Научная статья на тему 'Анализ ценностных ориентаций студентов - будущих государственных и муниципальных служащих в контексте вызовов современности'

Анализ ценностных ориентаций студентов - будущих государственных и муниципальных служащих в контексте вызовов современности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
334
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / AXIOLOGY / VALUE ORIENTATIONS / LIFE-MEANING ORIENTATIONS / PUBLIC ADMINISTRATION / STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEE / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сизганова Елена Юрьевна, Кайдашова Анна Кимовна, Чикова Ирина Вячеславовна

Среди наиболее значимых проблем развития современного мира можно выделить такие как глобализация социальных и экономических процессов, информатизация всех сфер человеческой деятельности, экологический и политический кризис в обществе. В современных исследованиях социальные и культурные ценности рассматриваются как мотивационный ресурс преобразования современного института государственной службы. Вместе с тем, у выпускников направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» отмечается нежелание продолжить работу по профессии, что зачастую связано с несовпадением ценностных ориентиров студентов с ценностными смыслами государственной службы. Целью нашего исследования стало проведение анализа системы ценностных ориентаций студенческой молодежи, обучающейся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» в контексте современной ситуации развития общества. В тестировании принимали участие студенты факультета управления Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Для диагностики ценностных ориентаций обучающихся были использованы методики М. Рокича и Д.А. Леонтьева. Применялись методы описательной статистики (среднее арифметическое, стандартное отклонение). Результаты, полученные после проведения данных психодиагностических методик, позволяют утверждать, что в целом будущие государственные служащие обладают набором ценностей, позволяющих осуществлять деятельность на благо государства. Так, предпочитаемыми терминальными ценностями среди опрошенных оказались: здоровье, счастливая семейная жизнь, здравый смысл, продуктивность деятельности, постоянное самосовершенствование. Однако низкие ранги таких ценностей как красота природы и искусства, благосостояние и развитие других людей, возможность творческого развития, указывают на непонимание студентами общественной значимости государственной службы, их неготовность к инновациям. Показатели по субшкалам жизненных целей, интереса к жизни, самореализации, представлениям о роли личности в выстраивании собственной жизненной траектории и общий показатель смысложизненных ориентаций опрошенных соответствуют среднему уровню сформированности, что говорит о недостаточной целеустремленности, уверенности в своих силах, нацеленности на результат и перспективное планирование в будущей профессиональной деятельности. Данные психодиагностических методик соотносимы и имеют общие тенденции: они показывают, что в ходе создания собственной структуры ценностных ориентаций личность основывается на иерархии ценностей, сложившихся в контексте современной ситуации развития общества, а также позволяют обозначить проблемные точки в подготовке государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сизганова Елена Юрьевна, Кайдашова Анна Кимовна, Чикова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the value orientations of students - future state and municipal employees in terms of modern challenges

The globalization of social and economic processes, the informatization of all spheres of human activity, the environmental and political crisis in society can be identified as the most significant problems of the development of the modern world. In modern studies, social and cultural values are considered as a motivational resource for the transformation of the modern institution of public service. At the same time, graduates of the “State and Municipal Administration” training direction have a reluctance to continue working in the profession, which is often associated with a mismatch of students' value orientations with the values of public service. The purpose of this study is to analyze the system of value orientations of the students who are studying in the specialty “State and Municipal Administration” in the context of the current situation in the development of society. The study was attended by the students of the Faculty of Management of the Vladimir branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. The methods of Rokich and Leontiev were used to study students' value orientations. The methods of descriptive statistics were used (arithmetic mean, standard deviation). The results obtained after the application of the above psychodiagnostic techniques suggest that in general future, public employees will have a set of values that allow them to carry out activities for the benefit of the state. So, the preferred terminal values among the respondents were: health, a happy family life, common sense, productivity, constant self-improvement. However, the low ranks of such values as the beauty of nature and art, the well-being and development of other people, the possibility of creative development indicate that students do not understand the public importance of public service, their lack of readiness for innovation. The indicators for subscales of life goals, interest in life, self-realization, ideas about the role of the individual in building their own life trajectories and the general indicator of the meaning of life orientations of the respondents correspond to the average level of formation, which indicates insufficient determination, self-confidence, focus on results and long-term planning in future professional activities. The data of psycho-diagnostic methods are comparable and have common trends: they show that in the process of creation of the own structure of value orientations, a person follows a hierarchy of values that have been developed in the context of the current situation in the development of society and make it possible to identify problem points in the preparation of state and municipal employees.

