Научная статья на тему 'РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРИЕМЛЕМОСТЬ ИМИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ КОНТРАЦЕПЦИИ'

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРИЕМЛЕМОСТЬ ИМИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ КОНТРАЦЕПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРИЕМЛЕМОСТЬ МЕТОДОВ КОНТРАЦЕАЦИИ / СТУДЕНТКИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Муслимова С.Ю., Зулкарнеева Э.М., Идрисов А.Д., Джафарова Д.Р., Сахаутдинова И.В.

Цель исследования: выявить особенности репродуктивного поведения студенток в зависимости от продолжительности обучения в медицинском университете, их осведомленность о современных методах контрацепции и предпочтения в их использовании, распространенность гинекологической патологии.Материал и методы. Объектом исследования явились 298 студенток I, III, VI курсов Башкирского государственного медицинского университета. Предметом исследования выбраны: репродуктивное поведение обучающихся девушек, их осведомленность о методах контрацепции и гинекологическая заболеваемость. Авторами было проведено анонимное анкетирование студенток с помощью анкеты, разработанной под руководством Е.В. Уваровой, для проведения профилактических осмотров девушек-подростков. Статистическая обработка материала проводилась с помощью программной системы «Windows XP proffesional» в приложении «Microsoft Excel».Результаты. Данные анкетирования свидетельствуют о недостаточных знаниях учащихся университета о профилактике гинекологической заболеваемости и эффективной контрацепции, что диктует необходимость внедрения факультативного обучения с первого курса методам планирования семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Муслимова С.Ю., Зулкарнеева Э.М., Идрисов А.Д., Джафарова Д.Р., Сахаутдинова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTIVE HEALTH OF STUDENTS OF BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY AND THEIR ACCEPTABILITY OF VARIOUS METHODS OF CONTRACEPTION

Purpose of the study: to identify the characteristics of female students' reproductive behavior, their awareness of modern methods of contraception and preferences in their use, the prevalence of gynecological pathology in the course of training at a medical university.Material and methods. The object of the study was 298 students I, III, VI th courses of Bashkir State Medical University. The subject of the study was reproductive behavior, their awareness of contraceptive methods and gynecological morbidity. The authorsconducted an anonymous questionnaire of female students using a questionnaire developed under the direction of E.V. Uvarova tocarry out preventive examinations of teenage girls. Statistical processing of the material was carried out using the Windows XP professional software system in the Microsoft Excel app.Results. The survey data testify to the lack of knowledge of university students about the prevention of gynecological morbidity andeffective contraception, which dictates the need for the introduction of optional training from the first year on family planning methods.

Текст научной работы на тему «РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРИЕМЛЕМОСТЬ ИМИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ КОНТРАЦЕПЦИИ»

2. Kulavskij, V.A. Nesostoyatel'nost' myshc tazovogo dna zhenshchin / V.A. Kulavskij, N.I. Nikitin, E.V. Kulavskij // Mat' i ditya v Kuzbasse. 2012; 50(3): 276. (In Russ.)

3. Ginekologiya. Nacional'noe rukovodstvo. Izd. 2-e, dopoln. / pod red. G. M. Savel'eva; kollektiv avtorov Suhih G. T. [i dr.] // Moskva: GEOTAR-Media, 2020.: 1008. (In Russ.)

4. Radzinsky, V.E. Akusherskaya agressiya v. 2.0 (Obstetric aggression v 2.0) / V.E. Radzinsky // M.: LLC Status Praesens Publishing House. 2017.: 872 (In Russ.)

5. Gomel, V. Reconstructive and reproductive surgery in gynecology/ V. Gomel, E.I. Brill // Publishing house "Laboratory of knowledge". -Moscow. - 2015.: 439 (In Russ.)

6. Baggish, M.S., Karram M.M. Atlas anatomii taza i ginekologicheskoi khirurgii. - LLC MIA Publishing House, 2018.:1384 p.

7. Method of surgical treatmaeny of rectocele combined with apical prolapsed / A. Ya. Ilkanich [et al.] // Vestnik SurGU. Medicina. 2020; 43(1): 30-38.

