Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ЗАТРУДНЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ЗАТРУДНЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ / НАЧАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / СКОРОСТНЫЕ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / РЕЗИНОВЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / SWIMMING / SHORT DISTANCES / INITIAL SPECIALIZATION / SPEED AND SPEED-STRENGTH ABILITIES / SPECIAL PREPARATORY EXERCISES / RUBBER SHOCK ABSORBERS / YOUNG ATHLETES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миронов Дмитрий Леонидович, Андреева Марина Олеговна, Егоров Владимир Николаевич

Рассмотрена проблема повышения эффективности процесса спортивного совершенствования юных пловцов, специализирующихся в плавании на короткие дистанции. Разработана экспериментальная методика развития скоростных способностей у юных пловцов-спринтеров с использованием резиновых амортизаторов на этапе начальной специализации и экспериментально обоснована её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миронов Дмитрий Леонидович, Андреева Марина Олеговна, Егоров Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF SPORTS IMPROVEMENT OF YOUNG SWIMMERS ON THE BASIS OF USE OF MEANS OF ARTIFICIAL DIFFICULT IMPACT

The problem of increasing the efficiency of the process of sports improvement of young swimmers specializing in short-distance swimming is considered. An experimental technique has been developed for the development of speed abilities in young swimmers-sprinters using rubber dampers at the initial specialization stage and its effectiveness has been experimentally substantiated.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ЗАТРУДНЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

УДК 797.22

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ЗАТРУДНЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Д.Л. Миронов, М.О. Андреева, В.Н. Егоров

Рассмотрена проблема повышения эффективности процесса спортивного совершенствования юных пловцов, специализирующихся в плавании на короткие дистанции. Разработана экспериментальная методика развития скоростных способностей у юных пловцов-спринтеров с использованием резиновых амортизаторов на этапе начальной специализации и экспериментально обоснована её эффективность.

Ключевые слова: плавание, короткие дистанции, начальная специализация, скоростные и скоростно-силовые способности, специально-подготовительные упражнения, резиновые амортизаторы, юные спортсмены.

Скоростные способности пловца характеризуются умением проплывать короткий отрезок дистанции с максимально высокой скоростью. Воспитанию скоростных способностей юных пловцов на базовом этапе и этапе начальной специализации способствует развитие элементарных форм проявления быстроты: максимального темпа движений, скорости выполнения однократного «взрывного» движения и быстроты двигательной реакции [2, 5, 8].

Динамика совершенствования указанных качеств и способностей во многом будет предопределять и динамику роста спортивных достижений пловцов. В первую очередь это относится к юным спортсменам, процесс подготовки которых необходимо постоянно совершенствовать с учетом опыта применения новых средств тренировки, передовых методик и новейших достижений науки и практики [1, 4, 7].

Основными средствами тренировки в плавании являются разнообразные физические упражнения. По степени приближенности к основным соревновательным действиям их обычно подразделяют на общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Каждая группа упражнений отличается преимущественной направленностью воздействия и применяется для решения различных задач на каждом этапе тренировки [8].

Из вышеперечисленных групп, особое внимание нами было уделено специально-подготовительным упражнениям. Данные упражнения направлены на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при плавании в режимах основного соревновательного упражнения. К этой группе относятся: упражнения, способствующие повышению силы и выносливости при работе на специальных гребковых тренажерах; упражнения искусственного затрудняющего воздействия (плавание при

помощи движений ногами или руками, с дополнительными отягощениями и тормозными устройствами).

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что идея использования резиновых амортизаторов в подготовке спортсменов-пловцов не является новой. Более того, существуют различные методики использования резиновых амортизаторов для развития скоростных и скоростно-силовых способностей пловцов, причем методики как отдельного их использования, так и в сочетании с другими средствами подготовки. Эти методики прошли экспериментальную проверку и доказали свою эффективность [2, 3, 8].

Однако, несмотря на это, следует отметить наличие дефицита научно-методических материалов и результатов исследований, связанных с использованием резиновых амортизаторов в подготовке юных пловцов на этапе начальной специализации.

