Научная статья на тему 'ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА'

ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / КОНТРАЦЕПЦИЯ / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПОКОЛЕНИЕ Y / ПОКОЛЕНИЕ Z

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волков Валерий Георгиевич, Шувалов Юрий Александрович, Сурвилло Елена Викторовна, Бадаева Алла Анатольевна, Сенаторова Людмила Владимировна

Цель - сравнительный анализ изменения репродуктивного поведения студенток медицинского вуза для выявления современных тенденций с учетом особенностей фенотипа поколений. Материал и методы. Проведен сравнительный анализ репродуктивных установок студенток IV и V курсов Медицинского института методом анкетирования, в два этапа, анонимно, путем самостоятельного заполнения специально разработанных анкет (n=219), включающих 21 вопрос. Первый этап - в 2014 г., второй этап - в 2022 г. Сформировано две группы: 1-я (n=80) - представительницы поколения Y (2014); 2-я (n=139) - поколения Z (2022). Результаты. Сравнительный анализ показал, что в зарегистрированном браке состояли в 1-й группе - 8 (10,0%), во 2-й - 16 (11,5%), в незарегистрированном - 7 (9%) и 40 (29%) (p<0,05); живут половой жизнью - 56 (70,0%) и 104 (74,8%); средний возраст сексуального дебюта - 17,5±2,8 и 18,4±3,3 года (p>0,05). Средства контрацепции в 1-й группе применяли 55 (98,2%), а во 2-й - 103 (99,0%). Основным методом и в 1-й, и во 20й группах является мужской презерватив. В 1-й группе беременности заканчивались родами - 7 (12,5%), абортами - 2 (3,6%), во 2-й - 7 (6,8%) и 6 (5,8%) соответственно. Девушки поколения Z чаще страдают гинекологическими заболеваниями (22,2%), чем поколения Y - 16,4%, среди которых преобладают воспалительные заболевания женских половых органов. Заключение. Обобщение и интерпретация материалов проведенного анкетирования показали, что изученные поколения формируют основу репродуктивного потенциала Российской Федерации. Теория поколений может быть использована в качестве инструмента для прогнозирования индивидуального поведения и выбора подходящих форм проведения работы с представителями различных поколений в формировании репродуктивных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волков Валерий Георгиевич, Шувалов Юрий Александрович, Сурвилло Елена Викторовна, Бадаева Алла Анатольевна, Сенаторова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC ANALYSIS OF REPRODUCTIVE ATTITUDES OF FEMALE STUDENTS OF THE MEDICAL INSTITUTE

Material and methods. A comparative analysis of the reproductive attitudes of female students of the 4th and 5th courses of the medical Institute was carried out by means of a questionnaire in two stages anonymously, by self-filling in specially designed questionnaires (n=219), including 21 questions. The first stage - in 2014, the second stage - in 2022. Two groups were formed: I (n=80) - representatives of generation Y, (2014). II (n=139) - generation Z, (2022). Results. Comparative analysis showed that in the registered marriage there were 8 (10.0%) in group I, 16 (11.5%) in group II, 7 (9%) and 40 (29%) in unregistered (p<0.05); they live a sexual life - 56 (70.0%) and 104 (74.8%); the average age of sexual debut was 17.5±2.8 years and 18.4± 3.3 years (p>0.05). Contraceptives were used in group I - 55 (98.2%), and in group II - 103 (99.0%). The main method in both groups I and II is a male condom. In group I, pregnancies ended in childbirth - 7 (12.5%), abortions - 2 (3.6%), in group II - 7 (6.8%) and 6 (5.8%). Girls of generation Z are more likely to suffer from gynecological diseases (22.2%) than generation Y - 16.4%, among which inflammatory diseases of the female genital organs predominate. Conclusion. Generalization and interpretation of the survey materials showed that the studied generations form the basis of the reproductive potential of the Russian Federation. The theory of generations can be used as a tool for predicting individual behavior and choosing appropriate forms of work with representatives of different generations in the formation of reproductive attitudes.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА»

Организационные вопросы

Волков В.Г.1, 2, Шувалов Ю.А.1, Сурвилло Е.В.1 Бадаева А.А.1, Сенаторова Л.В.1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 300012, г. Тула, Российская Федерация

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 308015, г. Белгород, Российская Федерация

Динамический анализ репродуктивных установок студенток Медицинского института

Цель - сравнительный анализ изменения репродуктивного поведения студенток медицинского вуза для выявления современных тенденций с учетом особенностей фенотипа поколений.

