УДК 316.614
DOI: 10.18384/2310-7227-2018-2-102-108
динамический и статический аспекты нарушения преемственности социальных ценностей в процессе диалога поколений
Ростова А.Т.
Институт сервиса, туризма и дизайна -филиал Северо-Кавказского федерального университета 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. 40 лет Октября, д. 56, Российская Федерация
Аннотация. Процесс социального воспроизводства, связанный с передачей моделей поведения, ценностных установок и векторов развития, чрезвычайно важен для сохранения стабильности и целостности социальной структуры. Молодёжь является наиболее активной, динамично развивающейся социальной группой, и от её характеристик во многом зависит будущее общества. В статье проводится аналитическое рассмотрение основных проблем, связанных с реализацией процесса социального воспроизводства. Рассмотрено значение индивидуалистических и коллективистских социальных установок как факторов передачи социальных традиций. Определены статические и динамические факторы нарушения преемственности социальных ценностей. Проведён общий обзор текущих тенденций развития общества и определены приоритетные направления оптимизации ситуации.
Ключевые слова: общество, социальное воспроизводство, нарушение преемственности, индивидуализм, коллективизм, социальная динамика, социальная статика, диалог поколений.
DYNAMic AND sTATiO FAÜTors ÜAUsiNG A BREAK iN THE coNTiNUiTY of SOCiAL VALUES iN COURSE OF GENERATiON DiALOGUE
A. Rostova
Institute of Service, Tourism and Design. Branch of the North-Caucasian Federal University 56,40 years of October ave, Stavropol Territory, Pyatigorsk, 357500, Russian Federation
Abstract. The process of social reproduction connected with a transfer of behavior models, value attitudes and vectors of development is extremely important for maintaining stability and integrity of the social structure. Young people are the most active, dynamically developing social group, and the future of society in many respects depends on their characteristics. This article is concerned with basic problems connected with the process of social reproduction. The role of individualistic and collectivist social attitudes as factors of transferring social traditions is examined. The static and dynamic factors causing a break in continuity of social values are determined. Current tendencies in social development are generally reviewed and the directions in which the situation could be improved are determined.
© CC BY Ростова А.Т., 2018.
Vioy
Key words: society, social reproduction, a break in continuity, individualism, collectivism, social dynamics, social statics, generation dialogue.
Диалог поколений - сложный процесс уже как минимум по той причине, что речь идёт о взаимодействии членов общества, обладающих различной социальной определённостью. Это связано как с различиями в ролевой определённости членов семейной группы и в модели взаимодействия "родители - дети", так и с различиями в уровне и характере опыта социального становления, характерного для представителей различных возрастных групп. Одна из основных проблем, которые связаны с характером протекания диалога поколений, состоит в оценке эффективности передачи социальных ценностей, моделей поведения и векторов развития. И здесь проблема приобретает двойственный характер: с одной стороны, проблематично само эффективное построение взаимодействия, которое гарантировало бы эффективное воспроизводство социальных ценностей, с другой - неоднозначны применяемые критерии оценки уровня преемственности. Последнее связано с тем, что в процессе оценки личного пути, проходимого молодыми людьми, представители старшего поколения ориентируются на результат собственного развития, конечную форму мировоззрения. Социальная прагматика взрослого человека отличается от области приоритетов молодёжи, и потому актуализирующиеся противоречия зачастую объясняются не усугублением ситуации, но неприятием отдельных характеристик молодых людей как социальной группы, обладающей собственной спецификой развития [6].
Вместе с тем необходимо признать, что проблема воспроизводства социальных ценностей стоит чрезвычайно остро. И причина подобной констатации заключается не в личных оценках представителей старшего поколения - скорее, можно было бы сказать о том, что современный этап развития общества предполагает интенсивное изменение всех социальных сфер, и молодёжь как наиболее пластичная в мировоззренческом плане социальная прослойка оказывается в наибольшей степени подвержена тенденциям деформации общественного сознания [5]. В этом смысле категория преемственности социальных ценностей, обеспечивающая эффективность воспроизводства структуры социальных отношений, актуализируется прямо пропорционально росту деформирующих тенденций.
