V.M. Petrovichev
DIDACTIC CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVELY LOGICAL THINKING OF STUDENTS.
The article considers questions of creation of didactic conditions of constructively logical thinking of students on the programming studies. The author reveals levels of the constructively logical thinking and their fitness to the level of the competence in the programming.
Key words: analytical and synthetical process, style of thinking, productive aspect of thinking, algorithmic activity.
Получено 30.10.2011
УДК 378.037.1
Е.Д. Грязева, канд. тех. наук, доц., зав. кафедрой, (4872) 35-54-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-16-71005а/Ц «Разработка стандартов физического развития студентов высших учебных заведений»)
Посвящена обоснованию необходимости введения в педагогический процесс по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений инновационного способа оценки их физической подготовленности на основании авторского антропометрического метода определения уровня гармоничности телосложения и тренированности мускулатуры обучающихся, позволяющего переориентировать педагогическое воздействие занятий по физической культуре на удовлетворение субъективных потребностей студентов в двигательной активности, исходя из их индивидуальных особенностей.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, гармоничность физического развития, антропометрический контроль, гуманизация образования
Физическое развитие человека традиционно рассматривается как совокупность морфологических и функциональных признаков организма, позволяющих определить запас его физических сил, выносливость и работоспособность. Оно характеризируется массой тела и формой
телосложения, состоянием нервной регуляции и утомляемостью. Размеры тела как конечный результат процесса роста, тесным образом связаны со всем комплексом функциональных свойств — основным обменом веществ и отдельными видами метаболизма. Исследование тела человека, систем его органов и тканей в их функциональном взаимодействии дает возможность использовать раскрытие причинной обусловленности между формой и содержанием, а также выявления внутренних и внешних причин, определяющих анатомические особенности человека.
Особенно выражено проявляется взаимосвязь физического развития и состояния здоровья в растущем организме, что в полной мере относится и возрастному периоду поздней юности и молодости, в котором находятся все студенты. При изучении физического развития людей и особенно - лиц молодого возраста широко применяются унифицированные методика антропометрические исследования. Из всего многообразия морфологических и функциональных признаков конституциональной специфики индивидуального телосложения чаще всего для последующего анализа определяются рост и вес человека, окружность его грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила, а также оцениваются особенности строения тела, состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, осанка, степень жироотложения и др. Однако программа и содержание массового антропометрического исследования индивидуального физического развития людей может меняться в зависимости от социальной или профессиональной специфики обследуемых контингентов и целей анатомо-физиологического исследований.
Применительно в студенчеству как специфической социально-возрастной группе населения в Тульском государственном университете в 2006-2010 гг. была разработана инновационная методика скринингового антропометрического мониторинга и контроля гармоничности индивидуального физического развития обучающихся, получившая государственную защиту права интеллектуальной собственности в виде патента Российской Федерации на изобретение № Яи 2410027 С1 [2].
Методологическую основу нового способа антропометрического контроля гармоничности индивидуального физического развития студентов составляет измерение охватных, размеров отдельных участков тела человека, которые являются наиболее информативными, отражая субъективную специфику телосложения индивида, и их последующее сопоставление между собой и установленными среднестатистическими показателями нормы в целях определения степени субъективной развитости и гармоничности строения тела молодого человека. Наличие полученных эмпирическим путем данных является основой для их изучения методами математико-статистического анализа, что дает
возможность их объективного исследования, свободного от влияния частных индивидуальных особенностей телосложения. Кроме того, подобный анализ позволяет с математической точностью степень отклонения индивидуального физического развития отдельно взятого студента от среднестатистической нормы, выявленной для всего студенчества региона в целом.