Материал и методы. Проведен сравнительный анализ репродуктивных установок студенток IV и V курсов Медицинского института методом анкетирования, в два этапа, анонимно, путем самостоятельного заполнения специально разработанных анкет (n=219), включающих 21 вопрос. Первый этап - в 2014 г., второй этап - в 2022 г. Сформировано две группы: 1-я (n=80) - представительницы поколения Y (2014); 2-я (n=139) - поколения Z (2022). Результаты. Сравнительный анализ показал, что в зарегистрированном браке состояли в 1-й группе - 8 (10,0%), во 2-й - 16 (11,5%), в незарегистрированном - 7 (9%) и 40 (29%) (p<0,05); живут половой жизнью - 56 (70,0%) и 104 (74,8%); средний возраст сексуального дебюта - 17,5±2,8 и 18,4±3,3 года (p>0,05).

Средства контрацепции в 1-й группе применяли 55 (98,2%), а во 2-й - 103 (99,0%). Основным методом и в 1-й, и во 20й группах является мужской презерватив. В 1-й группе беременности заканчивались родами - 7 (12,5%), абортами - 2 (3,6%), во 2-й - 7 (6,8%) и 6 (5,8%) соответственно.

Девушки поколения Z чаще страдают гинекологическими заболеваниями (22,2%), чем поколения Y - 16,4%, среди которых преобладают воспалительные заболевания женских половых органов.

Заключение. Обобщение и интерпретация материалов проведенного анкетирования показали, что изученные поколения формируют основу репродуктивного потенциала Российской Федерации. Теория поколений может быть использована в качестве инструмента для прогнозирования индивидуального поведения и выбора подходящих форм проведения работы с представителями различных поколений в формировании репродуктивных установок.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье; репродуктивные установки; контрацепция; теория поколений; поколение Y; поколение Z

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Волков В.Г., Шувалов Ю.А., Сурвилло Е.В., Бадаева А.А., Сенаторова Л.В. Динамический анализ репродуктивных установок студенток Медицинского института // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2023. Т. 19, № 2. С. 13-20. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2023-19-2-13-20 Статья получена 06.02.2023. Принята в печать 29.06.2023.

Для корреспонденции

Сурвилло Елена Викторовна -кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры «Акушерство и гинекология» ФГБОУ ВО ТулГУ Минобрнауки России Адрес: 300012, г. Тула, ул. Болдина,д.128 Телефон: (4872) 35-34-44 E-mail: kat-aig@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-5660-7958

Volkov V.G.1, 2, Shuvalov Yu.A.1, Survillo E.V.1, Badaeva A.A.1, Senatorova L.V.1

1 Tula State University, Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, 300012, Tula, Russian Federation

2 Belgorod State National Research University, Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Belgorod, 308015, Russian Federation

Dynamic analysis of reproductive attitudes of female students of the medical institute

Objective. Comparative analysis of changes in the reproductive behavior of female students of a medical university to identify current trends, taking into account the characteristics of the phenotype of generations.

Material and methods. A comparative analysis of the reproductive attitudes of female students of the 4th and 5th courses of the medical Institute was carried out by means of a questionnaire in two stages anonymously, by self-filling in specially designed questionnaires (n=219), including 21 questions. The first stage - in 2014, the second stage - in 2022. Two groups were formed: I (n=80) - representatives of generation Y, (2014). II (n=139) - generation Z, (2022).

Results. Comparative analysis showed that in the registered marriage there were 8 (10.0%) in group I, 16 (11.5%) in group II, 7 (9%) and 40 (29%) in unregistered (p<0.05); they live a sexual life - 56 (70.0%) and 104 (74.8%); the average age of sexual debut was 17.5±2.8 years and 18.4± 3.3 years (p>0.05).

Contraceptives were used in group I - 55 (98.2%), and in group II - 103 (99.0%). The main method in both groups I and II is a male condom. In group I, pregnancies ended in childbirth - 7 (12.5%), abortions - 2 (3.6%), in group II - 7 (6.8%) and 6 (5.8%).

Girls of generation Z are more likely to suffer from gynecological diseases (22.2%) than generation Y - 16.4%, among which inflammatory diseases of the female genital organs predominate.

