Научная статья на тему 'Изучение особенностей контрацептивного выбора и репродуктивного поведения студенток медицинского университета'

Изучение особенностей контрацептивного выбора и репродуктивного поведения студенток медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
455
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВУШКИ-СТУДЕНТКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНТРАЦЕПТИВНЫЙ ВЫБОР / СРЕДСТВА КОНТРАЦЕПЦИИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бугаевский К. А.

В статье представлены результаты исследования, посвящённого изучению особенностей репродуктивного поведения и контрацептивного выбора студенток медицинского университета, затрагивающие вопросы их половой жизни, применения средств контрацепции, наличие беременности и её исходов. Произведена оценка репродуктивных знаний, сексуальной активности, частоты использования противозачаточных средств студентками III-IV курсов. В результате проведённого исследования достоверно установлено, что 121 (67,98%) студенток, принявших участие в исследовании, живёт половой жизнью. Дебют половой жизни в исследуемой группе достаточно ранний 14-15 лет (9,92%), с пиком резкой активности в возрасте от 16 до 18 лет 87 (48,88%). Определено, что основными средствами контрацепции, которыми пользуются студентки, живущие половой жизнью являются: презервативы 52,07%, прерванный половой акт 9,09% и их комбинация 5,79%. Установлено, что этими средствами контрацепции активно пользуются 81 (66,94%) всех сексуально активных студенток и лишь 16 (13,22%) используют гормональные средства контрацепции. 150 студенток (84,27%) студенток III-IV курсов медицинского университета, 121 (67,98%) из которых уже живёт половой жизнью не умеют пользоваться современными методами и средствами контрацепции и имеют недостаточные сведения о них и особенностях их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бугаевский К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей контрацептивного выбора и репродуктивного поведения студенток медицинского университета»

УДК 613.888.15 + 176] : 613.99 - 057.875 Бугаевский К.А.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТРАЦЕПТИВНОГО ВЫБОРА И РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Классический Приватный Университет, Институт здоровья, спорта и туризма, г. Запорожье

В статье представлены результаты исследования, посвящённого изучению особенностей репродуктивного поведения и контрацептивного выбора студенток медицинского университета, затрагивающие вопросы их половой жизни, применения средств контрацепции, наличие беременности и её исходов. Произведена оценка репродуктивных знаний, сексуальной активности, частоты использования противозачаточных средств студентками III-IV курсов. В результате проведённого исследования достоверно установлено, что 121 (67,98%) студенток, принявших участие в исследовании, живёт половой жизнью. Дебют половой жизни в исследуемой группе достаточно ранний - 14-15 лет (9,92%), с пиком резкой активности в возрасте от 16 до 18 лет - 87 (48,88%). Определено, что основными средствами контрацепции, которыми пользуются студентки, живущие половой жизнью являются: презервативы - 52,07%, прерванный половой акт - 9,09% и их комбинация - 5,79%. Установлено, что этими средствами контрацепции активно пользуются 81 (66,94%) всех сексуально активных студенток и лишь 16 (13,22%) используют гормональные средства контрацепции. 150 студенток (84,27%) студенток III-IV курсов медицинского университета, 121 (67,98%) из которых уже живёт половой жизнью - не умеют пользоваться современными методами и средствами контрацепции и имеют недостаточные сведения о них и особенностях их применения.

Ключевые слова: девушки-студентки, репродуктивное поведение, репродуктивное здоровье

В последние десятилетия, согласно официальным статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень здоровья большинства стран мира неуклонно снижается [19,23]. Не составляет исключения и вопрос ухудшения репродуктивного здоровья и репродуктивного потенциала мужчин и женщин, в особенности молодёжи. Вопрос бесплодия, ухудшения репродуктивного здоровья населения и неконтролируемого, безграмотного применения современных средств контрацепции необычайно остро стоит и в Украине [5]. Поэтому исследования, посвящённые репродуктивному поведению молодёжи, в т.ч. студенческой, всегда являются актуальными. Молодые люди, перешедшие на новый уровень своей самостоятельной студенческой жизни, в отрыве от родительской опеки начинают самостоятельно строить свою личную жизнь, в том числе и сексуальную [1,3,7,18,21]. Как свидетельствуют многочисленные отечественные и зарубежные исследования последних десятилетий, посвящённые сексуальной жизни и репродуктивному поведению молодёжи, подавляющее большинство девушек имеют смутное представление об её особенностях. Большинство молодых людей имеют поверхностные знания о современных противозачаточных средствах и их практическом применении и, соответственно, не умеют определять своё репродуктивное поведение [2,6,8,9,17].

