Научная статья на тему 'Динамический аспект когнитивных признаков фемининного лингвокультурного типажа “private detective”'

Динамический аспект когнитивных признаков фемининного лингвокультурного типажа “private detective” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
227
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ "PRIVATE DETECTIVE" / CULTURAL TYPE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО МАРКИРОВАННЫЙ ПРИЗНАК / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОГНИТИВНЫЙ ПРИЗНАК / COGNITIVE FEATURE / ДЕТЕКТИВНЫЙ ДИСКУРС / DETECTIVE DISCOURSE / PROFESSIONAL CHARACTERISTICS / FICTIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кусаева Елена Эльбрусовна

Данное исследование выполнено в русле лингвокультурологии и лингвоперсонологии, в рамках которых в последние десятилетия развивается теория лингвокультурных типажей, а также дискурсивных изысканий. Основная цель в исследовании лингвокультурных типажей заключается в описании стереотипов поведения, типичных для соответствующей лингвокультуры. В статье на материале англоязычных детективных произведений с применением метода сплошной выборки, семантического анализа, приемов дискурсивного и контекстуального анализа исследуется динамический аспект основных когнитивных признаков фемининного лингвокультурного типажа “private detective”, репрезентированного художественными персонажами англоязычного детективного дискурса, включающего в себя тексты, посвящённые расследованию преступлений. В развитии гендерного детективного дискурса выделяются несколько этапов, которые обусловили появление соответствующих разновидностей лингвокультурного типажа “private detective”: Victorian Era detective (1860-1920), Golden Age detective (1920-1949), Hard-boiled detective (1940-1980), contemporary detective (c 1980). На каждом этапе анализируются базовые характеристики узловых фиктивных фемининных персонажей-частных детективов, составляющие когнитивное ядро гендерного лингвокультурного типажа “private detective” соответствующего периода. Социально-экономическая и политическая ситуация, характерная определенному периоду, способствовала появлению новых или исчезновению существующих признаков фемининного лингвокультурного типажа “private detective”. В ходе анализа практического материала делается вывод о том, что динамический аспект когнитивных признаков фемининного подвида исследуемого типажа обусловлен поэтапным напластовыванием базовых элементов с их последующей реализацией в современных фиктивных образах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thе research is carried out within the framework of the theory of cultural types and theory of discourse. Description of cultural types aims at identification of the certain behavioral stereotypes that determine the specificity of linguoculture. The formation of cultural types can be based on prototypical images related to reality, quasi-reality or fiction. The article focuses on the dynamic aspect of the main cognitive features of the feminine culture type “private detective” represented by the artistic characters of the English detective discourse of Agatha Christie, Patricia Wentworth, Josephine Tay, Dorothy Sayers, Phyllis James, Phil Rickman, etc. The evolution of the English gender detective discourse includes three historical periods: Victorian Era detective (1860-1920), Golden Age detective (1920 -1949), Hard-boiled detective (1940-1980), contemporary detective (c 1980). At each stage we analyze the basic characteristics of the fictitious feminine private detectives which make up the cognitive core of the gender culture type “private detective” of the corresponding period. The socio-economic and political situation of a certain period contributed to the emergence of new or disappearance of existing signs of feminine culture type “private detective”. The analysis of practical material resulted in that the dynamic aspect of cognitive features of the feminine subspecies of the type investigated is due to the phased stratification of the base elements with their realization in modern fictitious images.

Текст научной работы на тему «Динамический аспект когнитивных признаков фемининного лингвокультурного типажа “private detective”»

Е.Э. Кусаева ORCID iD: 0000-0002-9105-1289

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ, Россия

УДК 811.112

ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОГНИТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ФЕМИНИННОГО ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА "PRIVATE DETECTIVE" DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-77-84