Для математически точного установления пропорциональности развития тела конкретного человека производится сравнение варьирующихся под влиянием процессов онтогенеза охватных размеров шеи, груди, талии и живота со стабильным во времени и генетически обусловленным охватным размером головы. Для определения гармоничности развития верхних и нижних конечностей индивида производится сравнение генетически обусловленных и стабильных для каждой возрастно-половой категории людей охватных размеров запястья и лодыжки с индивидуально обусловленными размерами верхней трети предплечья и середины плеча (для каждой верхней конечности) и нижней и верхней третей голени, области под коленом, середины бедра (для Нижних конечностей). Установление каждой из указанных выше зависимостей и сравнение ее с показателями нормы позволяет с высокой степенью вероятности определить степень тренированности мускулатуры каждого участка тела молодого человека, их взаимную развитость, а также общую пропорциональность его субъективного телосложения.
Массовые антропометрические обследования
студентов,бучающихся в различных структурных подразделениях Тульского государственного университета, регулярно проводившиеся в 2006-2011 гг. преподавателями кафедры физического воспитания и спорта, выявили и многократно подтвердили тенденцию отставания современного юношества в физическом развитии не только от своих сверстников, но и от представителей более ранних поколений или возрастных, групп. Всего за эти годы было обследовано 2891 человек. Анализ результатов показал, что только каждый пятнадцатый юноша (6-7 %) и каждая шестая девушка (1516 %) в возрасте 18-20 лет в настоящее время может считаться гармонично физически развитым, при этом каждый второй юноша (49-50 %) и каждая третья девушка (34-35 %) физически недостаточно развиты, т.е. не имеют достаточной мышечной массы, а двое из пяти юношей (40-41 %) и каждая третья девушка (35-36 %) имеют избыточный вес или уже страдают ожирением [1, С. 8].
Уточненные данные по отдельным антропологическим показателям выглядят так: только 9,61 % обследованных юношей и 17,12 % девушек имеют соответствующее норме развитие мышц предплечья, только у 6,55 % юношей и 12,47 % девушек нормально развиты мышцы плеча, лишь у 8,22 % юношей и 10,99 % девушек соответствует норме развитие области голеностопа и нижней трети голени, только 7,80 % из числа
обследованных юношей и 9,09 % девушек обладают нормально развитыми мышцами нижней трети голени и лишь у 7,66 % юношей и 9,30 % девушек развитие области бедра соответствует физиологической норме их возраста. Остальные же студенты или физически недоразвиты (детренированы), или у них гипертрофированно развиты отдельные части тела, следствием чего является нарушение нормального функционирования базовых систем организма при воздействии на него повышенных физических нагрузок, что неизбежно происходит в учебно-тренировочном процессе при занятиях спортом. При этом показатели детренированности отдельных частей тела распределяются так: недоразвитыми предплечьями и плечами обладают 49,86 % и 47,08 % обследованных юношей и 46,72 и 46,51 % девушек соответственно, а недостаточно развитыми нижними конечностями - 51,25 % студентов и 49,68 % студенток [1, С. 12-16].
Поскольку внешнее строение тела является объективным и наглядным отражением состояния и функциональности внутренних органов и базовых систем организма, оценка гармоничности индивидуального физического развития, основанная на анализе результатов перечисленных антропометрических показателей, позволяет также прогнозировать риск возникновения и развития у молодого человека ряда внутренних хронических соматических (неинфекционных) заболеваний. Иными словами, разработанный в ТулГУ метод антропометрического контроля позволяет выявить на ранней стадии функционального расстройства возникновение у студентов той или иной патологии до ее окончательного перехода в морфофункциональную (т.е. необратимую или хроническую) стадию, что позволяет в определенных случаях средствами общей или адаптивной физической культуры не только остановить и даже предотвратить дальнейшее развитие конкретной физиологической дисфункции, но и восстановить нормальную жизнедеятельность организма как сложной многоуровневой биологической системы.
Дезинтеграция физиологических функций организма вследствие недостаточной физической активности не является необратимой, и активный двигательный режим может восстановить нормальную субъективную моторно-висцеральную регуляцию. Таким образом, средства физической культуры и весь процесс физического воспитания в целом при его правильной организации могут являться средствами профилактики большинства современных неинфекционных заболеваний, связанных с детренированностью организма или недостаточным развитием отдельных частей тела. В этом будет проявляться гуманистическая сущность отечественной системы высшего профессионального образования, направленного, кроме всего прочего, на поддержание и сбережение здоровья обучающихся на всем протяжении получения ими знаний по специальности будущей профессиональной деятельности.
