УДК 316
Абрамов Максим Алексеевич
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права. г. Ессентуки. milena.555@mail.ru
Maxim A. Abramov
candidate of sociological Sciences, associate Professor of Humanities and natural Sciences, Essentuki Institute of management, business and law Essentuki. milena.555@mail.ru
Методологические
основания исследования патриотизма
Methodological
foundations of
the study of patriotism
Аннотация. В статье отмечается, что обзор различных подходов к трактовке патриотизма свидетельствует о чрезвычайно сложном характере исследуемой проблемы. Попытка ее разностороннего рассмотрения предполагает построение первоначальной модели исследуемого явления с выделением различных типов связей, форм проявления, факторов и последствий существования патриотизма на уровне общества и культуры. Тематика патриотизма не может быть исчерпана средствами какой-либо одной научной дисциплины и требует, соответственно, мультидисциплинарного исследования с объединением теоретических результатов из различных отраслей знания.
Ключевые слова: общество, социология, социальные явления, социальный институт.
Annotation. Review the representation of different approaches to the interpretation of patriotism is evidence of the extremely complex nature of this problem. Try versatile consideration involves the construction of initial models of the investigated phenomenon, highlighting different types of relationships, forms, factors and consequences of the existence of patriotism at the level of society and culture. Themes of patriotism cannot be exhausted by means of any one scientific discipline, and it requires, consequently, a multidisciplinary research combining theoretical results from various fields of knowledge.
Keywords: society, sociology, social phenomenon, social institution.
О
дна из основных проблем в данном отношении заключается в том, насколько возможно органичное соединение различных теоретических
подходов в рамках исследования патриотизма.
, -
плины имеют самостоятельный набор исходных теоретических установок и методологических приемов. При этом, даже такой процесс, как выделение предметной области, уже предполагает наличие определенных теоретических предпосылок. В этом отношении патриотизм, рассматриваемый в русле религиозной философии, существенно отличается, например, от патриотизма в рамках соци-оконструкгивистского подхода. Несмотря на то, что позиционирование объекта исследования сохраняется (и в первом и во втором случае ставится вопрос о сущности патриотизма), на деле речь идет о рассмотрении различных прикладных аспектов проблемы патриотизма (богоданность власти, роль народов в истории, мессианское значение русского народа с одной стороны и предпосылки формирования конструктивно ориентированного ). , -
бежание возможной концептуальной неопределенности, имеет смысл произвести уточнение как первоначальной модели патриотизма, так и совокупности применяемых теоретических подходов (с
выделением соответствующих им проблемных
).
Рассмотрим по порядку, что представляет собой патриотизм как объект исследования. Первый из обозначенных уровней разработки проблемы
связан с рассмотрением патриотизма на иде,
- ,
определение сущностного аспекта патриотизма и выделение его инвариантных аспектов. В рамках проведенного исследования патриотизм был определен как форма отношения отдельного
человека к окружающей его социально-поли-, -
тического отношения соотносит личные интересы с интересами общества в целом и признает личную значимость последних. Иными словами, на уровне патриотизма реализуется момент единства индивидуального и общесоциального, при этом существует патриотизм, в первую очередь, на уровне сознания конкретного человека. В этом смысле патриотизм представляет собой, фактически, конструктивное осознание социального контекста индивидуального существования [1]. Данный срез рассмотрения патриотизма свидетельствует о значимости теоретической разработки проблемы взаимосвязи индивида с об,
уровне основных социально-философских концепций, отражающих структуру и смысл социального устройства.
Очевидно, что, в зависимости от того, какую
структуру имеет окружающая человека социо-
,
могут иметь различный характер. В этом отношении вариативность проявления патриотизма определяется многообразием форм общественной структуры а также характером социальной рефлексии. В этой связи целесообразным является обращение к исторической методологии, на уровне которой реализуется отражение как различных форм общественной организации, так и различных исторических форм социального дис-.
