Научная статья на тему 'Техника плавания способом баттерфляй и ее совершенствование у юных пловцов'

Техника плавания способом баттерфляй и ее совершенствование у юных пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4723
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баттерфляй / техника плавания / методика обучения / элементы техники / технические тенденции. / butterfly stroke / swimming technique / training methodology / elements of technology / technical trends.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анушкевич Наталья Владимировна, Белик Александр Евгеньевич, Бартенева Людмила Михайловна

Рассмотрена техника плавания способом баттерфляй и проанализированы типичные ошибки, их причины, следствия и способы исправления. Разработана методика обучения плаванию способом баттерфляй юных спортсменов и доказана ее эффективность, подкрепленная экспертными оценками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анушкевич Наталья Владимировна, Белик Александр Евгеньевич, Бартенева Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF SWIMMING IN THE BUTTERFLY WAY AND ITS IMPROVEMENT IN YOUNG SWIMMERS

The butterfly stroke technique is considered, typical errors, their causes, consequences and correction methods are analyzed. A technique for teaching swimming to butterfly stroke of young athletes has been developed and its effectiveness has been proved, supported by expert assessments.

Текст научной работы на тему «Техника плавания способом баттерфляй и ее совершенствование у юных пловцов»

УДК 797.212.6 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10309

ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ БАТТЕРФЛЯЙ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Н.В. Анушкевич, А.Е. Белик, Л.М. Бартенева

Рассмотрена техника плавания способом баттерфляй и проанализированы типичные ошибки, их причины, следствия и способы исправления. Разработана методика обучения плаванию способом баттерфляй юных спортсменов и доказана ее эффективность, подкрепленная экспертными оценками.

Ключевые слова: баттерфляй, техника плавания, методика обучения, элементы техники, технические тенденции.

Техническая подготовка пловца играет огромную роль в достижении спортивного результата и занимает достойное место в системе подготовки как юных пловцов, так и спортсменов высокого класса. Одним из показателей профессионального мастерства тренера является умение анализировать технику движений, видеть положительные и отрицательные моменты, уметь подбирать упражнения как для совершенствования техники, так и для исправления ошибок. Для контроля за техникой спортсменов могут применяться различные инструментальные методы. В то же время тренер не должен забывать о педагогическом наблюдении. Именно визуальное наблюдение за техникой спортсменов является распространенным методом в практической работе тренера [1].

Для того чтобы эффективно использовать данный метод в своей работе, тренер должен не только знать все нюансы рациональной техники, но и четко представлять возможные ошибки, понимать причину их возникновения и видеть пути устранения. Немного видов спорта, где техника изменялась так существенно, как в спортивном плавании. Ушли в прошлое и молодежи стали неизвестны стили: оверарм, треджен, плавание на боку, брасс на спине, классический баттерфляй. Изменилось представление о правильной технике и в других способах плавания [2].

Анализ научно-методической литературы, собственные наблюдения, обобщения и анализ практического опыта, позволили нам выделить характерные ошибки техники плавания способом баттерфляй, их причины, следствия и способы исправления. Мы попытались систематизировать типичные ошибки (более часто встречаемые) в технике плавания юных пловцов способом баттерфляй, причины их возникновения, следствия к которым они ведут, и разработать упражнения, способствующие их исправлению.

Педагогические наблюдения проводились на базе КГБУ СП СШОР по плаванию «Обь». В опытную группу входили 35 юных пловцов в возрасте 9-10 лет. Каждый пловец проплыл баттерфляем 4*50 м на оценку, которую выставила экспертная комиссия, состоящая из трех человек.

Для оценки техники плавания баттерфляем у юных пловцов мы воспользовались методом экспертной оценки. Проанализировав полученные данные, смогли выявить процент встречаемости ошибок (табл. 1).

