Н Сидоренко Алиса Сергеевна,
соискатель, кафедра менеджмента и маркетинга. Белгородский государственный научно-исследовательский университет; 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85 791 89527378@уа.ги
Национальный рынок грузовых автомобилей в Российской Федерации является одним из самых больших внутренних рынков промышленной продукции производственно-технического назначения и характеризуется рядом существенных маркетинговых особенностей, определяющих его масштабы, специфику системы маркетинга и перспективы развития в контексте роста промышленной конкурентоспособности. К числу фундаментальных факторов, обусловливающих формирование спроса на национальном рынке грузовых автомобилей, относятся: текущее состояние и перспективы активизации деловой активности в сегменте автомобильных грузовых перевозок национального транспортного комплекса; текущее состояние и перспективы обновления национального парка грузовых автомобилей. Пандемия коронавируса оказала наиболее серьезное влияние на рынок - ограничения работы авторетейлеров, а также неопределенность экономической ситуации в стране вызвали ощутимое падение продаж. Ожидается, что в ближайшие годы продажи грузовых автомобилей начнут расти на фоне стабилизации российской экономики. Однако темпы прироста будет невысокими, поскольку кризисные изменения в экономике будут носить фундаментальный характер, потребительский спрос существенно сократится относительно своего стационарного уровня.
Ключевые слова: национальный автомобильный рынок; конкурентоспособность на экспортных рынках; внутренний рынок грузовых автомобилей; деловая активность в грузовых перевозках; грузооборот автомобильного транспорта.
DOI: 10.24412/2071-3762-2020-12-21-28
ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Существуют различные подходы к тому, что первично: экономика (структура и пропорции в данной хозяйственной системе), влияющая на транспорт или транспорт, стимулирующий экономику. Иначе говоря, стоит дилемма: инвестиции в транспорт вызывают экономический рост или же, наоборот, экономический рост способствует росту капитальных вложений в транспортную инфраструктуру? Не будет ошибочным отметить, что в России транспорт нередко воспринимается как вспомогательная отрасль [1]. В соответствии со «Стратегией развития автомобильной промышленности до 2025 г.» «целевое видение сегмента грузовых автомобилей характеризуется наличием ряда платформ-лидеров (среднетон-нажной и тяжелой) со значительным объемом сбыта на внутреннем рынке, конкурентоспособных на отдельных экспортных рынках, с возможностью инвестировать
в развитие продукта при наличии достаточного масштаба производства, высокой степени локализации и развитой автокомпонентной отрасли»*. В то же время необходимо отметить наличие системных маркетинговых проблем конкурентоспособности:
♦ фактическая монополия двух крупнейших производителей в сегментах среднетоннажных и крупнотоннажных грузовых автомобилей на фоне их системного технического и технологического отставания от мирового грузового автомобилестроения;
♦ недостаточная конкурентоспособность продукции на внешних рынках и связанная с этим ценовая конъюнктура, определяющая целевые рынки сбыта — развивающиеся страны;
♦ недостаточный уровень концентрации производства, не обеспечивающий высокую экономическую эффективность вида
экономической деятельности (порогом является выпуск в 65— 70 тыс. ед. продукции); ♦ наличие локальных сборочных производств иностранных производителей не оказывает существенного влияния на темпы НИОКР в отрасли, но снижает масштабы сбыта отечественной продукции на внутреннем рынке.
Динамика масштабов производства, экспорта/импорта и конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем рынке охарактеризована в таблице 1.
За период 2017—2019 гг. внутреннее производство грузовых автомобилей в Российской Федерации в натуральном выражении снизилось на 4,3% в 2019 году от уровня 2017 года, на 0,6% в 2019 году от уровня 2018 года, составив по итогам 2019 года более 156 тыс. ед. на сумму более
* Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года. иШ: http://government.ru/docs/32547/.
