и самопринятия. Подростки, совершившие преступления, не способны принимать свое раздражение, гнев и агрессивность (при явном проявлении), но зато оправдывают свое антисоциальное поведение. В рамках психодиагностической беседы, несовершеннолетний, обвиняемый за групповое убийство и изнасилование 14-летней девочки, в оправдание своего преступления ответил «Я не насиловал со всеми ту девочку, а просто ее убил», другой несовершеннолетний, обвиняемый в нанесении тяжких телесных повреждений, дал следующий ответ: «Я же не убил того мужика, а просто покалечил, тем более он первый начал».
ВЫВОДЫ
Согласно проведенному теоретическо-методологическому исследованию проблемы самоотношения личности несовершеннолетнего, считаем необходимым разрабатывать определенный комплекс методов и технологий формирования позитивного самоотношения у несовершеннолетних. Результаты данного исследования можно использовать в образовательных и уголовно-исполнительных учреждениях для обучения специалистов, участвующих в психологическом и воспитательном сопровождении несовершеннолетних с негативным самоотношением, с целью предупреждения деструктивного поведения, создания у несовершеннолетних конструктивных предпосылок для формирования положительного отношения к себе и другим людям, а главное - пробуждения потребности к самовоспитанию и саморазвитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васкэ Е.В. Несовершеннолетние правонарушители: типология, методы психологического взаимодействия и коррекции : научно-практическое пособие / Е.В. Васкэ. - Нижний Новгород : Поволжье, 2Q19. - 2Q4 с.
2. Педагогика и психология девиантного поведения: теория и практика : монография / И.С. Ганишина, А.Ю. Кряжева, Е.К. Иванова, [и др.]. - Ульяновск : Зебра, 2Q19. - 168 с.
3. Сочивко Д.В. Сравнительный анализ социально-психологических портретов криминогенного поведения современной молодежи России : учебное пособие / Д.В. Сочивко, Н.А. Полянин, Ю.Н. Голышева - Рязань : Perse, 2Q11. - 9Q с.
REFERENCES
1. Vaske, E.V. (2Q19), Juvenile delinquents: typology, methods of psychological interaction and correction: scientific and practical guide, Publishing house of the Volga region, Nizhny Novgorod .
2. Ganishina, I.S., Kryazheva, A.Yu., Ivanova, E.K., [et al.] (2Q19), Pedagogy and psychology of deviant behavior: theory and practice, Zebra, Ulyanovsk.
3. Sochivko, D.V., Polyanin, N.A. and Golysheva, Yu.N. (2Q11), Comparative analysis of socio-psychological portraits of criminogenic behavior of modern youth in Russia, Perse, Ryazan
Контактная информация: s_vetra@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.09.2020
УДК 159.9
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ.
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Александр Викторович Горбунов, преподаватель, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж; Тимур Дамирович Шайхуллин, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Иванович Белоусов, преподаватель, Игорь Николаевич Мальцев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гага-
рина», филиал в г. Сызрани
Аннотация
В статье проведен анализ наиболее распространенных психосоматических заболеваний у курсантов-вертолетчиков с указанием наиболее вероятных причин, приводящих к данному заболеванию. Указаны поведенческие черты, вызывающие это расстройство. Рассмотрен вопрос выявления предрасположенности к названному заболеванию и пути лечения психосоматических расстройств у курсантов-вертолетчиков. Одним из факторов решения названных проблем и формирования нервно-психической устойчивости является физическая подготовка, способная при комплексном подходе в лечении способствовать избавлению от психосоматических заболеваний.
