Научная статья на тему 'Трансформация парадигмы оценки эффективности и контроля качества физического воспитания студентов в условиях современного вуза'

Трансформация парадигмы оценки эффективности и контроля качества физического воспитания студентов в условиях современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / АНТРОПОМЕТРИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязева Е. Д., Петрова Г. С.

Рассматриваются перспективы выработки принципиально новой модели оценки эффективности и контроля качества физического воспитания студентов, основанной не на выполнении ими спортивных нормативов, а на наличии у обучающихся основных динамических навыков, выработанных в процессе поступательного развития функциональной подготовки к будущей профессиональной деятельности и гармоничности телосложения на основе математического анализа результатов антропометрического мониторинга динамики изменения показателей пропорциональности телосложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязева Е. Д., Петрова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE PARADIGM OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY AND QUALITY CONTROL OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article prospects of development of essentially new model of an assessment of efficiency and quality control of physical training of the students, based not on performance of sports standards by them, and on existence at the being trained main dynamic skills developed in the course of forward development of functional preparation for future professional activity and a harmony of a constitution on the basis of the mathematical analysis of results of anthropometric monitoring of dynamics of change of indicators of proportionality of a constitution are considered.

Текст научной работы на тему «Трансформация парадигмы оценки эффективности и контроля качества физического воспитания студентов в условиях современного вуза»

4. Кузнецов О.Ю. Активная профилактика лимфостаза и развития

целлюлита у студентов средствами физической культуры // Изв. ТулГУ.

Сер. «Гуманитарные науки». Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 1. Ч. 2. С. 129-144.

5. Кузнецов О.Ю. Использование средств физической культуры для формирования оптимальной гемодинамики нижних конечностей у студентов // Изв. ТулГУ. Сер. «Гуманитарные науки». Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Вып. 3. Ч. 2. С. 137-148.

E.D. Gryazeva, O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova

INFLUENCE OF INDIVIDUAL PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT ON THE CHOICE OF MEANS OF ITS PHYSICAL TRAINING

In article the choice question by the teacher of physical training of means of pedagogical influence on its individual physical development which was trained depending on level with a view of improvement of quality of its subjective functional readiness is considered.

Key words: students, physical culture, level of physical development, technique of physical training, means of physical training.

Получено 22.04.2012

УДК 378.037.1

Е.Д. Грязева, канд. техн. наук, доц., зав. каф., (4872) 35-54-79,

FVIS@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Г.С. Петрова, канд. мед. наук, доц., (4872) 35-54-79,

FVIS@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАРАДИГМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Рассматриваются перспективы выработки принципиально новой модели оценки эффективности и контроля качества физического воспитания студентов, основанной не на выполнении ими спортивных нормативов, а на наличии у обучающихся основных динамических навыков, выработанных в процессе поступательного развития функциональной подготовки к будущей профессиональной деятельности и гармоничности телосложения на основе математического анализа результатов антропометрического мониторинга динамики изменения показателей пропорциональности телосложения.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, контроль качества, оценка эффективности, антропометрия, физическое развитие, пропорциональность телосложения, динамический стереотип.

Физическое воспитание является сегодня единственной учебной дисциплиной из комплекса предметов общепрофессиональной подготовки студентов, которая в настоящее время не имеет формализованных и вместе с тем объективных и индивидуально ориентированных критериев оценки

466

как уровня индивидуального физического развития студентов, отчасти являющегося результатом педагогического воздействия на них со стороны преподавателей физической культуры, так и качества и эффективности деятельности преподавательского состава вуза в сфере физического воспитания обучающихся. Все прочие учебные предметы (объемы компетенции) имеют нормативные требования к своему содержанию, критерии оценки и стандарты качества, закрепленные в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по соответствующей специальности или направлению подготовки. И только физическое воспитание студентов остается в стороне от квалиметрического анализа качества физического развития и подготовки обучающихся и оценки на его основе эффективности педагогической деятельности преподавателей физической культуры.

Поэтому объективно назрел вопрос о необходимости выработки формализованных требований или критериев оценки уровня физического развития студентов и динамики их физической развитости под воздействием средств физического воспитания, которые бы дали возможность транспарентно (открыто, прозрачно) и адекватно оценить, насколько процесс физического воспитания студентов в стенах вуза оказывает позитивное влияние на развитие их личности. Вполне очевидно, что существующие ныне методы социологического исследования (опросы, анкетирование, интервьюирование и проч.) не могут быть использованы для этого в силу субъективности мнения респондентов или экспертов, в основе оценки которых лежат их личные ощущения или представления, которые не могут быть выражены формально-математическим способом. Используемые при проведении исследований такого рода методики основываются на сравнительных или субъективно-оценочных характеристиках и способны дать материал для последующего анализа только при проведении скринингового или массового мониторинга, но никак не в отношении конкретного человека, динамика индивидуального физического развития или функциональной тренированности которого этими методами объективно измерены и оценены быть не могут.

