Научная статья на тему 'ДИХОТОМИЯ ДОБРА И ЗЛА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ НЕГАТИВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

ДИХОТОМИЯ ДОБРА И ЗЛА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ НЕГАТИВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / добро / зло / социокультурные трансформации / студенты-юристы / профессиональная этика.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нерсесянц А. В., Карабущенко Н. Б.

На духовно-нравственные ориентации молодежи оказывают негативное влияние такой мировой тренд социокультурной трансформации, как распространение идеологии потребления, а также состояние социальной аномии, переживаемое российским обществом. В статье анализируются результаты исследования ценностных ориентаций студентов-юристов. Выявлено наличие деформаций в системе их ценностных ориентаций, что обусловлено как общим фоном социокультурных трансформаций, так и недоработками в рамках образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИХОТОМИЯ ДОБРА И ЗЛА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ НЕГАТИВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

или психологического насилия); мотивация стремления найти «свою» социальную нишу с возможностью максимальной реализации. Человек, склонный к резкому изменению поведения в зависимости от того, какая информация ему поступает и на него воздействует, имеет так называемое диффузное сознание. В норме объективная реальность - достаточно устойчивое образование, а реальность субъективная - относительно статична именно в силу наличия у взрослого человека устойчивых ценностей, убеждений, принципов, паттернов, образов, сквозь призму которых и преломляется вся воспринимаемая информация. При диффузном характере сознания, субъективная реальность формируется с трудом и с трудом осознается, а ее лакуны заполняются информацией любого рода, пришедшей извне. В диффузном сознании высока внушаемость и ведомость его обладателя, а также крайности поведенческих проявлений, начиная от асоциального поведения и заканчивая патологическим альтруизмом.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1991. 2 т.

2. Кузьмина Т.И. Миф и внушаемость в психологическом контексте // Миф в истории, политике, культуре [Электронный ресурс]: Сборник материалов I Международной научной междисциплинарной заочной конференции (ноябрь 2017 года, г. Севастополь) / Под редакцией О.А. Габриеляна, А.В. Ставицкого, В.В. Хапаева. Севастополь: Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2018. с. 176-181.

3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М: Правда, 1990.

4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

ДИХОТОМИЯ ДОБРА И ЗЛА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ НЕГАТИВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ

ТРАНСФОРМАЦИЙ

Нерсесянц А. В., Москва (Россия), преподаватель кафедры психологии, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны РФ, nersesancanna@gmail.com

Карабущенко Н. Б., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны РФ, n_karabushenko@inbox.ru

DOI:

На духовно-нравственные ориентации молодежи оказывают негативное влияние такой мировой тренд социокультурной трансформации, как распространение идеологии потребления, а также состояние социальной аномии, переживаемое российским обществом. В статье анализируются результаты исследования ценностных ориентаций студентов-юристов. Выявлено наличие деформаций в системе их ценностных ориентаций, что обусловлено как общим фоном социокультурных трансформаций, так и недоработками в рамках образовательного процесса.

Ключевые слова: ценностные ориентации, добро, зло, социокультурные трансформации, студенты-юристы, профессиональная этика.

THE DICHOTOMY OF GOOD AND EVIL IN THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS OF LAW STUDENTS IN THE CONTEXT OF NEGATIVE SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATIONS

Nersesyants A. V., Moscow (Russia), Lecturer of the Department of Psychology FGKVOU VO "Military University" of the Ministry of Defense of the Russian Federation, nersesancanna@ gmail.com

Natalia B. K., Moscow (Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Psychology of the Federal State Educational Institution "Military University" of the Ministry of Defense of the Russian Federation, n_karabushenko@inbox.ru

The spiritual and moral orientations of young people are negatively influenced by such a global trend of sociocultural transformation as the spread of the consumerism ideology, as well as the state of social anomie experienced by Russian society. The article analyzes the results of the study of law students value orientations. The study revealed the deformations in the system of their value orientations, which is due to both the general background of socio-cultural transformations and defects in the education process.

Keywords: value orientations, good, evil, socio-cultural transformations, law students, professional ethics

Современное общество переживает период сложнейших социокультурных трансформаций, которые связаны с идущими во всем мире процессами глобализации, информатизации, биотехнологического развития, вторгающегося уже в природу человека, и т.д. Порождаемые этими трансформациями многоплановые и разнонаправленные (как позитивные, так и негативные) изменения социальной жизни наиболее существенным образом затрагивают соционормативную систему общества, формирующую его духовные основы. Если попытаться выделить из мировых трендов социокультурной динамики то, что оказывает наиболее существенное деформирующее влияние на духовную жизнь современного общества, то можно, по-видимому, согласиться с теми авторами, кто высказывает особую тревогу по поводу распространения идеологии потребления. Присущая этой идеологии трактовка материальных благ в качестве главных символов социального статуса и жизненного успеха человека означает отказ от прежней системы представлений о добре и зле, для которой были характерны «социальное осуждение жадного, ненасытного и хвастливого потребления» [1, с. 106].