8. Allayarova V.F., Nikitin N.I. A method of surgical treatment of rectocele using the puborectalis muscle // Patent for the invention of the Russian Federation No. 2752027 dated 01/13/2021 (In Russ.)

9. Shkarupa, D.D. Proteziruyushchaya rekonstrukciya tazovogo dna vlagalishchnym dostupom: sovremennyj vzglyad na problemu / D.D. SHkarupa, N.D. Kubin // Eksperimental'naya i klinicheskaya urologiya. 2015;1:88-93. (In Russ).

10. Bakterial'nyi vaginoz: uchebnoe posobie / F.F. Badretdinova [et al.] // Tutorial. - Ufa. 2017.: 75 p. (In Russ).

УДК 618.1 - 08 - 053.81 © Коллектив авторов, 2022

С.Ю. Муслимова1, Э.М. Зулкарнеева1, А.Д. Идрисов2, Д.Р. Джафарова1, И.В. Сахаутдинова1 РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРИЕМЛЕМОСТЬ ИМИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ КОНТРАЦЕПЦИИ ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

Минздрава России, г. Уфа 2ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница» МЗ РБ, г. Уфа

Цель исследования: выявить особенности репродуктивного поведения студенток в зависимости от продолжительности обучения в медицинском университете, их осведомленность о современных методах контрацепции и предпочтения в их использовании, распространенность гинекологической патологии.

Материал и методы. Объектом исследования явились 298 студенток I, III, VI курсов Башкирского государственного медицинского университета. Предметом исследования выбраны: репродуктивное поведение обучающихся девушек, их осведомленность о методах контрацепции и гинекологическая заболеваемость. Авторами было проведено анонимное анкетирование студенток с помощью анкеты, разработанной под руководством Е.В. Уваровой, для проведения профилактических осмотров девушек-подростков. Статистическая обработка материала проводилась с помощью программной системы «Windows XP proffesional» в приложении «Microsoft Excel».

Результаты. Данные анкетирования свидетельствуют о недостаточных знаниях учащихся университета о профилактике гинекологической заболеваемости и эффективной контрацепции, что диктует необходимость внедрения факультативного обучения с первого курса методам планирования семьи.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, приемлемость методов контрацеации, студентки медицинских вузов.

S.Yu. Muslimova, E.M. Zulkarneeva, A.D. Idrisov, D.R. Dzafarova, I.V. Sakhautdinova REPRODUCTIVE HEALTH OF STUDENTS OF BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY AND THEIR ACCEPTABILITY OF VARIOUS METHODS

OF CONTRACEPTION

Purpose of the study: to identify the characteristics of female students' reproductive behavior, their awareness of modern methods of contraception and preferences in their use, the prevalence of gynecological pathology in the course of training at a medical university.

Material and methods. The object of the study was 298 students I, III, VI th courses of Bashkir State Medical University. The subject of the study was reproductive behavior, their awareness of contraceptive methods and gynecological morbidity. The authors conducted an anonymous questionnaire of female students using a questionnaire developed under the direction of E.V. Uvarova to carry out preventive examinations of teenage girls. Statistical processing of the material was carried out using the Windows XP professional software system in the Microsoft Excel app.

Results. The survey data testify to the lack of knowledge of university students about the prevention of gynecological morbidity and effective contraception, which dictates the need for the introduction of optional training from the first year on family planning methods.

Key words: reproductive health, acceptability of methods of contraception, medical students.

В принятой ВОЗ стратегии в области репродуктивного здоровья подчеркивается, что репродуктивное и сексуальное здоровье имеет фундаментальное значение как для отдельных лиц, супружеских пар и семей, так и для социально-экономического развития общин и наций [1]. В число задач национального проекта «Демография» 2018-2024 гг. вхо-

дят: увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, создание системы мотивации к здоровому образу жизни с включением пропаганды здорового питания, мотивирование и отказ от вредных привычек.

