Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КАК ОСНОВА АДАПТАЦИИ К ЛЕТНОМУ ТРУДУ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ'

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КАК ОСНОВА АДАПТАЦИИ К ЛЕТНОМУ ТРУДУ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЁТНЫЙ ТРУД / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ВЕСТИБУЛЯРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сорокин В. И., Федюк Н. С., Горбунов А. В., Петрова П. С., Гайкалов А. П.

Результаты профессионального отбора абитуриентов высших военных авиационных училищ свидетельствуют о постепенном вынужденном снижении требований к кандидатам. Отбор в летные училища все чаще проходят курсанты, познавательные психические процессы которых представляются недостаточно развитыми, а уровень физической подготовленности (ФП) - низким. Согласно статистике, к третьей группе профессиональной пригодности можно отнести от 30% до 40% всех абитуриентов. Возникают очевидные вопросы: «Каким образом в рамках учебной программы «Физическая подготовка» можно компенсировать проседание стартового уровня курсантов на начальных этапах обучения и сформировать у них необходимые специальные качества, обеспечивающие успешное пилотирование»? Отвечая на поставленные вопросы, в качестве компенсаторных средств авторы с опорой на результаты проведенного эксперимента предлагают обращаться к конкретным физическим упражнениям, которые позволяют интенсифицировать специальные физические нагрузки и способствуют формированию необходимых специальных физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сорокин В. И., Федюк Н. С., Горбунов А. В., Петрова П. С., Гайкалов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF SPECIAL QUALITIES AS BASIS OF ADAPTATION TO THE PILOT'S PERFORMANCE OF AIR OFFICER CANDIDATES

The results of the professional selection of applicants to higher military aviation schools indicate gradual forced reduction in requirements for the candidates. Cadets with undistinguished cognitive mental processes and low level of physical training are increasingly being selected for flight schools. According to statistics, from 30% to 40% of all applicants can be attributed to the third group of proficiency and FTW (fitness to work). Obvious questions arise: "How, within the framework of the «Physical Training» curriculum, it is possible to compensate the low starting level of cadets at the initial stages of training and to form the necessary special qualities to ensure successful piloting"? Answering the questions posed, as compensatory means, the authors, relying on the results of the experiment, propose to adopt some specific physical exercises to intensify special physical activities and develop necessary specific physical qualities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КАК ОСНОВА АДАПТАЦИИ К ЛЕТНОМУ ТРУДУ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ»

2. Фазлеева Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.

3. Васенков Н.В. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 2 (11). - С. 65-68.

4. Захарова Т.Б. Дифференциация содержания образования - основное средство осуществления профильного обучения / Т. Б. Захарова // Профильная школа. - 2003. - № 1. - С. 32-34.

REFERENCES

1. Pruzhinina M.V., Pruzhinin, K.N. and Bakhareva E.V. (2017), "Professional orientation of the first-year students of postsecondary institutions in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (153), pp. 203-208.

2. Fazleeva, E.V. and Vasenkov, N.V. (2010), "Problems of motivation of physical activity of the university students", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 83-85.

3. Vasenkov, N.V. and Minnibaev, E.Sh. (2016), "All-Russian sport complex "TRP": readiness of students to meet the standards and requirement", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No. 2, pp. 6568.

4. Zakharova, T.B. (2003), "Differentiation of the content of education is the main means of implementing profile education", Profile school, No. 1, pp. 32-34.

