УДК 81.25
индивидуальные и типизируемые признаки
лингвокультурного типажа "private detective"
Елена Эльбрусовна КУСАЕВА,
аспирант кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
e-mail: lena_kusaeva@mail.ru
Настоящее исследование выполнено в русле лингвокультурологии и лингвоперсонологии, в рамках которых в последние десятилетия развивается теория лингвокультурных типажей (ЛКТ). В статье на основе англоязычного художественного дискурса проводится анализ индивидуальных и типизируемых признаков ЛКТ "private detective" с применением концептуального, аналитического метода, а также методов синтеза и обобщения. На материале английских классических детективных произведений Агаты Кристи, представителя «золотого века детектива» (1920-1930 гг.), впервые исследуется ЛКТ "private detective", репрезентированный художественным персонажем детектива-любителя мисс Марпл. В целом являясь стереотипным, анализируемый лингвокультурный типаж обладает рядом индивидуальных черт, латентно указывающих на профессиональную деятельность детектива-любителя.
Ключевые слова: лингвокультурный типаж, прототипный образ, художественный персонаж, профессионально маркированные признаки, ядро концепта, Агата Кристи.
Введение. В русле лингвокультурологических исследований последнего десятилетия значительный интерес вызывает одна из ипостасей концепта - лингвокультурный типаж, понимаемый как обобщенный узнаваемый представитель социума, поведение которого в концентрированном виде отражает его стереотипы и ценности определенного общества или группы людей [2; 4, с. 54; 6; 9; 10].
Основой для создания лингвокультурных типажей служат прототипные образы реальных людей определенной эпохи или вымышленные персонажи художественных произведений, ценностные ориентиры современного общества. Лингвокультурный типаж - это типизируемая личность, представитель определенной этносоциальной группы, узнаваемый по специфическим характеристикам вербального и невербального поведения и выводимой ценностной ориентации [4, с. 56]. По когнитивной природе ЛКТ является особого рода концептом, т.е. ментальным образованием, в составе которого выделяются образный, понятийный и ценностный компоненты» [3, с. 6].
В данной статье на материале английского художественного дискурса выявляются индивидуальные и типизируемые признаки ЛКТ "private detective", сформированного на основе литературного персонажа мисс Марпл, созданного английской писательницей Агатой Кристи в 1921 г.
Методика. Основополагающими методами данного исследования являются концептуальный, аналитический, а также методы синтеза и обобщения.
Историко-культурные предпосылки возникновения ЛКТ "private detective"
В XIX веке в эпоху викторианства в Великобритании сложился новый социальный класс профессионалов, наделенный значительным влиянием. Наибольшим статусным весом обладали врачи, юристы, полицейские. Социальные перемены, безусловно, нашли отражение в художественной литературе [1, с. 221].
Совершенствование института полиции происходило благодаря появлению новой научной области - криминалистики. В этот период произошел настоящий научный бум: сначала химики научились находить в организме следы мышьяка и отличать пятно крови от другого вещества, а к концу столетия стало возможным различать кровь человека и животного; были введены системы идентификации по антропометрическим данным, полицейским портретам и отпечаткам пальцев; появились первые детекторы лжи и баллистическая экспертиза. И, что самое интересное, как отмечает Рональд Томас, именно криминалистика часто шла по следам писательского воображения, а не наоборот [12, с. 32].
Многие исследователи связывают появление детектива как жанра в XIX веке с учреждением сыскной полиции, с ростом городов, изменением социальных условий, которые породили волну преступлений и, соответственно, необходимость в совершенствовании следственных методов. Работа сотрудни-
Е. Э. КУСАЕВА
ков полиции и их истории-расследования вдохновили знаменитых английских писателей на создание персонажей - частных детективов (Ч. Диккенс, У Коллинз, К. Дойл, Т. Элиот, Д. Сейерс).
С развитием нового литературного направления в английском языковом сознании происходило формирование лингвокультурного типажа "private detective". Согласно Merriam Webster's Dictionary of Synonyms имя концепта "private detective" известно с 1861 года [11].
Обсуждение. Анализ материала показал, что мисс Марпл представляет собой типизируемую личность, которая характеризуется как четко определенными ориентирами поведения, которые в значительной степени являются направляющими для общества в целом, так и индивидуальными чертами [5]. Мисс Марпл является типичным представителем своей эпохи: строго следовала правилам и нормам поведения, принятым в викторианской Англии. При этом она обладала рядом индивидуальных характеристик, имплицитно указывающих на неординарность ее увлечения. К типизируемым признакам прежде всего относятся: 1) отсутствие законченного образования и профессиональной карьеры; 2) отсутствие семьи; 3) занятие благотворительностью. Сделанные нами выводы находят подтверждение как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях:
Women were rarely given the opportunity to attend university. It was even said that studying was against their nature and could make them ill. - «У женщин едва ли была возможность поступить в университет. Считалось, что обучение противоречит их природе, от этого они только больше болеют» [10].
British society of the mid-nineteenth century contained a large excess of single and widowed women over single and widowed men. To contemporaries one important offshoot of this situation was a major "spinster problem". - «В середине девятнадцатого века в британском обществе количество одиноких и овдовевших женщин превышало количество одиноких и овдовевших мужчин. Для современников одним из результатов подобной ситуации стала «проблема старых дев» [10].
Судьба незамужних женщин складывалась таким образом: они могли заниматься благотворительностью и всю свою жизнь помогать нуждающимся, облегчать мучения страждущих, могли жить вместе со своими родственниками и приносить какую-то пользу им и их семьям [7, с. 125].