Решение этих задач невозможно без формирования установок по здоровому образу жизни у студентов медицинских вузов. По-

этому очень важно включение этих знаний и навыков в учебные программы всех дисциплин. К сожалению темы, посвященные профилактике нежеланной беременности и гинекологической патологии, основам консультирования по планированию семьи и персонализированным подборам метода контрацепции не включены в программы обучения студентов старших курсов. Эти вопросы изучаются в медицинских университетах на У-У1 курсах в рамках программы акушерства и гинекологии. К этому времени большинство студентов начинают половую жизнь и у них формируются устойчивые представления о преимуществах определенных методов контрацепции, основанных чаще всего на мифах и суевериях [2-5]. Большинство исследователей отмечают, что для студентов характерны легкомысленность и самоуверенность в вопросах охраны репродуктивного здоровья, приверженности к неэффективным традиционным методам контрацепции. [5-7]. Проведенные среди студентов социологические исследования показали, что большинство современных студентов не заботятся о собственном здоровье [8]. Лояльное отношение к абортам способствует готовности к применению подобных методов планирования семьи [3,9]. Социологи указывают также на значительные трудности при формировании у студентов установок на здоровый образ жизни и особенно на сохранение репродуктивного здоровья в условиях изменения общественных ценностей с преобладанием в молодежной среде установок на приоритет неограниченного потребления развлечений [9,10]. В то же время большинство авторов, занимающихся изучением репродуктивного здоровья студенческой молодежи, указывают увеличение факторов риска нарушений репродуктивного здоровья у студенток медицинских вузов во всем мире. К наиболее важным из факторов относятся: раннее начало половой жизни, промискуитет, отсутствие знаний о современных методах контрацепции и профилактики, об инфекциях, передаваемых половым путем, и высокий удельный вес абортов у старшекурсниц. Доказано что студентки старших курсов чаще, чем первокурсницы, допускают рискованное сексуальное поведение и чаще используют неэффективные методы контрацепции [3,11-13].

Пренебрежительное отношение к собственному здоровью является характерным для девушек-студенток и хронический стресс уже в первые годы обучения приводят к формированию синдрома предменструального напряжения, стойкой ановуляции, которая

неизбежно приводит к развитию гиперпластических заболеваний органов репродуктивной системы, осложнениям беременности и бесплодию [14-16]

Все перечисленное говорит о необходимости создания единой системы всестороннего сексуального образования, которая, помимо медицинских, должна включать социальные и психологические вопросы. Бесспорно, что проведение этой работы должно начинаться на первых курсах, так как именно в этом возрасте идет окончательное формирование личности, закладываются мировоззренческие установки и в том числе выбор стиля репродуктивного поведения [10,12,17].

Цель - выявить особенности репродуктивного поведения студенток Башкирского государственного медицинского университета в зависимости от продолжительности обучения, знания о современных методах контрацепции и предпочтения в их использовании, а также изучить распространенность гинекологической патологии у студенток в зависимости от их возраста.

Материал и методы

Объектом исследования явились 298 студенток I, III, VI курсов Башкирского государственного медицинского университета. Предметом исследования явились особенности репродуктивного поведения в зависимости от длительности обучения в медицинском вузе. Оценка проводилась по результатам анализа данныхъ анонимного анкетирования, которое проводилось с использованием анкеты, разработанной под руководством Е.В. Уваровой для проведения профилактических осмотров девушек-подростков [12]. Анкета включает 67 вопросов, касающихся особенностей физического развития, понятий о гигиене менструального цикла, нарушений менструальной функции, сексульного дебюта, знаний о современных методах контрацепции и реальных контрацептивных предпочтениях студентов. Статистическая обработка материала проводилась с помощью программной системы «Windows XP proffesional» в приложении «Microsoft Excel».

Результаты

Было проанкетировано 106 студенток I курса, 114 студенток IV курса и 78 студенток VI курса. Средний возраст респондентов I курса составил 17,7 года, IV курса - 19,7 и VI курса - 22,9 года.

