6. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - СПб.: Изд - во Питер, 2013
7. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2013, № 10
8. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника - Москва: Изд - во Просвещение, 1985.
9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей - Москва: Изд - во Просвещение, 2010.
10. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду - Москва: Изд - во Просвещение, 2011.
11. Сакулина Н.П. Изобразительная деятель-
ность в детском саду - Москва: Изд - во Просвещение, 2006
12. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника -Москва: Изд - во Просвещение, 2010.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 №° 273-фз (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в российской федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)// Российская газета - 2021, 7 июля.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - режим доступа к изд.: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
15. Федеральный проект «Успех к каждому ребенку» - режим доступа к изд.: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/
16. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания 1832 - 1919.- Москва: Изд-во Искусство, 1953.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Родионова Инга Викторовна
преподаватель Ставропольский государственный медицинский университет г. Ставрополь
CURATOR'S ACTIVITY ON THE FORMATION OF MULTICULTURAL EDUCATION OF
MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
Rodionova Inga Viktorovna teacher
Stavropol State Medical University Stavropol
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности деятельности куратора по формированию поликультурной компетентности студентов медицинского вуза. предлагается диагностический инструментарий для выявления уровня поликультурной воспитанности студентов.
ABSTRACT
The article discusses the features of the curator's activity on the formation of multicultural competence of medical university students. diagnostic tools are proposed to identify the level of multicultural education of students.
Ключевые слова: поликультурность, воспитание, толерантность, межнациональное общение, культура.
Keywords: multiculturalism, education, tolerance, interethnic communication, culture.
Россия является исторической Родиной более 100 наций и народностей, и поэтому вопрос поликультурной культуры и межнационального отношения являются вопросами не только культуры вообще, это - вопрос целостности государства, один из главных приоритетов ее национальной безопасности. Во все времена вопрос культуры межнациональных отношений являлся для России актуальным.
Государственной политикой Российской Федерации в области образования в качестве приоритетных задач выдвигаются проблемы формирования поликультурной культуры межнационального общения студенческой молодежи. Известно, что
молодые специалисты, закончив обучение в высшем учебном заведении, оказывают влияние на общественные процессы (демократическое и экономическое обновление страны, ее социально-психологический климат) [5].
Таким образом, университеты можно рассматривать как зеркало, отражающее сложившиеся взаимоотношения между разными национальностями в России.
Исследованию особенностей воспитания культуры межнационального общения с учетом национальной специфики посвящены труды Р.Г. Абдула-типова, Т.Ю. Бурмистровой, З.Т. Гасанова, А.Г. Здравомыслова, Л.М. Дробижевой, В.П. Комарова, И.И. Серовой и др.
Воспитание культуры межнационального общения сегодня затруднено в контексте традиционного педагогического образования. Причины затруднений заключаются в ориентации образовательного процесса в образовательном учреждении на передачу знаний («знаниевый» подход), а не на потребности этнокультурно развивающейся личности (личностно-ориентированный этнопедагогиче-ский подход); постоянно увеличивающийся информационный и коммуникативный разрыв между субъектом и объектом учебного процесса; отход от критериев культуры педагогической деятельности; оторванность высшей школы от современной мировой культуры.
Необходимо отметить, что поликультурное межнациональное общение в современном студенческом сообществе складывается на фоне роста социальной напряженности, межэтнических конфликтов, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это, в свою очередь, стимулирует проявление межнациональной конфронтации и приводит к осознанию необходимости формирования культуры межнационального общения как альтернативы межнациональных разногласий [4].
Непосредственную роль в формировании нравственных ценностей и поликультурной компетентности студентов играет куратор группы, который проводит воспитательную работу, организуя не только учебный процесс, но и свободное времяпровождение, делая акцент на воспитание культуры, понимание и подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной среды.
Поликультурная компетентность педагога, представляющая собой систему поликультурных знаний, навыков, умений, ценностей, интересов, поликультурных качеств, опыта, необходима для передачи жизненного опыта курируемой группе, организации деятельности в поликультурном социуме, для взаимодействия с различными культурами (представителями разных рас, национальностей, социальных групп, верований) [1].
Воспитывая студентов и прививая им поликультурную компетентность, куратор раскрывает и прорабатывает со студентами основные критерии поликультурной компетентности: знания культурных артефактов, моделей поведения, понимания необходимости и соблюдения сценариев поведения родной либо иной культуры или субкультуры; соотносит и отождествляет поведение группы с культурными нормами и образцами поведения; прививает нормативную идентичность- знание, понимание и принятие социальных норм.
В исследованиях Макаева В.В., Мальковой З.А., Супруновой Л.Л. поликультурное воспитание определено как «формирование личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий» [3].
