Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 13–14 ЛЕТ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 13–14 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / биологическая зрелость / дифференцированный подход / двигательная подготовленность / соревновательная деятельность / football / biological maturity / differentiated approach / motor preparedness / competitive activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горлова Юлия Ивановна, Алтунина Оксана Егоровна, Барков Иван Андреевич

Предложен дифференцированный подход в системе подготовки футболистов в возрасте 13–14 лет, предлагающий определение нагрузки на основе учета биологической зрелости и уровня двигательной подготовленности. Подтверждена эффективность данного подхода в повышении показателей технико-тактических действий юных футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горлова Юлия Ивановна, Алтунина Оксана Егоровна, Барков Иван Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENTIATED APPROACH IN THE TRAINING SYSTEM FOR FOOTBALL PLAYERS AGED 13–14 YEARS

A differentiated approach was proposed in the system of training of football players aged 13–14 years, proposing the definition of the load on the basis of the accounting of biological maturity and the level of motor preparedness and is proved its effectiveness, which is confirmed by the positive dynamics of development of technical and tactical action by footballers.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 13–14 ЛЕТ»

1

Спорт [Sport]

УДК 796.332 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-105-112

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ

ФУТБОЛИСТОВ 13–14 ЛЕТ

Ю.И. Горлова, О.А. Алтунина, И.А. Барков

Предложен дифференцированный подход в системе подготовки футболистов

в возрасте 13–14 лет, предлагающий определение нагрузки на основе учета биологиче-

ской зрелости и уровня двигательной подготовленности. Подтверждена эффектив-

ность данного подхода в повышении показателей технико-тактических действий

юных футболистов.

Ключевые слова: футбол, биологическая зрелость, дифференцированный под-

ход, двигательная подготовленность, соревновательная деятельность.

THE DIFFERENTIATED APPROACH Горлова Юлия Ивановна, канд. пед. наук.

IN THE TRAINING SYSTEM доц., uli1506@ya.ru, Россия, Орел, Орловский государст-

FOR FOOTBALL PLAYERS AGED венный университет имени И.С. Тургенева,

13–14 YEARS Алтунина Оксана Егоровна, старший препо-

даватель, Piton9791@mail.ru, Россия, Орел, Орловский

Gorlova J.I., candidate of pedagogical sci- государственный университет имени И.С. Тургенева,

ences, associate professor, uli1506@ya.ru, Барков Иван Андреевич, аспирант, Baraaba-

Russia, Orel, Orel State University named af- raa@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный

ter I.S. Turgenev, университет имени И.С. Тургенева

Altunina O.E., senior lecturer, Piton9791@

mail.ru, Russia, Orel, Orel State University

named after I.S. Turgenev, Успешная соревновательная дея-

Barkov I.A., graduate student, Baraabaraa@ тельность футбольной команды зависит

mail.ru, Russia, Orel, Orel State University

named after I.S. Turgenev от индивидуальной подготовленности

каждого ее игрока. Специалисты реко-

A differentiated approach was proposed in the мендуют уделять занятиям с инди-

system of training of football players aged

13–14 years, proposing the definition of the видуальной направленностью подготовки

load on the basis of the accounting of 20–30 % общего времени тренировочных

biological maturity and the level of motor

preparedness and is proved its effectiveness, занятий [1]. Однако в программах подго-

which is confirmed by the positive dynamics товки для СДЮСШОР и ДЮСШ инди-

of development of technical and tactical action видуальные особенности психофизиче-

by footballers.

ского развития и адаптационные воз-

Key words: football, biological maturity, можности подростков учитываются не в

differentiated approach, motor preparedness,

competitive activity. должной мере, а планирование нагрузки

осуществляется на основе среднестати-

стических показателей [2]. В качестве основного аргумента в пользу такого

универсального подхода часто приводят объективные сложности индиви-

дуализации тренировочного процесса в спортивных играх, обусловленные

преобладанием командных и групповых упражнений в процессе подго-

товки.

Дифференцированный подход в системе подготовки футболистов

стал предметом научного интереса относительно недавно. Эффективность

его применения обоснована в работах Е.Е. Абрамова [3], Р.Х. Сабитова [4],

Е.Н. Усмановой [5] и других исследователей.