Объективно существующая разница в уровне индивидуального физического развития студентов требует дифференциации подхода к их физическому воспитанию. Объективной реальностью нашего времени является насущная потребность доведении до нормы физического развития практически половины студентов, с которой неразрывно связано с первоначальной коррекцией их индивидуального физического развития, без которой любые занятия физкультурой, не говоря уже о спортивных тренировках, принесут не пользу, а только вред их здоровью и функциональному состоянию их организма, становясь своеобразным пусковым механизмом множества соматических заболеваний. Все это требует модернизации содержания занятий физического воспитания студентов и всех ее компонентов - содержательного, мотивационного и проч. Все это должно повлечь неизбежную смену парадигмы образовательного процесса по физической культуре. На смену цели Достижения единицами обучающихся высоких спортивных результатов Должно прийти социально мотивированное обретение абсолютным большинством студентов состояния функциональной тренированности организма. Следовательно, кардинально должны измениться организация и содержание физического воспитания при обязательном сохранении его традиционных форм организации - учебно-тренировочных занятий с тем, чтобы параллельно с изменением содержания занятий по физической культуре кардинально не трансформировать всю структуру образовательного процесса в вузе. Такой подход позволит содержательно модернизировать физическое воспитание студенчества, адаптировав его к насущным потребностям сегодняшнего дня, позволяя при этом учитывать индивидуальные особенности интеллектуального, психического и физического развития каждого обучающегося. По сути, мы можем говорить о смене ценностных ориентиров всей системы физического воспитания в отечественной высшей школе.
На практике это означает, что основой содержания педагогического процесса физического воспитания в вузе должно стать достижение всеми обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий гармоничности физического развития и пропорциональности телосложения. Поэтому прежде чем перейти к формированию у студентов определенных спортивных двигательно-моторных навыков, изначально необходимо подготовить их организм к восприятию соответствующих физических нагрузок, привить им навыки самоконтроля собственного самочувствия при выполнении физических упражнений, разъяснить и на практическом примере показать, в чем именно должна заключаться коррекция телосложения в каждом конкретном частном случае. По сути, по отношению к студентам и в первую очередь первокурсникам на занятиях по физической культуре должен применяться индивидуальный подход, направленный на достижение каждым молодым человеком
пропорциональности телосложения (естественно, за исключением случаев крайней патологии строения тела) и гармоничности физического развития.
На практике это означает, что занятия по физической культуре со студентами должны иметь одновременно комплексный и комбинированный характер, учитывающий индивидуальные особенности их физического развития. На наш взгляд, каждое из них, помимо комплекса универсальных, общеукрепляющих и развивающих физических упражнений, рассчитанных на всех студентов, независимо от степени развитости их субъективного телосложения, должно включать и индивидуальные коррекционные упражнения, направленные на достижение общей гармоничности и баланса развития отдельных групп мышц у каждого обучающегося. Фактически мы можем говорить о том, что при планировании каждого учебно-тренировочного занятия в его структуре должно выделяться время на самостоятельную тренировку студентов по индивидуальному плану в зависимости от субъективных характеристик их физического развития и общей тренированности, хотя в идеале слабо физически развитые студенты, а количество таких в настоящее время достигает половины от всех обучающихся, будут заниматься только общеразвивающими физическими упражнениями и отдельно от тех своих однокурсников, чья тренированность тела соответствует норме.
