УДК 94 (574.1)"Х1Х" https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2021.5.276.284
НАУЧНЫЙ ВКЛАД Н.Ф.КАТАНОВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОБЩЕСТВА АРХЕОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ» ПРИ КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХГХ ВЕКА
© 2021 г. Ж.С. Бегимбаева, В.В. Мохиборода
В статье представлен анализ деятельности «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете. Посредством разнообразных форм, начиная от лекционно-пропагандистской деятельности, а также привлечением местной общественности на свои научные диспуты, члены научных обществ, в том числе и известные профессора, реализовывали проекты и выполняли просветительскую миссию по отношению к кочевым народам Южного Урала, влияли на формирование мировоззрения студентов. «Общество археологии, истории и этнографии» при Казанском университете стало центром, координирующим деятельность, как специалистов, изучающих многонациональное Поволжье и Западный регион Казахского края, так и многочисленной армии корреспондентов -знатоков народного быта.
Ключевые слова: университет, история, этнография, археология, научное общество.
SCIENTIFIC CONTRIBUTION OF N.F.KATАNOV IN THE ACTIVITY OF THE "SOCIETY OF ARCHEOLOGY, HISTORY AND ETHNOGRAPHY" AT KAZAN UNIVERSITY IN THE SECOND HALF OF THE ХГХ CENTURY
Z.S. Begimbayeva, V.V. Mohiboroda
In the article the analysis of activity of "Society of archaeology, histories and ethnographys", is presented at the Kazan university. By means of various forms, beginning from lecture-propagandist activity, and also bringing in of local public on the scientific disputes, the members of scientific societies, including well-known professors, realized projects and executed an elucidative mission in relation to the nomads of South Ural, influenced on forming of world view of students. "Society of archaeology, histories and ethnographys", at the Kazan university became a center, coordinating activity, both specialists studying multinational Volga-Ural region and Western region of the Kazakh edge and numerous army of correspondents - connoisseurs of folk way of life.
Keywords: university, history, ethnography, archaeology, scientific society.
Образованная в начале XVIII века Казанская губерния была самой многонациональной из всех поволжских губерний (Загоскин, 2005, с. 199). Центр многонационального Среднего Поволжья - город Казань - издавна привлекал внимание исследователей. Казанский университет, являвшийся очагом демократической культуры, центром развития просвещения оказал большое влияние на культурную жизнь Казахстана. Основанный в 1804 году Казанский университет является одним из старейших университетов и по праву занимает видное место в истории культуры и науки, в развитии общественно-политической мысли России.
Деятельность Казанского университета развивалась в исторически сложившемся регионе с преобладанием нерусского населения. Территория созданного Казанского учебного округа охватывала Поволжье, Северный Кавказ и Закавказье, Урал, Казахстан и всю Сибирь. Казанский университет на нацио-
нальной окраине по замыслу царских властей должен был выступать как политический и идеологический форпост в распространении влияния царизма на новые территории. В действительности Казанский университет стал центром учебно-научной, политической и культурной жизни многонационального Востока. К Казани население Западного Казахстана и Волго-Уральского региона тяготело не только территориально, но и как к научному и культурному центру (рис. 1).
С принятием в 1863 году нового Устава университета появилась возможность обучаться в высших учебных заведениях и тем лицам, которые прошли обучение и в других провинциальных гимназиях. Это давало шанс получить образование в высшей школе и представителям казахского народа. С 70-х годов XIX века до 1917 года в Казанском университете училось 33 казаха, из них 18 - из Тургай-ской области, 9 - из Внутренней Орды, 2 - из Семиреченской области и по одному чело-
Рис. 1. Казанский университет. Начало ХХ века. Fig. 1. Kazan University. Early 20th century.
веку из Акмолинской и Уральской областей. Среди студентов университета шесть человек по социальной принадлежности (Махзум Каратаев, Жансултан Сейдалин, Нурмухамед Айшуаков, Гали-Ахмед Арунгазиев, Салим Нуралиханов, Жансултан Чуваков) относились к султанам, Ахмедбек Балгожин был сыном бия, Ахмед Беремжанов и Эмиржан Бекмухамедов происходили из семей, отцы которых занимали определенные должности в царской администрации. Остальные студенты были детьми рядовых скотоводов (Султанга-лиева, 2002, с. 138). Полный курс Казанского университета окончило 22 казаха, среди них Ж.Ч. Сейдалин С. Суюнучгалиев, А.К. Беремжанов - выпускники юридического факультета университета, М. Карабаев - выпускник медицинского факультета, и другие (Султан-галиева, 2002, с. 140) (рис. 2).
