Научная статья на тему 'Прототипические признаки гендерного подвида лингвокультурного типажа “private detective”'

Прототипические признаки гендерного подвида лингвокультурного типажа “private detective” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ / LINGUACULTURAL TYPE / ТЕОРИЯ ПРОТОТИПОВ / THEORY OF PROTOTYPES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО МАРКИРОВАННЫЕ ПРИЗНАКИ / ЯДЕРНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / THE CORE STRUCTURE OF THE CONCEPT / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЖ / FICTION CHARACTER / PROFESSIONAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кусаева Елена Эльбрусовна

В статье проведен анализ профессионально маркированных признаков гендерного подвида лингвокультурного типажа (ЛКТ) “private detective”, содержанием которого является художественный персонаж Агаты Кристи мисс Марпл. Для структурирования ядра исследуемого типажа выделены прототипические признаки и профессионально ориентированные компетенции персонажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTOTYPICAL FEATURES OF THE GENDER LINGUACULTURAL TYPE “PRIVATE DETECTIVE”

The article is devoted to the analyses of the professional features of the gender linguacultural type “private detective” on the base of the fiction character Miss Marple by Agatha Christie. To make the core structure of the analyzed personage we determined its prototypical and professional competences.

Текст научной работы на тему «Прототипические признаки гендерного подвида лингвокультурного типажа “private detective”»

прототипические признаки тендерного подвида

ЛинГВоКУЛЬТУрноГо ТиПАЖА "PRIVATE DETECTIVE"

Елена Эльбрусовна КУСАЕВА,

аспирант кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей факультета иностранных языков Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, е-mail: lena_kusaeva@mail.ru

В статье проведен анализ профессионально маркированных признаков гендерного подвида лингвокультурного типажа (ЛКТ) "private detectiveсодержанием которого является художественный персонаж Агаты Кристи - мисс Марпл. Для структурирования ядра исследуемого типажа выделены прототипические признаки и профессионально ориентированные компетенции персонажа.

Ключевые слова: лингвокультурный типаж, теория прототипов, профессионально маркированные признаки, ядерная структура концепта, художественный персонаж.

PROTOTYPICAL FEATURES OF THE GENDER LINGUACULTURAL TYPE "PRIVATE DETECTIVE"

Elena E. KUSAEVA

Postgraduate student of the department of foreign languages for not language specialties of Faculty of Foreign Languages of North Ossetian State University named after K. L. Khetagurova, е-mail: lena_kusaeva@mail.ru

The article is devoted to the analyses of the professional features of the gender linguacultural type "private detective" on the base of the fiction character Miss Marple by Agatha Christie. To make the core structure of the analyzed personage we determined its prototypical and professional competences.

Key words: linguacultural type, theory of prototypes, professional characteristics, the core structure of the concept, fiction character.

Теория лингвокультурных типажей представляет собой развитие теории языковой личности в рамках лингвокультурологии и синтезирует в себе достижения лингвистики, литературоведения, социологии, психологии и культурологии. Основой для создания лингвокультурных типажей являются прото-типные образы реальных людей определенной эпохи или вымышленные персонажи художественных произведений. Лингвокультурные типажи являются обобщением реально существующих личностей и концентрируют в себе ценностные ориентиры современного общества [3: 20-28]. Так, «постоянные черты, свойственные тому или иному типу личности, являются объективными признаками типажа, а черты, которые связаны с индивидуальными особенностями, привносимыми в исполняемую роль прототипом типажа, - его стереотипными характеристиками» [5: 62].

Помимо теории лингвокультурных типажей, в основу анализа легла теория прототипов, которая активно развивается в западном и отечественном языкознании с 70-х годов прошлого века (E. Rosch, H. Mervis, В. И. Карасик, В. 3. Демьянков, Т. Ю. Тамерьян). В лингвистике существует ряд прототи-пических подходов, в основе которых лежат разные определения термина: «Прототипы - это наиболее четкие, яркие образы, способные представить класс концептов в целом (например, для класса птицы -это воробей). На основе важнейших признаков прототипа человек производит классификационную (таксономическую) деятельность, выполняет категоризацию знаний» [11: 178]. Э. Рош определяет прототип как единицу, проявляющую в наибольшей степени свойства, общие с другими единицами данной группы, а также как единицу, реализующую эти свойства в наиболее чистом виде и наиболее полно, без примеси иных свойств [12: 74].