105

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Существуют различные подходы к определению основания для

планирования дифференцированной нагрузки в подготовке юных футбо-

листов. Значительное большинство исследований подтверждает целе-

сообразность учета индивидуальных различий в уровнях развития физи-

ческих качеств или способностей в тренировочном процессе. Так,

Н.В. Иванов предлагает учитывать уровень проявления у них координаци-

онных (1-я группа), скоростных (2-я группа) и скоростно-силовых (3-я

группа) способностей при планировании тренировок в подготовительном

периоде. При равном во всех трех группах объеме, отведенном на занятия

по развитию технико-тактических способностей, необходимо проведение

занятий по психологической подготовке, нагрузка, направленная на разви-

тие координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей

должна быть дифференцированной. Соответственно упражнениям коорди-

национной, скоростной и скоростно-силовой направленности, при пре-

имущественном развитии соответствующих способностей у футболистов

конкретной группы, следует уделять меньше внимания, в то время как уп-

ражнениям на развитие отстающих способностей уделялось повышенное

внимание [2].

Так, А.Н. Бердникова предлагает использовать дифференцирован-

ный подход в технологии индивидуализации тренировочного процесса,

объем, структуру и интенсивность нагрузки корректировать с учетом

уровня функциональной подготовленности, развития скоростных способ-

ностей и скоростно-силовой выносливости. Автор обосновывает целесооб-

разность учета системного представления об уровне физической подготов-

ленности каждого спортсмена в целях его совершенствования развитых

способностей и качеств и «подтягивания» способностей, развитых в мень-

шей степени [6].

По мнению Е.Н. Усмановой, в тренировочном процессе необходимо

учитывать возрастные особенности психического развития в пубертатном

периоде, индивидуальные особенности потребностно-мотивационной

сферы подростков, а также акцентировать внимание на оптимизации пси-

хологической подготовки юных футболистов в целях превентивной работы

по преодолению кризиса перехода из юношеского спорта во «взрослый»

[5].

Таким образом, обзор специальной литературы свидетельствует о

дефиците исследований, посвященных оптимизации подготовки футболи-

стов на основе учета их биологической зрелости и уровня их двигательной

подготовленности.

В возрасте 13–14 лет у юношей наблюдается период ускорения пу-

бертатного роста, изменения субъективного ощущения телесности, резкие

колебания настроения и самооценки, амбивалентность отношений со

взрослыми и прочие характерные психофизиологические изменения, спе-

цифичные для данного возрастного периода [7]. При этом морфофункцио-

106

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спорт [Sport]

нальные характеристики подростков 13–14 лет могут существенным обра-

зом различаться. Игнорирование этих различий в процессе подготовки

юных футболистов приводит к несоответствию между интенсивностью,

объемом тренировок и индивидуальными темпами биологического созре-

вания, влияющими на адаптационные возможности организма спортсмена.

В этой связи применение дифференцированного подхода, основанного на

учете степени биологической зрелости юных футболистов и уровня разви-

тия двигательных способностей, на данный момент является одним из пер-

спективных направлений.

На базе ДЮСШ № 3 г. Орла была предпринята попытка организа-

ции тренировочного процесса футболистов на основе учета двигательной

подготовленности и особенностей физического развития в пубертатный

период.

С этой целью на начальном этапе исследования проведено тестиро-

вание футболистов в возрасте 13–14 лет в количестве 106 спортсменов со

стажем занятий данным видом спорта 6 лет. Тестирование проводилось

дважды – в начале и конце 2019/20 тренировочного года.

Для оценки двигательных способностей использовался комплекс

тестов, рекомендуемых для специализированных спортивных школ отде-

ления «футбол» [8], включающий оценку скоростных, скоростно-силовых

способностей и специальной (скоростной) выносливости. Стартовая ско-

рость оценивалась по времени пробегания первого 10-метрового отрезка на

дистанции 50 м с высокого старта (общее время выполнения упражнения

служило критерием развития дистанционной скорости). Для оценки скоро-

стной выносливости и координационных способностей применялось

упражнение «челночный бег 7×50 м» (при выполнении учитывалось время

выполнения и суммарное время обегания стоек). Скоростно-силовые спо-

собности оценивались с помощью прыжка в длину с места.

Определение уровня биологической зрелости осуществлялось с

использованием комплекса характеристик физического развития и призна-

ков, характерных для полового созревания. Для оценки физического разви-

тия использовались антропометрические данные: масса тела, рост, окруж-

ность грудной клетки и жизненная емкость легких. Биологический возраст

оценивался по вторичным половым признакам, а именно: наличию волос в

лобковой области и подмышечной впадине. Данная методика позволила

разделить подростков на 3 группы: опережающего, среднего и отстающего

уровня развития [9].

