УДК:159.9.07
ФАКТОРЫ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМНОЙ АДАПТАЦИИ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРТОЛЕТЧИКА
© 2016
Балашова Валентина Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Адаптивная физическая культура» Аймухамбетов Нуржан Нурлыбекович, аспирант Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются факторы оптимизации системной адаптации курсантов вертолетного училища в учебно-профессиональной деятельности. Согласно экспертной оценке учебно-профессиональной деятельности будущего вертолетчика (в качестве экспертов выступали военнослужащие из числа профессорско-преподавательского состава и командиры курсантских подразделений), для успешной профессиональной деятельности вертолетчика необходимо сформировать около пятидесяти субъектно-личностных качеств будущего специалиста и преодолеть около двадцати внешних адаптационных барьеров. Перечисленные качества и адаптационные барьеры составляют «основу» адаптационной активности и развития адаптационного потенциала будущего вертолетчика. В качестве методологического фактора авторами исследования использованы идеи теории функциональной системы, конкретно - мотивация достижения успеха, а в качестве частных факторов - способность к саморегуляции, эмоциональная устойчивость, адаптационный потенциал и военно-профессиональная направленность. Методом экспериментального воздействия в работе выбран психолого-педагогический тренинг формирования навыков и умений саморегуляции. Тренинговые занятия с курсантами проводились один раз в неделю по воскресеньям продолжительностью 2,5 часа. Оценка уровня развития факторов системной адаптации в экспериментальной и контрольной группах осуществлялась до и после проведенного тренинга. Показатели исследуемых признаков (адаптационный потенциал, мотивация достижения успеха, эмоциональная устойчивость, нервно-психическое напряжение, военно-профессиональная направленность) после экспериментального воздействия в экспериментальной и контрольной группах значительно отличались. Основной показатель системной адаптации - уровень мотивации достижения успеха, и показатели адаптационного потенциала, эмоциональной устойчивости и военно-профессиональной направленности у курсантов экспериментальной группы существенно возросли. Повышение адаптационного потенциала, эмоциональной устойчивости, военно-профессиональной направленности, мотивации достижения успеха средствами психолого-педагогического сопровождения свидетельствует об оптимизации процесса системной адаптации в учебно-профессиональной деятельности курсантов-вертолетчиков.
Ключевые слова: системная адаптация, системный подход, адаптационный потенциал, военно-профессиональное становление, учебно-профессиональная деятельность, психологическое сопровождение.
FACTORS OF OPTIMIZATION OF SYSTEM ADAPTATION IN EDUCATIONAL PROFESSIONAL
ACTIVITY OF THE HELICOPTER PILOT
© 2016
Balashova Valentina Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of Adaptive Physical Culture department Aymukhambetov Nurgan Nurlibekovic, post-graduate student Toliatti State University, Toliatti (Russia)
Abstract. According to an expert assessment of educational professional activity of future helicopter pilot, (the military personnel from among the faculty and commanders of cadet divisions acted as experts) for successful professional activity of the helicopter pilot it is necessary to create about fifty subject and personal qualities of future expert and to break about twenty external adaptation barriers. The military personnel from among the faculty and commanders of cadet divisions acted as experts in our research. The listed qualities and adaptation barriers make "basis" of adaptation activity and development of adaptation potential of future helicopter pilot. As a methodological factor we have used ideas of the theory of functional system, and is concrete - motivation of achievement of success, and as private factors - ability to self-control, emotional stability, adaptation potential and a military and professional orientation. Us psychology and pedagogical training of formation of skills and abilities of self-control is chosen as method of experimental influence. Training classes were given once a week on Sundays lasting 2,5 hours. The assessment of a level of development of factors of system adaptation in experimental and control groups was carried out before the provided training. Indicators of the studied signs (adaptation potential, motivation of achievement of success, emotional stability, psychological tension, a military and professional orientation) after experimental influence in experimental and control groups considerably differed. The main indicator of system adaptation - the level of motivation of achievement of success, and indicators of adaptation potential, emotional stability and a military and professional orientation at cadets of experimental group have significantly increased. Increase of adaptation potential, emotional stability, military and professional orientation, motivation of achievement of success means of psychology and pedagogical maintenance demonstrates optimization of process of system adaptation in educational professional activity of cadets helicopter pilots.