Контактная информация: lana.soldatova.88@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.2022

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КАК ОСНОВА АДАПТАЦИИ К ЛЕТНОМУ ТРУДУ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ

ВУЗОВ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, г. Санкт-Петербург; Николай Сергеевич Федюк, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академия связи г. Санкт-Петербург; Александр Викторович Горбунов, преподаватель, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж; Полина Сергеевна Петрова, научный сотрудник, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Андрей Петрович Гайкалов, преподаватель, Михайловская Военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург; Александр Александрович Шапошников, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения, г. Санкт - Петербург

Аннотация

Результаты профессионального отбора абитуриентов высших военных авиационных училищ свидетельствуют о постепенном вынужденном снижении требований к кандидатам. Отбор в летные училища все чаще проходят курсанты, познавательные психические процессы которых представляются недостаточно развитыми, а уровень физической подготовленности (ФП) - низким. Согласно статистике, к третьей группе профессиональной пригодности можно отнести от 30% до 40% всех абитуриентов. Возникают очевидные вопросы: «Каким образом в рамках учебной программы «Физическая подготовка» можно компенсировать проседание стартового уровня курсантов на начальных этапах обучения и сформировать у них необходимые специальные качества, обеспечивающие успешное пилотирование»? Отвечая на поставленные вопросы, в качестве компенсаторных средств авторы с опорой на результаты проведенного эксперимента предлагают обращаться к конкретным физическим упражнениям, которые позволяют интенсифицировать специальные физические нагрузки и способствуют формированию необходимых специальных физических качеств.

Ключевые слова: лётный труд, специальные качества, физическая подготовка, курсанты авиационных вузов, профессиональный отбор, вестибулярная устойчивость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p336-344

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF SPECIAL QUALITIES AS BASIS OF ADAPTATION TO THE PILOT'S PERFORMANCE OF AIR OFFICER CANDIDATES

Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg; Nikolay Sergeevich Fedyuk, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Military Academy of

Communications, St. Petersburg; Alexander Viktorovich Gorbunov, the teacher, Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy, Voronezh; Polina Sergeevna Petrova, the research associate, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg; Andrey Petrovich Gaikalov, the teacher, Mi-khailovskaya military artillery academy, St. Petersburg; Alexander Alexandrovich Shaposhni-kov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Military Institute (Railway Troops and Military Communications) of the Military Academy of Logistics, St. Petersburg

Abstract

The results of the professional selection of applicants to higher military aviation schools indicate gradual forced reduction in requirements for the candidates. Cadets with undistinguished cognitive mental processes and low level of physical training are increasingly being selected for flight schools. According to statistics, from 30% to 40% of all applicants can be attributed to the third group of proficiency and FTW (fitness to work). Obvious questions arise: "How, within the framework of the «Physical Training» curriculum, it is possible to compensate the low starting level of cadets at the initial stages of training and to form the necessary special qualities to ensure successful piloting"? Answering the questions posed, as compensatory means, the authors, relying on the results of the experiment, propose to adopt some specific physical exercises to intensify special physical activities and develop necessary specific physical qualities.

Keywords: pilot's performance, special qualities, physical training, cadets, professional selection, FTW, fitness to work, vestibular stability.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы все чаще появляются свидетельства неутешительной статистики устойчивого роста числа авиакатастроф и серьезных авиационных происшествий (АП) с участием действующих военных вертолетчиков и курсантов. Ошибка пилотирования -максимально распространённый «диагноз» АП, однако, первопричиной этой ошибки, по мнению исследователей, можно считать недостаточно развитую вестибулярную устойчивость. Именно последняя нередко приводит к внезапному ухудшению самочувствия курсантов в полете и становится основной причиной трагических инцидентов в воздухе.

Проблематика настоящего исследования обусловлена ежегодным увеличением количества абитуриентов лётных училищ, профессиональную пригодность которых можно оценивать лишь на «удовлетворительно». Заниженные показатели уровня ФП, а также познавательных психических процессов не гарантируют успешность пилотирования. Только уверенные безошибочные действия и «отличная» профессиональная подготовка способны минимизировать риски и обеспечить выживаемость пилота, экипажа и пассажиров вертолета.

Анализ педагогических исследований по выбранному направлению показал, что, несмотря на изученность проблемы адаптации организма курсантов к условиям летного труда [2, 4], комплексное изучение основных регулирующих механизмов адаптационных процессов в контексте определения степени возможного влияния на них с помощью средств физической подготовки продолжает оставаться за рамками научных интересов исследователей. Вопросы повышения порога устойчивости к перегрузкам, укачиванию и кислородному голоданию, определяющие степень развития специальных качеств, также остаются недостаточно разработанными, что и определяет актуальность настоящей статьи.

