УДК 378.14
ДИНАМИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИА
© 2010 Н.В.Мельченкова
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Статья поступила в редакцию 16.11.2009
Применение динамического обучения в процессе подготовки студентов - будущих менеджеров к деловому общению на иностранном языке позволяет сделать процесс обучения столь же разнообразным, как необходимый менеджеру опыт. Использование системы имитационно-деятельностных игр и средств мультимедиа позволяет создать динамичную среду обучения, что способствует интенсификации учебного процесса.
Ключевые слова: деловое общение; активные формы и методы обучения; динамическое обучение; система ими-тационно-деятельностных игр; новые информационные технологии; мультимедиа; динамичная среда обучения.
В связи с интеграцией России в мировое сообщество и активным сотрудничеством с другими странами в социально-экономической сфере возрастает потребность в специалистах, которые наряду с качественной профессиональной подготовкой хорошо владеют иностранным языком, знают и учитывают в процессе делового общения социокультурные особенности стран-партнеров. Подготовка к деловому общению на иностранном языке становится важным показателем профессионализма специалиста в любой сфере трудовой деятельности, поскольку от уровня ее сформированности в значительной степени зависит успешность деловых контактов с зарубежными партнерами. Поэтому подготовка студентов - будущих менеджеров к деловому общению на иностранном языке приобретает существенное значение и является составной частью профессиональной подготовки будущего специалиста.
Потребность в конкурентоспособных специалистах привела, в свою очередь, к изменению требований к иностранному языку как учебному предмету в неязыковом вузе. Для выполнения высоких программных требований необходимо активизировать учебный процесс за счет применения эффективных методов обучения.
В отличие от традиционных активные формы и методы обучения позволяют приблизить учебный процесс к реальности, имитируя профессиональную деятельность. Однако активные формы и методы недостаточно используются в профессиональном обучении специалистов различных направлений, что является неприемлемым при обучении деловому общению на иностранном языке. Требуется интенсификация
о
Мельченкова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и социально-культурного сервиса. E-mail: Natalya-Melchenkova@yandex. ru
учебного процесса по иностранному языку для подготовки студентов - будущих менеджеров к деловому общению на иностранном языке. Современная система высшего образования осуществляет подготовку специалистов, способных в ситуации быстро меняющегося содержания деятельности качественно выполнять профессиональные обязанности, что особенно актуально для менеджера, поскольку основной его функцией является координация работы предприятия. В ситуации активно преобразующегося рынка требуется подготовка менеджера к работе в новых условиях. Однако у него может возникнуть масса барьеров, связанных с необходимостью немедленных действий по принятию решений в сложных деловых ситуациях, предполагающих динамичность их решения. Обучить динамизму в действиях возможно в результате использования в учебном процессе совокупности игр, обеспечивающих подготовку к деловому общению в условиях постоянных перемен: в деловых играх менеджер входит в деловую ситуацию; в ролевых - ощущает себя в определенной позиции; в ими-тационно-деятельностных играх - в определенной ситуации, при исполнении определенной роли, в процессе имитации действий менеджера (носителя языка), воссоздается динамично меняющаяся профессиональная реальность, требующая активной роли участников игры.
Одним из оптимальных путей интенсификации и повышения качества языковой подготовки будущих менеджеров является применение динамического обучения (как разновидности интерактивного) и имитационно-деятельностных игр как активного метода обучения, что позволяет повысить динамичность процесса обучения и способствует подготовке к деловому общению. Под динамическим обучением мы понимаем вид интерактивного обучения, предполагающий высокую насыщенность действий по решению ими-
тируемых профессиональных задач, что способствует приобретению опыта. Динамическое обучение происходит в процессе общения и группового взаимодействия во время активной совместной учебной деятельности.
Динамическое обучение можно считать разновидностью интерактивного обучения, поскольку принципы их реализации идентичны: 1) погружение в общение, предполагающее использование активных методов обучения; 2) взаимодействие обучаемых с учебным окружением и учебной средой; 3) использование собственного опыта.
Однако существенным отличием динамического обучения является использование стратегий и принципов, используемых для осуществления естественных способностей обучения через осознание, поиск и получение данных. В частности, динамическое обучение делает особый акцент на том, «как» учить в противоположность содержанию или «чему» учить. Конечная цель динамического обучения состоит в том, чтобы предложить обучающимся средства самим выработать индивидуальную тактику обучения иностранному языку и помочь в этом другим. В настоящее время данная цель является приоритетной, особенно при обучении студентов - будущих менеджеров, поскольку она соответствует основной парадигме современного образования, заключающейся в том, что образование приобретается в течение всей жизни. Любой человек использует свои лучшие доступные навыки и ресурсы, принимая в расчет свои знания и уровень приобретенных им навыков для осуществления эффективного общения. При обучении иностранному языку нужно подготовить студентов к общению в типичных ситуациях, что позволит избежать многих трудностей в процессе общения с зарубежными деловыми партнерами.