В основе нашего исследования лежит следующее определение: прототип (греч. prototypon - первообраз) - реальная личность, группа людей или литературный персонаж, послужившие основой для создания того или иного художественного образа [74 :234].

В рамках настоящего фрагмента исследования анализу подвергся гендерный подвид ЛКТ "private detective", сформированный на основе литературного персонажа мисс Марпл английской писательницы

E. Э. КУСАЕВА

Агаты Кристи, представителя «золотого века» английского детектива (1921). Анализ проведен на материале 12 художественных произведений, вошедших в сборник серии «Miss Marple».

Для выявления стереотипных и индивидуальных характеристик тендерного подвида ЛКТ "private detective" проведен анализ профессионально ориентированных признаков коммуникативного поведения детектива-любителя (amateur sleuth) мисс Марпл, а также ее реального прототипа - бабушки автора Агаты Кристи - в контексте исторических событий эпохи, во время которой происходило формирование данной разновидности лК типажа.

Появление гендерного подвида ЛКТ "private detective", безусловно, стало отражением социальных и политических перемен в обществе с середины xIx - начала xx века в западной Европе, в частности, в Англии. Данный исторический период отмечается «первой волной» феминизма в Европе (1840-1920). Борьба за экономические и политические права женщин, а именно прекращение правовой, экономической и социальной зависимости женщин, равноправие в браке, возможность получения образования и выбора профессии - были основными идеями феминистского движения. Женщины хотели, чтобы их допустили в сферы профессиональной жизни, такие как наука, юриспруденция, литература и так далее, ведь чтобы напечатать свои книги, они были вынуждены брать мужские псевдонимы. Роль леди в общественной жизни страны была минимальной. Женщины среднего класса принимали участие в благотворительных акциях, базарах, чаепитиях, мероприятиях по сбору средств.

На фоне социальных событий в Великобритании происходит расцвет «женской литературы», который достаточно ярко демонстрирует процесс осмысления британскими интеллектуалками своих прав, привилегий, равно как и ограничений, наложенных на их судьбу принадлежностью к «слабому полу». Следует отметить, что осмысление это состояло из несколько пластов: с одной стороны, отношение к женскому вопросу выражалось в непосредственном поведении той или иной романистки в ее реальной жизни; с другой - проектировалось на сюжеты, проблематику и образы героинь произведений, написанных женщинами [1: 4].

Одновременно с подъемом «женской литературы» в английском языковом сознании формировался гендерный подвид лингвокультурного типажа "private detective", в первую очередь как результат появления женщин-детективов в английской детективной литературе: Mrs. Paschal (Stephen Hayward 1861), Mrs. Gladden (Andrew Forrester 1864), Miss Silver (Patricia Wentworth 1928). Кроме того, формирование нового подвида лКт происходило на фоне перемен в государственной полиции Англии, связанных с созданием первых отрядов женщин-констеблей, что стало результатом борьбы феминисток за право на социальную и финансовую независимость [10: 53].

Одним из известнейших авторов «женской литературы» была английская писательница Агата Кристи (1890-1976). Сюжеты детективных произведений с главными героями профессиональным детективом Эркюлем Пуаро (1930) и детективом-любителем мисс Марпл (1921) стали отражением социальных и политических перемен, так как в произведениях присутствуют героини, занятые профессиональной деятельностью, но с разной степенью активности: мисс Марпл символизирует начало эпохи перемен, так как ее активность имеет скрытый характер, мисс лемон, секретарь Эркюля Пуаро - представительница более прогрессивного времени, имеющая официальную должность в агентстве.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении прототипичных признаков, профессионально ориентированных компетенций персонажа и признаков, обусловленных социокультурным фоном, характеризующих коммуникативное поведение фемининного подвида лингвокультурного типажа "private detective". Для достижения упомянутой выше цели проведен анализ художественного персонажа мисс Марпл и ее реального прототипа - бабушки Агаты Кристи.

