- толерантность в отношениях с другими людьми и готовность принимать их позиции и установки;
-умение поддерживать общение с окружающими людьми, потребность в коллективной деятельности и общении.
В результате примененного диагностического инструментария были сделаны выводы, что «поликультурное воспитание» у студентов медицинского университета сформировано не в полном объеме. Проведенное анкетирование и тестирование показало низкий уровень толерантности и поликультурной воспитанности.
Считаем целесообразным проводить занятия, тренинги, круглые столы по установлению доброжелательных отношений в студенческой группе, где основную консолидирующую роль играет куратор. Необходимо применять превентивные меры в студенческой среде с целью недопущения возможных межнациональных конфликтов.
Оценивая результаты проведенной работы по поликультурному воспитанию была выявлена необходимость дополнительных встреч с куратором и проведение бесед на темы ««Истории малочисленных народов», «Истории разных народов», «Формирование этнической идентичности», «Формирование межэтнической толерантности», «Этнические стереотипы», «Влияние аккультурации на судьбу отдельных народов» и др. Включение в план работы кураторов таких мероприятий как посещение музеев и выставок, носящих этнический характер, изучение песен на разных языках, просмотр
фильмов по данной теме, способствует организации поликультурного воспитания студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога // Молодой ученый. -2015. - №4. - С. 556-559
2. Жукова Т. В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи. / Т. В. Жукова. — М.: МГУ, 2009.
3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы/ В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л.Супрунова// Педагогика. 1999. №4. С.3-10.
4. Нигматуллина Т. А. Межнациональные коммуникации в студенческой среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - Т. 13. - С. 4221-4225. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85845.htm.
5. Раджабова Р.В. Формирование поликультурной компетентности молодежи как условие воспитания культуры межнационального общения //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.2011. № 4. С. 208 - 213.
6. Теория и практика формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений: монография / Р.И. Кусарбаев. - Челябинск, 2009. - 209 с.
7. Шафигуллина Ю.В. Социокультурные особенности современного студенчества.// Научный журнал «Система ценностей современного общества». 2009№ 9. С. 149 - 154.
ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЕМЫ
Сутеева Майра,
кандидат пед. наук, доцент, Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
г.Актобе, Казахстан Сарасембаева Ляззат, Магистр, преподаватель, Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
г.Актобе, Казахстан Тайманова Зура, Магистр, преподаватель, Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
г.Актобе, Казахстан
DIGITALIZATION OF KAZAKH EDUCATION: POSSIBILITIES AND PROBLEMS
Maira Suteyeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Aktobe Regional University named after K.Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan Lazzat Sarsembayeva, Lecturer, Master,
Aktobe Regional University named after K.Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan, Taimanova Zura, Lecturer, Master,
Aktobe Regional University named after K.Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan
АННОТАЦИЯ
Основной целью представленной статьи является освещение вопроса по возможностям диджитализа-ции казахстанского образования. В работе представлены результаты независимого социологического исследования педагогами Баишев университета и Актюбинского регионального университета им.К.Жуба-нова с участием 121 студент и 30 преподавателей. В теоретической части было рассмотрены как нормативно-правовые аспекты казахстанского общества, так и отчеты международных исследований по развитию диджитализации общества.
ABSTRACT
The main purpose of this article is to highlight the issue of the possibilities of digitalization of Kazakh education. The paper presents the results of an independent sociological study by teachers of Baishev University and Aktobe Regional University named after K. Zhubanov with the participation of 121 students and 30 teachers. In the theoretical part, both the regulatory and legal aspects of the Kazakh society and reports of international studies on the development of the digitalization of society were considered.
Ключевые слова: диджитализация, образование, интернет-технологии, IT-компетенции, студент, преподаватель.
Keywords: digitalization, education, Internet technologies, IT competencies, student, teacher.