Доказанным фактом является влияние массы тела на синтез гонадотропинов в гипоталямусе, поэтому в первую очередь студенткам предлагалось вычислить индекс

массы тела на основании веса и роста. Анализ полученных данных показал, что наибольшее количество девушек с нарушениями питания обучались на I курсе, причем в половине случаев они имели дефицит массы тела (53%). Доля первокурсниц с избыточной массой тела составила 25% и значительно превышала таковую среди обучающихся на старших курсах. Процент девушек с номальной массой тела был максимальным у выпускниц (рис. 1).

70% 60% 50%

20% 10%

IV VI

Избыточная масса тела (ИМТ >25)

■ Нормальная масса тела (ИМТ от 18 до 25)

■ Дефицит массы тела ( ИМТ< 18)

Рис. 1. Соотношение индекса массы тела среди студенток I, IV и VI курсов

Однако из выявленных данных мы не можем сделать вывод о влиянии полученных в университете знаний на стремление к коррекции веса за неимением исходных показателей ИМТ у студенток IV и У курсов при поступлении в данный вуз.

Важнейшим фактором, позволяющим судить о состоянии репродуктивной системы женщины, является возраст менархе. Более чем у половины опрошенных возраст менархе находился в пределах нормальных значений (от 12 до 14 лет). Наиболее часто отклонения от нормального возраста менархе встречались у студенток первого года обучения. Доля девушек с нормальным возрастом менархе в этой группе была достоверно ниже, чем на старших курсах, причем значительно чаще встречалось раннее менархе (рис. 2).

10«, ом

VI курс

I курс IV курс

1 Позднее менархе (>15 лет)

■ Нормальный возраст менархе (12-14 лет)

■ ранее менархе (>11 лет)

Рис. 2. Возраст менархе у студенток I, IV и VI курсов БГМУ

Данные о возрасте менархе не имели достоверных отличий.

Нормальный менструальный цикл имело подавляющее большинство девушек на всех трех курсах, его продолжительность у большинства опрошенных от 22 до 42 дней. Нерегулярность менструального цикла с одинаковой частотой регестрировалась у студенток первого и последнего годов обучения. Среди нарушений менструального цикла достоверно чаще отмечала наличие гипомен-струального синдрома и аномальных маточных кровотечений отмечали первокурсницы и шестикурсницы. Аменорею в 2 раза чаще, чем на 1 курсе, и в 1,5 раза чаще, чем на IV курсе, отмечали студентки 6 курса (рис. 3).

I курс IV курс

■ Нормальный менструальный цикл I 1 Гиломанструальный синдром I Рис. 3. Соотношение нормального менструального цикла и его нарушений у студенток I, IV и VI курсов

Длительные менструации,

продолжительностью более 8 дней, отметили 7,5% студенток I курса, 7% - IV курса и 8,9% -VI курса. Гораздо чаще респонденты отмечали межменструальные кровотечения. На всех курсах респонденток беспокоили межменструальные кровотечения - I - 48,7%, IV - 47,1%, VI - 46,2%.

Каждая пятая отмечала головокружения, общую слабость, снижение работоспособности после окончания менструации - I -19,8%, IV - 21,1%, VI - 20,1%. Таким образом, можно предположить, что аномальными маточными кровотечениями страдает около половины студенток на всех этапах обучения в университете, и этот факт, безусловно, заслуживает более глубокого изучения.

Высокая частота дисменореи среди студенток нашего вуза, подтвердила данные литературы о значительном распространении дисменореи среди девушек. Выраженную болезненность при менструациях отметили 94,1% студенток I курса, 82,4% и 74,5% - IV и VI курсов соответсвенно. Нуждались в приеме анальгетиков и отмечали хороший эффект после их приема 89,6%, 80,7 и 76,9% студенток IV и VI курсов соответсвенно.

Более трети анкетируемых указывали на мастодинию (I - 38,8%, IV - 32,5%, VI -29,5%).

Достаточно часто регистрировалась диспареуния. Доля девушек, указавших наличие этого нарушения, была наибольшей на заключительном году обучения (I - 8%, IV -9%, VI - 18%).

