Научная статья на тему 'Основные тенденции развития ключевых сегментов автомобильного рынка России'

Основные тенденции развития ключевых сегментов автомобильного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / АВТОМОБИЛИ / ИМПОРТ / РЫНОК / ЛИЗИНГ / ПРОДАЖИ / ENGINEERING / AUTOMOBILES / IMPORT / MARKET / LEASING / SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Анастасия Олеговна, Курылёва Ольга Игоревна

В данной статье рассматриваются тенденции развития ключевых сегментов автомобильного рынка России, а именно рынков легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов. Приведены прогнозы продаж по каждому сегменту рынка в 2019-2022 гг. Выделены факторы, влияющие на эффективное развитие рынков легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF KEY SEGMENTS OF THE AUTOMOBILE MARKET OF RUSSIA

This article discusses the development trends of key segments of the Russian automotive market, namely the markets for light commercial vehicles, trucks and buses. Sales forecasts for each market segment in 2019-2022 are presented. The factors influencing the effective development of the markets for light commercial vehicles, trucks and buses are identified.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития ключевых сегментов автомобильного рынка России»

УДК 338

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ СЕГМЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ

Егорова Анастасия Олеговна, к.э.н., доцент (e-mail: nesti88@mail.ru) Курылёва Ольга Игоревна, зав. кафедрой страхования, финансов и кредита, к.п.н., доцент (e-mail: kurylev-nnov@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье рассматриваются тенденции развития ключевых сегментов автомобильного рынка России, а именно рынков легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов. Приведены прогнозы продаж по каждому сегменту рынка в 2019-2022 гг. Выделены факторы, влияющие на эффективное развитие рынков легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.

Ключевые слова: машиностроение, автомобили, импорт, рынок, лизинг, продажи

В 2010-2012 гг. после интенсивного роста продаж легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов отечественный авторынок, начиная с 2013 г. начал сжиматься. Основной пик падения спроса на автомобили пришёлся на 2015 г. (-35,7% к 2014 г.). В 2016 г. падение спроса на отечественные автомобили продолжилось, но замедлилось (в 2016 г. по сравнению с 2015 г. было продано 1,4 млн. автомобилей (-11% к 2017 г.)). В 2017 г. отечественный авторынок продемонстрировал рост на 14,7% с начала кризиса. Продажи автомобилей за январь-ноябрь 2018 г. составили 1,4 млн. автомобилей (+11,7% к 2017 г.) [2].

Продажи автомобилей по сегментам за 2018 г., по сравнению 2017 г. выросли на 15,4%. Примечательно то, что положительная динамика зафиксирована во всех сегментах авторынка. Так, в 2018 г. рынок легковых автомобилей показал рост на уровне 19%. Спрос на новые легковые автомобили достиг уровня в 790 тыс. штук, увеличившись по сравнению с 2017 г. на 125 тыс. шт. (+16%). В 2018 г. объем продаж российских автомобилей вырос на 20% по сравнению с 2017 г., что связано с большим спросом на легковые автомобили марки Lada (модели Lada Vesta и Lada Largus), продажи которых в 2018 г. увеличились по сравнению с 2017 г. на 43% и 53% соответственно.

В 2018 г. прирост продаж иномарок российского производства составил 17% и оказался ниже среднеотраслевого уровня. 62% новых легковых автомобилей российских производителей пришлось именно на сегмент иномарок. Сохранению позиций конкурентоспособности иномарок российско-

го производства во многом способствовали различные программы государственной поддержки.

В совокупных продажах отечественных автомобилей в 2018 г. доля импорта составила около 16%. Объем продаж импортных легковых автомобилей вырос на 23%, чему способствовало повышения ставки утилизационного сбора. Кроме того, необходимо отметить, что отечественный авторынок продемонстрировал прирост как в рублевом (23%), так и в долларовом (19%) выражении.

На рисунке 1 представлен объем продаж отечественных автомобилей (по категориям легковых а/м (без учета LCV)) в тыс. шт. [1].

600 500 400 300 200 100 0

Рисунок 1 - Объем продаж отечественных автомобилей (по категориям легковых а/м (без учета LCV)) в тыс. шт.

Объем продаж автомобилей отечественных брендов за январь - июнь 2017-2018 гг. увеличился в абсолютном выражении на 29 тыс. шт., в относительном выражении на 20%. Продажи иномарок российского производства также продемонстрировали положительную динамику за январь -июнь 2017 г. составили 418 тыс. шт., за январь - июнь 2018 г. составили 490 тыс. шт. Объем продаж импортных новых автомобилей за январь -июнь 2017-2018 гг. увеличился в абсолютном выражении на 23 тыс. шт., в относительном выражении на 22%.

