Научная статья на тему 'Роль физкультурных минуток в формировании здорового образа жизни учащихся в начальной школе'

Роль физкультурных минуток в формировании здорового образа жизни учащихся в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1283
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ФИЗКУЛЬМИНУТКИ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насонова Нина Григорьевна

Автор делится опытом по сохранению и укрепления здоровья учащихся начальной школы, раскрывает роль физкультминуток на уроках, приводит упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с мышц туловища, для снятия утомления с глаз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль физкультурных минуток в формировании здорового образа жизни учащихся в начальной школе»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

J

Л

Насонова Нина Григорьевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбург

РОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

____________________________________________________________Г

Аннотация: Автор делится опытом по сохранению и укрепления здоровья учащихся начальной школы, раскрывает роль физкультминуток на уроках, приводит упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с мышц туловища, для снятия утомления с глаз.

Ключевые слова: здоровьесбережение, физкульминутки, упражнения.

О доровье - это еще не все, но все без здоровья -\\Оничего», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела в нашей стране статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», современных концепций развития образования.

В рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона с 2007 года в числе ряда других направлений ведется системная деятельность по проблеме «Построение открытой здоровьесозидающей образовательной среды в образовательных учреждениях» [1,3,4,5]. Здоровьесохраняющее образование возможно только при создании в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико-психолого-педагогическому явлению. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связанно с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Множество элементов здорового образа жизни младшего школьника находятся в сфере педагогического влияния учителя начальных классов, от чего во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

В данной работе представлены практические наработки автора в области обновления содержания физкультурных минуток для учащихся начальной школы.

На многих уроках, особенно русского языка, математики учащимся приходиться много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Наиболее эффективна в этих случаях организация системой деятельности учителя по проведение физкультурных минуток. Физминутки используются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

Время начала физкультурной минутки определяет учитель при проявлении у школьников первых признаков утомления. Обычно это наблюдается через 20-25 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижают работоспособность. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и др. [2].

На уроках в начальной школе МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбурга широко используется веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший. Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки. Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра - это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик - учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т. д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

67

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

В начале каждой физкультурной минутки дети принимают исходное положение (далее - и. п.) - стоя, ноги на ширине плеч.

Таблица 1

Название Слова Движение детей

Аист -Аист, аист, длинноногий, Покажи скорей дорогу. Аист отвечает: - Топни правою ногой, Топни левою ногой. Снова - правою ногой Снова - левою ногой. Вот тогда придешь домой Разводят руки в стороны; топают правой ногой, левой ногой, повторяют; разводят руки в стороны и отпускают их

Гуси Гуси серые летели, На лужайке тихо сели. Посидели, поклевали, Потом быстро побежали Машут руками, приседают. Сидя, кивают головой. Встают, бегут на месте.

Дружные ребятки вышли на зарядку Дружные ребятки Вышли на зарядку. Ноги поднимайте, Веселей шагайте. Потянулись дружно-Закаляться нужно. Подтянулись дружно-Закаляться нужно Ноги крепче стали, Сели и привстали. Сели и привстали Ноги крепче стали. Дружные ребятки сделали зарядку! Идут на месте, высоко поднимают ноги. Делают глубокий вдох и потягиваются, делают выдох и наклоняются вперед, повторяют. Возвращаются в и. п., идут на месте, приседают. Возвращаются в и. п., идут на месте

Паровоз Загудел паровоз и вагончики повез. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Далеко я укачу Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут А круглые колесики все стук, да стук, да стук Имитируют правой рукой гудок. Идут на месте с согнутыми руками, показывают рукой вдаль. Рисуют руками в воздухе вагончики, бегут на месте. Рисуют руками в воздухе колеса, хлопают в ладоши.

Хомка Хомка, хомка, хомячок, Полосатый бочек. Хомка раненько встает, Щечки моет, Шейку трет Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре пять. Хомка хочет сильным стать Делают руками большие круговые движения, изображая щеками хомяка. Немного наклоняются вправо, затем влево, руками показывают на «бочок». Потягиваются. Имитируют мытье щек и шеи, уборку хатки. Идут на месте, разводят руки в стороны, сгибают в локтях, показывая их силу

Шляпа Я надел большую шляпу, Сел у елочки под лапу, Не найдет меня дружок, Потому что я грибок Рисуют руками в воздухе большую шляпу, приседают, грозят пальцем, складывают руки над головой в замок.

