УДК 316
Ростова Антонина Тимофеевна
кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра «Проектирование зданий,
городское строительство и хозяйство». -
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «
технологический университет им. ВТ. Шухова» [email protected]
Antonina T. Rostova
candidate of physico-mathematical Sciences, associate Professor, the Department «Designing of buildings, urban construction and economy». North Caucasus branch of Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Belgorod state technological University V.G. Shukhov» [email protected]
Аксиологические
практики социального воспроизводства в современном обществе
Аннотация. В статье обоснованы и представлены отдельные положения авторской теории формирования, исследования и ревизии аксиологических установок социального воспроизводства для современного общества. Аксиология социального воспроизводства преимущественно обращена к утверждению, закреплению положительных стимулов и установок благополучного развития.
Ключевые слова: философия, ценности, общество, аксиология, установка развития, воспроизводство социума.
Axiological
practices of social
reproduction
in modern society
Annotation. In the article and are separate provisions of the author's theory of the formation, research and audit axiological attitudes of social reproduction in contemporary society. The axiolo-gy of social reproduction is mainly turned to the statement, fixing of positive incentives and installations of safe development.
Keywords: philosophy, value, society, axiology, installation development, reproduction of society.
В установках современной социальной философии научный анализ воспроизводства актуальной динамики для социальных приоритетов развития социума, институтов и групп обеспечивает предметный анализ по основам воспроизводства общества в целом. Аксиология социального воспроизводства наиболее масштабно оформлена в институциональных структурах и образованиях. Однако начальные фрагменты такой деятельности определяются по диспозиции социальных ролей в социальных группах. Ценностные ассоциации в формате социального развития позволяют вести речь о спе-,
вырабатываются наиболее приемлемые установки сознания и деятельности.
По распространённым научным подходам, установки в развитии личности, группы, преимущественно относятся к предмету исследований в психологии, конфликтологии, в структурах индивидуального и массового сознания. В свою очередь, социологический и философский анализ социальных качеств и ценностных свойств населения позволяет выявить гносеологические характеристики в перспективах общественного воспроизводства. а
также раскрыть природу аксиологических контек-,
состояния искомого воспроизводства. По объек-
тивным обстоятельствам воспроизводство социальности рассматривается в философии как проективная задача общества и власти. Комплексное решение такого рода задач обеспечивает позитивную конкуренцию в обосновании и реализации ведущих векторов социальной истории. ,
социального воспроизводства, писал: «Целью всегда остаётся обрести независимость единич-. -ношения к подлинному бытию. Он обретает независимость от всего происходящего в мире посредством глубины его связей с трансценденци-ей» [1]. Полагаем, что соответствующие установки достаточно дихотомичны, то есть позволяют рассуждать об индивидуализме независимой личности в сопоставлении уровней восприятия собственной свободы и критериев свободы, допускаемых для окружающих граждан, групп, сообществ. Здесь актуален тезис, который приводит М. Монтень: «В области истории следует знакомиться со всякого рода авторами, и старыми и новыми, ... чтобы изучать вещи в различном освещении, которое каждый из них даёт» [2].
По нашему мнению, выделенные обстоятельства позволяют определять социологическое и философское содержание факторных моделей соци-
ального одобрения и подкрепления в спектре актуальности соответствующих функций развития. В своё время М. Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие
некоторых разделяемых всеми его членами ценно.
подражания, одобрения, поощрения, заимствования по условиям авторитетного подкрепления приоритетов социального воспроизводства. Реальность состоит в том, что в современных условиях различные культуры всё больше утрачивают свою самобытность. Связано это и с тем, что молодое поколение утрачивает стремление идентифицировать себя со старшими представителями своей семьи, рода, диаспоры и т.п. В рамках жизни одного поколения наблюдаются критические масштабы
изменений в понимании культуры, условий быта,
,
.
, -
ния и семейных обязанностей. Ослабление личностных связей между представителями поколений проявляется и в том, что молодые люди из разных народов, этносов, сословий, имеют большее сходство между собой, чем со своими родителями. В то , ,
являемся наследниками традиций в приоритетах , -
ков нашего происхождения. Системы ранее известных ценностей и установок не изобретаются каждым новым поколением. В оценках положительного и отрицательного по критериям добра и
,
отличаются изобретательской оригинальностью. Стандарты, правила, пределы полезности, критерии ценности принимаются каждым новым поколением как устойчивые позитивные традиции, пусть и с изменениями по условиям экономических укладов или ресурсов власти в каждый исторический .