Студенты университета проявляли активность в различного рода деятельности, оттого появилась необходимость в следующем: во второй половине Х1Х века в Казани создавались небольшие кружки - литературные, исторические, экономические, а затем начали возникать добровольные общества. Импульсом к созданию «Общества археологии, истории и этнографии» (ОАИЭ) при Казанском университете явился IV Всероссийский археологический съезд. Общество было основано в 1877 году по предложению попечителя Казанского учебного округа П. Д. Шестакова (1826-1891) и состояло из трех отделений -истории, археологии и этнографии (НА РТ. Ф. 977, Оп. Совет, Д. 6279, Л. 3). В 1897 году в Устав Общества были внесены некоторые изменения, расширявшие сферу объектов его изучения, в число которых были включены народы Сибири и Средней Азии (Устав ОАИЭ, 1898, с. 1).
Состав членов общества был полиэтнич-ным, представители казахского, татарско-
го, башкирского, русского и других народов были как действительными, так и членами-сотрудниками общества. Членом-сотрудником ОАИЭ был помощник мирового судьи села Ново-Сенаки Кутаисской губернии, казах, султан Бахытжан Бисалиевич Каратаев (1863-1934) (Отчет ОАИЭ, 1895, с. 25). Султан Бахытжан Бисалиевич Каратаев, выпускник юридического факультета Петербургского университета, видный общественный деятель, в 1907 году был избран депутатом в Государственную Думу II-го Созыва от Уральской области (Бикбулатов, 1982, с. 171) (рис. 3). Действительными членами Общества были татарский просветитель К. Насыров (1825-1902), башкирский этнограф А.А. Диваев (1856-1932), внесший большой вклад в изучение памятников духовной культуры казахского народа.
Выдающуюся роль в деятельности «Общества археологии, истории и этнографии» Казанского университета сыграл востоковед, профессор Николай Федорович Катанов (1862-1922). Более десяти лет (1898-1914) он возглавлял «Общество археологии, истории и этнографии» Казанского университета. В эти годы сотрудники Общества значительно расширили территорию, на которой велась научно-исследовательская работа. В нее входит вся Сибирь, вплоть до Дальнего Востока, а также Средняя Азия. В 1898 году в составе Общества насчитывалось 186 членов: 14 почетных, 4 члена-соревнователя, 106 действительных (58 городских и 48 иногородних) и 62 члена-сотрудника (21 городских и 41 иногородних) (НА РТ. Ф. 977, Оп. Совет, Д. 9815, Л. 226).
Хакас по национальности, Н.Ф. Катанов отчетливо видел неравноправное положение нерусских народов регионов в Российской империи, поэтому горячо сочувствовал всем начинаниям, направленным на развитие их
Рис. 2. Казахские студенты, обучавшиеся в Казани. 1896 г. На фотографии слева направо в первом ряду: 1 - Асадулла Идигин; 2 - Ахмет Беремжанов; 4 - Матен Бекетаев; 5 - Мухамеджан Сыздыков; 6 - Магзум Каратаев; 8 - Муса Жасмагамбетов. Второй ряд: 2 - Оразгул Базанов;
4 - Мажит Чумбалов; 6 - Исенгали Кульпеисов и другие. Fig. 2. Kazakh students who studied in Kazan. 1896. On the photo, left to right, first row: 1 - Asadulla Idigin; 2 - Akhmet Beremzhanov; 4 - Maten Beketayev; 5 - Mukha-medzhan Syzdykov; 6 - Magzum Karataev; 8 - Musa Zhasmagambetov. Second row: 2 - Orazgul Bazanov; 4 - Mazhit
Chumbalov; 6 - Isengali Kulpeisov and others.
образования и культуры. Николай Федорович Катанов - известный языковед и этнограф, исследователь тюркских народов, выпускник восточного факультета Санкт-Петербургского университета, с 1893 года - профессор Казанского университета (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 1. ЛЛ. 1-6) (рис. 4).