Исследования, посвящённые контрацептивному поведению молодёжи, в т.ч. и студенческой, особенно актуальны сегодня, в связи с остро стоящей проблемой депопуляции и абортов [4,9,13,15,16,22]. Это в своих актуальных исследованиях подтверждают такие исследовате-

контрацептивный выбор, средства контрацепции,

ли, как Хамошина М.Б., Лебедева М.Г., Востри-кова Т.В. и др. (2010), изучавшие данную проблему у студентов ВУЗов. В то же время начало (дебют) половой жизни у современных юношей и девушек значительно «помолодело» [1,3,5,11,14]. Согласно данным современных исследований установлено, что многие девушки имеют свой первый сексуальный опыт уже в 1214 лет [3,6,9,18,21,22]. Соответственно, отсюда высокий уровень ранних абортов, подростковых беременностей и родов, эпидемия половых инфекций [12,13,16,21,22]. Это подтверждается рядом авторитетных исследований последних лет, проведённых Белокриницкой Т.Е., Золотарёвой Н.И., Мочаловой М.Н. (2006), Крюковой Е.Н. (2009), Фоминой Н.И., Даниленко Л.Г. (2009), Мингалиевой Н.В. (2010), Генежуковой Б.Р. (2011), Спиридоновой Н.В., Казаковой А.В., Комаровой М.В. (2015), Бурковой Д.Н. (2015), Архиповой М.П. (2015).

Цель исследования

Целью исследования являлось определение уровня осведомленности студенток-медиков о существующих видах противозачаточных средств, оценка приемлемости и сексуальной активности студенток в вопросах их репродуктивного и контрацептивного поведения, практики использования различных методов современной контрацепции.

Объект и методы исследования

Исследование проводилось на базе Запорожского государственного медицинского университета. В проводимом исследовании понятия «репродуктивное/контрацептивное поведение» рассматриваются как имеющиеся у студенток

репродуктивные установки, модели сексуального поведения и контрацептивный выбор [1,2,9,10,11,12]. В проводимом исследовании приняли участие 178 девушек-студенток III и IV курсов I медицинского факультета, отделений «Лечебное дело» и «Стоматология» Запорожского государственного университета. Для достижения поставленной цели был подготовлен специальный авторский вариант анкеты, включающей в себя 28 вопросов, посвящённых половой жизни, применению противозачаточных средств, определению уровня репродуктивного здоровья студенток. Использовалось собеседование со студентками, дополняющее те вопросы анкеты, на которые не всегда можно было полно ответить и которые требовали дополнительного

комментария. Также проводился аналитический обзор доступных источников информации по исследуемому вопросу, проводилось изучение доступной медицинской документации девушек-студенток, принимавших участие в проводимом исследовании. После окончания исследования все полученные результаты были обобщены, проанализированы и статически обработаны.

Результаты исследования и их обсуждение

Возраст студенток исследуемой группы (п=178) составил 22,47±0,56 года. При изучении особенностей менструального цикла данной группы студенток были получены следующие результаты (табл. 1):

Таблица 1

ости менструального цикла студенток III-IV курсов (п=178)