Придерживаясь основной цели нашего исследования - повысить эффективность процесса спортивного совершенствования юных пловцов, специализирующихся в плавании на короткие дистанции, и выдвинув гипотезу, что за счет применения в тренировочном процессе юных спортсменов средств искусственного затрудняющего воздействия на основе резиновых амортизаторов можно ускорить темпы развития их скоростных возможностей, нами разработана экспериментальная методика развития скоростных способностей у юных пловцов-спринтеров.

Экспериментальная методика предполагала проведение занятий 5 раз в неделю (с понедельника по пятницу, суббота и воскресенье - дни отдыха). Продолжительность каждого занятия составляла от 90 до 105 мин.

В 1-й, 3-й и 5-й дни недели (микроцикла) на занятиях экспериментальной группы (на протяжении 25-30 мин) активно использовался резиновый амортизатор в качестве средства развития скоростных способностей пловцов и их технического совершенствования. Во 2-й и 4-й дни недели занятия проводились в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по плаванию.

В первый день микроцикла в основной части занятия спортсменом выполнялись следующие действия: держась руками за доску, активно работая ногами, растягивал привязанный к нему амортизатор и в течение 8-10 с «фиксировал» себя на месте (спортсмен завершал упражнение по свистку тренера). После этого (через 50-60 с отдыха) выполнялось свободное плавание 200 м в полной координации. Потом спортсмен закреплял на себе конец амортизатора и проныривал (используя «короткие ласты», закрепленные на стопах) максимально возможное расстояние, растягивая амортизатор. Таких серий выполнялось от 5 до 7. Отдых между сериями был 90-120 с.

В третий день микроцикла спортсмен плыл в полной координации (вольным стилем), растягивая амортизатор, и «фиксировал» себя на месте в течение 15-20 с. Отдых между повторами упражнения составлял 90-120 с. Всего выполнялось 5-7 таких упражнений. После этого спортсмены проплывали свободным стилем с умеренной интенсивностью 600-800 м (установка - следить за техникой отдельных движений, заранее указанных тренером). Потом одевались на руки «кистевые лопаточки» и выполнялось все тоже (за исключением того, что с «лопатками» спортсмен проплывал только 400-500 м).

В пятый день микроцикла спортсмен выполнял упражнение, состоящее из 5-6 плавательных ускорений, каждое из которых осуществлялось до момента появления сильного противодействия амортизатора (10-12 м). После каждого из таких ускорений спортсмен максимально быстро возвращался к месту старта и сразу же выполнял очередное ускорение. Серия состояла из 2-3-х упражнений. Отдых между упражнениями составлял 3-4 мин. После выполнения данной серии спортсмен проплывал 2 раза по 25 м с максимальной или околомаксимальной интенсивностью.

Оставшееся время основной части занятия продолжительностью 55-60 мин посвящалось работе над техникой отдельных плавательных элементов (старт, поворот, выход), а также в это время спортсмены могли плавать другими стилями с большой или умеренной интенсивностью.

После 3 недель (микроциклов) подготовки для восстановления работоспособности испытуемых следовал разгрузочный микроцикл. От предыдущих микроциклов он отличался тем, что резиновый амортизатор на тренировках не использовался, а сами тренировочные занятия в 1 -й, 3-й и 5-й дни микроцикла проводились с умеренной интенсивностью (спортсмены проплывали в течение основной части занятия 1500-2000 м, а также по указанию тренера в индивидуальном порядке занимались совершенствованием техники отдельных элементов плавания). Таким образом, в течение эксперимента у нас было два разгрузочных микроцикла: 4-я и 8-я недели.

По ходу реализации экспериментальной программы подготовки в индивидуальном порядке увеличивались количество выполняемых упражнений с резиновым амортизатором и их продолжительность, с одновременным уменьшением времени отдыха как между отдельными упражнениями, так и сериями упражнений.

Экспериментальное обоснование эффективности авторской методики осуществлялось в рамках педагогического эксперимента, который проводился на базе ДЮСШ № 1 г. Донской Тульской области. В эксперименте приняли участие мальчики 10-11 лет, систематически занимающиеся плаванием от 2 до 2,5 лет и находящиеся на этапе начальной специализации - плавание на короткие дистанции. По итогам

начального тестирования для участия в эксперименте было отобрано 20 чел. (всего было протестировано 28 чел.). Из отобранных для участия в эксперименте юных спортсменов методом случайной выборки были сформированы 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 чел. в каждой. Достоверных различий по всем исследуемым показателям между испытуемыми КГ и ЭГ перед началом реализации эксперимента не было.