Conclusion. Generalization and interpretation of the survey materials showed that the studied generations form the basis of the reproductive potential of the Russian Federation. The theory of generations can be used as a tool for predicting individual behavior and choosing appropriate forms of work with representatives of different generations in the formation of reproductive attitudes.

Keywords: reproductive health; reproductive installations; contraception; generational theory; Generation Y, millennials; Generation Z

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Volkov V.G., Shuvalov Yu.A., Survillo E.V., Badaeva A.A., Senatorova L.V. Dynamic analysis of reproductive attitudes of female students of the medical institute. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2023; 19 (2): 13-20. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2023-19-2-13-20 (in Russian) Received 06.02.2023. Accepted 29.06.2023.

Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией, что связано в первую очередь с низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности [1]. Регион включен в федеральный проект «Репродуктивное здоровье», основная цель которого - сохранение репродуктивного здоровья молодежи и усиление мотивации пар к рождению детей [2]. Одним из ведущих показателей, определяющих общее здоровье популяции, является репродуктивное здоровье молодежи [3]. Для разработки плана мероприятий по улучшению демографической ситуации необходимо иметь информацию о тех особенностях репродуктивного поведения молодых людей, которые имеются в настоящее время [4].

В 1991 г. У. Штраус и Н. Хоув опубликовали «теорию поколений» [5], согласно

которой каждые 25 лет происходит рождение нового поколения, характеризующегося определенными устоями, привычками, чертами характера, скоростью развития и прогрессом. Для России она адаптирована Е. Шамис и Е. Никоновым (2003-2004) [6]. Теория основана на том, что для людей, выросших в определенных исторических условиях, характерны схожие модели поведения, система ценностей. Люди, рожденные в период 1983-2000 гг., относятся к поколению У (миллениалы), в период 2000-2015 гг. - к поколению Z (зуммеры) [6]. Границы поколений определяются группами людей с общим опытом и общими ценностями, а также изменением самого организма в целом [7]. С другой стороны, теоретические предположения, на которых основаны исследования поколений, ряд исследователей ставят под сомнение, считая, что имеется

мало эмпирических доказательств того, что поколения существуют, отрицая возможность того, что людей можно надежно классифицировать по группам поколений и что между такими группами существуют очевидные различия, которые влияют на разные процессы [8].

Информация о репродуктивном поведении молодежи с точки зрения теории поколений в доступной литературе в нашей стране представлена фрагментарно [9, 10], чем объясняется актуальность изучения данной темы.

Цель исследования - сравнительный анализ изменения репродуктивного поведения студенток Медицинского вуза для выявления современныхтенденций с учетом особенностей фенотипа поколений.

Материал и методы

Для решения поставленной цели был проведен сравнительный анализ сексуального поведения и репродуктивных установок студенток IV и V курса Медицинского института ФГБОУ ВО ТулГУ Минобрнауки России. Исследование проведено методом анкетирования в два этапа, анонимно, путем самостоятельного заполнения специально разработанных анкет, включающих 21 вопрос. I этап - в 2014 г., II этап - в 2022 г.

Критерии включения: согласие на участие в исследовании, корректное и полное заполнение анкеты. Критерии исключения: отказ от участия в исследовании, анкеты с дефектами заполнения.

Для исследования респонденты подбирались методом сплошного отбора. Всего в исследование включено 219 анкет. Сформировано две группы: 1-я (п=80) -представительницы поколения У (2014 г.). 2-я (п=139) - представительницы поколения Z (2022). Группы не различались по возрасту (от 20 до 30 лет).

Исследование одобрено этическим комитетом Медицинского института ФГБОУ ВО ТулГУ Минобрнауки России.

Статистические методы. Материал обработан методом вариативной стати-

стики с использованием пакета прикладных компьютерных программ Statistica, версия 10.0 (StatSoft, Inc., США). Количественные параметры представлены в виде среднего арифметического значения (M) и стандартного отклонения (SD). Для анализа количественных данных использовались методы параметрической статистики (f-критерий Стьюдента) с нормальным распределением данных при оценке межгрупповых различий. По результатам обработки статистически значимыми принимались значения при уровне p<0,05.