Мировое событие марта 2019 года, связанное со стремительным распространением коронавирус-ной инфекции, стало отправной точкой для быстрого развития интернет-технологий в социуме. Это, в первую очередь, отразилось на всех уровнях системы образования. Это также послужило причиной для активного развития, внедрения и пользования в жизнь человека, формируя тем самым информационное общество. Игнатова Н. Ю. подчеркивает, что информационное общество меняет онтологию образования, т. к. меняется пространство (топос) и время жизненного мира (темпо-ральность) человека. В информационном обществе наблюдаются перемены на уровне глубинной основы времени, проявляющиеся в десинхронизации процессов в действительной и виртуальной реальности [1].
В настоящее время уровень цифровой грамотности населения Казахстана около 76,2%. В свете мировых пандемических событий ее рост становится первостепенной задачей как для всего государства, так и для казахстанской системы образования. Так, для удобства населения были внедрены мобильные приложении еGov, системы оплат за разные услуги, в том числе и за обучение в университете, введена система QR, в системе высшего образования введено смешанное обучение - традиционного и дистанционного, в основном через систему Zoom. Также количество мобильных
приложений образовательного и развивающего характера растет с каждым днем. Следует отметить, что прогресс в области развития Интернет-технологий привел к замене «древнего» компьютера на современные устройства получения доступа к новой информации: планшеты, смартфоны, смарт-устрой-ства (часы, очки, ручки и т.д.), андроиды.
Как известно, «Цифровой Казахстан» 20182022 имеет пять ключевых направлений: «Цифро-визация отраслей экономики», «Переход на цифровое государство», «Реализация цифрового Шелкового пути», «Развитие человеческого капитала», «Создание инновационной экосистемы» [2]. В рамках системы образование приоритетным остается направление по Развитию человеческого капитала. Данное направление направлено на создание производительного общества, в котором с самых юных лет культивируются знания и навыки будущего, повышаются эффективность и скорость ведения бизнеса за счет автоматизации и других новых технологий, а диалог граждан с государством становится открытым и прямым.
Рейтинг цифровой конкурентности Республики Казахстан также показывает хороший рост цифровизации в период пандемии. Так, согласно данным Международного института управления и развития (Швейцария) Казахстан с 38 позиции поднялся на 32 [3].
Рисунок 1. Рейтинг цифровой конкурентности Республики Казахстан
Как отмечается в отчете ОЭСР «Измерение инноваций в образовании», Казахстан добился значительного прогресса в переходе к модели образования с цифровой поддержкой благодаря улучшенной доступности компьютерной и интернет-инфраструктуры во всех институциональных ландшафтах страны [4].
Теоретическую базу освещаемой нами проблемы составляют отчеты международных исследований по развитию диджитализации общества. Так Солдатова Г.У. [5], Холлоуэй Д., Ливингстон С. [6] обозначили степень значимости владения и наличия последней версии 1Т-продуктов для молодежи. Государев И.Б. [7], Григорьев С.Г. [8] исследовали основные категории по выявлению потенциала мобильных технологий в школьном образовании. Эллисон Н. [9], Манка С. и Раньери М. [10] представили научному сообществу труды по использованию мобильных технологий как уникального элемента реформы образования. Баймаханова Г.К., Баймахан С.Н., Саммерс Д. [11] отразили особенности применения открытых образовательных ресурсов в разрезе уровней казахстанской системы образования. Представленные результаты научных продуктов не отражают полную картину проводимых в мире научных исследований по диджитали-зации общества и образования, влияющих на развитие человеческого капитала. В рамках данной публикации мы отразили лишь темы, которые, по нашему мнению, отражают ее научную сторону.
