УДК 316
Килясханов Магомед Хизриевич
кандидат философских наук, доцент кафедры административного права Ессентукского института управления, бизнеса и права города Ессентуки [email protected]
Абрамов Максим Алексеевич
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права города Ессентуки [email protected]
Mahomed H. Kilyashanov
candidate of philosophical sciences, associate professor departments of administrative law Yessentuki institute of management, business and right of the city of Yessentuki [email protected]
Maxim A. Abramov
applicant of department all-humanitarian and natural-science disciplines Yessentuki institute of management, business and right cities of Yessentuki [email protected]
Социоструктурный
аспект формирования
государственного
патриотизма
Аннотация. Как отмечают авторы статьи, существует серьезное влияние коллективных факторов развития патриотических установок, но они, по сути, оказываются вписанными в систему внешних условий формирования ценностных и теоретических установок социального поведения членов общества. По этой причине при рассмотрении вопроса на индивидуальном уровне они также относятся к сфере общественного бытия, поскольку имеют внешний характер по отношению к носителю индивидуального мировоззрения.
Ключевые слова: патриотизм, мировоззрение, общество, патриотические установки, социальные практики.
Social structural aspect of
the formation of patriotic assessments
Annotation. There is a significant influence of collective factors of development of Patriotic attitudes, but they are, in fact, be part of the system external conditions of formation of values and theoretical assumptions of the members of the society. For this reason, when considering the issue on an individual level, they also belong to the public domain, because they have an external character in relation to the media individual beliefs.
Keywords: patriotism, ideology, society, patriotic installations, social practicians.
Классический тезис о том, что бытие определяет сознание, а также его обратное прочтение чрезвычайно актуальны в приложении к
, -
ное сознание, с одной стороны, находится в непосредственной зависимости от состояния общества и его структуры, с другой - оказывает непосредственное воздействие на структуру протекающих в обществе процессов. Здесь нельзя с уверенностью выбрать какой-либо один из аспектов общественного бытия в качестве приоритетного, поскольку налицо их диалектическая взаимосвязь и взаимное определение. Однако, в случае, когда речь идет об индивидуальном социальном сознании, которое оказывается под непосредственным воздействием протекающих в обществе процессов, налицо преобладание внешних характеристик общества в опре-, -
личных масштабах рассмотрения - индивидуальном и общесоциальном. Формирование пат, -
социального масштаба, тем не менее, реализуется на уровне сознания отдельных людей.
Процесс формирования отношения человека к обществу складывается из двух важных составляющих. Это, с одной стороны, социальные ожидания и ценностные установки, предваряющие взаимодействие человека с общественной структурой, с другой стороны - непосредственный опыт столкновения с окружающей социокультурной данностью. И здесь мы подходим к важному аспекту проблемы: несмотря на то, что в формировании патриотического отношения серьезную роль играют непосредственные механизмы социализации, они затрагивают, в первую очередь, момент социальных ожиданий, ценностных установок и доступных человеку способов интерпретации опыта. Однако, помимо это,
конструктивной социальной ориентированности членов общества играет характер окружающей их социальной действительности [1]. В этом отношении интерес представляет применение па-радигмальной методологии для прояснения вопроса о том, каким образом производится подтверждение, или, напротив, опровержение изначальных социальных установок [2]. С целью об-
стоятельного рассмотрения вопроса нами будут рассмотрены четыре возможных варианта развития событий:
1. Подтверждение позитивных установок члена общества в ходе социальной практики.
2. Опровержение положительных установок члена общества в ходе получения социального
.
3. Подтверждение негативных установок в ходе получения членом общества социального опыта.
4. Опровержение негативных установок в ходе
.
Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных вариантов. Для начала обратимся к ситуации, когда имеет место исходное наличие на уровне индивидуального сознания конструктивных со.
в русле парадигмальной методологии, можно представить систему положительных социальных установок в качестве парадигмы, включающей в себя модель общества в сознании челове-
,
явлений, а также набор ожиданий, направленных на конкретные формы взаимодействия. Подтверждение парадигмы представляет собой си,
. , -ние исходных патриотических установок может
быть связано как с успехами государства на по, -
канием процессов взаимодействия конкретного члена общества и определенных государственных структур. Так, например, эффективная и добросовестная деятельность представителей администрации или правоохранительных органов не
только способствует выполнению ими своих пря-
,
для положительной оценки государства, в целом, представителями которого они являются.
Рассмотрим обратную ситуацию, в рамках которой имеет место несоответствие социальной практики ожиданиям конструктивно настроенного .
классический внутренний конфликт, вызванный несовпадением между предполагаемым развитием событий и реальностью. В результате, в зависимости от глубины убежденности члена общества в его конструктивных идеалах может
иметь место либо фальсификация положитель-
,
столкновения с действительностью, либо такая , -
хранить исходные установки сознания. В таком
случае будет произведена попытка такого объ-, -
вать теоретическому объяснению негативного опыта и его вписыванию в систему конструктивных установок в качестве еще одного элемента .