Согласно выстроенной гипотезе исследования, развитие и совершенствование специальных качеств на первоначальном (теоретическом) этапе курса летного обучения, позволит повысить уровень работоспособности курсантов, что, в свою очередь, повлияет на

успешность их адаптации к неблагоприятным факторам полета и овладению техникой пилотирования.

Объектом нашего исследования является физическая подготовка курсантов-вертолетчиков. Развитие и совершенствование специальных физических качеств на первом (теоретическом) этапе обучения курсантов авиационных вузов к лётному труду стали предметом исследования.

Цель настоящего исследования предполагает определение влияния систематического и целенаправленного применения средств физической подготовки на развитие специальных качеств у курсантов на первоначальном (теоретическом) этапе курса лётного обучения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

О взаимозависимости адаптивных способностей организма с его функциональным состоянием хорошо известно. Работоспособность пилота, успешность его адаптации к условиям летного труда в значительной мере определяются его функциональным состоянием, а также степенью развития физических качеств [2, 3].

Военный летчик решает военно-профессиональные задачи в трехмерном пространстве в заданных условиях. Навязанный темп работы, дефицит времени, частая смена высоты и атмосферного давления, непрерывная «болтанка», шумы, вибрации, непостоянство рельефа местности и климатогеографических зон, нарушение циркадных и сезонных биоритмов, перегрузка, укачивание - это лишь некоторые из неблагоприятных факторов, влияющих на уровень работоспособности пилота [2]. Исследователи сходятся во мнении, что помимо отличной выучки, успешность пилотирования во многом определяется функциональным состоянием и физической подготовкой летчика [2, 6]. Не случайно предъявляются повышенные требования к зрительному, слуховому и вестибулярному аппаратам, а также сердечно-сосудистой и дыхательной системам курсантов-вертолетчиков [6]. Именно поэтому, преодолеть пороговый барьер при поступлении в авиационные училища могут далеко не все выпускники-отличники. Так, в ходе профессионального отбора абитуриентов делят на три группы:

- к первой группе относятся кандидаты с отлично развитыми познавательными психическими процессами, а их физические качества, соответствуют требованиям, предъявляемым профессиональными и медицинскими стандартами, что способствует успеху в летной подготовке;

- вторая - кандидаты соответствуют требованиям, предъявляемым профессиональными и медицинскими стандартами, и их показатели считаются вполне удовлетворительными;

- третья - обучение кандидатов пилотированию в этой группе, зачастую связано со значительными трудностями и рисками, обусловленными низкими показателями их психических познавательных процессов и ФП.

Первое на что мы обратили внимание в ходе нашего исследования - это ощутимый прирост в последние годы поступающих, соответствующих лишь третьей группе профотбора, что вызывает обеспокоенность среди педагогического состава летных училищ.

При детальном изучении процесса обучения курсантов-вертолётчиков нам удалось отметить некоторые отличительные особенности их военно-профессиональной деятельности (ВПД):

1. Комплексное негативное воздействие на организм пилота в ходе полета оказывают постоянный шум, а также вибрации различной частоты и амплитуды.

2. Управление вертолетом сопряжено с требованием к постоянному контролю обстановки в воздухе и на земле.

3. На всех этапах обучения наблюдается снижение двигательной активности, ввиду сокращения общего бюджета времени на физическую подготовку.

С учетом специфики ВПД, приведенной в первых двух пунктах, одним из важнейших профессиональных качеств курсантов-вертолетчиков является общая физическая подготовленность.

Однако третье наше наблюдение не кажется ориентированным на достижение очевидных целей повышения уровня ФП, функционального состояния и адаптивных способностей курсантов. Снижение физической активности курсантов, на фоне снижения уровня профессиональной пригодности абитуриентов, требует по логике построения педагогического процесса обратных действий. Физическую активность необходимо повышать, поскольку именно качество и уровень последней во многом определяют уровень функционального состояния пилота и его способности к адаптации в условиях полета.