Следует сказать несколько слов о том, почему так важны сохранение системы социальных ценностей и её воспроизводство на уровне младших поколений. Общество представляет собой сложную систему, в которой процесс регуляции осуществляется на институциональном уровне (имеется ввиду самостоятельное развитие отдельных социальных институтов), которая реализуется в рамках управленческой деятельности государственных структур, а также производится на уровне социальных установок отдельных людей [3]. И от того, насколько соответствуют друг другу институциональная сфера, характер государственного регулирования и социальные установки граждан, во многом зависят
Vioy
стабильность и целостность общественной структуры. Кардинальное изменение какой-либо одной из перечисленных сфер неминуемо влечёт за собой необходимость адаптации двух других, в противном случае возникнут противоречия, выраженные в снижении эффективности общественного процесса, росте конфликтности и актуализации широкого спектра социальных проблем.
Общественное сознание, поскольку оно в существенной мере связано с динамичной информационно-коммуникативной средой, представляет собой один из наиболее подверженных изменению аспектов общественной жизни [1]. И тот факт, что молодёжь обладает высокой степенью пластичности мировоззрения, актуализирует необходимость вытеснения сторонних социальных установок принятыми в обществе ценностями, приоритетами и моделями взаимодействия. При этом глубина укоренённости социальных установок, соответствующих принятой в обществе системе отношений, определяет устойчивость социальной системы к внешним воздействиям. И в этом отношении чрезвычайно важно понимать, какие факторы и условия способствуют нарушению процесса воспроизводства структуры социальных отношений. Это знание имеет приоритетное значение для формирования конструктивных регулятивных действий, направленных на улучшение ситуации. По этой причине нами будет проанализирована проблема нарушения процесса воспроизводства социальных ценностей в ходе взаимодействия старшего поколения и молодёжи как одна из наиболее приоритетных в современном социальном процессе.
Первое, на что необходимо обратить внимание - это основания расхождения в мировоззренческих установках старшего поколения и молодёжи. Схематически можно выделить две основные разновидности факторов, определяющих нарушение процесса воспроизводства социальных ценностей. Это статические факторы, присущие большинству социальных систем независимо от структуры и динамики общественного процесса, и динамические факторы, связанные с изменением характеристик общества, а также реализуемых на его уровне процессов и явлений.
В первую очередь рассмотрим те факторы усложнения реализации межпоколенческого диалога, которые не связаны с изменением общества. Первое, на что необходимо обратить внимание, - это различия в статусно-ролевой определённости представителей молодёжи и старшего поколения. Констатируемые с завидной регулярностью упадок нравов, отход от традиций и общее падение качества воспитания представляют собой явление, характерное для многих исторических этапов развития общества, в том числе и характеризующихся стабильностью и отсутствием значимых социальных сдвигов. В данном случае определяющее значение приобретает то, что социальные модели, приемлемые для молодёжи, зачастую проходят стадии деактуализации для взрослых людей, оценивших как положительные, так и отрицательные их стороны. В результате то, что воспринимается на уровне личного опыта как пройденный этап, может однозначно оцениваться как ошибочный путь. Вторым значимым моментом является то, что задачи, сто-
V10V
ящие перед представителями различных поколений, также существенно различаются: в то время как задачей старших членов семьи является направление, оказание конструктивного формирующего воздействия, одна из основных целей молодых людей - обретение самостоятельности, освобождение от внешней социальной определённости. Это определяет конфликт, основание которого лежит в стремлении старшего поколения к сохранению влияния, и в частности к возможности определять выбор направления развития молодых людей, и одновременно -в наличии у представителей молодёжи стремления к самоутверждению личности через обретение личной свободы. В данном случае самостоятельность рассматривается как атрибут взросления, становления личности.
Следует обратить внимание на то, что передача моделей социальной активности производится не только напрямую, в процессе реализации внутрисемейных механизмов социального контроля, но и посредством постепенной смены характера ролевой определённости молодых людей, результатом которой становится актуализация необходимости соответствия выполняемой роли. Это является тем основанием, которое определяет сохранение структуры социальных отношений, поскольку приобретение новых ролей приводит к актуализации переданного в ходе межпоколенческого диалога социального опыта.
