УДК 796.386
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ
СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ
ТЕННИСОМ, НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
С.В. Садыкова, Ю.А. Шахова
Предложена методика спортивной подготовки теннисистов на основе дифференцированного подхода с целью оптимизации тренировочных нагрузок на этапе начальной подготовки. Представлен сравнительный анализ показателей общей и специальной физической и технико-тактической подготовленности теннисистов 7-8 лет экспериментальной и контрольной групп в процессе эксперимента.
Ключевые слова: дифференцированный подход, настольный теннис, физическая подготовленность, техническая подготовленность, этап начальной подготовки.
Омоложение видов спорта, в том числе настольного тенниса, обусловлено феноменальными способностями юных спортсменов. Сейчас в российском теннисе сложилась ситуация, когда детей сразу ориентируют на профессиональную подготовку, основанную на технике силового тенниса с целью достижения быстрых побед любой ценой [6]. Однако на начальном этапе тренировочного процесса большинство тренеров используют зачастую стандартизированный подход, что крайне неэффективно даже в подготовке юных спортсменов.
В связи с вышесказанным актуальным является изменение в спортивном мире подхода к начальному этапу подготовки детей, в том числе в настольном теннисе, а именно, в дифференцированном подходе к юным спортсменам и подбору различных методов и средств для повышения их технической и физической подготовленности на основе типических особенностей [1-5, 7, 8].
Однако анализ специальной литературы по настольному теннису показывает, что данные по построению дифференцированной подготовки спортсменов, занимающихся настольным теннисом, на этапе начальной подготовки окончательно не систематизированы, поэтому данная проблема представляется изученной недостаточно.
С учетом вышеизложенного нами была определена проблема исследования: каковы возможности реализации дифференцированного подхода в подготовке спортсменов, занимающихся настольным теннисом, на этапе начальной подготовки.
Целью исследования являлась разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики дифференцированного подхода в тренировочном процессе теннисистов 7-8 лет.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась детско-юношеская спортивная школа по настольному теннису (г. Казань). В исследовании приняли участие 24 теннисиста в возрасте 7-8 лет.
Для выявления первоначального уровня показателей физической и технической подготовленности спортсменов нами были проведены тесто -вые задания в соответствии с содержанием учебной программы спортив -ной школы олимпийского резерва по настольному теннису г. Казани, анализ которого показал, что в начале эксперимента уровень физической и технической подготовленности спортсменов экспериментальной и контрольной групп статистически был равен ^р<кр).
Основываясь на анализе результатов общей и специальной физической подготовленности, а также технической подготовленности, нами разработана экспериментальная методика внедрения дифференцированного подхода в тренировочном процессе теннисистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки.
В экспериментальную группу 1 были включены спортсмены, которые отставали по физическим показателям. Основным методическим приемом при развитии специальной физической подготовленности было наличие усложнения выполнения упражнений, которое реализовывалось за счет увеличения количества используемых предметов, подбора упражнений на реакцию и развитие скоростных качеств спортсмена.
Основной организационной формой являлась групповая тренировка, когда экспериментальная группа 1 выполняла подобранные для них задания индивидуально, содержанием которых являлись упражнения на реакцию и развитие скоростных качеств спортсмена.
В экспериментальной группе 2 преобладало применение упражнений с большим количеством мячей, где теннисисты отрабатывали такие элементы как накаты справа, накаты слева, передвижение в 2-х, 3-х, 4-х точках по накатам, подрезки справа, слева.
Основной организационной формой являлась групповая тренировка, когда экспериментальная группа 2 выполняла подобранные для них задания, направленные на улучшения технических элементов, которые в свое время спортсменами были усвоены недостаточно хорошо.
Спортсмены экспериментальной группы 3 хорошо владели техникой на данном этапе подготовки, но при этом мало попадали на столе. Задачей данной группы являлось научиться за определенный период держать мяч на столе как можно большее количество раз, при этом выполняя несложные упражнения и следя за техникой.
В экспериментальной группе 3 преобладали упражнения, направленные на стабильность, которые выполнялись на теннисных столах.