В научной литературе, посвященной данной проблеме, нередко используется понятие «синдром потребительства», характеризующее подобное состояние общественного и индивидуального сознания как своего рода психологическую болезнь, чреватую разрушением духовных основ общественной жизни и тех ценностно-смысловых структур сознания человека, которые обеспечивают полноту и гармоничность его внутреннего мира. При этом масштабы проблемы таковы, что некоторые авторы отказываются рассматривать «синдром потребительства» как патологию (т.е. как отклонение от некой здоровой нормальности) и

говорят о нем как о «доминирующем синдроме современной культуры», уже приобретшем характер социальной нормативности [3, с. 22].

Наибольшее деформирующее воздействие подобные социокультурные трансформации оказывают на ценностные, и прежде всего - духовно-нравственные, ориентации представителей молодого поколения, личность которых находится в процессе активного формирования. В условиях современного информационного общества существенным фактором, воздействующим на этот процесс, является большая включенность молодежи (и прежде всего студенчества как наиболее «продвинутой» ее части) в интернет-коммуникации. Наряду с расширением коммуникативного пространства воздействие Интернета как агента социализации несет в себе и целый ряд негативных момент. В их числе исследователи указывают усиление значимости потребительских ценностей в структуре ценностных ориентаций личности, а также связанное с этим возрастание индивидуализма и снижение влияния традиционных институтов, которые базируются на выработанных за всю историю человечества фундаментальных представлениях о добре и зле, объединяющих общество в единой целое [2, с. 45].

В России ситуация осложняется еще и тем, что такая трансформация ценностей происходит в условиях социальной аномии, обусловленной резким переходом страны от социализма, для которого было характерно доминирование общественных ценностей над личными, к капитализму, где «общество все больше воспринимается людьми как поле битвы за сугубо личные интересы» [4, 94]. Аномия подрывает ценностные основы взаимоотношений индивида и социума, деформирует процессы социализации личности (особенно личности представителей молодого поколения). В этих условиях люди, не сумевшие вписаться в реальность, нередко стремятся найти нелегальные пути адаптации к резко меняющимся социо-нормативным параметрам общественной жизни и т.д. Поэтому не случаен тот факт, что особенностью российского общества в условиях аномии является «небывалая криминальная насыщенность» [4, 95].

Такое положение дел актуализирует необходимость исследования ценностных ориентаций студентов-юристов, профессиональная деятельность которых в ближайшем будущем будет определять правовые аспекты общественной жизни как на уровне разработки законов, так и на стадии их применения. Необходимая каждому профессионалу «способность формировать правильную моральную установку, обусловливающую нравственное поведение в ходе выполнения моральных обязанностей» [8, с. 122], для юристов имеет особое значение. В этом плане юристов нередко объединяют с медиками, подчеркивая таким образом деонтологический характер их профессиональной этики. Всестороннее изучение ценностных ориентаций будущих юристов позволит не только внести необходимые коррективы в образовательный процесс, но также сможет способствовать совершенствованию научной основы разработки кодексов профессиональной этики юристов применительно к разным направлениям юридической деятельности. Один из аспектов данной проблематики, связанный с изучением представлений будущих юристов о добре и зле, был рассмотрен в исследовании, проведенном нами в 2020 г.

В исследовании использованы методики «Добро - Зло» (Л. М. Попов, А. П. Кашин) и тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев).

Методика «Добро-Зло» [6] представляет собой метод изучения вербального поведения человека в ситуации морального выбора. Она основана на анкетном опросе, включающем в себя 44 вопроса, в которых в скрытой форме респондентам предложен выбор между вариантами ответов, тяготеющими к добру или злу. Отношения личности к себе и к другим людям дифференцируются авторами методики на поверхностные, глубокие и стержневые (центральные, т.е. составляющие своего рода «несущую конструкцию» характера личности). Методика позволяет выявить выбор респондентов между добром и злом по каждому из трех уровней.

