Вестник Сибирского юридического института МВД России —
актов, регламентирующих различные управленческие производства, составления алгоритма действий уполномоченных органов и должностных лиц, а также грамотного оформления процессуальных документов, что в итоге будет способствовать усилению практической направленности обучения;
5) реализовать п. 4 решения учебно-методической секции административно-
правовых дисциплин Центра обеспечения кадровой работы МВД России от 5 марта 2010 г., принятого в рамках ежегодной научно-практической конференции по теме «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права», проходившей в Санкт-Петербургском университете МВД России.
УДК 372.881
Татьяна Владимировна КУПРИЯНЧИК,
заведующая кафедрой иностранных языков Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент
учебный потенциал мультимедийных презентаций как дидактического средства обучения иностранному языку
educational potential of multimedia presentations being didactic means of teaching foreign languages
Современность предъявляет все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.
В отечественной высшей школе в настоящее время наблюдается активное внедрение мультимедийных технологий как
неотъемлемой части информационной среды в образовательный процесс в качестве дидактического средства обучения.
Широкий спектр компьютерных учебных материалов (мультимедийные обучающие программы, аутентичные и учебные материалы Интернета, средства электронной коммуникации, электронные словари и справочники, образовательные инструментальные программы, помогающие преподавателям иностранных языков разрабатывать собственные компьютерные средства) позволяет внедрять информационно-коммуникационные технологии в различ-
ные формы обучения (аудиторную, внеаудиторную, дистанционную, комбинированную).
Одним из наиболее распространенных видов мультимедиа является компьютерная презентация, которая создается с помо-шью программы Power Point - одного из компонентов программы Microsoft Office. Использование мультимедийных презентаций давно и прочно вошло в практику обучения иностранному языку: для актуализации знаний, сопровождения объяснения нового материала, первичного закрепления знаний, обобшения и систематизации изученного. Важнейшее преимушество презентаций заключается в том, что преподаватель создает учебные ресурсы, ориентированные на конкретных студентов, это, в свою очередь, способствует интерактивному взаимодействию участников занятия.
С учетом содержания практического занятия по иностранному языку в вузе, его целей и задач использование мультимедийных презентаций обусловлено следуюши-ми факторами:
- возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (видеофрагментов, иллюстраций из аутентичных источников, диаграмм, звукозаписей и др.);
- необходимостью систематизации и структурного представления учебного материала;
- визуализацией изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами (например, осмотр места преступления, воссоздание зала судебных заседаний, представление участников судебного процесса и др.).
Следует отметить, что методики проведения занятий с применением электронных презентаций могут быть различными. Так, презентация может быть использована при изучении нового материала или его закреплении. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания студентов при повторении и обобшении уже изученного материала. Кроме того, слайды презентации
= Алгоритмы высшей школы
могут быть представлены в виде «опорных конспектов» к занятиям, достоинствами которых являются:
- сжатие большого объема информации во внешне малые размеры с использованием символов и выделением главного;
- наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой теме.
Презентации позволяют не только автоматизировать языковые и речевые навыки и умения в различных видах речевой деятельности, но и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.
Разработанные презентации легко сохранить, исправить, дополнить (что позволяет значительно сэкономить на ксерокопировании учебных материалов). Они расширяют информационную базу учебников. Банк презентаций может существенно обогатить языковой портфель преподавателя. Такие презентации, как «History and structure of American law enforcement», «Police in the USA», «Criminal Law: nature, origins, and purposes», «Criminal investigation», «Protecting the crime scene», «What is a fingerprint» и др., могут и должны стать одним из компонентов учебно-методических комплексов по дисциплине. Кроме того, база собранных объектов может быть расширена фотографиями, рисунками, видеофрагментами.
Таким образом, в совместной деятельности преподавателя и студентов, направленной на достижение педагогических целей, мультимедийные презентации, благодаря возможности вычленения отдельных фрагментов, дозирования дидактического материала, органичности включения его в ход учебной деятельности на любом этапе, могут занимать существенное место и в организации, и в контроле эффективности учебной деятельности обучающихся.
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
Использование мультимедиа в учебном процессе вуза можно рассматривать как один из способов оптимизации обучения, так как в этом случае возникают предпосылки для организации процесса обуче-
ния, обеспечивающего достижение педагогических целей в сжатые, по сравнению с традиционными методами обучения, сроки и усвоение значительной по объему и сложности учебной информации.
УДК 372.881
Марина Александровна АРСКАЯ,
доцент кафедры иностранных языков Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат филологических наук
моделирование условий деловой игры с использованием мудьтимедийных презентаций на практических занятиях по иностранному языку
simulation of role play conditions while using multimedia presentations at foreign languages classes
Вузовский курс обучения иностран ному языку носит профессионально-ориентированный характер, поэтому его задачи определяются в первую очередь коммуникативными и познавательными потребностями специалистов соответствующего профиля. В данном контексте при подготовке современного специалиста особое внимание должно уделяться профессиональной коммуникативной компетенции, то есть навыкам общения в профессиональных ситуациях. Выработка вышеуказанных навыков осуществляется благодаря использованию различных методов и методик в обучении иностранным языкам.
Наряду с традиционными методиками проведения практических занятий по иностранному языку наиболее удачной формой квазипрофессиональной деятельности является деловая игра, в которой моделируются предметное и социальное содержание будущей профессии.
Деловая игра содержит определенный набор обязательных элементов, а именно имитирование профессиональной деятельности, поэтапное развитие, наличие конфликтных (проблемных) ситуаций, совместную деятельность участников игры, описание объекта игрового моделирования, контроль игрового времени, систему оценки хода и результатов игры и элемент соревнования. Одним из основных отличий деловой игры от традиционных методов обучения является то, что в игре воссоздаются основные принципы профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций. Необходимо создание таких дидактических условий, чтобы участник деловой игры мог реализовать комплекс умений, приобретенных в рамках других форм обучения на предшествующих игре этапах.