Данное исследование выполнено в русле лингвокультурологии и лингвоперсонологии, в рамках которых в последние десятилетия развивается теория лингвокультурных типажей, а также дискурсивных изысканий. Основная цель в исследовании лингвокультурных типажей заключается в описании стереотипов поведения, типичных для соответствующей лингвокультуры. В статье на материале англоязычных детективных произведений с применением метода сплошной выборки, семантического анализа, приемов дискурсивного и контекстуального анализа исследуется динамический аспект основных когнитивных признаков фемининного лингвокультурного типажа "private detective ", репрезентированного художественными персонажами англоязычного детективного дискурса, включающего в себя тексты, посвященные расследованию преступлений. В развитии гендерного детективного дискурса выделяются несколько этапов, которые обусловили появление соответствующих разновидностей лингвокультурного типажа "private detective": Victorian Era detective (1860-1920), Golden Age detective (19201949), Hard-boiled detective (1940-1980), contemporary detective (c 1980). На каждом этапе анализируются базовые характеристики узловых фиктивных фемининных персонажей-частных детективов, составляющие когнитивное ядро гендерного лингвокультурного типажа "private detective" соответствующего периода. Социально-экономическая и политическая ситуация, характерная определенному периоду, способствовала появлению новых или исчезновению существующих признаков фемининного лингвокультурного типажа "private detective". В ходе анализа практического материала делается вывод о том, что динамический аспект когнитивных признаков фемининного подвида исследуемого типажа обусловлен поэтапным напластовыванием базовых элементов с их последующей реализацией в современных фиктивных образах.

Ключевые слова: лингвокультурный типаж "private detective", профессионально маркированный признак, когнитивный признак, когнитивная лингвистика, детективный дискурс.

Введение.

Изменение социально-политической ситуации и общественного уклада в викторианской Англии привело к развитию «женской литературы», подъем которой обусловил появление английского гендерного художественного детектива, чьи персонажи способствовали закреплению в языковом сознании англичан образа женщины-частного детектива. Отражением нового литературного веяния стало формирование фемининного лингвокультурного типажа "private detective", заключившего в себе определенные фиктивные черты.

Для достижения цели исследования, а именно, описания динамики признаков разновидностей фемининного лингвокультурного типажа "private detective", в статье анализируются базовые когнитивные профессионально маркированные характеристики художественных персонажей англоязычных детективных произведений Агаты Кристи, Дороти Сэйерс, Джозефины Тэй, Филис Джеймс, Фила Рикмана и т.д., на базе которых эти разновидности формировались. В развитии детективного дискурса различают следующие этапы, в соответствии с которыми детерминируются разновидности лингвокультурного типажа "private detective": Victorian Era (Викторианская эпоха, 1860-1920), Golden Age («Золотой век» детектива, 1920-1949), hard-boiled detective («крутой» детектив, 1940-1970), contemporary detective (современный детектив, c 1970) [7]. Каждый из этапов характеризуется определенными социальными и политическими условиями, общественными нормами, повлиявшими на создание образов детективного дискурса. Основные признаки узловых художественных персонажей соответствующего периода способствуют формированию фемининного ЛКТ с определенным набором профессиональных признаков. В процессе эволюции детективного дискурса на каждом этапе выбранные нами узловые образы аккумулируют когнитивные элементы, впоследствии реализующиеся в поздних репрезентациях фемининного ЛКТ "private detective".

Обзор литературы. Методы.

Дискурс как динамический феномен, в процессе которого создаются тексты как продукты дискурсивной деятельности, описывается посредством оппозиций речь и процесс [18].

Детективный дискурс предстает как разновидность личностно-ориентированного дискурса, направленного на художественное общение. Он описывается с позиции ситуации общения автора детективного текста и его реальных и/или потенциальных читателей целью развлечения — захватывающего раскрытия загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов, направленного на развитие эстетических и интеллектуальных способностей читателя [2].

Теория лингвокультурных типажей в рамках лингвокультурологии продолжает развитие теории языковой личности, синтезируя достижения лингвистики, литературоведения, социологии, психологии и культурологии. Основой для создания лингвокультурных типажей служат образы реальных людей определенной эпохи или вымышленные персонажи художественных произведений, а также ценностные ориентиры современного общества. Выделение и описание таких типажей нацелено на выявление определенных стереотипов поведения, определяющих специфику лингвокультуры.