№ п/п Наименование показателя Физиологические параметры Полученные результаты

1. Время менархе 12,5-13 лет 12,6±0,7 лет

2. Сроки установления менструального цикла 1-1,5 года 1,2+0,34 года

3. Длительность менструального цикла 21-35 дней 26,6+0,28 дней

4. Длительность менструального кровотечения 3-7 дней 5,4+0,2 дня

Все данные, касающиеся особенностей менструального цикла в данной группе студенток, полученные в результате проведённого исследования, в среднем, соответствуют общепринятой норме. Но при более тщательном рассмотрении было установлено, что менструальный цикл менее 21 дня (полименорея) [4,5,19] был определён у 9 (5,06%) студенток. Менструальный цикл более 35 дней (опсоменорея) [4,5,19] -у 27 (15,17%) студенток. Менструальное кровотечение менее 3 дней (олигоменорея) [4,5,19] -у 2 (1,12%), более 7 дней (меноррагия) [4,5,19] -у 3 (1,69%). Скудные менструации (гипомено-рея) [4,5,19] зафиксированы у 20 (11,24%) студенток, обильные (гиперменорея) [4,5,19] - у 46 (25,84%) студенток. Установлено, что менструальный цикл установился сразу после менархе у 28 (15,73%) студенток. При этом менструальный цикл является нерегулярным и не установился до сих пор у 25 (14,05%) исследуемых студенток. Проявления альгодисменореи установлены у 76 (42,70%) девушек, предменструальный синдром (ПМС) - у 166 (93,26%) всех студенток.

При изучении вопроса, касающегося сопутствующей гинекологической патологии у студенток, было установлено, что наиболее часто встречаются: дисплазия шейки матки - 13 (7,30%), синдром поликистозных яичников (СПКЯ) - 8 (4,49%) и разнообразные кистозные образования яичников - 4 (2,25%), хронический аднексит - 4 (2,25%), фиброзно-кистозная мастопатия - у 12 (6,74%). Явления гиперандроге-нии определены у 102 (57,30%) студенток, при этом у 71 (39,89%) из них достоверно зафиксированы проявления акне и себореи, у 31 (17,98%) явления гипертрихоза и гирсутизма [4,19,23].

При определении сексуальной и генеративной функций студенток, нами получена следую-

щая информация (Рис. 1).

Рис. 1. Распределение данных о наличии половых отношений в группе

На момент исследования вообще не живут половой жизнью 58 (32,58%) студенток, а 39 (21,91%) - не живут временно. При этом в официальном браке живут только 14 (7,87%), в гражданском браке - 26 (14,61%) девушек-студенток.

Данные, отражающие определения возраста, в котором произошёл дебют половой жизни у студенток исследуемой группы, отражены на Рис. 2.

Презервативы используют 63 (52,07%) студентки, при этом, как правильно подбирать презервативы знают только 3 (4,76%) из 63-х их употребляющих! Один из самых ненадёжных методов контрацепции - прерванный половой акт (coitus interruptus) [14,16,17,22], применяют 11 (9,09%) студенток. Только двое из них смогли очень нечётко, с многочисленными ошибками описать особенности практического применения этого метода. Химический метод контрацепции, или спермициды («Эротекс») эпизодически использует только 1 (0,83%) студентка, экстрен-

ную контрацепцию («Эскапел»), как основное для них средство контрацепции применяют 2 (16,53%) девушек, живущих половой жизнью. При этом механизм действия, противопоказания и осложнения они не могут перечислить. Они применяют это серьёзное гормональное контрацептивное средство по совету «опытных» под-

руг из числа студенток старших курсов университета. Комбинацию двух средств контрацепции (презерватив + прерванный акт) периодически применяют 7 (5,79%) студенток [14,16,17,22,23].

21.35% 19.10% 36 студенток

9Г55% 17 студенгок

5,62% 10 студенгок

1,12% 2 студентки

6:13% 11 студенгок

5.06% 9 студенток

1

1Д2% 2 студентки

с 14 лет с 15 пет с 16 пет с 17 лет с 13 лет

с 19 пет

с 20 пет с 21 года н более

Рис. 2. Возраст дебюта половой

Определено, что пиковыми годами сексуального дебюта в данной группе студенток был их возраст с 16 до 18 лет - 87 (48,88%). Также было установлено, что имеют только 1 полового партнёра 74 (61,16%) студенток, из числа тех, кто имеет половые отношения (п=121). 23 (19,01%) студентки имеют одновременно 2-3 половых партнёров. Более 3-х партнёров (от 4 до 7) имеют 7 (5,79%) студенток. Рискованные сексуальные установки и контрацептивное поведение [1,3,6,7] было определено у 35 (19,66%) студенток исследуемой группы. Установлено, что беременность (в анамнезе) была у 18 (10,11%) студенток. У 1 (0,56%) были физиологические роды, у 16 (8,99%) - артифициальный аборт на ранних сроках беременности и у 1 (0,56%) студентки - самопроизвольный выкидыш в сроке беременности 8-10 недель.