В 1890-1892 годах Н.Ф. Катанов совершил научную поездку в Сибирь и Восточный Туркестан, где изучал наречия казахов и узбеков, живших в восточной части Семиречен-ской области. Н. Ф. Катанов собрал ценные материалы по языку, фольклору и этнографии тюркоязычных народностей Сибири и Казахстана. Итогом этой поездки явился капитальный труд Н.Ф. Катанова «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского края», опубликованный в Казани в 1903 году (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 68).
Тюркский мир во всем своем многообразии привлекал взор профессора Н. Катанова. Важным направлением его исследований, к которому он проявлял большой интерес, стала история казахского народа, его культура, язык. Его курс лекций на историко-филологическом факультете Казанского университета был построен на основе личных наблюдений и обобщения этнографических материалов,опубликованныхврусскойлитературе.
В Национальном Архиве Республики Татарстан сохранились материалы публичной лекции профессора Н.Ф. Катанова на тему «Казахи: их прошлое и настоящее», прочитанной в Казанском университете (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 16, ЛЛ. 1-11).
Профессор начал лекцию с объяснения географического расположения «Казахской кочевой орды»: «Обширные степные пространства, которые тянутся от устья Волги на западе до хребта Тарбагатая на востоке и от Сырдарьи и Амударьи на юге до Иртыша и Оби на севере, занимает многочисленный кочевой народ, известный у нас более всего с XVIII столетия, но упоминаемый еще в начале XVII века...» (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 16. Л. 1). Н.Ф. Катанов охарактеризовал климатические особенности обширного степного региона, флору и фауну территории, отметил природные богатства края (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 16. Л. 2). В своей лекции профессор уделил внимание политической истории Казахского ханства со времен присоединения к Российской империи и до середины XIX века, когда была введена «кибиточная подать» (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 16. Л. 4).
Профессор Н.Ф. Катанов описал антропологический облик казахов, «происшедших из тюркских и монгольских элементов», отметил физические особенности организма, такие
Рис. 3. Бакытжан Бисалиевич Каратаев (1863-1934) - член-сотрудник «Общества археологии, истории и
этнографии» при Казанском университете. Fig. 3. Bakytzhan Bisalievich Karataev (1863-1934) -member of the "Society of Archaeology, History and Ethnography" at Kazan University.
как выносливость, силу, а также характер народа, как «умный, хитрый и любопытный» (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 16. Л. 4). По мнению казахского историка О.И. Исмагулова, пале-оантропологические материалы Казахстана позволяют заключить, что свойственный казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее Х1У-ХУ веков на основе сложного взаимодействия двух больших рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной (Исмагулов, 1993, с. 125).
Изучая казахский язык, профессор Н.Ф. Катанов отметил, что «язык казахов составляет одно из наречий тюркского языка, к которым относятся также наречия турок, крымских татар и многих других племен Сибири и Китая, но отличается от них кроме звуков и форм также богатством слов и оборотов речи» (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 16. Л. 5). Тем самым профессор подчеркнул близость лингвистического характера тюркоязычных народов.
Профессор Н.Ф. Катанов в интересной и яркой форме познакомил студентов с повседневной жизнью казахской семьи, затронул гендерную проблему, рассказав о бесправном положении женщины в казахской степи (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 16, Л. 6-8). В своей лекции профессор остановился на духовной культуре казахского народа, отметив, что большинство казахов придерживалось доисламских верований, основанных на анимистических представлениях и культе сил природы. Большую роль в жизни народа играл циклический календарь. Казахи считали время цикла-
Рис. 4. Председатель «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете, профессор Николай Федорович Катанов (1862-1922). Fig. 4. Chairman of the "Society of Archaeology, History and Ethnography" of Kazan University, Professor Nikolai Fedorovich Katanov (1862-1922).
ми в 12 лет - мушел, каждый цикл назывался именем животного (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 16. ЛЛ. 9-11).