Лингвокультурный типаж (ЛКТ), узнаваемый представитель социума, поведение которого в концентрированном виде отражает его стереотипы и ценности определенного общества или группы людей [1; 4, с. 54; 8; 9; 13], вызывает интерес в русле лингвокультурологических исследований последнего десятилетия. В настоящем исследовании под термином «лингвокультурный типаж» будем понимать типизируемую личность, представителя определенной этносоциальной группы, узнаваемую по специфическим характеристикам вербального и невербального поведения и выводимой ценностной ориентации [4, с. 56].

Анализ осуществляется нами с учетом изысканий в области теории лингвокультурных типажей, теории дискурса и когнитивной лингвистики Карасика В.И., Тамерьян Т.Ю., Кертец А. и т.д. [5; 6; 14] на базе методов и приемов дискурсивного и контекстуального и семантико-когнитивного анализа.

Результаты и дискуссия.

Привлекая работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященных изучению английского детективного дискурса, а также данные СМИ, специализирующихся на формировании так называемых «топ лучших женщин-частных детективов» в английской литературе, нами были выявлены базовые образы детективов, оказавшие влияние на формирование в британской ментальности фемининного ЛКТ "private detective" соответствующих периодов [11, с. 54; 18].

В художественную литературу и публицистику Викторианского периода вошло понятие а New woman, применяемое для описания умной, образованной, материально независимой женщины и, как правило, не состоящей в браке.

Так, ядро фемининной разновидности ЛКТ "private detective" Викторианской эпохи составили когнитивные признаки следующих персонажей:

Луиз Кейли (Г. Аллен) - is young (twenty-one), very smart ...and she rides a bicycle with which she tracks down a criminal. She is a graduate of Girton College (Cambridge's first residential college for women) but, like most of the early fictional women detectives, is suddenly left penniless. - «молодая (двадцать один год), очень умная ... она ездит на велосипеде, на котором выслеживает преступника. Она окончила Гиртон-колледж (первый женский колледж Кембриджа для женщин), но, как и большинство ранних вымышленных детективов-женщин, внезапно осталась без гроша».

Лавдэй Брук (К. Пиркис) - slightly over thirty Brooke is notably not married off. After " a jerk ofFortune ' s wheel " left her " penniless and all but friendless " Brooke became a detective, working her way up to a respected position with a London detective agency. - «Брук немного за тридцать, не замужем. Когда колесо фортуны «оставило ее» без гроша и почти без друзей, Брук стала детективом, завоевав авторитет в лондонском детективном агентстве».

Дора Мирл (М. Бодкин) - is a modern young woman of astonishing accomplishments, having been educated at Cambridge and trained as a medical doctor. Her profession, however, is that of private investigator -a lady detective whom men underestimate at their peril! - «молодая современная женщина с удивительными достижениями, окончила Кембридж, получив профессию врача. Однако ее нынешнюю профессию частного детектива мужчины недооценивают на свой страх и риск».

Анализируемые леди-детективы Викторианской эпохи, как правило, занимались частным сыском с целью заработать на жизнь, что отразило специфику положения женщин в рассматриваемый исторический период. Появление так называемой New woman в художественном дискурсе явилось результатом борьбы феминисток за свои права [3].

В результате анализа основных когнитивных характеристик художественных образов Викторианской эпохи, ставших моделью для фемининского подтипа ЛКТ "private detective" данного периода, отмечаем, что когнитивное ядро настоящей разновидности типажа сформировано под влиянием расширения взглядов общества на права и свободы женщин: «новая женщина» независима, имеет образование и профессию, предпочитает одиночество браку.

Выделенные базовые признаки узловых персонажей Викторианского детективного дискурса, являющиеся когнитивными характеристиками исследуемого типажа, классифицированы в соответствии со сферой апелляции:

семейное положение - незамужняя; возраст - молодой; образование - университетское; профессия - частный детектив.

Относительно признаков образование и профессия необходимо уточнить тот факт, что, работая частными детективами (по профессии), по образованию леди-детективы (здесь и далее) имели различные специализации (например, врач).

