СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ № 22007
УДК 794 ББК 75577
В.В. Варинов, Н.Г. Коновалова
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Кузбасская государственная педагогическая академия, г Новокузнецк
Одним из перспективных направлений совершенствования процесса подготовки спортсменов является целенаправленное формирование индивидуального стиля деятельности. В современном настольном теннисе это направление остается разработанным крайне мало. Индивидуальный стиль ведения соревновательной борьбы на практике у теннисистов формируется стихийно, неуправляемо [7]. Теоретический анализ выбора тренером того или иного стиля наводит на мысль, что важным фактором являются индивидуально-типологические особенности организма спортсмена [2,3,5,6].
Целью работы стало установление специфики технико-тактической подготовки теннисистов с различным типом вегетативной регуляции и выявление её генетических детерминант.
Исследования проходили в г. Новокузнецке на базе СДЮШОР по настольному теннису и ДЮКФП № 4.
Было исследовано 88 мальчиков 8-12 лет, у которых на момент исследования был определен тип вегетативной регуляции. Средний стаж юных теннисистов составил 3-4 года. Режим тренировок занимающихся предполагал 4-5 тренировочных занятий в неделю по 1,5-2 часа каждое. Критерием невключения являлся стаж тренировок менее одного года, критерием исключения - нерегулярные тренировки и заболевания на момент исследования. Весь массив исследуемых был распределен на три группы в соответствии с типом их вегетативной регуляции. Рандомизация отсутствовала. Процедура тестирования соответствовала Хельсинской декларации 1975 г. и ее пересмотру 1983 г. Эксперимент имел вид поперечного исследования и состоял из следующих действий:
1. Тестирование технико-тактической подготовки.
2. Тестирование особенностей высшей нервной деятельности.
3. Статистическая обработка полученных данных.
Для исследования технико-тактической подготовки использована методика , предложенная Барчуковой Г.Б. с соавт. [2] , которая включает следующие тесты:
1.Игра накатами справа по диагонали в ближней зоне.
2. Игра накатами слева по диагонали в ближней зоне.
3. Удар справа, прием подставкой слева.
4. Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на S стороне стола.
5. Игра накатами справа по диагонали в средней зоне.
6. Игра накатами слева по диагонали в средней зоне.
7. Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.
8. Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.
9. Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами.
10. Накат с правой половины стола против срезки с правой половины.
11. Накат с левой половины стола против срезки с левой половины.
12. Накат с правой половины стола против срезки с левой половины.
13. Накат с левой половины стола против срезки с правой половины.
При проведении тестирования разрешается использовать только 5 мячей - каждый по одному разу, после падения мяч повторно использовать не разрешается. Если в течение 1 мин упущены все 5 мячей, результат определяется по количеству выполненных за это время ударов.
Индивидуально-типологические, генетически детерминированные особенности нервной деятельности спортсменов определяли при помощи программноаппаратного комплекса психофизиологического исследования “STATUS PF”[4]. Оценивали нейроди-намические показатели: простую (ПЗМР) и сложную зрительную моторную реакцию (СЗМР), уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП) и работоспособности головного мозга (РГМП). Полученные данные обрабатывали статистически. Были использованы методы описательной статистики, дисперсионный и корреляционный анализы. Значения, полученные при тестировании технико-тактической подготовки и исследовании ней-родинамических функций, результаты статистической обработки, представлены в таблицах.
Статистический анализ данных осуществлялся с использованием статистического пакета программноаппаратного комплекса психофизиологического исследования “STATUS PF”[4]. Вычисляли выборочное среднее (М) и выборочное стандартное отклонение (STD); парный коэффициент корреляции и F-критерий Фишера. Проверка нормальности распределения выборок осуществлялась с помощью W-критерия Шапиро-Уилка [8,9]
Все перечисленные тесты технико-тактической подготовки мы объединили в три группы с учетом качеств, которые они выявляют. В первую группу вошли тесты, для успешного выполнения которых от спортсмена требуется умение поддерживать максимально высокий темп выполнения технического элемента движения при относительно невысокой координационной сложности движения. К таким тестам относятся: игра накатами в ближней зоне; удар справа, прием подставкой слева; игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на S стороне стола. Во вторую группу вошли тесты, в которых при высокой сложности технического эле-
мента от спортсмена требуется умение сочетать быстрый темп и способность к быстрому переключению внимания. Этим требованиям отвечают следующие тесты: игра накатами по диагонали в средней зоне; сочетание накатов справа и слева, а также чередование накатов в правый и левый углы стола. Третью группу составили тесты, в которых при небыстром темпе и невысокой координационной сложности от спортсмена требуется умение длительно удерживать концентрированное возбуждение. Сюда вошли игра подрезками против подрезок и накатов в различных комбинациях.