Используемые ныне в процессе физического воспитания студентов показатели спортивных нормативов, индивидуальное соответствие которым расценивается как доказательство функциональной готовности индивида к выполнению моторной деятельности определенного вида, также не может быть положено в основу оценки эффективности физического воспитания индивида в силу двух обстоятельств. Во-первых, спортивные нормативы или показателя являются атрибутами профессиональной спортивной деятельности как специфической отрасли трудовой деятельности человека и человечества, а поэтому по этическим мотивам не могут и не должны применяться в отношении физического развития молодых людей, не из-

бравших спорт своей профессией. Физическое воспитание - это часть процесса обучения или подготовки студента к профессиональной деятельности отнюдь не в области спорта, а поэтому перенос квалификационных характеристик из одной области человеческой деятельности в совершенно иную область недопустим (это будет похоже на то, что стоимость картины станет оцениваться пропорционально количеству затраченных на ее создание материалов - холста, краски, древесины для подрамника и багета). Во-вторых, индивидуальный спортивный результат, показанный студентом при контроле его динамических способностей, отражает степень его функциональной готовности к моторной активности определенного вида в конкретный момент времени и не дает объективного представления о предпосылках достижения им этого результата. Иными словами, в конкретный момент времени студент может хорошо бегать, но плохо подтягиваться и не уметь выполнять гимнастических упражнений, а поэтому не один спортивный норматив не может являться качественным показателем общего уровня физической развитости и функциональной тренированности молодого человека. Бегун не может быть гимнастом или борцом, и его спортивная специальность предполагает монофункциональность тренированности совершенно конкретных динамических навыков (зачастую в ущерб развитию других), тогда как общее физическое развитие индивида предполагает полифункциональность его моторной активности, способность одинаково хорошо осуществлять разные виды действий и деятельности.

Физическое воспитание студента в вузе - это длительный процесс, имеющий начало и конец, и, как всякий процесс, оно должно иметь динамику, которая отражает вектор развития личности студента, а также (хотя и опосредовано) эффективность профессиональной деятельности педагога по формированию у студента вектора и динамики индивидуального физического развития. Поэтому при контроле качества и оценке эффективности как физического развития студента, так и педагогической деятельности преподавателя по физической культуре должны учитываться и регулярно оцениваться постоянные критерии, индивидуально присущие абсолютно всем обучающимся, воздействие средствами физической культуры на изменение (совершенствование) которых и будет означать процесс физического воспитания студентов и отражать динамику этого процесса. По сути, с эвристической точки зрения физическое воспитание каждого студента представляет собой динамический педагогический эксперимент, а поэтому для оценки его качества, результативности и эффективности должны использоваться методы квалиметрической оценки динамических процессов, одним из которых является сравнение показателей однотипных измерений через определенные промежутки времени. Измеряя, сопоставляя между собой и нормированными данными и оценивая показатели определенных параметров можно не только легко проследить динамику процесса их пре-

образования или трансформации, но и спрогнозировать вектор и отдаленные результаты или последствия данного процесса, а также его влияние на сам объект исследования и окружающую его среду. Применительно к процессу физического воспитания студентов мы можем говорить о том, что постоянный мониторинг уровня их физического развития и функциональной тренированности будет являться наиболее адекватным и объективным способом контроля качества и оценки эффективности этого педагогического процесса. Именно на этом основан инновационный метод антропометрического контроля гармоничности физического развития студентов, разработанный на кафедре физической культуры и спорта Тульского государственного университета в 2006-2010 гг., апробированный на протяжении 2010/2011 уч. года и активно внедряющийся в практику педагогической деятельности в настоящее время.

Как мы уже неоднократно писали ранее, при использовании данного метода для математически точного установления пропорциональности развития тела конкретного человека, оценки динамики и эффективности его функциональной тренированности под воздействием средств физического воспитания в определенное время или через установленные временные промежутки (например, в начале учебного года, в начале второго семестра и по окончании учебного года) производится измерение и сравнение показателей, варьирующихся под влиянием процессов онтогенеза охватных размеров шеи, груди, талии и живота со стабильным во времени и генетически обусловленным охватным размером головы, а для определения степени гармоничности развития конечностей производится сравнение генетически обусловленных и стабильных для каждой возрастно-половой категории людей охватных размеров запястья и лодыжки с индивидуально обусловленными размерами верхней трети предплечья и середины плеча (для каждой верхней конечности) и нижней и верхней третей голени, области под коленом, середины бедра (для нижних конечностей) [1, 2, 3].