Текст научной работы на тему «Анализ ценностных ориентаций студентов - будущих государственных и муниципальных служащих в контексте вызовов современности»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-01/ Дата публикации: 29.02.2020 УДК 378.4

Е. Ю. СиЗГАНОВА, А. К. КАйДАШОВА, И. В. ЧиковА

Анализ ценностных ориентаций студентов - будущих государственных и муниципальных служащих в контексте вызовов современности

Среди наиболее значимых проблем развития современного мира можно выделить такие как глобализация социальных и экономических процессов, информатизация всех сфер человеческой деятельности, экологический и политический кризис в обществе. В современных исследованиях социальные и культурные ценности рассматриваются как мотивационный ресурс преобразования современного института государственной службы. Вместе с тем, у выпускников направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» отмечается нежелание продолжить работу по профессии, что зачастую связано с несовпадением ценностных ориентиров студентов с ценностными смыслами государственной службы. Целью нашего исследования стало проведение анализа системы ценностных ориентаций студенческой молодежи, обучающейся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» в контексте современной ситуации развития общества.

В тестировании принимали участие студенты факультета управления Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Для диагностики ценностных ориентаций обучающихся были использованы методики М. Рокича и Д.А. Леонтьева. Применялись методы описательной статистики (среднее арифметическое, стандартное отклонение).

Результаты, полученные после проведения данных психодиагностических методик, позволяют утверждать, что в целом будущие государственные служащие обладают набором ценностей, позволяющих осуществлять деятельность на благо государства. Так, предпочитаемыми терминальными ценностями среди опрошенных оказались: здоровье, счастливая семейная жизнь, здравый смысл, продуктивность деятельности, постоянное самосовершенствование. Однако низкие ранги таких ценностей как красота природы и искусства, благосостояние и развитие других людей, возможность творческого развития, указывают на непонимание студентами общественной значимости государственной службы, их неготовность к инновациям. Показатели по субшкалам жизненных целей, интереса к жизни, самореализации, представлениям о роли личности в выстраивании собственной жизненной траектории и общий показатель смысложизненных ориентаций опрошенных соответствуют среднему уровню сформированности, что говорит о недостаточной целеустремленности, уверенности в своих силах, нацеленности на результат и перспективное планирование в будущей профессиональной деятельности.

Данные психодиагностических методик соотносимы и имеют общие тенденции: они показывают, что в ходе создания собственной структуры ценностных ориентаций личность основывается на иерархии ценностей, сложившихся в контексте современной ситуации развития общества, а также позволяют обозначить проблемные точки в подготовке государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: аксиология, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, государственное управление, государственный и муниципальный служащий, современное общество

Ссылка для цитирования:

Сизганова Е. Ю., Кайдашова А. К., Чикова И. В. Анализ ценностных ориентаций студентов -будущих государственных и муниципальных служащих в контексте вызовов современности // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 258-270. сЬк 10.32744/р$е.2020.1.18

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-01/ Accepted: 13 December 2019 Published: 29 February 2020

E. Yu. SlZGANOVA, A. K. KAYDASHOVA, I. V. CHIKOVA

Analysis of the value orientations of students - future state and municipal employees in terms of modern challenges

The globalization of social and economic processes, the informatization of all spheres of human activity, the environmental and political crisis in society can be identified as the most significant problems of the development of the modern world. In modern studies, social and cultural values are considered as a motivational resource for the transformation of the modern institution of public service. At the same time, graduates of the "State and Municipal Administration" training direction have a reluctance to continue working in the profession, which is often associated with a mismatch of students' value orientations with the values of public service. The purpose of this study is to analyze the system of value orientations of the students who are studying in the specialty "State and Municipal Administration" in the context of the current situation in the development of society.

The study was attended by the students of the Faculty of Management of the Vladimir branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. The methods of Rokich and Leontiev were used to study students' value orientations. The methods of descriptive statistics were used (arithmetic mean, standard deviation).

The results obtained after the application of the above psychodiagnostic techniques suggest that in general future, public employees will have a set of values that allow them to carry out activities for the benefit of the state. So, the preferred terminal values among the respondents were: health, a happy family life, common sense, productivity, constant self-improvement. However, the low ranks of such values as the beauty of nature and art, the well-being and development of other people, the possibility of creative development indicate that students do not understand the public importance of public service, their lack of readiness for innovation. The indicators for subscales of life goals, interest in life, self-realization, ideas about the role of the individual in building their own life trajectories and the general indicator of the meaning of life orientations of the respondents correspond to the average level of formation, which indicates insufficient determination, self-confidence, focus on results and long-term planning in future professional activities.

The data of psycho-diagnostic methods are comparable and have common trends: they show that in the process of creation of the own structure of value orientations, a person follows a hierarchy of values that have been developed in the context of the current situation in the development of society and make it possible to identify problem points in the preparation of state and municipal employees.