Из табл. 1 видно, что в технико-тактической подготовке теннисистов, имеющих крайние типы вегетативной регуляции, обнаружены статистически значимые различия. Теннисисты каждой группы имеют в чем-то явные превосходства, в чем-то откровенно слабые стороны. У нормотоников наблюдается другая тенденция. Они, как симпато- и ваготоники имеют сильную сторону подготовки, однако и в других тестах их показатели находятся на среднем уровне.
Наиболее сильной стороной симпатотоников являются технические элементы первой группы. Во всех четырех тестах они статистически значимо превосходят ваготоников. При сравнении симпатотоников с нормотониками, статистически значимых различий между группами обнаружено не было, однако следует отметить, что средние значения тестирования у первых выше. В одном из четырех тестов второй группы симпатотоники статистически значимо превосходят ваготоников, а в двух других, наоборот, статистически значимо уступают нормотоникам. Наиболее слабой стороной симпатотоников являются тесты третьей группы. В каждом из пяти тестов этой группы они статистически значимо уступают как ваго- так и нормотоникам.
Сильной стороной нормотоников являются тесты второй группы. В двух из четырех тестов этой группы они статистически значимо превосходят и симпатотоников и ваготоников, а в остальных двух только ваготоников. По показателям тестов первой группы нормотоники статистически значимо сильнее ваготоников, однако слабее симпатотоников. Во всех тестах третьей группы нормотоники статистически значимо превосходят симпатотоников, а ваготоникам в четырех из пяти тестов этой группы нормотоники статистически значимо уступают.
Ярко выраженной сильной стороной ваготони-ков являются тесты третьей группы. В этих тестах у ваготоников наблюдается статистически значимое превосходство как над симпатотониками так и над нормотониками. В показателях тестов первой группы наблюдается полная противоположность. Здесь ваготоники статистически значимо слабее и симпа-то- и нормотоников. В двух из четырех тестов второй группы ваготоники статистически значимо уступают только нормотоникам, а в остальных - и нормо- и симпатотоникам.
Таблица 1
Технико-тактическая подготовленность спортсменов
№ №п.п Тесты Симпатотоники (M±STD) n=32 Нормотоники (M±STD) п=46 Ваготоники (M±STD) n=l0
Первая группа тестов
11 Игра накатами справа по диагонали в ближней зоне 2б,5±1,42* 25,7±1,34 22,4±1,73***
22 Игра накатами слева по диагонали в ближней зоне 27,5±1,37* 27,1±1,53 25,2±1,52***
33 Удар справа, прием подставкой слева 2S,4±1,21* 27,б±1,б2 2б,1±1,35***
44 Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на S стороне стола 27,б ±1,53* 27±1,34 23,5±1,33***
Вторая группа тестов
55 Игра накатами справа по диагонали в средней зоне 22,3±1,S2 23,S±1,72 21,2±1,б***
бб Игра накатами слева по диагонали в средней зоне 26,5±1,37* 2б,7±1,б5 25,3±0,S1***
77 Сочетание наката справа и слева в правый угол стола. 1S,1±1,93 20,S±1,42** 17,3±1,23***
SS Выполнение наката справа в правый и левый углы стола 17,3±2,13 1S,5±1,93** 1б,2±1,21***
Третья группа тестов
99 Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами 1S,2±1,35* 20,5 ±1,б4** 20,9±1,12
110 Накат с правой половины стола против срезки с правой половины 15,4±1,52* 17,2±1,72** 20,S±1,65***
111 Накат с левой половины стола против срезки с левой половины 17,б±1,93* 19,4±1,51** 22,б±1,42***
112 Накат с правой половины стола против срезки с левой половины 1б,2±1,45* 1S,6±1,73** 20,2±1,б3***
113 Накат с левой половины стола против срезки с правой половины 15,4±1,б2* 17,2±1,б2** 21,5±1,22***
М - выборочное среднее; STD - выборочное стандартное отклонение; n - объем выборки; критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05; *статистически значимые различия между симпато- и ваготониками; ** статистически значимые различия между симпато- и нормотониками; *** статистически значимые различия между ваго- и нормотониками.