Для сохранения и повышения работоспособности в условиях полетов курсанты (летчики) должны обладать необходимым уровнем развития физических качеств, высокой психологической устойчивостью, а также специальными качествами. К специальным качествам мы относим, в частности, свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов ВПД. Среди наиболее важных -устойчивость к перегрузкам, к укачиванию, в том числе, к вибрационному, а также к кислородному голоданию. Развитие специальных качеств оказывает влияние на повышение работоспособности летчика, что в свою очередь позволит говорить о высокой степени безопасности полетов в условиях выполнения военно-профессиональных и боевых задач [1, 2].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В период с 2020 по 2021 гг. на кафедре физической подготовки был организован эксперимент, продолжительность которого составила 2 учебных семестра. Эксперимент был ориентирован на цель исследования и предполагал:

- наблюдение за организацией учебно-воспитательного процесса по физической подготовке;

- проведение бесед с курсантами и преподавательским составом;

- изучение руководящих документов, регламентирующих содержание рабочих программ и тематических планов специалитета по учебной дисциплине «Физическая подготовка», основанных на действующих образовательных стандартах и квалификационных требованиях к ним;

- анализ уровня ФП по дисциплине «Физическая подготовка» по результатам зачётов и экзаменов;

- разработку методики проведения практических занятий по дисциплине «Физическая подготовка» с учетом использования физических упражнений, направленных на формирование и совершенствование специальных качеств курсантов-вертолётчиков;

- проверку эффективности предлагаемой методики.

К участию в эксперименте привлекались курсанты 2 курса. Исходя из цели исследования были сформированы 2 группы по 30 человек: одна экспериментальная (ЭГ) и одна контрольная (КГ). Участники занимались по действующей программе учебной дисциплины «Физическая подготовка». Чтобы усовершенствовать технику пилотирования вертолёта на начальном (теоретическом) этапе обучения у участников ЭГ мы скорректировали методику проведения занятий с учетом принципа оптимальности развития физических и специальных качеств. Интенсифицировать специальную физическую нагрузку нам удалось посредством подбора физических упражнений на гимнастических снарядах, а также упражнений, направленных на формирование устойчивости к перегрузкам, к укачиванию и к кислородному голоданию.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогическое наблюдение за процессом проведения занятий показало, что преподавательский состав организовывает учебные занятия согласно рабочей программы учебной дисциплины «Физическая подготовка» и тематическому плану на высоком организа-торско-методическом уровне.

В ходе бесед с преподавательским составом было отмечено, что уровень физической подготовленности поступающих в вуз «постепенно, но устойчиво снижается» и в среднем считается недостаточно оптимальным. В условиях недобора конкурс среди абитуриентов более не ориентирован на выявление «лучших и наиболее подготовленных», а на определение способных удовлетворить минимальные предъявляемые к будущим курсантам требования. Следствием отсутствия серьезной конкуренции является низкий стартовый уровень курсантов, которые впоследствии не «встают на крыло» в срок, что опосредовано свидетельствует об их профнепригодности.

Отдельно мы провели беседы с курсантами, что позволило дифференцировать их отношение к различным формам физической нагрузки, физическим упражнениям и двигательным режимам. Это помогло выявить конкретные причины низкой эффективности физической подготовки, а также способствовало поиску оптимальных подходов с учетом физических запросов обучающихся и предъявляемых ими требований при подборе физических упражнений.

Отметим, что современная оснащенность учебно-материальной базы по физической подготовке в образовательном учреждении способствовала реализации учебных занятий на качественном уровне. Так, практические занятия по учебной дисциплине «Физическая подготовка» проводились с участниками КГ и ЭГ преимущественно по следующим разделам: «комплексные занятия», «ускоренное передвижение и легкая атлетика», «гимнастика и атлетическая подготовка».