Николай Федорович раскрывал все стороны жизни тюркских народностей. Большой интерес представляют рукописи ученого, содержащие богатый этнографический материал о быте и фольклоре казахского народа (НА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 14; Д. 27; Д. 39). Следует отметить многочисленные работы профессора Н.Ф. Катанова, освещавшие различные стороны истории, культуры и быта тюркских народов. Особенно интересны его работы «О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней», «О свадебных обычаях татар Восточного Туркестана», «Исторические песни казанских татар», «Народные способы лечения у башкир» (Катанов, 1894). Н.Ф. Катанов перевел по поручению Общества арабские, персидские и тюркские надписи в мечети Ахмеда Яссави, присланные А. Диваевым (НА РТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 9471. Л. 208). При его непосредственном содействии были опубликованы оригинальные труды Н. Н. Пантусова (1849-1909) «Материалы к изучению наречия таранчей Илийского округа» и «Материалы к изучению казак-киргизского языка», а также статьи и материалы А. А. Диваева по этнографии и фольклору казахов (НА РТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 9591. Л. 234).
Председатель ОАИЭ профессор Н.Ф. Ката-нов был первым ученым, опубликовавшим в печати рецензии на книги, издаваемые по
истории хозяйства казахского народа. Необходимо отметить также работу А. Добросмыс-лова «Скотоводство в Тургайской области», Оренбург, 1895 (НА РТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 9471. Л. 210). Кроме того, в «Известиях» ОАИЭ А. Добросмыслов опубликовал работу «Каменные бабы, найденные в Тургайской области» (Добросмыслов, 1903).
В «Известиях» ОАИЭ регулярно публиковались рецензии профессора Н.Ф. Катано-ва на новые книги по этнографии казахского народа, что давало возможность образованной общественности России знакомиться с этими изданиями, например, интересны в этом плане его отзыв на книгу А. А. Диваева «Этнографические материалы», Ташкент, 1895 (НА РТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 9471. Л. 207), отзыв на книгу А.В. Васильева «Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние», Оренбург, 1896 (Известия, 1896, с. 556-557), рецензия на книгу И. Крафта «Из киргизской старины», Оренбург, 1900 (Известия, 1900, с. 253-254).
В этот период еще более усилилось внимание Общества к изучению истории, этнографии, фольклора, языка и литературы казахского народа. Н.Ф. Катанов сумел привлечь к работе Общества известных ученых, изучавших духовную культуру казахов: А. Диваева, Н.Н. Пантусова, А.Е. Алекторова, М.Н. Беки-мова, Г. Балгимбаева и других (Бержанов, 1965, с. 110). Учитель русско-казахской школы М.Н. Бекимов опубликовал в 1905 году статьи «Материалы к изучению киргизского народного эпоса» и «Свадебные обряды киргизов Уральской области» (Известия, 1905).
Особенно большой заслугой Общества и его председателя Н. Ф. Катанова следует считать издание капитальной работы А. Е. Алекторова «Указатель книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах» (1900) (НА РТ Ф. 977. Оп. Совет. Д. 10507. Л. 231). В 1908 году Н.Ф. Катанов опубликовал «Краткую программу для описания казахского аула», составленную М. Филипповым, чтобы обеспечить поступление рукописей научных работ по этнографии казахов (Масанов, 1966, с. 275). Можно сказать, что это был период расцвета деятельности ОАИЭ Казанского университета.
Стоит отметить, что Н. Ф. Катанов также занимался просветительской деятельностью: много внимания он уделял учителям русско-казахских школ, переписывался с ними, способствовал пробуждению у них научного интереса к сбору материалов по истории
культуры казахского народа. Внимательно подбирая членов редакционных комиссий, казанское «Общество археологии, истории и этнографии» вело значительную работу с авторами, не имеющими опыта научных исследований, особенно из нерусских народов, помогая им в научной работе. В этом отношении особенно большую работу проводил Председатель ОАИЭ профессор Н.Ф. Катанов, редакционная деятельность которого в течение многих лет помогала опубликованию ряда ценных источников и вывела на научную дорогу немало казахских краеведов. Это важное культурно-просветительское направление он осуществлял через руководимое им ОАИЭ, имевшее свой печатный орган «Известия», где печатались материалы по истории, языку, быту, науке, культуре, искусству народов Восточной России, в том числе и казахов. При содействии и редактировании профессора Н.Ф. Катанова были опубликованы в «Известиях» ОАИЭ работы казахских краеведов: учителей Бека Мухамедова, Жума-гали Байтиева, Садыра Калиева, Г.Р. Джурсу-нова, Д. Журумбаева, студентов Мухаметжана Сыздыкова, Султана Идигина.