На рисунке 2 представлен объем продаж отечественных автомобилей (по категориям легковых а/м (без учета LCV)) в млрд. руб. [1].

490

173 1/1/1

104 127

Отечественные бренды

Иномарки российского производства

Импортные новые автомобили

январь-июнь 2017 г. январь-июнь 2018 г.

Рисунок 2 - Объем продаж отечественных автомобилей (по категориям легковых а/м (без учета ЬСУ)) в млрд. руб.

Объем продаж автомобилей отечественных брендов увеличился за рассматриваемый период (январь - июнь 2017-2018 гг.) на 22 млрд. руб. (+26%). Продажи иномарок российского производства за январь - июнь 2017-2018 г. также продемонстрировали положительную динамику и увеличились за рассматриваемый период в абсолютном выражении на 90 млрд. руб. (+18%). Объем продаж импортных новых автомобилей за январь - июнь 2017-2018 гг. увеличился на 89 млрд. руб., в относительном выражении на 23%.

На рисунке 3 представлен объем продаж отечественных автомобилей (по категориям легковых а/м (без учета ЬСУ)) в млрд.$ США. [1].

Рисунок 3 - Объем продаж отечественных автомобилей (по категориям легковых а/м (без учета ЬСУ)) в млрд.$ США.

Объем продаж автомобилей отечественных брендов за январь - июнь 2017-2018 гг. увеличился в абсолютном выражении на 0,6 млрд.$ США, в относительном выражении на 42%. Продажи иномарок российского производства также продемонстрировали положительную динамику за январь -июнь 2017 г. составили 8,6 млрд.$ США, за январь - июнь 2018 г. состави-

ли 10 млрд.$ США. Объем продаж импортных новых автомобилей за январь - июнь 2017-2018 гг. увеличился в абсолютном выражении на 1,6 млрд.$ США, в относительном выражении на 30%.

В конце 2018 г.- начале 2019 г. наблюдалось замедление роста продаж отечественных легковых автомобилей. Развитие рынка в перспективе будет определяться макроэкономической конъюнктурой.

Основными сегментами автомобильного рынка в РФ выступают рынки легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов.

В сегмент легких коммерческих автомобилей попадают автомобили полной массой до 3,5 тонн. В 2018 г. объем продаж на рынке легких коммерческих автомобилей составил 52,9 тыс. шт. (+ 5% к 2017 г.). На рынке доминируют российские автобренды GAZ, UAZ и Lada, которые занимают в совокупности более 70% рынка. В 2018 г. среди российских автобрендов наибольший рост продаж продемонстрировал GAZ (+10% к 2017 г.) Согласно прогнозу агентства «Автостат» (рисунок 4), в 2019 г. общий объем продаж легких коммерческих автомобилей составит 121 тыс. шт. [1].

2019 2020 2021 2022

Рисунок 4 - Прогноз продаж легких коммерческих автомобилей

в 2019-2022 гг., тыс. шт.

К 2022 г. общий объем продаж легких коммерческих автомобилей достигнет 133 тыс. шт.

Среди факторов, оказывающих влияние на развитие рынка легких коммерческих автомобилей, можно выделить следующие факторы:

1. Развитие малого и среднего бизнеса (росту продаж легковых коммерческих автомобилей будет способствовать активность секторов малого и среднего бизнеса) [3].

2. Государственная поддержка (продление действия государственной программы льготного кредитования и лизинга будет способствовать росту продаж коммерческого транспорта; прекращение действия программы государственной поддержки может стать фактором, сдерживающим развития рынка легких коммерческих автомобилей).

Рынок грузовых автомобилей включает в себя среднетоннажные (от 3,5 до 16 тонн) и крупнотоннажные (свыше 16 тонн) грузовые автомобили. Объем продаж грузовых автомобилей в начале 2018 г. составил 37,9 тыс. шт. Однако, необходимо отметить, что по результатам 10 месяцев 2018 г. рынок показывает снижение на 1,3%. В 2019 г. общий объем продаж грузовых автомобилей составит 108 тыс. шт. (рисунок 5). [1].

Рисунок 5 - Прогноз продаж грузовых автомобилей в 2019-2022 гг., тыс. шт.

Согласно прогнозу агентства «Автостат», рост на рынке грузовых автомобилей будет наиболее активным, и к 2022 г. общий объем рынка увеличится более чем на 30% по отношению к 2018 однако под влиянием макроэкономических факторов данный прогноз может быть скорректирован в сторону снижения.

Среди факторов, оказывающих влияние на развитие рынка грузовых автомобилей, можно выделить следующие факторы:

1. Реализация государственной программы «Развитие транспортной системы» способствующей росту объема грузоперевозок и расширению парка грузовых автомобилей.

2. Развитие лизинговых продуктов. Удешевление лизинга и появление новых лизинговых продуктов будет стимулировать рост продаж грузовых автомобилей.

Сегмент автобусов включает себя транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, имеющие более 8 мест для сидения, считая места водителя. В 2018 г. продажи новых автобусов показали рост на уровне 22%, по сравнению с 2017 г. достигнув показателя в 6,3 тыс. шт. Более 94% рынка автобусов занимают отечественные бренды, среди которых является PAZ, снизивший свою долю до 51% рынка. К 2018 г. рост общего продаж автобусов составит 22% и достигнет 14,2 тыс. шт. При этом выпуск автобусов в РФ за 10 месяцев 2018 г. увеличился только 7%.

18

2019 2020 2021 2022

Рисунок 6 - Прогноз продаж автобусов в 2019-2022 гг., тыс. шт.

Согласно прогнозу агентства «Автостат», рост рынка автобусов ожидается на умеренном уровне. К 2022 г. общий объем продаж автобусов достигнет 18 тыс. шт. (рисунок 6) [1].

Среди факторов, оказывающих влияние на развитие рынка легких коммерческих автомобилей, можно выделить следующие факторы:

1. Программа государственной поддержки производителей техники на газомоторном топливе (продление действия данной программы будет способствовать росту продаж).

2. Постановление Правительства РФ. С июля 2018 г. вступило в силу постановление Правительства РФ, запрещающее использовать для перевозки организованных групп детей автобусы старше 10 лет. С учетом возрастной структуры региональных парков вступившее в силу постановление будет оказывать положительное влияние на объем продаж.

В целом, прогноз развития авторынка рынка в 2017-2020 гг. может быть представлен в трех сценариях: оптимистический, пессимистический и базовый. Каждый из данных сценариев имеет привязку к цене на нефть, что является одним из определяющих факторов развития российской экономики.

Согласно оптимистическому сценарию, цены нефть устанавливаются в 2018 г. до 50 долларов за баррель, а затем повышаются в 2020 г. до 60 долларов за баррель, что будет способствовать увеличению автомобильного рынка до 2,2 млн. единиц.

По пессимистическому сценарию, цены на нефть снизятся в 2018 г. до 30 долларов за баррель, затем восстановятся к 2020 г. до 45 долларов баррель) при этом объем авторынка составит 1,45 млн. шт.

Согласно базовому сценарию, цены на нефть снизятся в 2018 г. до 40 долларов за баррель, затем в 2020 г. стабилизируются на уровне 45-55 долларов за баррель, при этом продажи автомобилей в 2020 году могут вырасти на 27% до уровня 1,9 млн. единиц.

На наш взгляд, базовый сценарий, который считается наиболее вероятным, подразумевает умеренный рост цен на нефть, ВВП, уровня зарплат и стабилизации процентных ставок по кредитам.

Список литературы

1. Аналитическое агентство АВТОСТАТ - Эл.ресурс//Режим доступа: http://www.aem-group.ru/about/reports/ (дата обращения: 16.11.2019 г.)

2. Гарина Е.П., Егорова А.О. Формирование и реализация бизнес-стратегий предприятий машиностроения (на примере ОАО "ОСВАР")// Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57). С. 842-849.

3. Севостьянова Е.В., Агафонова А. А. Тенденции и проблемы развития рынка автомобильных перевозок в России//Инновационная экономика и общество. 2016. № 1 (11). С. 50-61.

Egorova Anastasia Olegovna, Ph.D., Associate Professor, Department of Insurance, Finance and Credit

(e-mail: nesti88@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Kuryleva Olga Igorevna, Head. Department of Insurance, Finance and Credit, Ph.D., Associate Professor

(e-mail: kurylev-nnov@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF KEY SEGMENTS OF THE AUTOMOBILE MARKET OF RUSSIA

Abstract. This article discusses the development trends of key segments of the Russian automotive market, namely the markets for light commercial vehicles, trucks and buses. Sales forecasts for each market segment in 2019-2022 are presented. The factors influencing the effective development of the markets for light commercial vehicles, trucks and buses are identified.

Keywords: engineering, automobiles, import, market, leasing, sales

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.