Рассматривая конфликт, связанный со стремлением к достижению самостоятельности молодыми людьми, следует обратить внимание на то, что характер его протекания, и в частности, интенсивность, во многом зависит от
культурных установок, принятых в обществе. Сама по себе идея социального становления через обособление характерна для индивидуалистической традиции, в которой преобладающее значение приобретают интересы отдельной личности и степень её веса в общественной среде. С точки зрения индивидуализма быть зависимым от внешней оценки, не проявлять самостоятельности в принятии решений -значит быть инструментом, служащим целям другой личности и, следовательно, самоопределяться через неё, что не рассматривается в качестве сильной позиции. Индивидуализм предполагает момент обособленности, отде-лённости личности от её социального окружения. Это противопоставление человека миру определяет интенсивность стремления к обособлению, которое активно проявляет молодёжь в обществах, в которых индивидуализм представляет собой развитую культурную установку. В этом отношении закономерно, что индивидуализм противоречит идее сохранения социальных традиций, поскольку ориентирован на самостоятельное, критическое отношение к общественной реальности.
Совершенно иная картина вырисовывается в ситуации, когда в обществе развиты установки коллективизма. Здесь процесс самоопределения реализуется через среду, в которую вписан человек. Соответственно, интересы семьи как одного из базовых коллективных объединений приобретают преобладающее значение, что определяет актуализацию идеи соответствия интересам, социальным оценкам и воле родственников. Что характерно, естественной установкой коллективизма является иерархичность социального
viosy
статуса внутри коллектива, в соответствии с чем люди с более низким социальным статусом подчиняются воле тех, кто уже добился уважения и высокой внешней оценки. По этой причине в обществах с традиционным укладом (где в наибольшей степени сохранились коллективистские установки) проблема межпоколенческого диалога имеет значительно меньшую интенсивность, нежели, например, в западном обществе, для которого характерно преобладание индивидуалистической традиции.
Здесь мы переходим к рассмотрению динамического аспекта воспроизводства социальных ценностей в ходе диалога поколений. Как уже было показано выше, существуют значимые культурные детерминанты, которые определяют эффективность передачи знаний и социальных установок. Соответственно, чем выше уровень индивидуалистических установок, тем сильнее актуализируется проблема социальной преемственности, и напротив, чем более развиты коллективные установки, тем выше эффективность обозначенного явления [2; 4].
Очевидно, что общество меняется, и изменения эти затрагивают как структуру социальной системы, так и характер культурных установок, активно транслируемых в ней. В этом отношении одним из факторов, существенно усложняющих процесс воспитания молодёжи, является изменение актуального поля культуры, ввиду чего исходные базисы мировоззрения молодых людей и старшего поколения существенно различаются. Примером подобного рода расхождения может являться проблематичность установления диалога между уроженцами
СССР, получившими воспитание в советский период, и детьми девяностых и "нулевых" годов, представления которых об окружающем социальном мире существенно отличаются. Ещё одним проблематичным моментом, связанным с бурным развитием общественной структуры, становится проблема сохранения старшим поколением авторитета. Последнее связано с тем, что активное изменение социальной среды приводит к изменению условий трудоустройства, повышению престижности одних профессий и де-актуализации других. На этом фоне происходит возникновение широкого спектра областей профессиональной деятельности, имеющих высокую степень привлекательности, однако недоступных представителям старшего поколения ввиду отсутствия соответствующего образования. Актуальная для молодёжи онлайн-коммуникация, знание разнообразных гаджетов - эти сферы интересов молодёжи зачастую находятся за рамками понимания представителей старшего поколения, что приводит к снижению числа "точек пересечения".
Одной из основных проблем, связанных с социальным воспроизводством, является та, что интенсивность изменения основных сфер общественной жизни чрезвычайно велика, и потому социальные установки, актуальные на момент личностного становления старшего поколения, утрачивают свою значимость на уровне текущей ситуации. В результате, чем более высокой становится интенсивность трансформационных процессов, тем более серьёзная пропасть простирается между представителями старшего поколения и молодёжью.
Здесь мы видим двойственный процесс: с одной стороны, высокий уровень социальной преемственности способствует снижению уровня динамики общественной трансформации. С другой стороны, чрезвычайно интенсивная социальная динамика приводит к нарушению преемственности социальных ценностей, принятию молодёжью привнесённых извне социальных установок и, как следствие, усугублению текущей ситуации.