Ранний сексуальный дебют отметили 2,8%, 0,9 и 1,3% респондентов. Не начинали половую жизнь 69,8% первокурсниц, 41,6% третьекурсниц и 16,7% шестикурсниц.

Предохранялись от незапланированной беременности только 78% студенток I курса, 54,4% IV и 61,5% VI курса. Лидером по приемлемости и безопасности явился метод прерванного полового акта, его практиковали 23,8%, 38,4% и 46,6% на I, IV и VI курсах соответственно. Барьерные методы (презерватив) использовали всего 10,4% респондентов на первом году обучения, 14,9% и 39,7% на 4- и 6-м соответственно. Наиболее эффективные методы контрацепции явились наименее прием-лимыми среди студенток нашего вуза. Так, комбинированные оральные контрацептивы использовали всего 7,5%, 3,8%, 14,1% девушек I, курсов. Чаще пользовались методами

экстренной контрацепции старщекурсницы (I -4,9%, IV - 0%, VI - 21,7%).

100% 90%

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I Не использовали контрацепцию ■ Презерватив

I Прерванный половой акт ■ КОК

Рис. 4. Распределение методов контрацепции у студенток I, IV и VI курсов

Прерывания беременности в анамнезе имели по 2% респонденток I и IV курсов и 8,3% шестикурсниц. Девушки первого года обучения использовали для прерывания беременности методику медикаментозного аборта, в то время как более половины (55%) использовали более небезопасные методы - хирургический аборт. Осложнения после медикаментозного аборта отметила только одна первокурсница. Обсуждение

Майкл П. Келли и Мэри Баркер в своей статье «Почему так сложно изменить поведе-

ние, связанное со здоровьем?» доказывают, что действующий сегодня социальный институт здравоохранения не справится с задачей изменения устойчивывх моделей поведения, связанных с негативным воздействием на здоровье человека. Для этого необходима постоянная совместная работа в области социальной рекламы, средств массовой информации, образования, направленного на формирование устойчивых ценностных ориентаций на социальные практики и поведение, сохраняющие здоровье человека [18]. Однако в настоящее время на первый курс медицинского университета приходят девушки, уже имеющие проблемы со здоровьем и с несформированными установками на здоровый образ жизни, особенно на сохранение репродуктивного здоровья. В процессе обучения на первых курсах университета большинство из них начинают половую жизнь, не имея ни малейшего представления о современной контрацепции. Знания, полученные на старших курсах в рамках программы акушерства и гинекологии, не меняют ситуации в лучшую сторону. Существует настоятельная необходимость в проведении работы по формированию навыков здорового образа жизни среди первокурсниц.

Выводы

1. Большая часть девушек-первокурсниц в отличае от студенток старших курсов БГМУ имеют нарушения питания, у них чаще наблюдается раннее менархе и нарушения менструального цикла. Но если у первокурсниц среди нарушений менструального цикла преобладают аномальные маточные кровотечения, то к шестому курсу увеличивается доля гипоменструального синдрома.

2. Дисменорея по данным анкетирования была выявлена более чем у 2 третей студенток (от 76% на VI и до 93% на I курсах), большинство нуждались в приеме анальгетиков. С возрастом эффективность от приема анальгетиков снижалась с 89,8 до 76,7%. Треть опрошенных отмечали наличие масто-динии, чаще первокурсницы. Диспареуния беспокоила опрошенных девушек от 8 до 18%, частота ее увеличивалась с возрастом.

3. Необходимо отметить что в большинстве случаев сексуальный дебют приходился на возраст старше 18 лет. Доля девушек, использующих какие-либо методы контрацепции, прогрессивно снижалась в процессе обучения (78%, 54,4% и 61,5 девушек на I, III и VI курсах соответственно). Студентки отдавали предпочтение менее эффективным традиционным методам контрацепции, руководствуясь при выборе прежде всего ценой и

I курс IV курс VI курс

простотой в использовании, не задумываясь о влиянии контрацепции на здоровье. Поэтому наиболее предпочтительным выбором был прерванный половой акт, реже презервативы. Доля девушек, отдающих предпочтение со-времен-ным, эффективным методам контрацепции, составляет от 3-7 до 14%. Крайне редко девушки использовали метод экстренной контрацепции.