Key words: axiology, value orientations, life-meaning orientations, public administration, state and municipal employee, modern society

For Reference:

Sizganova, E. Yu., Kaydashova, A. K., & Chikova, I. V. (2020). Analysis of the value orientations of students - future state and municipal employees in terms of modern challenges. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 43 (1), 258-270. doi: 10.32744/pse.2020.1.18

_Введение

/зменения в современном обществе, находящемся в состоянии неопределенности глобальных ориентиров развития, нерешенности экономических, экологических и социальных проблем, беспрецедентны по своему масштабу и значимости. Социальное неравенство, цифровая революция, неравномерность развития мировой экономики являются актуальными проблемами российского общества как части мирового пространства социума и создают вызовы современности, требующие целенаправленного решения со стороны государства. В выступлении на пленарной дискуссии X Гайдаровского форума Д.А. Медведев одним из направлений решения государственных задач назвал «адекватное ресурсное и кадровое обеспечение» [1, с. 7]. В аспекте нашего исследования следует также отметить константное, сложившееся десятилетиями и в основном отрицательное отношение населения к власти и негативную в целом оценку образа государственного служащего. Является ли это следствием особенностей менталитета российского гражданина или результатом негативного опыта прошлых лет нельзя судить однозначно. Однако решать вызовы современного общества будут молодые граждане России, которые сегодня обучаются по направлению подготовки государственное и муниципальное управление. Во многом принимаемые ими управленческие решения будут определяться системой сложившихся у будущего чиновника ценностных установок и ориентиров.

Проблеме изучения ценностных ориентаций молодежи посвящено достаточно большое количество исследований: описано ценностное основание построения процесса воспитания [2]; раскрыта проблема социологического исследования ценностных ориентаций молодежи [3]; определена социальная обусловленность ценностей в сознании современного студента [4]. В работах различных авторов рассматриваются как ценностные установки российской молодежи, так и система смысложизненных ориентаций государственных и муниципальных служащих [5], дается также гендерная характеристика ценностных ориентаций государственных служащих [6]. При этом социальные и культурные ценности рассматриваются как мотивационный ресурс преобразования современного института государственной службы [7]. Так Е.В. Фролова в своей работе подчеркивает существование кадровой проблемы, согласно которой из всего количества выпускников направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» лишь 5-10% продолжают работать по профессии, что зачастую связано с несовпадением ценностных ориентиров студентов с ценностными смыслами государственной службы [8].

С учетом изложенных выше положений целью нашего исследования определяется проведение анализа системы ценностных ориентаций обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» в контексте современной ситуации развития общества. Достижение поставленной цели решалось путем решения ряда задач, таких как: теоретическое обоснование изучаемой проблемы; получение эмпирического материала, обработка и интерпретация полученных в ходе исследования данных.

Обратимся к теоретическому обоснованию проблемы ценностных ориентаций в современной науке. Первой наиболее значимой работой в этой области стала монография В.П.Тугаринова, в которой автор рассматривал основные аксиологические по-

нятия с позиций марксизма [9]. Несколько позже появляется еще ряд исследований, посвященных проблеме содержательной характеристики основных категорий аксиологии. Анализ этих исследований позволяет выделить следующие подходы к пониманию сущности понятия ценности: понимание ценности как способа удовлетворять материальные и духовные потребности человека на основе выявления степени значимости этих потребностей для него (С.Ф.Анисимов) [10]; определение понятия ценности как высшего идеала в развитии общества (Н.С.Нарский) [11]; характеристика ценности в одновременном сочетании признаков значимости и идеальности для личности и общества в целом (В.П.Тугаринов) [9]. В современном общественном сознании понятие ценности играет одну из ведущих ролей в ряду других интегративных социально значимых понятий и рассматривается как для определения сути феноменов и явлений философии, социологии, психологии, так и для обозначения идеалов общества, служащих ориентиром его развития. Нравственная сфера личности рассматривается при этом с точки зрения развития ценностно-нравственных представлений человека [12]. Понимание ценности как некоего феномена, происхождение которого основано на взаимодействии между объектом и субъектом общественных отношений, отражено в работах М.С. Кагана [13]. Он выделяет несколько уровней выстраивания соотношения объективных ценностей с ценностями субъекта: уровень ценностей конкретной личности, индивида; ценности семьи или другой малой социальной группы, в которую входит данный субъект; ценности культуры и структурных элементов социума (национальность, социальный слой, класс и т.п.); система общечеловеческих ценностей в целом. А.В. Кирьякова [14] подчеркивает, что при характеристике понятия ценностей большая часть исследователей использует такие признаки форм общественного сознания, как соответствие нормам общества, важность, оптимальность, полезность для общества. На сегодняшний день существует несколько подходов к классификации ценностей, при этом каждый подход имеет свое основание. Наиболее обоснованным нам представляется подход С.Ф.Анисимова, при котором аксиология делит ценности на следующие группы: ценности субъективные, как представления о счастье, добре, справедливости, мире, зле и т.д.; ценности объективные, как представления о природе, ее богатствах, природных катаклизмах, поведении и деятельности человека; и, наконец, ценности абсолютные, неизменные, такие как человек, жизнь, познание, гуманизм, здоровье и т.д. [10]. Общечеловеческие ценности, по мнению автора, имеют трансцендентный характер, они выстраиваются над предметным миром в мире высокой духовности и высшего идеала человечества, хотя их характер определяется уровнем культуры и особенностями исторического развития общества.