Среди наиболее узнаваемых художественных персонажей детективного дискурса так называемого «Золотого века» выделяются детектив-любитель Мисс Марпл Агаты Кристи, Мисс Мод Силвер Патриции Вентворт, Миссис Брэдли Глэдис Митчелл [12; 13; 16]. Практический материал имеет следующие описания, заключающие вербальную репрезентацию базовых признаков каждой из леди-детективов:

Мисс Марпл - elderly spinster, distinguished by her village geography (St Mary Mead) and pastimes -knitting, gardening, and bird - watching- Miss Marple has moral force, intelligence, an inquisitive nature, excellent knowledge of human behavior, and pays attention to details. - «Пожилая старая дева, известная своим местом проживания (Сент-Мэри Мид) и увлечениями, - вязание, садоводство и наблюдение за птицами - Мисс Марпл имеет моральную силу, интеллект, пытливый характер, отличное знание человеческого поведения и обращает внимание на детали» [11, с. 54; 18].

Современницей детектива-любителя Мисс Марпл была профессиональный частный детектив Мисс Мод Силвер и детектив-любитель Миссис Беатрис Брэдли:

... small, neat features and the sort of old-fashioned clothes that were not so much dowdy as characteristic; ... a retired governess, ... an older unmarried woman who knits and solves... and using gossip to her advantage. - «.мелкие и аккуратные черты лица и старомодная одежда, не столько безвкусная, сколько характерная... бывшая школьная учительница и гувернантка, пожилая одинокая женщина, которая вяжет и расследует преступления, в том числе посредством сплетен».

Миссис Беатрис Брэдли - a 57-year-old widow, a psychologist .Initially an amateur, but later Psychiatric Consultant, she uses psychological methods of detection. - « 57-летняя вдова, психоаналитик. Изначально любитель, а позже консультант-психолог, она расследует преступления при помощи психологических приемов».

Для формирования перечня признаков, типичного для фемининного ЛКТ "private detective" «Golden age», необходимо провести семантический анализ ряда различных на первый взгляд вербализаций когнитивных элементов:

Elderly - rather old; especially: being past middle age. Older - from old - advanced in years or age. Spinster - an unmarried woman of gentle family.

Анализ показал, что, несмотря на лексическое различие вербальной репрезентации, Elderly и Older обозначают приблизительно один возрастной промежуток - пожилой возраст. В соответствии с лексикографическим источником spinster и an unmarried woman являются синонимами [19].

В анализируемых текстах, где главными героями являются Мисс Марпл и Мисс Силвер, отсутствует информация об образовании, из чего заключаем, что обе были на домашнем обучении. Миссис Брэдли в

соответствии с сюжетной линией была профессионально образована, что является отражением того, что в 20-е годы XX века в Европе результатом феминистского движения первой волны стало наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих женщинам учиться в университетах и работать вне дома.

Несмотря на существование ряда общих признаков между Мисс Марпл и Мисс Мод Силвер, а именно: пожилой возраст, отсутствие семьи, занятие рукодельем, в когнитивную область ЛКТ "private detective", представленного Мисс Мод, включен такой признак, как профессия, так как ее детективная деятельность приносила доход и обеспечивала ей комфортное существование. Таким образом, в данном подвиде ЛКТ отразились результаты феминистического движения 1920-х гг., в частности, снятие запрета на профессиональную деятельность, приносящую доход [15; 8; 9].

Таким образом, обобщив имеющуюся информацию, заключаем, что в английском языковом сознании в начале XX века, на базе художественных персонажей детективного дискурса, фиксируется тендерный лингвокультурный типаж "private detective" с профессионально маркированными когнитивными признаками:

семейное положение - незамужняя;

возраст - пожилой;

образование - домашнее обучение/университетское;

профессия - частный детектив;

увлечение/хобби - психология/рукоделье.

Рассматривая эти признаки в культурно-историческом аспекте, заключаем, что все они обусловлены социально-общественным устоем и нормами поведения, бытующими в определенную эпоху, в частности в начале ХХ века. Так, например, старые девы и незамужние женщины в анализируемый период представляли собой национальную проблему Англии [15, с. 16]. Как пишет Е. Зброжек: «...по статистике в 1830-1870 гг. около 40% англичанок всю жизнь оставались незамужними» [3, с. 30].