Юные пловцы ЭГ занимались по экспериментальной методике. В КГ, реализуемая методика совершенствования скоростных способностей пловцов соответствовала примерной программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по плаванию [6, 9]. Продолжительность эксперимента составила 8 недель (микроциклов).

Итогом восьминедельной подготовки спортсменов-пловцов явилась положительная динамика по всем исследуемым показателям как в контрольной, так и экспериментальной группах. В то же время, межгрупповое сравнение этой динамики показывает, что в ЭГ наблюдался более высокий прирост за время эксперимента по всем результатам двигательных тестов.

Если анализировать прирост результатов в двигательных тестах, свидетельствующих об уровне общефизической подготовленности, то видно, что явно выраженной разницы в динамике скоростно-силовых показателей (прыжок в длину с места и бросок набивного мяча из-за головы) и координационной (челночный бег 3*10 м) подготовленности испытуемых обеих групп не наблюдается. Кроме того, достоверного прироста ни по одному из исследуемых показателей общефизической подготовленности ни в одной из групп зафиксировано не было (табл. 1).

Таблица 1

Показатели общей физической подготовленности юных пловцов

№ Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа

п/п До экспер. М1± 01 После экспер. М2± 02 г До экспер. М1± 01 После экспер. М2± 02 г

1 Прыжок в длину с места, см 178,7±5,9 181,6±6,2 1,16 180,1±3,7 183,8±2,9 1,27

2 Челночный бег 3x10 м, с 8,91±0,18 8,86±0,17 0,62 9,08±0,18 8,98±0,12 1,30

3 Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы, м 4,95±0,93 5,15±0,62 0,98 4,78±0,57 5,02±0,52 1,26

Примечание: Р<0,05 при 1>.2,10

По нашему мнению, причинами отсутствия статистически достоверной динамики могли являться:

- недостаточная продолжительность педагогического эксперимента (всего 8 недель);

- участие в эксперименте уже достаточно подготовленных спортсменов (предварительный тренировочный стаж каждого участника эксперимента составлял 2,5-3 года), от которых трудно ожидать выраженной динамики в уровне двигательной подготовленности, свойственной на начальном этапе их занятий плаванием;

- направленность спортивной подготовки пловцов (приоритетное развитие скоростных качеств) во время эксперимента не предусматривала целевого воздействия на уровень общей физической подготовленности.

В отличие от динамики общефизических показателей, в динамике скоростных возможностей юных пловцов просматривалась более выраженная «картина» (табл. 2).

Таблица 2

Показатели специальной физической подготовленности юных пловцов

№ Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа

п/п До экспер. М1± 01 После экспер. М2± 02 г До экспер. М1± 01 После экспер. М2± 02 г

1 Плавание на 25 м вольным стилем, с 21,47±1,56 20,98±1,34 2,11 21,64±1,43 20,88±1,60 2,34

2 Плавание на 50 м вольным стилем, с 45,23±3,01 44,56±2,94 1,73 46,01±3,73 44,60±3,51 2,14

3 Плавание на 25 м с помощью одних ног, с 32,75±2,07 31,85±1,88 2,15 33,26±2,54 31,78±2,23 2,62

4 Плавание на 25 м с помощью одних рук, с 25,45±1,74 25,01±1,82 1,46 25,54±2,01 24,92±1,85 2,16

Примечание: Р<0,05 при 1>.2,10

Из табл. 2 видно, что в ЭГ наблюдался статистически достоверный прирост по всем четырем исследуемым показателям специальной физической подготовленности пловцов. В КГ достоверный прирост был достигнут только по двум показателям: в плавании на 25 м вольным стилем и в плавании на 25 м с помощью одних ног.

Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что разработанная методика развития скоростных способностей юных пловцов-спринтеров с использованием резиновых амортизаторов более эффективна, чем методика, основанная на средствах и методах подготовки, рекомендуемых примерной программой спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по плаванию.