Так, в информационном обществе возрастает значение технологий и процедур, обеспечивающих трансляцию аксиологических установок личности и группы по каналам средств массовой информации (СМИ), сетям Интернета. Наряду с этим, сохраняют своё значение приоритеты соблюдения конституционных прав и свобод человека в позитивном восприятии институтов современного общества. Соответственно, в пределах обеспечения безопасности национальных информационных и телекоммуникационных систем актуальна деятельность по
защите информационных ресурсов от несанкцио-.
Конструктивные установки социологии и социальной философии позволяют раскрыть, исследовать сущность массовых коммуникаций по
уровням и интенсивности моделей влияния. Научная интерпретация указанных установок прямо связана с идеями о содержании предпосылок когнитивного соответствия в сопоставлении теории и практики для ценностных установок социального воспроизводства. То есть, на любом этапе противоречивая или проблемная установка может быть полностью или фрагментарно заменена новой, наиболее соответствующей складывающейся ситуации. Впрочем, здесь следует иметь в виду такие аргументы, как стереотипы ценностных установок в схемах индивидуального, общественного развития. Стереотипы такого рода отличаются устойчивостью, а их носители и выразители - приверженностью к традициям, нормам и авторитетам, в том числе, и недостаточно рациональным. Знание об индивидуальных и общественных установках в динамике социализации личности позволяет прогнозировать приоритеты поведения. Такие установки определяются как целевые и связаны с конкретными действиями, которые, прежде всего, реализуются по условиям восприятия и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта, а также в контексте ожидаемой эффективности для современных условий.
В современном обществознании выдвигается большое количество вариантов объяснения алгоритмов и моделей в содержании процессов изменения социальных установок. Достаточно убедительно звучит тезис о том, что чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспо-,
. -
бенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция, а идеологические установки дискредитируются. Конкретная социальная ситуация определяет приоритеты рассматриваемые в развитии, изменении, обновлении оценок по стадиям социаль-, , -
рального, психологического поощрения или ма-
. ,
формирование социальных установок у человека в процессе социализации закрепляет как по, -
ного противостояния между поколениями. Дальнейшее развитие определяется специфическими условиями в построении, обосновании, изменении культурных и поведенческих моделей. Такой подход актуализирует функции государства, которые заключаются в разрешении конфликтов между свободой и ответственностью для различных индивидов и групп.
Вывод. Аксиология социального воспроизводства преимущественно обращена к утвержде-
,
установок благополучного развития. Соответственно достаточно продуктивной для социологического и философского исследований остаётся проблематика соотношения условий и задач управления в процессах воспроизводства населения в современной России.
Литература:
1. Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М. : изд. Республика (Мыслители 20 в.). 1994. С. 501.
2. Лемещенко П.С. Институциональные противоречия и ловушки переходного периода // TERRA ECONOMICUS. 2005. Том 3.
3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. М. : ACT: ACT МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 с.
4. . . : . фр. / Сост., вступ.ст. В.П. Яковлев. Изд-во «Феникс». 1998. С. 185.
5. . / Пер. с англ. ПЛ. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М. : Аспект Пресс. 1998. 270 с.
Literature:
1. Karl Jaspers. The meaning and purpose of history. Per. with it. M. : publishing house. Republic (Thinkers of the 20th century). 1994. P. 501.
2. Lemeshenko P.C. Institutional contradictions and traps of a transition period // TERRA ECONOMICUS. 2005. Volume 3.
3. Merton R. Social theory and social structure / Robert K. Merton. M. : ACT: the ACT MOSCOW : the KEEPER, 2006. 873 p.
4. Montaigne M. The Experiments. Selected chapters: TRANS.FR. / Comp., introd. St. V.P. Yakovlev. Publishing house «Feniks», 1998. P. 185.
5. Parsons T. System of modern societies / Ed. from English. L.A. Sedov and A.D. Kovalev. Ed. by M.S. Kovaleva. M. : Aspect Press, 1998. 270 p.