения двигательным действиям, методы тренировки физических качеств и средства, к которым относятся физические упражнения, гигиенические факторы, силы природы, укрепляющие здоровье, физического развития курсанта как целевого мотиватора личностной и профессиональной подготовки будущего военного специалиста.

В оценочно-результативном блоке представлены критерии физического развития курсантов как фактора личностно-профессионального становления будущего военного специалиста (высокая мотивационная целеустремлённость, уровень теоретической и методической подготовленности, уровень физической подготовленности, уровень функционального состояния организма курсанта) [4].

Физическая подготовка курсантов-летчиков призвана выполнить главную задачу, заключающуюся в формировании высокой степени физической и психологической готовности курсанта к владению авиационной техникой, оптимального уровня адаптации организма к нагрузкам во время учебы и в последующей профессиональной деятельности. Большое количество исследований, рассматривающих учебно-боевую деятельность вертолетчиков, свидетельствуют о том, что совершенствование резервов человеческого организма возможно при использовании постепенно усложняющейся оптимальной физической нагрузки на постоянной основе.

В общем плане физическая подготовка вертолётчиков включает в себя такие аспекты как общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка. Традиционно общая физическая подготовка связана с развитием базовых физических показателей, а специальная физическая подготовка имеет профессиональную направленность.

Говоря о деятельности вертолётчиков, стоит отметить, что она направлена на формирование у человека способности адаптироваться к тяжёлым пилотажным перегрузкам. Именно специальная физическая подготовка дает возможность для развития профессиональных навыков и компетенций пилота. В данном случае речь идет о мышечной силе курсантов, а также о статической мышечной выносливости [1].

Решить задачу по достижению необходимой мышечной силы и статической выносливости мышц и возможности контролировать дыхательную систему поможет использование в качестве основного метода и ключевого инструмента выполнение большого диапазона силовых и дыхательных упражнений, способных имитировать воздействие перегрузок на организм вертолетчика. Учитывая вышесказанное, при составлении комплекса силовой подготовки в рамках учебно-боевой деятельности курсантов-вертолетчиков большое внимание уделяется выработке навыка предельного мышечного напряжения и развитию статической мышечной выносливости.

Кроме того, в рамках физической подготовки учитывается необходимость воспитания устойчивости всех физиологических систем организма вертолетчика к возможным субмаксимальным и максимальным статическим напряжениям, формирование силы для совершения медленных движений. Кроме того, очень важно осуществлять подготовку дыхательной системы формировать навык специального дыхания, сопоставимого с силой мышечных напряжений человека. В данном случае базовыми инструментами для развития силы мышц признается ряд упражнений, которые связаны с необходимостью оказания внешнего сопротивления или развития силы [3].

Все специальные задачи по физической подготовке вертолетчиков регламентируются непосредственно особенностями деятельности военно-профессиональной состава. В данном случае речь идет об эмоциональной устойчивости, о психоэмоциональном состоянии вертолетчика, о развитии внимания, тонкой двигательной координации, об ориентировании вертолетчиков в пространстве, умении быстро адаптироваться и реагировать на изменяющиеся факторы внешней среды. Кроме того, необходимо учитывать важность развития точности движений, мобильного реагирования на неблагоприятные ситуации в ходе полета или на формирование пилотажных перегрузок, воздействий на вестибулярный аппарат, избыточного давления и другое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунов А.В. Физическая подготовка как основной элемент в совершенствовании профессиональных компетенций курсантов-вертолетчиков / А.В. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179), -С. 94-97.

2. Методика физической подготовки летного состава для формирования психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования / К.И. Засядько, Е.А., Фленов А.П. Вонаршенко, М.Н. Язлюк // Вопросы здравоохранения. - 2016. - № 2. - С. 52-62.

3. Смирнов В.В. Концептуальные основы и технология специальной физической тренировки для повышения вестибулярной устойчивости военных летчиков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Смирнов Вячеслав Викторович - Малаховка, 2007. - 24 с.

4. Частихин А. А. Физическая подготовка как фактор адаптации курсантов первокурсников к условиям военно-учебной деятельности / А.А. Частихин, С.Н. Симонов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2012,. -Т. 17, Вып. 1. - С. 268-269.

REFERENCES

1. Gorbunov, A.V. (2020), "Physical training as the main element in improving the professional competencies of helicopter cadets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 94-97.

2. Zasyadko, K.I., Flenov, E.A., Vonarchenko, A.P. and Yazlyuk, M.N. (2016), "Methods of physical training of flight personnel for the formation of psychophysiological resistance to the effects of maneuvering overloads", Questions of healthcare, No. 2, pp. 52-62.

3. Smirnov, V.V. (2007), Conceptual foundations and technology of special physical training to improve the vestibular stability of military pilots, dissertation, Malakhovka.

4. Chastikhin, A. A. and Simonov, S.N. (2012), "Physical training as a factor of adaptation of first-year cadets to the conditions of military training activities", Bulletin of the Tambov University. Natural and Technical Sciences series,Vol. 17. Issue 1. pp. 268-269.

Контактная информация: garshina-street@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2022

УДК 796.011.5

СПОРТИВНАЯ ЭТИКА КАК ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕРА ВОЗМОЖНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ДОПИНГА В СПОРТЕ

Михаил Михайлович Горбунов, кандидат биологических наук, Роман Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, Александр Павлович Михайловский, кандидат

педагогических наук, Благовещенский государственный педагогический университет,

Благовещенск

Аннотация

Введение - в настоящей статье проанализированы данные литературных источников, основанных на статистических исследованиях, проводимых со спортсменами. Показаны актуальные причины всё возрастающего употребления допинга и отношение спортсменов, тренеров, спортивных чиновников к запрещенным веществам. Необоснованность либо преждевременность выводов допинг скандалов пропагандирующих в средствах массовой информации и закладывающих в сознание спортсменов невозможность честной игры без незаконной поддерживающей терапии, неспособность в силу малой информации анализировать последствия применения запрещенных веществ, что может в дальнейшем навредить как карьере, так и здоровью самого спортсмена. Цель исследования - с помощью этических средств найти пути выхода из данной проблемы путем усиления этапности воздействия превентивной работы по недопущению применения допинговых средств. Выводы - на основании различных методик многочисленных авторов по предотвращению употребления и распространения допинга в спорте были предложены в совокупности возможные пути ее преодоления, на основании принципов и этапов работы со спортсменами. Был систематизирован комплекс мероприятий направленный на реализацию превентивной работы, организационная деятельность по сопровождению спортсмена на этапах риска приема незаконных препаратов с соблюдением заложенных принципов, повышающих эффективность работы с перспективными спортсменами.

Ключевые слова: допинг, допинг-контроль, спортсмены, профилактика, этика, принципы. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p58-64

SPORT ETHICS AS A PREVENTIVE MEASURE OF POSSIBLE OVERCOMING

DOPING IN SPORT

Mikhail Mikhailovich Gorbunov, the candidate of biological sciences, Roman Vladimirovich Fedorov, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Pavlovich Mikhailovsky, the can-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.