4,232 млрд долл. США (в расчете использованы средние экспортные цены единицы грузового автомобильного транспорта). За рассматриваемый период — 2019 год — импорт грузовой автомобильной техники составил более 29,9 тыс. ед. со средней ценой 64,759 тыс. долл. (в 2,39 раза выше экспортной цены), что обеспечило общий объем импорта на внутренний рынок продукции стоимостью более 1,963 млрд долл. (или 45,75% от внутреннего производства).
В 2019 году экспорт грузовых автомобилей превысил 14,6 тыс. ед., что при средней экспортной цене в 27,13 тыс. долл. обеспечи-
ло экспортные поступления в размере более 396,1 млн долл.
Сальдо внешней торговли по рассматриваемой товарной позиции в 2017—2019 гг. было отрицательным и составило в сумме за три года -43,7 тыс. ед., или 4,825 млрд долл., которые мы определили как потери национальных производителей за счет недостаточной конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Доля внутреннего рынка РФ, занятая национальными производителями, в 2019 году составляла 82,5% в натуральном и 66,5% в стоимостном выражении, иностранные производители контролировали, соответственно, 17,5%
рынка в натуральном и 33,5% в стоимостном выражении (отметим, что российский рынок грузовых автомобилей тяжелого класса представлял собой значимый сегмент глобального рынка, однако сократился в глобальном измерении почти вдвое в 2019 г. по сравнению с 2012 г. — рис. 1).
За период 2010—2019 гг. мировой рынок крупнотоннажных грузовых автомобилей вырос на 524 тыс. ед., или 27,77% в 2019 году от уровня 2010 года, при этом российский рынок пережил цикл деловой активности с максимальным значением продаж 105 тыс. ед. в 2012 году и их снижением до
Таблица 1
Конкурентоспособность отечественных производителей на внутреннем рынке грузовых автомобилей в 2017-2019 гг.
(рассчитано автором по данным Росстата*)
Наименование Годы Темп роста, %
2017 2018 2019 2019/ 2017 2019/ 2018
Внутреннее производство средств автотранспортных грузовых, тыс. шт. 163 157 156 95,7 99,4
Внутреннее производство средств автотранспортных грузовых, млн долл. 3 746,4 3 875,2 4 232,3 113,0 109,2
Автокраны, штук 2 731 2941 2 966 108,6 100,9
Автомобили пожарные, штук 936 1 029 1 109 118,5 107,8
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог, штук 4 074 5 121 6 659 163,5 130,0
Импорт грузовых автомобилей, тыс. ед. 31,8 26,2 29,9 94,0 114,1
Средняя цена за единицу, долл. 62 626 76 332 64 759 103,4 84,8
Стоимостная оценка импорта грузовых автомобилей, млн долл. 1 991,5 1 999,9 1 936,3 97,2 96,8
Экспорт грузовых автомобилей, тыс. ед. 14,6 15,0 14,6 100,0 97,3
Средняя цена за единицу, долл. 22 984 24 683 27 130 118,0 109,9
Стоимостная оценка экспорта грузовых автомобилей, тыс. долл. 335,6 370,2 396,1 118,0 107,0
Сальдо внешней торговли по товарной позиции
тыс. ед. -17,2 -11,2 -15,3 89,0 136,6
млн долл. -1 655,9 -1 629,7 -1540,2 93,0 94,5
Продукция внутреннего производства для внутреннего потребления
тыс. ед. 148,4 142 141,4 95,3 99,6
млн долл. 3 410,8 3 505,0 3 836,2 112,5 109,4
Полные запасы продукции для внутреннего потребления
тыс. ед. 180,2 168,2 171,3 95,1 101,8
млн долл. 5 402,3 5 504,9 5 772,5 106,9 104,9
Доля внутреннего рынка грузовых автомобилей в РФ
занятая российскими производителями
в натуральном измерении, % 82,4 84,4 82,5 0,19 -1,88
в стоимостном выражении, % 63,1 63,7 66,5 3,32 2,79
занятая иностранными производителями
в натуральном измерении, % 17,6 15,6 17,5 -0,19 1,88
в стоимостном выражении, % 36,9 36,3 33,5 -3,32 -2,79
* URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial.
