Научная статья на тему 'Реализация программы «Природопользование и охрана здоровья человека» в рамках дополнительного образования'

Реализация программы «Природопользование и охрана здоровья человека» в рамках дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / PROTECTION OF HUMAN HEALTH / FURTHER EDUCATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация программы «Природопользование и охрана здоровья человека» в рамках дополнительного образования»

с выбором орфограммы). В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается [2]. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора.

Литература:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2011.

2. Ковалько В.И. "Школа физминуток". - М.:ВАКО, 2009

3. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. - СПб.: КАРО, 2009.

Ключевые слова: динамическая пауза, здоровье школьника. Keywords: dynamic pause, the health of schoolchildren.

УДК . 376

Сидорова Н.А., Савушкин А.А., Кузьмина Е.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

32

ЧЕЛОВЕКА» В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ32

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск,

Россия, vanlis@petrsu. ru

Кроме информации о состоянии окружающей среды и ее действии на здоровье человека, к экологической информации в соответствии с положениями Орхусской конвенции относятся сведения о всех факторах, деятельности, мероприятиях, административных мерах, которые влияют или могут повлиять на окружающую среду и способны оказать воздействие на человека. В процессе образования возникают различные здоровьесберегающие технологии, направленные на обучение ребенка здоровью. При этом, используются идеи

32 Sidorova N.A., Savushkin A.I., Kuzmina E.A. The implementation of the program "environmental management and the protection of human health" in the framework of further education? Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

303

индивидуального образования, личностно ориентированного и развивающего обучения, развития познавательного интереса учащихся и вовлечения их в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, которые сформулированы в работах ряда ученых [1 - 7].

В Петрозаводском госуниверситете совместно с Домом творчества детей и юношества № 2 г. Петрозаводска разработана и успешно осуществляется программа «Природопользование и охрана здоровья человека». Базовым звеном реализации программы остается общеобразовательная школа, модернизация которой в контексте современного образования сопровождает дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса. Помимо школы, в процесс вовлекаются учреждения дополнительного образования и вуз, как основа профильного обучения в старшей школе и развития профессиональных интересов и склонностей учащихся. Для выполнения цели и задач программы «Природопользование и охрана здоровья человека» использованы проектная и научно-исследовательская деятельность в межпредметных областях (экология) и определенных научных направлениях (ботаника, физиология, микробиология и т.д.). Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним и строится на педагогике сотрудничества. Для каждого проекта создаётся собственное портфолио в котором обязательно указываются: учебный предмет в рамках которого проводится работа по проекту; учебные дисциплины, близкие к теме проекта; возраст учащихся, на который рассчитан проект; тип проекта: информационно-поисковый (1 этап деятельности школьников); исследовательский (2 этап деятельности школьников), который включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов; научные методы, которые используются при выполнении проекта: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос; цель проводимого исследования в рамках проекта: практическая, например, изучение факторов, приводящих к нарушению осанки у детей школьного возраста, анализ и рекомендации к использованию методики по профилактике сколиоза у школьников, педагогическая: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; организация индивидуальной и групповой деятельности участников проекта, выявление умений и способностей работать

самостоятельно по выбранной теме. Кроме основных задач проекта, особое внимание уделяется так называемым развивающим задачам: развитие интереса к предмету; создание потенциал для творческих способностей учащихся и формирования навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с различными источниками информации, проведения социологических опросов, расширение кругозора, эрудиции.

Научная работа осуществляется по принципу горизонтальных и вертикальных связей. Под горизонтальной связью понимается объединение детей одинакового уровня подготовки, но из разных школ и разных возрастов, а под вертикальной - взаимодействие школьников со студентами разной степени подготовленности по определенным медико-биологическим дисциплинам, представляющим разные факультеты вуза.

Успешное усвоение задач программы связано с использованием ПОПС-формулы профессора права Дэйвида Маккойд-Мэйсона из ЮАР, переведен-ной на русский язык Аркадием Гутниковым - вице-президентом Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование».

П - позиция (в чём заключается ваша точка зрения ) - я считаю, что ...

О - обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - ... потому, что...

П - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - .например.

С - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - .поэтому.

Учитывая, что подготовка проводится с ориентацией на будущую специальность, научно-исследовательская работа обогащает научные интересы школьников и студентов. Каждый школьник и студент интерпретирует данные НИР под углом своей будущей специальности. Результаты НИР коллективно обсуждаются на заседаниях студенческого научного общества (СНО), докладываются ежегодно на студенческих и школьных конференциях и отмечаются дипломами разной степени. Лучшие работы отсылаются для участия в Международных и Региональных конференциях. Чаще всего школьники и студенты участвуют в ежегодных Пироговских конференциях, в МГУ (Ломоносовские чтения), в Пущинских чтениях и т.д., где получают дипломы разных степеней. Ученица 1 лицея, а затем и студентка ЭБФ ПетрГУ

Корнилова Е. А. принимала участие в Международной конференции по микробиологии в Берлине. Где её работа отмечена, как Лауреат конкурса «Инновации по микробиологии». Лучшие работы школьников и студентов печатаются не только в тезисах конференций, а и в сборниках научных статей ВАКовского перечня. При этом формальная профориентация со старшеклассниками профильных классов становится более реальной. Увеличивается процент студентов, остающихся для обучения в ПетрГУ. Многие продолжают заниматься исследовательской деятельностью по темам, выбранным благодаря реализации программы «Природопользование и охрана здоровья человека».

Литература:

1. Голант, Е.Я. Организация учебной работы в советской школе /Е. Я. Га-лант. - М.: Педагогика, 1957.

2. Кирсанов, А.А., Кочнев, А.М. Интегративные основы широкопрофель-ной подготовки специалистов в техническом вузе/А. А. Кирсанов, А. М. Кочнев. - Монография. Нижний Новгород, 1999.

3. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989.

4. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е. С. Рабунский. - М.: Педагогика, 1975.

5. Реброва, Л.В. Памятка по анализу-синтезу//Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе-М.,1970.

6. Скаткин, М. Н. Школа и всестороннее развитие детей/ М. Н. Скаткин.-М.: Педагогика, 1980.

7. Шахмаев, Н.М. Учителю о дифференцированном обучении/Н. М. Шахмаев. - М.:НИИ ОП АПН СССР, 1989.

Ключевые слова: природопользование, охрана здоровья, дополнительное образование.

Keywords: environmental management, protection of human health, further education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.