Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ПЛОВЦОВ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ПЛОВЦОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дифференцированный подход / учебно-тренировочный процесс / физическая подготовка пловца / техническая подготовка пловца / юные пловцы / differentiated approach / educational and training process / physical fitness of a swimmer / technical training of a swimmer / young swimmers

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашмина Екатерина Олеговна, Грязева Елена Дмитриевна

Рассмотрена дифференцированная методика регулирования объема и интенсивности нагрузки на начальном этапе учебно-тренировочного процесса юных пловцов, основанная на перераспределении спортсменов по подгруппам, в зависимости от уровня физической и технической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кашмина Екатерина Олеговна, Грязева Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED METHOD OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF YOUNG SWIMMERS

The differentiated method of regulation of the volume and intensity of load at the initial stage of the educational-training process of young swimmers, based on the redistribution of athletes into subgroups, depending on the level of physical and technical training, is considered.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ПЛОВЦОВ»

УДК 797.2 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10813

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Е.О. Кашмина, Е.Д. Грязева

Рассмотрена дифференцированная методика регулирования объема и интенсивности нагрузки на начальном этапе учебно-тренировочного процесса юных пловцов, основанная на перераспределении спортсменов по подгруппам, в зависимости от уровня физической и технической подготовки.

Ключевые слова: дифференцированный подход, учебно-тренировочный процесс, физическая подготовка пловца, техническая подготовка пловца, юные пловцы.

В научно-методической литературе по общей и спортивной педагогике сущность дифференцированного подхода определяется сочетанием коллективной и индивидуальной форм подготовки, что позволяет организовать процесс обучения и спортивной тренировки детей, подростков, юношей и девушек в соответствии с их типоспецифическими и индивидуальными особенностями [3, 6-8].

Внедрение в учебно-тренировочные занятия современных и качественно новых педагогических технологий, связанных с выявлением индивидуальных особенностей и предрасположенностью занимающихся, является одной из основных задач модернизации отечественной системы физического воспитания и спорта [5].

На настоящий момент многие вопросы спортивной тренировки в юношеском спорте достаточно хорошо разработаны: это и развитие физических качеств юных спортсменов, и нормирование нагрузок, и средства и методы педагогического контроля, и построение тренировочного процесса в целом [2]. Каждое новое исследование в области юношеского спорта добавляет определенные знания как в теорию, так и в практику физической культуры и спорта.

Интенсивность тренировочного процесса, а также непрерывный рост спортивных результатов позволяет проблеме дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов не терять своей актуальности.

Поскольку данная проблема достаточно многогранна, предлагается наиболее эффективный путь реализации дифференцированного подхода в аспекте развития физических качеств и технического мастерства юных спортсменов.

Учебно-тренировочный процесс юных спортсменов на этапе предварительной подготовки связывают с учетом морфофункциональных показателей, уровня биологической зрелости, развития двигательных умений и навыков, психических особенностей юного спортсмена, его техническими

и тактическими умениями [1, 4]. Неравномерность развития психофизиче -ских качеств и технического мастерства юных пловцов обусловливает необходимость дифференцированного подхода к их развитию.

Спортивная тренировка по плаванию является единым педагогиче -ским процессом, целенаправленно продолжающимся в течение многих лет и посвященном достижению наивысших результатов вследствие повышения физического развития спортсмена, совершенствования его техники и тактики, а также воспитания морально-волевых качеств [1, 4].

Начальный этап учебно-тренировочного процесса юных пловцов связывают с изучением техники плавания различными способами, повышением общей и специальной физической подготовки. Данный период закладывает основу для дальнейших тренировок в избранном способе плавания.

Многолетнее планирование тренировочного процесса юных пловцов предусматривает постепенное повышение уровня психофизических и функциональных возможностей спортсменов.

Для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных пловцов на этапе начальной подготовки была разработана методика с применением дифференцированного подхода в зависимости от уровня подготовленности.

При планировании распределения физической нагрузки на началь -ном этапе подготовки основной акцент при групповой работе делается на средние показатели юных пловцов. В связи с неравномерностью развития физических качеств у многих спортсменов наблюдается их отставание, вследствие чего они не могут выполнять технические элементы правильно. Это непосредственно влияет на соревновательный результат и зачастую является причиной потери интереса к избранному виду спорта. В то же время дети с высоким уровнем физической подготовки, а также предрасположенные к избранному виду спорта, получают тренировочные нагрузки не в полном объеме, что отрицательно сказывается на спортивных результатах.