Фемининный ЛКТ "private detective" эпохи «Golden age» частично приобрел черты, легшие в основу «женских» протестных волнений: отсутствие профессии как источника дохода, отсутствие образования, наличие хобби и увлечения.

Следует отметить, что «Golden age» английского детективного дискурса относят к каноническим периодам, так как это время отмечено появлением ряда эталонных образов, оказавших влияние на формирование последующих персонажей детективного жанра.

«Hard-boiled» разновидность ЛКТ "private detective" в настоящем исследовании репрезентирована узловыми персонажами соответствующего детективного дискурса:

Хэрриет Вейн (Дороти Сэйерс) - is independent, around 30, has studied at Oxford, and is herself a writer of detective stories. - «Получившая образование в Оксфорде, Вейн - независимая, 30-летняя писательница детективных рассказов, занятая расследованием преступлений».

Мисс Люси Пим (Джозефина Тэй) - ...a middle-aged woman... Her mission in life had been to teach schoolgirls to speak French. ... writing a best-selling book on psychology <...>. - «.женщина средних лет.. .Ее (Мисс Пим) жизненной миссией было учить школьниц говорить по-французски ... автор популярной книги по психологии».

Для уточнения признака возраст и семейное положение проведен семантический анализ ряда вер-бализаторов:

Middle-aged - the period of life from about 45 to about 64.

Independent - not requiring or relying on others (as for care or livelihood).

Семантический анализ лексемы Independent предполагает отсутствие семьи/мужа как опоры.

Корделия Грей (Филис Дороти Джеймс) - a private detective ..since Cordelia had brought no qualifications or relevant past experience to the partnership and indeed no capital, except her slight but tough twenty-two-year-old body... took a job with a secretarial agency - «частный детектив. Корделия, став совладельцем агентства, не привнесла с собой ни специальных знаний или опыта, ни капитала . ничего, кроме своего изящного двадцатидвухлетнего, но выносливого тела.в прошлом работала секретарем в агентстве».

Таким образом, фемининный подвид ЛКТ "private detective", характерный для Hard-boiled детективного дискурса, аккумулировал в себе как уже имеющиеся когнитивные признаки, так и новые:

семейное положение - незамужняя; возраст - молодой/ средний; образование - университетское; профессия - частный детектив; увлечение - психология.

Появление в британском детективном дискурсе профессионального частного детектива Анны Ли (Лиза Коуди), Джеорджины Пауэрс Денис Данкс и Мэрили Уоткинс Фила Рикмана, послужившие моделью для формирования современного подвида фемининного ЛКТ "private detective, обусловлено политическими и социальными переменами, произошедшими в результате подъема второй волны феминизма в конце XX - начале XXI века, одной из которых стала профессиональная занятость в «маскулинных» сферах [14, с. 40; 16].

Анна Ли (Лиза Коуди) - а great British PI and one of the very best of the female investigators, a former cop turned operative for a small detective agency, Brierly Security, in London. - «Анна Ли, британский частный детектив и одна из лучших женщин-сыщиков, бывший полицейский, которая работает на небольшое детективное агентство «Brierly Security» в Лондоне».

Джеорджину Пауэрс (Денис Данкс) - is 25 years old and her life is a bit of a mess. A journalist working in London for a weekly computer magazine, she doesn't take very good care of herself and is recovering from a brief and disastrous marriage. - «в 25 лет ее жизнь немного хаотична. Журналист в еженедельном электронном журнале, не особо заботится о себе, приходит в себя после короткого, но ужасного замужества».

Merrily Watkins, an Anglican priest and single mom... very pretty 36-year-old, and a small dark-haired person... concerned with evil spirits and exorcisms. - «Мерили Уоткинс, англиканский викарий, мать-одиночка.. .милейшее 36- летнее создание с темными волосами.. .практикует экзорцизм и спиритизм».