Тренировочные занятия проходили в условиях спортивного зала. Продолжительность экспериментальной части во всех трех группах составляла 35 мин на каждом занятии. В подготовительном периоде проведены тренировочные занятия, которые имели следующие методические особенности и содержание:
- основная форма организации занятий - групповая;
- нагрузка общей направленности, величина средняя с интенсивностью 80 % (130-150 уд/мин);
- отдых между упражнениями - активный;
- основные средства - упражнения с большим количеством мячей, задания на столах, упражнение с фишками, челночный бег, передвижения около стола, упражнения с мячами;
- основными методами реализации нагрузки является повторный, способствующий закреплению формирующихся навыков, и игровой, способствующий совершенствованию уже сформированных навыков;
- методические приемы - увеличение количества используемых предметов.
В табл. 1 представлено содержание экспериментальной методики внедрения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе теннисистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки с указанием направленности тренировки в экспериментальных группах и основных средств, применяемых для реализации дифференцированного подхода в тренировке теннисистов с учетом их физической и технической подготовленности.
Таблица 1
Экспериментальная методика внедрения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе теннисистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки
Экспериментальная группа Направленность тренировки Основные средства
1 Повышение уровня общей и специальной физическая подготовленности Упражнения: - челночный бег (с фишками); - перемещения в 3-метровой зоне (восьмерка) около стола; - перемещения вокруг стола приставным шагом; - перемещения мелкими приставными шагами на скорость около стола от одного угла к другому; - упражнения на передвижения с фишками
2 Совершенствование техники элементов Упражнения с большим количеством мячей: теннисисты отрабатывали накаты справа, накаты слева, передвижение в 2-х, 3-х, 4-х точках по накатам, подрезки справа, слева
3 Повышение стабильности игры на теннисных столах Упражнения в парах: - «сложный треугольник»; - «подрезки по восьмерке»; - «накаты из левого угла вправо»; - «подача и прием подачи»
Сравнительный анализ показателей общей и специальной физической подготовленности теннисистов 7-8 лет экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента приведен в табл. 2, а технико -тактической подготовки - в табл. 3.
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей общей и специальной физической подготовленности теннисистов 7-8 лет экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента (М±т)
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Р
Общая физическая подготовленность
Бег на 10 м, с 3,2±0,048 3,3±0,008 >0,05
Прыжки через скакалку за 45 с, кол-во раз 75,4±0,996 76,1±2,205 <0,05
Специальная физическая подготовленность
Перемещения в 3-метровой зоне боком (влево-вправо) за 1 мин, 59,7±2,317 58,2±10,879 >0,05
кол-во раз
Перемещения в 3-метровой зоне в две точки у стола (вперед-назад) 15,8±0,851 14,5±2,053 >0,05
за 30 с, кол-во раз
Имитация удара накатом справа за 1 мин, кол-во раз 66,3±0,411 63,8±2,946 >0,05
Имитация удара накатом слева за 1 мин, кол-во раз 72,3±0,78 73,5±3,7 <0,05
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей технико-тактической подготовленности теннисистов 7-8 лет экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента(М±т)
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Р
Накаты справа и слева в правый угол
Кол-во технико-тактических действий, раз 39,8±7,39 39,3±16,479 <0,05
Кол-во правильно выполненных технико-тактических действий, раз 34,7±8,36 32,3±15,760 <0,05
Коэффициент эффективности, % 89,0±1,53 81,7±0,000 >0,05
Накаты по восьмерке
Кол-во технико-тактических действий, раз 35,2±6,41 37,7±15,998 <0,05
Кол-во правильно выполненных технико-тактических действий, раз 30,9±7,04 27,3±16,238 <0,05
Коэффициент эффективности, % 88,0±1,76 71,1±0,001 >0,05
Окончание табл. 3
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Р
Подрезки справа и слева
Кол-во технико-тактических действий, раз 39,8±5,76 43,9±14,598 <0,05
Кол-во правильно выполненных технико-тактических действий, раз 35,8±5,93 31,7±8,383 <0,05
Коэффициент эффективности, % 90,0±2,19 72,5±0,000 >0,05
Подача с нижним вращением
Кол-во технико-тактических действий, раз 11,3±2,51 9,0±0,128 <0,05
Кол-во правильно выполненных технико-тактических действий, раз 9,0±1,93 7,3±0,175 <0,05
Коэффициент эффективности, % 82,0±3,26 81,5±0,001 >0,05
Сравнивая прирост показателей общей и специальной физической подготовленности теннисистов за период эксперимента, видим, что во всех контрольных упражнениях, кроме имитации удара накатом слева за 1 мин, прирост показателей экспериментальной группы выше, чем в контрольной.