уровня 63 тыс. ед. в 2019 году (отметим, что лидер отечественного грузового автомобилестроения — ПАО «КАМАЗ» - по итогам 2019 г. занимал 16-е место в глобальном рейтинге производителей грузовых автомобилей тяжелого класса — рис. 2).
Динамику и структуру исследуемого рынка целесообразно дифференцировать по ключевым классам среднетоннажных автомобилей (до 14 т) и грузовых автомобилей тяжелого класса (свыше 14 т). Динамика российского рынка грузовых автомобилей тя-
желого класса в 2010—2019 гг. и вклада ПАО «КАМАЗ» в формирование общих итогов функционирования рассматриваемого рынка представлена на рисунке 3, структура этого сегмента рынка раскрыта на рисунке 4.
1500
Мировой рынок
Рынок РФ
Доля рынка РФ
Рис.1. Глобальный и российский рынки грузовых автомобилей тяжелого класса
в 2010-2019 гг.*
Годовой отчет ПАО «КАМАЗ» за 2019 г. 111^1.: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/information-disclosure/annual-report/ С. 55.
Рис. 2. Российские производители КАМАЗ и УРАЛАЗ в рейтинге мировых производителей грузовых автомобилей
в 2019 г.*
Годовой отчет ПАО «КАМАЗ» за 2019 г. URL: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/information-disclosure/annual-report/ С. 54. 120
Рынок грузовых автомобилей в РФ
Рис. 3. Динамика российского рынка грузовых автомобилей тяжелого класса в 2010-2019 гг. и вклада ПАО «КАМАЗ» в формирование общих итогов функционирования рассматриваемого рынка* Годовой отчет ПАО «КАМАЗ» за 2019 г. URL: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/information-disclosure/annual-report/ С. 56.
По итогам 2019 года на внутреннем рынке Российской Федерации было продано более 63 тыс. ед. тяжелых грузовых автомобилей, при этом доля продукции ПАО «КАМАЗ» составила более 44%, оставаясь достаточно стабильной на протяжении 2017 — 2019 гг. В структуре продаж сегмента за последние три года наблюдалась стабилизация маркетинговых позиций производителей, более 6% рынка приходилось на продукцию Минского ав-
тозавода, 5% - УРАЛ, 39% европейские марки, 4% — китайские марки. Рынок характеризовался достаточной насыщенностью продуктового предложения, значительной дифференциацией ассортимента и возможностью его кастомизации под конкретные потребительские запросы. В то же время в 2019—2020 гг. (особенно в последнем году, характеризующемся значительным спадом продаж) интенсивность мар-кетингово-конкурентной актив-
ности в значительной степени снижалась, по итогам 2020 года практически все производители отменили для своих дистрибьюторов и дилеров обязательные акции маркетингового продвижения на региональных и локальных рынках.
Динамика российского рынка грузовых автомобилей среднего класса в 2010—2019 гг. и вклада ПАО «КАМАЗ» в формирование общих итогов функционирования рассматриваемого рынка
Рис. 4. Структура российского рынка грузовых автомобилей тяжелого класса в 2010-2019 гг.* ' Годовой отчет ПАО «КАМАЗ» за 2019 г. URL: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/information-disclosure/annual-report/ С. 58.
Рынок грузовых автомобилей в РФ
КАМАЗ
Рис. 5. Динамика российского рынка среднетоннажных грузовых автомобилей в 2010-2019 гг. и вклада ПАО «КАМАЗ» в формирование общих итогов функционирования рассматриваемого рынка* ' Годовой отчет ПАО «КАМАЗ» за 2019 г. URL: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/information-disclosure/annual-report/ С. 59.