При содействии профессора Н.Ф. Катанова был обработан и подготовлен к печати этнографический материал об играх казахских детей во Внутренней Орде, собранный учителем начальной школы Беком Мухамедовым (Известия, 1895, с. 307-309). Выпускник Казанской учительской семинарии, учитель Внутренней Орды Жумагали Байтиев на основе собранных материалов о народном эпосе записал один из вариантов «Сказки об Едигее» (Известия, 1911, с. 304-306). Учитель Внутренней Орды Садыр Калиев написал в стихотворной форме «Краткую историю России», в рецензии на которую Н. Ф. Катанов писал, что автор «человек образованный и. сведующий в русской истории» и что в отличие от других тюркоя-зычных народов казахи отличаются особенностью стихотворного слога (Известия, 1911, с. 307-309). Возможно, первым опытом работы по лингвистике русского языка была работа учителя Г.Р. Джурсунова «Русские глагольные приставки и русские предлоги» на казахском языке (Султангалиева Г.С., 2002, с. 135).
Председатель ОАИЭ профессор Н.Ф. Катанов использовал методы совместного обсуждения научных работ на заседаниях ОАИЭ авторов докладов и ученых Казанского университета. Так, например, 27 января 1913 года на заседании Общества с докладом «Верования киргиз в злых духов» выступил
учитель Д. Журумбаев (Известия, 1913, с. 6-8). Чтение доклада сопровождалось замечаниями со стороны сотрудников Общества, а именно Н.Ф. Катанова, М.М. Хомякова. Профессор Н.Ф. Катанов посоветовал Д. Журумбаеву для полноты материала обратиться к верованиям в злых духов у других близких казахам народам и познакомиться с литературой по этому вопросу. Таким образом, на заседаниях ОАИЭ осуществлялось обсуждение доклада и обмен информацией с целью повышения уровня научной работы, тем самым сотрудники Общества реализовывали социально-организационную и коммуникативную функцию научного общества.
Новаторским шагом Н. Катанова стало привлечение к этнографическим исследованиям казахских студентов, обучавшихся в Казани. Студент Казанского ветеринарного института Мухаметжан Сыздыков выступил с научным сообщением о фотографическом снимке с киргизской рукописи первой половины Х1Х века, принадлежавшей В.И. Далю и сфотографированной действительным членом Общества В.А. Мошковым на заседании Общего собрания Общества 28 ноября 1895 года (НА РТ Ф. 977. Оп. Совет. Д. 9471. Л. 206). Сравнительный анализ рукописи «Башкирские песни», написанной на казахском языке, сделанный М. Сыздыковым, был отмечен членами Общества, и на страницах «Известий» ОАИЭ появилась статья М. Сыздыкова «Несколько слов об одной рукописи» (Сыздыков М., 1895, с. 460). Сыздыков М. отметил в своем исследовании, что историческая общность происхождения, вековые контакты казахов и башкир способствовали приписыванию казахских поэм и песен башкирскому народу.
На страницах «Известий» ОАИЭ была опубликована также работа студента юридического факультета Казанского университета Султана Идигина «Песня Тургайского киргиза, умеющего говорить по-русски», посвященная исследованию казахского фольклора (Идигин, 1895, с. 564-565). На страницах «Известий»
ОАИЭ была опубликована «Киргизская ода», написанная казахом Внутренней Орды, сыном Джумабая Габдолой, переведенная на русский язык инспектором школ Внутренней Орды А. Горячкиным (Известия, 1915, с. 76-83).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что «Общество археологии, истории и этнографии» при Казанском университете было единственным научным центром в Российской империи, поставившим своей целью изучение истории народов Поволжья и Приуралья, Сибири и Средней Азии. Прогрессивным фактом в деятельности общества являлась полиэтничность состава общества, уважение и открытый интерес к истории народов региона, несмотря на то, что Министерство народного просвещения Российской империи одобрило создание «Общества археологии, истории и этнографии», преследуя колониальные интересы изучения народов. Материалы публичной лекции профессора Н.Ф. Катанова на тему «Казахи: их прошлое и настоящее», прочитанной в Казанском университете, имеют важное значение как исторический источник по истории дореволюционного Казахстана, его географии, быта, культуры, этнографии.