Также следует отметить, что направленность экспериментальной методики подготовки пловцов (приоритетное развитие скоростных качеств) в большей степени способствует повышению уровня специальной физической подготовленности юных спортсменов при менее выраженной положительной динамике общефизических двигательных характеристик.

Список литературы

1. Бондарева М.В., Дрогомерецкий В.В., Третьяков А.А. Обзор средств и методов повышения скоростных способностей пловцов // Дискурс. 2018. № 3(17). C. 50-56.

2. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. М.: ФиС, 2006. 140 с.

3. Влияние применения тормозящих средств на чувство воды и технику плавания / В.В. Дрогомерецкий [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 4. С.188-194.

4. Гордон С.М. Техника спортивного плавания. М.: ФиС, 2008.

200 с.

5. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание. М.: ФиС, 2004. 208 с.

6. Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В. Примерная программа спортивной подготовки для детско -юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2009. 136 с.

7. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. М.: ФиС, 2004. 128 с.

8. Платонов В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху. М.: Олимпийская литература, 2011. 480 с.

9. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 «Об утверждении типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОр) [Электронный ресурс]. URL: http://www.alppp.ru/law/zdravoohranenie--fizicheskaia-kultura-i-sport--turizm / fizkultura-i-sport/6/ prikaz-goskomsporta-rf-ot-28-06-2001--390.html (дата обращения: 14.03.2019).

Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., dl_mironov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Андреева Марина Олеговна, тренер, dl mironovamail.ru, Россия, Тульская область, Донской, Детско-юношеская спортивная школа № 1,

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., egorovwamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF SPORTS IMPROVEMENT OF YOUNG SWIMMERS ON THE BASIS OF USE OF MEANS OF ARTIFICIAL

DIFFICULT IMPACT

D.L. Mironov, M.O. Andreeva, V.N. Egorov

The problem of increasing the efficiency of the process of sports improvement of young swimmers specializing in short-distance swimming is considered. An experimental technique has been developed for the development of speed abilities in young swimmers-sprinters using rubber dampers at the initial specialization stage and its effectiveness has been experimentally substantiated.

Key words: swimming, short distances, initial specialization, speed and speed-strength abilities, special preparatory exercises, rubber shock absorbers, young athletes.

Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dl_mironov@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Andreeva Marina Olegovna, coach, dl mironovamail.ru, Russia, Tula Region, Donskoy, Children's and youth sports school № 1,

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, professor, egorovw@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

Reference

1. Bondareva M.V., Drogomereckij V.V., Tret'yakov A.A. Obzor sredstv i metodov povysheniya skorostnyh sposobnostej plovcov // Diskurs. 2018. № 3(17). C. 50-56.

2. Vajcekhovskij S.M. Fizicheskaya podgotovka plovca. M.: Fizkul'tura i sport, 2006. 140 s.

3. Vliyanie primeneniya tormozyashchih sredstv na chuvstvo vody i tekhniku plavaniya / V.V. Drogomereckij [i dr.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. № 4. S. 188-194.

4. Gordon S.M. Tekhnika sportivnogo plavaniya. M.: Fizkul'tura i sport, 2008. 200 s.

5. Kaunsilmen D.E. Sportivnoe plavanie. M.: Fizkul'tura i sport, 2004. 208 s.

6. Kashkin A.A., Popov O.I., Smirnov V.V. Primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol Olimpijskogo rezerva. M.: Sovetskij sport, 2009. 136 s.

7. Makarenko L.P. Podgotovka yunyh plovcov. M.: Fizkul'tura i sport, 2004. 128 s.

8. Platonov V.N. Sportivnoe plavanie: put' k uspekhu. M.: Olimpijskaya literatura, 2011. 480 s.

9. Prikaz Gosudarstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii po fizicheskoj kul'ture, sportu i turizmu ot 28 iyunya 2001 g. № 390 «Ob utverzhdenii tipovogo plana-prospekta uchebnoj programmy dlya sportivnyh shkol (DYuSSh, SDYuShOR, ShVSM I UOR). [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.alppp.ru/law/zdravoohranenie--fizicheskaja-kultura-i-sport—turizm / fizkultura-i-sport/6/ prikaz-goskomsporta-rf-ot-28-06-2001--390.html (data obrashcheniya: 14.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.