5,735 млрд т грузов с ростом показателя от уровня 2017 года на 6,1%, от уровня 2018 года на 3,4%. В то же время перевозка грузов на коммерческой основе составила 1,526 млрд т с падением объемов перевозки на 5,4% в 2019 году от уровня 2017 года, на 6,4% в 2019 году от уровня 2018 года. Доля грузовых перевозок организациями всех видов в объеме перевозок на коммерческой основе составила по итогам
Щ прочив марки
Марки Китая
Европейские марки
~~| Марки Японии и Южной Кореи
■ МАЗ
■ ГАЗ
■ КАМАЗ
Рис. 6. Структура российского рынка среднетоннажных грузовых автомобилей в 2010-2019 гг.* * Годовой отчет ПАО «КАМАЗ» за 2019 г. URL: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/information-disclosure/annual-report/ С. 60.
Таблица 2
Динамика грузовых перевозок и грузооборота автомобильного транспорта в Российской Федерации в 2017-2019 гг.
(рассчитано автором по данным Росстата*)
Показатель Годы Тем роста, %
2017 2018 2019 2019/ 2017 2019/ 2018
Перевезено грузов всего, млн т 5 403,9 5 544,4 5 735,3 106,1 103,4
в том числе на коммерческой основе 1 613,6 1 630,4 1 525,9 94,6 93,6
из него организациями всех видов 368,4 378,9 413,2 112,2 109,1
Доля грузовых перевозок организациями всех видов, % 22,8 23,2 27,1
Грузооборот, млрд тонно км 254,5 259,1 275,4 108,2 106,3
в том числе на коммерческой основе 133,7 138,7 151,9 113,6 109,5
из него организациями всех видов 56,6 68 84,4 149,1 124,1
Доля грузооборота, осуществленного организациями всех видов, % 42,3 49,0 55,6
Средняя дальность перевозки одной тонны груза, км. 47,1 46,7 48 101,9 102,8
в том числе на коммерческой основе 82,9 85,1 99,5 120,0 116,9
из него организациями всех видов 153,6 179,4 204,3 133,0 113,9
* Транспорт в России 2020. - М., 2020. - С. 52.
представлена на рисунке 5, структура этого сегмента рынка раскрыта на рисунке 6.
рок из Японии и Южной Кореи и значительно меньших продажах всех остальных марок.
В структуре среднетоннажного сегмента национального рынка грузовых автомобилей Российской Федерации в 2015—2019 гг. наблюдалась устойчивая монопольная позиция группы ГАЗ, в сумме с ПАО «КАМАЗ» по итогам 2019 года обеспечивших 77% продаж на фоне 15% продаж ма-
Динамика деловой активности в грузовых перевозках автомобильным транспортом в Российской Федерации в 2017—2019 гг. представлена в таблице 2.
За период 2019 года в Российской Федерации автомобильным транспортом было перевезено
2019 года 27,1% с ростом от уровня 2017 года на 4,3%, от уровня 2018 года на 3,9%.
Грузооборот автомобильного транспорта в Российской Федерации по итогам 2019 года составил 275,4 млрд тонно-километров с ростом показателя от уровня 2017 года на 8,2%, от уровня 2018 года на 6,3%, в том числе на коммерческой основе — 151,9 млрд тонно-километров (+13,6% и 9,5% соответственно), из него организациями всех видов — 84,4 млрд тонно-километров ( + 49,1% и +24,1% соответственно). Доля грузооборота, осуществленного организациями всех видов, по автомобильному транспорту в РФ выросла с 42,3% в 2017 году до 55,6% в 2019 году.
На фоне указанных позитивных тенденций негативным фактором отложенного спроса на 2021 — 2025 гг. стало снижение тарифов на грузовые автомобильные перевозки, имевшее место с июля
2020 года вкупе со значительным удешевлением национальной валюты по отношению к доллару США.
Из-за этого ожидаемыми итогами 2020 года на национальном рынке грузовых автомобилей является резкое снижение продаж новой техники, в оптимистической оценке -40%, или 48,4 тыс. шт., в пессимистической оценке -60% до уровня 32,3 тыс. шт. (рис.8).
Фактические продажи грузовых автомобильных брендов на внутреннем рынке за 9 месяцев 2020 года представлены в таблице 3, наиболее продаваемые модели — в таблице 4.
