Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ МИФ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА'

СОВРЕМЕННЫЙ МИФ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
198
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миф / информационная война / внушаемость.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмина Т. И.

В материале представлен теоретический подход к анализу воздействия мифа и мифотворчества на сознание современного человека в контексте развития его внушаемости и манипуляционных тенденций суггестивного воздействия на его поведение. Охарактеризованы фильтры персональной обработки и механизмы суггестивной подачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ МИФ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА»

Раздел 10. Психологические войны в XXI веке: глобальные проблемы культуры, психологической науки и образования в современном геополитическом контексте (к 80-летию начала Великой Отечественной войны)

СОВРЕМЕННЫЙ МИФ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

Кузьмина Т. И., Москва (Россия), кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО «МГППУ», АНО ЦППГ «Ветер», ta-1@list.ru

DOI:

В материале представлен теоретический подход к анализу воздействия мифа и мифотворчества на сознание современного человека в контексте развития его внушаемости и манипуляционных тенденций суггестивного воздействия на его поведение. Охарактеризованы фильтры персональной обработки и механизмы суггестивной подачи информации.

Ключевые слова: миф, информационная война, внушаемость.

MODERN MYTH AND INFORMATION WARFARE

Kuzmina T.I., Moscow (Russia), PhD in Psychology , MSUPE, ANO "Veter", ta-1@list.ru

Abstract: the article presents a theoretical approach to the analysis of the impact of myth and myth-making on the consciousness of a modern person in the context of the development of his suggestibility and manipulative tendencies of suggestive influence on his behavior. The filters of personal processing and the mechanisms of suggestive presentation of information are characterized.

Keywords: myth, information war, suggestibility.

На сегодняшний день миф является одним из мощнейших инструментов влияния на человеческое сознание не только в философском, антропологическом, этническом, культурном, но и в психологическом контексте. Изначально миф представлял собой некое сказание, объясняющее в художественной форме загадочные и непостижимые аспекты бытия древнего человека, происхождение мира, человечества, социокультурные явления, традиции, обычаи, жизнеописание уникальных личностей и героев. [1; 2]

Миф являл собой попытку персонифицировать и конкретизировать элементы реальности и обосновать их существование с точки зрения причинно-следственных зависимостей. Сейчас понятие мифа столь многопланово, что, остановившись на одном его аспекте, можно упустить из вида немаловажные характеристики разных его сторон. Остановимся на психологическом значении мифа. Психологический контекст мифа являет его нам [2]:

1) в качестве хранилища человеческого опыта, исполняющего архетипическую функцию (из поколения в поколение передаются образы, отражающие особенности восприятия и поведения, догматы и объяснения событий);

2) в качестве суррогатной формы исполнения желаний в структуре невротического конфликта желаемого и действительного (если «делать что-то, то будет то и это», а если «не делать так, ничего не получишь»);

3) в ситуации попытки «объять необъятное» в процессе создания целостного, нерасчлененного образа мира (происхождение мира и жизни);

4) в качестве метода проживания прошлого, настоящего и будущего в контексте психологической работы (можно создать свой миф, сказку, объясняющую или формирующую факты биографии конкретного человека).

Миф для мифологического сознания - это и некая «напряженная» и «наряженная» реальность. Необходимая категория мысли и жизни, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф - это сама жизнь [3]. Информация, несомая мифом, как правило, никогда не бывает реалистична, однако, вызывает выраженную эмоциональную реакцию на ее содержание и хронологию.

«Современный миф» отчасти утратил сакральность и функцию объяснения фактов бытия, но имеет высокую художественность, направленность, обращение к событийно-проблемным сторонам жизни. Все это усиливает трансформационное влияние мифа на общество в целом и на индивидуальное сознание в частности. Мифов теперь великое множество, а мифотворчество - это и методология, и метод суггестивного воздействия. Внешняя суггестия и самосуггестия - это мощнейшее оружие психоисторических и гибридных войн, которое напрямую воздействует на формирование психической реальности конкретного индивида и отчасти отвечает за возникновение массовых истерий и психозов, вызванных неспособностью индивида или группы выдерживать объем и качественную специфику поступающей информации.