Ключевые слова: психосоматические заболевания, курсанты, вертолетчики, применение, физическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p458-461
PSYCHOSOMATIC DISEASES OF HELICOPTER CADETS. WAYS OF SOLUTION
BY USING PHYSICAL TRAINING
Alexander Viktorovich Gorbunov, the teacher, Military Educational Scientific Center Air Force "Air Force Academy named after N. E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin", Voronezh; Timur Damirovich Shaikhullin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Iva-novich Belousov, the teacher, Igor Nikolaevich Maltsev, the candidate of pedagogical sciences, deputy chief of department, Military Educational Scientific Center of the Air Force "Military and Air Academy of N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin", branch in Syzran
Abstract
The article analyzes the most common psychosomatic diseases among cadets-helicopter pilots, indicating the most likely causes leading to this disease. The behavioral traits causing this disorder are indicated. The issue of identifying a predisposition to the named disease and ways of treating psychosomatic disorders in helicopter pilots is considered. One of the factors for solving these problems and the formation of neuro-psychic stability is physical training, which, with an integrated approach to treatment, can help to get rid of psychosomatic diseases.
Keywords: psychosomatic diseases, cadets, helicopter pilots, application, physical training.
Профессиональная деятельность сотрудников авиации, в том числе пилотов вертолетов, связана с высоким риском для жизни, что является постоянным стрессогенным фактором. Такие условия работы, создавая нервное перенапряжение, провоцируют различные психосоматические заболевания. Раннее выявление резистентности к ним, диагностика уже имеющейся болезни и своевременное решение проблемы играют большую роль в подготовке специалистов, деятельность которых связана с выполнением ответственных и опасных заданий [1].
Среди курсантов, обучающихся управлению вертолетом, наиболее распространены следующие психосоматические заболевания:
• ишемическая болезнь сердца (связана с поведенческим типом «А»: нетерпеливость, стремление к соревнованию, агрессивность, амбициозность);
• язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки (психологический портрет пилота: избегание неуспеха, предрасположенность к штампам, повышенная ответственность, тревожность, самокритичность);
• нейроциркуляторная дистония (недоверчиво-скептический стиль общения, уверенность в своей правоте, обостренное чувство справедливости, невысокая тревожность);
• гипертоническая болезнь (целеустремленность, желание власти, ригидность установок, экстравертированность и пр.);
• усиление скрытых нарушений при закрытой ЧМТ и атеросклерозе сосудов головного мозга [2].
Поведенческие черты без дополнительного воздействия не являются причиной психосоматических нарушений. Переход из одной возрастной группы в другую, стресс, связанный с переездом к месту учебы (и утрата связи с домом по этой причине), изоляция, психологические травмы, перенесенные инфекции, несоблюдение суточного режима, понижение мотивации к выбранной профессии в ходе учебы - эти факторы могут спровоцировать симптомы заболевания.
Выявление предрасположенности к заболеваниям психосоматического типа проводится с помощью проведения психологического и психофизиологического тестирования. Исследование каждого курсанта необходимо проводить не менее двух раз. В дальнейшем производится измерение корреляции между результатами тестирований и анализ полученной информации. Имеющиеся данные сравнивают с показателями групп здоровых людей, склонных к психосоматическим расстройствам. При наличии 10 и более значимых корреляций предполагается склонность курсанта к заболеваниям психосоматического типа [3].
В рамках исследования изучают коммуникативную и эмоциональную сферу личности, мотивационные особенности и когнитивные свойства. В комплексном тестировании применяют:
• шкалу диагностики поведения типа «А» (выявляет поведенческие особенности, связанные с высоким риском развития ишемической болезни сердца и наиболее тяжелым ей протеканием - вплоть до инфаркта миокарда);
• MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) в варианте СМИЛ - подходит для определения имеющихся заболеваний, но не для диагностики резистентности к ним;
• COGSCREEN - предназначен для измерения психофизиологических и когнитивных параметров;
• цветовой тест Люшера, модифицированный для диагностики психосоматических нарушений (МЦВ - метод цветовых выборов);
• ДМО (диагностика межличностных отношений - модификация теста Лири).
Лечение заболеваний психосоматического типа носит комплексный характер. К лечебным мероприятиям обязательно должны быть привлечены психологи и психотерапевты. Проводится как лечение соматической болезни, так и психотерапия, и психофармакопея.