Как известно, эффективная контрацепция -это одна из главных составляющих репродуктивного здоровья женщин репродуктивного возраста, ведущих активную сексуальную жизнь [11,15,16,19,20,23]. Изучая особенности контрацептивного поведения студенток, нам удалось выяснить следующее: девушек, которые считают, что они хорошо разбираются в вопросах современной контрацепции, оказалось 11 (6,18%).

жизни у исследуемых студенток

Считают, что неплохо разбираются - 17 (9,55%), имеют общее представление по этому вопросу -41 (23,03%). Считают, что имеют поверхностное, нечёткое представление - 37 (20,79%). И 72 (40,45%) студентки считают, что они совсем ничего не знают о методах, средствах и особенностях современной контрацепции. Спектр использования группой студенток (п=120) контрацептивных методов и средств отражён на Рис. 3.

Комбинированные оральные контрацептивы (КОК) применяют, от 1 года до 4 лет, только 11 (9,09%) девушек, из числа живущих половой жизнью. При этом только 4-м из них применение КОК было рекомендовано гинекологом, а 7 студенток решили применять их сами, без осмотра, исследований и учёта противопоказаний. При этом 9 из 11 студенток, использующие КОК курят, хотя это относится к числу противопоказаний при их применении [5,6,13,16,20]. В основном применялись монофазные КОК («Логест-20», Логест-30», «Джаз», трехфазные «Три-Регол» и «Три-мерси»). Трёхфазные контрацептивы были назначены студенткам после осмотра врачами-гинекологами, с учётом их лечебных, неконтрацептивных свойств (акне, себорея) [13,16,20].

Презервативы

студентки

Комбинация 2-х средств контрацепции

27 студенток

Гормональный пластырь н-'илн Елагалншное колыю

3 студенток

22,5% " 1,67%

j ■ и[i,^Экстренная контрацепция

' 2 студентки

Прерванный полое он акт И студенток

Сшермнцнды

1 студентка

КОК (Ком^нннроЕ анные оральные контрацептивы)

11 студенток

Рис. 3. Контрацептивный выбор студенток, живущих половой жизнью

Ещё 5 (4,13%) студенток, имеющих периодические половые контакты, используют в качестве альтернативного средства контрацепции гормоносодержащие трансдермальный пластырь «ЕВРА» и влагалищное кольцо «Нова-Ринг» [13,16,17,20].

Анализ особенностей репродуктивного поведения и контрацептивного выбора девушек-студенток медицинского университета позволил нам прийти к следующим выводам:

1. Установлено, что 120 (67,42%) студенток, принявших участие в исследовании, живёт половой жизнью. Дебют половой жизни в исследуемой группе достаточно ранний - 14-15 лет (9,92%), с пиком резкой активности в возрасте от 16 до 18 лет - 87 (48,88%).

2. Определено, что основными средствами контрацепции, которыми пользуются студентки, живущие половой жизнью, являются: презервативы - 52,07%, прерванный половой акт - 9,09% и их комбинация - 5,79%. Этими недостаточно надёжными средствами контрацепции активно пользуются 81 (66,94%) всех сексуально активных студенток. Лишь 16 (13,22%) используют гормональные средства контрацепции.

3. 150 (84,27%) студенток Ш-М курсов медицинского университета плохо осведомлены о свойствах, механизме действия противозачаточных средств и не умеют пользоваться современными методами и средствами контрацепции.

Перспективы дальнейших исследований в вопросах, касающихся изучаемой темы, заключаются в расширении объёма и спектра рассматриваемых вопросов с привлечением в исследуемую группу студентов младших курсов, с привлечением иностранных студентов.

10.

11.

12.

Литература

Архипова М. П. Репродуктивное поведение студенток вуза и пути его коррекции в современных условиях : дис. канд. мед. наук : 14.01.01 «Акушерство и гинекология» / Архипова М. П. -Москва, 2015. - 146 с.

Белокриницкая Т.Е. Контрацептивное поведение и репродуктивные установки студенток медицинского вуза / Т.Е. Белокриницкая, Н.И. Золотарева, М.Н. Мочалова // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2006. - №5. - С. 32-34.

