образования //Психология безопасности городского пространства. Материалы II Международного симпозиума. Научные редакторы П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова. Ответственный редактор А.В. Дятлов. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Кредо». 2019. С. 10-13.
3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М.: Смысл, 2012. 364 с.
4. Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В., Абакумова И.В. Диалог как дидактическая инициация смыслообразования учащихся в практике образовательного процесса //Проблемы современного педагогического образования.2020.№ 68-3. С. 324-328.
5. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Смыслотехнологии формирования установок толерантного сознания и поведения студентов ВУЗа //Россия, Запад, Восток: диалог культур и цивилизаций. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Р.И. Кантимирова. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». 2018. С. 257-259.
6. Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В., Абакумова И.В.Технологии направленного и опосредованного смыслообразования ценностных ориентаций антитеррорестического сознания студентов ВУЗа //Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием "Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления". Под ред. И.В. Абакумовой, М.Ю. Елагиной, И.В. Чумак. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Кредо». 2018. С. 451-458.
7. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 2017. 287 с.
8. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Психологическая культура педагога как основа психологической безопасности образовательной среды //Инновационные технологии в технике и образовании. материалы XI Международной научно-практической конференции. Чита: Забайкальский государственный университет. 2019. С. 130-133.
9. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 768с. (Серия «Психологи России»).
УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
Нерсесянц Анна Владиковна - аспирант кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов.117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д 6е-шаИ: [email protected]
Карабущенко Наталья Борисовна - доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д 6, Новосибирский военный институт им. Генерала армии И.К.Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2e-mail: [email protected]
Аннотация:
Обосновывается значение изучения смысложизненных ориентаций будущих юристов в контексте понимания смысла жизни как важнейшей экзистенциальной ценности. Проанализированы результаты проведенных авторами исследований смысложизненных ориентаций студентов-юристов, выявлено наличие динамики степени выраженности смысложизненных ориентаций по шкалам «Цель» и «Осмысленность жизни» у студентов
разных курсов. Обозначена совокупность условий, влияющих на формирование личности студентов юристов.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, личность, динамика, ценности, студенты-юристы.
FEATURES OF MEANINGFUL ORIENTATIONS OF LAW STUDENTS
PERSONALITIES
Nersesyants Anna Vladikovna- Postgraduate Student, Department of Psychology and Pedagogy,Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), 6 Miklukho-Maklaya St.,Moscow, 117198, Russian Federations е-mail:nersesancanna@,gmail.com
Karabuschenko Natalya Borisovna - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Psychology and Pedagogy,Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). 6 Miklukho-Maklaya St.,Moscow, 117198, Russian Federatione.Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation6/2 Klyuch-Kamyshenskoe Plateau str., Novosibirsk, 630114 e-mail: [email protected]
Abstract
The article substantiates significance of studying the life-meaning orientations of future lawyers in the context of understanding the meaning of life as the most important existential value. The authors analyzed life-meaning orientations of law students and identified the dynamics of life-meaning orientations orientations on the scales "Goal" and "Meaningfulness of life" for different courses of study. The authors indicated conditions that apply to the personality of law students.
Keywords: life-meaning orientations, personality, dynamics, values, law students.
В настоящее время мотивационно-смысловые элементы личности юристов анализируются в целом ряде исследований, раскрывающих такие аспекты темы, как профессиональная мораль юристов [5], мотивационная готовность студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности [1], динамики психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности [7] и т.д. Однако обращает на себя внимание недостаток исследований, посвященных личности будущих юристов. А между тем на представителей именно этой профессии ложится основная нагрузка по определению, осмыслению, интерпретации и реализации правовых норм, способных преодолеть присущее современной «эпохе перемен» состояние ценностно-нормативной аномии. Проведенное нами исследование было направлено на восполнение этого пробела.
Теоретическую основу исследования составили труды В.Франкла, обосновывающие положение о том, что важнейшей задачей человека является поиск смысла своей жизни, придающего ей ценность и уникальность, а также работы отечественных ученых, в которых раскрывается понятие смысложизненных ориентаций личности как ценностных ориентаций человека, направленных на реализацию «совокупности осознанных смыслов его жизни» [2], анализируются источники смысла жизни человека [4] и т.д. Для сбора данных использовалась методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева (результат адаптации теста «Цель в жизни» Дж.Крамбо и Л.Махолика). В рамках исследования была поставлена цель выявить динамику смысложизенных ориентаций студентов-юристов в период их обучения в вузе. Опрошено 142 респондента - учащиеся 1-го, 3-го и 4-го курсов. Для сравнения различий между курсами использовался критерий H-Крускала-Уоллиса.
Анализ подтвердил значимые различия по двум шкалам - «Цели» и «Осмысленность жизни». По шкале «Цель» среднее значение: 1-ый курс=32,41;3 курс=28,28;4курс=31,26 при Х2=8,445; p=0,015. По шкале «Осмысленность жизни» среднее значение: 1 курс=105,68; 3 курс=95,40;4 курс=101,86 при х2=9,157; p=0,010.