Вербальные репрезентации такого признака, как профессия, в частности an Anglican priest и a former cop, указывают на принадлежность анализируемых художественных образов к исконно мужским профессиональным сферам. Здесь следует отметить то, что если в правовой сфере женщины-профессио-нальные частные детективы стали появляться уже на начальном этапе развития детективного дискурса (Мисс Мод Силвер, Лавдэй Брук), то женщина-англиканский священнослужитель - явление абсолютно новое (в Великобритании впервые женщина была избрана епископом англиканской церкви только в 1994 году).

Профессия современного подвида ЛКТ "private detective", как правило, не связана с частным сыском. Детективная деятельность у данного вида является его увлечением.

Таким образом, основными когнитивными признаками современного фемининного ЛКТ "private detective" стали:

семейное положение - незамужняя;

возраст - молодой возраст;

образование - университетское;

увлечение - детективная деятельность;

хобби - спиритизм/художественное творчество.

Заключение. Таким образом, в анализируемые исторические периоды развития английского детективного дискурса динамика когнитивных характеристик фемининного подвида ЛКТ "private detective" обусловлена соответствующей социально-экономической и политической ситуацией в Великобритании. В основе гендерного подвида ЛКТ "private detective" Викторианской эпохи лежат художественные репрезентации New woman, с основными когнитивными маркерами: молодой возраст, независимость, отсутствие семьи, наличие высшего образования и профессии. В «Golden age» детективного дискурса фемининный подвид ЛКТ "private detective" отличают пожилой возраст, отсутствие семьи, отсутствие профессии как источника дохода, отсутствие высшего образования, наличие хобби и увлечения. Настоящие отличительные признаки, с одной стороны, стали причиной подъема «женских движений», с другой - обеспечили своим обладателям всемирную известность (Мисс Марпл). Вхождение в британскую когнитивную базу персонажей детективного дискурса «Golden Age» обусловлено непринятием большинством читателей женщины нового типа - активной, образованной и независимой. «Hard-

boiled» период в динамике признаков анализируемого лингвокультурного типажа отмечается возвращением таких признаков, как образованность, независимость, молодость, профессиональная деятельность. Признак увлечение психологией, характерный для второго периода, нашел свою реализацию в фиктивных образах третьего периода. Отличительной чертой современного этапа является отражение веяний времени: фемининный ЛКТ "private detective" подвержен увлечению спиритизмом, экстрасенсорикой в целях получения дополнительных сведений.

Библиографический список

1. Дмитриева О.А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века. Волгоград: Перемена, 2007. 307 с.

2. Дудина И. А. Дискурсивное пространство детективного текста: на материале англоязычной художественной литературы 19-20 вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2008. 24 с.

3. Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности / Известия Уральского государственного университета. 2005. № 35. С. 28-34.

4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 331 с.

5. Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия. Волгоград: Парадигма, 2005. С. 5-25.

6. Качмазова А.У., Тамерьян Т.Ю. Этническое пространство языковой стереотипизации «свои - чужие - свои». Владикавказ: СОГУ, 2016. 230 с.

7. Кестхейи Т. Анатомия детектива: Следствие по делу о детективе. Будапешт, 1989. 260 с.

8. Кусаева Е.Э. Индивидуальные и типизируемые признаки лингвокультурного типажа "private detective" // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2017. № 1 (25). С. 88-90.

9. Кусаева Е.Э. Прототипические признаки гендерного подвида лингвокультурного типажа "private detective" // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2016. № 2 (22). С. 48-52.

10. Кусаева Е.Э., Тамерьян Т.Ю. Типизируемые художественные образы (на материале английского детективного дискурса) // Филология и культура. Philology and Culture. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 2017. №1(47). C. 42-47.

11. Прохоров, Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: учеб. пособие. М.: Наука, 2009. 224 с.

12. Тамерьян Т.Ю., Валиева Т.С. Лингвокультурные типажи «пожилой человек» и «асаргж ждаймжг» в русском и осетинском языковом сознании. Владикавказ: СОГУ, 2010. 203 с.