Результаты

При анализе семейного положения выявлено, что в зарегистрированном браке состояли в 1-й группе - 8 (10,0%), во 2-й -16 (11,5%) респонденток. Число живущих в незарегистрированном браке достоверно различалось: в 1-й группе - 7 (9%), во 2-й - 40 (29%) (p<0,05). Отношение к добрачным связям в обеих группах достоверно не отличается: одобряли в 1-й группе - 18 (22,5%), во 2-й - 37 (26,6%), относились нейтрально в 1-й - 50 (62,5%), во 2-й - 81 (58,3%), отрицательно -в 1-й - 12 (15,0%), во 2-й - 21 (15,1%).

Количество студенток, не начинавших сексуальные отношения, в 1-й группе -24 (30,0%) во 2-й - 35 (25,2%). Живут половой жизнью в 1-й группе - 56 (70,0%), во 2-й - 104 (74,8%). При проведении анализа возраста сексуального дебюта

(рис. 1) установлено, что средний возраст

%

13 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 26

□ 1-я группа И 2-я группа

Рис. 1. Сравнительный анализ возраста начала половой жизни, годы

%

1-я группа ■ 2-я группа

Рис. 2. Сравнительный анализ средств контрацепции, которыми пользуются студентки, живущие половой жизнью, %

1 - мужской презерватив; 2 - гормональные средства; 3 - физиологический метод; 4 - внутри-маточная спираль; 5 - прерванный половой акт; 6 - контрацепцию не применяют.

%

14,0 -, 12,0 -10,0 -8,0 -6,0 -4,0 -2,0 -0,0 -

12,5

1-я группа

2-я группа

Роды

Аборты

Рис. 3. Исходы беременностей среди студенток, живущих половой жизнью, %

%

90,0 3, 8 ,8 7,

80,0 7

70,0-

60,0

50,0.

40,0.

30,0.

20,0.

10,0-

0,0. ■

1

1-я группа

2-я группа

сэ г-~

СП

в 1-й группе - 17,5±2,8 года, во 2-й - 18,4± 3,3 года (р>0,05). В 1-й группе имеет место более раннее начало половой жизни: до 18 лет половую жизнь в 1-й группе начинали в 2 раза чаще, чем во 2-й.

Среди студенток, живущих половой жизнью (л=160), в том числе в 1-й группе -56, во 2-й - 104, имели постоянных половых партнеров в 1-й группе - 48 (85,7%), во 2-й - 88 (84,6%). Различные средства контрацепции в 1-й группе применяли 55 (98,2%), а во 2-й - 103 (99,0%). Количество студенток, использующих средства контрацепции нерегулярно: в 1-й группе -13 (23,2%), во 2-й - 30 (28,8%).

Основным методом контрацепции и в 1-й, и во 2-й группе является мужской презерватив. Отмечена тенденция к снижению частоты использования физиологических методов и гормональных средств контрацепции во 2-й группе (рис. 2).

При анализе наличия и исходов беременностей (рис. 3) установлено, что в 1-й группе беременности чаще заканчивались родами, во 2-й - абортами. Чаще беременности в анамнезе были у студенток 1-й группы. Среди них отмечено увеличение в 1,5 раза частоты медицинских абортов во 2-й группе, а частота родов стала ниже в 2 раза.

При анализе гинекологического анамнеза было установлено: в 1-й группе по сравнению со 2-й было больше студенток, которые указывали на отсутствие каких-либо гинекологических заболеваний. Во 2-й группе отмечено увеличение страдающих воспалительными заболеваниями половых органов, нарушениями менструального цикла, эктопией шейки матки. Частота выявления патологии репродуктивных органов представлена на рис. 4.

Рис. 4. Структура гинекологических заболеваний среди респонденток, %

1 - отсутствуют; 2 - эктопия шейки матки; 3 - воспалительные заболевания; 4 - нарушения менструального цикла; 5 - синдром поли-кистозных яичников.

Обсуждение

Проведено сравнение репродуктивных установок двух поколений студенток Медицинского института Тульского государственного университета - поколения У и поколения Z.

Исследование показало, что представительницы поколения Z чаще живут в незарегистрированных браках. Это свидетельствует о том, что современная молодежь откладывает вступление в брак, поэтому такие формы полового партнерства преобладают. В настоящее время в России наметилась четкая тенденция изменения семейно-брачных отношений. По данным ряда авторов, традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для молодежи [11, 12].