Буркина О.В. Современные тенденции сексуального поведения девушек студенческого возраста / О.В. Буркина, Л.А. Прокопенко // Advances incurrent natural sciences. - 2013. - №10. -С. 196-198.

Герасимова Л.И. Репродуктивное здоровье девушек студенток - как медико-социальная проблема [Електронний ресурс] / Л.И. Герасимова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №6. - Режим доступу до ресурсу: http: // www.science-education.ru/ru/article/view?id=23864. Городнова Н.Н. Репродуктивное здоровье молодёжи Украины [Электронный ресурс] / Н.Н. Городнова // Журнал практической психологии и психоанализа: электрон. науч.-практ. журнал электронных публикаций. - 2011. - С. 173-177. - Режим доступу до ресурсу: http / Psyjornal.ru.ru (дата обращения 27.08.16).

Гонежукова Б.Р. Социологическая характеристика репродуктивного поведения городской молодежи / Б.Р. Гонежукова, А.О. Чахоян // Социология города. - 2011. - №1. - С. 14-17. Гусева М.А. Современные тенденции сексуального поведения студенток медицинского университета / М.А. Гусева, Е.В. Ко-лесниченко, А.А. Титова // Психиатрия. - 2016. - Т.501. - С. 1202-1212.

Дюбкова Т.П. Добрачное сексуальное поведение и контрацептивный выбор студенток классического университета / Т.Н. Дюбкова // Проблемы здоровья и экологии. - 2012. - №1(31). -С.136-142.

Ерофеева Л. В. Особенности репродуктивного поведения и репродуктивного выбора в современной популяции подростков / Л.В. Ерофеева // Фундаментальные исследования. -2011. - № 10 (часть 2). - С. 298-301.

Паренкова И.А. Качество жизни и репродуктивное поведение подростков в условиях современной демографической ситуации / И.А. Паренкова [и др.] // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2010. - №3. - С. 9-19.

Кротин П.Н. Репродуктивное поведение и контрацептивный выбор подростков и молодежи / П.Н. Кротин, Т.Ю. Кожуховская, А.А. Таенкова // Русский медицинский журнал. - 2004. -№5. - С. 341-346.

Крюкова Е.Н. Характеристика репродуктивного поведения девушек-студенток / Е.Н. Крюкова, Ю.А. Андреева, Е.И. Желнова // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. - 2009. - №6. -Том 11. - С. 274-275.

Лебедева М.Г. Контрацептивное поведение студенток вуза: возможности и перспективы коррекции / М.Г. Лебедева [и др.]

1.

2

3.

4

5.

6

7.

8

9.

// Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2010. - №5. 19.

- С. 75-88.

14. Мингалева Н.В. Результаты анкетирования студенток вузов по вопросам контрацепции / Н.В. Мингалева, Б.Р. Гонежукова // Материалы краевой научно-практической конф. «Сохранение репродуктивного здоровья, планирование семьи: аборты и ко- 20. нтрацепция». - Краснодар, 2010. - С. 167-171.

15. Мухамедшина В.Р. Влияние методов контрацепции на репродуктивное здоровье женщин / В.Р. Мухамедшина, Т.М. Соколова, К.Ю. Макаров // Сиб. мед. журн. - 2011. - Т. 26. - №3 (1). 21.

- С. 66-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Обоскалова Т.А. Контрацепция — основной фактор профилактики абортов / Т.А. Обоскалова, О.Ю. Севостьянова, Ю.А. Ша-барчина // Эффективная фармакотерапия. Акушерствои гине- 22. кология. - 2011. - №2. - С. 22-26.

17. Петров Ю.А. Информированность студентов медицинского ВУЗа в вопросах контрацепции / Ю.А. Петров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 23. 2016. - №5 (часть 5). - С. 751-753.

18. Рукавицина О.А. Сексуальная культура современной молодёжи / О.А. Рукавицина // Молодой учёный. - 2012. - №4. - С. 367-371.

Реферат

ВИВЧЕННЯ ОСОБЛИВОСТЕЙ КОНТРАЦЕПТИВНОГО ВИБОРУ ТА РЕПРОДУКТИВНО1 ПОВЕД1НКИ СТУДЕНТОК МЕДИЧНОГО

УН1ВЕРСИТЕТУ

Бугаевський К.А.