Keywords: system adaptation, system approach, adaptation potential, military and professional formation, educational professional activity, psychological maintenance.
Проблемы адаптации к учебно-профессиональной качеств будущего специалиста и преодолеть около двад-деятельности исследовались физиологами [1,2,3], пси- цати внешних адаптационных барьеров. Перечисленные хологами [4,5,7], педагогами [8,9]. Известны исследо- качества и адаптационные барьеры составляют «основания особенностей адаптации к учебно-профессио- ву» адаптационной активности и развития адаптацион-нальной деятельности у будущих военных специалистов ного потенциала будущего вертолетчика. [10,11,12,13,14]. Для анализа такого количества профессионально-
Согласно экспертной оценке учебно-профессиональ- важных качеств (ПВК) в исследовании использован си-
ной деятельности курсанта - будущего вертолетчика (в стемный подход, при котором перечисленные качества
качестве экспертов выступали военнослужащие из чис- составляют систему и их взаимодействие направлено на
ла профессорско-преподавательского состава и коман- достижение полезного результата деятельности (систе-
диры курсантских подразделений), для успешной про- мообразующий фактор). Системная адаптация в насто-
фессиональной деятельности вертолетчика необходимо ящем исследовании учитывает и то, что это словосоче-
сформировать около пятидесяти субъектно-личностных тание включает в себя различные виды адаптации (био-
логическую, психологическую, социальную), каждая из которых, совместно с другими, направлена на реализацию системообразующего фактора.
В качестве методологического фактора в работе использованы идеи теории функциональной системы [1,2,6,15,16], конкретно - мотивация достижения успеха, а в качестве частных факторов - способность к саморегуляции, эмоциональная устойчивость, адаптационный потенциал и военно-профессиональная направленность.
Цель настоящей работы: выявить продуктивные способы, технологии совершенствования системной адаптации и развития адаптационного потенциала, формирования эмоциональной устойчивости и военно-профессиональной направленности.
Экспериментальная работа проведена среди первокурсников - курсантов-вертолетчиков, включенных в экспериментальную и контрольные группы, численностью по 35 человек. Средний возраст испытуемых составил 18,3 года. Диагностика уровня системной адаптации проводилась сразу после поступления в военное училище и через 8 месяцев обучения. Для диагностики были избраны следующие методы: тест мотивации достижения успеха (А. Мехрабиан ) и самооценки (С.А. Будасси), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), тест нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин), оценки военно-профессиональной направленности (А.Ф. Боровиков, Б.В. Овчинников).
Известно, что в формировании профессионально-важных качеств будущего специалиста значимую роль играет саморегуляция [17,18,19,20]. В этой связи, методом экспериментального воздействия в исследовании выбран психолого-педагогический тренинг формирования навыков и умений саморегуляции. Тренинговые занятия проводились один раз в неделю по воскресеньям, продолжительностью в 2,5 часа. Избранный режим проведения тренинговых занятий был продиктован тем, что воскресный день - наиболее свободен от выполнения служебных обязанностей. В программе тренинга использовались поведенческие методики, приемы релаксации, дыхательные техники [20]. Обучение в форме тренинга было направлено на познание неадекватных эмоционально-поведенческих реакций, раскрытие собственных личностных переживаний, их вербализацию, совершенствование навыков самоорганизации и самоконтроля. Воздействия были направлены на три уровня личности курсанта: информационный, личностный и поведенческий.
Оценка уровня развития факторов системной адаптации в экспериментальной и контрольной группах проводилась до и после проведенного тренинга. Полученные результаты исследования факторов системной адаптации до проведения тренинга в экспериментальной и контрольной группах по исследуемым признакам во многом не отличались друг от друга. По окончании экспериментального воздействия показатели исследуемых признаков (адаптационный потенциал, мотивация достижения успеха, эмоциональная устойчивость, нервно-психическое напряжение, военно-профессиональная направленность) в экспериментальной и контрольной группах имели достоверные различия. Основной показатель системной адаптации - уровень мотивации достижения успеха, а также показатели адаптационного потенциала, эмоциональной устойчивости и военно-профессиональной направленности у курсантов экспериментальной группы существенно возросли. Различия адаптационных свойств у курсантов контрольной и экспериментальной групп выявлены по большинству показателей адаптации: интегральному уровню адаптивности (р=0,019 < 0,05), коммуникативному потенциалу (р=0,034 < 0,05), моральной нормативности (р=0,023 < 0,05), военно-профессиональной направленности (р=0.017 < 0,05).