Печатный орган Общества - «Известия Общества археологии, истории и этнографии» - стал не только периодическим, но и весьма авторитетным изданием, публиковавшим материалы, ценность которых невозможно переоценить вплоть до настоящего времени. «Общество археологии, истории и этнографии» при Казанском университете координировало, поощряло и обеспечивало собирательскую деятельность. В период его существования были собраны огромные этнографические коллекции по культуре и быту поволжских и сибирских народов, этнографические материалы по культуре казахского народа. Этнографический музей Казанского университета приобрел тот законченный вид, по полноте и содержанию коллекций которого можно поставить его на одно из первых мест среди университетских музеев.
ЛИТЕРАТУРА
Бержанов К. Русско-казахское содружество в развитии просвещения. Алма-Ата: Казахстан, 1965. 343 с.
Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Становление и развитие этнографической науки // В научном поиске: к 50-летию Ин-та истории, языка и литературы / Отв. ред. Х.Ф. Усманов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. С.
Добросмыслов А. Каменные бабы, найденные в Тургайской области // ИОАИЭ. Т. ХХ. Вып.4-5. Казань, 1903. С.
Идигин С. Песня Тургайского киргиза, умеющего говорить по-русски // ИОАИЭ. Т. Х111. Вып. 6, Казань, 1895. С.
ИОАИЭ. Т. ХШ. Вып. 4. Казань, 1895. ИОАИЭ. Т. ХХУ11, Вып. 4, Казань, 1911. ИОАИЭ. Т. ХХ1Х. Вып. 1-3. Казань, 1913. ИОАИЭ. Т.ХХ1Х. Вып. 1-3, Казань, 1915. ИОАИЭ. Т. ХШ. Вып. 6. Казань, 1896. ИОАИЭ. Т. ХУ1. Вып. 2. Казань, 1900. ИОАИЭ. Т. ХХ. Вып.4-5. Казань, 1905. ИОАИЭ. Том ХХ1, Вып. 5. Казань, 1905. С. 389-392
Исмагулов О.И. Антропологические аспекты происхождения казахского народа. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы: Дэуiр, 1993. 416 с.
Катанов Н.Ф. О свадебных обрядах татар Восточного Туркестана // ИОАИЭ. Т. Х11. Вып. 5. Казань, 1894, C.409-434.
Катанов Н.Ф. О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней // ИОАИЭ.Т. ХП. Вып. 1, Казань, 1894. C.
Катанов Н.Ф. Исторические песни казанских татар с текстом и переводом // ИОАИЭ. Т. ХУ Вып. 3, Казань, 1899. С. 273-306.
Катанов Н.Ф. Народные способы лечения у башкир // ИОАИЭ. Т. ХУ1. Вып.1, Казань, 1900. Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алма-Ата: Наука, 1966. 322 с.
НА РТ Ф.977, Оп.Совет, Д.9815 НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.1 НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.68 НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.16 НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.14 НА РТ Ф.969, Оп.1, Д.27 НА РТ Ф.969, Оп.1. Д.39 НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9471 НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9591 НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.9471 НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.10507 НА РТ Ф.977, Оп. Совет, Д.6279
Отчет ОАИЭ при Императорском Казанском университете за 1894 год. Казань: Типо-литография университета, 1895.
Сыздыков М. Несколько слов об одной рукописи // ИОАИЭ. Т. ХШ. Вып. 4. Казань, 1895. C. Спутник по Казани. Под ред. профессора Н.П.Загоскина. Казань: ООО БОМО «Глобус», 2005. 847 с. Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (ХУШ-нач.ХХ вв.). Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2002. 257 с.
Устав ОАИЭ при Императорском Казанском университете. Казань, 1898. 11 с. Информация об авторах:
Бегимбаева Жибек Сагинбаевна, кандидат исторических наук, доцент. Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова (г.Актобе, Республика Казахстан); shibek_07@mail.ru
Мохиборода Виктория Вячеславовна, студентка 3-го курса исторического факультета. Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова (г.Актобе, Республика Казахстан); anastasiya. mohiboroda@mail.ru
REFERENCES
Berzhanov, K. 1965. Russko-kazakhsskoe sodruzhestvo v razvitii prosveshcheniia (Русско-казахское содружество в развитии просвещения). Alma-Ata: "Kazakhstan" Publ. (in Russian).