Поросенок Пятачок Поросенок Пятачок Отлежал себе бочек, Встал на ножки Потянулся А потом присел, нагнулся И немножко поскакал И на месте пошагал А потом опять прилег Но уже на левый бок Показывают правой рукой круглый нос пятачок. Наклоняются влево, рукой показывая на правый бок, возвращаются в и. п. Потягиваются, поднимают руки вверх, приседают, наклоняют голову вниз, возвращаются в и. п. Бегут на месте, идут на месте. Наклоняются в право, складывают ладоши под щеку, показывают на левый бок.

Вороны Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны Кар-кар-кар! Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар! Только к ночи умолкают И все вместе засыпают: Кар-кар-кар Рисуют руками в воздухе елочку. Прыгают на месте, складывают ладоши под щеку, грозят пальцем. Громко каркают. Прикладывают ука зательный палец к губам. Складывают ладоши под щеку, тихо каркают

Ваня Ваня шел, шел, шел Белый гриб нашел. Раз-грибок, два - грибок Положили в кузовок Идут на месте. Наклоняются вперед, поднимаясь, показывают воображаемый гриб в руке. Наклоняются вперед, имитируя сбор грибов

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле. На счет 1,2 - плавно наклонить голову назад, 3,4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И. п. - сидя, руки на поясе. На счет 1 - поворот головы на право; 2 - и. п.; 3 - поворот головы налево; 4 - и. п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево; 2 - и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Затем повторить то же упражнение правой рукой

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

И. п. -стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно отпустить руки вниз, потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. На счет 1,2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3,4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз. Затем руки отпустить вниз и расслабленно ими потрясти. Темп медленный.

68

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

И. п. - сидя, руки вверх. На счет 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно отпустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с мышц туловища

И. п. -стойка ноги врозь, руки за голову. На счет 1 -резко повернуть таз направо; 2 - резко повернуть таз налево. Во время повторов плачевой пояс оставить неподвижным. Повторять 6-8 раз. Темп средний.

И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. На счет 1,2,3 - круговые движения тазом в одну сторону; 4,5,6 -то же в другую сторону; 7,8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

И. п. - стойка ноги врозь. На счет 1,2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, -вдоль тела вверх; 3,4 - и.п; 5,8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с глаз

Филин. Закрыть глаза на 3-4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть в даль и не моргать в течение 5-6 с.

Веселые рожицы. Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ежика -губки вытянуты вперед - влево - направо - вверх - вниз).

Далеко-близко. Учитель называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 с. - предмет расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их.

Именно через системное использование серии

физкультминуток в процессе обучения в начальной школе мы способствуем формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости учащихся. Непринужденная весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором. Регулярные физические нагрузки улучшают память, помогают в концентрации внимания, улучшают точность оценки выполненной физической и умственной работы. Это в свою очередь повышает успеваемость школьников на 10-15%, отвлекает от вредных привычек, что отмечается многими учителями школы.

Литература

1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. с. 32-43.

2. Ревенко Е. М., Никитина Н. В., Сальников В. А. Соотношение двигательных и умственных способностей у школьников 5-6-х классов//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2011, № 3 (82), с. 59-67.

3. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.//Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012. с. 56-64.

4. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирова-ния//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

5. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»//Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 5.

Дубинина Татьяна Николаевна

Директор гимназии Хмелевская Наталья Викторовна

замдиректора по научно-методической работе Соколова Светлана Юрьевна замдиректора по воспитательной работе Жаворонкова Ольга Владимировна

педагог-организатор, учитель русского языка и риторики Деревянко Елена Анатольевна

педагог-организатор, учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия № 177 E-mail gimnazia_177@mail.ru, khmel_nataly@e1.ru

J Ч

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФЕСТИВАЛЬНОГО

УЧЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-

^ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ^

Аннотация. В статье представлен опыт работы МБОУ гимназии № 177 г. Екатеринбурга, участника научнообразовательной сети ОУ Уральского региона федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) по разработке технологии организации интеллектуально-творческой деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала учащихся, также предполагает расширение сферы реализации интеллектуальных и творческих запросов учащихся независимо от уровня и направленности способностей.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал учащихся, технология организации интеллектуально-творческой деятельности.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.