Установление каждой из указанных выше зависимостей и сравнение ее с показателями нормы позволяет с высокой степенью вероятности определить степень тренированности мускулатуры каждого участка тела молодого человека, их взаимную развитость, а также общую пропорциональность телосложения. А поскольку внешнее строение тела является объективным и наглядным отражением состояния и функциональности внутренних органов и базовых систем организма, оценка гармоничности индивидуального физического развития, основанная на анализе результатов перечисленных антропометрических показателей, позволяет также прогнозировать риск возникновения и развития у молодого человека ряда внутренних хронических соматических (неинфекционных) заболеваний. Иными словами, метод антропометрического контроля позволяет выявить на ранней стадии функционального расстройства возникновение той или иной пато-

логии до ее окончательного перехода в морфофункциональную (т.е. необратимую или хроническую) стадию, что дает возможность в определенных случаях средствами общей или адаптивно-оздоровительной физической культуры не только остановить и даже предотвратить дальнейшее развитие конкретной физиологической дисфункции, но и восстановить нормальную жизнедеятельность организма молодого человека как сложной многоуровневой биологической системы.

Внедрения в практику деятельности кафедр физической культуры и спорта высших и среднеспециальных учебных заведений метода антропометрического мониторинга гармоничности индивидуального физического развития студентов как средства контроля качества и оценки эффективности физического воспитания обучающихся в перспективе позволит решить целый комплекс насущных задач в этой сфере общепрофессиональной подготовки будущих дипломированных специалистов.

Во-первых, введение антропометрического мониторинга гармоничности индивидуального физического развития студентов позволит диверсифицировать контингент обучающихся по группам физической развитости и функциональной тренированности, что станет организационной основой применения специальных педагогических средств физического воспитания к различных группа обучающихся, объединенным по доминантному признаку общности для данного учебного коллектива уровня индивидуального физического развития входящих в их состав студентов.

Во-вторых, дифференциация средств физического воспитания в соответствии с групповыми характеристиками обучающихся, объединенных по формализованным критериям общности уровня физической развитости и индивидуальной тренированности, позволит избежать неблагоприятных воздействий на организм обучающихся неоправданно высоких физических нагрузок, выдержать или реализовать которые физически слабо развитый студент будет не в состоянии по причине низкого уровня своих физических кондиций, что полностью исключит или сведет до минимума риск обострения уже имеющихся у студента или возникновения и развития новых хронических соматических заболеваний.

В-третьих, диверсификация студентов по группам физического развития и дифференциация в соответствии с этим средств их физического воспитания позволит в полной мере реализовать на практике личностноориентированный и в отдельных случаях (особенно при занятиях по адаптивно-оздоровительной физической культуре) индивидуальный педагогический подход к физическому воспитанию практически каждого обучающегося, что объективно позволит повысить роль личности педагога в учебно-тренировочном процессе студентов, а также степень его персональной ответственности за результаты и качество своего педагогического труда.

В-четвертых, введение мониторинга гармоничности индивидуального физического развития студентов позволит установить и обеспечить этап-ность физического воспитания студентов в соответствии с физиологическими и педагогическими законами. Фактически речь должна идти о двух важнейших этапах физического воспитания студентов:

1) этапе оптимизации индивидуального физического развития каждого студента и доведения его до показателей до значений диапазона физиологической нормы;

2) этапе интенсификации физического развития обучающегося в соответствии с требованиями к его функциональной тренированности, исходя из специфики содержания и характера динамической активности в рамках избранной им будущей профессиональной деятельности.

В-пятых, мониторинг гармоничности индивидуального физического развития каждого студента и динамики происходящих изменений в пропорциональности и гармоничности его телосложения позволит отследить и оценить степень и качество влияния педагогического воздействии каждого педагога по физической культуре и эффективность используемых им средств физического воспитания на личность каждого обучающегося, поскольку происходящие динамические изменения физической развитости студента объективно отражают и субъективное отношения обучающегося к занятиям по физической культуре и сформированную у него через принципы наглядности и действенности (в том числе и педагогом) мотивированности к самосовершенствованию и дальнейшему физическому развитию.