Таблица 1

Встречаемость ошибок в технике плавания баттерфляем

у юных пловцов

Ошибки Встречаемость, %

Вхождение рук в воду на расстояние меньше ширины плеч 17,1

Вхождение рук в воду на расстояние больше ширины плеч 11,4

Задержка вытянутых рук в момент выполнения захвата после входа рук в воду 17,1

Проваливание локтей в моменты подтягивания и отталкивания 5,7

Короткий гребок 8,5

Высокое положение плечевого пояса и головы 8,5

Чрезмерное сгибание ног в коленных суставах 5,7

Выход стоп из воды 5,7

Нарушение общего согласования движений 20

Метод экспертных оценок использовался для оценки технической подготовленности юных пловцов. Экспертная комиссия в составе трех человек оценивала технику плавания в баллах: 5 баллов - 0 ошибок, 4 балла - 1-2 ошибки, 3 балла - 3-6 ошибок, 2 балла - 7-11 ошибок, 1 балл - более 11 ошибок. Экспертная комиссия работала по протоколам, где было представлено 9 ошибок. Расчётные методы использовались для вычисления средних арифметических значений в процентах.

Более детальное представление о технике плавания юных пловцов предоставляет методика оценки техники, разработанная Е.Г. Воробьёвым (табл. 2) [3]. Методика оценки может применяться не только для юных пловцов, но и при массовом обучении технике спортивных способов плавания [4].

Таблица 2

Классификация ошибок

Ошибки в технике плавания Снижение, балл

Мелкая Незначительное снижение техники плавания 0,5

Средняя Значительное отклонение от правильной техники 1

Грубая Большое искажение техники: - ошибки, связанные с положением тела пловца в воде; - ошибки в движениях руками для способов кроль на груди, кроль на спине, дельфин, ногами для способа брасс. 2

Если перед тренером стоит задача оценить технику плавания в баллах, то есть количественно, он может воспользоваться пятибалльной системой оценивания. Иногда ошибки устраняются легко тем, что создается правильное выполнение, заменяющее ошибочное, но нередко, необходимо сначала разрушить неверное выполнение, специально ввести помехи, лишающие ошибку устойчивости [5].

Таким образом, устранение ошибки - почти всегда перестройка системы движений, исправление ошибок основывается на анализе как правильной техники, так и самой ошибки. Анализ встречаемости ошибок в технике плавания у юных пловцов по элементам представлен на рисунке.

□ Ошибки в движениях руками

□ Ошибки в движениях ногами

□ Ошибки при дыхании

Встречаемость ошибок в технике плавания баттерфляем у юных

пловцов по элементам

В табл. 3 мы попытались систематизировать типичные ошибки (более часто встречаемые) в технике плавания юных пловцов способом баттерфляй, причины их возникновения, следствия к которым они ведут, и разработать упражнения, способствующие их исправлению [6].

Таблица 3

Типичные ошибки в технике плавания способом баттерфляй и упражнения для их исправления (с учётом причин и следствий)

Ошибки Причины Следствие Упражнение

1. Вхождение рук в воду на расстоянии больше ширины плеч Захват воды производится из слишком широкого положения рук (шире плеч), конец гребка выполняется недостаточно энергично Это вызывает дополнительное сопротивление и в результате снижается эффективность фазы захвата Средством устранения этой ошибки являются специальные упражнения, направленные на улучшение подвижности в суставах

2. Вхождение рук в воду на расстоянии меньше ширины плеч Захват воды производится из слишком узкого положения рук (уже плеч) Это не дает быстро осуществить захват и пока руки занимают исходную для захвата позицию плечи плывущего проваливаются глубже, чем это необходимо Средством устранения этой ошибки являются специальные упражнения, направленные на имитацию гребка на суше с отягощением

Окончание табл. 3

Ошибки

Причины

Следствие

Упражнение

3. Задержка вытянутых рук в момент выполнения захвата после входа рук в воду_

Начало гребка производится с задержкой

Пауза в работе рук

Отработка имитационных гребковых движений руками на суше

4. Проваливание локтей в моменты подтягивания и отталкивания

Слабое развитие мышц верхнего плечевого пояса; ошибка может возникать и в результате стремления пловца выполнять гребки быстрее, чем это необходимо

Слабое развитие мышц верхнего плечевого пояса. Ошибка влечёт за собой резкое снижение качества опоры о воду и величины тягового усилия

Следует применять упражнения на развитие силы верхнего плечевого пояса

5. Короткий гребок

Данная ошибка вызвана недостаточной силой рук

Снижает эффективность гребка и приводит к чрезмерному прогибанию туловища в пояснице и высокому подъему плечевого пояса. Резко увеличивается угол атаки и величина лобового сопротивления

Для устранения нужно повысить уровень силовых возможностей. Необходимо требовать от пловцов выполнять длинный гребок до бедер, полностью выпрямляя руки в конце отталкивания

6. Высокое положение плечевого пояса и головы

Пловец слишком давит на воду в начале гребка

Увеличивается угол атаки, возрастает сопротивление

Не отрывать подбородок от воды, раньше выполнять вдох - для этого следует упражняться в специальных заданиях

7. Чрезмерное сгибание ног в коленных суставах.