Использование динамического обучения в учебном процессе позволяет подготовить студентов - будущих менеджеров к деловому общению, так как: 1) основано на ситуациях реального делового общения в контексте будущей профессиональной деятельности; 2) насыщено событиями и наполнено действием, что способствует развитию концептуального мышления в процессе приобретения опыта подготовки и принятия управленческих решений; 3) находится в процессе постоянного движения, что способствует развитию таких личностных характеристик личности, которые выражаются в способности действовать в соответствии с планом внутреннего самоуправления, контролировать и побуждать себя к действиям; 4) происходит в процессе общения и группового взаимодействия, что способствует овладению приемами делового общения и
развитию профессионально-значимых качеств личности.
В рамках динамического обучения предполагается целесообразным использование не традиционных методов обучения, а новых информационных технологий (НИТ), основанных на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией. Преимущества внедрения НИТ перед традиционными методами обучения заключаются в обеспечении большой информационной емкости; в интенсификации самостоятельной работы студентов; в повышении их познавательной активности и в усилении мотивации.
Выпускник вуза должен быть готов в своей будущей профессиональной деятельности к активному использованию НИТ: участвовать в телеконференциях, форумах, чатах, пользоваться образовательными сайтами, веб-квестами, а также создавать собственные. Использование мультимедийных средств, таким образом, становится неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки студентов. Мы полагаем, что, будучи средством обучения иностранному языку, мультимедиа выполняет однонаправленную дидактическую функцию и направлено на повышение эффективности процесса обучения. Данное понятие появилось в отечественной педагогике в 90-х годах XX века и не сразу было принято педагогами. Был создан ряд научных секций, посвященных проблемам образования и мультимедиа. За прошедшее время понятие мультимедиа развивалось, дополнялось и расширилось от создания примитивных обучающих программ до разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения.
И.Н.Розина рассматривает мультимедиа следующим образом: «Мультимедиа (multimedia) -совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства».1
Н.Г.Семенова в диссертационном исследовании справедливо отмечает, что «мультимедиа, представляющие особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обу-
1 Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: Теория и практика. - М.: 2005. - С. 358.
чающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном)»2.
Анализ теоретических работ в области мультимедиа позволяет сделать вывод, что средства мультимедиа в системе высшего образования -явление достаточно новое и до конца не изученное. До настоящего времени отдельные аспекты проблемы изучения и использования мультимедиа в учебном процессе были отражены в следующих работах: использование мультимедиа в процессе подготовки учителя - И.И.Косенко, О.Г.Смолянинова, А.В.Тумалев и др.; создание мультимедийных средств учебного назначения -И.В.Белицын, В.А.Касторнова, С.С.Кравцов, И.В.Манторова, О.В.Лобач, А.В.Осин; применение технологий мультимедиа в обучении -Н.С.Анисимова, Ю.С.Браун, Н.В.Клемешева, Д.П.Муравлев, Г.М.Шампанер, О.В.Шлыкова3. Несмотря на бесспорную ценность проведенных исследований, следует отметить, что они не в полной мере решают комплекс задач по применению средств мультимедиа при обучении деловому английскому языку студентов-будущих менеджеров.
На наш взгляд, необходимо создать динамичную среду обучения за счет интеграции новых информационных технологий, что будет способствовать развитию навыков письменного делового общения, и имитационно-деятельностных игр для развития навыков устного делового общения. Любая эффективно разработанная среда обучения включает в себя следующие четыре элемента: отображение информации; руководства по тому, что нужно сделать; упражнения для понимания и запоминания; оценка для определения необходимости повторения или перехода на следующий шаг4. Эти четыре элемента могут быть встроены в динамическое обучение. Несмотря на то, что почти все они могут быть реализованы без применения мультимедиа, последнее делает их гораздо более эффективными и значимыми.
Использование мультимедиа в учебном процессе позволяет использовать многофункциональность компьютера при работе с источниками информации разного типа (или его мультиме-
2 Семенова Н.Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. - Астрахань: 2007. - С. 3.
3 Хлызова Н.Ю. Мультимедиа как ведущее средство медиаобразования при обучении английскому языку студентов лингвистического вуза // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - №5. - С.56 - 58.
4 Alessi, S.M., Trollip S.R. Multimedia for learning: Me-
thods and development. - Boston, 2001.
дийные свойства), позволяет создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых с точки зрения обучающих технологий является интерактивная наглядность - эффект погружения в обучающую программную среду и взаимодействия с ней.5 Это особый и высший в настоящее время вид наглядности, изначально создаваемый автором-разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю «вступать в диалог» с компьютером за счет наличия определенного набора опций, сопровождаемых эффектами анимации - демонстрирующейся в заданном темпе последовательности сменяющих друг друга кадров. При этом студент совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, т.е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.
Кроме того, виртуальное присутствие пользователя в программной обучающей среде мобилизует все основные каналы восприятия новой информации - визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно и согласованно - так, как это обычно происходит в обыденной реальности. Воспринятая таким образом информация, опирающаяся не на рассеянное, а на избирательное внимание, эффективнее поддается обработке в результате речемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и быстрее из нее извлекается. А ведь именно избирательное внимание, по мнению специалистов по когнитивной психологии, является основой целенаправленного и эффективного обучения.6
Таким образом, создание динамичной среды предполагает погружение в обучающую программную среду и взаимодействие с ней за счет использования мультимедиа. Однако для подготовки к деловому общению на иностранном языке во всех его формах требуется применение системы имитационно-деятельностных игр, осуществляемых в контексте ситуаций делового общения. Данные игры используются для создания в учебной деятельности ситуации, с которой студенты смогут встретиться в реальной жизни; слушателям предоставляется возможность учиться, имитируя поведение других; участники осознают смысл своей роли, делятся опытом, обмениваются мнениями и, таким образом, принимают решения, усваивают способы поведения,
5 Соломахина И.А., Малюкова Г.Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку // Мультимедийный сборник «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - 2004/05 уч. год, разд. «Преподавание иностранных языков». - М.: 2005.
6 Там же.
которые помогут им в будущей профессиональной деятельности.
В отличие от НИТ, которые являются законченным и самодостаточным видом эдектронных ресурсов и нацелено на высшую степень автономии обучающихся, имитационно-деятельностные игры (ИДИ) предполагают активное участие преподавателя во время занятия. ИДИ используются для создания в учебной деятельности ситуации, с которой студенты смогут встретиться в реальной жизни, учебный процесс активизируется через эмоциональный настрой игроков; слушателям предоставляется возможность учиться, имитируя поведение других; участники осознают смысл своей роли, делятся опытом, обмениваются мнениями и, таким образом, принимают решения, усваивают способы поведения, которые помогут им в будущей практике. Под имитаци-онно-деятельностными играми мы понимаем такой метод обучения деловому общению на иностранном языке, при котором обучающийся должен имитировать действия представителя своей профессии, являющегося носителем языка, в контексте активной деятельности, позволяю-
щей воссоздать профессиональную реальность за счет обеспечения условий для комплексного использования знаний, коммуникативных навыков и умений. Следовательно, создание динамичной среды обучения за счет интеграции данных методов обучения позволит интенсифицировать учебный процесс и предоставит необходимую автономию обучающимся. В силу широкого выбора учебных ситуаций изучаемый материал может прорабатываться более глубоко за счет многократного осуществления заданных действий и необходимых операций, отработки практических навыков и доведения их до автоматизма как в классе, так и дома.
Таким образом, элементы динамичной обучающей среды могут быть встроены в динамическое обучение, что позволит за счет интеграции новых информационных технологий (мультимедиа) и интерактивных методов обучения (система имитационно-деятельностных игр) создать атмосферу сотрудничества между преподавателем и студентами, повысить эффективность учебного и познавательного процесса при обучении деловому общению на иностранном языке.
TEACHING FUTURE MANAGERS BUSINESS COMMUNICATION SKILLS VIA MULTIMEDIA
© 2010 N.V.Melchenkova
Samara State University of Architecture and Civil Engineering
Nowadays every manager should have a good command of English but it is not the only skill one might need to initiate and develop business contacts. Employers value intrinsic personal qualities more than basic technical skills. Lecturing methods do not help to develop all those skills and abilities. Students being trained via dynamic teaching are supposed to be more adaptable in the labour market. The use of multimedia and the system of imitation-activity games helps to intensify the learning process.
Key words: business communication; active forms and methods of teaching; dynamic teaching; system of imitation-activity games; new information technologies; multimedia; dynamic learning environment.
o
Melchenkova Natalia Vladimirovna, Сand. Sc. in Pedagogics, Associate Professor of the Department of Linguistics, Cross-Cultural Communication and Sociocultural Service. E-mail: Natalya-Melchenkova@yandex. ru