По образу и подобию мифа организовано все: от рекламы до информации в учебнике истории. Основная особенность мифа - это его аксиоматичность. Содержание мифа не нуждается в доказательстве и сознание не воспринимает его как нечто, нуждающееся в проверке на реалистичность. Событийное и эмоциональное содержание мифа принимается «на веру» и, обходя фильтры критичности, является базисом формирования внушаемости и внушаемого поведения. Внушаемости как одного из качеств сознания человека, возникающего под воздействием социализации и построения взаимоотношений с другими людьми и по сути, являющегося платой за использование речи как средства общения и речевого высказывания как единицы речи. Внушаемости как индивидуальной некритической податливости, готовности подчиниться суггестивным воздействиям окружающих, книг, рекламы. Способность принять чужие идеи как свои собственные, подчинение указаниям и советам даже в случае их противопоставления собственным убеждениям и интересам человека. Внушаемый человек легко заражается чужими настроениями, идеями и привычками. Его сознание можно суггестивно формировать, поскольку внушаемость проявляется в склонности к подражанию общим или индивидуальным тенденциям поведения и установкам, а также самовнушению определенных состояний. Это качество противоположно критичности, и характерно не только для индивидов с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением. Повышенной внушаемостью отличаются робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные люди. [2; 4].

Свойственная субъекту степень внушаемости повышается под действием ситуативных факторов: утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности, под воздействием группового давления или довлеющего авторитетного мнения. Человеку, со всей искренностью и глубиной познающему себя и критически оценивающему действительность

очень сложно что-либо внушить. Он имеет четкую позицию, навык идентификации своего и чужого мнения, собственных и чуждых установок, лично приобретенной или навязанной информации.

Любая информация при восприятии проходит как минимум несколько фильтров обработки [2]:

1) соматический фильтр - половозрастные характеристики, уровень физического развития, соматическое и психофизиологическое состояние до и после получения информации (например, сообщение о контрольной вызывает у ребенка повышение температуры и катаральные явления; сообщение о теракте вызывает паническую атаку у тех, кто к нему не имеет никакого отношения);

2) психический фильтр - эмоции и чувства, эмпатия, понимание и объяснение, фактическая оценка, внимание к деталям, память на события и отдельные факты, попытка определить реалистичность предъявленной информации (например, факт упоминания о некоем событии может вызвать чувство страха в связи с пережитым, или с имеющейся фобией)3) нравственный фильтр - оценка того, как будет правильно обойтись с информацией и последствиями ее получения. Рефлексия в связи с тем, чем эта информация представлена (например, информация о сборе средств кому-то на лечение воспринимается человеком через призму того, что будет правильно помочь деньгами, или передать информацию другим людям, или прежде, чем помогать, будет правильно проверить подлинность фактов и т.д.).

4) мировоззренчески-контекстуальный фильтр - встраивание информации в контекст более широких взаимосвязей. Вписывается ли полученная информация в систему картины мира, имеющуюся у человека (например, информация об очередном однополом браке не воспринимается человеком как должное даже после сотого количества повторений подобных фактов, т.к. в его картине мира брачный союз - это союз только между мужчиной и женщиной).

Миф легко обходит эти фильтры. «Современные мифы» - информация в СМИ, истории, сказки, заметки, очерки, сюжеты, часто начинающиеся со слов: «А знаете, когда-то давно, где-то...», «В других странах положено...», «В древности было принято...», «Рассказывают, что во время войны было...», «Говорят...» легче всего открывают доступ к архетипическому базису коллективного бессознательного любой личности. Отсутствие персонифицированного источника информации, обезличенный характер повествовательного «зачина» психолингвистически готовит реципиента (адресата воздействия) к тому, что информацию невозможно проверить, и остается только принимать или не принимать ее на веру, либо потратить массу времени на то, чтобы искать первоисточник.

Если информация принимается субъектом, то встроить ее в систему личностных и контекстуально-бытийных взаимосвязей, - уже задача самого реципиента. Он вынужден это делать, дабы сохранить целостность восприятия и не допустить схизиса (расщепления) сознания. Поверив во что-то, человек ищет лакуны-пробелы в своих установках, мировоззрении, логике восприятия и запоминания информации, в пространстве категоризаций и обобщений, дабы заполнить эти пробелы вновь воспринятым материалом. Этот процесс подвержен как сознательному контролю, так и влиянию бессознательных защитных механизмов, которые тоже несут функцию фильтра в восприятии информации, в создании различных форм искажений и трансформационных изменений информации, в реализации

первичных реакций (психодинамических форм психического реагирования, а не поступков, рассматривающихся в ноэтическом модусе) в той или иной ситуации. Независимо от того, была ли информация усвоена сознательно или подверглась бессознательному влиянию защитных механизмов, была, например, вытеснена, или, например, стала объектом остракизма, она так или иначе встраивается в мировоззренческую систему индивида, влияя в дальнейшем на становление и изменение его самосознания и, следовательно, поведения.

Таким образом, информация, ставшая сначала «не претендующим ни на что» мифом, успешнее и быстрее проходит «окно дискурса», человек быстрее свыкается с ней, строит свое поведение с учетом заложенного в ней семантического контекста.