основой для создания художественного образа мисс марпл послужила бабушка автора:

Although a completely cheerful person, she always expected the worst of anyone and everything «Хотя она была очень жизнерадостной натурой, она всегда ожидала самого худшего развития событий от всех и вся.

And although with no grounds for these assertions, that was exactly what was going on «и хотя не было никаких оснований подозревать, что случится именно это, все происходило именно так, как она предсказывала».

Among them is her description of Jane Marple - and how she partially based the genteel sleuth on her grandmother «она (Агата Кристи) описывает Джейн Марпл, ...и рассказывает, что срисовала свою благородную и находчивую героиню с талантом сыщика со своей бабушки» [Agatha Christie www].

Прототип художественного персонажа мисс Марпл отличался чрезмерной подозрительностью, умением безошибочно предсказывать цепочку событий.

Анализ материала показал, что мисс Марпл представляет собой типизируемую личность, которая характеризуется как четко определенными ориентирами поведения, которые в значительной степени являются направляющими для общества в целом (типизируемые признаки), так и индивидуальными признаками [2: 14]. С одной стороны, мисс Марпл была типичным представителем своей эпохи, строго следующая правилам и нормам поведения, принятым в Викторианской Англии, с другой стороны, она обладала рядом индивидуальных характеристик, имплицитно указывающих на неординарность ее деятельности. Типизируемые признаки отражены в отсутствии семьи, занятии благотворительностью, отсутствии образования и профессии, подтверждение чему находим как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях:

Women were rarely given the opportunity to attend university. It was even said that studying was against their nature and could make them ill. They were to stay more or less an "ornament of society «путь в университеты был закрыт для женщин. Считалось, что обучение противоречит их природе, от этого они только больше болеют и вообще сходят с ума» [8].

British society of the mid-nineteenth century contained a large excess of single and widowed women over single and widowed men. To contemporaries one important offshoot of this situation was a major "spinster problem" «в середине девятнадцатого века в британском обществе количество одиноких и овдовевших женщин превышало количество одиноких и овдовевших мужчин. Для современников одним из результатов подобной ситуации стала «проблема старых дев» [8].

Несколько иначе складывалась судьба незамужних женщин. Они могли заниматься благотворительностью и всю свою жизнь помогать нуждающимся, облегчать мучения страждущих, могли жить вместе со своими родственниками и приносить какую-то пользу им и их семьям [4: 125].

Выявленные признаки эпохи полностью нашли отражение в коммуникативном поведении мисс Марпл. Поведение женщины среднего класса во многом определялось политическим и культурным контекстом, а также моральными ценностями Викторианской эпохи. ограничение политических и социальных прав обрекало женщину на ведение спокойной размеренной жизни, в которой основная деятельность сводилась к заботе о семье, занятие благотворительностью, посещение родственников-друзей-соседей, церкви, увлечение хобби и т. д. Моральный кодекс среднего класса составляли соответствующие протестантские этические добродетели: трудолюбие, бережливость, самоконтроль, умеренность и воздержание, скромность, трезвость, аккуратность и методичность образа жизни.

Параллельно с типизируемыми признаками мисс Марпл обладала индивидуальными характеристиками, которые отличали ее от других жителей деревни: развитая интуиция, знание психологии человека, знание ядов:

It's really what people call intuition and make such a fuss about. Intuition is like reading a word without have to spell it out. A child can't do that because it has had so little experience. But a grownup person knows the word because they've seen it often before. You catch my meaning, vicar? Интуиция - это как привычка читать слова, не складывая их по буковкам. Дитя этого не умеет - у него слишком мало опыта. Но взрослый человек узнает слово с первого взгляда, потому что видел его сотни раз. Вы понимаете, что я хочу сказать, викарий?

I am afraid I am not clever myself, but living all these years in St. Mary Mead does give one an insight into human nature «Боюсь, мне трудно будет с ними тягаться даже несмотря на то, что годы, проведенные в Сент-Мэри-Мид, позволили мне составить неплохое представление о человеческой натуре».

Such dangerous stuff," murmured Miss Marple. «One has it to take wasps' nests but I'm always very, very careful «Очень опасное (цианистый калий) вещество, - пробормотала мисс Марпл. - Им пользуются, чтобы выбирать осиные гнезда, но я, например, всегда делаю это с большой осторожностью».