Отметим, что за 9 месяцев 2020 года только отечественные производители сумели удержать свои
Рис. 8. Прогноз рынка грузовых автомобилей в РФ (по данным ИА «Автостат»*) * URL: https://autostat-ru.turbopages.org/autostat.ru/s/infographics/43890/.
Таблица 3
Продажи новых грузовых автомобилей массой свыше 3,5 т на российском рынке за 9 месяцев 2020 г. (данные ИА «Автостат»*)
Марка 9 мес. 2020 9 мес. 2019 Изм%
КАМАЗ 19277 19163 0,6
ГАЗ 5050 6150 -17,9
Volvo 3090 4005 -22,8
Scania 2955 3431 -13,0
УРАЛ 2645 2111 25,3
MAN 2432 3399 -27,0
МАЗ 2409 2774 -13,2
Mercedes 2293 2632 -14,3
Isuzu 2149 2078 3,4
DAF 1197 1616 -25,9
Другие 7465 7569 -1,4
Итого по России 51047 54978 -7,2
* URL: https://autostat-ru.turbopages.org/autostat.ru/s/press-releases/45926/.
Таблица 4
Наиболее продаваемые в 2020 г. на российском рынке модели грузовых автомобилей (данные ИА «Автостат»*)
Марка Модель 9 мес. 2020 9 мес. 2019 Изм%
KAMA3-43118 4732 4528 4,5
Газон Next 3579 4282 -16,4
КАМАЗ-5490 3536 3916 -9,7
КАМАЗ-65115 3359 3729 -9,9
КАМАЗ-6520 2345 1965 19,3
Volvo FH 2047 2712 -24,5
Mercedes Actros 2039 2143 -4,9
MAN TGS 1228 1469 -16,4
DAFXF 1132 1547 -26,8
Scania R 1086 916 18,6
* URL: https://autostat-ru.turbopages.org/autostat.ru/s/press-releases/45926/.
позиции (а УРАЛ вообще обеспечил роста продаж на 25,3%), на фоне общего снижения деловой активности практически по всем иностранным производителям (максимальное — у МАН минус 27%).
Состояние, динамика и перспективы обновления национального парка грузовых автомобилей охарактеризованы в таблице 5 и на рисунках 9 и 10.
За период 2017—2019 гг. парк грузовых транспортных средств в Российской Федерации вырос до 6,54 млн ед. (+1,6% от уровня 2017 г., +0,8% от уровня 2018 г.), при этом значительный рост был продемонстрирован за счет роста техники, находящейся в собственности граждан (+2,9% от уровня 2017 г., +0,6% от уровня 2018 г.).
В сегменте организаций всех видов ВЭД парк грузовой техники не изменился, составив по итогам 2019 года 526 тыс. ед., или 8,04% национального парка (отметим, что на долю организаций всех ВЭД по итогам 2019 г. пришлось 27,1% тоннажа и 55,6% грузооборота автомобильного транспорта в РФ*).
За период 2010—2020 гг. весь национальный автомобильный парк в РФ вырос с 43,9 до 58,7 млн ед. (на 14,8 млн ед. или 33,71%), в том числе грузовых автомобилей на 9%, легких коммерческих автомобилей на 31%.
Подводя итог сказанному, сформулируем выводы относительно динамики, факторов и тенденций развития национального рынка грузовых автомобилей в Российской Федерации в 2017-2020 гг.:
Таблица 5
Парк грузовых транспортных средств в Российской Федерации в 2017-2019 гг. (рассчитано автором по данным Росстата*)
Показатель Годы Темп роста, %
2017 2018 2019 2019/ 2017 2019/ 2018
Грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) - всего, тыс. ед. 6 434 6 490 6 540 101,6 100,8
в том числе:
в организациях всех видов экономической деятельности 537 526 526 98,0 100
в собственности граждан 3 926 4 016 4 039 102,9 100,6
* Транспорт в России. 2020. М., Росстат, 2020. - 108 с. С. 52.