Так, средние значения показателей адаптационного потенциала у курсантов экспериментальной группы по-
сле проведения тренинга возросли на 4,23 балла, тогда как в контрольной группе они снизились на 3,45 балла. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в результате психолого-педагогического тренинга у курсантов экспериментальной группы повысились адаптационные возможности.
Уровень нервно-психической устойчивости у курсантов экспериментальной группы в результате проведенного тренинга повысился на 1,52 балла, а у курсантов контрольной группы снизился на 6,46 балла. Данные результаты указывают на то, что проведенный тренинг способствовал формированию и развитию у испытуемых навыков саморегуляции и самоконтроля в учебно-профессиональной деятельности, поведении и эмоциональных проявлениях. После формирования активной установки, позиции на овладение профессией, посредством проводимого психолого-педагогического тренинга саморегуляции эмоциональных состояний, возросли также у курсантов показатели военно-профессиональной направленности. В ходе исследования экспериментально установлена взаимосвязь военно-профессиональной направленности, личностных качеств и мотивацией достижения успеха.
Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на то, что без дополнительного психолого-педагогического сопровождения, направленного на развитие умений и навыков саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в процессе адаптации к новой социальной среде, к экстремальной учебно-профессиональной деятельности, уровень нервно-психического напряжения у курсантов повышается. Данное обстоятельство связано с множеством адаптационных барьеров, возникающих на начальном пути становления вертолетчика (отсутствие возможности проводить свободное время по своему усмотрению, регламентированная организация распорядка дня, социальные санкции со стороны командиров и др.), и недостаточным развитием адаптационного потенциала у курсантов. Повышение адаптационного потенциала, эмоциональной устойчивости, военно-профессиональной направленности, мотивации достижения успеха средствами психолого-педагогического сопровождения свидетельствует об оптимизации процесса системной адаптации в учебно-профессиональной деятельности курсантов-вертолетчиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1980. 186 с.
2. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: РАН, 1981. ? с.
3. Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. 1996. № 2. С. 5-9.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. М.: Наука, 1977. 191 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. ? с.
6. Ломов Б.Ф. Методология и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
7. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001. Т.22. №1. С. 16-24.
8. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре. - М.: Физическая культура, 2008. 245 с.
9. Балашова В.Ф. Профессионально-важные качества личности как неотъемлемые составляющие компетентности специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков // Высшее образование в России, 2009. № 3. С. 87-92.
10. Бобков О.Б. Динамика учебно-профессиональной мотивации курсантов в процессе обучения в военном вузе/ О.Б. Бобков, Г.А. Виноградова// Известия Самарского научного центра Российской акдемии наук:
СНЦ РАН. 2012. Т. 14. №2. С. 386-392.
11. Бобков О.Б. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза/ О.Б. Бобков, Г.А. Виноградова// Известия Самарского научного центра Российской академии наук: СНЦ РАН, 2012. Т. 14. №2. С. 393-399.
12. Кузнецов Б.В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на профессионально-важные личностные качества курсантов//// Культура физическая и здоровье, 2013. № 5 (47). С. 62 - 65.
13. Волненко Ю.В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности// Ученые университета им. П.В. Лесгафта, 2008. № 8 (42). С. 25-28.
14. Чемодуров М.В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза будущей профессиональной деятельности// Образование и общество, 2009. № 2. С. 48-52.
15. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 294 с.
16. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Знание, 1990. 520 с.
17. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития// Вопросы психологии, 2004. №2. С. 128-135.
18. Прохоров А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психологических состояний// Психологический журнал, 2005. № 2. С. 68-80.
19. Колосов К.А., Якунин В.Е. Условия формирования субъектной активности в процессе учебно-профессиональной деятельности// Вектор науки. Тольятти: ТГУ, 2010. №4. С 299-303.
20. Якунин В.Е. Дыхательные техники при реабилитации физиологических и коррекции психологических функций/ В.Е.Якунин, Н.С. Степанькова, С.В. Якунина// Практика использования естественнонаучных методов в прикладных социально-гуманитарных исследованиях. Тольятти: ТГУ, 2014. С. 318-324.