Научная статья на тему 'Динамические паузы на уроках в школе как фактор сохранения здоровья ребенка'

Динамические паузы на уроках в школе как фактор сохранения здоровья ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1106
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА / DYNAMIC PAUSE / THE HEALTH OF SCHOOLCHILDREN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамические паузы на уроках в школе как фактор сохранения здоровья ребенка»

УДК. 371.3

Е.П. Руднева

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА31

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №246 Приморского района Санкт-Петербурга,

secretar@school246.ru

Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте за компьютером дома, в школе на уроках, на переменах многим школьникам снова хочется остаться в классе или присесть в холле школы за книгой или планшетом. В следствие этого у них возникает гиподинамия, и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость воспринимать и осмысливать все больший объем информации, и как следствие организм школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья - нарушения осанки, зрения, появляется усталость находящихся в статическом напряжении мышц работающей кисти руки, мышц спины, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ. Если ученикам не предоставить небольшой отдых вовремя урока, то они не смогут быстро переключиться на другой вид работы. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как мы - учителя в школе, можем повлиять на сохранение здоровья ученика. Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень

31 E.P. Rudneva, Dynamic pause for lessons in school as a factor in the conservation of the child health, State budget educational institution of secondary school Primorsky district of St. Petersburg, Russia

учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся [1]. Чтобы улучшить самочувствие ребенка во время урока я стараюсь проводить физкультминутки спустя 18-20 минут от начала урока, так как к этому времени организм ученика успевает устать от темпа урока, от количества получаемой информации, от однотипного положения тела, от большой нагрузки на зрительный аппарат. До 70% работы на уроке русского языка уходит на письменный вид работы и только порядка 30 % - на разговорный [2]. На практике я использую физкультминутки разных видов, например:

1. Физкультминутки для школьников на уроках, требующих письма.

2. Физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц.

3. Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения.

4. Упражнения для шейного отдела позвоночника.

5. Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

6. Физкультминутки для нормализации осанки.

7. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Физкультминутки сопровождаю эмоциональным чтением стихотворных текстов, для кисти рук: Этот пальчик - в лес пошёл, Этот пальчик - гриб нашёл, Этот пальчик - чистить стал, Этот пальчик - жарить стал, Этот пальчик - ел, ел и потолстел [3].

Ребятам нравятся физкультминутки и для разговорного аппарата, не зависимо от его нагрузки на уроке. Я применяю такой вид работы не только в середине урока, но и во время объяснения нового материала - написание предложения с пунктуационными орфограммами и орфограммами в словах. Вставив недостающие орфограммы ученики, соревнуясь между собой, по рядам проговаривают скороговорки, тем самым повторяем роды и жанры литературы - наблюдаем межпредметную связь. Одновременно развивается у ребят правильная громкая речь, дикция, скорость произношения, чувство коллективизма. Проверяем орфографическую грамотность в словах, используя элементы физкультминутки для рук (например, хлопаем в ладоши при согласии

с выбором орфограммы). В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается [2]. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора.

Литература:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2011.

2. Ковалько В.И. "Школа физминуток". - М.:ВАКО, 2009

3. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. - СПб.: КАРО, 2009.

Ключевые слова: динамическая пауза, здоровье школьника. Keywords: dynamic pause, the health of schoolchildren.

УДК . 376

Сидорова Н.А., Савушкин А.А., Кузьмина Е.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

32

ЧЕЛОВЕКА» В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ32

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск,

Россия, vanlis@petrsu. ru

Кроме информации о состоянии окружающей среды и ее действии на здоровье человека, к экологической информации в соответствии с положениями Орхусской конвенции относятся сведения о всех факторах, деятельности, мероприятиях, административных мерах, которые влияют или могут повлиять на окружающую среду и способны оказать воздействие на человека. В процессе образования возникают различные здоровьесберегающие технологии, направленные на обучение ребенка здоровью. При этом, используются идеи

32 Sidorova N.A., Savushkin A.I., Kuzmina E.A. The implementation of the program "environmental management and the protection of human health" in the framework of further education? Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.