4. Стиль репродуктивного поведения, безусловно, отражался на распространенности

заболеваемости репродуктивной системы. Полученные при анкетировании данные свидетельствовали о высокой распространенности нарушений менструального цикла, дисме-нореи, мастальгии и диспареунии среди студенток БГМУ.

5. Выбор малоэффективных вариантов контрацепции свидетельствует о крайне недостаточных знаниях о современных методах планирования семьи у студентов медицинского университета.

Сведения об авторах статьи: Муслимова Софья Юрьевна - д.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии №1, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: sjmus1956@yandex.ru.

Зулкарнеева Эльмира Маратовна - к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии №»1, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: zulkarneeva.elmira@yandex.ru

Идрисов Айнур Динарович - врач акушер-гинеколог детского гинекологического отделения ГБУЗ РДКБ МЗ РБ. Адрес: 450106, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, 98. E-mail: idrisov.a.d@yandex.ru.

Джафарова Диана Рафиговна - ординатор кафедры акушерства и гинекологии №»1, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: emexdieva@bk.ru.

Сахаутдинова Индира Венеровна - д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии №»1, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: indira2172@yandex.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия в области репродуктивного здоровья в целях ускорения прогресса в направлении достижения международных целей и задач в области развития [Электронный ресурс] http://www.who.int/reproductivehealth/general/RHR_04_8/ru/;

2. Репродуктивное поведение студентов медицинского вуза: реалии контрацептивного выбора / Т.А. Обоскалова, О.В. Прохорова // Гинекология. - 2018. - Т. 20 №3. - С. 16-20.

3. Medical students 'knowledge, attitudes and perceptions towards contraceptive use and counselling: a cross-sectional survey in Maharashtra, India. / S. Hogmark [et al.] // BMJ Open - 2013. - Vol. 3, №12. - P. 1-7.

4. Medical students' attitudes towards contraception. / M. Kajic [et al.] // Psychiatria Danubina. - 2015; - Vol.27, №2. - P. 590-592.

5. Назарова, И.Б. Репродуктивные установки студенческой молодежи: ценностный аспект (обзор эмпирических исследований) / И.Б. Назарова, М.П. Зеленская // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2017. - Т. 17, N° 4. - С. 555-567.

6. Говязина, Т.Н. Контрацептивное поведение как фактор риска для репродуктивного здоровья студентов младших курсов медицинского университета / Т.Н. Говязина, Ю.А. Уточкин // Анализ риска здоровью. - 2017. - № 2. - С. 88-95.

7. Информированность студентов медицинского вуза в вопросах контрацепции / Ю.А. Петров //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - Т.5, № 5. - С. 751-753.

8. Представления о здоровье и здоровьесбережении у студенческой молодежи / В.И. Филоненко [и др.] // Социс. Социологические исследования. - 2018. - № 7. - С.152-157.

9. Калачикова, О.Н. Модели репродуктивного поведения населения (на материалах Вологодской области) / О.Н. Калачикова, А.В. Короленко // Народонаселение. - 2018. - Т. 21, № 4. - С. 109-119.

10. Сравнительная характеристика сексуального и контрацептивного поведения студенток и курсантов женского пола / А.А. Шмидт [и др.] //Биомедицинский журнал медлайн.ру. - 2018. - № 19. - С. 561-571.

11. Zayats, O. V. Hygienic aspects of the state of reproductive health of female students of medical universities (literature review) / O. V. Zayats, I. A. Naumau //J. of the Grodno State Medical University. - 2019. Vol.17, № 4. - P. 361-367.

12. Герасимова, Л.И. Анализ заболеваемости органов репродуктивной системы девушек-студенток / Л.И. Герасимова // Здравоохранение Чувашии. - 2016. - №1. - С. 27-30.