Одним из действенных методов в комплексном лечении являются физические упражнения. Общая физическая подготовка влияет как на психическую сферу, корректируя поведенческие проявления, так и на соматическую болезнь. Физические нагрузки в юношеском возрасте решают оздоровительные задачи, совершенствуя защитные силы организма (например, посредством закаливания), повышая устойчивость к негативным влияниям внешней среды.
В процессе занятий налаживается взаимодействие между различными системами и органами. От постоянно воспроизводимых умственных и мышечных усилий возникают изменения морфологического, биохимического, физиологического и психологического характера [4].
Выбор стратегии применения физических нагрузок зависит от клинической картины курсанта. Большое значение придается лечебной физкультуре для восстановления измененного психофизиологического гомеостазиса. Факторы лечебного воздействия изучены в достаточной мере: известны нормы, дозы и уровни тренировок.
Физическая подготовка должна быть направлена на решение оздоровительных задач, отталкиваясь от диагноза курсанта. Упражнения обычно выполняют следующие функции:
• формирование осанки;
• активизацию правильного обмена веществ;
• повышение нервно-психической устойчивости;
• совершенствование сердечно-сосудистой деятельности;
• мышечную релаксацию.
Для формирования нервно-психической устойчивости подходят любые упражнения, если нет серьезных ограничений по здоровью. Например, подходят легкая атлетика, преодоление препятствий, рукопашный бой, ускоренные передвижения. Но систематические физические упражнения не должны превышать адаптационные возможности курсанта. Они должны оказывать тонизирующее воздействие, формировать компенсации имеющихся дисфункций, нормализовать функциональное состояние.
Психосоматические заболевания имеют свою специфику и поддаются лечению при комплексном подходе. Объединенные силы медицинских работников, психологов и инструкторов по лечебной физкультуре могут не только воздействовать на симптоматику, но и разобраться в причинах появления ситуации, сформировать устойчивость к негативным воздействиям среды, укрепить организм и провести коррекцию поведенческих черт, провоцирующих расстройство. Все это необходимо, чтобы заболевание не возвращалось в дальнейшем, не снижало трудоспособность специалистов, от которых будут зависеть жизни других людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губачев, Ю.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений / Ю.М. Губачев, Е.М. Стабровский. - Ленинград : Медицина, 1981. - 214 с.
2. Клиническая психология / под ред. Б. Д. Карвасарского. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 960 с.
3. Костюнина З.Г. Пограничные нервно-психические расстройства при бронхиальной астме : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Костюнина Зинаида Георгиевна. - Москва, 1971. - 11 с.
4. Ланг Г.Ф. Избранные труды / Г.Ф. Ланг. - Ленинград : Медицина, 1975. - 232 с.
REFERENCES
1. Gubachev, Yu.M. and Stabrovsky, E.M. (1981), Clinical and physiological bases of psychosomatic relationships, Medicine, Leningrad.
2. Karvasarsky B.D. (2014), Clinical psychology, Peter, St. Petersburg.
3. Kostyunina Z. G. (1971), Borderline neuropsychiatry disorders in bronchial asthma, dissertation, Moscow.
4. Lang G. F. (1975), Selected works, Medicine, Leningrad.
Контактная информация: garshina-street@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 09.09.2020
УДК 159.9.072
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ,
СКЛОННЫХ К АДДИКЦИИ
Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент, Академия
Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань
Аннотация
Одной из основных целей уголовно-исполнительной политики является сокращение рецидива преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. Данное сокращение вероятно за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы. В статье рассматривается проведенное психологическое исследование, раскрывающее один из наиболее острых и дискуссионных вопросов - деструктивное поведение осужденных на фоне их агрессивного состояния ввиду нереализованности аддиктивных потребностей. Именно деструктивное поведение инициирует динамику негативных социально-психологических явлений в колонии и указывает на различные очаги возникновения конфликтов и