Выявленные когнитивные признаки (развитая интуиция, знание психологии человека, знание ядов), характеризующие индивидуальные особенности мисс Марпл, входят в область ее детективной деятельности. Знания, полученные в результате самообразования, с успехом применяются при расследовании различного рода преступлений. Однако помимо вышеупомянутых индивидуальных характеристик, ис-

Е. Э. КУСАЕВА

следуемый типаж обладает признаками, имеющими имплицитную взаимосвязь с профессиональной деятельностью, что позволяет относить их к профессионально ориентированным.

Профессионально маркированные признаки, относящиеся к сфере деятельности гендерного подвида ЛКТ "private detective", представленного литературным персонажем мисс Марпл, имеют имплицитное указание на характер ее профессиональной деятельности, что отражало социальную роль и место женщины в обществе в Викторианскую эпоху. В анализируемом материале отсутствует прямое указание на ее образование и род деятельности, тем не менее дается описание внешности и внутреннего мира мисс Марпл, на основании чего можно выявить отличительные характеристики персонажа, относящиеся к когнитивной области детективная деятельность: осведомленность, наблюдательность, подозрительность, внешний вид, увлечение.

Так, по утверждению соседа-викария, героиня оказывается хорошо информированной обо всех событиях, происходящих в деревне:

It is so seldom that Miss Marple is worse informed than we are that I had taken it for granted that she would know the latest developments «Неслыханное дело, чтобы мисс Марпл не знала того, что известно нам. Я к этому не привык и нисколько не сомневался, что она в курсе самых свежих событий».

Окружающие мисс Марпл подчеркивают ее способность наблюдать за происходящим вокруг, оставаясь при этом незамеченной:

Mentally registering the fact that in the art of seeing without being seen, Miss Marple had no rival «Отметив про себя, что в искусстве все видеть, никому не попадаясь на глаза, мисс Марпл не имеет себе равных...».

Now, since you seem very good at observing... «А теперь я полагаюсь на вашу отменную наблюдательность.»

Мисс Марпл от рядовых жителей деревни отличает склонность каждого подозревать в чем-нибудь:

Ah! - said Miss Marple. "But I always find it prudent to suspect everybody just a little. What I say is, you really never know, do you? «Ах, - откликнулась мисс Марпл. - Мне всегда казалось, что было бы благоразумно подозревать каждого - совсем немного, чуть-чуть».

Внешность мисс Марпл всецело работает на ее детективную деятельность, помогая ей незаметно посещать те места, куда другим вход категорически запрещен:

So charming, so innocent, such a fluffy and pink and white old lady was Miss Marple that she gained admittance to what was now practically a fortress in a state of siege far more easily than could have been believed possible «И такая она была очаровательная и наивная, эта мисс Марпл, такая милая старушка с бело-розовым личиком, что ей почти без труда удалось проникнуть в дом, напоминавший осажденную крепость».

Увлечения мисс Марпл, типичные для представителя Викторианской эпохи, являются удачной ширмой для ее деятельности:

Miss Marple always sees everything. Gardening is as good as a smoke screen, and the habit of observing birds through powerful glasses can always be turned to account «От мисс Марпл ничто не укроется. Возделывание клумб - превосходная дымовая завеса, а привычка наблюдать за птичками в сильный бинокль оказывается как нельзя более кстати».

Miss Marple bent her attention once more to her knitting «Мисс Марпл еще раз обвела всех их взглядом и принялась набирать очередной ряд петель».

Мисс Марпл отличается подозрительностью, так же как и ее реальный прототип, способностью незаметно наблюдать под прикрытием вполне ординарных занятий, активной социализацией, результатом которой становится осведомленность и узнаваемость. Вышеупомянутые когнитивные характеристики имеют имплицитное указание на детективную деятельность мисс Марпл, что обусловлено влиянием моральных устоев Викторианской эпохи, в которую получение образования, занятие женщиной активной профессиональной деятельностью имело негативную оценку в обществе.