Оценка технико-тактической деятельности юных футболистов осу-

ществлялась по методике Ю.А. Морозова [10], в основе которой лежит

визуальное наблюдение и регистрация выполнения спортсменом опреде-

ленных технических приемов с последующим определением процента

брака в различных видах передач, ведении, обводке, перехвате, отборе, при

игре головой и ударах по воротам.

107

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Результаты, полученные на начальном этапе исследования, позво-

лили разделить всех участников исследования на 3 группы по уровню био-

логической зрелости. Так, 42,5 % юных спортсменов от общей численно-

сти принявших участие в исследовании характеризуются средним уровнем

биологической зрелости. Самой малочисленной в выборке оказалась

группа спортсменов с опережающим уровнем зрелости – 22,6 %. По каж-

дой из них на основе детального анализа двигательной подготовленности

определялись достоверные различия и особенности как основа для опти-

мизации тренировочного процесса (табл. 1).

Таблица 1

Двигательная подготовленность футболистов 13–14 лет

с различным уровнем биологической зрелости

Уровень биологической зрелости

опережающий средний отстающий р

Тесты (n=24) (n=45) (n=37)

1 2 3 1-2 1-3 2-3

Бег на 10 м, с 1,65±0,06 1,82±0,10 2,08±0,05 <0,01 <0,01 >0,05

Бег на 50 м, с 6,58±0,16 7,14±0,30 7,53±0,05 <0,1 <0,01 <0,01

Прыжок в длину с места, см 193,4±4,9 184,1±3,6 166,3±2,9 >0,05 <0,01 <0,05

Челночный бег 7×50 м, с 69,7±3,1 71,3±2,9 73, 9±3,9 <0,01 <0.01 <0,05

Юные футболисты, вошедшие в состав группы с опережающим

уровнем биологической зрелости, по сравнению со сверстниками со сред-

ним уровнем развития имели более высокие результаты в скоростных

упражнениях и упражнении на скоростную выносливость и координацию:

пробегание первого 10-метрового отрезка на дистанции 50 м с высокого

старта (р<0,01), бег на 50 м (р<0,1), челночный бег 7×50 м (р<0,01). Срав-

нение двигательных способностей футболистов группы с опережающим

уровнем развития с футболистами группы с отстающим уровнем развития

показало наличие статистически достоверных различий в результатах по

всем трем тестовым упражнениям (р<0,01). Таким образом, футболисты с

опережающим уровнем биологической зрелости практически по всем

результатам испытаний превосходят своих сверстников. Уровень корреля-

ции показателей двигательной подготовленности с уровнем биологической

зрелости составил 0,71–0,82, что свидетельствует о достаточно тесной

связи между исследуемыми показателями.

Полученные на начальном этапе эксперимента данные позволили

внести коррекцию в тренировочный план, систематизировав упражнения

по степени их влияния на организм занимающихся и дифференцировав

нагрузку для юных футболистов в зависимости от уровня их биологиче-

ской зрелости и двигательной подготовленности. Так, для игроков со сред-

ней степенью биологической зрелости, объем и интенсивность нагрузок

108

5

Спорт [Sport]

остались без изменения. В группе игроков с отстающим уровнем биологи-

ческой зрелости был увеличен объем анаэробной нагрузки на 15–16 %. Для

игроков, отнесенных к группе с опережающим уровнем биологической

зрелости, объем нагрузки аэробного характера был увеличен на 55 %.

В ходе исследования выявлено, что фактором, лимитирующим уровень

физической подготовки футболистов, является степень развития взрывной

силы.

Использование дифференцированного подхода в подготовке юных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

футболистов с учетом уровня их биологической зрелости предполагает

преимущественно индивидуальные и индивидуально-групповые формы

организации учебно-тренировочных занятий. Учебно-тренировочная дея-

тельность в формируемых по данному основанию группах, направлен-

ность, интенсивность и структура нагрузок обусловливают учет не только

индивидуальной динамики развития спортсменов, но и особенности их

двигательной подготовленности.