13. Сурвилло, Е.В. Сравнительный анализ репродуктивных установок студентов высших учебных заведений / Е.В. Сурвилло // Вестник новых медицинских технологий. - 2016. - № 2. - С.152-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Donmez, S. Premenstrual Syndrome in Nursing Students and The Affecting Factors / S, Donmez, S. Gumussoy // Kocaeli Medical Journal. - 2019. - Vol. 8, № 2. - P.38-45.

15. Zhao, Hu Prevalence and Risk Factors Associated with Primary Dysmenorrhea among Chinese Female University Students: A Cross-sectional Study /Zhao Hu [et al.] // J. of Pediatric and Adolescent Gynecology. - 2020. - Vol. 33, № 1. - P.15-22.

16. Исследование отношений студенческой молодежи к репродуктивному здоровью / М.А. Зайцева // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №2. - С. 50-56.

17. Kelly, M.P. Barker M Why Is Changing Haelth-Related Behavior So Difficult? / M.P. Kelly, M. Barker //Public Health. - 2016. - № 136. - P. 109-116.

REFERENCES

1. Reproductive health strategy to accelerate progress towards the attainment of international development goals and targets. Global strategy adopted by the 57th World Health Assembly. http://www.who.int/reproductivehealth/general/RHR_04_8/ru/;

2. Oboskalova T.A., Prohorova O.V. Reproduktivnoe povedenie studentov medicinskogo vuza. Realii kontraceptivnogo vibora. [Reproductive behavior of medical students: realities of contraceptive choice] // Gynecology. 2018;20(3):16-20. (In Russ)

3. Medical students 'knowledge, attitudes and perceptions towards contraceptive use and counselling: a cross-sectional survey in Maharashtra, India. / S. Hogmark [et al.] // BMJ Open. 2013.;3(12): 1-7.

4. Medical students' attitudes towards contraception. / M. Kajic [et al.] // Psychiatria Danubina. 2015.;27(2): 590-592.

5. Nazarova I.B., Zelenskaya M.P. Reproductivnie ustanovki studencheskoi molodeji: cennostniy aspect [Reproductive Attitudes of The Student Youth] (A Review Of Empirical Studies) // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. 2017.;17(4): 555-567. (In Russ)

6. Govyazina, T.N. Contraceptive behavior as a risk factor for the reproductive health of junior-year students of the medical university / T.N. Govyazina, Yu. A. Utochkin // Health Risk Analysis. 2017.;(2): 88-95. (In Russ)

7. Awareness of medical students in contraception / Yu. A. Petrov // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016.;5(5): 751-753.

8. Ideas about health and health savings among student youth / V.I. Filonenko [and others] // Socis. Sociological research. 2018.;(7):152-157.

9. Kalachikova, ON Models of reproductive behavior of the population (based on materials from the Vologda region) / ON. Kalachikova, A.V. Korolenko // Population. 2018.;21(4): 109 - 119.

10. Barsukova, T.I. Social health of female students as a category of women of early reproductive age / T.I. Barsukova, D.D., Bayramkulova // Power. 2019.;27(4): 196-202.

11. Zayats, O. V. Hygienic aspects of the state of reproductive health of female students of medical universities (literature review) / O. V. Zayats, I. A. Naumau //J. of the Grodno State Medical University. 2019.;17(4): 361-367.

12. Gerasimova, L.I. Analysis of the incidence of reproductive system organs in female students / Gerasimova, L.I. // Health care of Chuvash. 2016.;(1): 27-30.

13. Survillo, E.V. Comparative analysis of reproductive attitudes in university female students / E.V. Survillo // Vestnik novyh medicinskih tehnologij. 2016.;(2):152-155.

14. Dönmez, S. Premenstrual Syndrome in Nursing Students and The Affecting Factors / S, Dönmez, S. Gumussoy // Kocaeli Medical Journal. 2019.;8(2):38-45.

15. Zhao, Hu Prevalence and Risk Factors Associated with Primary Dysmenorrhea among Chinese Female University Students: A Cross-sectional Study /Zhao Hu [et al.] // J. of Pediatric and Adolescent Gynecology. 2020.;33(1): 15-22.