не только в том, что с опорой на результаты его применения возможно проведение сопоставительного анализа различных форм проявления патриотизма в обществе. Определение динамики социальной структуры и изменения характера патриотизма, как явления, позволяет выделить основные аспекты его проявления, изменяющиеся в ходе социальной динамики. Проведение корреляции между состоянием общественной структуры и характером представленности в ней патриотических установок является значимым
шагом на пути к пониманию перспектив развития , -
щественных угроз его благополучию. Исторический подход позволяет рассмотреть исследуемое явление в его динамике, и именно благодаря динамическому его рассмотрению возможно определение широкого ряда значимых закономерностей развития патриотизма, как явления.
Детализируя данное положение отметим, что, поскольку патриотизм представляет собой форму
,
человеком личной социальной включенности, историческим изменениям в данном случае может
подвергаться либо общественная структура, как
,
члена общественных отношений (что отражает момент динамики социальных парадигм), либо формы проявления существующих мировоззренческих установок на уровне внешней активности субъекта общественных отношений. Последнее находится в непосредственной связи с проблемой структуры социального действия (а также ее ценностными детерминантами), поскольку одни и те же ценностные установки, в зависимости от норм поведения в конкретном обществе, могут находить совершенно различные формы проявления [2].
Раскрытие момента динамики изменения структуры общества и наиболее значимых ее трансформаций производится на уровне основных
,
среди которых имеют история, социальная философия, теоретическая социология, теория и .
Возвращаясь к общей характеристике объектно, ,
проявления патриотических установок являются культура и область социального действия. Что примечательно, для большинства членов общества наиболее приемлемой является именно такая трактовка патриотизма, при которой он рассматривается на уровне сферы своего проявления - выражения мировоззренческих уста-
новок и поступков. Анализ проявления патриотизма представляет собой важнейшую часть
, -
ние связано с постановкой и разрешением целого ряда серьезных проблем теоретико.
Сфера проявления патриотизма представляет
интерес фазу в нескольких отношениях. Во,
патриотизма реализуется его роль в регуляции общественных процессов. Соответственно, в зависимости от того, какие формы в конкретных социально-исторических условиях приобретает проявление патриотических установок членов общества, можно судить о его роли, степени функциональной эффективности и общем значении для социальной структуры [3]. Следующим значимым аспектом проводимого анализа является исследование тематики патриотизма предполагает не только общетеоретическое рассмотрение того, каким образом он может проявляться в обществе, но также и постановку вопроса о текущем состоянии патриотизма в конкретной социальной системе. И в этом отношении необходимым элементом теоретической разработки является оценка степени развития
патриотизма в обществе на основании доступного .
уровне актуализируется проблема, связанная с необходимостью определения основных «маркеров» представленности патриотизма в обществе. Проблема заключается в том, что патриотизм, будучи одной из социально одобряемых форм мировоззрения, представляет собой не только глубинную форму отношения человека к окружающей
, -
зиционирования личности в социальной среде. По
, ,
что трансляция патриотических установок, и, в частности, мотивирование конкретных личных действий и решений патриотической ориентированностью может представлять собой не столько выражение действительных устремлений конкретного человека, но являться результатом имитации социально одобряемого образа мысли. Таким образом, анализ уровня патриотизма в обществе, основанный на высказываниях отдельных членов социальной структуры (как в рамках социальной дея-,
настоящее время сетевой коммуникации, так и на уровне опросных данных) с неизбежностью связан
с возникновением статистических погрешностей.
,
представленности патриотизма в обществе, поскольку даже момент трансляции патриотических установок членами общества, не принимающими их в полной мере, представляет собой одну из форм проявления патриотизма, как социального принципа и парадигмы мышления. Вместе с тем, сохраняется проблематичность определения уровня патриотизма в обществе и, в частности, критериев выделения фактического материала, способствующего прояснению данного вопроса.
Итак, анализ сферы проявления патриотизма, как основания для изучения его представленности на уровне социальной системы свидетельствует о
том, что, с одной стороны, существует ряд методо-, -
вение статистических погрешностей при анализе текущей ситуации, с другой стороны - при использовании системного подхода и комплексного анализа основных аспектов проявления (и формирования) патриотизма степень достоверности и точности приобретаемых данных существенным образом возрастает [4]. Вместе с тем, проведенный обзор продемонстрировал недостаточность эмпирического анализа уровня патриотизма в обществе и, в частности, актуализировал проблему отражения системных взаимосвязей в рамках текущей , -
.