8. Выход стоп из воды

Сильное сгибание ног в коленных суставах из-за недостаточного движения таза

Уменьшается эффективность движений ногами и в целом способа

Плавать больше с доской. Упражняться под водой, тщательно контролировать выполняемые движения

9. Нарушение общего согласования движений

Недостаточно освоена пловцом координация движений

Снижение скорости плавания

Выполнять специальные тренировочные задания, направленные на освоение техники общих согласованных движений, плавая на короткие отрезки

Наибольший процент ошибок юные пловцы допустили в движениях руками (60 %). В основном это связано с плохим воспроизведением пространственных характеристик техники плавания. Так, при плавании баттерфляем юные пловцы совершают следующие ошибки во время гребка: они выполняют слишком короткий гребок, у них начинают проваливаться локти в момент подтягивания и отталкивания, руки входят в воду на расстоянии меньше ширины плеч или, наоборот, больше ширины плеч. Такая ошибка, как задержка вытянутых рук в момент выполнения захвата после входа рук в воду, возникает из-за слабой физической подготовленности испытуемых. Сложные элементы техники трудно осваиваются, так как еще не развит двигательный анализатор и слабо развиты двигательно-координационные движения. Обучение ряда элементов затруднено в связи с особенностями в развитии [7].

Меньший процент ошибок (11,5 %) встречается в движениях ногами и при дыхании (28,5 %). Юные пловцы с трудом осваивают горизонтальное положение тела в воде. Так, при плавании баттерфляем они сгибают ноги в коленных суставах, в результате удар выполняется не от бедра, а от колена и, как следствие, возрастает сопротивление. Высокое положение плечевого пояса и головы, когда руки делают пронос, подобная ошибка приводит к увеличению лобового сопротивления и угла атаки, а также чрезмерному проваливанию головы при входе рук в воду.

Таким образом, анализ техники движения юных пловцов важен. Необходимо не только определить конкретные ошибки, но и понять причины, к которым они ведут. Это непонимание юными спортсменами выполняемых действий вследствие незнания самого движения или ошибка в технике связана с недостаточным развитием физического качества (чаще всего силы или гибкости) [8].

Результаты проведенных исследований педагогического эксперимента позволили обосновать эффективность использования в тренировочном процессе разработанной нами методики обучения технике плавания способом баттерфляй и ее совершенствование у юных пловцов, также показать, что рост двигательно-координационных способностей является важнейшим фактором для освоения данного способа плавания [8].

При включении в систему тренировок юных пловцов комплекса эффективных средств повышения уровня развития двигательно -координационных способностей, процесс освоения структуры движений техники плавания способом баттерфляй проходит легче и быстрее. Фактором, обеспечивающим успешность освоения техники плавания способом баттерфляй, является направленное развитие двигательно-координационных способностей. Быстрому и качественному освоению техники плавания способом баттерфляй способствует включение занятий в тренировочный процесс с преимущественной направленностью на развитие двигательно-координационных способностей.

Результаты исследования позволяют констатировать, что:

1) изучены и проанализированы типичные ошибки, классификация которых представлена в табл. 2, где описаны мелкие, средние и грубые ошибки. Также представлена методика оценивания техники плавания, не только для юных пловцов, но и при массовом обучении технике спортивным способам плавания. Представлены девять выявленных типичных ошибок в технике плавания способом баттерфляй;

2) выявлены причины и следствия ошибок в технике плавания способом баттерфляй;

3) выполнен подбор упражнений для исправления ошибок в технике плавания способом баттерфляй.

Список литературы

1. Давыдов В.Ю., Авдиенко В.Б. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретические и практические аспекты): монография. Волгоград: ВГАФК, 2012. 344 с.