Участники КГ занимались по утвержденной учебной программе. Экспериментальная программа предполагала перераспределение учебного времени между её разделами (рисунок), в том числе, в пользу упражнений, способствующим развитию и совершенствованию специальных качеств.

0,35

ГиАП РБ ПП УПиЛА ЛП ВПП СиПИ КЗ

Разделы физической подготовки

■ Учебная программа ■ Экспериментальная программа

Примечание: ГиАП - гимнастика и атлетическая подготовка; РБ - рукопашный бой; ПП - преодоление препятствий; УПиЛА - ускоренное передвижение и легкая атлетика; ЛП - лыжная подготовка; ВПП - военно-прикладное плавание; СиПИ - спортивные и подвижные игры; КЗ - комплексные занятия.

Рисунок - Основные различия экспериментальной и учебной программ

В ЭГ для повышения способности к распределению внимания на занятиях по ГиАП при выполнении упражнений на гимнастических специальных снарядах, курсантам предлагалось считывать информацию с плакатов, макетов компаса и часов, решать простейшие

арифметические примеры при удержании статических поз, угла в упоре на брусьях. Для устойчивости к укачиванию и перегрузкам систематически оттачивались навыки в выполнении упражнений на стационарном гимнастическом колесе и лопинге. На занятиях по УПиЛА и ВПП для выработки устойчивости организма к условиям кислородного голодания личный состав ЭГ преимущественно совершенствовался в беге на короткие дистанции от 100 до 400 метров, плавании на 50 м и нырянии в длину. Интенсификация, направленная на развитие специальных качеств, позволила в полной мере достигать поставленных целей занятия и в полном объеме освещать все вопросы в выделенный бюджет времени, не приводила к перегрузке обучающихся и преподавательского состава. Увеличение времени на ГиАП и УПиЛА, ориентированное на развитие специальных качеств, обучение мышечной релаксации, повышение устойчивости к укачиванию, развитие координации движений и пространственной ориентации, быстроты и выносливости, было продиктовано реальными требованиями, предъявляемыми к физическому развитию курсантов-вертолетчиков для успешного прохождения курса летного обучения.

Первоначальная проверка исходного уровня физической подготовленности испытуемых КГ и ЭГ не выявила сколь бы то ни было значимых различий в изучаемых параметрах участников. Уровень ФП курсантов проверялся по результатам выполнения ряда упражнений:

- на силу - подтягивание на перекладине;

- на быстроту - бег на 100 м;

- на выносливость - бег на 3 км.

Отдельно испытуемым предлагались упражнения на развитие специальных физических качеств:

- устойчивость к перегрузкам - обороты на стационарном гимнастическом колесе и обороты вперед-назад на лопинге;

- устойчивость к вибрационному укачиванию - угол в упоре на брусьях;

- устойчивость к кислородному голоданию - бег на 400 м, плавание на 50 м в спортивной форме вольным стилем, ныряние в длину.

Данные об уровне ФП и степени развития специальных качеств курсантов КГ и ЭГ «до» и «после» эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели уровня общей и специальной ФП у курсантов КГ и ЭГ «до» и «после» эксперимента_