Нами отмечено повышение возраста сексуального дебюта с 17,5±2,8 года для поколения У до 18,4±3,3 года для поколения Z, что согласуется с данными литературы [13]. Во многих странах говорят о «сексуальной рецессии» современной молодежи [14]. Это объясняется разнообразными причинами: тревожными расстройствами, психологической неустойчивостью, широким распространением антидепрессантов, слишком агрессивным освещением сексуальности в Интернете и СМИ, родительской гиперопекой. Мы считаем, что для современных студенток медицинского вуза, причиной этого может быть большая нагрузка: многие из них совмещают учебу с работой в больницах (чаще всего дежурствами в ночное время), что может приводить к значительному истощению физических и эмоциональных ресурсов [15].

В то же время некоторые авторы считают раннюю сексуальную активность одной из особенностей поколения Z, которая может обусловливать нежелательные ранние беременности, приводить к абортам и половым инфекциям, которые вызывают воспалительные заболевания половых органов [16].

Большинство опрошенных студентов пользуются средствами контрацепции. Наиболее популярным контрацептивом среди студенток является презерватив -более половины респонденток используют это средство, что согласуется с данными литературы [3]. Примерно каждая пятая указала на применение гормональных

средств. Однако среди поколения Z частота употребления оральных контрацептивов на 17% ниже. Однако, по данным других авторов, поколение У также в половине случаев предпочитает механические средства контрацепции, в то время как поколение Z в 54% использует комбинированные оральные контрацептивы. По нашим данным, в обеих группах каждая четвертая студентка использует средства контрацепции нерегулярно, что согласуется с данными других исследователей [9]. Если такая тенденция использования презерватива сохранится, это приведет к еще большему распространению заболеваний, передаваемых половым путем, и ВИЧ.

По результатам опроса было установлено, что частота наступления беременностей была выше среди поколения У, и эти беременности чаще заканчивались родами. При этом представительницы поколения Z в 2 раза чаще прерывают беременность. Высокая распространенность незапланированных беременностей и искусственных абортов в этой популяции указывает на необходимость более качественного и целенаправленного полового просвещения и услуг по планированию семьи. Известно, что в структуре репродуктивных потерь в области по-прежнему доминируют медицинские легальные аборты [17]. В то же время, по информации Росстата, в 2021 г. зарегистрировано снижение более чем в 2 раза числа абортов в Тульской области по сравнению с 2014 г. [18]. Возможно, это различие связано с тем, что студентки при наступлении беременности, стремясь закончить обучение, склоняются к аборту, что отличается от общей тенденции среди женщин репродуктивного возраста. Увеличение нежелательных беременностей можно объяснить неправильным использованием противозачаточных средств и отсутствием информации о контрацепции, что создает серьезные проблемы с физическим и психологическим здоровьем у молодых девушек и несет значительное социальное бремя.

Анализируя полученные данные, мы выяснили, что девушки поколения Z чаще страдают гинекологическими заболеваниями (22,2%), чем поколения У - 16,4%, среди которых преобладают воспалительные заболевания женских половых органов. Это не согласуется с результатами других исследователей: частота гинекологической патологии была выше в поколении У (18%) по сравнению с поколением Z (12%) [9].

Заключение

Представители каждого поколения несут с собой уникальный взгляд на мир и по-разному взаимодействуют с окружающими. Таким образом, в то время как индивидуальные вариации все еще существуют, теория поколений может быть использована в качестве инструмента для прогнозирования индивидуального поведения и выбора подходящих форм проведения работы с представителями различных поколений в формировании репродуктивных установок.

Обобщение и интерпретация материалов проведенного анкетирования показало, что изученные поколения формируют основу репродуктивного потенциала Российской Федерации. При проведении работы с поколением Z необходимо учитывать их особенности: преобладание виртуальной коммуникации над реальной, высокую скорость восприятия и анализа информации, трудности с удержанием внимания, «клипо-вость мышления». Такие особенности диктуют необходимость выбирать новые формы донесения информации: использование социальных сетей, создание блогов, форумов и чатов, короткие видео, практико-

ориентированные занятия, применение интерактивных технологий и активных (деловых) игр в обучении.

Могут потребоваться новые подходы к укреплению здоровья, ориентированные на потребности студентов младших курсов. Например, разъяснительная работа, поощряющая использование презервативов, в рамках факультативных программ по репродуктивному здоровью на младших курсах.

Преимуществом данного исследования следует считать то, что анализ проводился в разные годы в одной возрастной группе.