В группах, сформированных из числа футболистов со средним и

опережающим уровнями биологической зрелости, средства и методы тре-

нировочной деятельности были оптимизированы следующим образом:

смешанные аэробно-анаэробные нагрузки составляли 39–48 % от общего

объема, аэробные нагрузки – 22–32 %, тренировочные нагрузки в ана-

эробно-алактатной и анаэробно-гликолитической зонах интенсивности –

28–38 и 2–7 % соответственно. Для данных групп спортсменов упор был

сделан на применение переменного (32–42 %) и повторного (20–40 %)

методов тренировки. Интервальные тренировки составляли 13–20 %, рав-

номерные – 9–18 %. Объем специализированных упражнений варьиро-

вался от 15 до 70 %.

Для юных футболистов, вошедших в группу спортсменов с

отстающим уровнем биологической зрелости и пониженной двигательной

подготовленностью, интенсивность тренировочных нагрузок была сни-

жена. Доля аэробной нагрузки увеличена до 35–45 %, смешанной – до 35–

40 %. Интенсивные нагрузки в анаэробно-алактатной зоне составляли 15–

20 %, в гликолитической – 2–5 %. Для данной группы был увеличен объем

равномерных тренировок (до 18–25 %) при одновременном изменении

интервальных тренировок (15–18 %). Объем специализированных воздей-

ствий варьировался от 55 до 75 %.

По окончании эксперимента тестирование уровня двигательной

подготовленности юных футболистов была проведено повторно (табл. 2).

Оценка изменений, зафиксированных по итогам реализации диффе-

ренцированного подхода в учебно-тренировочном процессе, свидетельст-

вовала о положительном влиянии разработанной методики подготовки раз-

вития двигательной подготовленности футболистов 13–14 лет. По всем

исследуемым показателям двигательной подготовленности игроков были

выявлены статистически значимые различия на начальном и завершающем

этапах эксперимента с достоверностью p<0,05.

109

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Таблица 2

Двигательная подготовленность футболистов 13–14 лет ДЮСШ № 3

г. Орла в динамике эксперимента

Этапы исследования

Характеристики р

Начало Конец

Стартовая скорость, с 1,94±0,06 1,86±0,01 <0,05

Дистанционная скорость, с 7,31±0,32 6,84±0,17 <0,05

Взрывная сила, кг 40,2±5,0 43,9±4,0 <0,05

Скоростная выносливость, с 73,5±2,2 67,3±1,2 <0,05

Координация, с 11,2±0,3 9,54±0,2 <0,05

Достижение соразмерности развития основных двигательных ка-

честв юных спортсменов способствует, в свою очередь, повышению их

технико-тактического мастерства в условиях соревнований (табл. 3).

Таблица 3

Оценка технико-тактических действий футболистов 13–14 лет

ДЮСШ № 3 г. Орла в соревновательной деятельности в динамике

эксперимента

I круг соревнований II круг соревнований

ТТД % соотн. % соотн.

кол-во % брака кол-во % брака

ТТД ТТД

Короткие передачи 143±9 27±4 30 178±5 20±3 33

Средние передачи 30±8 57±12 5 34±6 46±8 5

Длинные передачи 24±5 61±12 6 26±2 52±10 6

Ведение 73±10 19±6 12 77±6 12±4 15

Обводка 65±7 42±8 12 65±10 31±5 13

Отбор 36±3 51±6 9 36±5 52±10 7

Перехват 73±11 24±3 12 81±5 17±3 11

Игра головой 41±7 37±5 10 37±5 29±7 8

Удары по воротам 18±7 72±8 4 20±3 59±6 2

Сумма ТТД 503±31 43±2 100 554±23 35±2 100

Примечание: ТТД – технико-тактические действия.

На основании анализа показателей технико-тактических действий

можно сделать ряд важных выводов: рост уровня двигательной подготов-

ленности в динамике эксперимента характеризовался повышением общего

числа технико-тактических действий при уменьшении процента брака в их

выполнении; общее количество ТТД за игру возросло с 503±31 до 554±23,

а процент брака снизился с 43±2 до 35±2, повышение уровня двигательной

подготовленности юных футболистов сопровождалось ростом числа пере-

дач (игроки при участии в соревнованиях чаще стали использовать комби-

нации в игре, повысилась точность выполнения передач на различные рас-

стояния).

110

7

Спорт [Sport]

Таким образом, оптимизация учебно-тренировочного процесса с

учетом особенностей биологической зрелости и двигательной подготов-

ленности юных футболистов в возрасте 13–14 лет как при выполнении

специализированных командных упражнений, так и при индивидуальных

неспецифических нагрузках способствовали росту функциональной под-

готовленности игроков. Положительная динамика выполнения технико-

тактических действий свидетельствует о положительном влиянии на реа-

лизацию функционального потенциала игроков в условиях соревнователь-

ной деятельности.