Кпючовi слова: дiвчата-студентки, репродуктивна поведна, контрацептивний в^р, засоби контрацепци, репродуктивне здоров'я

У статп представлен! результати дослщження, присвяченого вивченню особливостей репродукти-вноТ поведшки та контрацептивного вибору студенток медичного ушверситету, що торкаються питання Тх статевого життя, застосування засоб1в контрацепци, наявност ваптносп i IT результалв. Проведено оцшювання репродуктивних знань, сексуально' активности частоти використання протизаплщних за-собiв студентками III-IV курав. В результат проведеного дослщження достовiрно встановлено, що 121 (67,98%) студентка з числа студенток, як взяли участь в дослщженш, живе статевим життям. Дебют статевого життя в дослщжуванш груш досить раннш - 14-15 роюв (9,92%), з шком рiзкоТ активност у вiцi вiд 16 до 18 ромв - 87 (48,88%). Визначено, що основними засобами контрацепци, якими користу-ються студентки, як живуть статевим життям е: презервативи - 52,07%, перерваний статевий акт -9,09% i Тх комбша^я - 5,79%. Встановлено, що цими засобами контрацепци активно користуються 81 (66,94%) вах сексуально активних студенток i лише 16 (13,22%) використовують гормональш засоби контрацепци. 150 студенток (84,27%) студенток III-IV курав медичного ушверситету, 121 (67,98%) з яких вже живе статевим життям, не вмшть користуватися сучасними методами i засобами контрацепци i мають недостатш вщомост про них i особливост Тх застосування.

Summary

STUDYING APPROACHES IN SELECTION OF CONTRACEPTIVES AND REPRODUCTIVE BEHAVIOUR OF FEMALE MEDICAL

STUDENTS

Buhayevskiy K.A.

Key words: female medical students, reproductive behaviour, contraceptive selection, contraception, reproductive health

This paper presents the results of the study aimed to reveal the characteristics of reproductive behaviour of female medical students and approaches in their selecting contraceptives. These are sensitive issues dealing with their sexual life, use of contraceptives, pregnancy and its outcomes. The study includes the estimation of knowledge on reproductive health, sexual activity, use of contraceptives and its regularity and involved female students of their III - IV years. The study has revealed that the 121 (67,98%) students who participated in the study, have sexual relations. The debut of their sexual activity can be described as quite early, at the age of 14-15 (9,92%), with a sharp peak of the activity between the ages of 16 and 18 - in 87 (48,88%) females. It has been found out that the primary contraception used by the students who are sexually active are: condoms - 52,07%, coitus interruptus - 9,09%, and combination of both - 5,79%. It has been also established that these techniques are actively used by 81 (66,94%) of all sexually active females and only 16 (13,22%) females use hormonal contraceptives. The conclusion drawn can be following: female medical students involved in active sexual relations know little about novel approaches in contraception and have insufficient information about their characteristics and their application.

Савельева И. С. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение современной молодёжи: перспективы и пути оптимизации : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня докт. мед. наук : спец. 14.00.01 "Акушерство и гинекология" / Савельева И. С. - Москва, 2009. - 54 с.

Уварова Е.В. Комбинированная гормональная контрацепция у сексуально активных подростков и молодёжи / Е.В. Уварова // Русский медицинский журнал. - 2008. - Т. 16. - №19. - С. 1232-1235.

Ajuwon A.J. Sexual behavior and experience of sexual coercion among secondary school students in three states in North Eastern Nigeria / A. J. Ajuwon, A. Olaleye, B. Faromoju еt al. // BMC Public Health. - 2006. - Vol. 6. - Р. 310.

Capuano S. Sexual behaviour among Italian adolescents: Knowledge and use of contraceptives / S. Capuano [et al.] // The Eur. J. Contracept. Reprod. Health Care. - 2009. - N 4. - Р. 285289.

Steinauer J. First impressions: what are preclinical medical students in the US and Canada learning about sexual and reproductive health? / J. Steinauer, F. La Rochelle, M. Rowh [et al.] // Contraception. - 2009. - Vol. 80 (1). - Р. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.