Сопоставляя прирост показателей технико-тактической подготовленности теннисистов, принявших участие в эксперименте, приходим к выводу, что в экспериментальной группе результаты выше, чем в контрольной. Так, в контрольном упражнении «Накаты по восьмерке» прирост показателей в экспериментальной группе более чем в 2 раза выше, относительно аналогичных в контрольной группе (58,0 и 27,4 % соответственно). В контрольном упражнении «Подрезки справа и слева» прирост показателей в экспериментальной группе более чем в 4 раза превышает таковой в контрольной группе (41,7 и 9,5 % соответственно).
Выводы:
1) статистический анализ результатов тестирования общей и специальной физической подготовленности, а также технической подготовленности в начале педагогического эксперимента показал, что обе группы испытуемых были относительно однородны и не имели каких-либо достоверных отличий;
2) экспериментальная методика внедрения дифференцированного подхода в тренировочном процессе теннисистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки заключалась в определении направленности тренировочного процесса экспериментальных групп и выборе средств для дифференциации спортивной подготовки теннисистов;
3) сравнительный анализ показателей физической подготовленно -сти в конце исследования показал, что в экспериментальной группе стати -стически значимые изменения произошли во всех контрольных упражнениях, оценивающих общую и специальную физическую подготовленность, кроме бега на 10 м. В контрольной группе в показателях
общей физической подготовленности статистически значимых изменений не установлено, показатели специальной физической подготовленности достоверно не изменились только в контрольном упражнении «Перемеще -ния в 3-метровой зоне в две точки у стола (вперед-назад) за 30 с». Показатели технико-тактической подготовленности за период исследования статистически значимо изменились как в экспериментальной, так и в контрольной группе, но в экспериментальной группе прирост этих показателей значительно выше, в связи с чем среднестатистические показатели спортсменов этой группы статистически значимо превосходят таковые спортсменов контрольной группы (P<0,05).
Таким образом, внедрение дифференцированного подхода в тренировочный процесс спортсменов, занимающихся настольным теннисом, на этапе начальной подготовки способствовало достоверному изменению количественных показатели физической и технико-тактической подготовленности как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Однако, и в первой, и во второй группе качественные показатели -коэффициенты эффективности - статистически остались неизменными (Р>0,05).
Список литературы
1. Врублевский Е.П., Кожедуб М.С. Дифференцированная методика индивидуализации подготовки бегуний на короткие дистанции // Спорт и туризм: администрирование и развитие (СТАР-2017): материалы Междунар. науч.-практ. конф. Калининград: БФУ им. И. Канта, 2017. С. 36-58.
2. Иванов Н.В. Дифференцированный подход к развитию двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 1(119). С. 86-90.
3. Мишин Р.Г. Организационно-методические подходы к дифференциации тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 3(131). С.117-122.
4. Никитушкин В. Г., Квашук П. В., Бауэр В.Г. Организационно -методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.
5. Филиппова Е.Н., Засыпкина Н.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы в учебно-тренировочном процессе школьников средних классов, занимающихся лыжным спортом // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Вологда: Изд-во «Маркер», 2018. С. 156-157.
6. Чжан Сяоцюань. Начальная подготовка детей 6-10 лет в теннисе на основе эргономического подхода: дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2012. 146 с.