Таким образом, сильной стороной симпатотоников является быстрая не высоко координированная игра, для ваготоников, наоборот, благоприятен небыстрый розыгрыш, требующий проявления выдержки, а нор-мотоники неплохо владеют элементами, характерными как для симпатотоников, так и для ваготоников, но наиболее сильной их чертой является умение вести сложно координационную игру с достаточно высокой интенсивностью.
Вторым этапом нашего исследования было изучение индивидуально-типологических особенности нервной деятельности теннисистов с различными типами вегетативной регуляции. Данные тестирования нейродинамики представлены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что по показателям ПЗМР нормото-ники статистически значимо превосходят ваготоников, но уступают симпатотоникам. В показателях СЗМР статистически значимых различий между симпато- и нормо-
тониками не наблюдается, но и те и другие статистически значимо превосходят ваготоников. Картина, схожая с показателями СЗМР, наблюдается в показателях УФП НП. Для показателей РГМ имеется своя специфика. Так, в РГМ и симпато- и нормотоники статистически значимо уступают ваготоникам, а нормотоники статистически значимо превосходят симпатотоников.
Следующим этапом нашего исследования стало выявление корреляционных зависимостей между показателями тестирования технико-тактической подготовленности юных теннисистов и показателями их нейродинамики. Полученные данные представлены в табл. 3.
Из данных, представленных в табл. 3, видно, что ПЗМР имеет высокие корреляционные связи почти со всеми тестами, но в одних случаях эти корреляции имеют положительный, а в других - отрицательный знак. Наиболее сильные положительные корреляции
Таблица 2
Показатели нейродинамики спортсменов
Нейродинамические показатели Тип вегетативной регуляции спотсменов
Симпатотоники (M±STD) n=32 Нормотоники (M±STD) n=46 Ваготоники (M±STD) n=l0
ПЗМР (мс) 2S7,4±12,23* 354,2±l7,43** 392,3±9,52***
СЗМР (мс) 54S,63±S,35* 5б7,5±33,52 б25,3б±22,27***
УФП НП (мс) 79,44±3,12* S1,5±3,14 SS,3±1,14***
РГМ (сигналов) 561,72±36,3S* 62l,44±34,23** 752,5±5,21***
М - выборочное среднее; STD - выборочное стандартное отклонение; n - объем выборки; критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05; * статистически значимые различия между симпато- и ваготониками; ** статистически значимые различия между симпато- и нормотониками; *** статистически значимые различия между ваго- и нормотониками.
Таблица 3
Матрица корреляционных связей между показателями нейродинамики и элементами технико-тактической подготовки
№ п. п Название тестов Показатели нейродинамики
ПЗМР СЗМР УФП РГМ
Первая группа тестов
1 Игра накатами справа по диагонали в ближней зоне 0,S9 0,79 0,S1 -0,91
2 Игра накатами слева по диагонали в ближней зоне. 0,91 0,7S 0,77 -0,94
3 Удар справа, прием подставкой слева 0,95 0,77 0,S2 -0,92
4 Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на S стороне стола 0,S5 0,73 0,75 -0,93
Вторая группа тестов
5 Игра накатами справа по диагонали в средней зоне 0,S4 0, 93 0,91 -0,SS
б Игра накатами слева по диагонали в средней зоне 0,S6 0,92 0,94 -0,9
7 Сочетание наката справа и слева в правый угол стола 0,7S 0, 93 0,93 -0,S3
S Выполнение наката справа в правый и левый углы стола 0,S1 0,91 0,95 -0,S1
Третья группа тестов
9 Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами -0,S2 -0,71 -0,73 0,9б
10 Накат с правой половины стола против срезки с правой половины -0,S4 -0,93 -0,S9 0,S4
11 Накат с левой половины стола против срезки с левой половины -0,S5 -0,95 -0,92 0,S5
12 Накат с правой половины стола против срезки с левой половины -0,S2 -0,94 -0,9 0,91
13 Накат с левой половины стола против срезки с правой половины -0,S3 -0,S2 -0,SS 0,S9
наблюдаются между показателями ПЗМР и тестами первой группы, а отрицательные - с тестами третьей группы. СЗМР, так же как и ПЗМР, имеет высокие корреляции как с положительным так и с отрицательным знаком. Наиболее значимые положительные корреляционные связи СЗМР наблюдаются с показателями тестов второй группы, а самые значимо отрицательные - с тестами №11 и №10 и 12 третьей группы. Корреляционные связи показателей УФП имеют схожую с корреляциями СЗМР картину. Показатели РГМ имеют схожие с показателями ПЗМР корреляционные связи, но с обратным знаком. Положительные значения корреляции с тестами третьей группы, а отрицательные - со второй и первой. Наибо-
лее значимые отрицательные связи РГМ обнаружены с показателями тестов первой группы, а положительные
- между тестами №9 и №12 третьей группы.