Физическое воспитание и развитие студента сегодня не предполагает обязательного наличия у него определенной суммы знаний в сфере физиологии человеческой жизнедеятельности, хотя это могло бы стать стимулом и мотивирующим фактором более внимательного отношения обучающихся к своему физическому здоровью, гармоничности развития и функциональной тренированности. Поэтому представляется необходимым введения в структуру курса физического воспитания студентов помимо практических учебно-тренировочных занятий дополнительно еще и теоретического лекционного цикла, в рамках которого обучающимся были бы объяснены физиологические законы жизнедеятельности человеческого организма, механизмы возникновения и развития соматических патологий, связанных с профессиональной деятельностью, способы, методы и формы корректировки индивидуального физического развития, наиболее эффективные направления индивидуального самосовершенствования с помощью средств физического воспитания. Теоретический курс физического воспитания должен завершаться итоговым контролем в форме зачета и отражаться в итоговой зачетно-экзаменационной ведомости (возможно, вместе

с оценкой по объему компетенции по возрастной физиологии и нейрофизиологии познавательной деятельности).

Однако применение зачетно-экзаменационной формы контроля по отношению к практическим занятиям по физической культуре не представляется разумной, поскольку никак не отражает текущих результатов и динамики процесса физического воспитания обучающегося, что открывает широкий простор для оценочного субъективизма преподавателя, а также для различных коррупционных проявлений. Кроме того, использование спортивных нормативов для оценки уровня физического развития студентов является дискриминирующим фактором, ставящим в неравное положение физически одаренных и физически слабо развитых обучающихся, поскольку он объективно не способен отразить степени индивидуального участия отдельно взятого студента в собственном физическом воспитании за определенных промежуток времени (скажем, за учебный год или семестр). В этих условиях выставление итоговой оценки (зачета) сводится только к учету посещаемости студентом занятий по физической культуре или учету его участия в массовых физкультурно-спортивных □ ероприятииях или соревнованиях, что в итоге приводит не только к профанации при выставлении оценки, но и к профанации всего процесса физического воспитания студентов в вузе (естественно, при этом в расчет не берутся специализированные вузы, занимающиеся подготовкой профессиональных спортсменов, тренеров или преподавателей физической культуры).

В силу указанного выше обстоятельства периодический антропометрический мониторинг уровня индивидуального физического развития студентов является сегодня, по сути, единственным объективным способом контроля динамики функциональной тренированности и субъективного уровня физического развития каждого обучающегося вследствие воздействия на него средств физического воспитания, способным дать объективные формализованные данные, на основании которых через их сопоставление с критериями диапазона физиологической нормы могут быть адекватно оценинены результаты физического воспитания конкретного студента в определенный промежуток времени. Данные мониторинга не только информативны, но и сугубо индивидуальны, поскольку учитывают влияние или проявления индивидуальной наследственности студента, что при выявлении динамики дает реальную возможность оценить его усилия по улучшению или поддержанию в стабильно нормальном состоянии уровня своего физического развития и функциональной тренированности. Иными словами, при практическом внедрении в педагогический процесс физического воспитания студентов инновационного метода антропометрического контроля уровня их физического развития, разработанного в Тульском государственном университете, на место формального зачета, отражающе-

го сегодня, главным образом, посещаемость студентом занятий по физической культуре, придет объективная формализованная оценка действительной динамики уровня функциональной тренированности индивида, с высокой степенью достоверности отражающая его усилия со своему физическому самосовершенствованию.

Список литературы

1. Антропометрический контроль физического развития студентов: учебно-методическое пособие / Е.Д. Грязева [и др.] / под ред. М.В. Грязева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 28 с.

2. Грязева Е.Д. Антропометрический контроль гармоничности физиче-

ского развития студентов и использование его результатов в организации учебных занятий по физической культуре / Е.Д. Грязева [и др.] // Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.

Вып. 3. Ч. 2. - С. 79-102.

3. Грязева Е.Д. Дифференциация студентов по уровню индивидуаль-

ной готовности к занятиям по физической культуре в зависимости от показателей их субъективной физической развитости Е.Д. Грязева [и др.] // Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.

Вып. 1. Ч. 2. - С. 187-209.

E.D. Gryazeva, G.S. Petrova

TRANSFORMATION OF THE PARADIGM OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY AND QUALITY CONTROL OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article prospects of development of essentially new model of an assessment of efficiency and quality control of physical training of the students, based not on performance of sports standards by them, and on existence at the being trained main dynamic skills developed in the course of forward development of functional preparation for future professional activity and a harmony of a constitution on the basis of the mathematical analysis of results of anthropometric monitoring of dynamics of change of indicators of proportionality of a constitution are considered.

Key words: students, physical training, quality control, efficiency assessment, anthropometry, physical development, proportionality of a constitution, dynamic stereotype.

Получено 22.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.