Формирование критериев поликультурного воспитания иностранных студентов, диагностические методики и критерии оценивания уровня толерантности, коммуникативности, готовности к позитивному взаимодействию с представителями разных культур были изучены Р.С. Немовым, социально-психологический климат в коллективе освещен в работах А.С. Михайлюка, Л. Ю. Шарито.
Студенчество является временем активного усвоения новых знаний, что послужило основанием для выделения социокультурного критерия (на уровне осознания себя, как носителя национальной культуры и участника социальных отношений) с показателями:
- знание о культуре и традициях своего народа;
- наличие интереса к иной культуре;
-толерантность в отношениях с другими
людьми и готовность принимать их позиции и установки [6].
Студенты чувствительны к сопереживанию и сочувствию, на основе которых формируются более глубокие чувства, эта особенность позволила выделить эмоционально-ценностный критерий (на уровне эмоционального отношения к национальной и общечеловеческой культуре) с показателями:
- уважение национальных традиций;
-наличие положительного отношения к культуре другого народа; уважение иных культурных и жизненных ценностей;
-готовность к эмоциональному восприятию
духовных ценностей представителей разных культур.
Студенты характеризуются высокой потребностью в общении и деятельности, в которых применяются приобретенные знания, что нашло свое выражение в компетентностном критерии (на уровне применения знаний о национальной культуре и культурных отличиях в контактах с окружающими людьми) с показателями:
- умение поддерживать общение с окружающими людьми, потребность в коллективной деятельности;
- наличие элементарного навыка находить выход из проблемных ситуаций в общении с окружающими людьми;
- готовность адаптироваться к социальным изменениям^].
Для ведения работы по поликультурному воспитанию студентов были использованы методики исследования уровня поликультурной воспитанности. Применение тестов, анкет, тренингов, наблю-дения-как метод, бесед, дискуссий на выявление уровня поликультурного воспитания, решение ситуационных задач, помогают адекватно и правильно оценивать ту или иную обстановку.
На основании изученного материала, связанного с классификацией критериев поликультурной воспитанности, мы выделили следующие критерии оценивания диагностической работы:
- наличие интереса к иной культуре;
- толерантность в отношениях с другими людьми и готовность принимать их позиции и установки;
-умение поддерживать общение с окружающими людьми, потребность в коллективной деятельности и общении.
В результате примененного диагностического инструментария были сделаны выводы, что «поликультурное воспитание» у студентов медицинского университета сформировано не в полном объеме. Проведенное анкетирование и тестирование показало низкий уровень толерантности и поликультурной воспитанности.
Считаем целесообразным проводить занятия, тренинги, круглые столы по установлению доброжелательных отношений в студенческой группе, где основную консолидирующую роль играет куратор. Необходимо применять превентивные меры в студенческой среде с целью недопущения возможных межнациональных конфликтов.
Оценивая результаты проведенной работы по поликультурному воспитанию была выявлена необходимость дополнительных встреч с куратором и проведение бесед на темы ««Истории малочисленных народов», «Истории разных народов», «Формирование этнической идентичности», «Формирование межэтнической толерантности», «Этнические стереотипы», «Влияние аккультурации на судьбу отдельных народов» и др. Включение в план работы кураторов таких мероприятий как посещение музеев и выставок, носящих этнический характер, изучение песен на разных языках, просмотр
фильмов по данной теме, способствует организации поликультурного воспитания студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губанихина Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога // Молодой ученый. -2015. - №4. - С. 556-559
2. Жукова Т. В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи. / Т. В. Жукова. — М.: МГУ, 2009.
3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы/ В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л.Супрунова// Педагогика. 1999. №4. С.3-10.
4. Нигматуллина Т. А. Межнациональные коммуникации в студенческой среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - Т. 13. - С. 4221-4225. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85845.htm.
5. Раджабова Р.В. Формирование поликультурной компетентности молодежи как условие воспитания культуры межнационального общения //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.2011. № 4. С. 208 - 213.
6. Теория и практика формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений: монография / Р.И. Кусарбаев. - Челябинск, 2009. - 209 с.
7. Шафигуллина Ю.В. Социокультурные особенности современного студенчества.// Научный журнал «Система ценностей современного общества». 2009№ 9. С. 149 - 154.
ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЕМЫ
Сутеева Майра,
кандидат пед. наук, доцент, Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
г.Актобе, Казахстан Сарасембаева Ляззат, Магистр, преподаватель, Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
г.Актобе, Казахстан Тайманова Зура, Магистр, преподаватель, Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
г.Актобе, Казахстан
DIGITALIZATION OF KAZAKH EDUCATION: POSSIBILITIES AND PROBLEMS
Maira Suteyeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Aktobe Regional University named after K.Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan Lazzat Sarsembayeva, Lecturer, Master,
Aktobe Regional University named after K.Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan, Taimanova Zura, Lecturer, Master,
Aktobe Regional University named after K.Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan