Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения студенток младших и старших курсов'

Сравнительная характеристика репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения студенток младших и старших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕПРОДУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / КОНТРАЦЕПЦИЯ / КОНТРАЦЕПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ / REPRODUCTIVE HEALTH / REPRODUCTIVE FUNCTION / CONTRACEPTION / CONTRACEPTIVE BEHAVIOR / FAMILY PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шмидт А.А., Джигкаев М.А., Харкевич О.Н.

Современное состояние репродуктивного здоровья студенческой молодежи, как в нашей стране, так и за рубежом, имеет ряд нерешенных проблем. Поэтому целью настоящего исследования явилась сравнительная оценка состояния репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения студенток младших и старших курсов для выявления имеющихся проблем и разработки комплекса мер по их решению. Материалом исследования служили результаты ежегодных медицинских профилактических осмотров и добровольного анонимного анкетирования 200 студенток 1-го курса (группа 1) и 164 студенток 6-го курса (группа 2) медицинских высших учебных заведений. В работе также использованы методы экспертной оценки, системно-структурного анализа и статистической обработки полученных результатов с помощью компьютерного пакета программ Statistica v. 10. Результаты проведенного исследования выявили ряд достоверных различий состояния репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения, а также факторов, существенно на них влияющих, между студентками в группах исследования. Среди них избыточная масса тела, дефицит массы тела, позднее начало менархе (в возрасте 15 лет и старше), нарушения менструальной функции, менструальные боли, распространённость вредных привычек и их рейтинг (курение, интернет-зависимость, алкоголь, булимия, неправильное питание, недосыпание, недостаточная двигательная активность, наркомания), раннее начало половой жизни, большое количество половых партнёров, недостаточное и нерациональное использование методов контрацепции, нежелательная беременность и медицинские аборты в анамнезе, увеличение гинекологической заболеваемости с возрастом и нежелание иметь детей. Результаты сравнительной оценки репродуктивного здоровья, контрацептивного поведения и индивидуальных намерений по реализации репродуктивной функции студенток выявили насущную необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на правильное формирование полового, контрацептивного и репродуктивного поведения молодёжи и позволяющих избежать репродуктивных проблем в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шмидт А.А., Джигкаев М.А., Харкевич О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF FEMALE REPRODUCTIVE HEALTH AND CONTRACEPTIVE BEHAVIOR AMONG STUDENTS OF YOUNGER AND OLDER AGE GROUPS

The current state of reproductive health of student youth both in our country and abroad has a number of unresolved problems. Therefore, the purpose of this study was a comparative assessment of the state of female reproductive health and contraceptive behavior among students of younger and older age groups to identify existing problems and develop a set of measures to address them. The material of the study was the results of annual medical preventive examinations and voluntary anonymous questioning of 200 1st year students (group 1) and 164 female students of the 6th year (group 2) of medical universities. The methods of expert evaluation, systemstructural analysis and statistical processing of the results obtained using the computer software package Statistica v. 10. The results of the study revealed a number of significant differences in the state of reproductive health and contraceptive behavior, as well as the factors that significantly influenced them, among students in the study groups. Among them overweight, weight loss, late menarche (at the age of 15 and over), menstrual irregularities and pains, the prevalence of bad habits and their rating (smoking, Internet addiction, alcohol, bulimia, malnutrition, lack of motor activity, drug addiction), early onset of sexual activity, a large number of sexual partners, inadequate and irrational use of contraceptive methods, unwanted pregnancies and medical abortions in the anamnesis, an increase in gynecological incidence with age and an unwillingness to have children. The results of a comparative assessment of reproductive health, contraceptive behavior and individual intentions for the implementation of the reproductive function of female students have revealed the urgent need to develop a set of measures aimed at the correct formation of sexual, contraceptive and reproductive behavior of young people and avoiding reproductive problems in the future.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения студенток младших и старших курсов»

УДК 618.17-55.23:613.888

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ И КОНТРАЦЕПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОК МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ

Шмидт А. А., Джигкаев М. А., Харкевич О. Н.

Кафедра акушерства и гинекологии, ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» Минобороны России;

194044, ул. Академика Лебедева, 6, Санкт-Петербург, Россия;

Для корреспонденции: Харкевич Ольга Николаевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и

гинекологии, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, e-mail: Kharkevich.olga@mail.ru

For correspondence: Olga N. Kharkevich, MD, Professor of the Department of Obstetrics and Gynecology, Military Medical Academy

named after S. M. Kirov, e-mail: Kharkevich.olga@mail.ru

Information about authors:

Shmidt A. А., https://orcid.org/0000-0001-7346-2722

Dzhigkaev M. A., https://orcid.org/0000-0003-2210-2502

Kharkevich O. N., https://orcid.org/0000-0002-1663-7263

РЕЗЮМЕ

Современное состояние репродуктивного здоровья студенческой молодежи, как в нашей стране, так и за рубежом, имеет ряд нерешенных проблем. Поэтому целью настоящего исследования явилась сравнительная оценка состояния репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения студенток младших и старших курсов для выявления имеющихся проблем и разработки комплекса мер по их решению. Материалом исследования служили результаты ежегодных медицинских профилактических осмотров и добровольного анонимного анкетирования 200 студенток 1-го курса (группа 1) и 164 студенток 6-го курса (группа 2) медицинских высших учебных заведений. В работе также использованы методы экспертной оценки, системно-структурного анализа и статистической обработки полученных результатов с помощью компьютерного пакета программ Statistica v. 10. Результаты проведенного исследования выявили ряд достоверных различий состояния репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения, а также факторов, существенно на них влияющих, между студентками в группах исследования. Среди них - избыточная масса тела, дефицит массы тела, позднее начало менархе (в возрасте 15 лет и старше), нарушения менструальной функции, менструальные боли, распространённость вредных привычек и их рейтинг (курение, интернет-зависимость, алкоголь, були-мия, неправильное питание, недосыпание, недостаточная двигательная активность, наркомания), раннее начало половой жизни, большое количество половых партнёров, недостаточное и нерациональное использование методов контрацепции, нежелательная беременность и медицинские аборты в анамнезе, увеличение гинекологической заболеваемости с возрастом и нежелание иметь детей. Результаты сравнительной оценки репродуктивного здоровья, контрацептивного поведения и индивидуальных намерений по реализации репродуктивной функции студенток выявили насущную необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на правильное формирование полового, контрацептивного и репродуктивного поведения молодёжи и позволяющих избежать репродуктивных проблем в будущем.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье; репродуктивная функция; контрацепция; контрацептивное поведение; планирование семьи.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF FEMALE REPRODUCTIVE HEALTH AND CONTRACEPTIVE BEHAVIOR AMONG STUDENTS OF YOUNGER AND OLDER AGE GROUPS

Shmidt A. A., Dzhigkaev M. A., Kharkevich O. N.

Military Medical Academy named after S. M. Kirov, Saint-Petersburg, Russia

SUMMARY

The current state of reproductive health of student youth both in our country and abroad has a number of unresolved problems. Therefore, the purpose of this study was a comparative assessment of the state of female reproductive health and contraceptive behavior among students of younger and older age groups to identify existing problems and develop a set of measures to address them. The material of the study was the results of annual medical preventive examinations and voluntary anonymous questioning of 200 1st year students (group 1) and 164 female students of the 6th year (group 2) of medical universities. The methods of expert evaluation, system-structural analysis and statistical processing of the results obtained using the computer software package Statistica v. 10. The results of the study revealed a number of significant differences in the state of reproductive health and contraceptive behavior, as well as the factors that significantly influenced them, among students in the study groups. Among them - overweight, weight loss, late menarche (at the age of 15 and over), menstrual irregularities and pains, the prevalence of bad habits and their rating (smoking, Internet addiction, alcohol, bulimia, malnutrition, lack of motor activity, drug addiction), early onset of sexual activity, a large number of sexual partners, inadequate and irrational use of contraceptive methods, unwanted pregnancies and medical abortions in the anamnesis, an increase in gynecological incidence with age and an unwillingness to have children. The results of a comparative

2018, том 21, № 2, вып. 2

assessment of reproductive health, contraceptive behavior and individual intentions for the implementation of the reproductive function of female students have revealed the urgent need to develop a set of measures aimed at the correct formation of sexual, contraceptive and reproductive behavior of young people and avoiding reproductive problems in the future.

Key words: reproductive health; reproductive function; contraception; contraceptive behavior; family planning.

Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и занимает центральное место в развитии человека. Репродуктивное здоровье касается личных и в высшей степени ценных аспектов жизни. Являясь отражением качества здоровья в детском и подростковом возрасте, поддерживая воспроизводство, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни, как женщин, так и мужчин, и определяет последствия, передаваемые от поколения к поколению. Репродуктивное здоровье означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни, способность к воспроизведению (рождению детей) и возможность решать, когда и как часто это делать. Это означает также и право доступа к соответствующим услугам в области здравоохранения, позволяющим женщине безопасно перенести беременность и роды, и обеспечивающим наилучшую возможность родить здорового ребенка [1-4]. Контрацептивное поведение - важная составляющая охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, однако неправильное контрацептивное поведение может стать фактором риска развития нарушений репродуктивной функции [3; 5; 6]. Согласно результатам многочисленных исследований, состояние репродуктивного здоровья студенческой молодежи, как в нашей стране, так и за рубежом, имеет ряд нерешенных проблем [7-12].

Поэтому целью настоящего исследования явилась сравнительная оценка состояния репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения студенток младших и старших курсов для выявления имеющихся проблем и разработки комплекса мер по их решению.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для достижения поставленной цели материалом исследования служили результаты ежегодных медицинских профилактических осмотров и добровольного анонимного анкетирования 200 студенток 1-го курса (группа 1) и 164 студенток 6-го курса (группа 2) Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова и Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. Анкета-опросник добровольного анонимного анкетирования для самооценки репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения была разработана нами на основе выделения основных паттернов первич-

ной оценки женского репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения с учётом литературных данных [4; 5; 7; 13]. В их перечень вошли антропометрические показатели, характеристики менструальной функции (включая возраст менархе), наличие вредных привычек (их конкретизация - курение, наркомания, токсикомания, алкоголь, булимия, интернет-зависимость и другие), возраст начала половой жизни, паритет половых партнеров, беременностей, родов, абортов и методов контрацепции, анамнез контрацептивного поведения, наличие гинекологических заболеваний и сопутствующей экстраге-нитальной патологии, а также индивидуальные намерения по реализации собственной репродуктивной функции. Методической основой исследования явился системный подход. В работе использованы методы экспертной оценки, системно-структурного анализа и статистической обработки полученных результатов с помощью компьютерного пакета программ Statistica v. 10 (StatSoft, Inc., США) с использованием методов параметрической и непараметрической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Антропометрические показатели, возраст и индекс массы тела (ИМТ) студенток в группах исследования представлены в таблице 1.

Возраст студенток в группе 1 составил от 16 до 19 лет (в среднем - 16,6±0,07 лет) и был существенно меньше, чем в группе 2 (от 20 до 26 лет, px2<0,05; в среднем - 22,1±0,05 лет, Pttest<0,05), что связано с возрастными критериями включения в группы исследования. Средний показатель роста студенток группы 2 был статистически значимо больше, чем группы 1 (166,6±0,46 см и 163,8±0,50 см соответственно, Pttest<0,05). В тоже время средний показатель ИМТ в группе 1 достоверно превышал таковой в группе 2 (21,4±0,22 и 20,8±0,20 соответственно, pttest<0,05), что связано с распределением удельного веса ИМТ в группах 1 и 2. Удельный вес студенток с дефицитом массы тела в группе 1 был в 1,8 раза (на 74,3 %) меньше, чем в группе 2 (21 (10,5 %) и 30 (18,3 %) соответственно, Px2<0,05). Избыточная масса тела в группе 1 встречалась в 1,7 раза (на 71,6 %) чаще, чем в группе 2 (23 (11,5 %) и 11 (6,7 %) соответственно, P^2<0,05).

Сравнительная характеристика менструальной функции в группах представлена в таблице 2.

Таблица 1

Показатели возраста, антропометрических данных и ИМТ в группах

Показатели Группы исследования

Группа 1 Группа 2

Возраст, лет

- М±т 16,6±0,07 22,1±0,05*

- разброс (тт-тах) (16-19) (20-26)**

Рост, см

- М±т 163,8±0,50 166,6±0,46*

- разброс (тт-тах) (148-180) (156-180)

Масса тела, кг

- М±т 57,4±0,67 57,8±0,60

- разброс (тт-тах) (38-100) (43-75)

ИМТ, кг/м2

- М±т 21,4±0,22 20,8±0,20*

- разброс (т1п-тах) (15,0-33,4) (16,4-29,7)

Примечание: статистически значимые различия между группами 1 и 2: * - по критерию соответствия Стьюдента (Ме81), р4 ^<0,05; ** - по критерию соответствия х2, рх2<0,05.

Таблица 2

Сравнительная характеристика менструальной функции в группах

Показатели Группы исследования

Группа 1 Группа 2

Возраст менархе, лет

- М±т 12,7±0,09 12,8±0,10

- разброс (тт-тах) (9-16) (10-22)**

Продолжительность менструального цикла, дней

- М±т

- разброс (тт-тах) 26,2±0,22 29,1±0,20*

(20-36) (21-40)

Длительность менструации, дней

- М±т 5,3±0,08 5,4±0,10

- разброс (тт-тах) (3-9) (3-7)

Регулярность менструального цикла, п (%)

- регулярный 171 (85,5) 144 (87,8)

- нерегулярный 29 (14,5) 20 (12,2)

Величина менструальной кровопотери, п (%)

- скудная 1 (0,5) 4 (2,4)**

- умеренная 131 (65,5) 107 (65,2)

- обильная 62 (31,0) 49 (29,9)

- очень обильная 6 (3,0) 4 (2,4)

Менструальные боли, п (%)

- отсутствуют 27 (13,5) 26 (15,9)

-умеренные 110 (55,0) 94 (57,3)

- сильные 46 (23,0) 34 (20,7)

- очень сильные 17 (8,5) 10 (6,1)**

Примечание: статистически значимые различия между группами 1 и 2: * - по критерию соответствия Стьюдента (Ие81), р4 4е8(<0,05; ** - по критерию соответствия х2, рх2<0,05.