В целом гендерный подвид ЛКТ "private detective" относится к прототипным типажам, так как литературный персонаж, с учетом которого он формировался, имел реальный прототип. Однако проведенный анализ позволяет утверждать, что на формирование данного подвида типажа большое влияние оказали общественные и социальные события, происходящие в обществе XIX - начала XX века. Де-

тективная деятельность мисс Марпл осуществляется под прикрытием занятий, типичных для жителей викторианской деревни: тесное общение с соседями, обсуждение происходящих событий, занятие садоводством, благотворительностью, а также сбор сплетен-информации. С одной стороны, мисс Марпл -типизированный образ сельского жителя, в коммуникативном поведении которого отражаются культурные ценности и поведенческие нормы Викторианской эпохи, с другой стороны, профессиональная деятельность детектива-любителя мисс Марпл является результатом социальных и политических перемен, характерных соответствующему историческому периоду, а именно - основание феминистического движения и начало борьбы женщин за свои права, основное из которых заключалось в том, чтобы их допустили в сферы профессиональной жизни, такие как наука, юриспруденция, литература и т. д.

Результаты проведенного анализа тендерного подвида ЛКТ "private detective", содержанием которого является художественный персонаж мисс Марпл, представляют собой материал для структурирования когнитивного ядра исследуемого типажа. тот факт, что лКт представляет собой разновидность концепта, позволяет нам рассмотреть его ядерную структуру по аналогии с концептом. В когнитивных исследованиях известна полевая модель концепта, согласно которой концепт состоит из ядра - прото-типические слои, первичные наиболее яркие образы; периферии - абстрактные признаки; интерпретационного поля - выводы из разных когнитивных признаков [6: 13].

Основу когнитивного ядра гендерного подвида ЛКТ "private detective" составляют коммуникативные признаки, характерные для исторического периода, во время которого происходило в английском языковом сознании формирование исследуемого типажа, такие как семейное положение, образование, профессия, социальная активность, увлечение, скромность (54%). Профессионально ориентированные признаки - наблюдательность, осведомленность, знание ядов, развитая интуиция, знание психологии -составляют 40% ядерной зоны. Доля прототипических признаков - 6%.

Таким образом, анализ материала позволяет утверждать, что гендерный подвид ЛКТ "private detective", представленный литературным персонажем мисс Марпл, в меньшей степени формировался с опорой на реальный прототип - бабушку Агаты Кристи. Существенные типизированные признаки литературного персонажа формировались под влиянием исторической эпохи, представителем которой была мисс Марпл.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершинина Д. Б. Две волны женского движения в Великобритании: динамика взаимоотношений с властью и обществом: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2007. 22 с.

2. Карасик В. И. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград: Парадигма, 2005.

3. Качмазова А. У., Тамерьян Т. Ю. Этническое пространство языковой стереопитизации «свои-чу-жие-свои»: монография. Владикавказ: СОГУ, 2016. 227 с.

4. Крючкова Н. Д. «Женский вопрос» в викторианской Англии // Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознания и методология изучения. Ставрополь, 2001.

5. Мурзинова И. А. Лингвокультурный типаж «британская королева»: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2009. 194 с.

6. Попова З. Д. К проблеме унификации лингвокогнитивной терминологии // Введение в когнитивную лингвистику. Кемерово, 2004. Вып. 4.

7. Русова Н. Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. М.: Флинта: Наука, 2004. 304 с.

8. Anderson Michael. The Social Position of Spinsters in Mid-Victorian Britain [Электронный ресурс]. URL: www:jfh.sagepub.com/content/9/4/377.abstract

9. Christie Agatha. An autobiography [Электронный ресурс]. URL: www.goodreads.com

10. Newman Gerald. Bow Street Runners. Britain in the Hanoverian age, 1714-1837: an encyclopedia. London: Taylor & Francis, 1997.

11. Lakoff G. Hedges: A study in meaning criteria and the logic of fuzzy concepts // Papers from the regional meeting of the Chicago linguistic society. Chicago, 1972. V. 8.

12. Rosch E. H. Prototype classification and logical classification: The two systems // Scholnick E. New Trends in Cognitive Representation: Challenges to Piaget's Theory. Hillsdale, N.-J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.