Помимо интенсивного изменения социальной среды в данном контексте следует обратить внимание на активную информационную коммуникацию, в результате которой члены общества приобретают возможность взаимодействия с носителями альтернативных культурных установок. В результате проникновение сторонних социальных установок становится чрезвычайно интенсивным, чему способствуют активное возникновение информационной продукции и её ин-
тенсивное распространение. Таким образом, по основным позициям обнаруживается неутешительная тенденция интенсификации факторов нарушения социальной преемственности.
В этих условиях приобретает актуальность обращение к основным факторам, определяющим сохранение социальных традиций. К их числу относятся, с одной стороны, повышение значимости коллективных ценностей в общественном сознании (таких как патриотизм, семейные ценности, значимость дружбы и взаимопомощи в рабочем коллективе и т. д.), с другой - повышение гибкости социальной позиции представителей старшего поколения, что позволит частично нивелировать нарождающиеся конфликтные тенденции. Кроме того, необходимо внедрение в социальное мировоззрение установок, способствующих деактуали-зации ролевого конфликта между родителями и детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вассерман В.И. Трансформация ценностных ориентиров студенческой молодежи нового поколения // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4-2. С. 54-58.
2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 с.
3. Нарыков Н.В., Фатальникова Е.В. Ценностный и объективистский подходы в социологическом анализе явлений культуры. Краснодар: Краснодарский университет, 2006. 129 с.
4. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. 2-е изд. М.: Наука, 2003. 231 с.
5. Шурбе В.З. Диалог поколений: цели одни, а задачи разные? // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2010. № 7. С. 55-59.
6. Emirbekova Ye.E., Narykov N.V., Samygin S.I., Samygin P.S., Rachipa A.V. Power as a social phenomenon: the nature and importance in the construction of the all-Russian identity // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9. No. 5. P. 87-593.
REFERENCES
1. Vasserman V.I. [The Transformation of Value Orientations of a New generation of Students].
In: Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts], 2014, no. 4-2, pp. 54-58.
2. Merton R. Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura [Social Theory and Social Structure].
Moscow, AST: AST MOSCOW Publ., KHRANITEL Publ., 2006. 873 p.
3. Narykov N.V., Fatal'nikova E.V. Tsennostnyi i ob'ektivistskii podkhody v sotsiologicheskom
analize yavlenii kul'tury [Values and Objectivist Approaches in the Sociological Analysis of Culture Phenomena]. Krasnodar, Krasnodar University Publ., 2006. 129 p.
4. Chuprov V.I., Zubok Yu.A., Williams K. Molodezh' v obshchestve riska [Young People in Risk
Society]. Moscow, Nauka Publ., 2003. 231 p.
5. Shurbe V.Z. [Generation Dialogue: Common Goals but Different Objectives?]. In: Izvestiya
Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Problemy sotsial'no-gumanitarnogo znaniya [Bulletin of Volgograd State Technical University. Series: Problems of Social and Humanitarian Knowledge], 2010, no. 7, pp. 55-59.
6. Emirbekova Ye.E., Narykov N.V., Samygin S.I., Samygin P.S., Rachipa A.V. Power as a Social
Phenomenon: The Nature and Importance in the Construction of All-Russian Identity. In: Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9, no. 5, pp. 87-593.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ростова Антонина Тимофеевна - кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры физики, электротехники и электроэнергетики Института сервиса, туризма и дизайна - филиала Северо-Кавказского федеральный университета;
e-mail: rostova_1177@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Antonina T. Rostova - PhD in Physics and Mathematics, associate professor, professor at the Department of Physics, Electrical Engineering and Energy, Institute of Service, Tourism and Design. Branch of North-Caucasian Federal University; e-mail: rostova_1177@mail.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Ростова А.Т. Динамический и статический аспекты нарушения преемственности социальных ценностей в процессе диалога поколений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 2. С. 102-108.
DOI: 10.18384/2310-7227-2018-2-102-108
FOR CITATION
Rostova A.T. Dynamic and Static Factors Causing a Break in the Continuity of Social Values in Course of Generation Dialogue. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2018, no. 2, рр. 102-108. DOI: 10.18384/2310-7227-2018-2-102-108
V^ioey