Итак, все показатели нейродинамики имеют высокие корреляции с тестами всех групп. В тех случаях, когда от спортсмена при относительно невысокой координационной сложности требуется умение демонстрировать высокий темп двигательных действий, самые сильные положительные корреляции обнаружены с показателями ПЗМР. В тех тестах, где при небыстром темпе и невысокой координационной сложности от спортсмена требуется умение длительно удерживать концентрированное возбуждение, наиболее важной нейродинамической
характеристикой является РГМ. В том случае, когда при высокой сложности технического элемента требуется умение сочетать быстрый темп и способность к быстрому переключению внимания, спортсмену необходимо обладать высоким УФП НП и хорошо развитой СЗМР.
Полученные данные позволяют сделать заключение, что даже на ранних этапах тренировочного процесса специфика технико-тактической подготовки связана с генетическими факторами. Своевременное выявление генетических предрасположенностей юных спортсменов может быть положительно использовано при целенаправленном формировании индивидуального стиля соревновательной деятельности.
Признание вклада в исследование, выражение признательности За помощь в организации исследования авторы выражают признательность директору «Спортивной детской школы олимпийского резерва по настольному теннису» г. Новокузнецка г-ну Култаеву С.В, а также начальнику отделения настольного тенниса «Детского юношеского клуба физической подготовки №в4» г. Новокузнецка г-ну Грошеву И.Л.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барчукова Г.Б., Воробьев В.А., Матыцин О.В. Настольный теннис: примерная программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ.- М.: Сов.спорт, 2004.- 144 с.
2. Гуняди Б.К., Рафамок Н.Н., Иваськов С.М., Губернаторов Н.А. О прогнозировании физической работоспособности на различных этапах многолетней подготовки спортсменов // Оценка и прогнозирование функциональных состояний в физиологии. Фрунзе, 1980. С. 255-257.
3. Воронин Е.В. Формирование индивидуального стиля игры в настольном теннисе. Автореф. дис. ...канд наук.
- М., 1984, - 16 с.
4. Иванов В.И., Литвинова Н.А., Березина М.Г. Оценка психофизиологического состояния организма человека // Роспатнент - М., № 2001610233 от 5.03.2001.50 с.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.
- СПб., Питер, 2001, - 464 с.
6. Пшенникова М.Г. Взаимосвязь между наследственной устойчивостью к острому стрессорному воздействию и способностью адаптироваться к стрессу и гипоксии // Проблемы гипоксии: молекулярные, физиологические и медицинские аспекты. М.: Воронеж, Изд-во «Истоки», 2004. С. 245-268.
7. Сыпачев А. Стили деятельности, индивидуальный стиль и подготовка спортсменов в настольном теннисе // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. -Харьков, 2002.- №8. - С. 61-68.
8. Shapiro S.S., Wilk M.B. An analysis of variance test for normality (complete samples) // Biometrika, 52, 1965. -P. 591-611.
9. Shapiro S.S., Francia R.S. An appriximate analysis of variance test fo normality // J. Amer. Statist. Assoc., 337, 1972. - P. 215-216.
PECULIARITIES OF TECHNICAL-TACTIC TRAINING OF YOUNG TENNIS PLAYERS HAVING DIFFERENT TYPES OF VEGETATIVE REGULATION
V.V. Varinov, N.G. Konovalova
SUMMARY
The aim of the work was to identify specific nature of technical-tactic training of young (aged from 8 to 12 years) tennis players with various types of vegetative nervous regulation and the revealing of its determinant. Groups were formed according to the type of vegetative regulation: sympathotonics, normotonics, vagotonics. Technical- tactical training and individual-typological peculiarities of higher nervous system were investigated. The study results revealed that there is a specific nature typical of each type of technical-tactical training of tennis players which is due to genetically determined individual-typological peculiarities of their higher nervous system.