Ограничение исследования. Это исследование имеет несколько ограничений, которые в то же время представляют возможности для будущих разработок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, мул ьти групповой анализ учитывает только две группы поколений -поколение У и поколение Z, без учета других поколений.

Во-вторых, исследование ограничено студентками медицинского вуза, что ограничивает экстраполяцию результатов в целом на молодежную среду. Следовательно, в качестве будущего направления исследование должно быть расширено с привлечением студентов других учебных заведений.

В-третьих, текущее исследование фокусируется на репродуктивных установках представителей разных поколений, опуская другие аспекты: например, образование, отношение к работе, хотя в этих вопросах также существуют различия, связанные с принадлежностью к тому или иному поколению.

Сведения об авторах

ФГБОУ ВО ТулГУ Минобрнауки России (Тула, Российская Федерация):

Волков Валерий Георгиевич (Valerii G. Volkov) - доктор медицинских наук, профессор

E-mail: valvol@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-7274-3837

Шувалов Юрий Александрович (Yuriy A. Shuvalov) - студент V курса Медицинского института

E-mail: yurishuvalov31@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-4483-3325

Сурвилло Елена Викторовна (Elena V. Survillo) - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры «Акушерство и гинекология» E-mail: kaf-aig@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-5660-7958

Бадаева Алла Анатольевна (Alla A. Badaeva) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Акушерство и гинекология» E-mail: 21091973a@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-8947-6878

Сенаторова Людмила Владимировна (Ludmila V. Senatorova) - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры «Акушерство и гинекология» E-mail: senatorova.luda@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-5660-7958

Литература

1. Волков В.Г., Гранатович Н.Н. Основные причины материнской смертности в Тульской области в XXI в. // Акушерство и гинекология. Новости. Мнения. Обучение. 2017. Т. 16, № 2. С. 10-14.

2. URL: https://minzdrav.tularegion.ru/upload/medialibrary/eb8/ dijcutws1p33fm1kd26q6zbvigpqgrkt.pdf (дата обращения: 23.12. 2022)

3. Шихова Е.П., Тверитин Е.А. Репродуктивное здоровье и репродуктивная культура студентов: тактика профилактических мероприятий // Наука молодых. 2021. Т. 9, № 4. С. 573-582. DOI: https://doi.org/10.23888/HMJ202194573-582

4. Сурвилло Е.В. Исследование репродуктивного поведения студенток вузов // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2016. № 3. С. 49-50.

5. Howe N. Strauss W. Millenials Rising. New York: Vintage Books, 2000. 432 p.

6. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений: Необыкновенный Икс. Москва: Синергия, 2016. 358 с.

7. Шелемех К.Е., Петров Ю.А. Поколение Z — прорыв в будущее или гинекологическая катастрофа? // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2020. Т. 16, № 2 (87). С. 85-92. DOI: https://doi.org/10.33029/1816-2134-2020-16-1-85-92

8. Rudolph C.W., Rauvola R.S., Costanza D.P., Zacher H. generations and generational differences: debunking myths in organizational science and practice and paving new paths forward // J Bus Psychol. 2021. Vol. 6, № 6. P. 945—967. DOI: https:// doi.org/10.1007/s10869-020-09715-2

9. Петров Ю.А., Чеботарева Ю.Ю. Проблемы репродуктивного здоровья и поведения студенток Ростовского государственного медицинского университета с учетом теории фенотипов поколений // Репродуктивное здоровье детей и подростков.

2022. Т. 18, № 1 (94). С. 5-15. DOI: https://doi.org/10.33029/1816-2134-2022-18-1-5-15

10. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94-96.

11. Попова И.В., Касаткин А.А. Гражданский брак как социальная проблема // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19, № 1. С. 207-209.

12. Шипилова В.В. Правовые проблемы гражданского брака // Молодой ученый. 2018. № 42 (228). С. 150-153.

13. Жуковская И.Г., Клабукова И.М., Коротаева Е.В. Состояние здоровья студенток медицинского вуза // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2019. № 2. С. 11-13.