Исследователи выделяют несколько этапов развития диджитализации социума, а вместе ним и системы образования. В нашем исследовании рассмотрим современный период. Данный период характеризуется крупными 1Т-проектами: цифровиза-ция мирового сообщества, переход на крипто-обра-щение, разработка и эксплуатация электромобилей, проектирование жилых домов с эксплуатацией геотермального тепла (солнечная и ветровая энергии), переход на дистанционное обучение и прочее. Образовательная среда оснащена смартфонами, андроидами, разного рода планшетами, другими смарт-устройствами. Перенос повседневных практик, связанных с использованием интернте-техно-логий в образовательном процессе приводит к трансформации ценностей образования, что вызывает научный интерес для возможности исследования.
Рассмотрим результаты проведенного независимого социологического исследования педагогами Баишев университета и Актюбинского регионального университета им.К.Жубанова со студентами 1-2 курса и преподавателями педагогических
дисциплин. В опросе приняло участие 47 студентов и 11 преподавателей Баишев университет и 74 студентов и 19 преподавателей Актюбинского регионального государственного университета им.К.Жу-банова. Всего в исследовании приняло участие -121 студент и 30 преподавателей. Целью проводимого опроса является выяснение отношения студентов и преподавателей к процессам диджитали-зации в учебе и повседневной жизни.
Анкета состояла из 20 вопросов, из которых мы остановимся на результатах трех важных по мнению авторов вопросов:
1. Что вы понимаете под понятием «Диджита-лизация/цифровизация общества»?:
А) использование 1Т во всех сферах жизнедеятельности общества для повышения их качества;
Б) использование интернет-технологий обучающимися для получения качественного образования;
С) социальная адаптация общества к новым реалиям жизни;
Д) другое.
2. Использование 1Т дают Вам возможность получать качественные знания?:
А) да;
Б) нет;
С) служат основой для получения дополнительного материала;
Д) другое.
3. Считаете ли Вы, что владение 1Т-компетенций на достаточном уровне необходимо в современном обществе?
А) да;
Б) нет;
С) 1Т-компетенции не важны в жизни человека и социума;
Д) другое.
Рассмотрим полученные результаты социологического опроса. Говоря о выборе характеристики понятия «Диджитализация общества» у студентов и преподавателей выбранных университетов Актю-бинской области, то более половины респондентов (49,4%) отметили, что это «использование 1Т во всех сферах жизнедеятельности общества для повышения их качества». Треть (31,7%) респондентов отметили, что это «социальная адаптация общества к новым реалиям жизни», по одной десятой мнений разделились с утверждением - (9,8%) «использование интернет-технологий обучающимися для получения качественного образования» и (9,1%) «другое понимание понятия».
Также было выделены следующие группы опрошенных:
А Б С Д
49%
Рисунок 2. Результаты социологического опроса по выбору характеристики понятия
«Диджитализация общества»
По результатам двух других вопросов следует отметить, что около 82% опрошенных склонились к положительному ответу на вопросы о том, что использование информационных технологий и Интернета дают Вам возможность получать качественные знания, также и владение ГГ-компетенциями необходимо на достаточном уровне необходимо в современном обществе.
Параллельно с этим были отмечены группы преподавателей, с большей или меньшей долей развитых 1Т-компетенций:
- использующие интернет-технологии случайным образом (около 13%);
-использующие интернет-технологии по необходимости (около 75%)
- использующие интернет-технологии активно и постоянно (около 12%).
Рисунок 3. Уровень сформированности 1Т-компетенций у преподавателей
Представленные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время социум хорошо реагирует на инновационные процессы, связанные с диджитализацией общества и образования. Рассматривая вопрос по диджитализации казахстанского образования, следует отметить, что последние мировые тенденции подтолкнули всех участников педагогического процесса активизировать свои усилия в сторону совершенствования информационной компетенции.
Рассматриваемое нами исследование также выделяет следующие два важных фактора. К первому относится возникновение нового вида коммуникации между педагогом и студентом, вытекающих за рамки классического. К ним относятся такие коммуникационные возможности, как вацап, зум, мессенджер, электронная почта, инстаграмм и другие. В данном случае следует говорить о «холодном» общении. Говоря о втором факторе указанной коммуникации, мы хотели бы выделить психическую устойчивость всех участников общения, также дидактические возможности интернета.