Рис. 9. Парк грузовых автомобилей в РФ (на 01.01.2020 г., по данным ИА «Автостат»*) URL: https://autostat-ru.turbopages.Org/autostat.ru/s/infographics/43258/.
*
Рис. 10. Динамика парка грузовых автомобилей РФ за 2010-2020 гг. (на 01.01.2020 г., по данным ИА «Автостат»*) URL: https://autostat-ru.turbopages.org/autostat.ru/sZinfographics/43122/.
*
* Транспорт в России 2020. - М., 2020. - С. 52.
♦ рассматриваемый рынок представляет собой высокомаржинальную, наукоемкую и эффективную маркетинговую систему, темпы функционирования и развития которой прямо определяют эффективность функционирования национального транспортного комплекса в сегменте автомобильных перевозок и имеют существенное значение для итогов функционирования национальной экономической системы в целом;
♦ в сложившейся структуре рынка в сегментах грузовых автомобилей среднетоннажного и тяжелого класса российские производители уверенно доминиро-
вали на рынке, ориентируясь, преимущественно, на бюджетные ограничения покупателей, устойчивый рост стоимости образцов импортной продукции за счет системного ослабления национальной валюты, наличие и значительный масштаб нерыночных форм спроса (например, государственного заказа). Внутренний рынок грузовых автомобилей в 2017—2019 гг. характеризовался отрицательным сальдо внешней торговли по рассматриваемой товарной позиции, которое за 2017—2019 гг. составило в сумме за три года -43,7 тыс. ед., или 4,825 млрд долл., которые мы определили
как потери национальных производителей за счет недостаточной конкурентоспособности на внутреннем рынке. ♦ доля внутреннего рынка РФ, занятая национальными производителями, в 2019 году составляла 82,5% в натуральном и 66,5% в стоимостном выражении, иностранные производители контролировали, соответственно, 17,5% рынка в натуральном и 33,5% в стоимостном выражении, Ожидаемыми итогами 2020 года и тенденциями на 2021—2025 гг. на национальном рынке грузовых автомобилей является резкое снижение продаж новой техники.
ИСТОЧНИК
Калинина Н.Н., Попова Т.С., Цукахин А.Б. Перспективные направления развития транспортной инфраструктуры как фактора безопасности и устойчивого экономического роста // Экономика устойчивого развития. — 2020. — № 2 (42). — С. 92-97.
DOI: 10.24412/2071-3762-2020-12-21-28
Dynamics, Factors and Trends in the Development of the National Truck Market Sidorenko Alisa Sergeevna,
Applicant, Department of Management and Marketing, Belgorod State Research University; Pobedy 85, Belgorod, Russia, 308015 (79189527378@ya.ru)
The national truck market in the Russian Federation is one of the largest domestic markets for industrial products for industrial and technical purposes and is characterized by a number of significant marketing features that determine its scale, the specifics of the marketing system and the prospects for development in the context of increasing industrial competitiveness. The fundamental factors that determine the formation of demand in the national truck market include: the current state and prospects for increasing business activity in the segment of road freight transport of the national transport complex; the current state and prospects for updating the national truck fleet. The coronavirus pandemic has had the most serious impact on the market - restrictions on the work of retailers, as well as the uncertainty of the economic situation in the country caused a noticeable drop in sales. It is expected that in the coming years, sales of trucks will begin to grow against the background of stabilization of the Russian economy. However, the growth rate will be low, since the crisis changes in the economy will be of a fundamental nature, consumer demand will significantly decrease relative to its stationary level.
Keywords: national automobile market; competitiveness in export markets; domestic truck market; business activity in freight transport; freight turnover of road transport.
REFERENCE
Kalinina, N.N.; Popova, T.S.; Tsukakhin, A.B. (2020) Perspective directions of transport infrastructure development as a factor of safety and sustainable economic growth. Economics of sustainable development, 2020, No. 2, pp. 92—97.