13. AndersonM. The Social Position of Spinsters in Mid-Victorian Britain [Электронный ресурс]. URL: http:jfh.sagepub.eom/content/9/4/377.abstract (дата обращения: 20.09.17)

14. Adrienne E. Gavin. Feminist Crime Fiction and Female Sleuths [Электронный ресурс]. URL: http:// onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781444317916.ch20/pdf (дата обращения: 20.02.18)

15. Jonathon Keats. The science of Sherlock Holmes // New Scientist. 2013. Vol. 217(2898). Pp. 40-41 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciencedirect.com/search?qs=The%>20science°/o20of%20Sher-lock%20Holmes.&show=100&sortBy=relevance (дата обращения: 10.02.18)

16. Kertesz Andras, Schwarz-Friesel Monika, Consten Manfred. Introduction: converging data sources in cognitive linguistics // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 192. Pp. 720-723.

17. Lewis C., Brooks G., Button M., Shepherd D., Wakefield A. Evaluating the case for greater use of private prosecutions in England and Wales for fraud offences // International Journal of Law, Crime and Justice. 2014. Vol. 42 (1). Pp. 3-15 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1756061613000542 (дата обращения: 10.02.18)

18. Dijk T. Van. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Saga, 1998.

19. Top 10 Women Detectives in Books [Электронный ресурс]. URL: https://noah-stewart.com/2014/11/01/ top-10-women-detectives-in-books/ (дата обращения: 13.06.18)

20. Merriam-Webster dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictio-nary/single%20woman (дата обращения: 15.03.18)

Кусаева Елена Эльбрусовна, аспирант кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина 44-46, e-mail: [email protected].

Для цитирования: Кусаева Е.Э. Динамический аспект когнитивных признаков фемининного лингвокультурного типажа "private detective" // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 77-84. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-77-84.

DYNAMIC ASPECT OF COGNITIVE FEATURES OF THE FEMININE CULTURAL TYPE "PRIVATE DETECTIVE" DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-77-84

Kusaeva Elena.

ORCID iD: 0000-0002-9105-1289

North Ossetian State University after K.L. Khetagurov,

Vladikavkaz, Russia

The research is carried out within the framework of the theory of cultural types and theory of discourse. Description of cultural types aims at identification of the certain behavioral stereotypes that determine the specificity of linguoculture. The formation of cultural types can be based on prototypical images related to reality, quasi-reality or fiction. The article focuses on the dynamic aspect of the main cognitive features of the feminine culture type "private detective" represented by the artistic characters of the English detective discourse of Agatha Christie, Patricia Wentworth, Josephine Tay, Dorothy Sayers, Phyllis James, Phil Rickman, etc. The evolution of the English gender detective discourse includes three historical periods: Victorian Era detective (1860-1920), Golden Age detective (1920 -1949), Hard-boiled detective (1940-1980), contemporary detective (c 1980). At each stage we analyze the basic characteristics of the fictitious feminine private detectives which make up the cognitive core of the gender culture type "private detective" of the corresponding period. The socio-economic and political situation ofa certain period contributed to the emergence ofnew or disappearance of existing signs of feminine culture type "private detective". The analysis ofpractical material resulted in that the dynamic aspect of cognitive features of the feminine subspecies of the type investigated is due to the phased stratification of the base elements with their realization in modern fictitious images.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: cultural type, cognitive feature, professional characteristics, fictional character, detective discourse.

References

1. Dmitrieva O.A. Lingvokul'tumye tipazhi Rossii i Francii XIX veka [Cultural types of Russia and France of XIXcentury], Volgograd: Peremena, 2007, 307 p.

2. Dudina I. A. Diskursivnoe prostranstvo detektivnogo teksta: na materiale anglojazychnoj hudozhest-vennoj literatury 19-20 vv [Discourse space of detective text on the base of English fiction of 19-20 century], Krasnodar, 2008, 24 p.

3. Zbrozhek E.V. Viktorianstvo v kontekste kul'tury povsednevnosti [Victorian period in the context of everyday culture], Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2005, № 35, pp. 28-34.

4. Karasik V.I. Jazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs [Language circle: person, concept, discourse], Volgograd: Peremena, 2002, 331 p.