Средний возраст менархе в группах существенно не отличался, однако разброс показателя от минимальных до максимальных возрастных значений в группе 2 выявил их более позднее наступление, чем в группе 1 (10-22 и 9-16 лет соответственно, рх2<0,05). Так, удельный вес студенток с поздним возрастом менархе (15 лет и старше) в группе 2 составил 9,8 % (16 случаев), что было в 1,6 раза (на 63,3 %) чаще, чем в группе 1 (6 % (12 случаев), рх2<0,05). Раннее начало менархе в возрасте до 9 лет имелось у 2 (1 %) студенток группы 1. Средняя продолжительность менструального цикла и длительность менструаций в группах существенно не отличались. Нерегулярными менструации в группе 1 были несколько чаще, чем в группе 2 (14,5 % и 12,2 % соответственно, рх2>0,05). Результаты самооценки величины менструальной кровопотери выявили скудные менструации у 2,4 % студенток группы 2, что было в 4,8 раза (на 380 %) больше, чем в группе 1 (0,5 %, рх2<0,05). Частота умеренной, обильной и очень обильной менструальной кро-вопотери в группах существенно не отличалась. Наличие очень обильных менструаций указали 6 (3 %) студенток группы 1 и 4 (2,4 %) группы 2.

Результаты анализа самооценки менструальных болей показали, что безболезненными менструации в группе 1 были несколько реже, чем в

группе 2. В тоже время, студентки группы 1 указывали на сильную и очень сильную менструальную боль достоверно чаще, чем студентки группы 2 (63 (31,5 %) и 44 (26,8 %) соответственно, рх2<0,05). Без приёма медикаментозных обезболивающих препаратов во время менструации обходились 53 (26,5 %) и 41 (25 %) студенток групп 1 и 2 соответственно (рх2>0,05). Приём медикаментозных обезболивающих препаратов во время менструации в группах 1 и 2 составил соответственно: редко - 85 (42,5 %) и 62 (37,8 %), рх2>0,05; часто - 35 (17,5 %) и 21 (12,8 %), рх2=0,05; постоянно - 27 (13,5 %) и 40 (24,4 %), рх2<0,05. На эффективность медикаментозного обезболивания менструаций в группах 1 и 2 указали соответственно - 92,9 % и 93,5 % студенток, на отсутствие эффекта - 7,1 % и 6,5 % (рх2>0,05).

Результаты добровольного анонимного анкетирования выявили вредные привычки у 64 (32 %) студенток группы 1 и у 54 (32,9 %) группы 2 (рх2>0,05). Системно-структурный анализ вредных привычек показал распределение их количества и структуру в группах исследования (рис. 1). Распределение количества вредных привычек у студенток в группах 1 и 2 составило соответственно: одна вредная привычка - 45 (22,5 %) и 35 (21,3 %), рх2>0,05; две - 11 (5,5 %) и 15 (9,2 %), рх2<0,05; три и более - 8 (4 %) и 4 (2,4 %), р 2<0,05. Х

Рис. 1. Структура вредных привычек у студенток в группах исследования, где * - статистически значимые различия между группами по критерию соответствия х2 (р 2<0,05).

Студентки младших и старших курсов указывали одинаково часто на наличие таких вредных привычек, как алкоголь-зависимость (16 (8 %) и 14 (8,5 %) соответственно, рх2>0,05), булимия (16 (8 %) и 12 (7,3 %) соответственно, рх2>0,05) и интернет-зависимость (22 (11 %) и 18 (11 %) соответственно, р 2>0,05). Курящих среди

студенток старших курсов было в 1,5 раза (на 48,7 %) статистически значимо больше, чем среди студенток младших курсов (28 (17,1 %) и 23 (11,5 %) соответственно, рх2<0,05). В тоже время частота наркомании и других вредных привычек у студенток младших курсов была значительно выше, чем у студенток старших курсов

(наркомания - 3 (1,5 %) и 0 % соответственно, рх2<0,05; другие вредные привычки - 14 (7 %) и 8 (4,9 %) соответственно, р^2<0,05). В числе других вредных привычек студентки указывали неправильное и нездоровое питание (фаст-фуд, сладкие кулинарные изделия и напитки), не со-

блюдение режима сна и бодрствования, недосыпание, недостаточную двигательную активность из-за лени и другие.

Сравнительная характеристика половой жизни в группах исследования представлена в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика половой жизни в группах исследования

Характеристика половой жизни Группы исследования

Группа 1 Группа 2

Живут половой жизнью, п (%) Не живут половой жизнью, п (%) 30 (15 %) 170 (85 %) 151 (92,1 %)* 13 (7,9 %)**

Возраст начала половой жизни: - М±т, лет - разброс (т1п-тэх), лет - подростковый (до 16 лет), п (%) - юношеский (16-18 лет), п (%) 16,4±0,07 (15-18) 7 (3,5 %) 23 (11,5 %) 17,9±0,14* (12-22) 13 (7,9 %)** 91 (55,5 %)**

Количество половых партнёров: - М±т - разброс (т1п-тэх) 1,5±0,06 (1-3) 2,2±0,11* (1-7)**

Примечание: статистически значимые различия между группами 1 и 2: * - по критерию соответствия Стьюдента (Мез^, р( <0,05; ** - по критерию соответствия ^2, р 2<0,05.

Удельный вес студенток, живущих половой жизнью, в группе 2 был в 6,1 раза статистически достоверно выше, чем в группе 1 (92,1 % и 15 % соответственно, р^2<0,05). Средний возраст начала половой жизни был более ранним в группе 1 (р <0,05), однако начало половой жизни в подростковом периоде (до 16 лет) в группе 1 ре-

гистрировалось в 2,3 раза (на 127,5 %) реже, чем в группе 2 (7 (3,5 %) и 13 (7,9 %) соответственно, рх2<0,05). Среднее количество половых партнёров у студенток группы 2 было значительно большим, чем в группе 1 (2,2±0,11 и 1,5±0,06 соответственно, р <0,05). Структура количества половых партнёров представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура количества половых партнёров в группах исследования, где * - статистически значимые различия между группами по критерию соответствия х2 (р 2<0,05).

В группе 1 на наличие одного полового партнёра указала 21 (10,5 %) студентка, двух - 5 (2,5 %), трёх - 4 (2 %). В группе 2 количество половых партнёров было статистически достоверно большим. Так, 1 половой партнёр был у 67 (41,1 %) студенток, 2 - у 35 (21,6 %), 3 - у 22 (13,7 %), 4 - у 9

(5,2 %), 5 и более - у 17 (10,5 %) анкетированных (рх2<0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты сравнительного анализа контрацептивного поведения студенток, живущих половой жизнью, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты сравнительного анализа контрацептивного поведения студенток, живущих половой жизнью, п (%)

Характеристика контрацептивного по- Группы исследования

ведения

Группа 1 (п=30) Группа 2 (п=151)

п % п %

Использование контрацепции:

- не используют 7 23,3 14 9,3*

- иногда используют 4 13,3 19 12,6

- постоянно используют 19 63,4 118 78,1*

Методы контрацепции:

- мужской презерватив 20 66,7 89 58,9

- вагинальные спермициды - 0 2 1,3

- оральные контрацептивы 3 10,0 35 23,2*

- прерванный половой акт 2 6,7 71 47,0*

- календарный метод 1 3,3 4 2,6

- внутриматочный контрацептив - - - -

Количество методов контрацепции:

- 1 20 66,7 83 54,9*

- 2 3 10,0 43 28,5*

- 3 - 0 11 7,3*

Примечание: * - статистически значимые различия между группами 1 и 2 по критерию соответствия х2,

р 2<0,05.

Удельный вес не использующих контрацепцию студенток в группе 1 был статистически значимо больше, чем в группе 2 (23,3 % и 9,3 % соответственно, рх2<0,05). Доля постоянно использующих контрацепцию была существенно выше в группе 2 по сравнению с группой 1 (78,1 % и 63,4 % соответственно, рх2<0,05). Самым распространённым методом контрацепции в группах 1 и 2 явился мужской презерватив. Студентки старших курсов значительно чаще использовали прерванный половой акт и комбинированные оральные контрацептивы (КОК), чем студентки младших курсов. Календарный метод контрацепции и вагинальные спермициды применялись в единичных случаях, внутриматочная контрацепция не использовалась.

Из 35 студенток 6-го курса, использующих КОК, джес принимали 17 (48,6 %), ярину и логест - по 7 (20 %) человек каждый, 4 студентки не помнили название КОК, который принимали. Продолжительность применения КОК составила от 1 месяца до 3 лет, в среднем - 17,8±2,55 месяцев. На побочные эффекты КОК указали 11 (31,4 %) чело-

век (тошнота и масталгия - 8, отёки и усиление аппетита - 3, аллергия - 2).

Беременности в анамнезе имелись у 18 (11 %) студенток группы 2, из них абортов было в 3,5 раза больше, чем родов - 14 (8,5 %) и 4 (2,4 %) соответственно (рх2<0,05). Из методов прерывания беременности применялись медикаментозный аборт - 10 (6,1 %) и выскабливание матки - 4 (2,4 %). Внематочных беременностей и самопроизвольных выкидышей не было.

Гинекологические заболевания имелись у 39 (23,8 %) студенток группы 2 и у 7 (3,5 %) группы 1 (рх2<0,05), из них несколько заболеваний было у 3 (1,8 %) и 1 (0,5 %) человек соответственно. В группе 1 выявлялись вульвовагинальный кандидоз - 3 (1,5 %) случая, функциональные кисты яичников - 2 (1 %) случая, генитальный эндометриоз, острый бартолинит и генитальный инфантилизм - по 1 (0,5 %) случаю каждый. В группе 2 диагностировались доброкачественные заболевания шейки матки - 17 (10,4 %) случаев, доброкачественные новообразования яичников

- 8 (4,9 %), аднексит и синдром поликистозных яичников - по 5 (3 %) случаев каждый, нарушение функции яичников - 3 (1,8 %) случая, апоплексия яичника и вульвовагинальный кандидоз

- по 2 (1,2 %) случая каждый.

Одним из важнейших вопросов репродук-

тивного здоровья и контрацептивного поведения является реализация репродуктивной функции. Поэтому мы провели сравнительную оценку индивидуальных намерений по реализации собственной репродуктивной функции в группах исследования (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительная характеристика индивидуальных намерений по реализации собственной репродуктивной функции студенток в группах 1 и 2, п (%)

Планируемое количество детей в семье

Группы исследования

Группа 1

п

%

Группа 2

п

%

- не планируют иметь детей

- одного

- двух

- трёх

- четырёх и более

- не определились

18 17 96 49 4 16

9,0 8,5 48,0 24,5 2,0 8,0

5

19 98 27 8 7

3,0* 11,6 59,8 16,4* 4,9* 4,3*

Примечание: * - статистически значимые различия между группами 1 и 2 по критерию соответствия х2, р<0,05.

Удельный вес студенток, планирующих иметь одного, двух, а также трёх и более детей, в обеих группах существенно не отличался. Наибольшее количество студенток планируют иметь только двух детей. Доля не определившихся с планами была в 1,9 раза (на 86 %) достоверно больше в группе 1 по сравнению с группой 2, что, вероятно, объясняется существенной разницей в возрасте между группами. Особую озабоченность вызывает когорта студенток, не планирующих иметь детей в будущем. Доля таких студенток в группе 1 была в 3 раза (на 200 %) достоверно больше, чем в группе 2. Таким образом, намерения студенток по реализации собственной репродуктивной функции, возможно, являются отражением самооценки их репродуктивного здоровья, которая в ряде случаев может быть субъективной или недостаточно обоснованной.

ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показали значительную распространённость факторов риска для репродуктивного здоровья студенток-медиков. Основные из них - вредные привычки (32-33 %), нерациональное половое и контрацептивное поведение, и, как следствие, высокий удельный вес абортов (8,5 %) и гинекологических заболеваний (23,8 %) у студенток старших курсов. На значительную распространённость алкоголизма, наркомании, токсикомании и других вредных привычек у студентов-медиков, которые часто используются для снятия стресса, указывают ре-

зультаты исследований Куценко И. П. (2012), Ко-зачук Л. В. (2015), Павловой Л. А. (2016) и других авторов [6; 8; 9; 14]. Каждая третья молодая женщина в Российской Федерации имеет вредные привычки, которые были сформированы в годы студенчества [2]. В работах Сажиной Н. С. (2014), Стеценко А. П. (2016) и Говязиной Т. Н. (2017) также сделан вывод о неэффективности защиты репродуктивного здоровья учащейся молодежи в период отложенной рождаемости. Это - раннее начало половой жизни, наличие интимных отношений, которые не подразумевают вступление в брак и рождение детей, либерализация сексуальных установок, частая смена половых партнеров, которые ведут к росту гинекологической заболеваемости, и в дальнейшем - к репродуктивным проблемам (бесплодию, невынашиванию, перинатальной патологии) [5; 12]. На нерациональное контрацептивное поведение студенток-медиков и распространённость абортов указывают в публикациях многие авторы [5; 7; 10; 11]. По мнению большинства исследователей, рост гинекологической заболеваемости студенческой молодёжи является актуальной проблемой репродуктивной медицины, которая требует комплексного и безотлагательного решения [2; 5-7; 10; 11; 13; 14].

Таким образом, проведенное исследование посвящено актуальной проблеме современной медицины - сохранению репродуктивного здоровья студенческой молодёжи. Его результаты не противоречат современным научным данным.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования выявили ряд достоверных различий состояния репродуктивного здоровья и контрацептивного поведения, а также факторов, существенно на них влияющих, между студентками младших и старших курсов, которые позволяют заключить следующее:

1. Избыточную массу тела достоверно чаще (в

1.7 раза) имели студентки группы 1, а дефицит массы тела - существенно чаще (в 1,8 раза) студентки группы 2.

2. Характерными особенностями менструальной функции в группе 1 являлись достоверно более частые менструальные боли сильной и очень сильной интенсивности, а также несколько более частые нерегулярные менструальные циклы. Для группы 2 было характерно достоверно более частое (в 1,6 раза) позднее начало менархе (в возрасте 15 лет и старше), а также значительно более частые (в

4.8 раза) скудные менструации.

3. Распространённость вредных привычек в группах 1 и 2 составила 32 % и 32,9 % соответственно. Первое рейтинговое место среди вредных привычек заняло курение, частота которого в группе 2 была в 1,5 раза выше, чем в группе 1 (11,5 % и 17,1 % соответственно), второе рейтинговое место - интернет-зависимость (11 %). Третье место в группе 1 заняли другие вредные привычки (10 %) - неправильное питание, недосыпание, недостаточная двигательная активность, которые в группе 2 составили 4,9 %. Распространённость алкоголя и булимии в обеих группах составила 7,3-8,5 %, наркомании - 1,5 % в группе 1.

4. Удельный вес живущих половой жизнью в группе 2 был в 6,1 раза статистически достоверно выше, чем в группе 1 (92,1 % и 15 % соответственно). Раннее начало половой жизни в подростковом периоде (до 16 лет) было достоверно чаще (в 2,3 раза) в группе 2. Среднее и максимальное количество половых партнёров в группе 2 было статистически достоверно большим, чем в группе 1.

5. Удельный вес не использующих контрацепцию студенток в группе 1 был статистически значимо больше, чем в группе 2 (23,3 % и 9,3 %). Доля постоянно использующих контрацепцию была существенно выше в группе 2 по сравнению с группой 1 (78,1 % и 63,4 %). Наиболее распространённым методом контрацепции в группах 1 и 2 явился мужской презерватив (66,7 % и 58,9 %). Студентки старших курсов значительно чаще использовали прерванный половой акт и КОК. Вагинальные спермициды и календарный метод контрацепции использовались в единичных случаях.

6. Беременность в анамнезе имели 11 % студенток группы 2, из них абортов было в 3,5 раза больше, чем родов (8,5 % и 2,4 % соответственно). Ча-

стота гинекологической патологии в группе 2 была в 6,8 раза достоверно чаще, чем в группе 1.

7. Результаты сравнительной оценки репродуктивного здоровья, контрацептивного поведения и индивидуальных намерений по реализации репродуктивной функции студенток выявили насущную необходимость разработки комплекса мер, направленных на правильное формирование полового, контрацептивного и репродуктивного поведения молодёжи и позволяющих избежать репродуктивных проблем в предстоящей жизни.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors have no conflict of interest to declare.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акушерство: национальное руководство. Под ред. Айламазяна Э. К., Кулакова В. И., Радзинско-го В. Е., Савельевой Г. М. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2013.

2. Репродуктивное здоровье населения России - 2011: резюме отчета. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012. Доступно по: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/zdrav/zdravo-2011.pdf. Ссылка активна на 04.03.2018.

3. Cunningham F. G., Leveno K. J., Bloom S. L., Spong C. Y., Dashe J. S., Hoffman B. L., Casey B. M., Sheffield J. S., eds. Williams Obstetrics. 24th ed. New York: McGraw-Hill Education/Medical; 2014.

4. Сизюхина Н. Н., Заросликова Л. А., Дьячко-ва М. Г., Крутова В. А., Щукина Е. Г. Междисциплинарный анализ репродуктивного и соматического здоровья женской популяции. Под ред. Санникова А. Л., Баранова А. Н. Архангельск: СГМУ; ГУП «Со-ломбальская типография» («Солти»); 2007.

5. Говязина Т. Н., Уточкин Ю. А. Контрацептивное поведение как фактор риска для репродуктивного здоровья студентов младших курсов медицинского университета. Анализ риска здоровью. 2017;2:88-95. doi: 10.21668/health.risk/2017.2.09.

6. Козачук Л. В. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья у студентов. Научный альманах. 2015;8(10):496-498. doi: 10.17117/ na.2015.08.496.

7. Зайцева М. А., Шаматонова Г. Л. Репродуктивное здоровье студенческой молодежи: состояние и проблемы. V Международная научно-практическая конференция «Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности», посвященной 25-летию социальной работы в России; Декабрь 8-9, 2016. Доступно по: https://elib.grsu.by/katalog/568090pdf.pdf?d=true. Ссылка активна на 10.03.2018.

8. Павлова Л. А., Ермолаева Е. В. Здоровье и здоровый образ жизни российского студенчества.

Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016;6(1):101-102.

9. Пахомова Ж. В. Уровень информированности студентов в вопросах охраны репродуктивного здоровья. Здоровье и образование в XXI веке. 2011;13(4):391-392.