значение будет иметь то, насколько актуальным является негативный опыт, а также то, насколько большие затруднения связаны с его объяснением с позиции системы конструктивных социальных установок. В случае, если социальный опыт
будет иметь высокую степень актуальности и не сможет получить объяснение с позиций конструктивно настроенного социального сознания, может произойти развитие кризиса социального мировоззрения. В результате одним из закономерных направлений развития ситуации может стать смена мировоззренческих установок, в результате чего может измениться как характер оценки социальной действительности, так и приемлемые с точки зрения члена общества модели действия. В данном случае существует множество промежуточных стадий развития кризиса
. , иметь место сохранение установки на конструктивные формы социальной активности, сопровождающееся отрицательной оценкой самой по себе социальной среды. Вместе с тем, деконструкция положительных форм социального сознания в большинстве случаев сопровождается
коммуникативным выражением неприятия сло-
, -
нению дополнительных негативных последствий. На этом фоне Е.С. Куква анализирует одну из ключевых проблем социокультурного пространства северокавказского региона - взаимодействие традиционных и модернизационных трансформаций. Автор рассматривает их соотношение через призму социокультурных рисков. Идентификационные процессы как значимый компонент социокультурного пространства региона рассматриваются в контексте их адаптационных возможностей к социальным рискам. Одной из зримых перспектив их преодоления на Северном Кавказе является сохранение диалога на базе северокавказских, российских ценностей, укрепления российской идентичности [3]. ,
общества сталкиваются с отрицательным соци-, -
, -
стом подтверждении исходных негативных ожиданий. Однако, следует отметить, что, помимо изменения установок членов общества, негативный социальный опыт имеет и другие последствия. В частности, столкновение с неблагоприятными внешними условиями является достаточным основанием для трансляции негативного мировоззрения, что находит отражение в многочисленных формах критики эпохи, государства, административных органов, полиции и т.д.
Существенный интерес представляет ситуация, когда негативные социальные ожидания не находят отражения на уровне личного социаль-. , общество, будучи динамической системой, практически постоянно находится в стадии трансформации, в результате чего невозможно создать полностью сбалансированную систему . -тивно настроенный субъект общественных отношений имеет расширенные возможности для поиска подтверждений своих негативных ожиданий. При этом, поскольку нормальное протекание социальных процессов воспринимается нейтрально, в то время как столкновение с социальными нарушениями производит серьезный
, -
структивных установок представляет собой длительный процесс. Однако, без формирования благоприятной ситуации на уровне социальной реальности произвести обращение негативно настроенных членов общества к конструктивным социальным установкам представляется крайне .
Существует один важный аспект рассматривае-
. , , -
тику существующего состояния общества, зачастую представляют собой абстрактное социаль-, -
ческим характером. Соответственно, если фальсификация положительных социальных установок возможна посредством столкновения с отри,
социальных установок требует не только существования прецедента положительного несовпадения социальных ожиданий и действительно,
исходных неверных установок негативного мировоззрения. Это свидетельствует о том, что оптимизация социальной структуры представляет собой важный шаг в предотвращении развития негативных социальных установок; однако, привитие положительных форм социального мировоззрения требует принятия комплекса мер, среди которых оптимизация социальной структу-
Литература:
1. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М. : ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
2. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
3. Куква Е.С. Некоторые аспекты функционирования северокавказского общества в условиях социокультурных рисков // «Вестник Адыгейского государственного университета», серия «Регио-новедение: философия, история, социология,
, , ».
2007. 2.
ры является лишь одним из необходимых действий.
Таким образом, помимо непосредственного воздействия на социальное сознание членов общества в ходе деятельности основных институтов
социализации и идеологического воздействия
,
сохранении положительных социальных установок играет состояние общества и его оптимизация. Возникновение негативного опыта представляет собой непосредственный результат структурных нарушений в обществе. Соответственно, наиболее адекватной формой разрешения проблемы является воздействие на
структурную составляющую организации соци-, -
зацию деятельности основных социальных институтов и регуляцию ключевых процессов. Вместе с тем, оптимизация общественной структуры представляет собой сложную задачу в силу непосредственной и чрезвычайно тесной взаимосвязи основных элементов структурной организации. Соответственно, вопрос о том, каким образом в современных условиях возможно конструктивное изменение ситуации, открывает актуальное направление теоретической разработ-,
значимость и требующее дальнейшего исследо-.
Literature:
1. Merton R. Social theory and social structure / Robert Merton. M. : ACT: KEEPER, 2006.
2. Kun T. Struktur's of scientific revolutions. M., 1977.
3. Kukva E.S. Some aspects of functioning of North Caucasian society in the conditions of sociocultural risks // «Adygeysky's messenger of the state university», a series «Regional studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural science». 2007. 2