Bikbulatov, N. B., Fatykhova, F. F. 1982. In Usmanov, Kh. F. (ed.). Vnauchnompoiske: k 50-letiiu Intituta istorii, iazyka i literatury (In Scientific Search: To the 50th Anniversary of the Institute of History, Language and Literature). Ufa: "Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ. (in Russian).
Sobrosmyslov, A. 1903. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom impera-torskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XX (4-5) Kazan, (in Russian).
Idigin, S. 1895. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIII (5) Kazan, (in Russian).
1895. Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIII (4) Kazan (in Russian).
1911. Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIII (4) Kazan (in Russian).
1913. Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIII (1-3) Kazan (in Russian).
1915. Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XXIX (1-3) Kazan (in Russian).
1896. Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIII (6) Kazan (in Russian).
1900. Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XVI (2) Kazan (in Russian).
1905. Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University)
XX (4-5) Kazan (in Russian).
1905. Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University)
XXI (5) Kazan, 389-392 (in Russian).
Ismagulov, O. I. 1993. Antropologicheckie aspekti proiskhogdeniia kazakhskogo naroda. Istoriia Kazakhstana c drevneishikh vremen do nashikh dnei (ocherk) (Anthropological Aspects of the Origin of the Kazakh People. History of Kazakhstan from Ancient Times to the Present Day (Sketch)). Almaty: "Dayir" Publ. (in Russian).
Katanov, N. F. 1894. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XII (5) Kazan, 409-434 (in Russian).
Katanov, N. F. 1894. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XII (1) Kazan, (in Russian).
Katanov, N. F. 1899. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XV (3) Kazan, 273-306 (in Russian).
Katanov, N. F. 1900. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XVI (1) Kazan, (in Russian).
Masanov, E. A. 1966. Ocherk istorii etnograficheskogo izucheniia kazahskogo naroda v SSSR (Essay on the history of ethnographic study of the Kazakh people in the USSR). Alma-Ata: "Nauka" Publ. (in Russian).
NA RT F.977, Op.Covet, D.9815
NA RT F.969, Op.1, D.1
NA RT F.969, Op.1, D.68
NA RT F.969, Op.1, D.16
NA RT F.969, Op.1, D.14
NA RT F.969, Op.1, D.27
NA RT F.969, Op.1,D.39
1898. Ustav Obshchestva arkheologii, istorii i etnografiipri Kazanskom imperatorskom universitete (Code of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University). Kazan (in Russian0.
NA RT F.977, Op. Covet, D.9591 NA RT F.977, Op. Covet, D.9471 NA RT F.977, Op. Covet, D.10507 NA RT F.977, Op. Covet, D.6279
1895. Otchet Obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Report of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University). Kazan: Typo-Lithography of the Kazan Imperial University (in Russian).
Syzdykov, M. 1895. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIII. Kazan, (in Russian).
Zagoskin, N. P. 2005. Sputnikpo Kazani. Illiustrirovannyi ukazatel'dostoprimechatel'nostei i spravochna-ia kniga goroda (Your Guide to Kazan. An Illustrated Reference-book for the Sightseeings and City Directory). Kazan: "Globus" Publ. (in Russian).
Sultangalieva, G. C. 2002. Zapadnii Kazakhstan v sisteme etnokyltyrnikh kontaktov (ХУШ-т^.ХХ vv.) (Western Kazakhstan in the System of Ethnocultural Contacts (18th - Early 20th Centuries)). Ufa (in Russian). NA RT F.977, Op. Covet, D.9471
About the Authors:
Begimbayeva Zhibek S. Candidate of Historical Sciences, Associate Professor. Aktobe Regional University named after K.Zhubanov. A. Moldagulova, Ave. 34, Aktobe, 030000, Republic of Kazakhstan; shibek_07@ mail.ru
Mokhiboroda Victoria V. Aktobe Regional University named after K.Zhubanov. A. Moldagulova, Ave. 34, Aktobe, 030000, Republic of Kazakhstan; anastasiya.mohiboroda@mail.ru
Статья поступила в журнал 01.08.2021 г. Статья принята к публикации 01.10.2021 г. Авторы внесли равноценный вклад в работу.