Список литературы

1. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. М.:

Советский спорт, 2007. 285 с.

2. Иванов Н.В. Дифференцированный подход к развитию двига-

тельных способностей футболистов учебно-тренировочных групп // Уче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 1 (119). С. 86–90.

3. Абрамов Е.Е. Дифференцированный подход к построению тре-

нировочных нагрузок футболистов учебно-тренировочных групп: дис. …

канд. пед. наук. Малаховка, 2006. 134 с.

4. Сабитов Р.Х. Дифференцированный подход к построению годич-

ного цикла подготовки футболистов учебно-тренировочных групп различ-

ного индивидуального развития: автореф. дис. … канд. пед. наук. Мала-

ховка, 2011. 23 с.

5. Усманова Е.Н. Психолого-педагогическое обеспечение спортив-

ной подготовки футболистов 14–16 лет на основе индивидуально-диффе-

ренцированного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Набережные

Челны, 2014. 22 с.

6. Бердникова А.Н. Индивидуализация физической подготовки

футболистов 13–14 лет // Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18. № 4.

С. 73–79.

7. Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. Возрастная физиоло-

гия и психофизиология. М.: Юрайт, 2020. 397 с.

8. Губа В.П., Лексаков А.В. Организация учебно-тренировочного

процесса футболистов различного возраста и подготовленности. М.:

Советский спорт, 2012. 176 с.

9. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Матвеева Н.А. Оценка физиче-

ского развития детей и подростков. Н. Новгород: Вектор ТиС, 2006. 257 с.

10. Подготовка футболистов / под общ. ред. В.И. Козловского. М.:

ФиС, 1977. 173 с.

References

1. Monakov G.V. Podgotovka futbolistov. Teoriya i praktika [Training of football

players. Theory and practice]. M.: Soviet sport, 2007. 285 p.

111

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

2. Ivanov N.V. Differencirovannyj podhod k razvitiyu dvigatel'nyh sposobnostej fut-

bolistov uchebno-trenirovochnyh grupp [Differentiated approach to the development of motor

abilities of football players in training groups] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-

gafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2015. No. 1 (119). P. 86–90.

3. Abramov E.E. Differencirovannyj podhod k postroeniyu trenirovochnyh nagruzok

futbolistov uchebno-trenirovochnyh grupp [Abramov E.E. Differentiated approach to the con-

struction of training loads for football players in training groups]: dis. ... cand. ped. sciences.

Malakhovka, 2006. 134 p.

4. Sabitov R.H. Differencirovannyj podhod k postroeniyu godichnogo cikla

podgotovki futbolistov uchebno-trenirovochnyh grupp razlichnogo individual'nogo razvitiya

[Differentiated approach to the construction of the annual cycle of training football players of

educational training groups of various individual development: abstract of thesis]: author. ...

cand. ped. sciences. Malakhovka, 2011. 23 p.

5. Usmanova E.N. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie sportivnoj podgotovki

futbolistov 14–16 let na osnove individual'no-differencirovannogo podhoda [Psychological

and pedagogical support of sports training of 14–16 year old football players on the basis of

an individually differentiated approach]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Naberezhnye

Chelny, 2014. 22 p.

6. Berdnikova A.N. Individualizaciya fizicheskoj podgotovki futbolistov 13–14 let

[ndividualization of physical training of 13–14 year old football players] // Chelovek. Sport.

Medicina [Human. Sport. Medicine]. 2018. V. 18. No. 4. P. 73–79.

7. Lyakso E.E., Nozdrachev A.D., Sokolova L.V. Vozrastnaya fiziologiya i psihofi-

ziologiya [Age physiology and psychophysiology]. M.: Yurayt, 2020. 397 p.

8. Guba V.P., Leksakov A.V. Organizaciya uchebno-trenirovochnogo processa fut-

bolistov razlichnogo vozrasta i podgotovlennosti [Organization of the educational and training

process of football players of different ages and fitness]. M.: Soviet sport, 2012. 176 p.

9. Bogomolova E.S., Kuzmichev Yu.G., Matveeva N.A. Ocenka fizicheskogo razvi-

tiya detej i podrostkov [Assessment of the physical development of children and adolescents].

Nizhniy Novgorod: Vector TiS, 2006. 257 p.

10. Podgotovka futbolistov [Training of football players] / under total. ed. Koz-

lovsky. M.: FiS, 1977.173 p.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.