_Материалы и методы

Решая вторую задачу исследования, мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации», предложенную А.А.Карелиным [15, с.26] и в авторской редакции [16], а также тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [17]. В исследовании принимали участие студенты факультета управления Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающиеся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Выборочная совокупность студентов составила 92 человека, из них 72 девушки и 20 юношей. Охват опрошенных носил сплошной и

равномерный характер. На начальном этапе исследования была выявлена индивидуальная иерархия ценностей для каждого испытуемого, затем подсчитывались средние значения ценностей всей выборки.

Методика диагностики ценностных ориентаций Милтона Рокича основана на ранжировании респондентом двух групп ценностей: терминальных, определяющих направленность личности на выбор жизненных целей, и инструментальных, определяющих способ достижения выбранных целей (традиционно это ценности-цели и ценности-средства). Согласно концепции автора, ценность представляет собой не поддающееся изменениям убеждение человека в наиболее значимом для него образе жизни. Распределение ценностей в группы обусловлено сравнительно небольшим количеством ценностей, характерных для любого общества, сложившимся на основе исторического и культурного развития человечества.

Исходя из теоретических положений, была проведена диагностика смысложизнен-ных ориентаций по методике Д.А. Леонтьева, представляющая собой адаптированный к особенностям российского менталитета тест «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика [18]. Рассматривая составляющие смысла жизни личности, автор разделил данные ориентации на следующие группы. К первой группе относят непосредственно сами смысложизненные ориентации, отражающие наличие жизненных целей (будущее), наполненность жизни (процесс - настоящее) и достижение целей самореализации (результат - прошлое). Вторая группа ориентаций дает представление о сформированности у личности внутреннего локуса контроля, позволяющего осмыслить возможность самоконтроля своей жизни, а также определяет наличие образа -Я как отражения способности и возможности человека управлять своей жизнью.

Использовались методы описательной статистики - среднее арифметическое, стандартное отклонение, ранжирование с помощью программы MS Excel.

_Результаты исследования

г-ч

В результате исследования ценностных ориентаций по первой методике у каждого испытуемого была выявлена индивидуальная система ценностей, проранжированных по значимости (от 1 до 18 ранга). Затем мы объединили результаты, чтобы получить общую картину по всем обучающимся (см. табл. 1 и рис. 1).

Таблица 1

Распределение терминальных ценностей респондентов по рангам

Терминальные ценности Среднее значение Стандартное отклонение Ранг

Активная деятельная жизнь 7,3 4,6 6

Жизненная мудрость 6,9 4,39 3

Здоровье 3,6 3,97 1

Интересная работа 8,5 4,57 8

Красота природы и искусства 14,4 2,91 16

Любовь 8,1 5,8 7

Материально обеспеченная жизнь 9 4,32 11

Наличие хороших и верных друзей 10,2 4,4 12

Общественное признание 13 3,56 14

Познание 8,7 4,62 10

Продуктивная жизнь 7,1 3,74 5

Развитие 7 2,93 4

Свобода 10,2 4,0 12

Счастливая семейная жизнь 6,7 5,85 2

Счастье других 15,3 2,94 17

Творчество 13,6 3,9 15

Уверенность в себе 8,6 4,3 9

Удовольствия 12,6 4,55 13

Следует подчеркнуть, что в таблице и диаграмме показаны средние значения рангов по всей выборке. Если рассматривать индивидуальные результаты, то можно увидеть достаточно большой разброс выборов рангов для той или иной ценности. Так, ранжирование показало наличие студентов, которые выбирали разные, иногда даже противоположные ранги для одних и тех же ценностей, что доказывает неоднородность системы индивидуальных ценностей по отношению к их значимости для отдельно взятой личности. Например, были представлены наиболее традиционные варианты, чаще всего встречающиеся в исследованиях других социальных групп [19], такие как здоровье, семья, друзья, любовь, интересная работа (даны в порядке убывания значимости для респондента).