10. Пахомова Ж. В., Пахомова А. И., Пахомова Н. И. Распространенность вредных привычек среди студенческой молодежи как показатель отношения к своему здоровью. Здоровье и образование в XXI веке. 2012;14(1):161-162.

11. Петров Ю. А. Информированность студентов медицинского вуза в вопросах контрацепции. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016;5-5:751-753.

12. Сажина Н. С. Охрана репродуктивного здоровья подростков как проблема социальной безопасности России. Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014;27:21-23.

13. Долгих Т. И., Чекмарев Г. В., Сербаев Д. А., Кадцына Т. В. Опыт разработки прогностической модели для оценки состояния репродуктивного здоровья социально-адаптированной молодежи. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013;123(8):97-101.

14. Куценко И. П., Кравцова Е. И., Данилова Н. Ii, Хорольская А. Е. Разработка и внедрение информационно-образовательной программы по охране репродуктивного здоровья студентов. Международный журнал экспериментального образования. 2012;4-2:130-133.

REFERENCES

1. Akusherstvo: natsional'noe rukovodstvo. Pod red. Ailamazyana E. K., Kulakova V I., Radzinskogo V. E., Savel'evoi G. M. M.: GEOTAR-Media; 2013. (In Russ).

2. Reproduktivnoe zdorove naseleniya Rossii - 2011: rezyume otcheta. M.: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki, 2012. Dostupno po: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/population/zdrav/ zdravo-2011.pdf. Ssylka aktivna na 04.03.2018. (In Russ).

3. Cunningham F. G., Leveno K. J., Bloom S. L., Spong C. Y., Dashe J. S., Hoffman B. L., Casey B. M., Sheffield J. S., eds. Williams Obstetrics. 24th ed. New York: McGraw-Hill Education/Medical; 2014.

4. Sizyukhina N. N., Zaroslikova L. A., D'yachkova M. G., Krutova V A., Shchukina E. G. Mezhdistsiplinarnyi analiz reproduktivnogo i somaticheskogo zdorov'ya zhenskoi populyatsii. Pod red. Sannikova A. L., Baranova A. N. Arkhangel'sk:

SGMU; GUP «Solombal'skaya tipografiya» («Solti»); 2007. (In Russ).

5. Govyazina T. N., Utochkin Yu. A. Contraceptive behavior as risk factor for reproductive health of junior students attending a medical university Analiz riska zdorov'yu. 2017;2:88-95. doi: 10.21668/ health.risk/2017.2.09. (In Russ).

6. Kozachuk L. V Reproductive health disorders prevention among students. Nauchnyi al'manakh. 2015;8(10):496-498. doi: 10.17117/na.2015.08.496. (In Russ).

7. Zaitseva M. A., Shamatonova G. L. Reproduktivnoe zdorov'e studencheskoi molodezhi: sostoyanie i problemy. V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Formy i metody sotsial'noi raboty v razlichnykh sferakh zhiznedeyatel'nosti», posvyashchennoi 25-letiyu sotsial'noi raboty v Rossii; Dekabr' 8-9, 2016. Dostupno po: https://elib.grsu.by/katalog/568090pdf.pdf?d=true. Ssylka aktivna na 10.03.2018. (In Russ).

8. Pavlova L. A., Ermolaeva E. V Zdorove i zdorovyi obraz zhizni rossiiskogo studenchestva. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsii. 2016;6(1):101-102. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pakhomova Zh. V. Uroven' informirovannosti studentov v voprosakh okhrany reproduktivnogo zdorov'ya. Zdorove i obrazovanie v XXI veke. 2011;13(4):391-392. (In Russ).

10. Pakhomova Zh. V, Pakhomova A. I., Pakhomova N. I. Rasprostranennost' vrednykh privychek sredi studencheskoi molodezhi kak pokazatel' otnosheniya k svoemu zdorov'yu. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2012;14(1):161-162. (In Russ).

11. Petrov Yu. A. The features of contraceptive behavior of the medical students. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. 2016;5-5:751-753. (In Russ).

12. Sazhina N. S. Okhrana reproduktivnogo zdorov'ya podrostkov kak problema sotsial'noi bezopasnosti Rossii. Sborniki konferentsii NITs «Sotsiosfera». 2014;27:21-23. (In Russ).

13. Dolgih T. I., Chekmarev G. V., Serbaev D. A., Kadtsyna T. V. Creation experience of predictive model to assess the reproductive health status of social-adapted youngs. Sibirskii meditsinskii zhurnal (Irkutsk). 2013;123(8):97-101. (In Russ).

14. Kutsenko I. P., Kravtsova E. I., Danilova N. R., Khorol'skaya A. E. Razrabotka i vnedrenie informatsionno-obrazovatel'noi programmy po okhrane reproduktivnogo zdorov'ya studentov. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2012;4-2:130-133. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.