№ Упражнение Опытная группа До эксперимента После эксперимента А М2-М1

М1±т А М2±т А

1 Подтягивание на перекладине (баллы) ЭГ 61,1±2,4 2,1 68,6±1,8 4,4 7,5*

КГ 63,2±2,6 64,2±2,1 1

2 Угол в упоре на брусьях (баллы) ЭГ 41,7±2,3 0,8 46,7±1,9 3,2 5

КГ 40,9±2,1 43,5±2,4 2,6

3 Бег на 100м (баллы) ЭГ 36,4±1,4 0,5 45,3±2,1 5,7 8,9*

КГ 36,9±1,1 39,6±1,8 2,7

4 Бег на 400 м (баллы) ЭГ 34,3±1,6 0,4 47,2±2,1 9,1 12,9*

КГ 33,9±1,8 38,1±1,8 4,2

5 Плавание на 50 м в спорт. форме в/с (баллы) ЭГ 31,4±2 0,4 36,7±1,9 2,5 5,3

КГ 31±2,3 34,2±1,6 3,2

6 Ныряние в длину (баллы) ЭГ 37,1±2,4 0,6 45,1±2,8 2 8*

КГ 37,7±2,2 43,1±3,1 5,4

7 Бег на 3 км (баллы) ЭГ 42,8±2,1 1,6 51,3±3,2 3,5 8,5*

КГ 44,4±2,4 47,8±2,6 3,4

8 Обороты на гимн. колесе (баллы) ЭГ 75,2±1,7 0,9 80,1±1,9 2 4,9

КГ 76,1±1,9 78,1±2,2 2

№ Упражнение Опытная группа До эксперимента После эксперимента А M2-М1

М1±т А М2±т А

9 Обороты на лопинге (баллы) ЭГ 72,4±4,1 0,3 80,3±2,1 5,1 7,9*

КГ 72,1±3,6 75,2±3,2 3,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: * - различия достоверны по критерию Стьюдента (р<0,05).

Приведенные в таблице 1 данные показывают, что уровень ФП в начале педагогического эксперимента у испытуемых ЭГ и КГ не имел достоверных различий. После эксперимента у участников обеих групп - экспериментальной и контрольной, наблюдалась положительная динамика роста функциональных показателей. При этом результаты проверки выполнения упражнений на силу, быстроту, выносливость, а также на устойчивость к перегрузкам и укачиванию у испытуемых ЭГ уже имели достоверные различия (р<0,05).

Результаты ФП свидетельствуют о том, что развитие физических и специальных качеств, выраженное в балльном эквиваленте, у участников КГ и ЭГ оценивается на «удовлетворительно» и «отлично».

Обучение пилотированию курсантов начальных курсов осуществлялось на современном комплексном тренажере пилота вертолета, на котором в рамках подготовки к реальному полёту необходимо было выполнить ряд быстрых последовательных действий и довести их до автоматизма. Сам тренажер идентичен вертолету Ми-8. На тренажере курсанты отрабатывают упражнения, моделирующие нештатные ситуации, возникающие в условиях полёта. Результаты выполнения упражнения курсантами КГ и ЭГ «до» и «после» эксперимента на современном комплексном тренажере пилота вертолета Ми-8 представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты выполнения упражнения на тренажере пилота вертолета Ми-8 курсантами КГ и ЭГ «до» и «после» эксперимента_

Опытная группа Упражнение До эксперимента После эксперимента

Выполнено Не выполнено Выполнено Не выполнено

кол-во (чел) % кол-во (чел) % кол-во (чел) % кол-во (чел) %

ЭГ (п=30) Пилотирование на тренажере пилота вертолета Ми-8 16 53,3 14 46,7 26 86,6 4 13,4

КГ (п=30) 18 60 12 40 21 70 9 30

Из таблицы 2 видно, что до эксперимента готовность к выполнению пилотирования на тренажёре пилота вертолета Ми-8 в ЭГ продемонстрировали 16 человек или (53,3%), а в КГ - 18 человек (60%). Не справились с упражнением 14 курсантов ЭГ и 12 - КГ, что составило 46,7% и 40% соответственно. После эксперимента у курсантов обеих групп были отмечены положительные результаты, большинство с пилотированием справилось. Так, в ЭГ личный состав в количестве 26 человек (86,6%) и в КГ - 21 человек (70%) упражнение выполнили. Не справились с задачей 4 испытуемых ЭГ (13,4%) и 9 курсантов (30%) КГ соответственно.