Счастье других Творчество Удовольствия Материально обеспеченная жизнь Уверенность в себе Любовь П р о ду кти вн ая жиз н ь Жизненная мудрость Здоровье

15,3

- 7,3

- 7,1 ■ 7

I 6,9 6,7

10,2

ш э

Я S,7

■ 3,6

■ 8,5 S,1

■ 14,4 13,6

13

12,6

3,6

О 2 4 6 8 10 12 14 16 Рисунок 1 Распределение терминальных ценностей респондентов по рангам

is

В целом наиболее предпочитаемые ценности (ранги с 1 по 6): здоровье (это традиционно в опросах любых категорий) [2; 3; 8], счастливая семейная жизнь, здравый смысл, самосовершенствование, максимальное использование своих сил и возможностей, полнота и эмоциональная насыщенность жизни. Невысокое стандартное отклонение в значениях рангов таких ценностей как красота природы и искусства и счастье других людей показывает надежность среднего показателя, то есть именно эти ценности практически для всех испытуемых имели приблизительно равное значение. К ценностям, обозначенным автором методики как индифферентные (ранги с 7 по

12), опрошенные отнесли: близость с любимым человеком, интересную работу, внутреннюю гармонию, интеллектуальное развитие, отсутствие материальных проблем, наличие верных друзей и самостоятельность в делах и поступках. Незначимые ценности (ранги с 13 по 18): развлечения, отсутствие обязанностей, уважение окружающих, возможность заниматься творчеством, эстетическое наслаждение природой и искусством, благосостояние и развитие других людей, своего народа и всего человечества.

Далее рассмотрим, как распределились по значимости у испытуемых инструментальные ценности (см. табл. 2 и рис. 2). В отношении этого показателя констатируется следующее: наиболее значимые ценности образованность (среднее значение 5,21), высокий уровень культуры, культура поведения (среднее значение 6,4), чувство долга (среднее значение 7,13), трудолюбие и честность (среднее значение 7,5 и 7,7 соответственно), умение понять чужую точку зрения, уважать традиции других людей (среднее значение 7,9). Никак не окрашенные эмоционально: аккуратность и самоконтроль (среднее значение 8), умение принимать рациональные решения и способность действовать самостоятельно и решительно (среднее значение 8,2 и 8,7 соответственно), умение не отступать перед трудностями (среднее значение 8,9), смелость в отстаивании своего мнения (среднее значение 9,8), оптимизм, чувство юмора (среднее значение 10,3). Отвергаемые или незначимые ценности: смелость в отстаивании своего мнения (средние значения от 10,7 до 16,5): исполнительность, терпимость как умение прощать другим ошибки и заблуждения, чуткость, высокие притязания, непримиримость к недостаткам в себе и других. Примечательно, что непримиримость к недостаткам в себе и других почти у всех респондентов отнесена к 16 рангу (стандартное отклонение составило лишь 1,56).

Таблица 2

Распределение инструментальных ценностей респондентов по рангам

Инструментальные ценности Среднее значение Стандартное отклонение Ранг

Аккуратность 8 4,89 7

Воспитанность 6,4 3,63 2

Высокие запросы 14,6 4,8 16

Жизнерадостность 10,3 5,86 12

Исполнительность 10,7 4,41 13

Независимость 8,7 4,9 9

Непримиримость к недостаткам в себе и других 16,5 1,56 17

Образованность 5,2 4 1

Ответственность 7,1 4,69 3

Рационализм 8,2 4,55 8

Самоконтроль 8 4,08 7

Смелость в отстаивании своего мнения 9,8 4,83 11

Чуткость 12,6 5,17 15

Терпимость 11,1 4,83 14

Широта взглядов 7,9 3,95 6

Твердая воля 8,9 4,28 10

Честность 7,7 5,42 5

Эффективность в делах 7,5 4,51 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокие запросы 14гб

12,6

Терпимость ^■ 11Д

10,7

Жизнерадостность 10,3

Твердая воля 8,9

8,7

Рационализм 8,2

Аккуратность 3

7,9

Честность ^Н 7,7

7,5

Ответственность 7,1

^^^^^^^^^^ 6,4

Образованность 5,2

о 2 4 6 а 10 12 14 16 13

Рисунок 2 Распределение инструментальных ценностей респондентов по рангам

С целью верификации полученных данных обратимся к результатам выявления смысложизненных ориентаций опрошенных по методике Д.А. Леонтьева (см. табл. 3). Здесь следует пояснить, что, согласно автору, показатели субшкал считаются отдельно для респондентов мужского и женского поля. В связи с этим мы также разделили всех опрашиваемых студентов на группы юношей и девушек (название групп условно), таким образом, в дальнейшем при описании результатов используются названные термины.

Таблица 3

Результаты теста смысложизненных ориентаций студентов

Шкалы Респонденты Нормы для оценки результатов (по Д.А. Леонтьеву)

Юноши Девушки Мужчины Женщины

М о М о М о М о

Цели в жизни 30,71 2,4 31,55 5,89 32,90 5,92 29,38 6,24

Процесс жизни 32,85 5,3 31,22 5,5 31,09 4,44 28,80 6,14

Результат 26,57 4,35 27,77 4,02 25,46 4,30 23,30 4,95

Локус контроля -Я 21,57 3,04 21,22 4,57 21,13 3,85 18,58 4,30

Локус контроля-жизнь 30,71 5,7 30,11 6,17 30,14 5,80 28,70 6,10

Общий показатель 105,1 12,2 105,66 15,09 103,10 15,03 95,76 16,54

Примечание: М - среднее значение, о - стандартное отклонение

Из данных таблицы следует, что показатели, полученные при проведении данной методики, имеют некоторую корреляцию с нормами, предложенными автором для оценки результатов методики.