14. Bozick R. Is there really a sex recession? Period and cohort effectson sexual inactivity among American men, 2006-2019 // Am J Mens Health. 2021. Vol. 15, № 6: 15579883211057710. DOI: https://doi. org/10.1177/15579883211057710

15. Абуева Э.М., Гаврилова К.С., Королева Л.Ю. и др. Изучение динамики синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза в зависимости от года их обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 3. С. 42-46. DOI: https://doi.org/10.17513/mjeo.11963

16. Баряева О.Е., Флоренсов В.В. Половое воспитание девушек-подростков в современных условиях: медико-социальные аспекты // Вестник Бурятского государственного университета. Медицина и фармация. 2015. № 12. С. 189-193.

17. Ахильгова, З.С., Волков В.Г., Гранатович Н.Н. Оценка частоты и структуры абортов в регионе Центральной России // Архив акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева. 2019. Т. 6, № 3. С. 140-144. DOI: https://doi.org/10.18821/2313-8726-2019-6-3-140-144

18. URL: https://rosstat.gov.ru

References

1. Volkov V.G., Granatovich N.N. The main causes of maternal mortality in the Tula region in the XXI century. Akusherstvo i ginekologiya: Novosti, mneniya, obucheniye. [Obstetrics and gynecology. News, opinions, training]. 2017; 16 (2): 10—4. (in Russian)

2. URL: https://minzdrav.tularegion.ru/upload/medialibrary/eb8/ dijcutws1p33fm1kd26q6zbvigpqgrkt.pdf (date of access 23.12. 2022)

3. Shikhova E.P., Tveritin E.A. Reproductive health and reproductive culture of university students: tactics of preventive activities. Science of the young [Eruditio Juvenium]. 2021; 9 (4): 573—82. (in Russian)

4. Survillo E.V. Research of reproductive behavior of female university students. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2016; 3: 49—50. (in Russian)

5. Howe N., Strauss W. Millenials Rising. New York: Vintage Books, 2000: 432 p.

6. Shamis E., Nikonov E. Generation Theory: The Extraordinary X. Moscow: Sinergia, 2016: 358 p. (in Russian)

7. Shelemekh K.E., Petrov Yu.A. Generation Z — breakthrough to the future or gynecological disaster? Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2020; 16 (2): 85-92. (in Russian)

8. Rudolph C.W., Rauvola R.S., Costanza D.P., Zacher H. Generations and generational differences: debunking myths in organizational science and practice and paving new paths forward. J Bus Psychol. 2021; 36 (6): 945-67.

9. Petrov Yu.A., Chebotareva Yu.Yu. Problems of reproductive health and behavior of female students of Rostov State Medical University taking into account the theory of generational phenotypes. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2022; 1 (94): 5-15. (in Russian)

10. Ozhiganova E.M. The theory of generations by N. Howe and V. Strauss. Practical application possibilities. Bisnes-obrazovanie v ekonomike znaniy [Business education in the Knowledge Economy]. 2015; 1: 94—6. (in Russian)

11. Popova I.V., Kasatkin A.A. Civil marriage as a social problem. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. [Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov]. 2013; 19 (1): 207-20. (in Russian)

12. Shipilova V.V. Legal problems of civil marriage. Molodoy uchenyy. [Young scientist]. 2018; 42 (228): 150-3. (in Russian)

13. Zhukovskaya I.G., Klabukova I.M., Korotaeva E.V. Health status of female medical students. Zdorov'e, demografiya, ekologiyafinno-ugorskichnarodov. [Health, demography, ecology of Finno-Ugric peoples]. 2019; 2: 11-3. (in Russian)

14. Bozick R. Is there really a sex recession? Period and cohort effects on sexual inactivity among american men, 2006-2019. Am J Mens Health. 2021; 15 (6): 15579883211057710.

15. Abueva E.M., Gavrilova K.S., Koroleva L.Yu., at al. Study of the dynamics of emotional burnout syndrome in medical university students depending on their year of study. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. [International Journal of Experimental Education]. 2020; 3: 42-6. (in Russian)

16. Baryaeva O.E., Florensov V.V. Sexual education of adolescent girls in modern conditions: medical and social aspects. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Medicina I farmaciya. [Bulletin of the Buryat State University. Medicine and pharmacy]. 2015; 12: 189-93. (in Russian)

17. Akhilgova Z.S., Volkov V.G., Granatovich N.N. Evaluation of the frequency and structure of abortions in the Region of Central Russia. Archiv akusherstva i ginekologii im. V.F. Snegireva. [V.F. Snegirev Archives of Obstetrics and Gynecology]. 2019; 6 (3): 140-4. (in Russian)

18. URL: https://rosstat.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.