Разработанная методика предполагает использование дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе с целью регулирования объема и интенсивности нагрузки в период подготовки, а также средств технической подготовки. Были разработаны планы -конспекты для пловцов с высоким, средним и низким уровнем интегральной подготовленности. Объем и интенсивность выполнения упражнений регулировались отдельно для каждой группы.

Средства и методы, использованные в дифференцированном подходе при обучении техническим элементам, обеспечивали доступность задания для каждого занимающегося. В процессе технической подготовки юных пловцов дифференцированный подход предусматривал подбор уп -ражнений различной степени сложности, которые применялись при обуче -нии и совершенствовании элементов техники плавания.

Апробация разработанной методики проводилась на базе школы плавания «Чемпион» г. Тулы. В исследовании приняли участие 26 юных пловцов из числа воспитанников. Спортсмены были разбиты на две однородные группы: контрольную (КГ) -12 чел. и экспериментальную (ЭГ) - 14 чел. Спортсмены контрольной группы тренировались по общепринятой методике в детско-юношеской спортивной школе по плаванию.

В результате тестирования по различным параметрам подготовленности (физическая, техническая, интегральная) ЭГ была разделена на три подгруппы: первая (7 %) - с высоким уровнем подготовленности, вторая (70 %) - со средним и третья (21 %) - с низким. Нормирование физической нагрузки в ЭГ проводилось раздельно для каждой подгруппы, в зависимости от направленности учебно-тренировочного занятия (физическая, техническая, интегральная подготовка).

Тесты подбирались на основе обзора научно-методической литературы, обобщения практического опыта, наличия существующей материально-технической базы.

В конце эксперимента было проведено повторное контрольное тестирование спортсменов.

Анализ физической подготовленности спортсменов показал, что показатели уровня прироста у пловцов из ЭГ оказались более высокими. Достоверные различия были выявлены в тестах, оценивающих гибкость (наклон вперед - 8,2±0,83 см в ЭГ против 5,9±0,72 см в КГ) и скоростно-силовые способности (челночный бег 3*10 м - 8,32±0,12 с в ЭГ против 8,95±0,31 с в КГ).

Таким образом, применение дифференцированной методики регулирования объема и интенсивности нагрузки на начальном этапе учебно-тренировочного процесса эффективно повлияло на развитие физической подготовленности юных пловцов.

Квалифицированными тренерами была проведена экспертная оценка по методике Р.Б. Хальянда, направленная на выявление степени овладения техникой плавания.

Как показал анализ техники плавания вольным стилем и на спине, юные пловцы из ЭГ показали более высокий уровень технической подготовленности в сравнении со спортсменами из КГ. Данный факт может объясняться тем, что спортсмены ЭГ выполняли упражнения с определенной заданной степенью сложности и в то же время доступные для исполнения.

Данная оценка может говорить о более качественном уровне формирования навыков плавания при применении дифференцированной методики с использованием средств технической подготовки.

В качестве комплексной оценки всех видов подготовки выступает интегральная подготовка, где все упражнения выполняются с соревновательной интенсивностью (Н.Г. Озолин, 1988).

Уровень интегральной подготовленности оценивался по результатам плавания вольным стилем на различные дистанции. По окончании эксперимента при сопоставлении результатов тестирования интегральной подготовленности юных пловцов было выявлено превосходство спортсменов ЭГ над спортсменами КГ на дистанциях 100 м вольным стилем и 200 м на спине. Повышение скорости плавания на перечисленных выше дистанциях у спортсменов ЭГ может наблюдаться вследствие применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе.

Повторное тестирование позволило выявить перераспределение спортсменов по подгруппам. Так, у трех пловцов (21 %) был выявлен высокий уровень интегральной подготовки, у остальных (79 %) - средний уровень. Спортсменов с низким уровнем в ЭГ выявлено не было.

Состояние здоровья спортсменов и степень сохранности контингента являются важными факторами при закреплении одаренных детей в спортивных школах. Указанные факторы также могут выступать одним из критериев оценки эффективности экспериментальной методики использования дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов.

Так, результаты диспансерного обследования не выявили нарушений здоровья юных пловцов, что является подтверждением адекватности предложенных нагрузок организму спортсменов.

На период окончания эксперимента в спортивной школе продолжили тренироваться 12 спортсменов ЭГ (85 %) и 8 спортсменов КГ (67 %). Возможно опосредованное влияние применения предложенной дифференцированной методики на более высокий уровень сохранности контингента в ЭГ.

Таким образом, применение дифференцированной методики на начальном этапе учебно-тренировочного процесса юных пловцов позволяет нормировать нагрузку в подгруппах с разным уровнем подготовленности.