7. Чибичик Ю.В. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки: дис. ...канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 180 с.
8. Шамаева А.А., Филиппова Е.Н. Пути реализации дифференцированного и индивидуального подходов при построении тренировочного процесса юных лыжников // Новая наука и актуальные тенденции в образовании / под ред. С.В. Кузьмина. Казань: Изд-во «ИП Кузьмин С.В.», 2017. С. 233-237.
Садыкова Светлана Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Шахова Юлия Андреевна, тренер, [email protected], Россия, Казань, спортивная школа олимпийского резерва «Идель»
DIFFERENTIA TED PREPARA TION APPROACH DURING INITIAL STAGE OF TRAININGIN TABLE TENNIS PLAYERS
S. V. Sadykova, Y.A. Shahova
A technique for sports training of tennis players on the basis of a differentiated approach with the aim of optimizing training loads at the initial training stage is proposed. A comparative analysis of the indicators of general and special physical and technical-tactical preparedness of tennis players of 7-8 years of the experimental and control groups in the course of the experiment is presented.
Key words: differentiated approach, table tennis, physical fitness, technical fitness, initial training stage.
Sadykova Svetlana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
ShahovaYuliyaAndreevna, coach, super. 18031994@yandex. ru, Russia, Kazan, Sports School of Olympic Reserve "Idel"
References
1. Vrublevskij E.P., Kozhedub M.S. Differencirovannaya metodika individualizacii podgotovki begunij na korotkie distancii [A differentiated method for individualizing the training of runners for short distances] // Sports and Tourism: Administration and Development (STAR-2017): mater. Int. scientific-practical conf. Kaliningrad: IKBFU I. Kant, 2017. P. 36-58.
2. Ivanov N.V. Differencirovannyj podhod k razvitiyu dvigatel'nyh sposobnostej futbolistov uchebno-trenirovochnyh grupp [A differentiated approach to the development of motor abilities of football players of training groups] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Uchenye Zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft]. 2015. No. 1(119). P. 86-90.
3. Mishin R.G. Organizacionno-metodicheskie podhody k differenciacii trenirovochnogo processa yunyh lyzhnikov-gonshchikov [Organizational and methodological approaches to the differentiation of the training process of young skiers-racers] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities]. 2014. No. 3(131). P. 117-122.
4. Nikitushkin V.G., Kvashuk P.V., Bauer V.G. Organizacionno-metodicheskie osnovy podgotovki sportivnogo rezerva [Organizational and methodological foundations for the preparation of a sports reserve]. M.: Soviet Sport, 2005. 232 p.
5. Filippova E.N., Zasypkina N.A. Individual'nyj i differencirovannyj podhody v uchebno-trenirovochnom processe shkol'nikov srednih klassov, zanimayushchihsya lyzhnym sportom [Individual and differentiated approaches in the educational process of middle school students involved in skiing] // Science today: fundamental and applied research: vater. Int. scientific-practical conf. Vologda: Publishing house "Marker", 2018. P. 156-157.
6. Chzhan Syaocyuan'. Nachal'naya podgotovka detej 6-10 let v tennise na osnove ergonomicheskogo podhoda [Initial training of children 6-10 years old in tennis on the basis of the ergonomic approach]: dis. ...cand. ped sciences. SPb., 2012.146 p.
7. Chibichik Yu.V. Individualizaciya uchebno-trenirovochnogo processa yunyh dzyudoistov na nachal'nyh etapah podgotovki [Individualization of the educational process of young judokas at the initial stages of preparation]: dis. ...cand. ped sciences. Chelyabinsk, 2010. 180 p.
8. Shamaeva A.A., Filippova E.N. Puti realizacii differencirovannogo i individual'nogo podhodov pri postroenii trenirovochnogo processa yunyh lyzhnikov [Ways to implement differentiated and individual approaches to the construction of the training process for young skiers] // New Science and Actual Trends in Education / ed. S.V. Kuzmina. Kazan: Publishing House IP SP Kuzmin S.V., 2017. P. 233-237.