Рассмотрим результаты более подробно (см. рис. 3).

девушки

I мужчины

I ЖЕНЩИНЫ

^ £ «> и"1 , ^Г

¡ч ч

т гп гп

1111 1111 1111 I ¡11Ш1

ЦЕЛ И В НИ ЗН И

П РОЦЕСС ЖИЗН И

РЕЗУЛ ЬТДТ

ЛОКУС контрил я- я

ЛОКУС КОНТРОЛЛ-

жизн ь

ОБЩИЙ ГТО КДЗАТ ЕЛ Ь ОСМ ЫСЛЕН КОСТИ ЖИЗН И

Рисунок 3 Результаты теста смысложизненных ориентаций студентов

Показатели по первой субшкале (цели в жизни), характеризующей направленность личности в будущее соответствуют среднему уровню, а именно: среднее значение 30,71 у юношей и 31,55 у девушек соотносится со средними нормативными значениями 32,90 у мужчин и 29,38 у женщин, что говорит о наличии у студентов удаленных целей и намерении работать на перспективу. Показатели второй субшкалы (процесс жизни), характеризующей эмоциональную насыщенность и интерес к жизни также в целом соответствуют норме, хотя среднее значение 32,85 у юношей и 31,22 у девушек несколько выше средних нормативных значений 31,09 у мужчин и 28,80 у женщин. Таким образом, можно отметить, что респонденты в целом считают свою жизнь наполненной событиями и имеющей смысл. Третья субшкала (результат), означающая удовлетворенность своей жизнью, имеет показатели также несколько выше нормы. Это позволяет предположить, что многие респонденты ведут активный образ жизни, принимают участие в образовательной и иной деятельности. Так, среднее значение 26,57 у юношей и 27,77 у девушек, несколько выше средних нормативных значений 25,46 у мужчин и 23,30 у женщин. Четвертая субшкала (локус контроля) дала следующие показатели - полученные средние значения рангов 21,57 у юношей и 21,22 у девушек близки, однако, если у юношей данный показатель очень близок к норме у мужчин, то показатель девушек выше нормы у женщин на 2,24 балла, что свидетельствует об уверенности испытуемых в собственных силах, свободе принятия решений и умении реализовывать цели независимо от половой принадлежности. Пятая шкала (локус контроля-жизнь), характеризующая отношение к тезису об управляемости жизни, говорит о сложившейся у большинства опрошенных уверенности в том, что только сам человек управляет своей жизнью. Так среднее значение 30,71 у юношей и 30,11 у девушек несколько выше средних нормативных значений 30,14 у мужчин и 28,70 у женщин. Общий показатель осмысленности жизни составляет 105,1 у юношей и 105,66 у девушек, что соотносится с 103,10 у мужчин и значительно выше (на 9,9) чем у женщин.

_Обсуждение результатов

Анализируя показатели ранжирования терминальных ценностей, мы столкнулись с некоторым противоречием. Стране необходимы государственные служащие, отвечающие запросу населения на искренних, обладающих высокими нравствен-

ными качествами, способных к эмпатии и сочувствию людей. Это подтверждается результатами исследования по изучению потребностей рынка труда [20], а также результатами социологических опросов населения [21. По результатам же данного исследования получаем портрет ответственного, независимого от материальных потребностей человека (это весьма актуально, так как говорит об уже сложившейся основе антикоррупционного поведения у будущих служащих), настроенного на активную самореализацию и насыщенную событиями жизнь, уважающего семейные ценности и реалистично смотрящего вперед, при этом межличностные связи и отношения для него не имеют особого значения, процесс самопознания не интересен. Однако, специфика служения интересам государства и общества требует наличия такого качества как рефлексия, так как ее отсутствие не позволяет человеку адекватно оценить свою деятельность, а также выстроить дальнейшую траекторию профессионального развития. Среди других проблем следует отметить неготовность студентов к творческой деятельности (а значит и к инновациям), отсутствие интереса к крайне важным на сегодняшний день вопросам экологии, а также слабую нацеленность на выстраивание в будущей профессиональной деятельности стратегии повышения уровня жизни населения, что не отвечает принципам выполнения задач государственной и муниципальной службы. В целом ранжирование терминальных и инструментальных ценностей продемонстрировало наличие толерантного отношения студентов к традициям других людей, и, в тоже время констатируется неспособность прощать ошибки других, это говорит о несформированной эмпатии, а, следовательно, сложностях при организации социальной поддержки населения в дальнейшем. Будущий государственный и муниципальный служащий согласно результатам ранжирования, это высокообразованный, ответственный, но несамостоятельный и ведомый человек, который не придает особого значения наличию таких качеств как оптимизм и чувство юмора, возможно эти качества, действительно не являются как таковыми профессионально значимыми качествами, но все же оптимизм как вера в лучшее, должен присутствовать в работе государственного чиновника. Позитивная динамика наблюдается при выборе студентами таких позиций как невысокий уровень притязаний и независимость от материальных потребностей. Анализируя вышеперечисленное, мы видим в студентах стремление к культурному развитию и получению образования, развитое чувство долга, одновременно с ростом проявлений индивидуализма, независимости от мнения окружающих, безынициативности и интравертированности у испытуемых. Полученный в итоге проведения диагностики смысложизненных ориентаций общий показатель осмысленности жизни, в совокупности показателей всех шкал соответствует норме. Следует, однако отметить, что средние значения, полученные по шкалам «результат», «локус контроля -Я», «осмысленность жизни», у девушек значительно выше, чем средние показатели нормы (на 4,47; 2,64; 9,9 пунктов соответственно) и демонстрируют более значительные изменения, чем у юношей. Позволим предположить, что данное явление может быть обусловлено изменениями в гендерных взаимоотношениях и стереотипах в представлениях современного российского общества. В целом, молодое поколение более уверенно в себе и своих силах, ценится обязательность как черта характера и возможность свободы выбора. Однако есть ответы, показывающие, что некоторые респонденты еще не определились с призванием в жизни и окружающий мир вызывает у них некоторое беспокойство.