2. Платонов В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху. М.: Советский спорт. 2012. 480 с.

3. Воробьев Е.Г. Совершенствование техники спортивного плавания юных пловцов: метод. рекомендации. Североморск, 1983. 22 с.

4. Жукова Е.С. Возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники плавания школьниц 7-17 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1990. 19 с.

5. Хальянд Р., Тамп Т., Каал Р. Модели техники спортивных спосо -бов плавания с методикой совершенствования и контроля: учеб. материал. Таллинн: Таллин. ГПИ, 1986. 98 с.

6. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1999. 51 с.

7. Анушкевич Н.В, Каленкин Н.С. Методика развития гибкости у юных пловцов на основе применения упражнений статического характера // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной трени -ровки и адаптивной физической культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2019. С. 649.

8. Hirtz P. Koordinative fahigkeiten // Trainings wissenchaft. 1994. S. 137-145.

Анушкевич Наталья Владимировна канд. пед. наук, доц. natapok@yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

Белик Александр Евгеньевич, магистрант, natapok@yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

Бартенева Людмила Михайловна, ассистент, natapok@yandex. ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный аграрный университет

TECHNIQUE OF SWIMMING IN THE BUTTERFLY WAY AND ITS IMPROVEMENT

IN YOUNG SWIMMERS

N.V. Anushkevich, A.E. Belik, L.M. Barteneva

The butterfly stroke technique is considered, typical errors, their causes, consequences and correction methods are analyzed. A technique for teaching swimming to butterfly stroke of young athletes has been developed and its effectiveness has been proved, supported by expert assessments.

Key words: butterfly stroke, swimming technique, training methodology, elements of technology, technical trends.

Anushkevich Natalya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, natapok@yandex. ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Belik Alexander Evgenievich, undergraduate, natapok@yandex.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,

Barteneva Lyudmila Mikhailovna, assistant, natapok@yandex. ru, Russia, Barnaul, Altai State Agrarian University

References

1. Davydov V.Yu., Avdienko V.B. Otbor i orientaciya plovcov po pokazatelyam teloslozheniya v sisteme mnogoletnej podgotovki (teoreticheskie i prakticheskie aspekty) [Selection and orientation of swimmers according to physique in the system of long-term training (theoretical and practical aspects)]: monograph. Volgograd: VGAFK, 2012. 344 p.

2. Platonov V.N. Sportivnoe plavanie: put' k uspekhu [Sports swimming: the path to success]. M.: Soviet sport. 2012. 480 p.

3. Vorob'ev E.G. Sovershenstvovanie tekhniki sportivnogo plavaniya yunyh plovcov [Improving the technique of sports swimming of young swimmers]: method. recommendations. Severomorsk, 1983. 22 p.

4. Zhukova E.S. Vozrastnaya differencirovka sredstv obucheniya i sovershenstvovaniya tekhniki plavaniya shkol'nic 7-17 let [Age differentiation of teaching aids and improving the swimming technique of schoolgirls 7-17 years old]: author. dis. ... cand. ped sciences. Omsk, 1990. 19 p.

5. Hal'yand R., Tamp T., Kaal R. Modeli tekhniki sportivnyh sposobov plavaniya s metodikoj sovershenstvovaniya i kontrolya [Models of sports swimming techniques with methods of improvement and control]: textbook. material. Tallinn: Tallinn. GPI, 1986. 98 p.

6. Karpeev A.G. Dvigatel'naya koordinaciya cheloveka v sportivnyh uprazhneniyah ballisticheskogo tipa [Motor coordination of a person in ballistic type sports exercises]: author. dis. ... dr. ped. sciences. Omsk, 1999. 51 p.

7. Anushkevich N.V, Kalenkin N.S. Metodika razvitiya gibkosti u yunyh plovcov na osnove primeneniya uprazhnenij staticheskogo haraktera [The methodology for the development of flexibility in young swimmers based on the use of static exercises] // Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical education: materials of All-Russian. scientific-practical conf. from the international participation. Kazan: Volga GAFKSiT, 2019. P. 649.

8. Hirtz P. Koordinative fahigkeiten // Trainings wissenchaft. 1994. P. 137-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.