Тем самым и для тех, и для других создастся благоприятная психоэмоциональная обстановка, в результате чего повысится их субъективная заинтересованность в активном посещении учебно-тренировочных занятий, на которых каждый студент будет выполнять только те адаптивные, базовые или специальные упражнения, которые ему будут рекомендованы или разрешены по состоянию его здоровья или индивидуального физического развития. Тем самым появится возможность поэтапного, и главное контролируемого, совершенствования индивидуального физического развития практически каждого здорового студента, в основу оценки успешности которого будут положены естественные, биологически обусловленные критерии, а не спортивные достижения физически одаренных и развитых людей, количество которых в мире уменьшается год от года. Это позволит усовершенствовать организацию физического воспитания студентов различных учебных групп, объединяя их на время тренировочных занятий в обособленные учебные коллективы по степени физической подготовленности, организуя для каждого из них занятия в структуре курса или даже факультета. Это позволит оптимизировать учебный процесс, качественно улучшить его педагогическую подготовку за счет повышения квалификации и переаттестации, сбалансировать педагогическую нагрузку профессорско-преподавательского состава кафедр физической культуры и спорта, адаптировать содержание учебно-тренировочных занятий к субъективных
потребностям обучающихся, а также даст возможность прогнозировать и даже моделировать ценностные потребности студентов в сфере физической культуры.
Поэтому качественно должно измениться и содержание оценки физической подготовленности студентов: на смену формализованным скоростно-силовым показателям тренированности молодых людей должны прийти средства антропометрического контроля гармоничности их индивидуального физического развития. На наш взгляд, в самой ближайшей перспективе при оценке уровня субъективного физического развития и определении эффективности учебно-тренировочных занятий по физической культуре динамические критерии оценки должны быть полностью исключены, т. к. они не учитывают и даже игнорируют индивидуальные физиологические особенности отдельно взятого обучающегося, а также условия его воспитания и социального развития. "Ведение методов антропометрического контроля гармоничности Индивидуального физического развития качественно изменит содержание педагогического процесса физического воспитания студентов, переориентировав его на удовлетворение субъективных потребностей ручающихся в двигательной активности сообразно их физическому развитию, степени тренированности мускулатуры, медицинским показаниям, а также специфике будущей профессиональной деятельности. Также это позволит одновременно организовать под централизованным медицинским наблюдением предупреждение на стадии риска возникновения у студентов целого ряда соматических хронических заболеваний, начиная от артериальной гипертензии и гипотонических состояний и заканчивая развитием язвенной болезни желудка, циститов, геморроя, простатита и импотенции.
Переход на новые методы оценки результатов физического воспитания студентов неизбежно потребует переобучения профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр высших учебных заведений. Сопряженная с этим профессиональная переподготовка и переаттестация профессорско-преподавательского состава неизбежно повлечет за собой в ближайшей или среднесрочной перспективе изменение и даже кардинальную реорганизацию содержания всего педагогического процесса физического воспитания, его неизбежную гуманизацию, неразрывно связанную с изменением методологии физической подготовки студентов, при которой обучающийся из объекта педагогического воздействия превратится в полноправного субъекта процесса обучения по физической культуре, когда субъективные потребности физического самосовершенствования станут главным мотивом и движущей силой индивидуально ориентированных занятий по физической культуре.
Список литературы
1. Антропометрический контроль физического развития студентов: учеб.-метод. пособие / Е.Д. Грязева [и др.]; под ред. М.В. Грязева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 28 с.
2. Способ оценки физического развития лиц молодого возраста: Пат. на изобретение № RU 2410027 С 1 Рос. Федерация: МПК A6IB5/107 (2006.01) / Г.С. Петрова, О.Ю. Кузнецов, Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, А.С. Овчинников, СЮ. Федоров; Тульский гос. ун-т. № 2009137936, 13 октября 2009 г. // Изобретения. Полезные модели: Официальный бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. 2011,27 января. № 3.
E.D. Gryazeva
THE DIFFERENTIATED APPROACH TO PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS
DEPENDING ON FEATURES OF THEIR INDIVIDUAL CONSTITUTION
Article is devoted a substantiation of necessity of introduction in pedagogical process on physical training of students of higher educational institutions of an innovative way of an estimation of their physical readiness on the basis of an author's anthropometrical method of definition of level of a harmony of a constitution and тренированности muscles trained, allowing to reorient pedagogical Influence of employment on physical training on satisfaction of subjective requirements of students in impellent activity, proceeding from their specific features.
Key words- physical training, physical training, a harmony of physical development, anthropometrical control, formation humanization.
Получено 30.10.2011 г.