_Заключение

Современное общество находится в режиме постоянного динамичного развития, при этом наряду с другими социальными сферами, основным изменениям, на наш взгляд, подвергается социокультурная сфера. Изменения, происходящие в этой сфере, являются определяющими для дальнейшего стабильного развития общества, так как являются основой существования личности внутри социальной системы. Личность студента как будущего государственного и муниципального чиновника в данном случае также не является исключением. Проведенное исследование показало, что подготовку государственного и муниципального служащего в учреждении высшего образования сегодня нужно выстроить таким образом, чтобы решить задачи, стоящие перед обществом и государством как двумя основополагающими институтами, определяющими состояние российской государственности. Профессиональную подготовку следует начинать с диагностики гуманистической направленности личности будущего государственного служащего, а затем выявлять социальную обусловленность сложившихся мировоззренческих ценностей у молодежи, тем самым обеспечивая надежность и эффективность процесса кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы. Резюмируя вышесказанное, отметим, что внимание к проблемам профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих не ослабевает, но специфика данной профессии такова, что требует комплексного междисциплинарного подхода к исследованию многих вопросов, в том числе и вопросов анализа аксиологического потенциала управленческих кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведев Д.А. Выступление на пленарной дискуссии X Гайдаровского форума «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды» // Государственная служба. 2019. Т. 21. № 1. С. 6-9.

2. Андриенко О. А. Ценностные основания построения процесса воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26). С. 192-195.

3. Галлямова Д. И. Ценностные ориентации молодежи как проблема социологического исследования // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С.186-189.

4. Сизганова Е.Ю. Трансформация педагогических ценностей в сознании студента современного вуза // Известия Самарского научного центра РАН. Самара: Изд-во СНЦ РАН. том 16. 2014. № 2(4). С. 842-845.

5. Берзин Б. Ю. Ценностные ориентации государственных служащих в системе регуляции поведения // Социум и власть. 2012. № 2 (34). С. 85-88.

6. Козырев А. А., Горячева Д. А. Ценностные ориентации государственных служащих: гендерный аспект // Управленческое консультирование. 2015. № 9 (81). С. 8-18.

7. Фролов О. В. Ценности профессиональной деятельности государственных служащих // Ценности и смыслы. 2017. № 1. С. 136-145.

8. Фролова Е.В., Рябова Т.М. Социокультурные и ценностные ориентации государственных гражданских служащих в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 1. С. 191-200.

9. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1960. 152 с.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление М.: Мысль, 1988. 253 с.

11. Нарский И. С. Диалектическое противоречие и логика познания. Москва: Наука, 1969. 244 с.

12. Потанина Л. Т., Склярова Т. В. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 255-265.

13. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997. 205 с.

14. Кирьякова А.В. Ценности как социальная доминанта ориентации // Ученые записки ОГУ. Вып. 1. Оренбург:

ОГУ, 2002 328 с.

15. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.

16. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973. 438 с.

17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

18. Crumbaugh J.S., Maholick L.T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis // J. of Clinical Psychology, 1964, vol. 20, С. 200-207.

19. Познина Н. А., Хайбулина Э. И. Методика предельных смыслов: стратегии анализа промежуточных категорий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 2. С.216-223.

20. Кайдашова А.К., Белоцерковская Н.В, Сизганова Е.Ю. Изучение потребностей рынка труда при разработке практико-ориентированных образовательных программ уровня бакалавриата // Экономика и предпринимательство. 2018. Том 12. №12 (101). С. 757-761.

21. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. Данные опросов. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=336 (дата обращения: 12.12.2019)

REFERENCES

1. Medvedev D.A. Speech at the plenary discussion of the X Gaidar Forum "Russia and the World: National Development Goals and Global Trends". Public Service, 2019, vol. 21, no. 1, pp. 6-9. (in Russian)

2. Andrienko O. A. The Valuable Foundations of Building the Parenting Process. Baltic Humanitarian Journal, 2019, no 1 (26), pp. 192-195. (in Russian)

3. Gallyamova D. I. Value orientations of youth as a problem of sociological research. Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2015, no. 1, pp. 186-189. (in Russian)

4. Sizganova E.Yu. Transformation of pedagogical values in the consciousness of a student of a modern university // Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Samara, Publishing House of the SSC RAS. 2014, vol. 6, no. 2 (4), pp. 842-845. (in Russian)

5. Berzin B. Yu. Value orientations of public servants in the system of regulation of behavior. Socium and Power, 2012, no. 2 (34), pp. 85-88. (in Russian)

6. Kozyrev A.A., Goryacheva D.A. Value orientations of public servants: gender aspect. Management Consulting, 2015, no. 9 (81), pp. 8-18. (in Russian)

7. Frolov O. V. Values of professional activity of public servants. Values and meanings, 2017, no. 1, pp. 136-145. (in Russian)

8. Frolova E.V., Ryabova T.M. Sociocultural and value orientations of state civil servants in Russia. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2018, vol. 11, no. 1, pp. 191-200. (in Russian)

9. Tugarinov V.P. On the values of life and culture. Lemingrad, Publishing house of the Leningrad University, 1960. 152 p. (in Russian)

10. Anisimov S.F. Spiritual Values: Production and Consumption Moscow, Thought Publ., 1988. 253 p. (in Russian)

11. Narsky I. S. Dialectical contradiction and the logic of knowledge. Moscow, Nauka Publ., 1969. 244 p. (in Russian)

12. Potanina L. T., Sklyarova T. V. Development of value-moral representations of students in the school system. Perspectives of science and education, 2019, no 3 (39), pp. 255-265. (in Russian)

13. Kagan M.S. Philosophical Theory of Value. Saint-Petersburg, Petropolis Publ., 1997. 205 p. (in Russian)

14. Kiryakova A.V. Values as a social dominant of orientation. Scientific notes of OSU, 2002, vol. 1. Orenburg, OSU, 2002 328 p. (in Russian)

15. Karelin A.A. Big encyclopedia of psychological tests. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 416 p. (in Russian)

16. Rokeach M. The nature of human values. New York, Free Press Publ., 1973. 438 p. (in Russian)

17. Leontiev D.A. Life orientation orientation test (LSS). 2nd ed. Moscow, Sense, 2000. 18 p. (in Russian)

18. Crumbaugh J.S., Maholick L.T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis. J. of Clinical Psychology, 1964, vol. 20, pp. 200-207.

19. Poznina N.A., Khaibulina E.I. Methodology of ultimate meanings: strategies for the analysis of intermediate categories. Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, 2017, no. 2, pp. 216-223. (in Russian)

20. Kaydashova A.K., Belotserkovskaya N.V., Sizganova E.Yu. Studying the needs of the labor market in the development of practice-oriented educational programs at the undergraduate level. Economics and Entrepreneurship, 2018, vol. 12, no. 12 (101), pp. 757-761. (in Russian)

21. The official site of the All-Russian Center for the Study of Public Opinion. Survey data. Available at: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=336 (accessed 12 December 2019). (in Russian)

Информация об авторах Сизганова Елена Юрьевна

(Россия, Владимир) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Владимирский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: sizganov@rambler.ru ORCID ID: 0000-0002-0250-2675

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

Elena Yu. Sizganova

(Russia, Vladimir) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration Vladimir branch The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: sizganov@rambler.ru ORCID ID: 0000-0002-0250-2675

Кайдашова Анна Кимовна

(Россия, Владимир) Доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Владимирский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: akaidashova@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-3194-1404

Anna K. Kaydashova

(Russia, Vladimir) Associate Professor, PhD in Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration Vladimir branch The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: akaidashova@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-3194-1404

Чикова Ирина Вячеславовна Irina V. Chikova

(Россия, Орск) (Russia, Orsk)

Доцент, кандидат психологических наук, ведущий Associate Professor,

научный сотрудник научно-исследовательской PhD in Psychological Sciences,

лаборатории Leading Researcher

Орский гуманитарно-технологический институт at the Research Laboratory

(филиал) Оренбургского государственного Orsk Humanitarian-Technological Institute (branch) of

университета Orenburg State University

E-mail: dasset1@rambler.ru E-mail: dasset1@rambler.ru

ORCID ID: 0000-0003-4636-5825 ORCID ID: 0000-0003-4636-5825

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.