По шкале «Цели в жизни» наибольшие средние значения наблюдаются у студентов юристов 1-го курса; на 3-м курсе происходит заметный спад по данному параметру, а затем значение целей возрастает, хотя и не достигает первоначального уровня. На наш взгляд, это объясняется тем, что на момент поступления в университет молодой человек размышляет о своем призвании и определяется с целями своей жизни в части профессиональной деятельности. Очевидно, что этот период жизни является для него временем наибольшей духовной мобилизации, связанной с выбором будущей профессии. А затем наступают «трудовые будни» обучения, воспринимаемые большинством студентов как стресс, в поисках выхода из которого они отвлекаются от осмысления своих жизненных целей. На 4-м курсе, т.е. к завершению бакалавриата, перед ними вновь актуализируется (хотя и не так остро, как при поступлении ВУЗ) вопрос о целях его жизни, так как. им вновь предстоит определяться с выбором дальнейшего профессионального пути.
По шкале «Осмысленность жизни» есть значимые различия между курсами: высокие показатели осмысленности выявлены у студентов 1-го и 4-го курсов, однако на 3-ем курсе данный показатель снижается. Можно предположить, что при поступлении в университет и на первом году обучения студенты имеют достаточно четко сформулированные цели в части выбора профессии, а также некоторое предварительное (предположительно, завышенное, романтизированное) представление о профессии юриста. К 3 -му курсу у них складываются более объективные знания о профессии, которые могут не соответствовать их первоначальным представлениям. К 4 курсу студенты выравниваются по шкале «осмысленность жизни» с первым курсом. Очевидно, это происходит потому, что к концу обучения в бакалавриате идет процесс формирования целей на будущее, принятие профессии со всеми ее сложностями и интеграция профессиональных ценностей в структуру личности обучающихся. На 4-м курсе перед студентами-юристами встает вопрос о выборе дальнейшего пути профессионального развития, что выражается в возрастании готовности к изменениям.
Также выявлены различия на уровне тенденций по шкале «Процесс жизни», которые коррелируются со шкалой «Осмысленность жизни».Результаты по шкале «Процесс жизни», среднее значение которых: 1 курс=30,55;3 курс=28,04; 4 курс=29,65 при х2= 5,249; р=0,072. Кроме того, есть аналогичные тенденции по шкале «Локус контроля - жизнь» (1 курс=32,35;3 курс=29,88;4 курс=30,81 при х2=5,343; р=0,069). Необходимо также учитывать динамику по шкале «Процесс жизни»: наивысшее среднее значения наблюдаются у студентов 1 курса, затем к 3 курсу данное значение снижается, однакок 4 курсу значения практически выравниваются по отношению к 1 курсу. Данная шкала описывает эмоциональную составляющую, интерес к происходящим событиям жизни здесь и сейчас. В случае с первым курсом результат отражают воодушевление при поступлении в университет, завышенные ожидания и оптимистичный взгляд в будущее. К третьему курсу мы можем увидеть некоторое разочарование, что коррелирует с вышеуказанным результатом по статистически значимым различиям вцелях и осознанности. А затем молодые специалисты сталкиваются с первыми трудностями, рутинным процессом учебы, а также с диссонансом между ожиданиями от обучения и реальностью. Важно также отметить некое статистически незначимое, однако явно наблюдаемое различие по шкале «Локус контроля - жизнь». Высокий балл демонстрирует способность человека контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать их, а низкие баллы присущи человеку, считающему, что жизнь не подвластна контролю. В нашем исследовании в шкале «Локус контроля -жизнь» прослеживается самый высокий показатель у первого курса, затем аналогично другим шкалам его динамика снижается к третьему курсу, а в дальнейшем мы наблюдаем рост данных средних значений. Таким образом, молодые юристы, начиная обучение, считают себя способными полностью контролировать свою жизнь, однако к третьему курсу, эта уверенность идет на спад. К четвертому курсу данные выравниваются, однако до значений первого курса так и не доходят, что показывает (в сочетании с осознанностью) некую осторожность и взвешенность в принятии решений.