Подводя итог представленному, следует отметить, что освещенный краткий обзор теоретических данных, результаты социологического опроса указывают на потребительскую возможность социальных сетей, возможность увидеть широкий их потенциал. Эти ресурсы обеспечивают организацию педагогического взаимодействия, как в учебном процессе, так и за его пределами, позволяет применять элементы образовательных технологий, тем самым увеличивая вовлеченность учеников в процесс познания и обучения.
К положительным аспектам следует отнести вариативность использования социальных сетей в образовательных целях, как в деятельности обучения, так и в преподавании. К аспектам, требующим особого внимания, относятся все еще низкий уровень грамотности в 1Т-области, инертность перехода от традиционной формы трудовой деятельности к диджитализованной, что также требует время на пересмотр его нормативных регулирований.
Так, данные, полученные в период роста пандемии коронавируса (март - май 2019г; практически весь прошлый 2019-2020год), показали, что
есть трудности в использовании социальных сетей в образовании. Это, главным образом связано с более низкой скоростью Интернета, отсутствия доступа к некоторым информационным сайтам, блокировкой ресурсов, требующей оплаты за пользование. Более того, сказывается все еще неотработанная методика преподавания именно с использованием возможностей социальных сетей и эффективных формах мобильных технологий. Особого внимания заслуживает психологический аспект проведения занятия онлайн, где преподаватель не видит концентрацию студента на новой информации. Однако, несмотря на все указанные выше проблемные моменты, педагоги отмечают тот факт, что в рамках дистанционного образования наиболее успешной из педагогических технологий является проектная деятельность или групповая, парная работа.
Таким образом, рассматривая вопрос о диджи-тализации казахстанского образования, следует указать на тенденции, проводимые в плане общественных и методологических преобразованиях. К ним относятся утвержденные государственные программы, охватывающие вопросы образования. Также принятие казахстанским сообществом ГГ-ресурсов для создания комфорта их жизни. Среди возможностей использования современных образовательных технологий можно обнаружить большое количество актуальных методик, направленных как на обучение студента познавать профессионально-образовательный контент самостоятельно, также и самому педагогу уметь варьировать как своими ИКТ-возможностями, так и студенческими знаниями 1Т-программ, умело оперируя ими в полузу качественного образования.
Литература:
1. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. М-во образования и науки РФ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина». - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ- 2017. - 128 с.
2. Государственная программа «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы. Режим доступа: https://digitalkz.kz/.
3. Digital_Ranking_Report_2021. Швейцарский международный институт управления и развития. Режим доступа: https:// worldcompetitive-ness.imd.org/ countryprofile/KZ/digital.
4. «Измерение инноваций в образовании» Отчет ОЭСР. 2014. Режим доступа: https://oecdru.org/ (дата обращения: 17 июля 2014).
5. Солдатова Г.У. и др. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 56-66
6. Holloway D., Livingstone S. Zero to eight: Young children and their internet use. -2013. - 127
7. Государев И.Б. Электронное обучение: тенденции развития моделей и опыт применения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2013
- №. 162. - С.162-166.
8. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы. М.: МГПУ - 2005.
- С. 231
9. Ellison N. Social network sites: Definition, history, and scholarship// Journal of Computer-Mediated Communication. 2007.- Т. 13. - №. 1. pp. 5-25
10. Manca S., Ranieri M. Is it a tool suitable for learning? A critical review of the literature on Face-book as a technology- enhanced learning environment //Journal of Computer Assisted Learning., 2013.
- Т. 29. - №. 6. - С. 487-50
11. Баймаханова Г.К., Баймахан С.Н., Сам-мерс Д. Открытые образовательные ресурсы в образовании: эффективность, таргетинг, перспективы. Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика». - 2020 -2(98) - 46-53.