В современной ситуации развития общества отношение к информации, которой обмениваются коммуницирующие субъекты, крайне неоднозначно. Оно как минимум биполярно: в одних случаях переживается перманентный недостаток и информационный голод, в других случаях субъекты стараются минимизировать поток поступающей информации, закрываясь от нее, самостоятельно ограничивая источники поступления. На сегодняшний день доступ к информации любого рода заметно упрощен, отсутствуют возрастной, образовательный и иные цензы. Каждый может увидеть и прочитать обо всем, о чем хочет и где хочет, но преимущественно в интернете. Качество информации и специфика ее влияния на психику на входе и выходе не отслеживается, а человек ежедневно сталкивается с огромными информационными потоками, содержимое которых он не в состоянии переваривать из-за его хаотичности, скорости поступления и огромного количества «вбросов», цепляющих и без того расшатанные эмоциональные основы. Человек вынужден справляться с обработкой информационных ливней любыми доступными ему способами. Характер информации зачастую десемантизирован (смыслы предъявляемого искажены или отсутствуют), представлен в фактически-описательной форме и совершенно не структурирован при подаче. Многие люди склонны ощущать неосознаваемое информационное воздействие и вытекающую отсюда собственную «несвободу» в принятии решений и поведенческой реализации. Информация является ценностью высокого порядка, а ее недостаток рождает зачастую фобические и невротические тенденции функционирования психики. Наибольшую опасность представляет информация манипулятивная, созданная с целью изменения образцов поведения человека. Некритичное восприятие субъектом манипулятивной информации, являющейся частью глобальных информационных войн, при условии, когда функционирование вышеописанных фильтров нарушается и восприятие информации происходит при воздействии неблагоприятных факторов, ведет к формированию неистинной и неосознаваемой мотивации поведенческой активности: мотивация личной выгоды (корысть, стремление занять желаемое социальное положение, удовлетворить низменные потребности, получить психологическую выгоду: поднять самооценку, реализовать неадекватные притязания); мотивация получения удовольствия (садомазохистические наклонности, сексуальные перверсии, латентный садизм); мотивация, основанная на внушенных установках (не внутриличностная мотивация, а поверхностная, привнесенная извне через манипулятивное воспитание, подготовку); мотивация стремления к получению власти или хотя бы ее имитации; мотивация повышенной агрессивности; принужденно-мотивированное поведение (не собственная мотивация субъекта, а, например, принуждение чему бы то ни было через создание невыносимых условий жизни, физического

или психологического насилия); мотивация стремления найти «свою» социальную нишу с возможностью максимальной реализации. Человек, склонный к резкому изменению поведения в зависимости от того, какая информация ему поступает и на него воздействует, имеет так называемое диффузное сознание. В норме объективная реальность - достаточно устойчивое образование, а реальность субъективная - относительно статична именно в силу наличия у взрослого человека устойчивых ценностей, убеждений, принципов, паттернов, образов, сквозь призму которых и преломляется вся воспринимаемая информация. При диффузном характере сознания, субъективная реальность формируется с трудом и с трудом осознается, а ее лакуны заполняются информацией любого рода, пришедшей извне. В диффузном сознании высока внушаемость и ведомость его обладателя, а также крайности поведенческих проявлений, начиная от асоциального поведения и заканчивая патологическим альтруизмом.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1991. 2 т.

2. Кузьмина Т.И. Миф и внушаемость в психологическом контексте // Миф в истории, политике, культуре [Электронный ресурс]: Сборник материалов I Международной научной междисциплинарной заочной конференции (ноябрь 2017 года, г. Севастополь) / Под редакцией О.А. Габриеляна, А.В. Ставицкого, В.В. Хапаева. Севастополь: Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2018. с. 176-181.

3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М: Правда, 1990.

4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

ДИХОТОМИЯ ДОБРА И ЗЛА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ НЕГАТИВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ

ТРАНСФОРМАЦИЙ

Нерсесянц А. В., Москва (Россия), преподаватель кафедры психологии, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны РФ, nersesancanna@gmail.com

Карабущенко Н. Б., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны РФ, n_karabushenko@inbox.ru

DOI:

На духовно-нравственные ориентации молодежи оказывают негативное влияние такой мировой тренд социокультурной трансформации, как распространение идеологии потребления, а также состояние социальной аномии, переживаемое российским обществом. В статье анализируются результаты исследования ценностных ориентаций студентов-юристов. Выявлено наличие деформаций в системе их ценностных ориентаций, что обусловлено как общим фоном социокультурных трансформаций, так и недоработками в рамках образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.