Авторы методики в своих работах исходили из того, что понятия добра и зла соотносится с созидательной и разрушительной (деструктивной) деятельностью человека, при этом соотношение добра и зла в системе детерминант деятельности человека характеризует уровень его человечности. Авторы наполняют понятие добра такими признаками, как совестливость, великодушие, доверие, самовоспитание и т.д., а понятие зла - такими, как циничность, жестокость, хамство, коварность и т.д. Данный подход соответствует методологическим установкам, изложенным в работах Б.М. Теплова, который подчеркивал: одно из важнейших требований объективного метода заключается в том, что «психологические понятия должны включать объективные признаки соответствующих явлений психической деятельности. Именно фиксация объективных признаков делает психологическое понятие понятием. Без этого оно остается на уровне представления» [7, с. 306].

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева представляет собой адаптированную российскую версию теста «Цель в жизни» Дж.Крамбо и Л.Махолика. В основе методики лежит понятие смысложизненных ценностных ориентаций человека как набора уникальных, т.е. «свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования» [5].

Выборка исследования составила 100 человек (студенты юридического факультета). Применялась программа SPSS и метод ранговой корреляции Спирмена.

В ходе исследования получен ряд статистически значимых корреляционных взаимосвязей. Самая высокая корреляция выявлена между шкалами «Результат» и «Стержневые проявления зла» (r=0,263 при p <0.01). Данная взаимосвязь говорит о том, что будущие юристы мотивированы к получению высоких результатов своей будущей профессиональной деятельности, однако при этом они демонстрируют готовность к достижению этих результатов любой ценой.

Вторая по значимости корреляция - между шкалами «Цели в жизни» и «Стержневое проявления зла» (r=0,219 при p <0.05), а также «Цели в «Локус контроля-Я» и «Стержневые проявления зла» (r=0,208 при p <0.05). Из анализа взаимосвязи между шкалами можно сделать вывод о том, что молодые люди относятся к будущей профессии достаточно прагматично: они видят в ней не столько цель (овладение профессией, чтобы быть полезным обществу), сколько средство (способ получения социального статуса и материального благополучия).

Взаимосвязь между шкалами «Локус контроля-Я» и «Стержневые проявления зла», а также «Осмысленность жизни» и «Стержневое проявления зла» (r=0,248 при p <0.05) подтверждает сделанные выводы: студенты- юристы контролируют свою жизнь, имеют четко поставленные цели прагматичной направленности и готовы достигать их любой ценой.

Результаты исследования позволяют говорить о наличии определенных деформаций в системе ценностных ориентаций будущих юристов. Очевидно, что в значительной мере это обусловлено отмеченным выше общим фоном тех негативных социокультурных трансформаций, в условиях которых протекает жизнь современной студенческой молодежи. Однако наряду с данным фактором определенную роль здесь сыграла и специфика юридической профессии. Юрист, работающий с людьми и имеющий дело с социальными и межличностными конфликтами, должен относиться к участникам этих конфликтов, в том числе - к подозреваемым и преступникам, без морального осуждения (т.е. не в плоскости соотношения добра и зла), исходя исключительно из соображений справедливости, ориентирующих на беспристрастное определение меры вины и ответственности. Важно отметить и тот факт, что юридическая деятельность (в отличие от многих иных сфер профессиональной деятельности) детально регламентирована в действующем законодательстве. Это может создавать у обучающихся впечатление, что для достижения искомых ими высоких результатов в своей профессиональной карьере необходимо и достаточно овладеть набором соответствующих знаний. Между тем, как подчеркивают специалисты, профессиональная этика юриста должна формироваться «на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания» [8, с. 184].

Проведенное исследование показало наличие проблемы, нуждающейся в дальнейшем изучении, по итогам которого можно было дать обоснованные предложения, направленные на совершенствование процессов образования и воспитания будущих юристов.

Литература

1. Бауман З., Донскис Л. Моральная слепота. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 2019. С.106.

2. Васецкий А. А., Малькевич А. А. «Новые СМИ» в процессе политической социализации молодежи // Управленческое консультирование. - 2011. № 3 (43). С. 43-48.

3. Ильин А.Н. Общество потребления и его сущностные особенности // С.22-36.

4. Кривошеев В. В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социологические исследования. 2004. №3. С. 93-97.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2009.

6. Психологический тест Добро и зло (ДЗ) //

URL: http:// test.grupla.ru>filemanager/download/1912/

7. Теплов В. М. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 1 М.: Педагогика. 1985. С. 306.

8. Цвык В. А. Профессиональная этика. Основы общей теории. М.: РУДН. 2014.

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАХ АКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ: НАБРОСКИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Сулейманян А. Г., Москва (Россия), кандидат психологических наук, независимый исследователь, andranikgr@mail.ru

DOI:

Статья посвящена постановке проблемы об активной стратегии России в психологической войне. О возможностях применения концепции Б.М.Теплова об «уме полководца» к разработке методологии и методов стратегии «ментальной» или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.