Такая интерпретация особенностей ценностных ориентаций у студентов 3 курса подтверждается результатами исследований копинг-стратегий (т.е. поведенческих моделей преодоления стресса) студенческой молодежи. Так, по данным, полученным М.А.Одинцовой, у студентов первого курса копинг, ориентированный на решение поставленных жизнью задач, доминирует по сравнению с копингами, ориентированными на избегание или эмоции. А студенты третьего курса, напротив, «чаще начинают прибегать к такой неэффективной стратегии преодоления стрессовых ситуаций, как избегание (отвлечение и социальное отвлечение). Они стараются уйти от решения проблем, избежать контакта с окружающей действительностью, могут избирать и пассивные способы избегания, такие как уход в болезнь, употребление алкоголя, курение и т.п.» [6, с.92]. Полученные данные соответствуют выводам из широкомасштабного исследования профессиональных элит в вузе, проведенного Н.Б. Карабущенко. На базе методики изучения ценностей личности Ш.Шварца автором было выявлено наличие динамики ценностных ориентаций у студентов за период обучения с первого по четвертый курсы. При этом выделялась группа студентов-юристов, исследование ценностных ориентаций которых показало, что в указанный период обучения прослеживаются тенденции к снижению ориентаций на самостоятельность и безопасность, при этом повышаются ориентации на универсализм, гедонизм, достижения и стимуляцию [3].Аналогичные результаты получены в исследовании финских психологов, изучавших моральные суждения студентов-медиков: динамика моральных суждений, выражающих их ценностные ориентации, была выявлена уже после первых двух лет обучения [8]. Выявленная нами динамика смысложизненных ориентаций студентов-юристов явилась результатом не только процесса обучения, но и всей совокупности условий, влияющих на формирование личности, среди которых можно выделить такие, как социально-психологические (личностные ценностные позиции в отношении социальных процессов), профессионально-деятельностные (рост уровня осмысленности и стремление к личностному росту), политические и т.д. Результаты подобных исследований подтверждают слова В.Франкла о том, что в условиях кардинальной трансформации ценностных основ современного общества образование «обязано совершенствовать способность человека находить те уникальные смыслы, которые не рушатся с падением универсальных ценностей»[8, с 104].
Литература
1. Арендачук И.В. Мотивационная готовность студентов=юристов к будущей профессиональной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. 2016. Т. 5. Вып. 3. С.195-202.
2. Знаков В.В., Рябикина З.И. Психология человеческого бытия. М.: Смысл. 2017. С.90.
3. Карабущенко Н.Б. Психология профессиональных элит в вузе. СПб: АЛЕФ-ПРЕСС. 2016. С.179.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.: Смысл. 2000.
5. Маслеев А.Г. Профессиональная мораль юристов как объект изучения // KANT. 2020, №3. С. 160-165.
6. Одинцова М.А. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации студенческой молодёжи в условиях энтропии современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 2. С. 90 - 96 .
7. Смирнов П.А. Динамика психологической готовности будущих юристов к профессиональной деятельности в условиях юридической клиники // Автореф. канд. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук Казань. 2004.
8. Франкл В. Воля к смыслу. М.: АНФ. 2020. С.104.
9. Helkama K., Uutela A., Pohjanheimo E., Salminen S., Koponen A., Rantanen-Vantsi L Moral reasoning and values in medical school: a longitudinal study in Finland. ScandinavianJournalofEducational Research, 2003. Р.399-411.
159.9
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОФОРМЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК
КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ АКМЕ
Деева Наталья Александровна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России, доцент кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета, г. Краснодар Аннотация
Представлены результаты анализа культурно-исторических и философских предпосылок оформления феномена жизненной успешности, обозначены личностные качества и проблемы жизненной успешности как показателей акме.
Ключевые слова: жизненная успешность, акме, культурно-исторические и философские предпосылки.
CULTURAL-HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL BACKGROUND OF DESIGNING THE PHENOMENON OF LIFE SUCCESSFULNESS OF A PERSONALITY AS A
COMPLEX INDICATOR OF ACME Deeva N.A. - candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogics, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy of the Kuban State University, Krasnodar. Abstract
The results of the analysis of cultural, historical and philosophical prerequisites for the formation of the phenomenon of life successfulness are presented, personal qualities and problems of life success as indicators of acme are indicated.
Key words: life successfulness, acme, cultural, historical and philosophical premises.
Феномен жизненной успешности имеет историческую обусловленность и по сути является порождением социокультурной реальности. При этом исторические эпохи оставляют свой след в опыте человечества, его ценностно-смысловой архитектонике [2]. На всем протяжении своего становления общество обращалось к данной проблематике, однако понятие «успех» как эксплицитное впервые появляется в эпоху индустриализации. В историческом развитии жизненная успешность приобретала статус интегративного метаресурса личности, позволяющего ей продуктивно осуществлять свою жизнь посредством рефлексивного соотнесения жизненных целей с результатами субъектной активности в пространстве ценностно-смыслового поля с учетом актуальных социокультурных условий (Деева Н.А., 2017). Исходя из этого, суть феномена жизненной успешности невозможно в полной мере представить вне культурно-исторического анализа (н.С. Головчанова, 2009; М.Я. Дворецкая, 2016; Е.В. Кархарян, 2010; С.Ю. Ключников, 2003 и др.). Феноменология жизненной успешности прослеживается в образе жизни, мировоззрении людей соответствующей исторической эпохи, а также достижениях науки и искусства, особенностях религиозных взглядов и социально-экономических процессов. Особое значение в данном случае приобретают достижения философской мысли, подтверждающее высказывание е Г. Гегеля о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью». В выдающихся философских произведениях, дошедших до наших дней содержится квинтэссенция проблем, заботящих общество, где явно очерчивается и