Выделенные типизируемые признаки нашли полную реализацию в коммуникативном поведении мисс Марпл: ограничение политических и социальных прав, благотворительные акты, общение с родственниками, друзьями, соседями, еженедельное посещение церкви обрекало женщину на ведение спокойной размеренной жизни, в которой основная деятельность сводилась к заботе о семье, занятию благотворительностью, посещению родственников-друзей-соседей, церкви. Модель поведения женщины среднего класса строилась в соответствии с рестриктивным перечнем этических добродетелей: трудолюбие, бережливость, самоконтроль, умеренность и воздержание, скромность, трезвость, аккуратность и методичность образа жизни. В свое свободное время викторианки вышивали крестиком и гладью, вязали и плели кружева, особым увлечением англичанок было изготовление цветов из подручных материалов - ткани, бумаги, воска, раковин, перьев [8, с. 36].
Так, являясь отражением своей эпохи, старая дева miss Marple вела социально активный образ жизни и имела ряд увлечений, среди которых очевидны вязание, садоводство, благотворительность и т. д.: I really believe that wizenedup old maid thinks she knows everything there is to know. - «Кажется, эта высохшая старая дева и вправду воображает, что знает все доподлинно».
<...> living alone, as I do, in a rather outoftheway part of the world one has to have a hobby. There is, of course, woolwork, and Guides, and Welfare, and sketching, but my hobby is - and always has been - Human Nature. - «<...> когда живешь совсем одна в таком заброшенном уголке, поневоле приходится искать себе хобби. Ну, разумеется, есть и вязание, и образцовые дети, и благотворительность, можно и пейзажи рисовать, но у меня одно хобби с давних пор: человеческая натура».
Перечисленные виды деятельности, характерные для женщин среднего класса викторианской Англии, представляли собой так называемый малый круг семейно-бытовой активности. Анализируемый нами лингвокультурный типаж вышел за пределы социальных ограничений, приобретая профессиональные компетенции и специализированные знания и умения. Индивидуальными характеристиками мисс Марпл, выделяющими ее на фоне других жителей деревни, были: развитая интуиция, знание психологии личности, познания в криминалистике:
Intuition is like reading a word without have to spell it out. A child can t do that because it has had so little experience. But a grownup person knows the word because they've seen it often before. You catch my meaning, vicar? - «Интуиция - это как привычка читать слова, не складывая их по буковкам. Дитя этого не умеет - у него слишком мало опыта. Но взрослый человек узнает слово с первого взгляда, потому что видел его сотни раз. Вы понимаете, что я хочу сказать, викарий?».
I am a fraid I am not clever myself, but living all these years in St. Mary Mead does give one an insight into human nature. - «Боюсь, мне трудно будет с ними тягаться, даже несмотря на то, что годы, проведенные в Сент-Мэри-Мид, позволили мне составить представление о человеческой натуре».
Such dangerous stuff," murmured Miss Marple. «One has it to take wasps' nests but I'm always very, very careful. - «Очень опасное (цианистый калий) вещество, - пробормотала мисс Марпл. - Им пользуются, чтобы вытравить осиные гнезда, но я, например, всегда делаю это с большой осторожностью».
Результаты. Выявленные когнитивные признаки (развитая интуиция, знание психологии личности и криминалистических методов), характеризующие индивидуальные особенности miss Marple, составляют позиции профессиональной компетенции детектива, полученные в результате самообразования.
Таким образом, на материале 12 рассказов про мисс Марпл было выявлено 80 реализаций когнитивных признаков персонажа. Из них ядерную долю (46 - 57,5%) составляют типизированные черты мисс Марпл: отсутствие семьи (11), занятие благотворительностью (15), увлечение (10). Индивидуальные черты мисс Марпл репрезентированы 34 (42,5%) фрагментами: развитая интуиция (13), знание психологии личности (12) и знания в области криминалистики (9).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисенко А. А. Не только Холмс // Иностранная литература. - № 1. - С. 220-227.
2. Дмитриева О. А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века. - Волгоград: Перемена, 2007. - 307 с.
3. Карасик В. И., Дмитриева О. А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия. - Волгоград: Парадигма, 2005. - С. 5-25.
4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 331 с.
5. Карасик В. И. Иная ментальность. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.
6. Качмазова А. У., Тамерьян Т. Ю. Этническое пространство языковой стереотипизации «свои - чужие - свои». - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2016. - 230 с.
7. Коути К., Гринберг К. Женщины викторианской Англии: от идеала до порока. - М.: Алгоритм, 2014. - 320 с.
8. Крючкова Н. Д. «Женский вопрос» в викторианской Англии // Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознания и методология изучения. - Ставрополь, 2001. - С. 123-130.
9. Тамерьян Т. Ю., Валиева Т. С. Лингвокультурные типажи «пожилой человек» и «ацаргж ждаймжг» в русском и осетинском языковом сознании. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2010. - 203 с.
10. AndersonM. The Social Position of Spinsters in Mid-Victorian Britain [Электронный ресурс]. URL: http:jfh.sagepub.eom/content/9/4/377.abstract (дата обращения: 20.09.15).
11. Merriam Webster's Dictionary of Synonyms [Электронный ресурс]: http://www.merriam-webster.com.
12. Thomas Ronald R. Detective Fiction and the Rise of Forensic Science. - Cambridge University Press, 1999. - Р. 124.