16. Study of the relationship of student youth to reproductive health / M. A. Zaitseva // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2017.;(2): 50-56.

17. Kelly, M.P. Barker M. Why Is Changing Haelth-Related Behavior So Difficult? / M.P. Kelly, M. Barker //Public Health. 2016.;(136): 109-116.

УДК: 616.34-0.22.575.174.015.3 © Н.В. Епифанцева, Ю.А. Витковский, 2022

Н.В. Епифанцева, Ю.А. Витковский ВЛИЯНИЕ ПОЛИМОРФИЗМА ГЕНА G1082AIL-10 НА ТЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

ФГБОУВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Чита

В развитии, течении и исходах острых кишечных инфекций значительная роль отводится полиморфизму генов, отвечающих за индукцию синтеза молекул воспаления.

Цель работы: выявить особенности клинической картины заболевания в зависимости от полиморфизма гена G1082AIL-10 и его влияние на индукцию синтеза ИЛ-10.

Материал и методы. Проведено исследование 108 человек с диагнозом острая кишечная инфекция. В сыворотке крови пациентов определяли уровень ИЛ-10 с использованием тест-систем ЗАО «Вектор-Бест» (г. Новосибирск). Определение полиморфизма гена G1082AIL-10 проводилось методом ПЦР с использованием праймеров ООО «Литех» (г. С-Петербург). Анализу подвергалась геномная ДНК. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи электронных программ Microsoft Excel 2010, Statistica 6,0.

Результаты. У всех исследуемых установлено преобладание доминантного аллеля G локуса G1082A гена IL-10. При этом у пациентов с острой кишечной инфекцией, являющихся обладателями гипопродуктивного аллеля А в варианте -АА1082 гена IL-10, отмечено значительное снижение экспрессии интерлейкина 10, что повлияло на клиническое течение процесса при поражении желудочно-кишечного тракта.

Выводы. Полиморфизм гена IL-10 G1082A, не влияя на риск развития острых кишечных инфекций, оказывает воздействие на индукцию экспрессии ИЛ-10 и, соответственно, на клиническую картину заболевания.

Ключевые слова: острые кишечные инфекции, полиморфизм, ИЛ-10, диарея, интоксикация.

N.V. Epifantseva, Yu.A. Vitkovsky INFLUENCE OF G1082A IL-10 GENE POLYMORPHISM ON THE COURSE OF ACUTE INTESTINAL INFECTIONS

In the development, course and outcomes of acute intestinal infections, a significant role is played by the polymorphism of genes responsible for the induction of the synthesis of inflammatory molecules.

Purpose of the work: to identify the features of the clinical picture depending on the polymorphism of the G1082A IL-10 gene and its effect on the induction of IL-10 synthesis.

Material and methods. 108 people diagnosed with acute intestinal infection were studied. In the blood serum, the level of IL-10 was determined using the test systems of «Vector-Best», Novosibirsk. Determination of the polymorphism of the G1082A IL-10 gene was carried out by PCR using primers of «Litekh» LLC (St. Petersburg). Genomic DNA was analyzed. Statistical data processing was carried out using electronic programs Microsoft Excel 2010, Statistica 6.0.

Results. In all the subjects, the predominance of the dominant allele G of the G1082A locus of the IL-10 gene was found. At the same time, in patients with acute intestinal infection, who are owners of the hypoproductive allele A in the -AA1082 variant of the IL-10 gene, a significant decrease in the expression of interleukin 10 was noted, which affected the course of the gastrointestinal tract lesion syndrome.

Conclusions. The presence of the IL-10 G1082A gene polymorphism, without affecting the risk of developing acute intestinal infections, affects the induction of IL-10 expression and the clinical picture of the disease.

Key words: acute intestinal infections, polymorphism, IL-10, diarrhea, intoxication.

Острые кишечные инфекции (ОКИ) являются довольно актуальной проблемой, сохраняется высокий уровень заболеваемости

как в развитых, так и в развивающихся странах. При этом немаловажную роль в течении и исходах заболевания играют не только пато-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.