5. Karasik V.I., Dmitrieva O.A. Lingvokul'turnyj tipazh: k opredeleniju ponjatija [Cultural type: to the determining of the notion], Volgograd: Paradigma, 2005, pp. 5-25.

6. Kachmazova A.U.,Tamer'jan T.Ju. Etnicheskoe prostranstvo jazykovoj stereotipizacii «svoi - chuzhie -svoi» [Ethnic space of language stereotypization «svoi - chuzhie - svoi»], Vladikavkaz: SOGU, 2016, 230 p.

7. Kestheji T. Anatomija detektiva: Sledstvie po delu o detektive [Anatomy of detective: prosecution on detective], Budapesht, 1989, 260 p.

8. Kusaeva E.E. Individual'nye i tipiziruemye priznaki lingvokul'turnogo tipazha "private detective" [Individual and typical features of the cultural type "private detective"], Aktual'nye problemy filologii i pedagog-icheskoj lingvistiki. Izd-vo SOGU, 2017, № 1 (25), pp. 88-90.

9. Kusaeva E.E. Prototipicheskie priznaki gendernogo podvida lingvokul'turnogo tipazha "private detec-

tive" [Prototypical features of the gender cultural type "private detective"], Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. Izd-vo SOGU, 2016, № 2 (22), pp. 48-52.

10. Kusaeva E.Je., Tamer'jan T.Ju. Tipiziruemye hudozhestvennye obrazy (na materiale anglijskogo de-tektivnogo diskursa) [Typical fictional characters (on the base of English detective discourse)], Filologija i kul'tura. Philology and Culture. Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet, 2017, № 1(47), pp. 42-47.

11. Prohorov, Ju. E. Dejstvitel'nost'. Tekst. Diskurs: ucheb.posobie [Reality. Text. Discourse: textbook], Moscow: Nauka, 2009, 224 p.

12. Tamer'jan T.Ju., ValievaT.S. Lingvokul'turnye tipazhi «pozhiloj chelovek» i «asargs sdajmsg» v russ-kom i osetinskom jazykovom soznanii [Cultural type «pozhiloj chelovek» and «asargw wdajmwg» in Russian and Ossetian languages], Vladikavkaz: SOGU, 2010, 203 p.

13. Anderson M. The Social Position of Spinsters in Mid-Victorian Britain. Available at: http:jfh.sagepub. com/content/9/4/377.abstract (access at 20 September 2017)

14. Adrienne E. Gavin Feminist Crime Fiction and Female Sleuths. Available at: http://onlinelibrary.wiley. com/doi/10.1002/9781444317916.ch20/pdf (дата обращения: 20.02.18)

15. Jonathon Keats. The science of Sherlock Holmes, New Scientist, 2013, vol. 217(2898), pp. 40-41. Available at: http://www.sciencedirect.com/search?qs=The%20science%20of%20Sherlock%20Holmes.&-show=100&sortBy=relevance (access at 10 February 2018)

16. Kertesz Andras, Schwarz-Friesel Monika, Consten Manfred. Introduction: converging data sources in cognitive linguistics, Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 192, pp. 720-723.

17. Lewis C., Brooks G., Button M., Shepherd D., Wakefield A. Evaluating the case for greater use of private prosecutions in England and Wales for fraud offences, International Journal of Law, Crime and Justice, 2014, vol. 42 (1), pp. 3. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1756061613000542 (access at 10 February 2018)

18. Dijk T. Van. Ideology: A Multidisciplinary Approach, London: Saga, 1998.

19. Top 10 Women Detectives in Books. Available at: https://noah-stewart.com/2014/11/01/top-10-women-detectives-in-books/ (access at 13 June 2018)

20. Merriam-Webster dictionary. Available at: https://www.merriam-webster.com/dictionary/single%20 woman (access at 15 March 2018)

Kusaeva Elena, Post-graduate of the Chair of Foreign Languages for Non-linguistic Specialties of North Ossetian State University after K.L. Khetagurov, e-mail: [email protected].

For citation: Kusaeva E.E. Dynamic aspect of cognitive features of the feminine cultural type "private detective". Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 3(31), рр. 77-84 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-77-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.