Процесс обучения летчиков в авиационном училище неразрывно связан с их подготовкой к выполнению специальных функциональных обязанностей, что необходимо учитывать при планировании и организации образовательного процесса. Успешность освоения учебной программы, а также летная успеваемость курсантов-вертолетчиков в первоначальный период летного обучения, во многом зависят от уровня их ФП, который, в свою очередь, определяет уровень развития у них профессионально важных физических качеств, способствует повышению функциональных показателей организма и неразрывно связан с процессом адаптации пилотов к летному труду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень ФП курсантов, развитость способности к освоению двигательных навыков (координация) и контроль регуляции моторных действий имеют первостепенное значение в ходе практических занятий по летному делу. Наличие базовой ФП становится ключевым определяющим фактором профессиональной пригодности: «взлетит - не взлетит», «вста-

нет на крыло или нет»? Ввиду высоких качественных критериев и количественной ограниченности поступающих профессиональный отбор в военные авиационные институты достаточно сложен, что, несомненно, сказывается на уровне зачисляемых абитуриентов.

Год от года увеличивается процент обучающихся, соответствующих лишь третьей группе профотбора, начальный уровень ФП которых считается наименее пригодным к овладению специальными навыками, в том числе, успешному пилотированию. Цифры подтверждают предположения. Если треть поступающих соответствует лишь третьей группе профотбора, то по результатам эксперимента аналогичный процент участников КГ (~ 30%), упражнение «пилотирование» в срок не освоили. Однако средствами физической подготовки, специально подобранными упражнениями и программой тренировок на статистику можно влиять. Так, в нашем эксперименте, достоверность которого, безусловно, ввиду малочисленности его участников можно ставить под сомнения, в ЭГ 86,6% участников пилотирование освоили в срок. Адаптация к летному труду у этих 86,6% курсантов прошла успешно.

Оптимизация процесса ФП курсантов вертолетных училищ требует проведения дальнейших педагогических исследований. При разработке дополнительных методических рекомендаций необходимо учитывать ограниченность временного ресурса на дисциплину «Физическая подготовка» в целом, а также недостаточно высокий уровень общей ФП курсантов. Отдельно следует обращать внимание на упражнения, ориентированные на формирование необходимых специальных физических качеств: устойчивость к кислородному голоданию, перегрузкам, вибрационному укачиванию. Именно развитие последних служит основой успешной адаптации курсантов к летному труду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Требования к физической подготовленности американских морских пехотинцев / М.Ш. Асланов, Е.Ю. Лозбенев, П.С. Петрова, Н.С. Федюк // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2021. - № 3. - С. 101-109.

2. Горбунов, А.В. Особенности физической подготовки вертолетчиков в условиях Заполярья / А.В. Горбунов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 49-54.

3. Сон курсанта: психофизиологический и культурный аспекты / П.С. Петрова, Т.Н. Черев-кова, И.В. Корчагин, Н.С. Федюк // Перспективы развития физической подготовки и спорта в вооруженных Силах Российской Федерации в современных условиях: Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. В четырех частях. Становление и дальнейшее развитие научного обоснования системы физической подготовки и спорта в вооруженных силах Российской Федерации (к 100-летию Т. Т. Джамгарова), Санкт-Петербург, 26-27 октября 2021 года. - Санкт-Петербург : Военный институт физической культуры, 2021. - С. 122-131.

4. Роль физической культуры в адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к условиям Арктики / В.П. Сорокин, Н.С. Федюк, П.С. Петрова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7(197). - С. 346-354.

5. Синхронизация физического и психического как способ достижения максимальных спортивных результатов в соревновательной деятельности стрелков: психологический аспект / В. П. Сорокин, Н. С. Федюк, И. В. Козлов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 287-294.

6. Штамбург, И.Н. Об актуализации проблемы военно-прикладного плавания в военной авиации / И.Н. Штамбург, А.А. Шапошников, Ш.З. Хуббиев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 4. - С. 43-48.

REFERENCES

1. Aslanov, M.Sh., Lozbinev, E.Yu., Petrova, P.S. and Fedyuk, N.S. (2021), "Requirements for physical fitness of American marines", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 3, pp. 101-109.

2. Gorbunov, A.V. (2019), "Features of physical training of helicopter pilots in the conditions of the Arctic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.