Другим важным аспектом рассмотрения сферы проявления патриотизма является то, что он представляет собой значимую регулятивную функцию
,
процессов оказывается детерминирован уровнем развитости конструктивных патриотических установок в обществе. Исследование функциональной определенности патриотизма в обществе представляет существенный теоретический интерес не только как основание актуализации проблемы, но также и как средство определения косвенных показателей характера текущей ситуации. Кроме того, определение роли патриотизма в общественной регуляции позволяет определить, в том числе, и его прикладное значение для решения конкретных .
Проведенный обзор позволяет прийти к значимому
выводу: патриотизм представляет собой форму
,
его ценностная и деятельностная ориентированность определяют роль патриотических установок
в формировании специфического типа социальной
,
( ) . образом, как на уровне ценностных императивов, так и на уровне принимаемых моделей социальной активности патриотизм выступает в качестве регулятора общественных отношений. В ряде случаев, на базе общих патриотических установок формируются специфические социальные объединения, направленные на коллективное осуществление социально значимых действий. Это свидетельствует о том, что в отдельных случаях патриотизм
Литература:
1. Карма нова ДА. Патриотизм как общественное отношение: социально-филогафский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11; [Место защиты: Иван. гос. ун-т]. Иваново, 2007. 159 е.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/878.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд // портал «Библиотека Гумер» URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/ Durkgeim/ 08.php 19.04.2015 17:53.
3. Косарев ВВ. Глобализация и синергетика / URL: http://spkurdyumov.ru/globalization/globalizaciya-i-sinergetika/ 10.05.2015 18:51
4. .
структура. М. : ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 с.
выходит на уровень институционализации, что является весьма значимой социальной тенденцией. Следует отметить, что поддержка и формирование институциализированных патриотических объединений является одной из важных форм воздействия на складывающуюся ситуацию. Вместе с тем, деятельность патриотических организаций не исчерпывает структурный аспект проблемы патриотизма. Как уже было показано выше, патриотизм, как мировоззрение, имеет два значимых
источника, на которые он опирается - социальные
,
личный социальный опыт членов общества. Речь в
данном случае вдет о том, что осознание обще,
относит себя конкретный человек, опирается на его личный опыт включенности в структуру общественных отношений. И в этом смысле, в зависимости от характера этого опыта могут возникнуть , -
му значению социальные установки. Вместе с тем, характер социального опыта членов общества
напрямую определяется структурой и характером
. ,
степени существенной детерминантой развития конструктивных форм общественного сознания является представленность на уровне культуры соответствующих мировоззренческих установок, их воспроизводство и трансляция. Это связано с тем, что в процессе социализации человек сначала проходит этап некритического принятия информации об окружающей его социокультурной данности, и лишь в дальнейшем приобретает способность к
критическому ее осмыслению.
,
, -
те, сводится к двум основным аспектам - уров-
,
стороны, а также структуре и состоянию общества (и, соответственно, социальных взаимодействий) с другой. Анализ социокультурного аспекта связан с рассмотрением специфики процессов трансляции социальных установок, определением текущего состояния и содержания куль,
коммуникации и особенностей современного
.
Literature:
1. Karmanov D.A. Patriotism as the public attitude: social-philosophical analysis : thesis ... of candidate of philosophical Sciences : 09.00.11; [a protection Place: Ivan. state University]. Ivanovo, 2007. 159 p.: Il. THE RSL OD, 61 07-9/878.
2. Dürkheim E. Suicide. A study in sociology // portal «Library of Gumer» URL: http:// www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ Sociolog/ Durkgeim/ 08.php 19. 04. 2015 17:53.
3. Kosarev V. V. Globalization and synergetic / URL: http://spkurdyumov.ru/globalization/globalizaciya-i-sinergetika/ 10.05.2015 18:51
4. Merton R. Social theory and social structure. M. : ACT: the ACT MOSCOW: the KEEPER, 2006. 873 p.