Применение разработанных заданий отдельно для каждой подгруппы обеспечивает их доступность в процессе физической, технической и интегральной подготовок, а разработанная дифференцированная методика в учебно-тренировочном процессе юных пловцов на начальном этапе подготовки подтверждает свою эффективность.

Список литературы

1. Анушкевич Н.В., Белик А.Е., Бартенева Л.М. Техника плавания способом баттерфляй и ее совершенствование у юных пловцов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 74-81.

2. Баранов В.А. Эффективность дифференцированного применения средств и методов в учебно-тренировочном процессе юных пловцов // Социально-экономические явления и процессы. 2011. Вып. 5-6. С. 316-319.

3. Давыдов В.Ю., Авдиенко В.Б. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретиче -ские и практические аспекты). М.: Советский спорт, 2014. 384 с.

4. Колиненко Е.А., Могилев В.Е. Методика функциональной подготовки юных пловцов в подготовительном периоде // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 4. С. 61-66.

5. Миронов Д.Л., Андреева М.О., Егоров В.Н. Повышение эффективности процесса спортивного совершенствования юных пловцов на основе использования средств искусственного затрудняющего воздействия // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 4. С. 67-73.

6. Плавание: учебник / Н.Ж. Булгакова [и др.]. М.: Инфра-М, 2018.

290 с.

7. Распределение студентов на типовые группы для дифференцированного обучения плаванию / С.А. Сироткин [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 7. С. 39-53.

8. Тарасевич Г.А., Казыраева А.С., Бакшеев М.Д. Динамика показа -телей специализированных восприятий пловцов кролистов 10-15-летнего возраста // Омский научный вестник. 2006. № 9(47). С. 294-298.

Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, доц., kkashmina@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, ed.gryazeva@ gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

DIFFERENTIATED METHOD OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS

OF YOUNG SWIMMERS

E.O. Kashmina, E.D. Gryazeva

The differentiated method of regulation of the volume and intensity of load at the initial stage of the educational-training process of young swimmers, based on the redistribution of athletes into subgroups, depending on the level of physical and technical training, is considered.

Key words: differentiated approach, educational and training process, physical fitness of a swimmer, technical training of a swimmer, young swimmers.

Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, kkashmina@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of technical sciences, associate professor, head of department, ed.gryazeva @,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

References

1. Anushkevich N.V., Belik A.E., Barteneva L.M. Tekhnika plavaniya sposobom batterflyaj i ee sovershenstvovanie u yunyh plovcov [Butterfly swimming technique and its improvement among young swimmers] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2020. Issue. 3. P. 74-81.

2. Baranov V.A. Effektivnost' differencirovannogo primeneniya sredstv i metodov v uchebno-trenirovochnom processe yunyh plovcov [The effectiveness of the differentiated use of means and methods in the educational and training process of young swimmers] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i process [Socio-economic phenomena and processes]. 2011. Issue. 5-6. P. 316-319.

3. Davydov V.Yu., Avdienko V.B. Otbor i orientaciya plovcov po pokazatelyam teloslozheniya v sisteme mnogoletnej podgotovki (teoreticheskie i prakticheskie aspekty) [Selection and orientation of swimmers according to physique indicators in the system of long-term training (theoretical and practical aspects)]. M.: Soviet sport, 2014. 384 p.

4. Kolinenko E.A., Mogilev V.E. Metodika funkcional'noj podgotovki yunyh plovcov v podgotovitel'nom periode [Technique of functional training of young swimmers in the preparatory period] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 4. P. 61 -66.

5. Mironov D.L., Andreeva M.O., Egorov V.N. Povyshenie effektivnosti processa sportivnogo sovershenstvovaniya yunyh plovcov na osnove ispol'zovaniya sredstv iskusstvennogo zatrudnyayushchego vozdejstviya [Increasing the efficiency of the process of sports improvement of young swimmers on the basis of the use of means of artificial obstructing influence] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 4. P. 67-73.

6. Plavanie [Swimming]: textbook / N.Zh. Bulgakov [et. al.]. M.: Infra-M, 2018.

290 p.

7. Raspredelenie studentov na tipovye gruppy dlya differencirovannogo obucheniya plavaniyu [Distribution of students into typical groups for differentiated teaching in swimming] / S.A. Sirotkin [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 7. P. 39-53.

8. Tarasevich G.A., Kazyraeva A.S., Baksheev M.D. Dinamika pokazatelej specializirovannyh vospriyatij plovcov krolistov 10-15-letnego vozrasta [Dynamics of indicators of specialized perceptions of swimmers in rabbits of 10-15 years of age] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2006. No. 9(47). P. 294-298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.